Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Музыкальная игровая программа про экологию. Экологическая конкурсная игровая программа для малышей «Земля – наш общий дом

    Музыкальная игровая программа про экологию. Экологическая конкурсная игровая программа для малышей «Земля – наш общий дом

    Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

    Ребята пытаются ответить на эти вопросы, ведущая помогает.

    Экология - это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них. Но перед этим попрошу организовать две команды по 6 человек. Правила просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в «плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит специальный приз.

    А пока - разминка для всех, в том числе и для зрителей.

    Если дымно и туманно

    Так, что вам не видно ног,

    Это значит - воздух грязный.

    Тот туман зовется... (Смог.)

    Не собирайте здесь грибы

    И не сушите вы гербарии.

    Завод когда-то здесь стоял,

    На нем случилась вдруг... (Авария.)

    Вокруг пенье, стук и грохот -

    Не идет ничто на ум.

    Знайте, что для человека

    Очень вреден этот... (Шум.)

    Если что-то нам не жалко,

    То несем скорей на свалку.

    Загрязняют землю, воды

    Бытовые все... (Отходы.)

    Но что это? Нам пришли телеграммы!

    Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

    Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны. Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну». Первый участник с завязанными глазами ищет по подсказкам команды и поднимает один из разбросанных предметов. Вернувшись к команде, глаза завязывает второму игроку, который продолжает поиск. После окончания эстафеты игрок из проигравшей команды переходит в победившую.

    Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие». Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

    Ребята отвечают, получают жетоны. Проводится для команд «Кто больше назовет диких животных». Проигравшая команда лишается одного игрока.

    Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать». Вот и следующая проблема - «парниковый эффект». А что это такое?

    Дети отвечают. Ответившие получают жетоны.

    Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.

    Конкурс «Запаси воду» заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды в стакане которой оказался выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.

    Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

    Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны.

    Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

    Ответившие получают жетоны.

    Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

    Командам выдается одинаковое количество воздушных шариков, которые нужно быстро надуть. Побеждает команда, у которой надутые шарики будут большего размера. Проигравшая команда лишается одного игрока.

    Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?

    Дети предлагают свои варианты, получают жетоны.

    Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

    Ребята отвечают, получают жетоны.

    Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные. Вернемся же к нашей белочке, нужно помочь ей искать шишки.

    Команды получают листы бумаги с контурным изображением шишек и фломастеры. Необходимо быстро и аккуратно обвести контуры рисунков. Проигравшая команда лишается одного игрока.

    А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели?

    Назвавший цифру пять и перечисливший проблемы получает жетон.

    Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

    Подводятся итоги командной игры, ребятам, получившим много жетонов, вручаются медали «Почетный эколог».

    7

    Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

    «За природу в ответе и взрослые и дети»

    Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Звучит песня «Чистые пруды» Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору) Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5. Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!Слайд Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.Слайды «Природа» после каждой строчки Природа – это дом, в котором мы живем,И в нем шумят леса, текут и плещут реки.Под небом голубым, под солнцем золотым,Хотим мы в доме том жить вовеки.Природа – это дом, украшенный трудом,Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?Что будет, если в нём крыша под огнем,Что будет, если в нем сломаем стены?Природа – это дом, в котором день за днёмРастут цветы и хлеб, кругом смеются дети.И этот дом и смех – один, один на всех,Другого дома нет на целом свете.
    Слайд
      Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви. В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать. Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.
      Начинаем 1 этап нашей игры.
    Слайд «Кот в мешке» Слайд «Сектора»

    30 кипарисов

      ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

      ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади). КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/ ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/ КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/ НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/ КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./ САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/ КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/ НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/ КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

      ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

        ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/ ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/ КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/ ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/ ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/ ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/ С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/ КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/ САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/ КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

      ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

          КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/ ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/ ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/ КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/ КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/ КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/ КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/ КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/ САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/
    • ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

        КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/ КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/ ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» - у них на брюшке насечки/ КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/ КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/ НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/ У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/ ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА
    В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА. ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК, БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/ 9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА. ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/ 10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК, ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ. ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ, СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/
    • ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

        ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/ КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/ КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/ К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/ ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/ КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/ ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/ КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/ КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/ РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
      Закончился 1 этап экологического турнира. Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!» Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.
      Все богатства русского пейзажа
    В полное владенье нам даны: Вьюжны зим серебряная пряжа, Кружева зелёные весны. Летний полдень в поволоке зноя, Вечер, заглядевшийся в ручей. Узорочье луговин цветное, Теплый воск желтеющих полей, Расписные листья листопада Над бездонной синевой озер – Все это твоё, и сердце радо Целый мир влюбить в родной простор.
      Начинаем 2 этап нашего турнира.
    Слайд «Турнир цветочный»
      - Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/
    Слайды на все 9 вопросов 1. Я поэт, зовусь я Цветик,
    От меня вам всем приветик. - Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. - Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )3. Продолжите стихотворение:Колокольчики мои,
    Цветики степные!(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой ) 4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - полетят в воздухе лёгкие семена. - О каком цветке идёт речь? (Одуванчик ) 5. О ней поют поэты всех веков,
    Нет в мире ничего нежней и краше,
    Чем этот свиток алых лепестков,
    Раскрывшийся благоуханной чашей - О каком цветке идёт речь? (О розе ) 6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов ) 7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка ) 8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек ) 9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )
    - 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/ - Ваша задача придумать знак и нарисовать его.- Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки» - В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/
    Слайды /9 шт./ Слайд-заставка - Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.Родина нас окружила
    Дивной своей красотой,
    Родина нам подарила
    Воздух степной и лесной,
    Берег крутой с быстрой рекой,
    Синее небо над головой.- Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!- Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.- Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя» Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3. 5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»Слайд Слова для команд 1 команда 2 команда 3 командаРОЗАЛИПААИСТТИГР /25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/
    Слайд-заставка
    6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/ - Чтобы любить природу, нужно её знать.Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, - никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )
    - Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой - всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

    Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/ Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.
    Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин
    СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/
    На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»
    Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.
    Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?
    Слайд
    - Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.
    Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

      Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.
      Услышу ль у сосен в полдневный час
    Журчанье струй средь камушков и брода. –О, люди, мыслю я, у всех у насЕсть мать одна, по имени Природа!У ней для нас хватает доброты,И мы живем, запечатлев в душе навекиЕё прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.Но если…Впрочем, в наш жестокий век понятно всемЧто это «если» значит?О, человек!Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,Ни росных трав, ни голубых озер…Цени её доверие, Природы!Не обмани его!И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!
      Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Ты, дружок, смотри не подкачай!
    Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка, Не покупай для бабочки сачки. Люби цветы, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ. Объявление результатов и награждение команд дипломами.
      Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.
    В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.
    Список использованной литературы: Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11. Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1. Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5 Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5 Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.
    Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить». 218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок « STEP», победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

    Елена Романько

    Цели и задачи :

    Пополнить знания о природе родного края ;

    Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;

    Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

    Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

    Оборудование :

    Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.

    Ход мероприятия.

    Ведущий :

    Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!

    Ведущий :

    А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.

    В руки палочку возьму,

    Круг волшебный проведу

    Стукну тихо раз, два, три,

    Волшебство ты оживи!

    Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…

    В Королевство Природы попасть легко ,

    Не надо ехать далеко.

    Закрой глаза и сделай шаг

    Теперь в ладоши хлопнем так :

    Один хлопок, ещё хлопок-

    И вот уж виден сена стог,

    И вот уж поле колосится

    Шумит-волнуется пшеница,

    Над ней синеют небеса,

    Откройте поскорей глаза.

    Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .

    Здравствуй лес, красивый лес!

    Полный сказок и чудес

    Ты о чем шумишь листвою

    Ночью темной грозовою?

    Что нам шепчешь на заре

    Весь в росе как в серебре?

    Кто в глуши твоей таится

    Что за зверь, какая птица?

    Все открой, не утаи,

    Ты же знаешь мы свои!

    Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.

    Появляется Старичок-Лесовичок.

    Лесовичок : Здравствуйте, друзья!

    Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?

    Лесовичок :

    Это я седой старик,

    Называюсь Лесовик.

    Этот лес я сторожу.

    За порядком здесь слежу.

    Лесовик : - Зачем пожаловали?

    Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .

    Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.

    Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.

    Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.

    Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?

    Дети : Да!

    Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.

    Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.

    Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .

    Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

    Если я приду в лесок

    И сорву ромашку? (нет)

    Если съем я пирожок

    И выброшу бумажку? (нет)

    Если хлебушка кусок

    На пеньке оставлю? (да)

    Если ветку подвяжу,

    Колышек подставлю? (да)

    Если разведу костер ,

    А тушить не буду? (нет)

    Если сильно насорю

    И убрать забуду. (нет)

    Если мусор уберу,

    Я люблю свою природу ,

    Я ей помогаю! (да)

    Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

    Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)

    Ведущий : Как узнали берёзу?

    Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

    Послушайте стихотворение «Берёза»

    Люблю берёзку русскую,

    То светлую, то грустную

    В белом сарафанчике

    С платочками в карманчиках.

    Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)

    Дети : нет.

    Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.

    А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

    Дети : Тополя.

    Ведущий : Какой ствол?

    Дети : Толстый.

    Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

    Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :

    Игра «Кто скорее соберёт свои листья»

    (Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)

    Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.

    Загадки о животных.

    1. Хожу в пушистой шубе

    Живу в густом лесу

    В лесу на старом дубе

    Орешки я грызу (белка) .

    2. Летом ходит без берлоги

    Возле сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге

    От мороза прячет нос (медведь) .

    3. Кто зимой холодной,

    Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .

    4. Сердитый недотрога

    Живет в глуши лесной

    Иголок очень много

    А нитки не одной (ежик) .

    Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»

    Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

    Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в

    игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .

    Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)

    Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :

    эстафетная игра «Собери цветок»

    Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.

    Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :

    Ее всегда в лесу найдешь -

    Пойдем гулять и встретим :

    Стоит, колючая, как ёж,

    Зимою в платье летнем (ёлочка)

    Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.

    «Найди пару»

    Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .

    Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»

    Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.

    Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :

    Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.

    Несъедобные - бледная поганка, мухомор.

    Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :

    Игра «Назови одним словом»

    1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)

    2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)

    3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)

    4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)

    5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .

    Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.

    Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.

    Список литературы.

    1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.

    2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.

    3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.

    4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.

    5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.

    6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.

    Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

    Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

    Ход игры

    Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

    За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

    Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

    Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

    1. Карточки-задания.

    Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

    солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

    Ответ:

    2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

    3. Отгадайте загадки.

    Чернокрылый, красногрудый,

    И зимой найдет приют.

    Не боится он простуды:

    С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

    Окраской - сероватая,

    Походкой - мешковатая,

    Повадкой - вороватая,

    Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

    Длиннохвоста, белобока,

    И зовут ее... (сорока).

    Живет в дупле пустом,

    Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

    Маленький мальчишка

    В сером армячишке

    По двору шныряет,

    Крошки собирает. (Воробей.)

    Кто без нот и без свирели

    Кто же это? (Соловей.)

    Всех прилетных птиц черней,

    Враг личинок, друг полей,

    Взад-вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица - ... (грач).

    Хоть я птичка-невеличка,

    У меня, друзья, привычка:

    Как начнутся холода,

    Прямо с севера сюда. (Синичка.)

    4. Расшифруйте криптограмму:

    12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

    Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

    6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

    10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

    12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

    Ответ: Береги лес - наше богатство.

    5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

    Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

    Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

    6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

    Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

    Не стало бы воды?

    Исчезли бы птицы?

    7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

    Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

    Я - женьшень, чудесный корень.

    Если кто-то сильно болен,

    Разыщите корень мой,

    И поправится любой.

    Вам настойка из женьшеня

    Аппетит вернет и смех,

    Ведь женьшень обозначает

    Чудо - «корень-человек».

    На тропинке, на дорожке -

    Всюду чирьева трава,

    Или просто подорожник -

    Всем знакома, не нова!

    Привязал листок к нарыву.

    День-другой пройдет - и диво!

    Ты здоров без докторов.

    Вот простой листок каков!

    Липа - средство от простуды,

    Знают все о том повсюду.

    Хоть невзрачен липы цвет,

    Но полезней чая нет.

    При ангинах и простудах

    Пьют целебный липы чай.

    Говорят, когда болеют:

    «Ну-ка, липа, выручай!»

    Есть герань, гвоздика, кашка -

    Есть аптечная ромашка.

    Про ромашку надо знать.

    Белый крошечный цветочек -

    Для припарок, для примочек.

    Если воспаление,

    Отвар - успокоение.

    Семена мои целебны -

    При гастритах пьют настой.

    Корни - убивают яды

    И снимают в почках боль.

    У меня одна беда:

    Зацветаю я когда,

    То цветов моих краса

    Всем бросается в глаза.

    И в букеты рвут меня,

    Я боюсь их как огня!

    Я прошу вас, пощадите

    И пионы зря не рвите!

    В нас не только фитонциды,

    Что микробам так страшны,

    Мы содержим витамины,

    Что, бесспорно, всем нужны.

    И поэтому, чтоб реже

    Приходилось вам болеть,

    В каждом доме лук, чеснок

    Круглый год должны иметь.

    Тот, кто с нами крепко дружит,

    Никогда не занедужит.

    В доме много аромата,

    Если в доме сохнет мята.

    Мятная лепешка,

    Настоя мяты ложка -

    Нету больше тошноты,

    Нету в горле хрипоты.

    Валидол, зубная паста -

    Всюду мята, мята, мята!

    Собираем не напрасно

    Эту травушку, ребята!

    Перечислите, какую пользу приносят растения.

    8. Сделайте правильный выбор.

    Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

    ЗИМА Набухают почки.

    Листопад.

    …………… Прилетают грачи.

    ………….. Бабье лето.

    ВЕСНА Грибная пора.

    Сбор клюквы.

    …………… Уборка зерновых.

    ЛЕТО Сенокос.

    Птицы вьют гнезда.

    Рождество.

    ОСЕНЬ Ледоход.

    9. Отгадайте загадки.

    Очень прочен и упруг,

    Строителям - надежный друг.

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу -

    Она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный,

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе,

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Он черный и блестящий,

    Друг наш настоящий.

    Он несет в дома тепло,

    От него в домах светло.

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

    Без нее машина даже

    Километра не пройдет,

    Самолеты, вертолеты

    Не отправятся в полет,

    Не поднимется ракета.

    Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения...

    А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

    Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    10. Какому животному принадлежит хвост?

    С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

    С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

    У нее хвост вместо руля. (Птица.)

    Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

    У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

    Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

    У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

    У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

    В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

    11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

    Ответ: Красная книга.

    Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

    12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

    Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

    В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

    13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

    Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

    Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

    Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

    Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

    Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

    На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

    Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

    Сценарий мероприятия «Зеленое царство Берендея» для учащихся начальной школы

    Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк.

    Мероприятие посвящено теме леса и предназначено для учащихся начальной школы. Его основная задача - воспитание бережного и ответственного отношения к лесным ресурсам через актуализацию знаний детей о значении леса в жизни человека, правилах поведения в природе, растениях леса и т.д.
    Данный конкурс может быть использован учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для разработки и проведения классных часов, внеурочных занятий, тематических праздников.
    Ход мероприятия.
    Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии, которое сегодня посвящается лесу. Кто может мне ответить: «Что же такое лес?» (ответы детей). Правильно, верно. А я отвечу вам на этот вопрос одной увлекательной историей. Послушайте, пожалуйста.
    Сказка «Как один художник решил нарисовать лес».

    Один художник решил нарисовать лес.
    -Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья.
    Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже
    они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и
    положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а
    через некоторое время увидел сухие стволы.
    -Это не лес!- послышался голос старичка - лесовичка из угла
    картины.
    -Без цветов, без трав - не лес!
    Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
    -А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.
    Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
    -Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок -
    лесовичок. Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
    -Нарисуй жабу и ящерицу!
    -Нет! - сказал художник.
    Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
    Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье - то фырканье.
    -Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а
    притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи
    жителей. И все они и есть лес.
    (Авторы: Брыкина Н.Т.,Жиренко О.Е.,Барылкина Л.П.)
    Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
    (Выбегает Незнайка).
    Незнайка: (запыхавшись) Ох, еле успел! Как же вы про меня–то забыли?! Я тоже в лес пойду!
    Ведущий: А ты готов к такому походу, Незнайка?
    Незнайка: Тоже мне! Велика важность! Готов, конечно! Вот, даже рюкзак взял!
    Ведущий: Одного рюкзака мало будет, Незнайка!
    Незнайка: Что ж вы раньше не сказали? Я б еще чемодан прихватил!
    Ведущий: Да ты не понял, Незнайка! В лес не чемодан нужно брать! А хорошее настроение и обязательно - багаж знаний!
    Незнайка: А что все остальные взяли с собой в лес?
    Ведущий: А вот давай у самих ребят и спросим, как они к походу подготовились.
    1.Домашнее задание: представление команд
    «Лесные робинзоны», «Берендеи», «Лесовички»,
    «Хранители лесных сокровищ», «Знатоки леса».


    Посмотри, Незнайка, какие дружные команды у нас на станции натуралистов. Таких любителей леса не страшно в поход брать, уж они-то не подведут!
    Незнайка: Ой, ой, ой! Подумаешь! (Копошится в рюкзаке). Зато у меня много вкусненького: жвачка, конфетки, кока- кола! Всю дорогу жевать можно! И магнитофон есть, в лесу слушать, чтобы не скучно
    было!
    Ведущий: Эх, Незнайка! Страшно тебя с таким набором в лес–то пускать. Ты же себя вести в природе не умеешь.
    Незнайка: Чего?! Я - то не умею? Да я все знаю! Надо в лесу погромче разговаривать, чтобы не заблудиться или музыку слушать на полную катушку, чтоб медведь не напал! Если холодно - костер посильнее развести...
    Ведущий: Ох, Незнайка, Незнайка! Придется тебя многому научить.Поможете, ребята? Давайте, напомним нашему незадачливому путешественнику, как следует себя вести в природе.
    Конкурс - эстафета «Правила поведения в лесу».


    1.Не ломать ветки деревьев, не рубить деревья.
    2.Не шуметь в лесу.
    3.Не оставлять в лесу мусор.
    4.Не оставлять не потушенным костер. Не разжигать его вблизи деревьев.
    5.Не рвать цветов и редких растений.
    6.Собирая грибы, ягоды, орехи, оставлять плоды другим - обитателям леса.
    7.Не разорять муравейники.
    8.Не брать домой лесных животных.
    9.Не разорять птичьи гнезда.
    10.Не ловить красивых насекомых.
    11.Ходить по тропинкам.
    12.Весной не брать с собой собак - они могут поймать еще неокрепшее потомство лесных зверьков и птиц и др.
    13.Не заезжать в лесную зону на автомобилях.
    Ведущий: Молодцы, друзья! Теперь ты понял, Незнайка, как себя в лесу вести следует?
    Незнайка (застенчиво): Кажется, понял.
    Ведущий: Что ж, тогда можно в лес за новыми знаниями и впечатлениями отправляться.
    Разбежались грибы по лесному откосу,
    Перестал врачевать умный дятел березу.
    Шаловливый ручей что-то быстро лепечет.
    На ладонь мне отчаянно прыгнул кузнечик.
    Совещаются тихо о чем-то травинки.
    Муравей, как разведчик, изучает ботинки.
    И захлопали радостно листья в ладоши:
    К нам пришел человек! И не злой, а хороший!

    Незнайка (машет руками): Ой, ой, ой! Кто это в меня вцепился?!
    (отряхивается). Это же колючки! Вот противный репей, прицепился! И зачем он только здесь растет, только мешает. Пусть бы росли в лесу ромашки да огоньки. А вот репей здесь совсем лишний!
    Ведущий: Это почему же он лишний, Незнайка?
    Незнайка: А потому что ромашки и огоньки - красивые, а лопух - он и есть лопух!
    Ведущий: В природе лишнего не бывает, дружок! Но с цветами лесными лопуху, конечно, не тягаться. Хотя и лопух – растение полезное. А я предлагаю сейчас нашим ребятами самим выбрать лишнее растение или животное в ряду других.
    III. Конкурс «Выбери лишнее».
    Участники получают конверты с наборами рисунков:
    1.береза, рябина, осина, лиственница. (лиственница - хвойное дерево)


    2.кукушка, синица, свиристель, поползень.(кукушка-перелетная птица)


    3.бурундук, еж, медведь, белка .(белка зимой не спит)


    4.подорожник, медуница, мята, вороний глаз .(вороний глаз - ядовитое растение)


    5.белый гриб, подберезовик, подосиновик, бледная поганка .(поганка - ядовитый гриб)


    Каждая команда должна найти среди своих картинок лишнюю и объяснить, почему она не может стоять в ряду с другими.
    Дополнительные вопросы к участникам:
    1.Почему лиственница стоит между лиственными и хвойными деревьями? (сбрасывает на зиму иголки)
    2.Чем кукушка вообще отличается от всех птиц нашего края? (не выводит потомства сама)
    3.Как белка проводит зиму? (делает запасы загодя)
    4.Какие еще, кроме вороньего глаза, вы знаете, ядовитые лесные растения, в названиях которых звучит упоминание животного? (волчье лыко)
    5.Как отличить поганку от съедобного гриба? (это ядовитый гриб с белой шляпкой на тонкой ножке с волнистой юбочкой)
    Ведущий: Ты видишь, Незнайка, сколько всего интересного наши ребята о лесе знают.
    Незнайка (заносчиво): Подумаешь! Знайки - зазнайки!
    Ведущий: Не знайки, а знатоки! И вовсе не зазнайки. Ведь наши ребята готовы и с другими своими знаниями поделиться! Верно,ребята? Давайте и с нашим героем поделимся!
    V. Викторина «Мы о лесе знаем всё».
    Вопросы:
    1.Какой лес шумит, а какой шелестит? (шелестит лиственный лес,а хвойный лес шумит, гудит. Когда дует ветер, листья деревьев соприкасаются друг с другом и создают звук, похожий на шепот. Хвоинки не соприкасаются друг с другом, но задерживают поток воздуха, создавая гул).
    2.Почему лесные дороги после дождя не просыхают намного дольше, чем в городе? (В лесу ветер задерживается кронами деревьев, потому циркуляция воздуха идет медленнее и испарение воды замедляется).
    3.Можно ли в лесу вырубать дуплистые деревья? (Нельзя. В дуплах живут лесные обитатели: птицы, белки, летучие мыши и другие обитатели).
    4.Какая земляника слаще: та, которая растет под деревьями, или та,которая на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара в плодах земляники протекает только при участии света. При недостатке света сахара будет образовываться меньше. Поэтому слаще земляника вырастет на поляне).
    5.Почему в сосновом лесу на земле можно увидеть много отмерших сучьев? (Сосна - светолюбивое растение. Сучья этих деревьев получают мало света и отмирают. А зеленеют только верхушки деревьев.)
    Незнайка: А я зато про лес поговорку знаю!
    Ведущий: Это какую же, Незнайка?
    Незнайка: Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит! Вот!
    Ведущий: Молодец, Незнайка! А объяснить, что она означает сможешь?
    Незнайка: Конечно! Это значит, что как бы вкусно волка человек не кормил, а в лесу ему все равно лучше. Волк - ведь дикое животное, в лесу его дом.
    Ведущий: Ах, какой ты, Незнайка, сообразительный! Ты прав. Лес необходим в природе. Ведь в нем живет столько живых существ: птицы, звери, насекомые, лягушки, ужи... Без леса им не прожить. А теперь мы вместе с ребятами подумаем, для чего еще нужен лес. «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен?»
    V. Конкурс «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен»
    Каждой команде предлагается набор слов из известных пословиц и поговорок о лесе. За одну минуту команда должна «восстановить» поговорку и объяснить её экологический смысл.
    1.Защищает, помогает, лес, ветра, от, урожаю. (Лес от ветра защищает, урожаю помогает.) Лес - наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
    2.Не губи, леса, много, леса, береги, мало, леса, посади, нет.(Много леса - не губи, мало - леса - береги, нет леса - посади.)Лес - наше богатство! Человек должен беречь лес и пополнять природные ресурсы: не рубить деревья, а сажать их.
    3.Радует, зеленый, взгляд, наряд. (Зеленый наряд радует взгляд.) Леса имеют и эстетическое значение в жизни человека. Лес восхищает свой красотой, богатством, поражает своим разнообразием. Человек, побывавший в лесу, чувствует себя бодрым, умиротворенным, радостным.
    4.Чем, в, дров, дальше, лес, тем, больше. (Чем дальше в лес, тем больше дров).Чем глубже заходишь в лес, тем гуще он становится, увеличивается количество деревьев, не всегда можно пройти такую чащобу, пробраться через бурелом. Обычно в таких местах и заготавливают дрова, добывают древесину.
    5.Жить, леса, голодному, возле, не быть. (Возле леса жить - голодному не быть). Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
    Незнайка: А я и не знал, что лес так важен для человека и в природе!
    Ведущий: Как же не знал, Незнайка? Без леса ни одно существо не выживет. Ведь лес - это еще и настоящая фабрика кислорода!
    Без леса мы просто бы не смогли дышать, ведь растения на свету производят кислород и поглощают углекислый газ. А мы все дышим кислородом.
    Незнайка: Ой, а я об этом не подумал. Зато я теперь твердо знаю, что лес надо беречь, уважать и любить.