Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игры с ребенком на внимание дошкольного возраста. Игры на внимание для дошкольников. Ловишки с мячом

    Игры с ребенком на внимание дошкольного возраста. Игры на внимание для дошкольников. Ловишки с мячом

    1. Игра “Снежный ком”.

    Цель игры – запоминать лова в определенном порядке.
    Слова подбираются на определенную тему, например, названия городов, названия растений или животных. Допустим, что тема игры – названия животных.
    Взрослый говорит: кошка.
    Ребенок: собака.
    Взрослый: кошка, собака, корова.
    Ребенок: кошка, собака, корова, коза.
    И т.д.

    2. Игра “Где чей домик”

    Цель игры – развитие устойчивого внимания.
    Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линии.

    3. Игра “Слушай слово”

    Цель – тренировка устойчивости и переключения внимания.
    Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Ребенок должен хлопать в ладоши, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Теперь предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания.

    4. Игра “Корректор”

    Цель – развитие устойчивости внимания.
    Дайте ребенку небольшой текст и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую – либо букву (например “ф”). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике вместе с ребенком. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: “В каждой строчке зачеркни букву “а”, а букву “п” – подчеркни”. Усложненный вариант: “Зачеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “р”, и подчеркни букву “а”, если перед ней стоит буква “н”. Фиксируйте время и количество ошибок. Не забывайте валить ребенка.

    5. Игра “Раскрась вторую половинку”

    Приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок (бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.) и попросите ребенка раскрасить вторую половину точно так же, как раскрашена первая.

    6. Игра “Цифровая таблица Шульте”

    Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли малыш все эти цифры. Скажите ему: “Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25”

    7. Игра “Птица – не птица”

    Вы читаете вслух стишки. Задача ребенка – внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее НЕ птицу, подать сигнал – пусть топает или хлопает в ладоши.

    Образцы стишков:

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи…

    ***
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны…

    ***
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Лебеди, куницы,
    Галки и стрижи,
    Чайки и моржи…

    ***
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Сойки и ужи…

    ***
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чайки, пеликаны,
    Майки и орланы,
    Голуби, синицы,
    Цапли, соловьи,
    Окуни, воробьи…

    ***
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Утки, гуси, совы,
    Ласточки, коровы..

    ***
    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Палки и стрижи,
    Бабочки, чижи,
    Аисты, кукушки,
    Даже совы – сплюшки,
    Лебеди и утки –
    И спасибо шутке!

    8. Игра “Топ=хлоп”

    Цель – развитие внимания и памяти.
    Ведущий произносит фразы-понятия- правильные и неправильные. Если выражение верное, ребенок хлопает, если неправильное – топает.
    Примеры:
    Летом всегда идет снег – ТОП-ТОП!
    Ночью светит луна – ХЛОП-ХЛОП!

    9. Игра “Пуговицы”

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набор пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

    10. Игра “Маленький жук”

    Вы говорите ребенку: “Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!Внимание. Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук”. (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле). Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

    11. Игра “Сосчитай и повтори”


    Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождайте негромкими постукиваниями карандашом по столу. Ребенок должен сосчитать число ударов и одновременно запомнить предложение. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

    12. Игра “Считаем и рисуем”

    Цель – увеличение уровня распределения внимания (умение выполнять несколько дел одновременно).
    а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания – 1 мин. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
    б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой – кружки, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
    Треугольники с “округленными” вершинами не считаются, так же как и круги с “углами”. Задача ребенка – нарисовать как можно больше треугольников и кругов.
    Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

    13. Игра “Сосчитаем про себя”

    Вы говорите ребенку: “Сейчас я буду читать тебе арифметические задачи. Ты должен решить их в уме. Полученные ответы также надо держать в уме. Результаты вычислений запишешь только тогда, когда я скажу”.
    Содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности.
    Вот несколько примеров:
    1 класс – “Даны два числа: 6 и 3… Сложите первое число и второе… и от полученного числа отнимите 2… Затем отнимите еще 4… Пишите!..” (ответ: 3)
    “Даны два числа: 15 и 23… Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа… отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7… Пишите!..” (ответ: 8)

    2 класс – “Даны два числа: 27 и 32… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа… Пишите!..” (ответ: 4)
    “Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа… и полученную сумму разделите на 4… Пишите!..” (ответ: 2)

    3 класс – “Даны два числа: 54 и 26… Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа… и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа… Пишите!..” (ответ: 5)
    “Даны два числа: 56 и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа… Пишите!..” (ответ: 27)

    В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа: “Загадай число… прибавь к нему 5, теперь отними 2… отними то число, которое ты задумал… и умножь полученную разницу на 4… У тебя получилось…”

    14. Игра “Списывание”

    Цель – развитие концентрации и устойчивости внимания.
    Предложите ребенку без ошибок переписать такие вот строчки:
    1. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
    ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
    КЛАТИМОР
    2. РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
    ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
    ФИЛЛИТАДЕРРА
    3. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
    ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

    15. Игра “Найди слово”

    Цель – тренировки распределения избирательного внимания.
    Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
    Например, вы пишите (разумеется, одинаковым шрифтом):
    бсолнце итранвстол рюджыметокно ггщшщатмашина
    прстыюроза евнциджара мылрквтсумка лдчеврыба й

    Ребенок вычеркивает все найденные внутри текста слова.

    Для развития внимания полезны также упражнения “дорисуй по образцу”, “что изменилось” и “найди отличия”.

    В этой статье мы поговорим о развитии у детей такого жизненно важного качества, как внимание. Наверное, не нужно объяснять, что внимание необходимо нам не только для получения новых знаний в школе и институте, но и для выполнения обычных каждодневных действий. Согласитесь, не владеющий в достаточной мере концентрацией и переключением внимания человек просто не сможет, например, перейти дорогу.

    Развивать внимание у детей можно и нужно с самого раннего возраста. Делать это рекомендуется с помощью игры и интересных, увлекательных для ребенка упражнений. Играя, дети быстро учатся, так что если вы с ребенком ежедневно будете посвящать немного времени развивающим внимание играм, прогресс не заставит себя долго ждать.

    Игры на внимание для детей должны быть разнообразными и направленными на развитие разных свойств внимания: концентрации, устойчивости, избирательности, распределения, переключаемости и произвольности. Мы предлагаем вашему вниманию несколько примеров игр и упражнений для улучшения некоторых свойств внимания.

    Подвижные игры на внимание

    1. «Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания). Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.
    2. «Съедобное-несъедобное» (известная игра практически для любого возраста, развивающая концентрацию и переключаемость внимания). Один участник произносит задуманное им слово и бросает мяч другому. Если слово означает съедобный предмет – мяч нужно поймать, если несъедобный – ловить нельзя. Можно играть в эту игру вдвоем и вести счет, а можно играть группой, на выбывание (это усложненный вариант, так как никто не знает заранее, кому будет брошен мяч).
    3. «Овощи-фрукты» (развивает избирательность и переключаемость внимания). Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт – подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения – тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).

    Игры на развитие слухового внимания

    1. «Испорченный телефон» - простая и всем известная игра на развитие слухового внимания. Загаданное слово передается шепотом на ухо по кругу, пока не вернется к загадавшему игроку, или по шеренге (тогда последний игрок громко произносит полученное слово).
    2. «Корова с колокольчиком» . Дети становятся в круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре. Дети передают друг другу колокольчик, звоня в него. Затем по команде взрослого: «Колокольчика не слышно!» ребенок, у которого в руках оказался колокольчик, перестает звонить. На вопрос взрослого: «Где корова?» водящий должен рукой указать направление, откуда в последний раз слышал звон.
    3. «Слушаем слова» . Нужно заранее договориться с ребенком (детьми), что водящий (взрослый) будет произносить самые разные слова, среди которых будут встречаться, например, названия животных. Ребенок должен успеть хлопнуть в ладоши, когда услышит эти слова. Можно в процессе игры менять тему заданных слов и движение, которое должен совершить ребенок, а также усложнять игру, сочетая 2 и более тем и, соответственно, движений.
    4. «Нос-пол-потолок» . Ведущий называет в разном порядке слова: нос, пол, потолок и совершает соответствующие движения: дотрагивается пальцем до носа, показывает в потолок и в пол. Дети повторяют движения. Затем ведущий начинает путать детей: продолжает произносить слова, а движения делать то правильно, то неправильно (например, при слове «нос» показывает в потолок и т.д.). Дети должны не сбиться и показывать правильно.

    Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

    1. «Ладошки» . Играющие садятся в ряд или в круг и кладут ладони на колени соседей (правую – на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева). Нужно быстро поднимать и опускать ладошки по порядку (чтобы «пробегала волна»). Не вовремя поднятые ладошки выбывают из игры.
    2. «Снежный ком» . Первый участник произнести слово на заданную тему или без нее. Второй участник должен сначала произнести слово первого игрока, затем – свое. Третий – слова первого и второго игрока и затем свое, и т.д. Ряд слов вырастает, как снежный ком. Упражнение интересней выполнять в группе детей, но можно и вдвоем, добавляя слова по очереди.

    Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста

    "Развитие внимания у дошкольников"

    Игра « Какой игрушки не хватает?»

    цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

    возраст: с 3 лет

    Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: « какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

    Игра «Что слышно?»

    цель: развитие произвольного внимания, устойчивости.

    возраст: с 3 лет.

    1 вариант: ведущий предлагает детям слушать и запоминать, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

    2 вариант: по сигналу ведущего, внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.

    Игра «Найди такой же».

    возраст: с 3 лет

    Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.

    Игра «Что изменилось?».

    возраст: с 3 лет.

    Игра «Что изменилось?».

    возраст: с 3 лет.

    Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить увеличить количество игрушек до 5-7. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

    Игра « Цифры»

    цель: развитие слуховой памяти, объема внимания.

    возраст: с 4 лет.

    Сейчас я покажу тебе ряд цифр. Их надо запомнить в таком же порядке:

    2, 3, 5, 7, 3, 5, 7

    Повтори цифры. Расскажи, как запоминал. Посмотри, каким образом эти цифры можно сгруппировать.

    Игра «Тут что-то не так»

    цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления.

    возраст: с 4 лет

    Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы».

    Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал.

    Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

    Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.

    Игра « Гимнастика внимания»

    цель: развитие произвольного внимания

    возраст: 4- 6 лет

    раз, два, три, четыре, пять

    начинаем мы играть

    вы ребята не зевайте

    слушайте, что вам скажу

    и при этом покажу.

    Называя, части своего тела, показывать их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют движения. Затем начинают путать детей, называя одну часть тела, показывать другую.

    Игра « Самый внимательный»

    цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.

    возраст: с 4 лет

    Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.

    Игра «Кто позвал?»

    возраст: с 4 лет

    Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.

    Игра «Летает – не летает»

    цель: развитие произвольного внимания

    возраст: с 4 лет

    Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет. Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «может» мяч кидается обратно, если нет, тем же способом со словом «летает», если не летает, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».

    Игра «Испорченный телефон»

    цель: развитие внимания, слухового восприятия.

    возраст: с 4 лет

    1 вариант.

    Дети садятся в ряд или в круг. Ведущий тихо, на ушко, называет соседу какое-нибудь слово или фразу, тот передает это дальше

    Последний из детей называет то, что услышал, после этого слово передает новый ведущий.

    2 вариант.

    Часть детей выходит из кабинета. Ведущий читает небольшой рассказ оставшимся детям. В кабинет входит первый из игроков, находящихся за дверью и кто-то из присутствующих рассказывает ему услышанное. Затем входит второй ребенок, а предыдущий рассказывает ему все, что запомнил из рассказа. Так продолжается вся игра.

    Игра «Зеваки»

    цель: развитие активного внимания.

    возраст: с 4 лет

    Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются и делают 4 хлопка, затем поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Выполнивший, неправильно задание, выходит из игры.

    Игра «Что нового?»

    цель: развитие произвольного внимания

    возраст: с 4 лет

    Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длиться игра, тем сложнее искать новые детали.

    Игра « Ищи безостановочно».

    Возраст: с 4 лет.

    В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.

    Игра «Гляди, сколько нужно».

    Цель: развитие активного внимания

    Возраст: с 4 лет

    Участвующих в игре ввести в комнату и дать возможность осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, какие 20 различных предметов они в ней видели, какую посуду, одежду и пр.

    Упражнение «Счастливые хрюши».

    Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

    Возраст: с 4лет

    Задание 1: посмотри на рисунки. Назови как можно быстрее, что отличает одного хрюшу от другого.

    Необходимо фиксировать время выполнения задания, количество названных отличий, количество ошибок (повторы, неправильно названные и пропущенные отличия.)

    Игра « Ухо – нос».

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам

    Возраст: с 4лет.

    По команде «ухо» детям предлагается схватиться за ухо, по команде «нос» - за нос.

    Игра « Разные животные».

    Цель: развитие активного внимания, быстроты реакции

    Возраст: с 4 лет.

    Ведущий объясняет, что когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

    Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджав другую)

    Два хлопка – поза лягушки (присядь пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу)

    Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «му-му»).

    Игра «Карлики и великаны».

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

    Возраст:

    Детям предлагается по команде «карлики» присесть, по команде «великаны» - встать.

    Упражнения

    Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности

    Возраст: с 5лет.

    1. закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь
    2. закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
    3. не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

    сидя с закрытыми глазами в течение 2-х минут, перечисляй, все звуки, которые ты будешь слышать.

    Игра «Тропинка».

    Цель: развитие внимания, умения подчиняться правилам.

    Возраст: с 4 лет

    Дети идут по воображаемой тропинке. Каждый внимательно смотрит куда ступил предыдущий и старается точно следовать по пятам этого учебника. Двигаться надо медленно и тихо. Это упражнение хорошо использовать в конце занятий или при выходе на прогулку.

    Игра « Игра с флажками»

    Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

    Возраст: с 4 лет

    Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

    Игра «Четыре стихии»

    Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

    Возраст: с 4 лет.

    Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.

    Игра «Добавь слово».

    Цель: развитее внимания и памяти

    Возраст: 4- 6 лет

    Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

    Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

    Игра «Рыба, птица, зверь».

    Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции.

    Возраст: с 4 лет.

    Лучше если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь». Тот на ком остановится считалка, должен быстро назвать, в данном случае зверя. При чем названия не должны повторяться. Если ответ правильный ведущий продолжает игру.

    Если ответ неверный или названия повторяется (задержка ответа), то ребенок выбывает из пары, оставляя свой ведущему. Игра продолжается до тех пор пока не останется один игрок.

    Игра «Запрещенные движения».

    Возраст: с 4 лет.

    Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

    Тот, кто ошибается, становится ведущим.

    Игра «Стаканчик».

    Цель: развитие устойчивости внимания.

    Возраст: с 4 лет.

    Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.

    Возраст: с 5 лет

    Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово .

    Игра «Будь внимателен к словам»

    Цель: развитие устойчивости внимания

    Возраст: с 5 лет

    Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Воспитатель читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

    Игра «Слово заблудилось»

    Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

    Возраст: с 5 лет

    взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

    На полу из плошки молоко пьет ложка.

    На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

    Вкусная сварилась Маша . Где большая крошка наша.

    На дворе большой мороз, отморозить можно хвост .

    Испеки мне утюжок ! – просит бабушку крючок .

    Игра «Художник».

    Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

    Возраст: с 5 лет.

    Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

    Цель: развитие внимания

    Возраст: с 5 лет

    Ребята сидят в кругу. Ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий, сложит ладони в кулак - дети должны разжать ладони. Кто ошибается, становится ведущим.

    Игра «Воробушки и великаны».

    Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

    Возраст: с 5лет

    Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подает сигнал «автомобиля» - гудок, «воробушки» - летите. По своему сигналу воробушки и автомобили выходят из домиков и бегают. Ведущий следит, чтобы «воробушки» - во время прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки.

    Игра «Детектив»

    Цель: развитие внимания, наблюдательности.

    Возраст: с 5 лет.

    Дети разбиваются по парам встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.

    Игра «Найди ошибки».

    Цель: развитие устойчивого внимания, критичности познавательной деятельности.

    Возраст: с 5 лет.

    Заранее нарисуйте картинку, на которой допущено 5- 6 ошибок. Например, на картинке, изображающий детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями и т.п. содержание картинка и допущенные ошибки д.б. понятны малышу, чтобы усложнить игру сделайте ошибки более заметны.

    Игра «Найди игрушку».

    Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.

    Возраст: с 5 лет.

    Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.

    Игра- упражнение «Сравни предметы».

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Возраст: с 5 лет

    Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.

    Игра « Платочек»

    Цель: развитие внимание, быстроты реакции

    Возраст: с 5 лет

    Дети встают в круг. Водящий ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг. Если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что он проиграл. Если он заметит платочек, от должен догнать водящего и осадить. Если это удается водящий остается прежний. Если нет – водит другой.

    Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

    Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

    Возраст: с 5 лет.

    Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.

    Игра «Броуновское движение».

    Цель: развитие внимания и самоконтроля

    Возраст: с 5 лет.

    Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисный мячики. Детям сообщатся правила: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой и ногой. Если участники успешно выполняют

    Игра «Менялки».

    Цель: развитие активного внимания

    Возраст: с 5 лет.

    Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.

    Вариант «Менялки игрушек».

    Водящий стоит спиной и считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Задача водящего угадать, кто с кем поменялся игрушками.

    Игра «Колпак мой треугольный».

    Цель: развитие активного внимания

    Возраст: с 5лет

    Играющие, сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы.

    «Колпак мой треугольный

    Треугольный мой колпак

    А если не треугольный

    То это не мой колпак.

    По кругу фразы повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяют его жестами

    (например: 2 хлопка ладошкой по своей голове)

    В следующий раз, уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу, играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. В завершающем кругу дети изображают только жестами.

    Упражнение на развитие объема внимания и наблюдательности.

    Возраст: 6-7 лет

    Вариант 1. задание 1

    Постарайтесь, как можно быстрее назвать, сколько автомобилей изображено.

    Сколько колес на этом рисунке.

    Вариант 2. задание 1.

    Посмотрите на этот рисунок и постарайтесь определить, что на

    нем изображено. Картинка показывается на короткое время (не более 30 секунд)

    задание 2. сколько летающих тарелок на рисунке.

    Игра «Пишущая машинка ».

    Цель: развитие внимания

    Возраст: с 6лет

    Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.


    В этой статье:

    Прежде чем мы поговорим о том, какие особенности развития внимания у детей дошкольного возраста сегодня выделяют специалисты, стоит сказать немного о самом внимании и его разновидностях.

    Что такое внимание и какие свойства оно имеет?

    Под вниманием принято понимать один из основных элементов познавательной деятельности человека. Именно внимание позволяет нам правильно направить познавательные процессы, концентрироваться на том или ином событии, объекте, преследуя цель как можно более точно отразить действительность.

    С помощью внимания можно фильтровать информацию, которая попадает в мозг человека через его органы чувств. Естественно, что усваивать всю информацию - это слишком сложно и совсем ни к чему. Нам нужно принимать к сведению только ту информацию, которая имеет какую-либо ценность. Внимание человека имеет несколько основных свойств:

    • объем - количество информации, которая умещается в сознании;
    • концентрация - способность сосредоточиться на чем-то конкретном;
    • стойкость - способность удерживать концентрацию на протяжении длительного времени;
    • переключаемость - намеренное переключение внимания с объекта на объект при необходимости;
    • распределяемость - распределение внимания между несколькими объектами или занятиями.

    Важно, чтобы у человека были развиты все свойства внимания, перечисленные выше. Нарушение какого-либо из них станет причиной проблем с вниманием.

    Непроизвольное внимание

    Непроизвольное (оно же непреднамеренное, или пассивное) внимание предполагает собой способность сосредоточиться на чем-либо без специального намерения. Обычно это происходит в результате выделения у объекта, предмета или явления каких-то ярких признаков, которые производят впечатление на человека, затрагивают его чувства, вызывают определенные эмоции и мысли.

    Вызывать
    непроизвольное внимание могут:

    • яркий свет;
    • резкий звук;
    • неожиданное действие;
    • новый интересный предмет или движение;
    • необычные сочетания признаков предметов.

    Когда речь идет о детях дошкольного возраста, то доминирует именно этот вид внимания, которое во многом зависит от способности усваивать и дифференцировать новую информацию.

    Дети узнают обо всем, что есть интересного в мире: о животных, растениях, о разных национальностях людей, которые отличаются друг от друга цветом кожи, культурой, речью. Изначально эту информацию малыши получают от взрослых, со временем же они самостоятельно запоминают то, что произвело на них особое впечатление.

    Особенности произвольного запоминания

    Произвольное, или активное, намеренное, внимание у детей дошкольного возраста формируется вне их личности. То есть оно не зависит от процесса развития непроизвольного внимания. На уровень его активности будет влиять исключительно общение со старшими. Если лишить ребенка этого общения, то его произвольное внимание так и останется на начальной стадии.
    Минимального развития произвольного внимания можно ожидать в результате активного времяпровождения ребенка, связанного с хобби, эмоциями и личным опытом.

    Стимулировать развитие произвольного внимания можно, программируя ситуации, когда от ребенка потребуется проявить волю, сделать усилие, чтобы сосредоточиться на предмете для совершения с ним каких-то действий. В этом процессе огромное значение будет играть общее психическое состояние ребенка. Если он в плохом настроении, устал, болен или, например, перенасыщен эмоциями, сосредоточиться у него вряд ли получится, а значит, и произвольно запомнить что-то тоже не удастся.

    Послепроизвольное запоминание

    Такой тип внимания развивается у детей дошкольного возраста в процессе их увлеченных действий. В такие моменты дети не испытывают волевого напряжения, не пытаются заставить себя делать то, что необходимо, но неинтересно.
    Занятие их поглощает, приносит удовольствие и не вызывает каких-то сложностей.

    Именно такой вариант внимания считается наиболее эффективным и длительным. Когда ребенок в хорошем настроении, отдохнувший и увлеченный, он может без проблем сосредоточиться на представляющей для него интерес деятельности и достичь цели.

    В каждом возрасте внимание имеет свои особенности. Начнем с самого раннего детского возраста - от рождения и до трех лет, после чего рассмотрим особенности внимания дошкольников.

    Что запоминают новорожденные?

    Многие уверены, что новорожденные не обладают способностью запоминать, не умеют концентрироваться из-за практически полного отсутствия внимания в первые месяцы жизни. На самом деле это неправда.

    Как только малыш сможет реагировать на сильные раздражители (например на яркий свет или громкий звук), можно будет говорить о том, что процесс развития внимания у него начался. Естественно, что сначала речь идет исключительно о непроизвольном внимании. Большая часть раздражителей, способных повлиять на ориентировочные реакции младенца, имеет связь с самой главной для него задачей на этом этапе жизни - питанием.

    Первое полугодие жизни ребенка: как развивается внимание?

    Вместе с появлением первых признаков умения концентрироваться у детей развиваются зрительный и слуховой типы внимания, которые особенно ярко проявляются уже спустя несколько недель после рождения. Дети вздрагивают, услышав громкий звук, или, наоборот, замолкают и стараются не двигаться, пытаясь различить источник звука, доносимого до них из другой комнаты или с улицы. Как только раздражитель
    слуха или зрения исчезнет, малыш снова займется тем, чем занимался до этого.

    В середине первого месяца малыш уже проявляет способность быть внимательным, например когда слышит обращенную к нему речь. Кроха не просто слушает – он старается понять, определить эмоциональную окраску речи и даже перестает плакать или двигаться в такие моменты, будучи полностью поглощенным слушанием.

    Примерно в это же время, в первые недели жизни, малыши учатся проявлять способность к зрительной концентрации. Они стараются задержать взгляд на объекте, следят за передвижениями предмета или объекта.

    На 8-й неделе жизни длительность слуховой и зрительной концентрации у малыша увеличивается. Он обращает внимание на игрушки ярких и контрастных цветов, радуется, если они умеют издавать звук или мелодию.

    Примерно к трем месяцам внимание у детей переходит на новый этап развития, что проявляется комплексом оживления. При виде любимой игрушки или родителей малыш начинает активно двигаться,
    пытается произносить отдельные звуки, улыбается.

    В полгода дети уже достаточно хорошо умеют концентрировать внимание на звуках –не только тех, что слышат, но и тех, которые производят сами. Именно поэтому дети так любят стучать игрушками и бросать их на пол, вслушиваясь в звук при падении. Манипуляции с предметами в этом возрасте малышам особенно нравятся. В процессе таких действий дети учатся быть внимательными и развивают координацию движений.

    Каждая новая игрушка на этом этапе жизни уже способна привлечь внимание малыша на определенный срок. Чем большей действий обещает ребенку игрушка, тем больше его внимания она получит. Именно поэтому так важно, чтобы взрослые, желая стимулировать развитие внимания у малышей, окружали их такими предметами, с которыми они могли бы провести целый ряд увлекательных для них манипуляций, не теряя интереса.

    Развитие внимания во втором полугодии

    Во втором полугодии малыш начинает активнее развиваться, у него улучшается координация, повышается двигательная активность. К 9-12 месяцам кроха способен производить манипуляции сразу с несколькими предметами, распределяя внимание между ними. Он может строить башню из кубиков, играть пирамидкой или конструктором, вкладывать друг в дружку контейнеры или матрешки и многое другие. Эти действия лишний раз указывают на то, что у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое, тем не менее, уже имеет свойство распределяться.

    На этом этапе жизни крохи родители должны постараться уделить время совершенствованию координации ребенка,
    обучая его играм и взаимодействию сразу с несколькими предметами. Самым лучшим способом это сделать станет личный пример. Пусть сначала в процессе будет использовано два предмета, а со временем это количество можно будет увеличивать, что повлечет за собой для ребенка необходимость двигаться, чтобы добраться до нужной ему игрушки.

    Регулярные занятия с малышом помогут ему улучшить координационные навыки, кроме того, спокойные игры будут способствовать выработке даже у таких крох силы воли. Например, с ребенком можно собирать пирамидку, матрешку, кубики, показывая на личном примере, как нужно это делать, без раздражения и спешки, проявляя терпение и внимание.

    Чтобы не переутомлять и не нервировать ребенка, не настаивайте на том, чтобы он занимался каким-то определенным занятием более 10 минут. Именно столько времени малыши в годовалом возрасте могут уделить занятию, даже требующему минимальной концентрации.

    Как учатся быть внимательным дети после года?

    На процесс формирования внимания влияет также и речь. У малыша уже к концу первого полугодия возникает потребность в активном общении с окружающими. Кругозор детей расширяется, они интересуются тем, что происходит вокруг них, пытаются вникнуть в разговор людей и
    понять, о чем речь.

    Если сравнивать внимание детей до года с вниманием более старших малышей, то можно отметить лишь одну разницу: у первых его привлечение происходит за счет инициативы взрослых, тогда как у детей в возрасте двух или трех лет внимание возникает тогда, когда они чем-то интересуются.

    Чем старше будут становиться дети, тем лучше будет развиваться их внимание. Интерес у них будут вызывать не только предметы и их внешние признаки, но и речь взрослых, обращенная к ним, а еще больше - их мысли в этот момент. К трем годам дети живо интересуются окружающим миром, и умение концентрироваться активно развивается по мере необходимости выполнения новых задач, из которых и состоит жизнь малышей.

    Особенности внимания у дошкольников

    Для дошкольного возраста характерны перемены, причем во всех свойствах внимания и его видах. В этот период у детей все еще преобладает пассивный вид внимания. Малыш отлично справляется с манипуляцией сразу несколькими предметами, но это его лишь отвлекает, так как чаще всего он, вместо того, чтобы сконцентрироваться и распределить
    внимание, выполняет действия автоматически и рассредоточивается.

    Тем не менее справедливым будет отметить, что в дошкольном возрасте дети отлично умеют концентрироваться, когда процесс контролируют взрослые, даже если занятие им не доставляет особого удовольствия. В 4-5 лет ребенок уже в состоянии понять, что ему необходимо довести дело до конца, даже если ему неинтересно. Он старается поскорее закончить с ним, поэтому намеренно концентрируется и не отвлекается.
    Также на способность концентрироваться оказывают влияние активное развитие познавательных процессов и любознательность дошкольника, который может долгое время наблюдать за домашним питомцем или аквариумными рыбками в зоопарке.

    Развитие произвольного внимания у дошкольников

    Появление новых видов деятельности в жизни ребенка дошкольного возраста станет стимулом для развития у него внимания.
    В повседневной жизни до ребенка все чаще долетают фразы взрослых о том, что ему необходимо быть внимательным, он их запоминает и старается соответствовать ожиданиям старших.

    По мере овладения средствами управления и самоконтроля у ребенка появляется способность произвольного запоминания. В более раннем возрасте эти средства имели внешний характер, например, были представлены в виде жестов или слов взрослых. В 4-5 лет таким средством является речь ребенка, которая к этому времени приобретает планирующую функцию.

    Так, собираясь на прогулку, ребенок уже может составить план собственных действий, отмечая, что сначала он пойдет на площадку с горкой, а потом в парк на аттракционы. То есть у ребенка появляется цель, он заранее для себя помечает объект, на котором спустя время, согласно плану, сосредоточит свое внимание. В результате малыш начинает осознавать значение и цель каждой деятельности, что в итоге позволяет стимулировать у него развитие активного внимания.

    Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста также зависит от того, насколько активно будет происходить
    их знакомство с основными правилами и нормами поведения, требующими проявления определенной воли.

    Дошкольники уже способны понять, что не всегда можно делать то, что хочется. Иногда нужно проявить волю и сделать то, что просят родители, и то, чего они от них ждут. Со временем малыши привыкают к проявлению воли и даже получают от этого моральное удовлетворение. Им все проще становится что-либо запоминать, не прилагая усилий, поэтому наступает следующий этап - формирование послепроизвольного внимания.

    Главные принципы развития внимания у детей дошкольного возраста

    Существуют специальные методики для развития внимания у детей в дошкольном возрасте:


    «Путь от простого к сложному» подразумевает собой постепенное усложнение заданий для дошкольника. Не нужно предлагать ребенку выполнять сложное задание сразу, понимая, что он, скорее всего, с ним не справится. Необходимо подбирать задания с учетом особенностей внимания детей той или иной возрастной группы, разделять его на несколько простых этапов с подробной инструкцией к выполнению, которая наверняка поможет ребенку справиться с задачей.

    По мере успешной деятельности малыша можно будет усложнять ему задачу, увеличивать ее объем.
    Сохранение правил выполнения в памяти будет возможным путем многократного их повторения, как взрослым, так и самим ребенком. Имея такой алгоритм в памяти, малыш сможет выполнить задание согласно ему. Если произойдет какой-то сбой, можно будет прочитать дополнительную инструкцию.

    Чтобы ребенок лучше запоминал, многократное словесное повторение можно подкреплять наглядными действиями.

    Под совершенствованием самоконтроля подразумевается контроль ребенка над выполняемыми действиям с объяснением их вслух и проговариванием алгоритма действий. Например, во время работы над рисунком малыш может сравнивать его с образцом, искать неточности и вносить коррективы.

    Дополнительной мотивацией малышей может стать соперничество, свойственное детям дошкольного возраста.

    Как развивать внимание у детей в игровой форме?

    Любимое занятие дошкольников - это игра. Поэтому развивать устойчивость внимания у детей также лучше всего в игровой форме. Можно пользоваться обычными пазлами, мозаикой или конструктором, которые также будут способствовать развитию моторики, а можно поиграть в более интересные и необычные игры, описания которых приведены ниже.

    «Пуговицы».
    В ходе этой игры, помимо внимания малыша, можно будет потренировать память, мышление и пространственное восприятие. Вам понадобится два листа в клетку и два совершенно одинаковых набора пуговиц. Один из участников должен будет разложить на своем листе (игровом поле) три пуговицы в определенном порядке. Задача второго игрока - запомнить расположение пуговиц, их форму и цвета и повторить это на своем листе (поле) после того, как игровое поле первого игрока будет закрыто от просмотра. Чем больше ребенок будет играть в эту игру, тем больше пуговиц за один раз можно будет использовать.

    «Ищи знакомую букву». Эта игра подойдет деткам, которые уже знают хотя бы несколько букв из алфавита. Им будет предложено найти в каком-то тексте (подойдет старый журнал или газета) определенную букву и вычеркнуть ее из всех слов. Со временем задачу можно усложнить, тренируя ребенка переключать и распределять внимание. Например, можно предложить ему букву «а» во всех словах зачеркнуть, а букву «с» – подчеркнуть.

    «Где чей домик?». Интересная игра, известная многим с детства по журналам и комиксам для малышей. Для нее понадобится обычный листок бумаги, на котором нужно будет нарисовать несколько животных и их домики с ведущими к ним спутанными линиями. Малышу нужно будет провести пальчиком по линиям и обнаружить, где чей домик.

    «Создаем слова».
    Эта игра подойдет для небольшой группы детей старшего дошкольного возраста. Предназначена она для закрепления навыков чтения и, конечно же, развития внимания. Суть игры в следующем. Каждому ребенку присваивают букву. Взрослый придумывает слово, состоящее из букв, присвоенных каждому из игроков, после чего пишет его на бумаге, показывает и произносит вслух детям. Все дети должны будут хлопнуть в том порядке, в котором буква каждого из них находится в слове.

    Игра «В лесу». В ходе этой игры у ребенка развивается слуховое внимание. Малышу предлагают вообразить себя охотником или лесником, посидеть в комнате максимально тихо и вслушаться в звуки, которые будут издаваться из других комнат или с улицы, после чего рассказать о них и распознать.

    Ближе к старшему дошкольному возрасту внимание детей активно развивается. Очень важно учитывать его особенности, чтобы вовремя обратить внимание на трудности малыша с запоминанием и концентрацией и подобрать для него правильные упражнения.

    Причины рассеянности внимания у детей

    Специальное обучение и занятия с детьми дошкольного возраста позволяют усовершенствовать свойства их внимания. Особенно важное значение в этом процессе отводится внутренней мотивации ребенка, которому должно быть интересно заниматься тем или иным делом.

    Педагоги, работающие с дошкольниками, отлично знают, насколько
    часто дети отвлекаются, если деятельность для них не представляет интереса. К причинам появления рассеянности можно отнести:

    • проблемы эмоциональной сферы;
    • малокровие;
    • аденоиды или гайморит, усложняющие поступление кислорода в легкие, и пр.

    В таких случаях стоит отвести ребенка на прием к врачу, рекомендации которого помогут со временем вернуть малышу нормальную работоспособность.

    Также частой причиной рассеянного внимания является утомляемость детей, которые устают от неинтересного задания, требующего от них высокой степени концентрации.

    Одна из причин рассеянного внимания - это избыток впечатлений или же недостаточно развитая способность переключать внимание. Например, слишком насыщенные выходные не дают ребенку переключиться на учебную деятельность в будний день. Не стоит исключать и такую причину, как разбросанность интересов, возникающую по вине взрослых, неправильную
    программу воспитания в семье без соблюдения режима дня, отдыха и развлечений, с постоянным потаканием прихотям ребенка.

    Виной рассеянности внимания малыша может стать и сам педагог, который не способен провести занятия интересно. Монотонный голос, отсутствие наглядных пособий и игровой деятельности приведет в итоге к тому, что дошкольникам станет скучно и их внимание будет рассеянным. Чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание сконцентрироваться на происходящем, педагог просто обязан уметь говорить выразительно, ярко, с юмором, вызывая доверие у малышей.

    Особенности внимания у дошкольников с нарушениями зрения

    Зрительная информация может восприниматься только с помощью активной работы глаз. Сбой глазодвигательных функций у детей с диагнозом «косоглазие» приводит к осложнению этого процесса и, как следствие, к увеличению времени, необходимого ребенку для восприятия информации. Именно с этим фактором связана замедленность их действий, нарушение концентрации
    внимания, неспособность быстро переключаться с одной задачи на другую, правильно распределяя внимание на отдельные их части, несобранность и хаотичность действий.

    Детям с косоглазием осваивать предметный мир в зонах зрительного контроля крайне непросто. Именно поэтому они испытывают определенные сложности во время процесса обучения, не имея возможности усваивать материал так, как это делают здоровые дети, охватывая вниманием всю поступающую информацию.

    Главная причина отклонений в развитии внимания у детей с нарушениями зрения - это ограниченный сенсорный приток в мозг или недостаток восприятия. Также на процесс оказывает влияние ограниченная активность дошкольника. Такие дети быстрее других устают во время занятий, хуже переключаются на другой вид деятельности, не способны оперативно включиться в работу, быстро отвлекаются там, где нужно подключать к процессу зрение.

    Еще одна причина сложностей в процессе развития внимания у детей с нарушениями зрения - это недостаточная организация перцептивного поля с подборкой оправданных с физиологической точки зрения стимулов. Важно правильно настроить коррекционную работу с такими дошкольниками, дозируя время занятий.

    Правильная
    организация коррекционной работы с такими детьми, направленная на развитие внимания, с участием родителей, педагогов и использованием подходящих средств поможет в итоге добиться позитивной динамики.

    В работу могут быть включены упражнения на основе дыхательной гимнастики, а также на растяжку и развитие мелкой моторики рук, визуализации, развивающие сенсорику игры, упражнения для релаксации. Ниже рассмотрим несколько вариантов игр и упражнений на основе дыхательной гимнастики и растяжки.

    Варианты дыхательных упражнений

    Главная цель проведения таких упражнений - это налаживание ритма детского организма и развитие самоконтроля. Такие упражнения хорошо сочетаются с упражнениями для развития языка и работы глаз.

    Вариант первый. «Воздушный шар». Детям предлагают расслабить живот,
    сделать вдох и «надуть» в животе «шар», вообразив, какого цвета он будет. Сделать это нужно будет несколько раз, «надувая» таким способом шары разных цветов.

    Вариант второй. Вдыхать нужно будет сначала только через правую, а потом левую ноздри, глубоко и медленно, таким образом усиляя работу каждого из полушарий мозга по очереди.

    Вариант третий. Вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую. Во время вдоха нужно представлять себе, как вместе с воздухом поступает в тело золотистый поток энергии, а с выдохом – как она выходит.

    Вариант четвертый. Вдох производится с закрытыми глазами, выдох – с открытыми. Ребенку нужно будет сосредоточить внимание на том, что он видит: сначала темноту, а потом свет.

    Упражнения для растяжки тела и рук

    Цель такого рода упражнений - это приведение в нормальное состояние тонуса мышц, что крайне важно при нарушениях внимания у детей дошкольного возраста. Кроме того, такие упражнения помогут улучшить наблюдательность, память, научат малыша контролировать эмоции и проявления чувств.

    Игра «Зеркала».
    Взрослый, а вслед за ним и ребенок показывают движения, которые за ними повторяют остальные участники. Ребенок должен представить, что он находится в магазине с множеством зеркал, где каждое из отражений повторяет его действия. Сначала роль обезьянки лучше играть взрослому, после чего ее смогут выполнять и дети. Очень важно заканчивать игру в момент эмоционального пика у детей, избегая перенасыщения эмоциями и баловства. Для поддержания интереса у участников можно исключать из игры тех, кто чаще других ошибается.

    Игра «Сделай бусы». Для игры понадобятся бусинки, а также тонкая проволока и крупный бисер. Ребенку нужно будет предложить нанизать на проволоку бусины – сначала в хаотичном порядке, а потом по образцу. Очень важно, чтобы ребенок научился нанизывать бусы в том порядке, в котором они расположены на рисунке образца. Действия с крупным бисером у малышей обычно связаны с трудностями, поэтому предлагать его в качестве рабочего материала имеет смысл, только чтобы усложнить игру детям с хорошо развитой мелкой моторикой рук.

    Исследования особенностей внимания у дошкольников с различными нарушениями развития

    Для разработки эффективной коррекционной программы по работе с детьми с разного рода нарушениями здоровья важно исследовать уровень их внимания – основного психического процесса и показателя степени развития личности. Познавать мир с легкостью и удовольствием будут только те дети, которые смогут направлять психическую деятельность, оставаясь
    внимательными при работе над выполнением того или иного задания.

    Исследования в области изучения особенностей внимания у детей с нарушениями развития велись и ведутся по сегодняшний день. Результаты их достаточно интересны и заслуживают внимания.

    Например, было доказано, что умственная отсталость у детей дошкольного возраста больше всего сказывается на формировании произвольного внимания. Крайне сложно привлечь внимание этих детей, настроить их на продолжительную концентрацию. Такие малыши быстро отвлекаются, их объем внимания минимален, особенно если сравнивать с объемом внимания здоровых детей.

    Рассматривая предметы, такие дети практически не замечают в них отличий, плохо умеют переключаться от одной деятельности к другой, неспособны равномерно распределять внимание между несколькими видами деятельности.

    Ситуацию помогают исправить регулярные занятия, направленные на развитие внимания, с применением разных видов деятельности, в процессе которых дети постепенно учатся концентрироваться: не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать.

    У детей с ДЦП отмечается нарушение слухового и зрительного внимания на фоне неравномерности психической деятельности. Такие дети часто погружаются в детали и не в состоянии обработать необходимый объем информации.

    А вот дошкольники с диагнозом «шизофрения» без проблем переключаются на разные виды деятельности, но только если имеют личную мотивацию.
    Легкость переключения внимания в их случае отягощена неосмысленностью происходящего.

    Гиперактивные дошкольники не всегда могут справиться с удержанием концентрации, постоянно переключаются с одного занятия на другое, проявляют непоследовательность действий, неумение слушать и концентрироваться, чаще других теряют личные вещи. Их внимание избирательно. Однако если занятие интересно гиперактивному ребенку, он способен удерживать на нем внимание часами.

    У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается низкий уровень развития главных свойств внимания, которое крайне неустойчиво, плохо переключается и распределяется.

    Заключение

    Внимание в дошкольном возрасте является одним из самых важных показателей оценки психического развития ребенка. Учитывая особенности внимания детей дошкольного возраста, как здоровых, так и с отклонениями в развитии и нарушениями здоровья, можно разработать эффективный коррекционный план, направленный если не на устранение, то на уменьшение главных недостатков. Таким образом можно будет предупредить развитие школьной дезадаптации, вызванной данными нарушениями.

    На чтение 18 мин. Просмотров 3.3k.

    Внимание является очень важным процессом для ребенка старшего дошкольного возраста. Скоро ребенок пойдет в школу, и там ему без развитого внимания будет очень сложно сосредотачиваться на школьной программе.

    Внимание ребенка необходимо развивать. Для этого следует использовать самые увлекательные формы, чтобы ребенку было интересно. Тогда малыш произвольно будет сосредотачиваться на выполнении заданий, и процесс развития внимания будет успешным.
    Игра «Первоклассник»

    Дополнительные материалы : для игры потребуется два портфеля, различные школьные принадлежности и другие предметы, которые не имеют отношения к школе.

    Игровой процесс. На два стола выкладываются школьные принадлежности (в одинаковом количестве) вперемешку с различными игрушками и предметами, не имеющими отношения к учебе. На другом столе лежат два портфеля. В игре принимают участие две команды. Каждая команда отвечает за свой портфель. Необходимо, чтобы каждая команда выбрала только те предметы, которые имеют отношение к учебе в школе: тетради, ручки, резинки, учебники и т. п.

    Их нужно аккуратно, но быстро сложить в свой портфель. Та команда, которая первая выполнила это задание без ошибок, побеждает.

    Воспитатель внимательно наблюдает за игровым процессом: следит за тем, чтобы дети складывали вещи в портфель аккуратно. Также он должен объяснить или напомнить то, какую функцию выполняют школьные принадлежности и показать, почему очень важно будет в школу всегда приносить их с собой.
    Как собрать портфель в школу? Смотрите

    Чем полезна игра. Игра «Первоклассник» помогает ребятишкам научиться сосредотачиваться на выполнении поставленной задачи: нужно быть внимательным для того, чтобы случайно не положить в портфель лишнюю вещь.

    Также игра развивает навык работы в коллективе, привычку прилежно готовиться к школе и быть аккуратным.

    Игра «Разноцветные цепочки»

    Дополнительные материалы. Во-первых, нам потребуются два набора флажков, каждый из которых выкрашен в свой цвет радуги. Всего флажков 7 (по количеству цветов) в одном наборе. Во-вторых, нужно заготовить таблички с нарисованными разноцветными кружочками, выкрашенными также каждый в свой цвет радуги. Каждая табличка отличается тем, в какой последовательности выстроены разноцветные круги.

    Игровой процесс. Для участия в игре нужно пригласить 14 человек. Из них формируются две команды по 7 игроков.

    Каждый игрок получает флажок. В одной команде не должно быть двух участников с одинаковым цветом флажка.

    Затем воспитатель показывает одну из карточек с кружочками и просит команды выстроиться в том же цветовом порядке, что и кружочки на этой карточке.

    Побеждает так команда, которая первая без ошибок выполнить эту задачу. Для разнообразия лучше использовать несколько карточек с разными комбинациями цветов.

    Польза игры. Игра «Разноцветные цепочки» развивает внимание старших дошкольников.

    Также она учит коллективно решать поставленные задачи и содействует развитию дружеских отношений между детьми внутри каждой команды. А так как необходимо не только без ошибок выстроиться в цепочку, но и сделать это быстрее соперников, то развивается способность мозга активно работать в стрессовой ситуации и принимать правильные решения в короткий срок.

    Игра «Девочки»

    Дополнительные материалы. Карточки с изображением девочек.


    Игровой процесс. Как видно на изображении карточки, девочки здесь нарисованы по-разному. Некоторые имеют черные волосы, другие — белые; у одних белые бантики, у других – черные; одни девочки улыбаются, а другие – нет.

    Это позволяет сформировать для ребенка большое количество разнообразных заданий, используя всего лишь одну карточку. Например, можно попросить ребенка подчеркнуть каждую девочку, которая соответствует определенным условиям. Либо он должен посчитать этих девочек.

    Приведем примеры подходящих заданий от самых простых к самым сложным:

    1. Подчеркни всех девочек, которые улыбаются.
    2. Подчеркни всех девочек, которые не улыбаются.
    3. Подчеркни всех девочек, у которых белый бантик.
    4. Подчеркни всех девочек, у которых черный бантик.
    5. Подчеркни всех девочек, у которых черные волосы.
    6. Подчеркни всех девочек, у которых белые волосы.

    Это были примеры самых простых заданий. Вы можете усложнить их, если попросите ребенка не подчеркивать, а считать девочек.

    1. Посчитай всех девочек, у которых черные волосы и бантики.
    2. Посчитай всех девочек, у которых белые волосы и бантики.
    3. Посчитай всех девочек, у которых черные бантики, но белые волосы.
    4. Посчитай всех девочек, у которых белые бантики, но черные волосы.
    5. Посчитай всех девочек, у которых белые бантики и они улыбаются…

    Этот список можно перечислять до бесконечности, но становится понятно, что карточка позволяет формировать задания разной степени сложности в разных вариациях.

    Еще интересней, если имеет место сочетание сразу трех условий. Но подобные задания стоит давать только тем детям, которые легко смогли выполнить более простые задания.

    Польза игры «Девочки»

    Игра обучает ребенка максимально концентрировать свое внимание на выполнение поставленной задачи. Постепенное усложнение заданий позволяет тренировать это качество и делать его еще сильнее.

    Также игра поможет развить усидчивость ребенка и разовьет его навыки группировать предметы по общим признакам.

    Игра «Расставь как было»


    Дополнительные материалы. Для игры потребуется стол и несколько (5-7) игрушек.

    Процесс игры . Воспитатель расставляет на столе игрушки в любой последовательности. Затем он просит участника игры внимательно посмотреть на стол и запомнить то, в каком порядке распложены все игрушки. Затем игрок поворачивается спиной к столу, а воспитатель перемешивает игрушки и расставляет их в другом порядке.

    Игрок должен снова повернуться к столу и расположить снова вернуть их на свои места. Для того, чтобы разнообразить и сделать игру более интересной, можно сформировать две небольшие команды по нескольку человек и устроить соревнование: кто быстрее правильно расставит игрушки в первоначальное положение.

    Для этого потребуется еще два участника, которые будут выполнять функцию наблюдающих и будут следить за тем, действительно ли каждая игрушка заняла свое первоначальное положение.

    Польза игры. Игра «Расставь как было» помогает развивать внимание детей, а также их память.

    Игра «Расставь по-порядку»


    Дополнительный материал: матрешка. Если нет матрешки, можно использовать игрушки разного размера. Либо карточки с изображением чего-либо, чей размер отличается.

    Игровой процесс. Воспитатель достает матрешку и показывает ее всем участникам игры. Затем он разбирает ее и выставляет на стол все матрешки в порядке от самой большой, к самой маленькой. И говорит: «Вот видите, наши матрешки стоят в ряд от самой большой к самой маленькой. Сейчас я их перемешаю, а затем мы вместе постараемся снова расставить их как надо». Воспитатель перемешивает матрешки и спрашивает детей: «Итак, какая матрешка здесь самая большая?».

    Когда дети находят самую большую матрешку, он ставит ее в начале ряда. Таким образом все матрешки вновь выставляются в нужном порядке, но уже под контролем детей.

    Далее нужно пригласить к участию одного игрока и попросить его самостоятельно расставить игрушки в нужном порядке. Если он испытывает трудности, пусть другие дети ему помогают. После этого можно сформировать две команды по 3-5 человек и устроить соревнование.

    Побеждает та команда, которая первая аккуратно и без ошибок выстроит матрешек в ряд в нужной последовательности.

    Польза игры «Расставь по-порядку». Эта игра не только формирует внимание детей старшего дошкольного возраста, но и помогает им развить способность визуально различать предметы по их величине.

    Еще один интересный вариант игры хорошо продемонстрирован в увлекательном мультипликационном ролике:

    Игра «Дорисуй»


    Дополнительные материалы: недорисованные картинки и карандаши.

    Процесс игры. Воспитатель раздает детям разные картинки с отсутствующими элементами. Например, домик без крыши, машина без колеса или половина морды животного.

    Дети должны определить, чего не хватает на изображении и дорисовать недостающий элемент. Важно подбирать такие картинки, с которыми будет несложно работать ребенку старшего дошкольного возраста.

    Польза игры. Игра развивает внимание, моторику рук и помогает детям учиться концентрироваться на выполнении поставленной задачи.

    Игра «Рассмотри картинку»

    Дополнительные материалы: красочные картинки, а также раскраски.

    Игровой процесс. Есть два варианта этой игры. Например, можно показать ребенку красочную картинку с большим количеством элементов, например такую:

    Пусть он постарается максимально подробно запомнить, что на ней изображено. После этого картинку нужно убрать и попросить, чтобы ребенок рассказал о том, что на ней изображено в центре, слева или справа. Можно спросить, какого цвета этот предмет, есть ли круглые или квадратные предметы на рисунке. Постепенно можно усложнять задание, задавая вопросы о более мелких детальных элементах.

    Второй вариант этой же игры предполагает использования раскраски. Пусть ребенок посмотрит на чистую раскраску. Затем он должен отвернуться, и воспитатель закрасит цветными карандашами или красками несколько элементов рисунка. После того, как игрок вновь увидит картинку, нужно спросить его, что сейчас было раскрашено.

    Естественно, что первый раз ребенку не составит труда определить это. Однако, по мере того, как раскраска будет постепенно закрашиваться полностью, найти нужные элементы будет все сложнее.

    Польза игры «Рассмотри картинку» . Игра полезна тем, что развивает визуальное внимание старшего дошкольника, помогает ему учиться видеть не только общую картину, но и всматриваться и запоминать детали.

    Игра «Запомни и расставь точки»

    Дополнительные материалы: листок бумаги в клеточку, линейка и карандаш.

    Игровой процесс. Расчертите на листке бумаге табличку с 4 строчками и 4 столбиками. Поставьте в 5 любых ячейках жирные точки. Лучше, чтобы они не находились рядом так, чтобы не было просто запомнить их расположение. Затем попросите игрока внимательно посмотреть на эту табличку и запомнить, где расположены жирные точки. Затем уберите эту таблицу и дайте ему такую же но без точек. Пусть он самостоятельно повторит расположение точек на новом листке.

    Постепенно можно уменьшать или увеличивать количество точек в зависимости от того, насколько хорошо справляется с заданием ребенок.

    Задание можно разнообразить. Например, пусть это будут не точки, а карточки с изображением разных животных или предметов. В таком случае ребенок может просто раскладывать эти карточки.

    Игра «Слушай звуки!»

    Дополнительные материалы: пианино.

    Игровой процесс. С помощью пианино воспитатель воспроизводит низкие и высокие звуки. Дети, в зависимости от того, какой звук слышен, занимают определенную позу.

    Есть поза «плакучей ивы»: ноги выставлены на ширине плеч, слегка разведенные в локтях руки и наклоненная к левому плечу голова. Есть поза «тополя»: ноги прямые, руки подняты вверх, глазами ребенок смотрит на кончики пальцев рук.

    Воспитатель объясняет правила: «Давайте поиграем в интересную игру. Она называется «Слушай звуки!». Вообще существует два вида звуков: высокие (воспроизводит на пианино) и низкие (воспроизводит на пианино). Что мы будем делать? Если вы услышите высокий звук, то занимайте позу «тополя» (показывает позу). Покажите мне, как вы будете вставать в позу «тополя». Хорошо! А если звучит низкий звук, то вы должны встать в позу «плакучей ивы» (показывает). Покажите мне позу «плакучей ивы». Молодцы!». После этого начинается игра. Сначала воспитатель медленно чередует звуки. Но постепенно темп наращивается.

    Польза игры: игра «Слушай звуки!» формирует звуковое внимание детей и позволяет им научиться быстро определять высокий и низкий звуки.

    Игра «Узнай по голосу»

    Дополнительные материалы: для игры понадобится повязка на глаза или платок, а также помещение с большой площадью.

    Игровой процесс. В игре принимают участие дети всей группы. Все становятся в круг. Выбирается один водящий, которому завязывают глаза и ставят в центре круга.

    Водящий делает несколько оборотов вокруг своей оси, а в это время ребята в круге водят хоровод. Спустя несколько секунд все останавливаются и водящий показывает указательным пальцем впереди себя. Тот игрок, на которого указал водящий, должен произнести любое слово громко и отчетлива. Водящий пытается угадать, кто это сказал. Если угадал, то они меняются местами и игра продолжается.

    Игра «Будь внимателен!»

    Дополнительные материалы: музыкальная композиция «Детский марш» С. Прокофьева (вставить здесь в виде аудио-проигрывателя , файл выслал вместе с документом )

    Игровой процесс. В игре принимают участия все дети из группы. Дети становятся в круг, а воспитатель по центру. Начинает играть музыка «Детский марш» С. Прокофьева (файл приложен к документу ).

    Воспитатель называет кодовое слово, а дети выполняют действия, соответствующие этому кодовому слову. Условия оговариваются заранее.

    Например, на слово «зайчик» дети должны попрыгать вокруг своей оси. На слово «кенгуру» они должны сделать пару прыжков вперед. На слово «воробушек» сесть на корточки и походить по полу. На слово «волна» — покачаться на месте.

    Польза игры. Игра помогает развивать звуковое внимание у детей дошкольного возраста.

    Игра «Прятки с игрушками»

    Дополнительные материалы: для игры понадобится стол и несколько новых игрушек.

    Игровой процесс. Воспитатель расставляет на столе игрушки, приглашает детей посмотреть на них и выбрать ту, которая больше всего понравится. Затем каждый, кто выбрал игрушку, должен стать лицом к стене и закрыть глаза. Воспитатель прячет игрушки по разным местам, но ставит их на виду среди других знакомых детям подобных предметов.

    Например, куклу лучше поставить среди других кукол. А деталь конструктора среди других деталей. Наблюдатели не должны подсказывать, где спрятаны игрушки. Каждый игрок должен самостоятельно отыскать, где прячется его игрушка. Когда все закончили поиски, воспитатель спрашивает у наблюдающих детей: «Кто нашел свою игрушку первым?».

    Победитель награждается каким-нибудь призом. В следующий раз игрушки пусть прячут сами дети.

    Польза игры «Прятки с игрушками». Игра развивает у детей устойчивость зрительного внимания.

    Игра «Отзовись, не зевай!»

    Дополнительные материалы: картинки, на которых изображены животные, птицы, дети. Каждая картинка должна иметь точную копию.

    Игровой процесс. Дети садятся в два ряда напротив друга. Каждый получает по одной картинке. Причем карточки нужно раздать так, чтобы для каждой картинки в одном ряду имелась копия в ряду напротив. Взрослый объясняет, что у каждого персонажа имеется дружок, который прячется в ряду напротив. Для того, чтобы найти своего друга, нужно позвать его голосом, принадлежащим тому, кто изображен на картинке. Например, если у ребенка нарисована свинья, то нужно похрюкать, а если собака – погавкать.

    Если изображен человек, то придумать ему имя и позвать по имени (в таком случае, достаточно иметь всего двух персонажей-людей: мальчика и девочку). Взрослый называет игрока, тот издает соответствующий звук, а его «дружок» напротив должен быстро отозваться. Запрещается показывать другим игрокам свою картинку.

    Польза игры «Отзовись, не зевай!». Игра развивает устойчивое сосредоточенное слуховое внимание у детей дошкольного возраста.

    Игра «Зачеркни кружок с точкой»