Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Речевая игра страна разных предметов. Речевые игры детей. Просмотр содержимого документа «Речевые игры для дошкольников.»

    Речевая игра страна разных предметов. Речевые игры детей. Просмотр содержимого документа
 «Речевые игры для дошкольников.»

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад С.Лидога»

    Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста»

    Воспитатель: Минина Ирина Викторовна


    «Запоминай-ка»

    Цель: -Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам, развитие навыков понятийного обобщения, слухо – речевой памяти и закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих звуков. Оборудование : карточка с рядами слов (для логопеда) Описание : Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц». Только птиц : аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол. Только диких животных : барсук, овца, слон, ослик, лиса. Только овощи : свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис. Только обувь : сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки. Только мебель : подоконник, сервант, стол, кресло, порог. Только посуда : блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка. Только транспорт : автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.


    «Путаница»

    Цель : Формирование навыков словесно – логического мышления. - Активизация умений правильного согласования прилагательных с существительными в Именительном падеже. Оборудование : карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.) Описание : Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную пару к каждому словосочетанию. Правильный вариант : длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля, круглый блинчик, весёлый козлёнок, дождевая капля, спелая слива, стеклянное блюдце, сладкое суфле. «Путаница» : длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.

    Цель : Формирование навыков словесно-логического мышление, закрепление

    обобщающих функций слов.

    Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову - стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?

    Смысловые пары:

    «Смысловые пары»

    Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка, корова - …, кораблик – причал, автобус - …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …, кондитер – пирожные, художник -…, волосы – заколочка, пальчик


    «Три медведя»

    Цель : Формирование звуко – высотной модуляции голоса,

    закрепление умений вопросительного интонирования высказываний.

    Описание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:

    -Кто сидел на моем стуле? -Кто ел из моей чашки? -Кто спал на моей постели? -Кто же был в нашем доме?


    «Близко-далеко»

    Цель: Формирование навыков силовой модуляции голоса, закрепление представлений о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука) , активизация глагольного словаря по темам «Животные», «Птицы».

    Описание : Взрослый предлагает ребенку определить, далеко лили близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)

    Кричат дети: АУ (громко) АУ (тихо)

    Лает собака АВ (громко) АВ-АВ (тихо)

    Мяучит кошка

    Мычит корова

    Поет петух

    Кудахчет курица

    Квакают лягушки

    Каркает ворона

    Блеет овечка.


    «Озорные мышки»

    (Слоговой синтез)

    Цель: Формирование умений анализа и синтеза звуко – слогового состава слов и оптимтизация слухо-речевой памяти.

    Описание:

    Игра предваряется чтением стихотворения (взрослым ребёнку).

    В грамоту мышки дружно играли:

    Картинки смотрели, все буквы назвали,

    Отгрызли кусочек от каждого слова.

    Слова – горько плачут.

    Составим их снова!

    Задание/Инструкция : Мышки отгрызли и утащили слог «са» из всех слов. Сейчас я назову тебе оставшиеся кусочки слов. Добавь к каждому кусочку слог «СОК», чтобы кусочки снова превратились в слова. Назови слово целиком.

    Слова: ПЕ (СОК), НО(СОК), ЛЕ(СОК), ПОЯ(СОК), ГОЛО(СОК), КОЛО(СОК).

    Вариант игры для синтеза слов со слогом «РА»

    Слова : ИГ(РА), НО(РА), ГО(РА), ЖА(РА), ШКУ(РА), КАНУ(РА).

    Вариант игры для синтеза слов со слогом «ЗА»

    Слова: КО(ЗА), ВА(ЗА), РО(ЗА), СТРЕКО(ЗА), ГРО(ЗА), СЛЕ(ЗА), МИМО(ЗА)


    «Звуковой анализ слов» -1

    Цель: Формирование фонематического анализа (выделение звука из слов) и навыков позиционного звукового анализа слова.

    Описание : Определить первый звук в словах. Выделить звук, голосом, «нажать» на него.

    Малина, монета, магнит, маска, маки, море, музыка.

    Определить есть звук М в слове, или нет (хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук):

    Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, март, цыпленок, коза.

    Определить, где слышится звук М – в начале, середине или конце слова:

    Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк. мыло, крем, лом, лямка,. сумка, мука, море.

    Определить, в каком из двух (первом или втором) слов слышится звук М:

    Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи - сухо,

    раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, мыло-шило.


    «Звуковой анализ слов» -2

    Цель: Формирование фонематического анализа (выделение звука из слов) на материале коротких текстов.

    Описание : Взрослый называет слова и просит ребенка определить первый звук в каждом слове. В задании 2 взрослый читает рассказ, ребенок запоминает слова с заданным звуком.

    1.Определить первый звук в словах:

    Оля, иволга, аист, утка, ослик, этаж, автобус, обруч, улитка, абрикос, индюк.

    2. Прослушать рассказ и запомнить слова со звуком Р:

    Рома и Вова пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали пять карасей и двух раков. Скоро подул ветер, и сбежались тучи. Послышались раскаты грома. Мальчики поспешили к дому.


    «Сочинитель»

    Цель: Формирование навыков рифмовки слов, Описание : Взрослый читает двустишие с

    ребенка подобрать слово в рифму.

    Доски на гору везем,

    Будем строить новый… (дом)

    Здесь красивое местечко,

    Протекает мимо… (речка)

    Шел по лесу шустрый мишка,

    На него свалилась…(шишка)

    Как-то вечером две мышки,

    Унесли у Пети…(книжки)

    слухового внимания и памяти.

    пропущенным последним словом и просит

    Мама милой дочке Оле

    Суп сварила из (фасоли)

    Мы собирали васильки,

    На головах у нас…(венки)

    Сшил себе котенок тапки,

    Чтоб зимой не мерзли (лапки)

    Говорят, один чудак

    В речке выловил башмак

    Но, зато ему потом

    На крючок попался…(сом)


    «Сумеешь назвать?»

    Цель: Формирование умения подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.

    Описание:

    Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. Игра сопровождается словами из стихотворения Л. Куклина.

    - Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать!

    (Дети перечисляют слова на заданный звук.)

    - Ой, хватит! И звук тоже может устать!

    А вот что на [о] мы можем назвать?

    (Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.)


    «Угадай слово»

    Цель: Формировать словарный запас существительных и глаголов.

    Описание:

    Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.

    Примерный набор слов:

    Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

    Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

    Воет, дует, гудит. Кто это?

    Лает, кусается, грызет. Кто это?

    Мычит, жует, пасется. Кто это?

    Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.


    «Падают, падают листья»

    Цель: на, под, в, за.

    Описание:

    1 - й вариант . Педагог (без детей) раскладывает поддувалочки в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, по группе разлетелись осенние листья. Предлагает назвать, где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает его на дерево. Примерные высказывания детей:

    • - «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,
    • - «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».

    «Падают, падают листья»

    (использованием листьев – поддувалочек)

    Цель: Формирование умений детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.

    Описание:

    2 - й вариант. Дети с листочками в руках спокойно бегают, кружатся по группе под слова педагога.

    Тихо листики летали,

    Очень листики устали. Отдохнуть они хотят.

    Вот и просят всех ребят: ….

    • Далее воспитатель говорит каждому ребенку (или группе детей, куда отнести и положить листья: Даша (Данила, Лиза, Артем, положи (те) меня (нас) под ковер (стол)», и т. д. Игра повторяется 3- 4 раза.

    «Наоборот»

    Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей .

    Описание:

    Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

    Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке). Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а). Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.


    «Что это? Кто это?»

    Цель: Формировать представления детей родовидовых отношениях.

    Описание:

    Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться.

    Например:

    Рыба – карась Дерево – клен

    Птица – галка Овощи – капуста

    Зверь – лиса Посуда – кастрюля

    Цветок – гвоздика Мебель – кровать

    Ягода – малина Одежда – куртка

    Фрукты – груша и т. д.


    «Закончи фразу»

    Цель: Формировать умения детей в составлении сложноподчиненных предложений.

    Описание:

    Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

    Я люблю конфеты, потому что они…

    Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

    Я хочу дружить с, потому что…

    Мы любим слушать, потому что…


    «Букет»

    Цель: Формировать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

    Описание:

    Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].

    Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

    - Дополните предложения словом хотеть:

    Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).

    Он этот букет (хочет) подарить … .

    Она этот букет (хочет) подарить … .

    Они этот букет (хотят) подарить … .

    Вы этот букет (хотите) подарить … .

    Мы этот букет (хотим) подарить … .


    «Я знаю пять названий»

    Цель: Формировать умения детей работать над обобщенным значением слов.

    Описание:

    Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»


    «Поиск»

    Цель: Формировать умения детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

    Описание:

    Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].

    Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).

    Дети, найдя предмет, вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.

    Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).


    «Что лишнее?»

    Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

    Описание:

    Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

    Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

    Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)


    «Что каким бывает?»

    Цель: Формировать умения детей согласовывать прилагательные с существительными.

    Описание:

    Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?


    Четвертый лишний»

    Цель : Формирование навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов, развитие слухо – речевой памяти.

    Описание : Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

    Мак - бак - так - банан

    Сом - ком - индюк - дом

    Лимон - вагон - кот - бутон

    Мак - бак - веник - рак

    Совок - гном - венок - каток

    Пятка - ватка - лимон - кадка

    Ветка - диван - клетка - сетка

    Выступление из опыта работы

    на РМО для воспитателей младших и средних групп

    «Речевые игры. Что это такое и как в них играть?»

    Подготовил:

    воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 15

    Маркелова С.Ю.

    Маркс 2017г

    Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра - не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Именно в игре, как ведущей деятельности дошкольников, создаются наиболее благоприятные предпосылки для развития разнообразных психических свойств и процессов.

    Речевые игры - это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес к деятельности детей. Именно игры помогают выработать умение правильно произносить звуки, слова, усваивать грамматические формы родного языка, преодолевая при этом определенные трудности.

    Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

    В рамках подготовки к педагогическому совету «Особенности форм, методов работы по развитию связной речи дошкольников в ДОУ на современном этапе в обеспечении реализации ФГОС ДО» в нашем Центре развития ребенка прошла методическая неделя в ходе, которой проходил конкурс на лучший речевой центр. Наша группа получила 1 место в этом конкурсе. В нашем центре развития речи представлен большой выбор игр и пособий, как готовых, так и сделанных нашими руками и руками родителей.

    В своей работе мне часто приходится использовать речевые игры, которые могут применяться не только на НОД, но и в совместной деятельности.

    Все речевые игры условно можно поделить на игры:

    По формированию правильного звукопроизношения;
    - по развитию фразовой речи;
    - по формированию навыков словообразования;
    - по формированию грамматического строя речи;
    - по формированию связной речи.

    Цель игр по формированию звукопроизношения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук, то есть автоматизировать и дифференцировать его, что является зачастую длительным периодом. Именно эта проблема, заключающаяся в длительном периоде работы и многократном повторении одного и того же речевого материала, утомляющая ребенка, ставит использование речевых игр во главу угла. Для примера можно привести наиболее полюбившиеся детям игры:

      Игра «Логопедическое домино» (игра для автоматизации согласных звуков)
      Игра проводится по принципу домино. В ней могут принимать участие 2-4 ребенка. Карточки делятся поровну между всеми игроками. Выбрать с помощью считалки того, кто будет начинать игру. Выигрывает тот, у кого раньше, чем у других, не останется ни одной карточки.

      Игра «Чудесная удочка».

    На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку в ведро, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет, что на ней изображено и издает звук свойственный этому предмету, животному

      Игра «Мухи в паутине» (Автоматизация звука ж)

    Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж..., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

    Целью игр на формирование фразовой речи является обучение детей выделению в предмете свойств, признаков и определению действий, которые предмет может совершать. Именно это и составляет основу для построения высказывания, о каком - либо предмете. (Какой это предмет? Что он может делать? Как он это делает?). В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и начинают ими пользоваться самостоятельно.

      Игра «Что с чем?»

    Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.)

    Ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т.п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».

      Игра «Хорошо - плохо» (по лексическим темам)

    Используются картинки

    В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

    Д: Потому, что она сладкая.

    В: Съесть конфету - плохо. Почему?

    Д: Могут заболеть зубы.

    То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

      Игра «Сундук со сказками»

    Для игры используется коробка с горлышками от бутылок, герои сказок нарисованы на крышках. Ребенок, закручивая крышку, описывает действие, которое совершает герой. В арсенале игры несколько сказок, каждая сказка обозначена своим цветом.

    Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе. Сами же словоформы связываются по законам грамматики. Работая в этом направлении важно обратить внимание как на связь слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в этих связях служебных слов, в том числе и предлогов. Используя в своих занятиях игры по формированию грамматического строя, я стараюсь формировать умение правильно строить детей предложно - падежные конструкции, что имеет огромное значение в подготовке ребёнка к школе.

      Игра «Умный мяч»

    Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного.
    Например: Корова – мычит, Лягушка – квакает, и т.п.
    Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
    Например: Врач – лечит, Художник – рисует, Повар – варит и т.п.
    Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое - либо действие.
    Например: Маша – играет, Коля – прыгает, Света – бегает и т. д.

      Игра «Машенька»

    С помощью настольного театра делаются декорации. Используется бумажная кукла Машенька, которая ставится перед декорациями, затем ребенок дует на куклу и сообщает, что случилось, с куклой и куда она попала. Например: Маша подошла к дереву. Маша идет по тропинке, Маша стоит перед домиком и т. п.

    Игры по формированию связной речи проще всего начинать с игр – инсценировок в форме диалогов, т.к. они быстро вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, обиду и т.д. В ходе инсценировок лексический материал повторяется, закрепляется, активизируется. Попутно уточняется и расширяется значение слова, дается представление о его переносном значении.

    Особенно хорошо речевой материал помогают мне отрабатывать логосказки. Для их постановки подходят различные виды театров с использованием фигурок на фланелеграфе, коврографе, на песке, просто на столе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим удовольствием вспоминают содержание диалога или рассказа). Логосказки, безусловно, способствуют формированию связного высказывания, расширению словарного запаса, социально – эмоциональному развитию, а так же воспитывают любовь к людям, природе, животному миру.
    Декорациями могут служить объемные ширмы, мини-макеты, дидактические пособия: сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, развивающие настольные игры, кубики с сюжетами сказок. Составление рассказа или сказки по серии сюжетных картинок является одним из первых разделов в формировании связной речи. По ним легко устанавливается последовательность действий.
    Составить связный рассказ по сюжетной картинке гораздо труднее. Поэтому сначала учу детей рассматривать картинку, отмечать детали, далее уточняю словарь по теме предложенной картинки, формирую понятия, закрепляю значения слов. После этого направляю внимание детей на действия персонажей и стараюсь помочь им составить рассказ или сказку.

    Отдельно хочется остановиться на логоритмических упражнениях , которые так же представляют большой интерес, как для воспитателей, так и для детей. Эти упражнения в стихотворном варианте с сопутствующими движениями можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений в природе, в качестве физкультминутки. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи, для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения. Стихи соотносятся с движением руками, ногами, туловищем с ритмом речи. В таких упражнениях обязательно есть сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения и воспитывает у детей понимание логической связи между текстом и движением. Совместные действия со сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом. В этих упражнениях содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с недоразвитием речи, у которых образование глагольных

    форм вызывает определенные трудности.
    В качестве примера приведу логоритмическую игру - упражнение «Надоедливые мухи»

    Чай душистый пьем, пыхтим:
    - Уф – уф – уф, уф – уф – уф. (Дети ритмично потирают ладонь о ладонь)
    Отгоняем веткой мух. (горизонтально.)
    Мух – мух – мух (2 раза ритмично помахивают рукой.)
    А они в варенье сели
    Ели – ели, ели – ели. (Ритмично постукивают пальцами о ладонь).
    Так нам мухи надоели!
    Мы варенье быстро съели. (Имитируют движение ложкой.)

    А для выполнения артикуляционной гимнастики мы применяем «Лягушку-говорушку», которая помогает правильно выполнять артикуляционную гимнастику, а так же способствует повышению интереса детей.

    И, конечно же, развитие речи детей, напрямую связано с развитием мелкой моторики. Для этих целей мы используем большое количество разнообразных игр. Бизи-борды, «Занимательная коробка» и «Дорожки» одни из новых в нашей группе игр, направленных на развитие мелкой моторики.

    Это лишь некоторые из речевых игр, используемых для развития речи у дошкольников. Все эти игры помогу детям сделать утомительный этап автоматизации, дифференциации, формирования грамматических конструкций интересным и увлекательным. Дети с удовольствием будут участвовать в играх, а следовательно, повысится и эффективность работы по речевому развитию.

    Список литературы:

    В. Володина «Альбом по развитию речи» -М.: Росмэн 2008

    Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010.

    Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015.

    Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет / В. В. Гербова. – Мозайка-Синтез, 2014.

    Http://rodnaya-tropinka.ru/

    Http://www.maam.ru/

    Нескучно, разнообразно, вариативно развиваем речь дошкольников.

    Просмотр содержимого документа
    «Речевые игры для дошкольников.»

    РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

    Игра "Чёрный ящик"

    Ребёнок постепенно определяет, что лежит в ящике, задавая вопросы об определённых свойствах предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Её можно катать?» И так далее. Игра «Продолжи предложение»

    «Слова надо говорить громко, потому что …»,

    «Если бы я был волшебником, я бы …»

    Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

    Ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно: - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Аккуратность человека красит.

    Маленькое дело лучше всякого безделья.

    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    Игра «Цепочка слов»

    Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …

    Игра «Ответь за одну минуту»

    Назови «самолёт» Хоттабыча.

    Как зовут жену аиста.

    Что всё время теряет бабушка?

    В какой сказке герой сделан из муки?

    Как зовут жену селезня?

    Как называется наш детский сад?

    На какой улице ты живёшь?

    Берёза – это плодовое дерево?

    Назови детёныша овцы.

    Назови «самолёт» Бабы Яги.

    Как зовут твою маму?

    Какое сейчас время года?

    Игра «Кто самый сообразительный?»

    Вопросы на активизацию логического мышления:

    Как зовут взрослого Олега, если его отца зовут Иван?

    Андрей – сын Владимира. Кто Владимир Андрею?

    Маша – дочка Ларисы. Кто Лариса Маше?

    Катя – сестра Ромы. Кто Рома Кате?

    Юра веселее Саши. Кто грустнее Юры?

    Задание «Составь предложение с союзом «а»

    Взрослый называет пары предметов:

    Газета и кастрюля

    Расчёска и галстук

    Вилка и ложка

    Лопата и ведро

    Собака и кот

    Карандаш и ручка

    Например: «Газету читают, а в кастрюле варят суп».

    В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

    Где я был?

    Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных. Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул. Спрашиваем: - Где я была? (на море) Предлагаем: - А теперь вы загадывайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только называть тех, кого вы видели много, например, много волков или много бабочек. Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

    Скажи какой.

    Называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами. Предлагаем детям ряд заданий

    1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки (Круглое, сладкое, румяное – что это?).

    2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой)….сладкий, снег….лимон….

    3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?); морковь желтая….солнце теплое… и т. д.

    4. Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. д.

    5. Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает), кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат).

    Найди противоположное по смыслу слово.

    Подбирать противоположные по смыслу слова. Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

    Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

    Что вы видите вокруг.

    Дать названия разным предметам. Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)

    Сформулируем вывод: Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает.

    А что обозначает слово обруч?

    Что обозначает слово карандаш?

    А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?

    Приводим в пример звукосочетания кус, пы, мо.

    Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

    Ложка – это ложка,

    Ложкой суп едят.

    Кошка – это кошка,

    - У кошки семь котят.

    Тряпка – это тряпка,

    Тряпкой вытру пол.

    Шапка – это шапка,

    Оделся и пошел.

    А я придумал слово,

    Смешное слово – плим.

    Я повторяю снова. Плим, плим, плим.

    Вот прыгает и скачет – Плим, плим, плим.

    И ничего не значит Плим, плим, плим.

    Это правда или нет?

    Находить неточности в тексте стихотворения. Взрослый читает стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Предварительно сказав детям, что они должны слушать внимательно, чтобы заметить чего на свете не бывает.

    Теплая весна сейчас,

    Виноград созрел у нас.

    Конь рогатый на лугу

    Летом прыгает в снегу.

    Поздней осенью медведь

    Любит в речке посидеть.

    А зимой среди ветвей «Га – га – га!» - пел соловей.

    Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?

    Какое слово заблудилось?

    Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст так, чтобы стало правильно. Подбирать точные по смыслу слова. Взрослый читает стихотворение. Дети должны заменить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

    Речевые игры: интересные речевые игры со словами для детей дошкольного возраста.

    Речевые игры: играем с многозначными словами

    Играем со словами: слова «с секретом»

    Речевые игры со словами — это очень важное и полезное занятие для малышей — дошкольников. Они развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушиваться в слова, выделять их из потока речи, осознавать смысловые нюансы. Как сделать речевые игры со словами интересными и увлекательными для ребят я расскажу в этой статье.

    В ней Вы найдете игры с одной из групп слов русского языка — с многозначными словами . Именно эти слова позволяют развивать у ребенка языковое чутье, лингвистические и умственные способности. Что такое многозначные слова — это слова, которые имеют много значений. Например, мы можем использовать слово «свежий» в разных значениях — «свежий ветер», «свежие новости», «свежая рубашка», а»свежий воздух». При этом свежая рубашка — это чистая рубашка. Но вот свежий ветер — это отнюдь не чистый ветер, а прохладный ветер. И эти нюансы значений слов в речевых играх мы будет стараться уловить вместе с детьми.

    В этой статье я расскажу о нескольких интересных речевых играх с многозначными словами.

    Играем со словом «идти»

    Сначала загадайте ребенку загадку.

    Ног нет, а хожу.
    Рта нет, а скажу,
    Когда спать, когда вставать,
    Когда работу начинать. Что это? (Часы)

    Часы идут, хотя у них нет ног! Разве так бывает? Как по-другому можно сказать – что делают часы? (Они не шагают как люди, а тикают, работают)

    Расскажите детям, что в русском языке есть особенные слова – слова с секретом. Одно и то же слово может означать совершенно разное. Например, слово «идти». Часы идут — тикают, работают. А что еще идет — давайте вместе с детьми подберем слова.

    • Автобус идет – что это означает? Он тоже тикает и работает? Нет, автобус идет — это означает, что он едет, приближается к остановке.
    • Малыш идет – как по-другому можно сказать? (он шагает, учится ходить)
    • Дождь идет – скажи по-другому. Что он делает? (Льет, капает, стучит по крыше, шуршит по листве)
    • Вода идет из крана – как сказать по-другому? Она что делает? (течет).
    • Время быстро идет – как сказать по-другому? (время летит, быстро проходит)

    Полезный совет из моей практической копилки: Можно после этой игры на прогулке с ребенком понаблюдать и назвать, что и кто идет.

    — Собака идет (или все-таки сейчас она бежит)?

    — Бабушка идет.

    — Трамвай идет.

    — Время быстро идет.

    — Снег идет.

    Попробуйте вместе с детьми набрать максимум таких словосочетаний. Можно составить и сочетания- небылицы и вместе обсуждать, может ли такое быть и когда. Например:

    — Дом идет — такое может быть? А если в сказке — то как может идти дом?

    — Осень идет — а такое может быть? Да? Что это означает (осень приближается, скоро наступит). Как мы узнаем, что осень идет? (листья начинают желтеть и опадать, становится холоднее, трава начинает желтеть, чаще идут дожди и другие признаки приближающейся осени).

    Такие упражнения со словами по ходу обычных дел учат малыша вслушиваться в слово и вглядываться в окружающий нас мир. А чуткость к значениям слова, к их смысловым оттенкам, умение подбирать наиболее точные по смыслу слова — это база успешного обучения русскому языку в школе и основа успешного освоения ребенком не только родного, но и иностранных языков, а также его интеллектуального развития.

    Играем со словом «летит».

    Время летит. А что еще умеет летать? Как сказать по-другому?

    Давайте поиграем со словом «Летит». Это стихотворение написала я сама для речевых игр на своих занятиях с детьми.

    Осенью летают листья,
    Листопад шуршит.
    А зимой летает снег,
    Кружится, блестит.
    Быстро стайка птиц летит
    В небе высоко.
    Пролетел вдруг вертолет
    Где-то далеко.
    Поезд наш летит стрелой,
    Весело гудит.
    Мчится поезд во весь дух,
    Тепловоз пыхтит.
    И воздушные шары
    Весело летят.
    Пролетают над землёй
    К радости ребят.
    Быстро время пролетело,
    Нам пора домой.
    Ну а к играм мы вернемся
    В новых выходной. (Валасина А.)

    Речевая игра со стихотворением

    Как провести речевую игру с этим стихотворением:

    Сначала предложите малышу послушать стишок и отгадать, какое слово Вы в нем спрятали. Загаданное слово очень часто встречается в этом стишке. В этом задании мы развиваем внимание ребенка и его умение вслушиваться в незнакомый текст. Дети быстро определяют, что это слово «летит».

    Затем попробуйте вместе с малышом «собрать» из стихотворения все словосочетания, в которых есть слово «летит». Для этого спросите малыша, что летит? Назовите вместе с малышом словосочетания из стихотворения и подберите, как можно было сказать по-другому, например: » Шары летят — что они делают? Как по другому можно сказать? (плывут по воздуху, парят в небе). Листья летят — что они делают, как по-другому сказать? (Они вьются по ветру, они кружатся в небе, они танцуют на дорожках, они падают с деревьев)». Ребенку потребуется Ваша помощь. Какие-то слова он подберет сам, а какие-то Вам нужно будет подсказать.

    Можно найти все слова на картинке и назвать вместе с малышом словосочетания. Вам поможет карточка в картинках для занятий с ребенком, которую Вы можете бесплатно скачать и распечатать для речевой игры с малышом. И найти на картинках, что летит. В карточку включены задания к первой и второй игре этой статьи. Вот так выглядит карточка для речевой игры.

    Можно сделать мини-книжку (сшить несколько листочком бумаги), куда Вы будете зарисовывать с детьми всё, что умеет летать — всё , что Вы увидите за день на прогулке, по телевизору, в гостях, дома. Поищите такие предметы.

    Совсем не обязательно так подробно играть со всеми многозначными словами. Главное в речевых играх со словами — это интерес малыша к игре, развитие языкового чутья, внимания ребенка к словам.

    Речевые игры: моя игровая копилка интересных приемов развития речи детей.

    Идея «Сундучок». Обычно я провожу речевые игры со словами так. Беру красивую коробочку (из-под чая или сундучок от новогоднего подарка). И начинаем с ребенком или с группой детей заполнять наш волшебный сундучок словами. Если подобрали слово — то кладем в наш сундучок фантик (камушек, ракушку или то, что есть у Вас под рукой). В конце игры со словами у нас в шкатулке целый ворох фантиков! Вот как много слов мы подобрали! Вот какие мы молодцы! Дети видят при таком проведении речевой игры наглядный результат своих действий: одно слово — это один фантик. Кроме того, они сами часто знают, «где чье слово в сундучке лежит» (вот это Машиной слово, а это Петино). Если же просто подбирать слова, то часто дети теряют интерес к упражнениям.

    Идея «Лесенка». Есть и другой игровой прием — перед проведением речевой игры нарисуйте на листке бумаги лесенку из ступенек (например, 20 ступенек — в зависимости от количества заданий и числа детей). Каждой подобранное слово — это одна тупенька вверх. Наша задача дойти до самого верха лестницы, где нас ждет приз, то есть подобрать много слов. Призом может быть наклейка, ребус, загадка, приз, смешная рожица, маленький листочек с раскраской — придумайте, чему порадуется Ваш малыш.

    Еще идеи для интересных речевых игр с детьми Вы найдете в статьях сайта:

    Речевые игры с дошкольниками

    Материал подготовила Белоусова Л.А

    для детей 5 – 6 лет

    "Подбери словечко"

    Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
    Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.

    "Чьи покупки?"

    Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря.

    Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории.
    "Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?"
    В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания".

    Скажи наоборот"

    У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого.

    1.С опорой на картинки:
    Дедушка старый, а внук …
    Дерево высокое, а куст …
    Море глубокое, а ручеёк …
    Дорога широкая, а тропинка …
    Перо легкое, а гиря …
    Летом нужна летняя одежда, а зимой …

    2.Без опоры на картинки.
    Пирожное сладкое, а лекарство …
    Ночью темно, а днем …
    У волка хвост длинный, а у зайца …
    Хлеб мягкий, а сухарь …
    Чай горячий, а лед …
    Летом жарко, а зимой …я, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

    "Кто кого обгонит?"

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.
    Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

    Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).
    Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).
    Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).
    Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

    Незнайкины ошибки"

    Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

    Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.

    В осеннем лесу.

    Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес .

    "Мама потерялась"

    Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

    В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
    Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка).
    Свинья ищет…(поросёнка).
    Собака ищет…(щенка).
    Кошка ищет…(котёнка).
    Коза ищет…(козлёнка).
    Овца ищет…(ягнёнка).
    Лисица ищет…(лисёнка).
    Зайчиха ищет…(зайчонка).
    Волчица ищет…(волчонка).
    Ежиха ищет…(ежонка).
    Медведица ищет…(медвежонка).
    Белка ищет…(бельчонка).

    В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

    "Федорино горе"

    Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа.

    Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе".
    Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую.
    При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соо Федорино горе
    Вся посуда разбежалась!
    У Федоры не осталось
    Ни бидона, ни бутылок,
    Ни беззубых, грязных…(вилок).
    Нет покинутых сироток -
    Чёрных, гнутых…(сковородок).
    Нет запачканных грязнуль -
    Битых, ломанных…(кастрюль).
    Не видали близко люди
    И осколков грязных…(блюдец),
    Убежавших от букашек
    Много дней немытых…(чашек),
    Скрывшихся от тараканов
    Мутных, треснувших…(стаканов).
    Как Федора ни смотрела,
    Не нашла нигде…(тарелок).
    Скрылся от Федоры ножик,
    Нет больших столовых…(ложек).тветствующую картинку.

    "День рождения Мишутки"

    Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

    Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.
    Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости

    Пример:
    Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.
    Рыба … - Мишутка ждёт…
    Морковь … - Мишутка ждёт…
    Грибы … - Мишутка ждёт…
    Зерно … - Мишутка ждёт…
    Трава … - Мишутка ждёт….

    Речевые игры

    для детей 6 -7 лет

    "Похожие слова"

    Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

    Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

    Приятель - друг - враг;
    Грусть - радость - печаль;
    Еда - очистки - пища;
    Труд - завод - работа;
    Танец - пляска - песня;
    Бежать - мчаться - идти;
    Думать - хотеть - размышлять;
    Шагать - сидеть - ступать;
    Слушать - глядеть - смотреть;
    Трусливый - тихий - пугливый;
    Старый - мудрый - умный;
    Бестолковый - маленький - глупый;
    Смешной - большой - огромный.

    "Семейная олимпиада"

    Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

    В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

    Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы" какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

    "Два брата"

    Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

    Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
    Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
    Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
    Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

    "Назови ласково"

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

    Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
    Цветок красный, а цветочек красненький.
    Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
    Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
    Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
    Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

    Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
    Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
    Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
    Дом низкий, а домик … (низенький).
    Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

    "Магазин посуды"

    Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

    Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
    Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

    После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

    «Найди по цвету"

    Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

    Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
    Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
    Красное - яблоко, кресло, платье.
    Желтая - репа, краска, сумка.
    Синий - василек, баклажан, карандаш.

    "Выбери правильное слово"

    Цель: развитие мышления, речевого внимания.

    Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
    Осенью дует … (холодный, сильный,мокрый) ветер.
    На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
    Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
    Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
    Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
    Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

    "Найди картинку"

    Цель: развитие анализа и синтеза.

    Цель: развитие анализа и синтеза.
    Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
    Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
    аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
    рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
    причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
    шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
    эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

    "Скажи наоборот"

    Цель: расширение словаря антонимов.

    Для этой игры нам понадобится мяч.
    Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
    Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

    МОКРЫЙ...СУХОЙ, ВЗЛЕТЕТЬ...ПРИЗЕМЛИТЬСЯ

    ДРУГ … ВРАГ; ХОРОШО … ПЛОХО

    ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО, ВЫСОКО … НИЗКО,
    МОЖНО … НЕЛЬЗЯ, ТРУДНО … ЛЕГКО

    БЫСТРО … МЕДЛЕННО, ДЕНЬ … НОЧЬ
    РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) , ЖАРА … ХОЛОД
    ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ

    ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ, ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
    ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ, БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
    ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ, ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ