Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игровые упражнения для дошколят. Виды развивающих игр

    Игровые упражнения для дошколят. Виды развивающих игр

    Хотите узнать, как подготовить ребенка 4-6 лет к школе? Играйте с ним! В статье примеры развивающих игр для дошкольников.

    • Возраст 4-6 лет — самое лучшее время для игр. Ребенок уже хорошо разговаривает, различные психологические процессы у него стабилизировались
    • Школа со своим режимом и нагрузками еще впереди, поэтому малыш может быть вовлечен в игровой процесс практически с утра до вечера
    • При этом, грамотный взрослый посредством игры может подготовить его к этой самой школе

    Значение игр для детей дошкольного возраста

    Дошкольники играю дома, в детском саду, на детской площадке. Их игры уже более разнообразные, чем у детей 2-3 лет.
    Взрослый же может использовать игровой процесс для достижения определенных развивающих, воспитательных и обучающих целей.

    Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:

    1. Быть командным игроком, в процессе игровой деятельности взаимодействовать с другими участниками
    2. Действовать по правилам. У дошкольников появляется все больше и больше игр с четкими правилами, при отступлении от которых теряется весь смысл игры
    3. Проигрывать. Если малышу в 2-3 года взрослые, с которыми он, преимущественно, играл, всегда давали ему выигрывать, в 4-6 лет он оказывается в обществе ровесников и играет уже по-честному. Игра становится своеобразной подготовкой к жизни реальной, которая, к сожалению или к счастью, состоит не из одних лишь побед
    4. Учиться. Родители с прогрессивными взглядами на воспитание начинают готовить своего ребенка к школе уже в возрасте 4 лет. Используют они для этого дидактические игры, которые у дошкольников разнообразны
    5. Совершенствует свое физическое развитие. В 4-6 лет ребенок уже достаточно ловкий и сильный: он хорошо ходит и координирует свои движения, умеет бегать и прыгать, манипулировать с различным спортивным инвентарем, ездить на самокате, велосипеде, роликах, прочее. С ним можно играть в более сложные и разнообразные подвижные игры. Также появляется их новый подвид – спортивные игры

    Сюжетно-ролевая игра для детей 4 — 6 лет

    • Сюжетно-ролевая игра, впервые возникшие у ребенка в 3 годика, в 4-6 лет развивается и совершенствуется. Она теперь сложная, в ней ребенок на время становится взрослым, принимает правила взрослого общества
    • Если в 3 года девочка, играя в дочки-матери, выполняла четкую последовательность из нескольких действий (кормила игрушечного ребенка, качала его, укладывала спать, катала в коляске), то в пять лет она уже в состоянии моделировать сложные ситуации. Сюжет для игры рождается у нее в самом ее процессе
    • Темы сюжетно-ролевых игр у дошкольников могут быть самыми разными, от бытовых отношений между родителями и детьми, профессий, сказок и мультфильмов до синтеза этих тем или абсолютной фантастики, выдуманной самим малышом

    ВАЖНО: Теперь в сюжетно-ролевой игре дети играют вместе, а не просто рядом друг с другом

    Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.

    ВАЖНО: Пытаясь воплотиться в персонажа сюжетно-ролевой игры, дошкольник учит новые слова, обороты, фразы и выражения. Будто пробуя на вкус, он использует их в игре многократно, с различными интонациями. Речь ребенка развивается невероятно быстрыми темпами

    ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»

    Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.

    Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.

    Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.

    ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»

    Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».

    Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.

    Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.

    Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.

    ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»

    Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».

    Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители

    Роли: принцесса, дракон, рыцарь.

    Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.

    Режиссерская игра

    Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.

    ВАЖНО: Дошкольник должен уметь играть сам. По мнению психологов, тот сказочный, понятный лишь ему одному мир, который он создает в процессе режиссерской игры, позволяет ему переварить, разложить по полочкам получаемую им информацию об окружающем мире. Если родители и учавствуют в этом виде деятельности, их участие должно быть весьма деликатным

    У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:

    1. Теперь ребенок сам придумывает сюжет, взрослые ему не подсказывают
    2. Озвучивание игровых персонажей становится более сложным. Теперь это не просто мяуканье котика или рык динозавра. Игрушки вступают в полноценные диалоги, у каждого из них речь очень красочная, со своим и тембром и громкостью голоса, интонацией
    3. Научившись проводить ассоциации, ребенок все больше использует в игре предметы-заместители, от чего она становится более разнообразной
    4. Важную роль в игре ребенок отводит фону и декорациям. Он могут быть и понарошку

    Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:

    • время
    • игровое пространство
    • куклы и пупсы
    • кукольное «приданое» — мебель, бытовая техника, прочие аксессуары
    • машинки, дорожная техника
    • железная дорога
    • фигурки животных, динозавров
    • роботы
    • солдатики
    • фигурки персонажей из сказок и мультиков

    Очень интересный вариант режиссерской игры у дошкольников — кукольный театр. Игрушки и декорации для него можно купить в магазине игрушек или сделать самому. Наверное, многие помнят домашнее выступление кукол, во время которого маленькие кукловоды прятались за накрытыми одеялами стульями.
    Если же родители не поленятся, они могут предложить малышу сделать нечто большее из бумаги, картона, пластилина, прочих подручных материалов. Тогда ребенок проявит фантазию и получит удовольствие самого процесса творчества и его результатов.

    Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:

    • сначала простых – «Репка», «Колобок», «Теремок», прочие
    • более сложных – «Кот в сапогах», «Русалочка», «Мойдодыр», прочие

    Как сделать кукольный театр для детей 4-6 лет своими руками

    Дидактические игры для дошкольников

    Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.

    По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:

    • процесс может продолжаться 20 минут, именно на столько ребенок 4-6 лет может концентрировать внимание
    • во время игры малыш должен задействовать свой словарный запас и пополнять его
    • в процессе обучения игрой родители уже могут выявить способности ребенка к определенному виду деятельности
    • игровая обучающая деятельность обязательно должна быть запланированной и последовательной
    • играя, ребенок развивает: восприятие органами чувств, временное и пространственное восприятие, память, воображение, усидчивость, образное и логическое мышление, моторику, прочее
    • в такой игре дошкольник становится любознательным

    ВАЖНО: Играя в такие игры, дошкольник совершенствует знания об окружающем мире (погоде, природе, животных, растениях), себе самом (своем теле, режиме дня, правом – левом), а также учится читать, писать и считать

    Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.

    ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»

    Предметы для игры «Что из чего сделано».

    Нужно: мешок, небольшие предметы из дерева, резины, пластика, металла, стекла, других материалов
    Ход игры: Взрослый складывает в мешок игрушки и прочие предметы. Ребенок должен подойти к мешку, опустить в него руку, выбрать один предмет и охарактеризовать его по таким параметрам:

    • размер
    • форма
    • теплый-холодный
    • гладкий – шершавый

    В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.

    НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»

    Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».

    Нужно: бумажная кукла, одежда для нее, картинки с изображением различных времен года
    Ход игры: Перед малышом лежит бумажная кукла-одевайка и различная одежда для нее.

    Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.

    СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»

    Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».

    Нужно: изображения животных, игрушек, транспорта, фруктов, овощей, профессий, прочее
    Ход игры: Перед малышом стопкой изображением вниз лежат каточки. Он должен переворачивать и пытаться придумать загадки об изображенных на них предметах. При этом он опирается на их свойства и характеристики, проводит ассоциации. Например:

    • зима – холодно, снег, санки, Новый год
    • яблоко – фрукт, сладкое, круглое, красное
    • жираф – животное, с копытами, с длинной шеей

    Настольные игры

    Настольные игры для дошкольников невероятно разнообразны, их в большом количестве предлагают издательские дома и фабрики игрушек. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те, которые:

    • имеют цель и четкие правила
    • развивают речь, воображение, сенсорное восприятие, память, логическое и образное мышление
    • требуют коммуникации с другими детьми и со взрослыми
    • подходят ребенку по возрасту
    • подходят ребенку по полу (большинство игр предназначены для мальчиков и девочек, но некоторые все-таки предусматривают дифференциацию)
    • имеют яркий дизайн

    ВАЖНО: Настольные игры для дошкольников часто содержат фишки, кубики, пазлы, прочие мелкие детали. Кажется, что привычка все тянуть в рот у ребенка в этом возрасте осталась в прошлом, тем не менее, родителям лучше присматривать за ним

    С дошкольником можно поиграть в такие настольные игры:

    1. Настольно-печатные: лото и развивающие карточки. Темы могут быть самые разные: «Моя семья», «Кто что ест», «Профессии», «Транспорт», «Спорт», «Время», прочие

      Лото «Транспорт».

    2. Игры на выделение части и целого: пазлы, мозаики, соты. Эти игры присутствовали и у младших детей. У дошкольников они усложняются: в возрасте 4-6 лет ребенок свободно собирает пазлы из 6 – 24 деталей, а иногда и более сложные

      Пазл для дошкольников «Щенячий патруль».

    3. Игры – бродилки. Суть таких игр – фишкой пройти по пронумерованной дорожке от старта к финишу, выполняя при этом определенные задания. Иногда вместо фишек – маленькие фигурки, а само поле интерактивное, с подсветкой или музыкальным сопровождением
    4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления. Яркий пример такой игры – домино, которое может быть картонным, пластиковым, деревянным или из мягкого материала

    Пример игры-бродилки 2в1

    Подвижные игры

    В процессе подвижной игры дошкольник, как и в раннем детстве:

    • наслаждается движение
    • становится ловчее и сильнее
    • учится соблюдать правила
    • общается и взаимодействует
    • совершенствует речь и коммуникативные способности

    У детей 4-6 лет подвижная игра становится более сложной и подразделяется на несколько видов:

    • с сюжетом
    • без сюжета
    • с соревновательным элементом (обязательно групповая)
    • спортивную

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА С СЮЖЕТОМ «Море волнуется»

    Подвижная игра для дошкольников «Море волнуется».

    Ход игры: Игру лучше проводить в просторной комнате или на улице. Чем больше игроков, тем лучше. С помощью считалки, а их дошкольники любят и учат с удовольствием, выбирают ведущего.
    Он произноси знакомые всем с детства слова:
    «Море волнуется раз,
    Море волнуется два,
    Море волнуется три,
    Морская фигура, на месте замри!»
    В это время остальные участники кружатся, бегают, танцуют, но после слова «замри» принимают статичную позу, изображая что-либо, связанное с морем. Ведущий должен отгадать, кого же изображают участники. Игра будет разнообразнее, если вместо «морская фигура» говорить «любая фигура».

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА БЕЗ СЮЖЕТА «Горячие стулья»

    Подвижная игра для дошкольников «Горячие стулья».

    Ход игры: Эта игра также требует пространства и как минимум 4-5 игроков. Необходимы стулья, их должно быть на один меньше, чем участвующих в игре детей. Стулья ставят спинками друг к другу, дети становятся вокруг них. Взрослый включает музыку.

    Пока она звучит, дети бегают вокруг стульев. Взрослый выключает музыку. В это время дети должны сесть на стулья. Тот, кому не хватило места, покидает игру. Перед следующим раундом убирают один стул. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не займет последний стул.

    ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Кегли и мячи»

    Ход игры: Дети, а их должно быть 4-6 минимум, делятся на 2 команды. Они выстраиваются в параллельные колонны по одному человеку, впереди их взрослый выставляет по 5-7 кеглей. В руки первых малышей в колонне взрослый дает мяч.

    По его команде малыши должны пробежать между фишками, не сбив ни одной, и вернуться назад, набивая мячи. Они передаю мячи следующим игрокам, которые продолжают эстафету. Побеждает та команда, игроки которой закончат эстафету первыми.

    СПОРТИВНАЯ ИГРА «Футбол»

    Ход игры: Дети делятся на команды из равного количества человек. Если нет настоящего маленького футбольного поля с воротами, они будут импровизированные. Действуя по правилам футбола, команды должны забить соперникам как можно больше голов.

    Видео: Место сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка 4-6 лет: мнение психолога

    Многие родители сталкиваются с проблемой, когда у ребенка большое количество игрушек, но он с ними не хочет играть. Возникает справедливый вопрос – почему!? Детей часто привлекает именно новизна игрушки, и когда он к ней привыкает, то перестает играть. Она не способна заставить работать его мозг, дать интеллектуальную нагрузку и привлечь интерес к себе. Всё это потому, что малыш растёт и развивается. Исправить ситуацию призваны развивающие игры. Они направлены на развитие интеллекта и тренируют мыслительные процессы. В процессе игры дети учатся решать творческие задания, что захватывает их.

    Польза развивающих игр для детей

    Все развивающие игры обладают общими особенностями:
    • В каждой игре есть набор определенных задач, решаемых с помощью палочек, кубиков, разнообразных деталей;

    • Задания распределены по уровням сложностей;

    • В играх информация об условиях задачи выдаётся разными способами: с помощью схем, чертежей, моделей и т.д. Таким образом, игры знакомят детей со способами передачи информации;

    • Увеличение степени сложности задач поддерживает постоянный интерес к игре. Кроме того, это заставляет ребенка самосовершенствоваться и самостоятельно развивать нетрадиционное мышление;

    • Ребенок должен сам находить решение к задаче, при этом подсказывать ему нельзя;

    • Многие игры позволяют играющим самим разрабатывать новые задания;

    • Развивающие игры предполагают отсутствие нажима со стороны взрослых. Если ребёнок не может решить задачу сейчас, возможно, он ещё не дорос до неё;

    • Игры позволяют наглядно представить решение задачи с помощью схем, картинок, узоров. Таким образом, можно проверить правильность решения;

    • Игры позволяют достичь потолка своих возможностей, и потом снова подняться на новую ступень с повышением уровня трудности заданий, благодаря применению уже полученных знаний.

    Условия выбора развивающих игр

    К трём годам ребенок обладает определенным опытом, представляющим скорее его потенциал. К тому, чтобы реализовать этот потенциал, призваны развивающие игры. В них сочетаются все основные аспекты гармоничного развития детей. В таких играх взаимосвязаны знания и эмоции, внешние и внутренние действия, активность может быть как индивидуальная, так и коллективная.

    Все развивающие игры подразумевают совместные действия взрослого и ребёнка. Взрослый предлагает ребёнку поиграть и стимулирует интерес к игре.

    Все игры проходят по определенным правилам. Причём правила подразделяются на две группы. Первая группа – это как действовать с предметами, последовательность и темп игры. Вторая группа – это правила общения. В такой форме малышу легче осознать, что организованным и собранным нужно быть и вне игры.

    Показателем того, что игра понравилась ребенку, является просьба повторить и самостоятельные игровые действия. Игры обязательно должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям конкретного ребенка, так как у каждого малыша свой путь развития. Недопустимо «перепрыгивание» через этапы развития. Задания должны идти от простого к более сложному. В развивающих играх, при соответствующей подготовке со стороны взрослого, ребенок может самостоятельно двигаться вперёд. Ему могут быть под силу такие задания, с которым не каждый взрослый справится.

    Развивающие игры будут бессмысленны, если они не опираются на то, что уже умеет или любит делать ребёнок. Например, дети в три года любят бегать. На основе этого им можно предложить определенные развивающие игры.

    Чтобы игры развивали, нужно отказаться от принуждения. Если ребёнок не хочет играть, подумайте, как его увлечь. Обязательно хвалите его за любой успех. В развивающих играх нельзя требовать запомнить какую-либо информацию. Если малышу она будет нужна, то он запомнит её самостоятельно. Главное, увлечь ребёнка.

    Примеры и описание развивающих игр для детей



    Их разработал венгерский математик Дьенеш с целью развития логического мышления детей. Игровой материал представляет собой набор из фигур (блоков), в количестве 48 штук. Все они различны по форме (треугольная, прямоугольная, круглая и квадратная), цвету (синие, желтые, красные), а также размеру и толщине.

    Играть с ребёнком в блоки можно начать с двух летнего возраста. Сначала детей просят выполнить простые задания, например, найти такую же фигуру по размеру, цвету и т.д. в приложении к игре вы найдете большое количество заданий. Детям старшего возраста задания напечатаны на карточках, где все признаки обозначены определенными символами. Например, размер – это домик, большой или маленький.



    Палочки Кюизенера – это изобретение математика из Бельгии по фамилии Кюизенер. В эту игру можно играть, начиная с трёх лет. Интересны они будут и взрослым. Другое название этого материала – счётные палочки или цветные палочки.

    Палочки представлены в большом количестве (116, 241). Они различны по длине – от одного до десяти сантиметров, также в наборе десять цветов палочек. Каждая палочка обозначает определенное число. Каждое число может быть представлено набором палочек. Самое маленькое число – это один, оно обозначается белым кубиком с длиной один сантиметр. Голубая палочка – это число три. Три можно ещё представить как три белых кубика, или кубик и палочка, обозначающая число два.

    Задания представляют собой постройку ковра с определенным узором или дорожки, а также выкладыванию картинки по образцу. В процессе игры дети запоминают цвета, размеры, числа и учатся их соотносить.

    Обучающие и развивающие компьютерные игры

    2.1 Определение, основные понятия, классификация и примеры развивающих компьютерных игр для дошкольников

    Развивающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, главной целью которого является развитие личности ребенка.

    Развитие представляет собой процесс новообразований в личности, новые психические качества или их новый уровень, процесс формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Такие игры направлены на развитие познавательных процессов ребенка (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.), а также, на становление положительных качеств личности, таких, например, как самостоятельность, последовательность, терпение, усидчивость, любознательность и др. В основе таких игр чаще всего находится задача, которая содержит определенную познавательную трудность, т.е. ориентирована на перспективный уровень умений. Подбирая дошкольнику такие игры стоит учитывать, что условие поставленной в игре задачи должно соответствовать уровню развития ребенка, содержание игры должно быть ему понятно и доступно, но решение задачи ориентировано на «ближайший уровень развития». При таких условиях компьютерная игра будет стимулировать общее развитие дошкольника. В качестве классификации, можно использовать следующие категории таких развивающих игр:

    · конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, а также усидчивость, усердие, терпение. Например, паззлы, тетрис, сложи узор.

    · драматизации («конструкторы сказок»), совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстраций, можно «сыграть» сказку на компьютере, а можно распечатать иллюстрации, вырезать и создать настольный театр. Такой вариант игр замечательно подходит для групповой работы и способствует развитию воображения, восприятия, речевых навыков, коммуникабельности, положительного эмоционального настроя и т.д. Создать простейший мультфильм, например, можно с помощь программы ПервоЛого.

    · программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации ориентации ребенка в пространстве. Это различные лабиринты, по которым необходимо протащить предмет или игры, задачей которых является быстро поймать фигуру. К ним также можно отнести упомянутый выше тетрис.

    · головоломки или игры, на развитие логического мышления. Существует огромное количество различных вариантов головоломок, от простых - ребусы, до сложных - например, игра с мальчиком Алексом, которому нужно помочь с помощью подручных средств отправить мячик в цель. Такие игры развивают воображение, мышление, помогают понять причинно-следственные связи, способствуют самостоятельности, проявлению инициативы, повышению самооценки.

    · игры на развитие внимания и памяти. Это сравнение картинок - найди отличия, найди пару, найди тень; поиск спрятанных предметов; запоминание картинок (игра «мемори»); что изменилось и т.д. Кроме произвольного внимания и памяти, развивается усидчивость, терпение.

    Развивающие компьютерные игры могут быть и просто творческого характера, не имеющие конкретной задачи. Целью их может быть развитие цветового восприятия, обогащение слухового опыта, побуждение познавательной активности, становление образно-символического мышления и т.п. К таким играм можно отнести различные графические редакторы, благодаря которым ребенок может рисовать свои картинки или раскрашивать готовые; музыкальные игры, например, «звуковое лото», «повтори мелодию»; текстовые редакторы; простые симуляторы, такие как «Колобок», уход за домашним животным. Следует отметить, что не смотря на то, что основная цель развивающих игр ориентирована на общее развитие дошкольников, в них содержатся обучающие элементы, т.е. такие игры имеют ряд второстепенных целей, направленных на усвоение детьми определенных знаний и умений. Например, играя в развивающие компьютерные игры, дети параллельно осваивают компьютер; учат цвета, формы; порядковый счет.

    Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

    1.1.Определение и сущность понятия «досуг» Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

    Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

    В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том...

    Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

    Для выявления педагогических аспектов использования компьютерных развивающих игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования...

    Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

    Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

    Для представления методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр мы основывались на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры...

    Методика экологического воспитания дошкольников

    Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире...

    Обучающие и развивающие компьютерные игры

    Обучающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, основной целью которого является усвоение ребенком конкретного образовательного материала. В них также заложены второстепенные цели...

    Оздоровительное физическое воспитания дошкольников

    Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка...

    Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте

    Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. . М.И.Демков отмечает...

    Технологии осуществления педагогического процесса

    Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

    Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

    Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)...

    В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Малышу, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Балбекина Наталья Александровна

    Воспитатель МДОУ

    детский сад № 62 «Золотой улей»,

    г. Старый Оскол

    Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника

    «Маленькие дети… играют, как птица поёт. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, инициатива. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».

    Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

    Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить его читать и считать, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

    Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать непростые экзамены. Это породило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.

    Обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители и воспитатели определили, какие способности, и навыки ребёнка могут развить игры и какой дидактический материал может эти навыки закрепить.

    Многие думают, что развивающая игра должна планироваться заранее и проходить под руководством и при непосредственном участии взрослого. Однако наибольшую пользу приносит ребёнку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей инициативе приступает к тому, или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию, развивает творческие способности; самостоятельно общаясь со сверстниками, малыш приобретает и столь необходимые ему социальные навыки.

    Считается, что развивающие игры – это головоломки; логические игры с кубиками; иногда сюда же относят занятия, развивающие мелкую моторику рук; игры, закладывающие основы чтения и письма; пособия, расширяющие кругозор малыша и повышающие его эрудицию. На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живёт и которую познаёт ребёнок. Парк, двор, магазин, автобус, комната, кухня, для него всё вокруг – это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь пользоваться ею для развития ребёнка.

    Для маленького человечка мир, в который он недавно вошел, кажется необъятным, полным загадок и таинственных явлений. Всё ему хочется узнать, ко всему прикоснуться, почувствовать, прислушаться к новым звукам. Как ни хороши и красочны картинки в книге, которые показывает мама малышу, они дают лишь ограниченное представление об окружающем мире. Куда интереснее мир живой, наполненный движением, множеством оттенков цветов и запахов. Магазин – полезнейшее место для развития крохи. Для маленьких покупателей будет полезно просто слышать названия всех тех предметов, которые они видят вокруг себя. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло – растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зёрнышко превращается в сладкую булочку. Поездка на общественном транспорте может стать для малыша не только путешествием, но и развивающей игрой. По ходу движения можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и любые комментарии помогут им многое узнать о своём городе. Поводом для познавательных бесед может стать абсолютно всё, что попадает в поле зрения. И не нужно решать за ребёнка, какая информация необходима ему сейчас, а для какой он ещё мал.

    В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.

    В любой игре с ребёнком важно помнить об этих положениях, которые должны стать памяткой как для родителей, воспитателей и тех, кто окружает малыша с первых дней его сознательной жизни.

    Дошкольные годы летят очень быстро. Совсем недавно малыш учился ходить и произносить первые звуки – и вот уже завтра он идёт в первый класс. Надо постараться не упустить эти короткие, но такие счастливые годы раннего детства. Заполнить каждый день ребёнка интересными событиями, новыми открытиями, познавательными играми. Пока есть время, не стоит торопить малыша, заменяя весёлые игры скучными уроками, ведь всё хорошее, что будет заложено в детстве, непременно даст благодатные всходы.

    Список литературы

    1. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
    2. Перов В. Лучшие развивающие игры для малышей. – Симферополь: Изд-во Таврида, 2010.
    3. Современное дошкольное образование: инновационные образовательные технологии. / Под ред. Н.С. Сердюковой. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010.

    Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

    Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры. Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).

    1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.

    2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".

    3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ""Семеро козлят""" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.

    Визуальные "данетки".

    На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
    - Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
    - Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
    Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.

    Ситуативные "данетки".

    Ситуативные "данетки" отвечают на вопросы: Как это могло произойти? Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека? Ситуативные "данетки" развивают умение находить причинно-следственные связи.

    Например, объясните ситуацию:

    1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.
    2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.
    3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойти?

    Придумать тему ситуативной "данетки" ("Загадалки") без навыка бывает не просто. Если вам трудно придумать ситуацию, поручите это детям. Превратите процесс придумывания тем ситуативных "данеток" в веселое упражнение по развитию остроумия.

    Можно предложить такой алгоритм. Сначала придумывается необычная ситуация, потом она описывается и задается вопрос: как такое могло произойти? Например, "Подул ветер и человек опоздал на совещание". А ситуация могла разыгрываться таким образом. Автомобиль, на котором надо было ехать этому человеку на совещание, выезжал из гаража. Подул ветер, незакрепленные ворота гаража пришли в движение и покалечили автомобиль.

    Если придумать ситуацию будет трудно, то возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, например сказки. Из сказки выбирается ключевая или необычная ситуация и обыгрывается таинственными вопросами.

    Самое простое - это задумать героя известного детям литературного произведения, - сказки, стихотворения, басни, даже песни (Татьяна Ларина, Буратино, Черномор, Иванушка-дурачок).

    1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)
    2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)
    3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
    4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)
    5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин)
    6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)
    7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)
    8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

    Темы для "данеток" и возможные продолжения игры.

    Какой овощ я задумал?
    - Это корнеплод? (Морковь, свекла, редис)
    - Это листовой овощ? (Капуста, салат)
    - Это плодовый овощ? (Помидоры, огурцы)

    Какое имя я загадал?
    - Это мужское имя?
    - Имя начинается с гласной?
    - В нашей группе есть такое имя?

    Какую часть одежды я задумал?
    - Это верхняя одежда?
    - Это мужская одежда?

    Какую сказку я задумал?
    - Это русская сказка?

    Какую историческую личность я задумал?
    - Это мужчина?

    Какое дело я делаю утром обязательно?
    Какой цвет я задумал?
    Какое свойство мороженого, лампочки, арбуза, карандаша я загадал?
    Какую страну я задумал?
    Какого писателя, сказочника, поэта, ученого я задумал?
    Какую известную битву я задумал?

    2. Игра "Черный ящик".

    Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.
    - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

    3. Игра "Картинки-загадки".

    Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

    Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

    4. Игра "Парные картинки" (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).

    Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным.

    После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.

    5. Игра "Определи игрушку".

    Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

    Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

    Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

    6. Игра "Угадай игрушку".

    Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят "Правильно!" или "Неправильно!".

    Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку". Если ответ неправильный, показать "загадку" предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.

    7. Игра "Лишняя игрушка".

    Дети приносят с собой игрушки из дома. Группа ребят делится на две подгруппы. Первая подгруппа на 2-3 минуты выходит из комнаты. Вторая подгруппа отбирает 3 игрушки из тех, что принесены. При этом две игрушки должны быть "из одного класса", а третья - из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик.

    Если ребята легко справляются с тремя игрушками, их число можно увеличить до 4 - 5, но не более 7-ми. Игрушки можно заменить картинками из детского лото (тогда игра будет называться "Лишняя картинка"). Эту игру можно проводить с ребенком и индивидуально

    8. Игра "Перечисли предметы".

    Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов и задумывается ситуация. Например, дети задумывают ситуацию "Я иду гулять", тогда на столе должны лежать 7 предметов из одежды.

    Приглашается водящий, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе детей и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа группа говорит "Правильно!", после неправильного - "Неправильно!". Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.

    9. Игра "Противоположность".

    Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка".

    Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

    Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

    10. Игра "Придумай загадку".

    Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать. Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д. Дети 6-ти лет любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.

    Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

    11. Игра "Простые рисунки".

    Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

    Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей или использовать ее как инетересное и полезное времяпрепровождение на детских праздниках.

    Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие. Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков. Вот они.

    Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

    Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их. Затем предложите своим родителям, друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно - есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

    Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

    12. Игра "Кто кем (чем) будет?"

    Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

    Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
    - цыпленок - петухом;
    - мальчик - мужчиной;
    - теленок - коровой или быком - бумага - книгой
    - снег -водой
    - вода - льдом
    - семечко - цветком
    - мука - блинчиками
    и т. д.

    Игра-наоборот: "Кто кем был?".
    - лошадь - жеребенком
    - цветок - семенем

    13. Игра "Жили-были...".

    Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.

    Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.

    Для деток поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.

    Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
    "Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
    "Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
    "Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
    "Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

    14. Игра "Третий лишний".

    В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

    Детям 3-5 лет условия более простые.

    Например:

    Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

    Еще примеры для младших дошкольников:
    - молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
    - машина, лошадь, трамвай;
    - шапка, платок, сапоги;
    - роза, береза, ёлка.

    Для детей 5-7 лет задания усложняются:
    - дождь, снег, река;
    - врач, турист, шофер;
    - тень, солнце, планета;
    - мороз, вьюга, январь;
    - камень, глина, стекло;
    - дверь, ковер, окно;
    - море, река, бассейн.

    15. Игра "Какое что бывает?".

    Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

    Примеры:
    - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
    - Что бывает длинным? (коротким)
    - Что бывает широким (узким)?
    - Что бывает круглым (квадратным)?

    В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

    16. Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

    Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

    Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

    Примерные задания:
    Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
    Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
    Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
    Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
    Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
    Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
    Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

    Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
    Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

    17. Живое - неживое.

    Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
    Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.

    Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
    Что растет? Кто растет?
    Кто летает? Что летает?
    Кто плавает? Что плавает?
    Кто самый большой? Что самое большое?
    И т.д.

    18. Что снаружи, что внутри?

    Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.

    Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

    19. "Кто это?" знакомимся с профессиями.

    Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

    1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

    2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

    3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

    4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

    20. Отгадай предмет по его частям.

    В эту игру можно играть в двух вариантах.

    Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

    Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п.

    Примеры:
    Четыре ноги, спинка, сиденье.
    Цифры, стрелки.
    Буквы, картинки, листы.
    Ствол, ветки, листья.
    Корень, стебель, листья, лепестки.
    Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.
    Носик, ручка, крышка, электрический шнур.
    Лапы, хвост, ошейник.
    Лапы, хвост, хобот.

    На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

    21. Отгадай предмет по описанию.

    Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

    Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.
    Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
    Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.
    Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.
    Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.
    Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

    22. Сложи картинку.

    Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции.

    Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

    23. Давай придумывать (с 3лет).

    Развиваем абстрактное мышление, речь.

    Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

    ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

    Например:

    Карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
    ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.

    Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает: "У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.

    Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
    Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

    24. "Я луна, а ты звезда".

    Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.

    Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:
    "Я - осень". И так далее...

    Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.
    Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...

    25. Сравнение предметов.

    Французский философ Гельвеции писал: "Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия, которые имеют между собой различные предметы".

    Сравнивать - значит указать сходства и различия.
    Например: сравним огурец и помидор.
    Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках.
    Различия: цвет, форма, вкус.

    Сравнение лежит в основе всех великих изобретений. Известно, что "парашютики" растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю, когда он наблюдал паутину. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы.

    Сравнивая, ребенок не только познает мир, но и развивается умственно: он учится выяснять причины сходства и различия предметов и явлений.

    Сначала надо хвалить ребенка даже за попытку сравнить один предмет с другим.
    Еще лучше, если ребенок сможет подобрать действительно удачное сравнение. Задавайте ребенку вопросы, побуждающие объяснять различие и сходство. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.

    Прочтите стихи, которые знакомят с неожиданными сравнениями.

    На свете все на все похоже...
    (Р. Сеф)

    На свете все
    На все
    Похоже:
    Змея -
    На ремешок
    Из кожи;
    Луна -
    На круглый глаз
    Огромный;
    Журавль -
    На тощий
    Кран подъемный;
    Кот полосатый -
    На пижаму;
    Я - на тебя,
    А ты - на маму.

    Чем отличаются.
    (Р. Сеф)

    Чем отличаются кильки от речки,
    Чем отличается хлев от овечки,
    Чем отличается повар от ужина -
    Спрашивать так интересно и нужно.

    Разговор в сумерках.
    Б. Заходер, (Из Джо Уоллеса)

    Воскликнул Кролик:
    - Мне везет!
    Я превратился
    В вертолет!
    Плати морковку за билет -
    И облетишь
    Весь белый свет! -
    А Гриб сказал:
    - Я стал зонтом,
    Ведь я всю жизнь
    Мечтал о том!
    Отныне
    В дождик проливной
    Кто хочешь
    Прячься подо мной! -
    Олень сказал:
    - Чего я жду?
    Я вешалкой служить иду!
    Но без конфетки
    Ни за что
    Не буду отдавать
    Пальто! -
    Вдруг все услышали Сову:
    - Довольно бредить наяву!
    Ложитесь спать.
    Одним сычам
    Прилично ухать по ночам! -
    И все решили,
    Что Сова
    Вполне права,
    Вполне права.
    Вам тоже спать давно пора.
    Спокойной ночи, детвора!