Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Занимательная игра с разнообразными фигурками собирающимися. Игры с геометрическими фигурами. Сортируем геометрические фигуры

    Занимательная игра с разнообразными фигурками собирающимися. Игры с геометрическими фигурами. Сортируем геометрические фигуры

    Валентина Щаднова

    Хочу Вас познакомить с играми,

    в которые мы играем

    с детьми.


    У нас в группе сделано два набора геометрических фигур . Один набор вырезан из картона


    и покрыт обыкновенной эмалью. Другой набор


    поменьше сделан из цветного картона. Два набора


    игр куплено в магазине.


    се игры собраны из различной литературы,


    некоторые игры


    придумала сама.

    " У кого какая фигура "

    Цель : Формировать умение сравнивать фигуры , развивать наблюдательность.

    Ход игры : Воспитатель раздает детям по одной геом . фигуре (так чтобы другие дети не видели, какая фигура у товарища ).Затем по очереди начинают описывать свою г. фигуру . Если дети отгадали показывает, если нет пробует описать снова.

    " Уточним цвет"

    Цель : Упражнять детей в различении цвета. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

    Ход игры : Проводится аналогично предыдущей игре, только дети пытаются описать цвет геометрических фигур (у меня круг цвета одуванчиков итд.)

    " Найди пару"

    Цель :Упражнять детей в подборе геометр . фигур отличающихся друг от друга по цвету (размеру) .

    Ход игры : На ковре рассыпаны наборы геом . фигур . Воспитатель показывает большой красный круг, дети находят ему пару.

    " Построим пирамиду"

    Цель : Формировать умение строить пирамиду по описанию взрослого.

    Ход игры : Давайте с вами построим пирамиду. Внизу самый большой круг будет красного цвета, следующий круг поменьше будет синего цвета, еще поменьше круг зеленого цвета, и. т. д.

    " Составь узор"

    Цель : Развитие слухового внимания.

    Ход игры : Взрослый диктует ребенку где какая геом . фигура должна находится (Положи большой зеленый круг, справа положи красный овал, слева синий овал, вверх положи белый овал, вниз положи желтый овал)

    " Запомни узор"

    Цель :Развитие зрительной памяти

    Ход игры : Теперь педагог сам выкладывает узор, дает ребенку время, чтобы его запомнить. Затем убирает. Ребенок должен по памяти составить узор.

    " Что изменилось?

    Цель : Обучение навыкам запоминания.

    Ход игры : Проводится аналогично, только когда ребенок закрывает глаза, взрослый меняет одну из фигур .

    "Дорисуй фигуру "

    Цель : Развитие целостности восприятия.

    Ход игры : Взрослый начинает рисовать геом . фигуру , ребенок продолжает

    " Что забыл нарисовать художник?"

    Цель : Развивать наблюдательность, умение использовать при восприятии свой пошлый опыт и знания.

    Ход игры : Взрослый показывает ребенку рисунок геом . фигуры , где нет угла или какой нибудь из сторон. Ребенок завершает рисунок.

    " Четвертый лишний"

    Цель : Развивать умение классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

    Ход игры :Взрослый выкладывает три красных квадрата и один синий. Ребенок определяет что лишнее.

    Цель : Развивать наблюдательность, ориентирования на форму.

    Ход игры :Взрослый показывает круг, ребенку примерно за одну минуту нужно принести три предмета круглой формы.

    Упражнения и игры на развитие восприятия :

    "Перевертыши" - Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.

    "Узнай форму"- Узнать в окружающих предметах форму геометрических фигур .

    " Сложи картинку"


    Составить из фигур картинку .


    " Узнай фигуру " - Взрослый рисует пунктирной линией геом . фигуру . Ребенок должен ее назвать.


    Знакомство с геометрическими фигурами ребенок начинает с возрасте 1 года – 1,5 лет. Сначала он осваивает самые простые фигуры – круг, квадрат, треугольник. Потом можно познакомить ребенка с фигурами посложнее: овалом, полукругом, прямоугольником, ромбом, трапецией и так далее. Но знакомство с геометрическими фигурами не должно заканчиваться только на том, что ребенок выучил их названия и мог по просьбе взрослого назвать показываемую ему фигуру. Игры с геометрическими фигурами помогут ребенку научиться видеть геометрические фигуры и формы в окружающих его предметах, понимать, как получаются фигуры одна из другой.

    Но давайте сначала разберемся, для чего нужно знакомить ребенка с геометрическими фигурами.

    Для чего это нужно?

    Многие развивающие игры основываются на различении геометрических фигур: доски Сегена, сортер, рамки–вкладыши Монтессори, блоки Дьенеша, », мозаика, конструктор и так далее. Чем раньше малыш познакомится с геометрическими фигурами и формами, тем шире будет тот арсенал , в которые вы сможете с ним играть.

    Умение видеть геометрические формы в окружающих нас предметах, например, что мяч круглый, а книга прямоугольная, развивает пространственное и ассоциативное мышление ребенка, логику. Умение увидеть в рядом положенных простых геометрических фигурах образ предмета, например, что два круга разного размера похожи на цыпленка, а ряд треугольников – на волну, развивает воображение.

    Более того, ребенку, который прочувствовал геометрические фигуры и формы в детстве во время игры всеми органами чувств, намного проще в школе будет даваться геометрия.

    Как ребенок осваивает геометрические фигуры

    Давайте посмотрим, как ребенок осваивает геометрические фигуры. Это позволит вам подобрать для малыша игры в зависимости от его возраста и навыков.

    Знакомить ребенка с геометрическими фигурами можно начать, когда ребенок начнет ходить, то есть в возрасте около года. Лучше начинать с круга , а когда малыш хорошо его запомнит, перейти к другой фигуре. Хорошо, если в гости к малышу придет большая фигура, – ее можно будет обвести пальчиком, пошлепать ладошкой, наклеить ей глазки и ротик той же формы или еще как-то обыграть.

    Можно начать знакомство ребенка с различными формами предметов с объемных фигур. Во–первых, малышу удобнее брать их в руки. Во–вторых, он может сделать с ними множество других действий: бросить, толкнуть, положить в коробку, поставить друг на друга и так далее – это очень полезно, так как в этом возрасте у малышей преобладает наглядно–действенное мышление.

    О том, как выучить с малышом геометрические фигуры, вы можете прочитать в статье .

    Знакомя малыша с новой фигурой, включайте в игры и фигуры, изученные раньше, чтобы малыш их не забывал.

    В возрасте от 1 года до 2 лет малыш сличает фигуры зрительно . Он учится сортировать фигуры, вкладывать предметы нужной формы в соответствующие прорези.

    Также для начала желательно, чтобы фигуры были одинакового цвета и размера , тогда ребенок будет ориентироваться только на форму, а цвет и величина не будут ни отвлекать его, ни подсказывать ему. Выделять форму предмета, отвлекаясь от других признаков: цвета и величины – малыш научится чуть позже.

    Начиная с года, вы можете играть с малышом вот в такие игры:

    • «волшебный мешочек»;
    • геометрическое лото;
    • сортировка геометрических фигур;
    • сортер;
    • доски Сегена и рамки–вкладыши Монтессори.

    В 2 года ребенок уже может выбрать фигуру по названию из кучки геометрических фигур. Ближе к 3 годам ребенок может сам назвать некоторые геометрические фигуры . Конечно, не стоит без конца экзаменовать ребенка и спрашивать у него: «Что это за фигура?». Такое тестирование не нравится как взрослым, так и детям. Называйте геометрические фигуры во время ваших бесед и игр с ребенком, ищите геометрические фигуры в окружающих предметах дома и во время прогулок, включайте игры с разными геометрическими фигурами и формами в ваши занятия, и вы увидите, что уже освоил ваш ребенок, а над чем еще нужно поработать.

    • сопоставлять формы плоских и объемных предметов с геометрическими образцами;
    • находить объемную фигуру по плоскому образцу;
    • воспроизводить геометрические фигуры (рисовать, лепить, вырезать и так далее);
    • анализировать изображение предмета сложной формы и воспроизводить его из частей.

    Вариантов игр с геометрическими фигурами очень много. Для игр на сортировку и конструирования из геометрических фигур вам понадобится набор геометрических фигур. Его можно купить или изготовить самостоятельно из картона, мягкого пластика, плотного фетра. Можно воспользоваться блоками Дьенеша.

    Учимся различать фигуры

    «Волшебный мешочек» . В небольшой мешочек положите несколько геометрических фигур. Покажите ребенку фигурку одного вида и попросите найти в мешочке такую же. Когда малыш научится соотносить объемную фигуру и ее плоское изображение (круг и шар, квадрат и кубик, тетраэдр и треугольник и так далее), вы можете показывать ему не объемную фигуру, а плоское изображение. Когда малыш сможет узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, в мешочек можно будет складывать не геометрические фигуры, а предметы.

    Лото. Лото — универсальная игра, с ее помощью можно изучить все, что угодно, в том числе и геометрические фигуры. Геометрическое лото легко сделать самостоятельно: делаем карточки с фигурами (для малышей достаточно 3-4 фигур) в двух экземплярах, второй экземпляр разрезаем на отдельные карточки.

    Сначала сделайте фигуры одного цвета и размера. Когда ребенок хорошо усвоит форму, можно сделать фигуры разноцветными и разной величины.

    Детям очень нравится накладывать на карточки объемные фигуры: блоки Дьенеша, рамки–вкладыши, фигурки от сортера, детали конструктора.

    Ближе к 3 годам можно сделать большие карточки с предметами разной формы (например, круг – мяч, яблоко, воздушный шар; квадрат – коврик, платок, оконная рама). Играя, ребенку нужно будет найти предмет соответствующий геометрической фигуре, которую показывает ведущий.

    Сортируем геометрические фигуры

    Делим печенье. Предложите малышу поделить печенье (геометрические фигуры сначала двух, потом трех видов) между куклами: одной круглое печенье, другой – квадратное.

    Аппликация. Сортируя фигуры, можно сделать аппликации. На лист круглой формы клеить круги, на лист треугольной формы – треугольники. Для самых маленьких достаточно 2-3 фигуры каждого вида. Пусть малыш сам выбирает фигуру из кучки и определяет, на какой лист ее клеить. Можно вырезать фигуры из цветной бумаги разной фактуры, картона, мягкого пластика, фетра. Добавьте к игре сюжет: вы делаете коврики для зверюшек.

    Сортируем по признакам. Покажите малышу, что некоторые фигуры могут катиться, а некоторые – нет, некоторые фигуры можно поставить друг на друга, а некоторые – нет, и так далее. Ближе к 5 годам можно предложить ребенку рассортировать фигуры по двум признакам: не катится, не катится и ставится друг на друга, катится и не ставится друг на друга (кубики, цилиндры, шары).

    Сортер. Доски Сегена и рамки–вкладыши Монтессори

    Простейшим сортером для ребенка может стать коробка с круглым и квадратным отверстием. Научите малыша проталкивать мячики в круглую прорезь, а кубики – в квадратную.

    Если ребенок плохо различает геометрические фигуры, купите сортер с вертикальными перегородками. Когда малыш бросает фигурки в такое ведерко, они не смешиваются, а попадают каждый в свой отсек. И в результате в одном отсеке будут только треугольники, в другом – кубики и так далее. Если у такого сортера будет несколько фигурок одной формы, но разных цветов или размеров, ребенок научится различать форму предметов вне зависимости от других признаков.

    С рамками–вкладышами ребенку будет удобнее играть, если у вкладышей будут небольшие ручки, за которые их можно будет брать.

    А если ребенок не любит сортеры и рамки–вкладыши?

    Не все дети любят игры с сортером или рамками–вкладышами. Попробуйте превратить сортер в домик, в котором фигурки будут прятаться от дождя, или в мышку, которая будет кушать сыр.

    Из граней сортера–кубика можно сделать многоэтажный дом, или деревню с отдельно стоящими домиками, или поезд.

    Если рамки–вкладыши у вас не сплошные, в отверстиях можно разместить наклейки животных, смайлики. Тогда вкладыши могут стать крышами домиков.

    Попробуйте использовать рамки и вкладыши не совсем обычным способом – обводить . Обводить можно изображение фигуры вокруг рамки, если отверстия в рамке у вас сквозные, или сами вкладыши. Получившиеся фигуры можно закрашивать, штриховать разными способами, ставить внутри них отпечатки пальчиками или можно во что-то и их превратить: круг – в яблоко или солнышко, овал – в огурец или жука и так далее.

    Аппликации из геометрических фигур

    Если у ребенка уже хорошо получается приклеивать детали на заданные места, вы можете делать сюжетные аппликации или узоры и орнаменты из геометрических фигур . Для первых аппликаций достаточно 3–4 фигур, постепенно их количество можно увеличивать. Можно воспользоваться готовыми альбомами для аппликаций, например «Геометрическая аппликация» из серии «Это может ваш малыш» (от 1 года до 3 лет).

    Можно играть с ребенком и в обратную игру: вы показываете малышу предмет, составленный из геометрических фигур, и просите его назвать фигуры, из которых он состоит.

    Рисуем и выкладываем геометрические фигуры

    Рисование и выкладывание геометрических фигур позволит ребенку лучше прочувствовать их форму и отличия друг от друга.

    Рисовать фигуры можно карандашами, красками, фломастерами. Сначала вы можете рисовать фигуры с ребенком вместе, мягко обхватив его руку и направляя ее движение. Потом ребенок начнет рисовать сам. В большинстве случаев сначала ребенок осваивает рисование круга. Если ребенок не возражает, нарисованную им фигуру потом можно во что-то превратить: желтый круг – в солнышко, коричневый квадрат – в стол, голубой овал – в озеро и так далее. Такие превращения будут способствовать развитию у ребенка умения видеть геометрические фигуры в окружающих его предметах.

    Вы можете подготовить какую-то сюжетную картинку или воспользоваться готовой (например, из книги «Рисуем красками» из серии «Это может ваш малыш» ) и попросить малыша дополнить ее: нарисовать круглый мячик, прямоугольный кузов для грузовика, треугольную крышу для дома и так далее.

    Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

    Геометрические фигуры можно не только рисовать, но и лепить из пластилина, выкладывать из веревки, счетных палочек, зубочисток (в углах их можно скреплять пластилином), карандашей, мозаики и так далее. На улице вы можете рисовать геометрические фигуры мелками, выкладывать их из палочек и камушков. Будет интереснее, если вы добавите к этому какой-то сюжет: построите домик для мишки или гараж для машины, или грузовик, чтобы привезти песок в песочницу.

    А еще геометрические фигуры можно рисовать в воздухе пальцем, рукой или ногой.

    Подвижные игры с геометрическими фигурами

    Подвижные игры с траекторией движения в виде геометрической фигуры также позволят ребенку лучше ее усвоить, особенно это относится к детям–кинестетикам.

    Обойди фигуру (от 1 года)

    В эту игру можно начинать играть с ребенком, как только он научится уверенно ходить. Конечно, сначала ему понадобится ваша помощь. Обозначьте на асфальте мелом или дома на полу веревкой, малярным скотчем или изолентой геометрическую фигуру, старт и финиш (они будут совпадать). Можно включить веселую музыку. Предложите малышу обойти фигуру разными способами: пройти шагом, обежать, пропрыгать, проползти, на носочках, на пяточках, высоко поднимая колени и так далее. Более старшим детям можно предложить пройти фигуру, ведя мяч или подкидывая его.

    Геометрическая эстафета (от 1,5 лет)

    Для игры на улице понадобятся мелки, для игры дома – несколько кусков веревки. Нарисуйте на асфальте друг за другом несколько геометрических фигур, обозначьте старт и финиш. Внутри каждой фигуры схематично изобразите действие, которое нужно выполнить ребенку, и количество раз. Например, в круге ребенку нужно повернуться вокруг себя 2 раза, в квадрате – присесть 3 раза, в треугольнике – простоять на одной ноге, считая до 4 и так далее. Предложите ребенку пройти эстафету от старта до финиша. Если позволяет расстояние, фигуры можно нарисовать на некотором расстоянии друг от друга. Самые маленькие могут проходить эстафету вместе с мамой. Детям постарше задание можно усложнить: проходить эстафету на время, начинать все сначала, если ошибся.

    Догонялки с геометрическими домиками (от 3 лет)

    Вы, наверняка, знаете, как играть в догонялки с домиками. Домик – это каким-то образом обозначенное на земле или полу место, запрыгнув на которое, игрок не может быть осален водящим. Попробуйте сделать геометрические домики: выложите круги, квадраты или треугольники веревкой, нарисуйте мелками или вырежьте геометрические фигуры из листа бумаги или куска ткани. И добавьте условие: малыш может забежать в домик, только если назовет его форму.

    Подвижная игра «Ходилка» (от 1,5 лет)

    Это одна из любимых игр моего младшего сына (2 года 3 мес). Вам понадобятся 6 геометрических фигур большого размера (я использовала листы формата A4) и большой кубик. Цвет у геометрических фигур должен быть различным. Оклейте грани кубика в цвет ваших геометрических фигур. Фигуры нужно разложить в комнате или в квартире. Играем, пока не надоест, так: вы бросаете кубик, в зависимости от цвета на кубике малыш переходит, перебегает, перепрыгивает или как-то еще передвигается на фигуру нужного цвета, заодно говоря ее название (или называете фигуру вы, если малыш еще не говорит).

    Геометрические фигуры и развитие речи

    Договорки

    Найдите или придумайте сами стихи про геометрические фигуры и поощряйте ребенка вставлять названия фигур, когда вы читаете стихотворение.

    Геометрические сказки

    Можно придумать сказку, героями которой были бы геометрические фигуры. Записать ее, вставив вместо названий геометрических фигур их изображения. Читая сказку ребенку, просите малыша называть геометрические фигуры вместо вас.

    Интеллектуальные игры с геометрическими фигурами

    Имея набор геометрических фигур, можно играть с ребенком и в игры, которые будут тренировать его память, развивать логику и мышление.

    Повтори узор (от 2 лет). Вы выкладываете узор из нескольких фигур (для самых маленьких лучше начать с 2-3 фигур). Ребенку нужно повторить узор, глядя на ваш образец или по памяти.

    Продолжи последовательность (от 4 лет). Вы выкладываете последовательность из нескольких фигур. Ребенку нужно продолжить ее. Сначала можно строить последовательность, меняя только один признак (например, из синих кругов: большой – маленький – большой — маленький), потом можно менять два признака (синий большой круг – желтый маленький круг) или даже три (синий большой круг – желтый маленький треугольник).

    Что изменилось (от 4 лет). Вы выкладываете какой-то узор или фигуру. Просите ребенка отвернуться или закрыть глаза и что-то убираете из узора или изменяете. Ребенку нужно заметить, что изменилось.

    Геометрические пазлы

    Если ребенку нравятся разрезные картинки, вы можете сделать разрезные геометрические фигуры (с 1,5 лет). Сначала разрежьте фигуры на 2 части, если малыш легко справится с этим заданием, разрежьте каждую половинку еще пополам, и так далее. Можно разрезать фигуры вдоль или поперек на несколько частей. Вы можете дать ребенку кусочки фигуры, назвать ее и попросить собрать. Потом фигуру уже можно не называть, просто давать кусочки фигуры, пусть ребенок догадается сам, что за фигуру ему нужно собрать.

    Трехлетнему ребенку вы можете показать, как геометрические фигуры получаются друг из друга . Например, квадрат можно превратить в 2 прямоугольника или 4 квадрата, в 2 или 4 треугольника; треугольник можно превратить в два треугольника или в треугольник и трапецию. Показывайте ребенку, что можно не только разделить фигуру на несколько других, но и из нескольких фигур можно собрать одну.

    После 5 лет вы можете попросить ребенка собрать несколько геометрических фигур из кучи перемешанных деталей или предложить ему игру Никитиных «Сложи квадрат».

    Также можно сделать разрезные картинки на любую тему в форме геометрических фигур или разрезать картинку только на квадраты, прямоугольники или треугольники.

    Творчество с геометрическими фигурами

    Строим свои геометрические фигуры. Предложите ребенку несколько геометрических фигур (например, прямоугольник, квадрат и треугольник) и попросите собрать из них свою. Если малыш затрудняется сам, подберите получившейся фигуре название вместе. Если к обратной стороне геометрических фигур прикрепить магнитную ленту, малыш сможет играть в эту игру на холодильнике, пока вы заняты приготовлением обеда.

    Картотека № 2

    Занимательные игровые упражнения по

    ознакомлению с геометрическими фигурами

    Подготовила: Геворкян Светлана Григорьевна

    Вторая младшая группа

    «Найди предмет»

    Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

    Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

    Содержание: Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

    «Подбери фигуру»

    Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

    Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.

    Содержание: Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

    «Игра с обручем»

    Цель: различение и нахождение геометрических фигур.

    Содержание: Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)

    « Геометрическое лото»

    Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

    Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

    «Какие бывают фигуры»

    Цель: познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

    Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. Раздаточный: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

    Содержание: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

    «Кому какая форма»

    Вариант1.

    Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

    Материал. Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

    Содержание : Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце занятия подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой».

    Вариант 2 .

    Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты,
    прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
    Содержание аналогично варианту 1.

    «Украсим коврик»

    Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов.

    Материал. На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета, круг, треугольник, квадрат. У каждого из детей три разные геометрические фигуры.

    Содержание: Педагог говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его. Фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т.д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика - треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг».

    «Составь предмет»

    Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

    Оборудование. На столе крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На полу наборы разных геометрических фигур.

    Содержание: Педагог предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических фигур. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек, вспоминают соответствующие стихи, загадки. Возможно объединение составленных силуэтов в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица» и т. д.

    «Лото»

    Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

    Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

    Содержание: Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например: круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например: трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

    По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

    «Куда идет зайка?»

    Цель: Закреплять знание названия форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

    Оборудование. Три небольших кубика, на гранях даны изображения геометрических форм (на одном - треугольники и круги; на другом - треугольники, овалы, круги и прямоугольники; на третьем - круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, шестигранник), три картонных листа с изображением схемы пути, где ориентирами служат геометрические формы, фигурка зайчика (мишки, собачки и т. п.).

    Содержание: 1-й лист . Внизу - начальный пункт движения, от которого вправо и влево отходят два пути. На равном расстоянии от начальной точки находятся ориентиры, с одной стороны - круг, с другой - треугольник. На следующей точке ориентиры меняются: там, где был треугольник, становится круг, и наоборот. Эти ориентиры расположены около конечной цели. В конце одного пути дано изображение детского сада, другого - изображение зайкиной избушки.

    2-й лист . Изображение построено по тому же типу, но в одном месте каждая линия пути раздваивается. Таким образом, в конце пути оказывается уже не два пункта назначения, а четыре: детский сад, зайкина избушка, дерево, елочка.

    3-й лист . Та же схема пути, как и на втором листе, но в качестве ориентиров используются все шесть форм.

    По мере усвоения игры, когда дети научаться последовательно проходить путь по ориентирам и правильно соотносить форму на игровом кубике с формой на листе, можно сделать новый кубик, наклеив на него другие формы, например, трапецию. Можно изменить изображение на листе - сделать три дорожки и т. д.

    Педагог играет вместе с детьми. Он показывает 1-й лист и говорит: «Зайку можно провести к домику или в детский сад. К домику он пройдет по этой дорожке. Посмотрите внимательно! На ней расположены формы: сначала вот такая - круг, потом - треугольник. В детский сад зайка пойдет по этой дорожке. Здесь сначала находятся треугольник, потом - круг. Если зайка придет домой, он поиграет на бубне, а если в детский сад - попляшет с детьми. Дорогу нам покажет вот этот кубик». Педагог бросает кубик, смотрит, какая наверху форма, и дает посмотреть детям. Ставит фигурку зайчика в начало пути и ведет его к той форме, которая выпала на кубике. Если это круг - ведет налево, проводит по дорожке, обращая внимание, что нужно искать близлежащую форму, нельзя перескакивать. Потом бросает кубик второй раз. Если снова выпадает круг, зайке придется стоять на месте. А если выпадает треугольник, он продолжает путь и проходит по дорожке к домику. Зайка радуется, благодарит, берет бубен, играет. В том случае, когда зайка проходит в детский сад, он приглашает всех детей поплясать с ним. При повторном проведении игры фигуркой действует ребенок. Педагог следит за правильностью выбора форм, за соблюдением направления движения.

    Аналогично проводятся игры с использованием 2-го, 3-го листа. Причем применяются уже другие игровые кубики.

    Средняя группа

    "Лото"

    Цель: освоение умений выделять различные формы.

    Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

    Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

    «Назови геометрическую фигуру»

    Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

    Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

    «Найди предмет такой же формы»

    «Сравни и заполни»

    Цель : Закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

    Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) четырёх цветов, таблицы, с изображением цветных геометрических фигур.

    «Почини одеяло»

    Цель: Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

    Материал. Геометрические фигуры.

    Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Помоги Буратино починить одеяло.

    «Геометрическое лото»

    Цель:

    Материал. Карточки с изображением геометрических фигур в ряд (подбор фигур разный), наборы геометрических фигур той же величины (шести цветов.)

    «Разложи в коробки»

    Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах.

    Материал. Коробки, с изображением геометрических фигур, карточки, с изображением геометрических фигур.

    «Найди пару»

    «Найди свой домик»

    «В этом домике живут круги, - говорит воспитатель, в этом - квадраты, а в этом - треугольники». Когда все дети найдут свои домики, им предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

    «Найди и назови»

    Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

    «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку»

    Содержание: Ребенку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или другой игрушке, которую задействуете). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе красного цвета – зелёная.

    «Составь геометрическую фигуру»

    Цель:

    Составь треугольник;

    Составь квадрат;

    Составь из ниток круг и т.д.

    «Какой фигуры не стало»

    Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти, мышления.

    «Что изменилось»

    Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти, мышления.

    Содержание: На столе перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур. Ребенок внимательно их рассматривает. Затем ребенку предлагают закрыть глаза, воспитатель прячет одну карточку, а взамен кладет другую карточку, с изображением другой геометрической фигуры. После условного знака ребенок открывает глаза и говорит, что изменилось.

    «Из каких фигур составлено?»

    Цель: Закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие внимания, воображения, памяти, мышления.

    «Нарисуй такую же фигуру»

    «Геометрическая доска»

    Цель: Учить детей узнавать и называть геометрические фигуры.

    «Чудесный мешочек»

    «Укрась салфетку»

    Подвижно – дидактические игры.

    «Найди свое место»

    Цель:

    Содержание: Детям раздают различные геометрические фигуры, а на стулья, поставленные в ряд, кладут карточки с изображением этих фигур. Все расходятся по группе, свободно передвигаясь, бегая под бубен. По установленному сигналу дети находят свое место, т.е. каждый садится на тот стул, где лежит карточка с изображением геометрической фигуры служит средством для достижения цели. Игра может усложняться.

    «Гаражи»

    Цель: Умение различать геометрические фигуры и соотносить их, находя такую же; развивать быстроту действий, смекалку, внимание.

    Содержание: Дети изображают машины, каждая имеет свой «номер» - круг, квадрат, треугольник. В разных концах группы расположены гаражи, также обозначенные кругом, квадратом, треугольником большего, чем у детей, размера. Машины могут заезжать только в свой гараж, т.е. в тот, который соответствует номеру машины. Итак, правила игры может хорошо соблюдать только тот, кто умеет различать и сопоставлять геометрические фигуры. Дети, держа свои номера машин перед собой, как руль, ездят по комнате.

    Старшая группа

    «Подбери фигуру»

    Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

    Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

    Содержание: Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

    «Назови свой автобус»

    Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

    Содержание: Педагог ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становятся в 3 колонны за стульями; педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал: «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал: «В автобус» дети находят свой автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

    «Собери фигуру»

    Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

    Содержание: Педагог предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

    «Почему овал не катится?»

    Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

    Содержание: На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а затем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. Педагог обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. Педагог учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

    «Где фигура?»

    Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

    Содержание: Педагог объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает одного ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а педагог меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

    «Кто быстрее найдет?»

    Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

    Содержание: Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. Педагог говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Педагог задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

    В заключение задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

    «Незаконченные картинки»

    Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

    Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

    «Незаконченные картинки»

    Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.

    Вариант № 2.

    «Чиним одеяло»

    Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

    Содержание: С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

    «Путешествие по комнате»

    Цель: учить находить предметы разной формы.

    Содержание: Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Педагог начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

    «Мастерская форм»

    Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

    Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

    «Составь фигуру»

    Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

    Содержание: По просьбе педагога дети достают фигуры из конверта, раскладывают их перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового ли размера? Как можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? (по цвету, форме, размеру). Составьте группу из красных, синих, желтых фигур. После того, как дети выполнять задание, педагог спрашивает: «Какие получились группы? Какого они цвета? Какой формы оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена вторая группа? Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе? Назовите их! Сколько всего фигур желтого цвета?» Далее предлагает перемешать все фигуры и разложить их по форме (величине).

    «Найди на ощупь»

    Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета.

    Содержание : Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. Педагог по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет и дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.

    «Сложи фигуру»

    Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

    Содержание: Педагог помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

    «Сравни и запомни»

    Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

    Материал. Набор геометрических фигур.

    Содержание: Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, затем заполнить пустые клетки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив фигуры и знаки вопроса по-другому.

    Пример игрового материала

    «Найди парную картинку»

    Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

    Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.

    «Конструктор»

    Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

    Материал. Разноцветные фигуры.

    Взял треугольник и квадрат,

    Из них построил домик. И этому я очень рад:

    Теперь живет там гномик.

    Квадрат, прямоугольник, круг,

    Еще прямоугольник и два круга…

    И будет очень рад мой друг:

    Машину ведь построил я для друга.

    Я взял три треугольника

    И палочку-иголочку.

    Их положил легонько я.

    И получил вдруг елочку

    Пример выкладываемых фигур

    «Заполни пустые клетки»

    Цель: закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, а сравнивать 2 гр. фигур, находить отличительные признаки.

    Пример игрового материала

    Подготовительная группа

    «Подбери фигуру»

    Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

    Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

    «Сложи из палочек»

    Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

    Материал: счетные палочки на каждого ребенка.

    «Сложи фигуру»

    Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

    Материал. Фланелеграф, модели геометрических фигур.

    Содержание: Педагог помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

    «Кто больше увидит»

    Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

    Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.

    Содержание: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

    «Как расположены фигуры»

    Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

    Материал. 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

    Содержание: Педагог вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого педагог поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

    «Где какие фигуры лежат»

    Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

    Материал. Набор фигур.

    «Сравни и заполни»

    Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур.

    Игровой материал: набор геометрических фигур.

    «Кто быстрее найдет»

    Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.

    Материал. На полочках подставки размешены модели геометрических фигур. На 3 полосках - модели этих же фигур, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками.

    «Найди свою фигуру»

    Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

    Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.

    Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

    «Кто быстрее найдет предмет?»

    Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.

    Материал. Модели геометрических фигур, предметы разной формы.

    Содержание: На полочки подставки педагог ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры педагог спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»

    «Геометрическая мозаика»

    Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

    Содержание: Организуя игру, педагог заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.

    «Найди парную картинку»

    Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

    Содержание: На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Педагог объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». Педагог может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.

    «Выбери фигуру»

    Цель: определить и нарисовать вместо вопросительного знака пропущенную фигуру.

    Пример задачи.

    «Найди недостающую фигуру»

    Цель: формировать умения путем анализа и синтеза находись недостающую фигуру.

    Пример задания

    «Монгольская игра»

    Цель: учить соотносить форму с изображением предметов.

    «Квадраты»

    Цель: уточнить представление о то, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны.

    Материал. Доска, разлинованная в клетку, большой и маленький квадраты, 2 полоски бумаги, равные по длине большого и маленького квадратов.

    Содержание: Педагог говорит: «Сегодня мы будем учиться рисовать квадраты в тетрадях в клетку. (Помещает на фланелеграф, 2 квадрата). Давайте, сравним квадраты, чем они похожи и чем отличаются. Чем отличаются квадраты? (Один большой, другой маленький). Чем похожи квадраты? (У каждого из них по 4 стороны, 4 угла, все стороны равны). Как доказать, что все стороны квадрата равны? (Дети меркой проверяют). После педагог предлагает нарисовать квадрат: «Отступаю от верхней и от левого края страницы по 2 клетки, ставлю точку, от нее вправо провожу линию, равную длине 2 клеток, это будет правая сторона квадрата. Вниз провожу линию, тоже равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона, квадрата» и т. д. (Аналогично рисует несколько квадратов в строчку). Затем предлагает детям нарисовать квадраты, сторона которых равна 2 клеткам. Далее дети рисуют под маленькими квадратами большие, которая равна 4 клеткам. В конце занятия дети сравнивают квадраты.

    «Раздели правильно»

    Цель: находить рациональные способы деления геометрических фигур.

    Содержание: Педагог предлагает детям подумать, как можно по-разному сложить узкие полоски, чтобы разделить их на 4 равные части. После того как дети разделят, педагог выясняет, какой способ удобнее. Затем предлагает по-разному разделить квадрат на 4 части. В заключение вместе с детьми делает вывод о том, как удобнее делить на 4 равные части узкую полоску и квадрат.

    «Учимся рисовать круги»

    Цель: учить рисовать круги в квадратах.

    Содержание : Педагог напоминает, какие фигуры они рисовали по клеткам и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, педагог показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в квадратах.).

    «Разноцветные фигуры»

    Цель: развивать умение классифицировать предмету по цвету, форме, размеру, объединять в группы.

    Содержание : Педагог: «Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам. Чем отличаются фигуры друг от друга? (Цветом, формой, величиной). На сколько групп можно разделить фигуры? (На 2 группы:5 красных фигур, 5 зеленых). На сколько групп по форме можно разделить фигуры? (На 3 группы:3 квадрата, 5 кругов, 2 треугольника). Как еще можно разделить фигуры? (По наличию углов: 5 фигур - без углов, это круги; 5 фигур с углами - это квадраты и треугольники). По какому признаку еще не делили фигуры? (По размеру). На сколько групп разделите фигуры по размеру? (На 2 группы:8 маленьких фигур, 2- больших).

    «Заполни квадрат»

    Цель: Упорядочивание предметов по различным признакам.

    Игровой материал. Набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

    Содержание: Первый игрок кладет в квадраты, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки квадрата так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями). Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) квадрата.

    «Каких фигур не достает»

    Цель: упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.

    Материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).

    Содержание: Распределив между играющими таблички, педагог объясняет задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Игру можно разнообразить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

    «Сколько геометрических фигур на нашем коврике»

    Цель: закрепить навыки количественного счета в пределах 10, знания о геометрических фигурах.

    Пример игрового материала.

    Работа с любыми головоломками

    «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др.

    В процессе работы с головоломками у детей формируются и совершенствуются образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Кроме того, у детей развиваются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, произвольность деятельности. Совершенствуется умение давать развернутые учебные высказывания разной сложности. В процессе выполнения заданий с головоломками отрабатываются (закрепляются и совершенствуются) умения и навыки детей, полученные на всех предыдущих занятиях.

    Пример работы с головоломками

    Работа с геометрическим конструктором

    Вариант №1 .

    Материал: 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона в конвертах на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы.

    Задания:

    1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два треугольника. Составьте ее и расскажите, как вы это сделали.

    2) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец.

    Инструкция:

    Рассмотрите фигуру краба;

    Подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;

    Подумайте, как сделана клешня краба. Сравните с образцом;

    За 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба;

    3) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)

    4) Сравните, силуэт краба и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

    Бабочка. Краб.

    Вариант №2.

    Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов собачки и лисички; песочные часы.

    Задания:

    1) Подумайте и мысленно представьте себе, как из двух треугольников сделать четырехугольник? Составьте его и рас скажите, как это сделать.

    2) Составьте фигуру-силуэт щенка, ориентируясь на образец.

    Инструкция:

    Рассмотрите фигуру щенка;

    Подумайте, из какого количества треугольников сделана голова, как они расположены;

    Подумайте, как сделано туловище щенка, сравните с образцом;

    За 2 минуты аккуратно составьте фигуру щенка;

    Расскажите, как вы выполняли задание.

    3) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец.

    4) Сравните, пожалуйста, силуэт щенка и силуэт лисички. Чем они похожи, чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

    5) Сделайте из набора треугольников то, что вы хотите. Расскажите о своей работе.

    Собачка и лисичка.

    Вариант №3.

    Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы

    Задания:

    1)Инструкция:

    Рассмотрите фигуру вертолета;

    Подумайте, из какого количества треугольников сделана кабина, как они расположены;

    Подумайте, как сделаны лопасти вертолета, сравните с образцом;

    За 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолета;

    Расскажите, как вы составили фигуру.

    2) Составить фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.

    Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.

    3) Сравните силуэты вертолета и чайника. Чем они похожи и в чем различаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

    4) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески выполнил работу.

    Вертолет и чайник.

    Вариант №4.

    Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы.

    Задания:

    1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из пяти треугольников. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

    2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец.

    Инструкция:

    Рассмотрите фигуру самолета;

    Подумайте, из какого количества треугольников сделан фюзеляж, как они расположены;

    Подумайте, как сделаны крылья. Сравните с образцом;

    За 2 минуты аккуратно составьте фигуру самолета;

    Расскажите, как вы ее составляли.

    3) Составьте фигуру-силуэт парохода, ориентируясь на образец.

    «Сложи из спичек»

    Цель: учить целенаправленным поисковым действиям, развивать смекалку.

    Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка, доска, мел, песочные часы.

    Вариант №1.

    Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе своих действий.

    Задание 2. Составьте домик по данному образцу (нарисованному на доске). Инструкция:

    Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится спичек, чтобы построить этот домик;

    Сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?

    Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.

    Задание 3. Сделайте из домика флажок (трансфигурация). Инструкция:

    Переложите две спички так, чтобы получился флажок;

    Объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается.

    Задание 4. Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно убрать или добавить из тех, которые перед вами на столе. Сделайте телевизор, сравните с образцом. Расскажите, как вы это делали, помогите товарищу. Если дети качественно и быстро справляются с заданием, им предлагают составить любую фигуру по собственному желанию из определенного количества спичек. В этом случае требуется обязательно развернутое высказывание о том, что было задумано и как выполнялось задание.

    Вариант №2.

    Задание 1. Выложите из спичек часы по образцу.

    Инструкция:

    Посмотрите на доску;

    Сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить эти часы (10 спичек + 2 на стрелки).

    Который час показывают часы?

    Задание 2. Выложите из спичек зонтик по образцу.

    Инструкция:

    Сосчитайте, сколько понадобится спичек для того, чтобы сделать такой зонтик;

    Выложите зонтик на парте (спички из коробки выбирайте по одной);

    Делайте работу аккуратно, чтобы было красиво.

    Задание 3. Сделайте из зонтика 3 равных треугольника (трансфигурация).

    Инструкция:

    Переложите 2 спички так, чтобы получилось 3 равных треугольника;

    Из 7 спичек составьте 3 равных треугольника, расположенных по-другому.

    Задание 4. Сделайте любую фигуру (предмет) из 10 спичек - по своему выбору.

    Вариант №3.

    Задание 1. Выложите из спичек пароход по образцу.

    Инструкция:

    Посчитайте, сколько надо спичек, чтобы выложить верхнюю линию парохода, нижнюю линию парохода, боковые, трубу;

    Выложите пароход, сравните его с образцом.

    Задание 2. а) Выложите из спичек оленя по образцу. Инструкция:

    Посмотрите на доску, определите, что нарисовано;

    Сосчитайте, сколько спичек нужно, чтобы выложить туловище, голову, ноги, хвост, рога оленя;

    Отложите нужное число спичек;

    Выложите оленя, сравните с образцом.

    б) Переложите 2 спички так, чтобы олень смотрел в другую сторону.

    Задание 3. Подумайте, что можно сделать из этого количества спичек, и выложите любую фигуру.

    Вариант №4.

    Задание 1. Выкладывание из спичек бабочки по образцу.

    Инструкция:

    Посмотрите внимательно на доску, определите, что на ней нарисовано;

    Посчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить верхние крылышки, нижние крылышки, усики;

    Отложите нужное число спичек;

    Выложите бабочку, сравните ее с образцом.

    Задание 2. Выкладывание из спичек фигуры, похожей на ключ. Инструкция:

    Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить фигуру, похожую на ключ; выложите фигуру; сравните ее с образцом;

    Переложите четыре спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

    Задание 3. Выложите из любого количества спичек портрет свой, своего друга или сказочного персонажа. Расскажите, какое настроение у изображенного лица.

    По следам выполнения задания дети дают развернутый словесный отчет о своем замысле и способах его реализации.


    Львы и тигры, бегемоты и носороги, лисы и волки, кошки и собаки, млекопитающие и рептилии, хищные и травоядные – игрушечные фигурки животных бывают всех возможных и невозможных видов. И неважно, собираются ли игрушечные звери в стада, сбиваются в стаи, расходятся по парам или следуют по пути одиночек – вариантов как с ними поиграть целая куча. Мы расскажем про наши любимые игры с фигурками животных.

    В «Понарошку» отличный выбор разнообразных игрушечных зверей:

    Сортировка

    Когда ваш домашний зверинец разрастется до приличных размеров в пару десятков животных, можно будет устраивать игры-сортировки. По какому принципу сортировать фигурки зверей – решать вам, просто присмотритесь и увидите, какие варианты возможны с вашим набором животных. Сортировать можно, например, вот так:

    Сухопутные, водные и земноводные
    Хищные и травоядные
    Дневные и ночные
    Места обитания (пустыня, лес, океан, горы и так далее)

    Для этого можно просто разложить фигурки животных на полу по разным кучкам или придумать коробочки, на каждую из которых приклеить маркер или название, чтобы ребенок сам легко мог разобраться, куда какого зверя отправить.

    Сафари на прогулке

    Когда погода позволяет, берите свой маленький зоопарк с собой на прогулку. Самое интересное в игре с фигурками животных начинается за порогом, в парке или на городских улицах. Панда уютно устраивается на свежей травке, понарошечная белочка забралась в самое настоящее дупло, а белый медведь норовит искупаться в луже. Пускай купается, придём домой – вытрем.

    - можно устроить научное путешествие (с лупой для поисков зверей и журналом натуралиста для записей)
    - отправиться на сафари
    - пойти в поход и встретить на привале безобидных жителей леса
    - поехать понарошку на море и познакомиться с жителями коралловых зарослей


    Алфавит зверей

    Игра, которая напоминает сортировку с карточками, но подходит для детей постарше, примерно с 4-х лет. В этом возрасте можно начинать учить буквы. Для игры с алфавитом вам понадобится пластиковая или деревянная азбука и звери. Выложите буквы по одной на полу или на столе. Покажите ребенку принцип – каждой букве соответствует животное, название которого на эту букву начинается. Постарайтесь каждой букве подобрать звериную пару. Не беда, если на какие-то буквы животных не хватает, продолжайте игру с теми, которые есть на сегодня.

    Недавно мы сделали собственный на магнитах.

    Следопыты

    Готовы побыть следопытами? Тогда давайте рисовать. Пластиковые фигурки животных отлично подходят для того, чтобы обмакивать лапки в краску и оставлять на листе бумаги замысловатые узоры следов. Когда все звери потопчутся на бумаге, можно устроить маленькую и безвредную охоту, вооружившись реальной или воображаемой лупой. Какие звери куда ходили? Кстати, следы можно оставлять и в раскатанном пластилине.

    Карта мира

    Ребенку постарше можно предложить расселить зверей по материкам. Для этого подойдет большая бумажная карта мира. А еще можно распечатать из интернета изображения материков, вырезать и наклеить на картон. Получатся карточки, согласно которым время от времени можно раскладывать ваших зверей и тренировать память, внимание и знание фауны Земли.

    Кстати, у издательства Самокат есть отличная . Целый альбом с крутейшими иллюстрациями, где изображены все континенты и животные, обитающие на них.

    Спасательная операция со льдом

    Абсолютно беспроигрышный вариант игры – устроить спасательную операцию и помочь животным выбраться из ледяного плена. Сперва, разумеется, их нужно заморозить с водой. Маленькие фигурки в форме для льда. Фигурки побольше – навалить в пластиковый лоток. На следующей день из морозилки вы достанете заледенелое чудо, которое займет ребенка минимум на час-полтора. Дайте ему таз или поднос, всякие ложки-лопатки, молоточек – то, чем удобно и безопасно будет долбить лёд. Налейте в отдельный стакан теплой воды, чтобы он мог всё это дело побыстрее растапливать. Расскажите, что зверям нужна его спасательная помощь – они застряли во льдине и очень хотят наружу. Когда животные с помощью ребенка выберутся, предложите ему вытереть их тряпочкой, укрыть покрывалом чтобы те согрелись, а в случае переохлаждения – вылечить.

    По росту в кубиках

    Это игра с заделом на изучение математики. Предложите ребенку сравнить, какого роста разные фигурки зверей – в кубиках лего или в деревянных блоках (помните, как в мультфильме, все друг друга меряли в попугаях). И, если ребенок уже умеет считать, он может сосчитать, сколько кубиков «помещается» в каждом из животных. Кто из них чемпион?

    Большое купание

    Думаете, животным не надо мыться? Еще как надо, особенно если они живут у вас. Устройте вместе с пластиковыми фигурками животных большую «стирку»: наберите таз теплой воды, выдайте ребенку мочалку, щеточку, мыло, ковш, полотенце. Покажите на примере одного зверя, как может пройти купание. А ребенок пускай повторяет – сперва намылить, потом потереть мочалкой или щеточкой, потом сполоснуть, вытереть и поставить греться на солнышко.

    Жизнь животных

    Фигурки животных всегда могут стать отличными персонажами в любой сюжетно-ролевой игре. Придумать можно что угодно – от встречи злого волка и трусливого зайца в лесу до путешествия бегемотихи на автобусе в страну говорящих котов. Необязательно воспроизводить правдоподобные сюжеты из жизни животных. Если ребенок уже достаточно освоился с реальным положении дел (где живут звери, чем питаются, какие звуки издают, какие повадки имеют), предложите ему задействовать игрушечных зверей в разнообразных играх – устроить с ними большой пикник, сходить в поход, поиграть в больницу или школу, покатать их на такси, построить для них многоэтажку из лего, отправить в космос… Ну, вы понимаете, какой фантастический разброс сюжетных игр возможен с участием фигурок зверей.

    Мы собрали в «Понарошку» целую кучу игрушечных животных.
    Они обитают тут, на сайте, в разделе Звери там очень разные, от с веревочными лапами до из прочного качественного пластика.

    Выбирайте любимых и скорее за игру!


      Детская онлайн игра «Цветная головоломка» напоминает чем-то сюрреалистичные картины известных художников, вот только беда одна – она разобрана на кусочки и именно Вашему ребенку предстоит ее собрать заново, подставляя друг другу фигуры необычных форм и размеров, словно вырезанные


      С помощью этой увлекательной развивающей детской игры, ваш ребенок может познакомиться с разными цветами и формами фигур. Выполняйте задания перемещайте мышью квадраты, овалы, ромбы выбранного вами цвета в круг такого же цвета как у фигуры. В игре веселая и интересная музыка може


      Детская игра Шашки в Зазеркалье заинтересует любого ребенка, ведь это не просто классическая забава – играя за Алису вам нужно обыграть любимых героев из волшебной страны – Чеширского Кота, Мартовского Зайца и даже саму Королеву! Фигуры выполнены в виде маленьких часов, что отлич


      Отличное звуковое сопровождение, ультрамодная, красочная графика – вот чем вы искренне насладитесь, когда решите играть в Мега Шашки! Мы абсолютно не сомневаемся, что вы высоко оцените идеальный дизайн, и поиграв, искренне скажете «Да ведь это же действительно Мега!» Помните о ню


      Игра Самурайские шашки похожа на привычные шашки, пожалуй, только в единственном — в ней такие же фигуры. В остальном, здесь все иное, кроме принципа игры, играть в Самурайские шашки нужно прыгая через фигурки противника, заполнять клетки доски своими шашками, стараясь окру


      В игре «Беременная Мама: Одевалка» помоги молодой мамочке хорошо выглядеть. Для этого подготовь расслабляющие спа-процедуры, сделай ей макияж и подбери одежду, учитывая особенности фигуры. Собирай рубины и покупай самые красивые наряды и украшения для беременной. Управление «мышь