Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Карты для работы психолога с детьми. Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога. Найти путь к важным темам

    Карты для работы психолога с детьми. Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога. Найти путь к важным темам

    «Мне трудно открываться перед людьми, - признается 29-летняя Евгения. - Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты - особые, не игральные и не гадальные.

    «Их называют метафорическими или ассоциативными, - объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, - потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название - терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».

    Индивидуальный смысл

    На фотографии - вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, - считает 32-летняя Анна, - так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», - объясняет он свой выбор.

    Метафорические карты - это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие?

    «В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, - объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. - Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл».

    Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае - двигаться вместе с нами, не забегая вперед.

    Снизить тревожность

    Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания.

    «Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки - это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», - замечает Галина Кац.

    Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.

    Найти путь к важным темам

    Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить - эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми.

    «Мы живем в визуально-ориентированной культуре, - подчеркивает психолог Галина Кац, - поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение».

    Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест.

    «Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», - замечает Галина Кац.

    Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.

    Для разных целей

    Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот.

    Получаются странные, иногда фантастические комбинации - на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, - поясняет Галина Кац, - а тело - желания, физическую жизнь».

    Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке - ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное...

    Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.

    Как выбрать

    Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение - и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» - для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые.

    «Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, - замечает Екатерина Мухаматулина, - но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».

    А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, - подчеркивает Галина Кац. - Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не метод психотерапии, а только ее инструментом». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.

    Давайте поиграем

    С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.

    Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

    Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

    Задача другого игрока - «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

    Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

    Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» - здесь простор для фантазии.

    «Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, - объясняет Галина Кац, - а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение.

    Подробную информацию о метафорических картах можно узнать на сайтах издательства «Генезис» и психологического центра «Креативный мир» .

    Предмет курса

    Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

    Глубина изложения предмета курсом

    • Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль.
    • Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках.
    • Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать.
    • Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг.
    • Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

    Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

    Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

    Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

    Все обучающие курсы по метафорическим картам в России - это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом - не твое дело.

    Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

    Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

    1. Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.
    2. Вы почти ничего не знаете о психологии.

    Это курс для чайников. Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

    Что такое метафорические карты?

    Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

    Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

    Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

    На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

    Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за 10 лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек с одной важной особенностью - он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

    Для чего же им эти карточки с картинками?

    Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека. Это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

    Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

    Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула. Вам кажется это естественным. На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

    Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие - мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

    Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка. Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера. В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

    Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

    Каждая метафорическая карта - это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

    Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом.

    Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

    Техника: Искренний разговор обо мне

    Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров. Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет. В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

    Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

    После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

    Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

    Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов (учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

    Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

    Описание техники “Искренний разговор обо мне”

    Цель техники : знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

    Порядок выполнения : взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх (обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

    Пример выполнения техники : я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

    Вот, что у меня получилось:

    Переворачиваю первую карту:

    Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

    Переворачиваю вторую карту:

    Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить. У меня был такой эпизод в жизни - полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями. В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию - руки до сих пор в ожогах. Всего имущества - одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги. А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

    Переворачиваю третью метафорическую карту:

    Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама. Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”. Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

    Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

    На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

    Переворачиваю пятую метафорическую карту:

    Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле - это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить. Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня. Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

    Вот и вся техника.

    Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация? Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

    Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я - он, я - он...

    Одновременно решаются три задачи - знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

    А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:

    Опять же, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом получить бы не удалось.

    А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

    Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

    Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

    Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

    Первая метафорическая карта:

    Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

    Вторая метафорическая карта:

    Третья метафорическая карта:

    “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

    Пятая метафорическая карта:

    “Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

    Ну как, получилось?

    Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

    Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

    Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

    Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит. Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать. Что ж, такое тоже бывает. В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

    Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

    Домашнее задание

    Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

    Резюме урока

    Метафорические (проективные, ассоциативные) карты - это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

    Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

    Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта - это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике. Эти образы и смыслы принято называть материалом.

    Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

    Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт - техника “Искренний разговор обо мне”. С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт. Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

    Фрагмент клиентской сессии с использованием метафорических ассоциативных карт .
    Публикуется с согласия клиента.

    Наборы: “Дуэт”, “Образ женщины”, «ОН» Cards.

    Женщина 55 лет. С высшим образованием. Занимает руководящую должность. Работает по 12 часов в день. В разводе более 20-лет. Состояла в гражданском браке. Есть взрослый сын и двое внуков.

    Запрос : Как мне пережить разрыв с (разрыв произошёл 3 месяца назад), который ушёл к другой ?

    К: 1 картинка.

    П: Почему вы выбрали именно эти картинки? Что вас в них привлекло?
    Меня привлекает в этой картинке только то, что женщина ухоженная.
    П: Сколько её лет? Какой у неё характер?
    К: 35 лет. Ну, мягкий характер. Чувствительная такая.
    П: Чем она в жизни занимается?
    К: Она – человек искусства. Может быть, балерина.
    П: У неё есть семья?
    К: У неё муж и 1 ребёнок.

    2 картинка.

    К: Здесь то же самое. Она ухоженная. Я люблю женственность. Эта женщина постарше, более зрелая, её 45. У неё семья: муж и 1 ребёнок взрослый.
    П: Чем она занимается?
    К: Она где-то на руководящей должности работает. Обе личности сильные.

    3 картинка:


    Образ «не Я». Женщина со слезой на лице в чёрной одежде.

    К: Мне эти карты не нравятся, потому что я не люблю людей, которые одеваются в чёрный цвет. Это уныние и вообще, депрессия. И меня это раздражает. Типа депрессивное состояние и уже пару раз я плакала.
    Это не моё. Это меня раздражает, и чёрный цвет меня раздражает и слёзы эти – непонятно что. Непонятно какое лицо, грустное.
    П: А как вы думаете, о чём она плачет?
    К: Может быть, о потере мужчины.
    П: Часто у неё происходит потеря мужчины?
    К: Да нет, 1 раз потеряла. Её 50 лет. Какая-то неудачница.
    П: Почему?
    К: Не знаю, выглядит так, ну…. Брови какие-то непонятные, чёрные круги под глазами. Неуверенная в себе личность.
    П: А она сама себе нравится?
    К: Нет.
    П: Почему? Её обзывают? Она сама так решила?
    К: Сама так решила. Надумала всякую ерунду. Я не хочу на неё даже смотреть. Она мне неприятна. Эти образы мен неприятны.
    П: Давайте их закроем, перевернём картинки, если они вам неприятны.

    4 картинка:

    Ведьма на метле.
    К: Негативные всякие потусторонние силы не пускаю к себе. Я человек религиозный.
    П: Давайте вернёмся к тем двум портретам, которые вам понравились. Какой их них вам нравится больше?
    К: Мне больше нравится 1-я карта. У неё всё нормально. Она уверенная по жизни женщина.
    П: Давайте с помощью набора «Дуэт» и «ОН» поищем ответ на вопрос, с которым вы обратились ко мне:
    ” Как мне вычеркнуть из своей жизни мужчину, который меня предал? Что мне нужно сделать?»

    5 картинка.

    Дельфины и руки.
    К: Чтобы отпустить мужчину, который её предал, ей нужно найти нового. Это руки нового мужчины. Появится новый друг, новые ощущения. Дельфинов я люблю. Это что-то приятное, дружеское. Дельфины – это наши друзья. Комфорт появляется.

    6 картинка.

    Колесо велосипеда.
    К: Жизнь идёт, хорошие ощущения. Внимание, забота, цветы, красота. Это мне непонятно, что это? (палка в колесе). Я даже не хочу это расшифровывать. У меня не должно быть палок в колесе.

    7 картинка.

    К: Это я в семье уже, занимаюсь уборкой и жду, когда придёт мой любимый человек с работы.
    П: Нужен ли вам мужчина, который сейчас хочет с вами общаться, но вам он не особо нравится?
    К: Неприятно мне это всё. Это смерть.
    П: На карте слово «Обязан». Соедините его с картинкой.
    К: Никто никому ничего не обязан. Мне даже неприятно на эту тему рассуждать. Он больной человек, я больного не хочу. Кто он мне?
    П: А если в вашей жизни появится совершенно новый мужчина, что вы будете чувствовать?
    Интересное начало с рассветом. Это дорога, которая ведёт к новой жизни.

    8 картинка:

    Пламя и лёд.
    …………………………… (пропуск)

    К: Мужчина, который ушёл к другой женщине, постоянно делал мне какие-то подарки. Постоянно обхаживал. Говорил, что любит меня. Лёд – это с моей стороны. Я даже не говорила ему, что он мне нравится. Он меня спрашивал, а я молчала, потому что внешне он мне никак. У меня до этого был мужчина, на 17 лет моложе и поэтому этот мне вообще никак.
    П: По сути, вам переживать о том, что он ушёл к другой, нет никакого смысла. Вы же его не любили.
    К: Никаких чувств нет, а я переживаю. Наверное, это моё самолюбие задето.
    П: Скорее всего, вы себе внушили, что он вас обидел?
    К: Да.
    П: Хотя я сама – ледяная гора по отношению к нему?
    К: Да.
    П: Получается, что расставание с ним вам только на пользу. Будет новый рассвет, новое начало, новая дорога.

    ….(пропуск).
    П: Плачущая женщина – это то, что мешает вам жить сегодня. У вас есть некая программа на подсознании: «Я – некрасивая», потому что она сама себе не нравится.
    К: Ну, я думаю о себе: мне же 55 лет, какая может быть красота?
    П: Красавицей можно быть и в 90 лет. Нужно брать свою возрастную категорию. Смысл ровняться с девочкой, которой 16 лет?

    К: Ну, да. Не, я уверенная в себе очень. Я хочу в перспективе сделать пластику, потому, что я работаю с людьми. И пишут уже в отзывах «пожилая женщина». А так я уверена в себе. Среди моих сверстников никто не выглядит лучше, чем я. Ну, в детстве у нас было очень тяжёлое материальное положение.

    П: Очень глубоко, на подсознании, у вас всё равно сидит мысль о том, что вы некрасивая. Если вы так уверены в себе, почему страдаете от того, что мужчина ушёл к другой женщине при всём том, что вы его даже не любили?

    К: Он готовил еду, я не люблю готовить. Он подарки дарил всякие.
    П: То есть, я страдаю от того, что удобства ушли?
    К: Да. Я таких редко встречала.
    П: Но тем не менее, вы же его не любили?

    К: Да. Чувств у меня к нему не было. Он как друг. Ему 60 лет. Мне интересно было с ним общаться. Вот новый мужчина, который хочет со мной общаться, даже ни разу меня по имени не назвал. Мне это обидно.
    ….. (пропуск).

    П: Подведём итог:
    Главная мысль, которая должна поселиться у вас в голове:
    «Я сейчас, такая, какая есть, красивая и успешная».

    Независимо от того, будете ли вы делать пластическую операцию на лице – не будете, вы всё равно красивая. В своей возрастной категории я вообще – супер. И я встречу такого мужчину, которого я достойна.

    К: Очень трудно найти достойного. Все изменяют. Приходится довольствоваться тем, что приплыло.

    П: Если вы будете довольствоваться тем, что приплыло, вы никогда не получите то, чего вы достойны.
    Если вы соглашаетесь на меньшее, то жизнь и не будет подбрасывать вам другие варианты.
    Если ты принимаешь то, что тебе не нравится, ты недостаточно любишь себя.

    По окончании сессии клиентке было предложено поработать с

    Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

    Что такое метафорические карты?

    Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

    Метафорические карты в психологии

    Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

    Цель работы с метафорическими картами

    Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

    • обход рационального мышления;
    • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
    • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
    • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
    • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
    • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

    Метафорические карты – виды

    Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

    • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
    • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
    • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
    • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
    • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
    • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
    • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
    • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
    • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

    Как выбрать для себя метафорические карты?

    Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

    Метафорические карты – как работать?

    Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

    1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
    2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

    Техники с метафорическими картами

    Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

    1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
    2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
    3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
    • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
    • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
    • «Ответственность партнера?»;
    • «Что работает в отношениях?»;
    • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

    Метафорические ассоциативные карты – обучение

    Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


    Метафорические карты – книги

    Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

    1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
    2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
    3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
    4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
    5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

    Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

    Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

    В комплекте всего 6 разных колод-категорий. Каждая колода – это тематическая подборка специальных слов раскрывающих определенную тему.
    1) Чувства и состояния
    2) Страхи и опасения
    3) Вторичные выгоды
    4) Ценности и потребности
    5) Качества и навыки
    6) Действия и баланс.

    Проработка этих важных тем, помогает разобраться с препятствиями на пути решения задач, найти ресурсы, опору, зоны роста человека и поставить истинные цели.
    «КАРТОТЕКА психолога» как инструмент, может помочь глубже исследовать эти темы, и найти ответы на вопросы:

    Чувства и состояни
    я: Какие чувства я испытываю? Какие чувства не осознаю? Какие подавляю? Моя «азбука» чувств? Какие чувства хочу испытывать? Какие я могу получать приятные эмоции?
    «Эмоции являются фундаментом нашего самопонимания и отношения к другим людям» — цитата.

    Страхи и опасения : Какие страхи мне мешают? От чего они «защищают»? Что стоит за моим страхом? Как начать действовать?
    «Человек, боящийся страданий, уже страдает от своего страха» — М. Монтень.

    Вторичные выгоды: Какие выгоды я получаю от нерешенной ситуации? Какие вторичные выгоды я получаю от своего психосоматического симптома? Почему для меня это важно? Что за этим еще стоит? Как я могу получить эту пользу по-другому?
    «Вторичная выгода это та польза, которая удерживает человека в проблемном состоянии, которое он получил».

    Ценности и потребности : Моя система ценностей? Что для меня действительно важно? Мои приоритеты? Мои актуальные потребности? Как правильно поставить цели? Как сделать правильный выбор? Как принять правильное решение? Какие есть способы решения внутреннего конфликта? Чего я хочу?
    «Быть целостной личностью – это поступать в соответствии со своими основными ценностями» — цитата.
    «То, что потребность скрыта, не значит, что она не существует» — Эрих Фромм.

    Качества и навыки
    : Мои достоинства? Мои ресурсы? Что мне поможет? Какие качества мне нужно развить? Каким я хочу быть?
    «Качества человека - это своего рода кирпичики, из которых формируется личность человека».

    Действия и баланс : Что я делаю не правильно? В чем я ошибаюсь? Что мне стоит поменять в своем поведении? Что стоит делать по-другому? В чем нарушен баланс? Какой мой новый план действий?
    «Чтобы иметь то, чего никогда не имел, надо делать то, чего никогда не делал» — цитата.

    В методичке подробно описаны возможности работы с комплектом.
    Раскрывается каждая тема, важность работы с ней и практические способы применения, как в диагностике, так и в терапии.

    «КАРТОТЕКА психолога» — это инструмент, который может быть полезен в работе:
    психологов, консультантов, психотерапевтов, ведущих психологических и трансформационных игр, специалистов по работе с метафорическими ассоциативными картами, а так же для людей занимающихся своим личностным ростом.