Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игровые задания в доу для малоподвижных детей. Картотека игр малой подвижности для всех возрастных групп

    Игровые задания в доу для малоподвижных детей. Картотека игр малой подвижности для всех возрастных групп

    Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка в школьном возрасте трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

    Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача руководителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

    Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания.

    В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для себя новое в окружающем их мире, в формах игры, овладевая навыками, которых требует жизнь. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребёнка определённых поступков, выявления личных свойств и качеств.

    Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо, чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это свойство называется общественностью. Предлагая детям играть вместе, играть дружно, мы тем самым требуем от них довольно высокого уровня развития общественности.

    Именно игра позволяет формировать это качество и тем самым сближает воспитание с характером жизни общества взрослых.

    РОЛЬ ПЕДАГОГА В ИГРЕ

    Организация и проведение игры, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие качества, требует большого искусства ПЕДАГОГА.(Или вожатого) Деятельность педагога должна быть в первую очередь обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры - это радость, то нужно так организовать их, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношениях между играющими.

    Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания педагога постоянно, а не только тогда, когда возникают конфликты в играющем коллективе.

    Когда педагог входит в центр детской жизни - в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легче ориентироваться при организации игры.

    Поэтому педагог должен владеть мастерством руководства игрой: подвижной, ролевой, музыкальной, командной - в такой мере, чтобы готовым в любой момент показать детям игру, проиграть её с ними, оценить их достижения в овладении правилами и ещё небольшой, но всё же существенной техникой той или иной игры.

    Педагог должен вносить новый игровой опыт, учить детей играть в определённую игру.

    Для ребёнка овладение новой игрой означает получение нового опыта.

    БУБЕН

    По жребию выбирается водильщик - Бубен. Он берёт жгут и садится на землю (на пол). Играющие окружают его и дразнят.

    Бубен, бубен, долгий нос,

    Почём в городе овёс?

    Две копейки с пятаком!

    Ехал Бубен с колпаком.

    Овса Бубен не купил,

    Только лошадь утопил!

    Бубен, Бубен беги за нами,

    Хватай руками.! - кричат играющие и разбегаются, а Бубен бежит за ними. Тот, кого он поймает и обхватит жгутом, становится новым водильщиком.

    ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД

    В ЭТУ ИГРУ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЮТ И ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ

    Готовиться конверт с карточками-заданиями и на празднике или игровой программе предложить гостям или детям попутешествовать на «весёлом поезде». Сидящие за столом под музыку или скандируя слова:

    Тук-тук-тук стучат колёса,

    Поезд наш летит вперёд.

    Кто сойдёт на остановке,

    Тот нам спляшет и споёт.

    как только четверостишие заканчивается или музыка останавливается, тот участник, у кого оказался конверт вынимает из него карточку с заданием и выполняет его.

    Задания для детей:

    Спой песенку колобка.

    Скажи соседу справа «Какие у тебя красивые уши»

    Ты -кенгуру. Зажми между коленями мячик и попрыгай с ним вокруг стола.

    Нарисуй лошадь с завязанными глазами.

    Скажи три раза поговорку «Папа покупал покупку».

    Ты - бабочка. Покажи, как ты порхаешь на лугу.

    Ты - птичка, покажи, как ты насиживаешь яйца в гнезде, летишь за кормом, кормишь птенцов.

    Ты - петух. Покажи, как роешь землю, находишь зёрнышко, созываешь кур.

    Ты - поезд. Покажи, как будешь подходить к станции.. Отправляться от неё.

    Положи в рот три конфетки, Съешь их.

    Получи приз.

    Изобрази собачку, которая радуется своему хозяину.

    СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ

    Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Участники игры садятся на стулья у одной стены и читают стишок:

    Скучно, скучно так сидеть,

    Друг на друга всё глядеть.

    Не пора пробежаться

    И местами поменяться?

    Как только стишок прочитан, все играющие бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остаётся без стула, выбывает. Постепенно убирают по одному стулу. Всё повторяется до тех пор, пока один из двух ребят не займёт последний стул.

    КТО ЛЕТИТ?

    Играющие сидят вокруг стола. Каждый кладёт на стол указательный палец. Руководитель (водящий) говорит: «Голубь летит», и поднимает вверх палец; все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых («Воробей лети», «Пчела летит» и т.д.) и все поднимают палец. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» (или «Стол лети», «Осёл летит» и т.п.) В этих случаях палец поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. Побеждают наиболее внимательные, у которых к концу игры будет меньше штрафных очков.

    НАДОЕЛО ТАК СИДЕТЬ

    Стулья ставят друг против друга. На одной стороне - по количеству игроков, на противоположной стороне на один меньше.

    Дети дружно все произносят слова:

    Надоело так сидеть,

    Друг на друга всё глядеть.

    Не пора ли пробежаться

    И местами поменяться.

    Ра, два, три.

    После слова «три» дети бегут на противоположную сторону и занимают стул. Ребёнок, которому стул не достался- выбывает из игры и забирает с собой стул.

    ДЕПО

    Дети (вагончики) беспорядочно рассаживаются по стульям(депо) в зале (комнате). (На лужайке можно на траве) Выбирают водящего машиниста. У него нет стула. Педагог(вожатый) объявляет: Солнце встало, утро настало. «Машинист подаёт гудок, изображает паровозик, ходит между стульями собирает вагончики в состав. Возле каждого стула состав останавливается, машинист подаёт гудок «Ту-ту». Вагончик цепляется. Состав во главе с машинистом делает несколько кругов. Затем Машинист подаёт гудок, вагончики разбегаются по своим «депо», машинист тоже занимает себе место. Игрок, которому место не досталось, становится машинистом.

    ПТИЦЫ

    Дети выбирают (или назначает вожатый) «Хозяйку» и «ястреба», остальные -«птицы». «Хозяйка» тайком от «ястреба» даёт название каждой птице: «кукушка», «ястреб», «воробей». Прилетает «Ястреб» и начинает переговоры с «хозяйкой».

    За чем пришёл.

    За птицей.

    За какой?

    Ястреб называет «кукушку». Кукушка выбегает, ястреб ёё ловит. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка говорит: Нет такой птицы. Игра продолжается пока ястреб не назовёт 3-4 птицы. На роль хозяйки и ястреба назначают других детей.

    Правила: 1. Ястреб может гнаться за птицей до условленной черты. Если поймает, забирает с собой, нет - птица возвращается на место. Пойманная птица не играет до конца игры.

    ЗАЙЧИК В ОГОРОДЕ

    По считалке ребята выбирают «зайчика». Становятся в круг. Они изображают огород. Можно покачать руками, подняв вверх. Зайчик скачет в огород- в середину круга. Наевшись, заяц пытается вырваться из круга. Дети то поднимают, то опускают руки, а заяц старается проскочить под ними. Если ему удаётся выбрать из огорода, он выбирает себе нового «зайчика». Игра начинается сначала.

    ВОЛК, ТЫ ГОТОВ?

    Один из играющих изображает волка. Остальные взявшись за руки, подходят к тому месту где он сидит и говорят:

    Волк, ты встал?

    Встал.

    Волк, ты готов?

    Одеваюсь.

    Волк. Ты идёшь?

    Иду.

    С этими словами волк выходит из засады и ловит разбегающихся детей. Кого поймает, то становится волком.

    МЫШКА ЗДЕСЬ?

    Инвентарь. Маски кошки и мышки.

    Ход игры. Среди играющих выбирают кошку и мышку. Остальные берутся за руки и образуют круг. Двое играющих, подняв руки, изображают ворота. Мышка в кругу, кошка- за кругом.

    В начале игры кошка стучится в ворота и спрашивает «Мышка здесь?». Ворота отвечают: «Да, она умывается». Кошка умывается, мышка обегает круг, подходит к воротам. «Мышка здесь?», ворота отвечают «Да. Она причёсывается.» - «А когда она будет готова?» Ворота: «В восемь часов.» (дети могут назвать любое число до десяти). Дети прыгают столько раз, сколько сказали ворота. Кошка обегает круг.

    Мышка здесь?»- спрашивает кошка в третий раз.

    - «Да, она уже выходит». После этих слов кошка вбегает в ворота, а мышка выбегает из круга. Начинаются догонялки. Игра продолжается до тех пор, пока кошка не поймает мышку.

    Кошка имеет право выбегать из круга только в том месте, где пробежала мышь. Играющие беспрепятственно пропускают кошку.

    ПОКУПКА ЛЕНТОЧЕК

    Ход игры: Выбирают продавца и покупателя, остальные изображают ленточки. Покупатель отходит в сторону, чтобы не слышать, каким цветом называет продавец свои ленточки.

    Покупатель к продавцу, завязывается разговор.

    Кто пришёл?

    Весёлая Агнесса.

    Что вам нужно?

    Ленточку.

    Какого цвета?

    Покупатель называет цвет. Если угадал цвет одного из играющих, тот уходит с ним.. Если ошибается, может назвать другой.

    Покупателя заменяют, если он угадал большую часть цветов. Выбирают также новую хозяйку.

    ОГОНЬ-ВОДА

    Когда ведущий говорит «Огонь» - все приседают, сидят не шелохнувшись.Вода- все изображают пловцов. Ведущий пытается запутать игроков, называя подряд одно и тоже слово. Кто ошибётся, выбывает из игры. Играют то тех пор, пока не останется один игрок. Можно не удалять детей, а делать замечания. Почаще менять ведущих.

    СОБАКИ И ПЕТУХИ

    (Спокойная, игра, сидя.)

    Ход игры: Игроки садятся в круг, вожатый каждому даёт название какого-нибудь города. Затем он говорит:» Я слышал, что в городе Воронеже собаки кукарекают, а петухи лают». Игрок с именем г. Воронеж отвечает: «Нет, сударь, в г. Воронеже собаки не кукарекают, а петухи не лают. Город, в котором собаки кукарекают, а петухи лают, называется Орёл. Игрок, чей город назван, отвечает таким же образом. Если он отвечает не сразу или путает, т.е. говорит неправильно: «Собаки не лают, а петухи не кукарекают», то даёт залог. Когда залогов набирается много, их выкупают, выполняя какое-либо задание.

    ИДИ К СОСЕДУ НАПРОТИВ

    (Игра в комнате - малоподвижная)

    Играющие рассаживаются на стулья в круг. В середину выходит водящий. Он подходит к любому игроку и спрашивает, например: «У вас есть тетради, колбаса, вода, конфеты, торты, грабли.?» Игрок отвечает. «Нет, иди к соседу напротив» (показывает рукой, к какому именно). Водящий идёт к указанному игроку, спрашивает у него то же самое. А все остальные в это время должны поменяться местами. Водящий тоже должен следить за этим и успеть занять свободный стул. Кому стул не достался, становится водящим.

    ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!

    (Из цикла телесная терапия)

    Проводится с целью установления тёплых дружеских отношений.

    Все участник становятся в общий круг и рассчитываются на 1-й. 2-й. 1-е становятся во внутренний круг, спиной друг к другу. 2-е номера во внешний, лицом к 1-м. (Можно поставить по кругу мальчиков напротив девочек). Таким образом образуются пары. (Общаются друг с другом с помощью слов и жестов).

    Здравствуй, друг! - (рукопожатие),

    Как ты тут? - (стучат по плечу друг друга).

    Где ты был? - (склоняются к уху друг друга).

    Я скучал! - (стучат по обоим плечам).

    Вот ты здесь! - (раскрывают руки, разводят в стороны)

    Как я рад! - (обнимаются, похлопывая друг друга по спине).

    Затем вторые номера смещаются вправо или влево, и снова пары общаются.

    Игра продолжается до тех пор, пока участники не придут в свои прежние пары.

    ПАРОВОЗИК

    Проводится с целью: закрепить знакомство, сформировав позитивное отношение друг к другу.

    Все участники встают в круге паровозиком, по команде ведущего начинают выполнять какие какие-то манипуляции с соседом. Например: слегка мнут впереди стоящему плечи, постукивают по спине, пощипывают, поглаживают.

    Затем все по команде ведущего, разворачиваются и то же самое проделывают с другим соседом.

    Игра вызывает массу положительных эмоций: весёлый смех, хорошее настроение.

    1. Представиться по-разному

    Правила игры: Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.

    2. Мяч по кругу

    Правила игры: Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз. Потом можно усложнить, называть имя того, кому бросаешь мяч.

    3. Построиться по именам в алфавитном порядке

    Хорошо при первой встрече.

    4. Карточки

    Правила игры: Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека (например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно и т.п.). Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки.

    5. Животные на спину

    Правила игры: Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают «да» или «нет» (например, "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.

    7. Угадай мое имя

    Правила игры: Вместо представления игрок дает подсказки: Мое имя начинается на букву «О»; Мое имя заканчивается на букву «А»; Оно состоит из 6 букв (Оксана). Тот, кто правильно угадал имя, получает жетон.

    8. Признание в любви

    Правила игры: Вызываются мальчик и девочка. Называют друг другу свои имена. Им необходимо сыграть сцену из кинофильма о любви. Все чувства можно выражать только мимикой и жестами, произносить можно только имена. Выигрывает та пара, которая будет наиболее оригинальна и артистична.

    9. Моя эмблема, мой девиз

    Правила игры: Каждый игрок получает бумагу и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.) потом делаем выставку работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

    10. Мой напарник

    Правила игры: Дети разбиваются на пары. Им дается 3 минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Потом все садятся в круг и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике. Стиль изложения - любой. Поощряется оригинальность.

    11. Я возьму с собой в поход...

    Правила игры: Разовая игра. Каждый должен назвать свое имя и какой-то предмет, который он взял бы с собой в поход (меня зовут..., я возьму с собой..., я пойду в поход?). Ведущий должен сказать, берет ли он этого человека с собой или нет. Смысл в том, чтобы название предмета начиналось на ту же букву, что и имя ребенка. Попросите ребят, которые догадаются, хранить молчание до тех пор, пока все не поймут логику.

    12. Пропой свое имя

    Правила игры: Каждый игрок по очереди поет свое имя. Все остальные должны повторить имя, т.е. спеть его так же, с теми же интонациями.

    13. Одеяло падает

    Правила игры: Отряд делится на 2 команды. Между командами помощники держат ширму (например, покрывало). По одному человеку от команды подходят к ширме и приседают, они не должны видеть друг друга. По команде ведущего ширма опускаются и игроки, сидящие около нее, должны назвать имена друг друга. Побеждает тот, кто называет быстрее. Проигравший переходит в команду соперников.

    15. Список

    Правила игры: Напишите список и раздайте его каждому члену группы. В этом списке должна быть правильная информация. Для этого лидер должен сам хорошо знать своих ребят. Список может быть длинным или коротким, по вашему усмотрению. Пока играет музыка (две песни) каждый должен подходить к другим игрокам и получить их подпись под тем утверждением, в котором говорится о нем. Каждый может поставить только одну подпись. Выигрывает тот, у кого будет больше подписей в момент, когда остановится музыка. Вот, что может быть написано в списке:

    Найди того, кто:

    Не любит кушать печенье; - Пришел сегодня в розовых носках; - На каникулах ездил в Японию; - Умеет ездить верхом на лошади.

    16. Лгун

    Правила игры: Эта игра поможет вам лучше узнать друг друга. Необходимо 5-8 человек. Подготовьте бланки в количестве, равном числу игроков. Бланки должны содержать примерно такие вопросы:

    Самое удаленное место, где мне удалось побывать, это - …………… - В детстве мне запрещали делать ……………..., а я все равно делал. - Мое хобби - …………………. - Когда я был маленький, я мечтал стать ……………………. - У меня есть одна плохая привычка - …………………………

    Листочки с этими вопросами раздаются каждому игроку, и каждый должен заполнить их, отвечая правдиво на все вопросы, кроме одного. Т.е. один ответ будет неправильным, ложным. Когда все заполнят свои анкеты, игроки начинают по очереди читать вслух свои ответы. Задача остальных игроков угадать, какой из ответов игрока ложный. Пусть они запишут их вариант на противоположной стороне их анкет. Узнайте номер ложного ответа, и присудите очко всем угадавшим ложный ответ. Выигрывает тот, кто набрал больше всех очков. Можно поменять правила. Вместо одного неверного ответа из пяти, писать четыре неверных, а один верный.

    17. Запомни внешность

    Правила игры: Игра полезна для группы, где все мало знакомы. Играют 6-16 человек. Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность, друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

    Например:

    Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте? - Какого цвета шнурки на ботинках соседа? - Цвет глаз вашего напарника и т.д.

    Та пара, которая даёт больше правильных ответов – побеждает.

    18. Что мы знаем о Васе?

    Правила игры: Играют 2-5 команд по 3-10 человек в каждой. От каждой команды вызывается по одному человеку. Назовем его условно Васей. Ведущий читает вопросы, а команды должны как можно точнее на них отвечать. Ответы пишут на листочках и сдают ведущему (команда сдает свой ответ, Вася сдает свой ответ, а ведущий сравнивает).

    Вопросы могут быть такими:

    Дата рождения Васи? - Как зовут Васину маму? - Кто лучший друг Васи? - В какой школе учился Вася? - Что Вася сегодня съел на завтрак?

    Каждая команда отвечает на вопросы о своем игроке. За правильный ответ команде даются очки. Выигрывает та команда, которая набрала больше всех очков.

    18. Я никогда не…..

    Правила игры: Эта игра поможет людям лучше узнать друг друга. Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

    Первый игрок говорит: "Я никогда не...". Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность).

    Например:

    Не держал кошек в доме; - не был за границей; - не носил сапоги; - не брился и т.д.

    Допустим, игрок сказал "Я никогда не ел ананасы". Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали. Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

    20. Горящая спичка

    Правила игры: Пока горит спичка, человек должен рассказать о себе как можно больше. Спичку при этом он держит зажженной в своей руке. Одно сообщение - одно очко (например: Меня зовут... Я живу...). Выигрывает тот, кто получил больше всех очков. Вам будет намного легче, если вы попросите считать сообщения нескольких человек.

    21. Бумажка нужна?

    Правила игры: Эта игра поможет познакомиться всем вашим гостям. Сидящие за столом гости передают по кругу рулон туалетной бумаги. Каждый гость отрывает столько клочков, сколько он хочет, чем больше, тем лучше. Когда у каждого гостя окажется стопка клочков, ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен рассказать о себе столько фактов, сколько у него оторванных клочков.

    22. Бутылка по кругу

    Правила игры: Все сидят в кругу, передают друг другу ногами на весу пластиковую бутылку. У кого бутылка упадет или просто коснётся пола, тот говорит свое имя и рассказывает смешную историю про себя. Бутылка передается дальше.

    23. Заводной апельсин

    Правила игры: Все участники садятся в круг. Одному человеку ведущий даёт в руки апельсин, отворачивается и говорит: «Начали!» Все начинают быстро передавать апельсин друг другу по кругу. Как только ведущий произносит слово «Стоп!», игра останавливается и тот, у кого в этот момент в руках был апельсин, коротко рассказывает о себе и выходит из игры.

    Ведущий вновь отворачивается, и игра начинается заново. Постепенно круг сужается и в итоге определяется победитель. Но это ещё не всё.

    Когда в самом начале ведущий будет объяснять правила игры, то должен обязательно сказать: «Победителем станет тот, кто останется последним. И именно он получит апельсин, но только если выполнит последнее задание. А вот какое - я скажу в самом конце!» (пусть в игре будет интрига).

    Итак, победитель определён. Теперь, чтобы получить апельсин, он должен выполнить последнее задание: каждый из участников задаёт победителю по любому вопросу, касающемуся его личности и всего, что с ним связано, а победитель должен честно и искренне ответить на все вопросы (естественно, стоит предупредить участников, что вопросы не должны выходить за рамки приличия).

    Если игра будет проводиться во второй раз и в числе участников те, кто уже играл в неё, то можно последнее задание менять на какое-нибудь другое.

    Чтобы участники познакомились и с тем, кто будет ведущим, то в самом начале, при объяснении им правил, он может коротко рассказать о себе, тем самым, показав пример остальным, как это нужно делать.

    24. Печатная машинка

    Правила игры: Все участники игры становятся «печатными машинками», руки и ноги которых - клавиши на этой машинке. Все стоят или сидят в кругу и одновременно делают движения: щелчок одной рукой, щелчок другой и два хлопка по коленкам. Когда делают щелчок правой рукой - говорят свое имя, когда левой - имя любого человека из круга, а на два удара по коленкам - все молчат (так как это пробел). Итак, от одного человека до другого мы начинаем печатать имена всех присутствующих. С каждым следующим человеком темп «удара по клавишам» должен увеличиваться.

    «Печатная машинка» ломается, т.е. участник выходит из игры, если сбивается с ритма, если сначала называет не свое имя, если называет имя вышедшего из игры игрока. Выбывший игрок скрещивает на груди руки, но из круга не уходит. Игру продолжает игрок, сидящий справа от него. В конце выбираются самые работоспособные «печатные машинки».

    Ведущий помнит о том, что если среди игроков есть люди с повторяющимися именами, то необходимо договориться, как в этой игре их будут звать (игровое имя). Например, в коллективе три Лены. Одну из них называем Леной, вторую - Леночкой, третью - Ленчиком. Перед игрой каждый громко называет свое игровое имя, чтобы все запомнили. Сначала проводится репетиция, т. к. сразу трудно одновременно и щелкать, и говорить, и вспоминать имена. После 2-З минутной репетиции начинается игра на выбывание.

    Это игра на внимание, развитие памяти, а также на знакомство. Если в коллективе уже все достаточно хорошо друг друга узнали, то правила можно немного изменить: каждый участник становиться любым цветком (животным, писателем и т. п.).

    25. Три истории

    Правила игры: Эта игра на первый взгляд простая, но, тем не менее, очень интересная. Можно играть и 2, и 3 часа на протяжении дня рождения или же, например, в поезде. Игру можно прерывать и возобновлять.

    Итак, каждый человек должен рассказать три истории из своей жизни. Две настоящие и одну выдуманную. Все остальные должны угадать, какая же история выдумана. Попробуйте сыграть, вам понравится!

    26. Оригинальное знакомство

    Правила игры: Играющие становятся в круг. Каждый придумывает себе иностранное имя или любой псевдоним и, сделав шаг вперед, представляется. Например: «Я - Фантомас». Кроме того, надо придумать жест, сопровождающий ваши слова и соответствующий образу. Например, вы представились и хлопнули в ладоши. Как только представился первый человек, второй должен повторить имя и жест первого, а затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. Итак, по кругу, снежный ком. Когда кто-то ошибется, он начинает с предыдущего игрока, называя его имя и изображая жест, и снова все идет по кругу. Проиграв несколько раундов, определите, кто запомнил самую длинную цепочку имен и жестов. Сделайте что-то приятное для победителя.

    27. Вопрос соседу

    Правила игры: Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

    28. Знакомство

    Правила игры: В зависимости от того, насколько знакомы друг с другом собравшиеся дети, предлагается два варианта игры-знакомства:

    Для менее знакомых друг с другом детей.

    Нужно выбрать лидера игры. Все становятся лицом друг к другу. Одна минута дается каждому, чтобы узнать имя соседа справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Тому человеку, которого он выбирает, кладет руку на плечо и говорит: "право" или "лево", или "право - лево", или "лево - право"!

    Выбранный ребенок должен назвать имена своих соседей в правильной последовательности. Если указанный ребенок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, а проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу (в этом случае игра усложняется).

    Для более знакомых друг с другом детей.

    Необходимо: заранее изготовленное пособие "Знакомство".

    Ход игры. Выбрать лидера. Все дети делятся на 2 команды. Каждый член одной команды находит себе пару из другой команды. По сигналу, в течение 2-3-х минут пары узнают друг у друга ответы на те вопросы, которые написаны в специальном пособии "Знакомство" (возраст, имя, есть ли домашнее животное, увлечение, есть ли близкий друг). По истечении 3-х минут все очень быстро возвращаются в свои команды. Затем ведущий выбирает кого-нибудь (из какой команды не имеет значения). Выбранный игрок находит свою пару в соседней команде и рассказывает о нем по предложенным на стенде вопросам, затем - наоборот. И так далее. Хорошо было бы занять всех участников игры. Если кто-нибудь не сумеет ответить на вопрос, то игрок, о котором идет речь, сам отвечает на этот вопрос.

    Как разделить команды:

    1. встать в круг и по команде выставить одну ногу вперед. Те, кто выставит правую ногу, будут одной командой, а кто выставит левую - другой;
    2. по команде нужно выбрасывать несколько пальцев на руке. Все, у кого большее число - одно команда, меньшее - другая; или четное число - одна команда, нечетное - другая.

    29. Паспорт

    Правила игры: Каждый ребенок получает задание изготовить паспорт (картонная карточка), по которому все участники игры смогут больше узнать и познакомиться друг с другом.

    В паспорте содержится небольшая информация о владельце паспорта (5-8 фактов). Каждый факт (внешность, интересы, детали из личной жизни) описывается в одном предложении. Готовые паспорта складываются в большую шляпу или коробку и перемешиваются. Каждый участник вытягивает один паспорт и по данным, которые в нем описаны, старается узнать о ком идет речь. Содержание всех паспортов прочитывается вслух, и все участники игры стараются выяснить о ком идет речь.

    30. Спроси – расскажи

    Правила игры: Участники ставят фишки на старт и по очереди кидают кубик. Участник передвигает фишку на столько позиций, сколько выпало на кубике и, в зависимости от того, какое это поле (рассказать или спросить) он берёт карточку из стопки "рассказать" или "спросить" (не выбирая, карточки лежат лицевой стороной вниз!) и делает то, что там написано. Игра продолжается примерно полчаса. Далее продолжать не стоит, даже если просят некоторые участники, так как в это время другим это дело может уже наскучить.

    31. Карта жизни

    Правила игры: Вам понадобится большая карта вашей страны или мира, и карандаши. Прикрепите карту на стене. Пусть каждый ребенок инициалами отметит три места:

    • где он родился;
    • место, где он однажды побывал;
    • место, которое он надеется посетить когда-нибудь.

    После того, как дети отметили эти места, указывая на одно из них, попросите каждого ребенка рассказать, почему он или она выбрали именно это место.

    32. Пальцы

    Правила игры: Все игроки становятся в круг, при этом ладошкой правой руки накрывается палец соседа справа, а указательный палец левой руки ставится под ладошку игрока слева. Ладошки должны быть ровными. После сигнала ведущего надо успеть быстро схватить ладошкой палец правого соседа, при этом успеть забрать свой палец. Игрок, чей палец был схвачен, выходит вперед и говорит о себе пару фраз. Потом игра продолжается.

    33. Позитрон

    Правила игры: Все сидят в кругу и перебрасывают мяч. При этом надо говорить что-то позитивное тому человеку, которому ты бросаешь мяч.

    34. Зеркало

    Правила игры: Каждый игрок выбирает себе партнера и встает с ним лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки. Один из игроков совершает произвольные телодвижения, а второй («зеркало») должен копировать их, став его зеркальным отражением. Обратите внимание: игроки не могут касаться друг друга; все их движения должны быть замедленными; одной ногой нужно все время стоять на земле. Через некоторое время игроки меняются ролями.

    35. Счет на пальцах

    Правила игры: Каждый участник выбирает себе пару; партнеры встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и закладывают руки за спину. Игроки хором считают до трех. На счет «три» каждый игрок выбрасывает руки вперед, показывая некоторое количество пальцев (по собственному усмотрению). Побеждает тот, кто первым правильно назовет число пальцев на обеих руках у них обоих. Сыграйте несколько раз, потом поменяйтесь партнерами и повторите сначала.

    Вариант: через некоторое время добавьте к двум игрокам третьего, затем четвертого. В конце концов, вы можете вовлечь в игру целую группу воспитанников (но пусть они показывают пальцы только одной руки, иначе считать придется слишком долго).

    36. Чемодан

    Правила игры: Игра на развитие памяти. Играют 3-12 человек. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

    37. Математика

    Правила игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель дает задание: “Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное 3, произносит вместо цифры свое имя”.

    Береги руки!

    Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

    Дети образуют круг. Воспитатель, который поначалу выполняет роль водящего, встаёт в середину круга. Дети вытягивают руки вперёд ладонями вверх. По сигналу "Береги руки!" - воспитатель старается коснуться ладоней играющих. Дети должны быстро спрятать руки за спину. Те, кого коснулся водящий, выбывают из игры.

    Жучок

    Цель: развивать дружеские отношения в детском коллективе.

    Дети встают в круг. Выбирается водящий - жучок. Он садится в центр круга на корточки. Дети идут по кругу со словами:

    Жучок-паучок,

    Тоненькие ножки,

    Красные сапожки,

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили. (Дети подходят жучку и ставят его на ноги.)

    Танцевать заставили.

    Выбирай, кого захочешь,

    Потанцуй, сколько хочешь!

    Жучок выбирает себе пару и танцует с ним. Выбранный жучком игрок становится водящим, игра продолжается.


    Злые и добрые кошки

    Цель: учить действовать по сигналу, развивать умение контролировать свои эмоции, способствовать снятию напряжения и агрессивности.

    Воспитатель объявляет детям, что сегодня они будут кошками. Говорит, что кошки бывают добрыми (они ласкаются, мурчат, ходят мягкой поступью) и злыми (они прыгают, царапаются, шипят). По сигналу (например, удар бубна) дети превращаются то в злых, то в добрых кошек.

    Сторож и колокольчик

    Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

    Дети сидят в кругу. Один ребёнок считалочкой выбирается на роль сторожа. Он садится в центр круга лицом вниз так, чтобы на его спине удерживался колокольчик. Один из детей, на которого молча указывает воспитатель, подкрадывается к сторожу, осторожно берёт колокольчик и возвращается на своё место. После слов "Сторож, сторож, ты проспал, колокольчик твой пропал!" сторож просыпается и начинает искать колокольчик. Он внимательно смотрит на детей, пытаясь догадаться у кого колокольчик. Если сторож долго не может найти колокольчик, воспитатель говорит: "Позвони, колокольчик!" Ребёнок, спрятавший колокольчик, качает его за спиной, раздаётся звон, сторож по звуку находит игрока, спрятавшего колокольчик.

    Камешки

    Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу.

    Дети под музыку выполняют танцевальные движения. Как только музыка заканчивается дети превращаются в "камешки": садятся на пол, опустив голову и прикрыв её руками. Воспитатель накрывает один "камешек" покрывалом. Дети отгадывают, кто там находится.

    Найди и промолчи

    Цель: развивать внимание, выдержку, пространственное восприятие.

    Для игры понадобится небольшая игрушка. Воспитатель прячет игрушку в группе, предлагает её найти. Предупреждает, что найдя игрушку, нужно подойти к воспитателю и тихо сказать, где она спрятана. Нельзя брать игрушку в руки и говорить громко о её местонахождении.

    Овощи и фрукты

    Цель: развивать внимание, закреплять знания об овощах и фруктах.

    Дети встают в круг. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если называется овощ, ребята присаживаются на корточки, если фрукт - встать на носочки и поднять руки вверх.

    Ровным кругом

    Цель: развивать внимание.

    Дети, взявшись за руки, идут по кругу, читая стихотворение.

    Ровным кругом

    Друг за другом

    Мы идём за шагом шаг.

    Стой на месте!

    Дружно вместе

    Сделаем вот так!

    По окончании стихотворения дети повторяют движение, показанное воспитателем.

    Светофор

    Цель: развивать внимание, цветовое восприятие.

    Для игры понадобятся круги красного, жёлтого и зелёного цвета. Дети стоят врассыпную лицом к воспитателю. На сигнал красного цвета все стоят на месте, на жёлтый - встают, на зелёный - шагают на месте.

    Тишина

    "ТРОПИЧЕСКИЙ ДОЖДЬ".

    Участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре: "Сейчас мы все вместе вызовем тёплый тропический дождь. Во время этого лучше всем молчать, так как лучше будут слышны звуки дождя". Затем ведущий показывает движения, постепенно поворачиваясь и смотря на уча-стников по очереди. Участник, на которого смотрит ведущий, начинает повторять за ним движения.
    ДВИЖЕНИЯ:
    1. Тереть ладони друг о друга.
    2. Щёлкать пальцами.
    3. Хлопать ладонями по груди
    4. Хлопаем ладонями по коленям
    5. Топаем ногами.
    Затем движения идут по убыванию от пятого к первому движению.

    "ХОМЯЧОК".

    Все садятся в круг. Первый участник начинает рассказ словами: "У меня живёт дома хомячок, у него вот такие лапки" и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рас-сказ: "У меня живёт дома хомячок, у него вот такие ушки" и т. д. По принципу снежного кома. По окончании рассказа вся группа рисует хо-мячка, про которого только что, рассказывала.

    УБИЙЦА.

    Все играющие становятся в круг, берутся за руки и каждый заводит свою правую руку за спину. Все закрывают глаза и не открывают, пока не скажет ведущий. Ведущий назначает "убийцу", прикоснувшись к кому-либо из участников. "Убийца" по сигналу ведущего начинает посылать в любую сторону определённое количество импульсов (пожимает руку соседа), получивший импульс передает его дальше, сократив на одно руко-пожатие. Тот игрок, кто получил один импульс, считается убитым и вы-ходит из игры. Затем все открывают глаза и узнают, кто убит. Если у двоих есть подозрение, кто убийца, они могут сказать об этом на ухо ведущему. Если их мнения совпали, этот участник выбывает из игры, независимо от того, был ли он убийцей или нет. Если их мнения разошлись, то они сами выбывают из игры. Задача участников - определить убийцу, задача убийцы - вывести всех из игры.

    МАГИЯ СЛОВ

    Все участники рассчитываются на "первый-второй", а затем образуют пары, в которых есть один "первый" и один "второй" номер. Ведущий говорит: "Закройте глаза и представьте себе десятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя (можно записать на бумажку)". Далее задание "первым" номерам: повернуться к своим партнерам по паре и сделать в их адрес несколько положительных высказываний. Например: "я очень рад, что мы с тобой в одной паре", "у тебя очень приятный голос", "мне нравится твое имя", "ты сегодня очень красивая", "у тебя очаровательная улыбка", "ты классно вчера выступил в концерте" и т. д. Затем ребята меняются местами, и высказываются уже "вторые" номера. После этого всем участникам опять предлагается закрыть глаза и отметить на десятибалльной шкале свое настроение. Результаты "до" и "после" необходимо сравнить.

    Замечания:
    o Играть рекомендуется с детьми не младше 10-12 лет.
    o Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.
    o Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу, - положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.
    o У некоторых детей (особенно в разнополых парах) могут возникнуть затруднения. Поэтому ведущему лучше заранее сделать несколько карточек с написанными на них положительными высказываниями.

    АССОЦИАЦИИ

    Игру, как правило, проводят в кругу. Выбирается человек, о котором будет идти речь.
    Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.
    Например, кем (или каким) окажется этот человек, если он вдруг станет:
    o деревом
    o картиной
    o цветком
    o песней
    o мебелью
    o рекой
    o животным
    o растением
    o птицей
    o временем года
    Возможен вариант, когда каждого участника игры описывают в форме метафор: "колючий ежик", "вечный двигатель", "капитан Врунгель" и т. п.
    Замечания. Игру можно несколько усложнить: выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы помещения или отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего. Его задача - с помощью вопросов (см. выше) выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они говорят.
    Если ведущий справился с этой задачей, то тот, кого он угадал, идет "водить".

    ИМИДЖМЕЙКЕРЫ

    Ведущий: "Всем нам интересно знать, какое впечатление мы производим на других людей, что в нас они воспринимают как существенное, а его не замечают. Сейчас есть возможность поучаствовать в коллективном создании образов присутствующих здесь людей, то есть попробовать себя в роли имиджмейкеров". Игрок выходит в центр круга. Ведущий задает детям вопросы: Какой образ у вас появляется при взгляде на нашего героя? Какую картину можно создать к этому образу? Какие люди его окружают, какой интерьер или пейзаж составляет фон его портрета? В какую эпоху все это происходит? Какое время года окружает нашего героя? и т. д.
    Необходимо подбирать вопросы так, чтобы отразить многообразие внутреннего мира ребенка, особенности его поведения, характер взаимодействия с другими членами коллектива.
    Замечания. После обсуждения достоинств и отдельных недостатков можно продолжить работу "имиджмейкеров" по формированию положительного имиджа героя. Для этого ребята должны сказать о желаемых, но отсутствующих у него чертах характера, личностных качествах.

    ЭСТАФЕТА ЖЕСТОВ

    Все участники садятся в круг. Ведущий дает им задание придумать какой-нибудь жест, движение, гримасу, с которой каждый будет участвовать в игре (щелканье пальцами, похлопывание ладошками, "рожки" из пальцев, хлюпанье носом, смешная рожица и т. д.). После того как жесты придуманы, их необходимо продемонстрировать друг другу и постараться запомнить все то, что показали другие участники.
    Игру начинает ведущий: он показывает свой жест и жест того человека, которому он передает эстафету. Задача игрока - повторить предыдущий жест (ведущего), свой жест и жест того участника, которому передается эстафета. Таким образом, каждый из участников показывает три жеста: предыдущего участника, свой собственный и следующего участника.
    Замечания. На первый взгляд - это игра на внимание (дети очень часто путаются, забывают продемонстрировать какой-нибудь из жестов и т. д.). Однако через 5-7 минут после начала игры можно заметить, что некоторые жесты (а соответственно, и участники) повторяются чаше, чем остальные. Почему? Причина не в том, что какие-то жесты более запоминающиеся. Практика показывает, что чаще выбирают ребят приятных в общении, успевших удачно проявить себя в каких-либо делах.
    Для того чтобы игра проходила интересно, необходимо соблюдать простое условие - она должна проходить в полной тишине.
    Через 7-8 минут после начала игры ее можно усложнить, дав участникам задание увеличить темп игры в два раза.
    Игра может произвести на оказавшихся поблизости "непосвященных" людей шокирующее впечатление - постарайтесь сделать так, чтобы ее не увидели посторонние.

    КРОКОДИЛЬЧИКИ

    Игра очень похожа на предыдущую и демонстрирует формирующиеся в коллективе отношения, симпатии и предпочтения.
    Все участники сидят в кругу. По команде ведущего (начиная с него самого) игроки рассчитываются по порядку.
    У ведущего номер "один", он говорит: "По небу летело пять крокодилов". Игрок с номером "пять" спрашивает: "А почему пять?". Ведущий отвечает: "А сколько?". Игрок называет любую цифру, не превышающую число участников игры. Теперь уже игрок, номер которого назвали, начинает задавать вопросы и продолжает игру. Для игроков важно не сбиться и правильно вести диалог в быстром темпе.
    Замечания:
    o Через некоторое время после начала игры можно попросить участников играть быстрее.
    o У некоторых ребят игра может вызвать недоумение: "К чему все это?". Объясните, что "крокодильчики" - очень тонкая психологическая игра (конечно, это не совсем так, но детей надо мотивировать), которая помогает выявить уровень сплоченности коллектива.
    o Если вы будете играть в "Крокодильчиков" хотя бы по 10-15 минут в течение 3-4 дней, вы заметите, что дети с каждым разом играют все быстрее и быстрее. o Спустя несколько дней бывает так, что цифры, которые дети выбирают чаще других, меняются. Это естественно, поскольку, в коллективе существует очевидная динамика развития отношений.

    УРОКИ ДЕКЛАМАЦИИ

    Детям дается задание: хором выразительно прочитать какое-либо известное стихотворение (в едином темпе и ритме). Этот "урок" обычно не вызывает серьезных затруднений. Гораздо сложнее следующий - прочитать это же стихотворение с одинаковой интонацией, в едином темпе и ритме, и при этом "ученики" должны произносить слова по очереди, сидя в кругу.
    Замечания. Можно провести один и тот же "урок" несколько раз. Повышается ли качество декламирования после многократных повторений? Каков настрой детей? А может, пришло время сменить стихотворение? Задайте ребятам ряд вопросов: Как они ощущали себя на "уроках"? Насколько им удалось преодолеть психологический барьер (стеснительность, скованность)? Как они настраивались на одну волну с "классом"? Как изменилось их настроение?

    ЗДРАВСТВУЙ! ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ...

    Ведущий поворачивается к участнику, сидящему (стоящему) слева от него, и весело говорит: "Здравствуй! Ты представляешь...", а затем сообщает ему какую-нибудь новость, рассказывает смешную историю, случай, анекдот.
    Задача участника - внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем участник обращается к соседу слева и тоже радостно произносит: "Здравствуй! Ты представляешь..." и заканчивает фразу уже своей новостью, случаем, историей. Замечания. Можно в процессе игры изменить задание. Например попросить детей пересказывать одну и ту же новость, историю, случай. Проследите за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация (она может становиться более краткой, а может и более пространной).

    СЧЕТ

    Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания. Необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу: участники, по команде ведущего, должны сделать шаг вперед.

    СЧЕТ ДО ДЕСЯТИ

    Игра очень похожа на предыдущую. Но задача игроков несколько изменяется: необходимо, не договариваясь между собой, считать вслух от одного до десяти. Важно довести счет до совершенства.

    СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

    Ведущий начинает рассказывать какую-нибудь неизвестную детям сказку или историю. После 6-7 первых предложений он прерывает свое повествование и передает слово следующему участнику.
    Задача игрока - придумать небольшое продолжение сказки (3-4 предложения). Каждый участник вправе изменить сюжет сказки, ввести в нее новых персонажей или, наоборот, кого-то исключить. Перебивать говорящего запрещено. Он имеет полное право сочинять свой отрывок так, как считает нужным.
    Когда все участники круга примут участие в сочинении сказки, слово вновь переходит ведущему, и он заканчивает рассказ.
    Замечания. Будьте готовы к тому, что повествование будет развиваться не так, как хотелось бы вам, а как решат рассказчики. А именно:
    o будут часто умирать, погибать, исчезать герои сказки;
    o героями сказки могут становиться реально существующие люди, члены коллектива, а иногда сами педагоги, проводящие эту игру;
    o вероятно частое появление отрицательных персонажей, которые будут путать все действие и творить всякие гадости;
    o некоторые эпизоды сказки станут противоречить друг другу;
    o дети могут надолго задумываться над своим эпизодом сказки;
    o некоторые дети откажутся от участия в сочинительстве, а некоторые наоборот - вмешаются еще до того, как им дадут слово, и т. д.
    Для того чтобы избежать такого развития событий, педагогу необходимо взять управление очередностью на себя.
    Имеет смысл провести игру несколько раз в течение 2-3 дней. Тогда взаимодействие детей становится более слаженным, целенаправленным, содержание сказки добрее, а сюжет логичнее.

    ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ

    Все дети образуют круг, повернувшись лицом в центр. Круг должен быть довольно широким, поэтому нужно встать так, чтобы находиться друг от друга на расстоянии 30-40 см. Руки вытянуты вперед, ладони каждого участника лежат на ладонях рядом стоящего или поддерживают их.
    Кто-нибудь из игроков начинает детскую считалочку: "Летел лебедь по синему небу, загадал число...". Каждый из ребят называет всего лишь по одному слову из считалочки. Тот, кому необходимо назвать число, называет его, а следующие начинают счет. При этом каждый делает хлопок по ладони соседа.
    Тот, на которого выпало конечное число, должен не пропустить его и вовремя убрать ладошку из-под хлопка соседа.

    МЕСИМ, МЕСИМ ТЕСТО

    Участники становятся в круг, взявшись за руки, и дружно повторяют слова: "Месим, месим тесто, месим, месим тесто", при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: "Раздувайся пузырь, да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!" расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже "месят". Находящиеся в кругу имеют право помогать "разрывать" своими спинами "пузырь". Побеждают самые сильные и ловкие.

    Игры направлены на развитие ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Данные игры могут быть задействованы как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

    «Тишина»

    Цель: Учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.

    Тишина у пруда,

    Не колышется вода,

    Не шумят камыши,

    Засыпайте малыши.

    Дети идут в колонне по одному.

    После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.

    Интерактивные технологии : работа в парах, хоровод, цепочка.

    «Раки»

    Цель: Развивать активность детей в двигательной деятельности. Поощрять детей в игре. Развивать физические качества.

    Тики-таки, тики-таки,

    Ходят в нашей речке раки.

    Ходят задом наперед,
    ищут раки в речке брод,

    Стали раки воду пить -

    Выходи, тебе водить!

    Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.

    Интерактивные технологии : работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Медведь»

    Как под елкой снег, снег,

    И на елке снег, снег,

    И под горкой снег, снег,

    И на горке снег, снег,

    А под снегом спит медведь

    Тише, тише, не шуметь!

    Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.

    На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «интервью», «цепочка».

    "Зайка серый умывается"

    Цель: Формировать умение следить за развитием игры. Развивать умение имитировать характерные действия.

    Зайка серый умывается

    Видно в гости собирается

    Вымыл носик, вымыл хвостик,

    Вымыл ухо, вытер сухо.

    дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.

    Интерактивные технологии

    работа в малых группах (тройках).

    Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.

    Ваня ты сейчас в лесу.

    Мы зовем тебя: "А - у!"

    Ну-ка глазки закрывай,

    Не робей,

    Кто позвал тебя?

    Узнай поскорей!

    дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.

    Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    "У ребят порядок строгий"

    Цель: Развивать умение действовать сигналу, физические качества.

    У ребят порядок строгий,

    Знают все свои места.

    Ну, трубите веселей:

    Тра - та - та, тра - та - та!

    дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «карусель».

    "Воздушный шар"

    Цель: Развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи.

    Раздувайся наш шар,

    раздувайся большой,

    оставайся такой,

    да не лопайся!"

    дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг,

    По сигналу воспитателя:

    "шарик лопнул!" дети приседают

    или медленно идут к центру круга и

    произносят: "ш - ш - ш - ш "

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    "Солнышко и дождик"

    Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

    Смотрит солнышко в окошко,

    светит в нашу комнату.

    Мы захлопаем в ладоши

    очень рады солнышку.

    Топ, топ, топ, топ / 2р.

    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.

    дети идут по кругу

    дети хлопают в ладоши

    дети ритмично топают

    дети ритмично хлопают

    На сигнал воспитателя "дождь идет" дети приседают - "прячутся".

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Тепики»

    Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности.

    Тепики-тепики,

    По водице хлопики,

    Хлопики ладошками

    Да босыми ножками.

    Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде.

    На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах», «работа в малых группах».

    "Волк - волчок"

    Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего.

    Волк - волчок, шерстяной бочок

    Через ельник бежал,

    В можжевельник упал,

    Зацепился хвостом,

    Ночевал под кустом.

    Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель».

    «Лето»

    Цель: Развивать слуховые качества, физические качества, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

    По лужайке

    Босиком,

    Солнышком согрето,

    За цветистым мотыльком

    Пробежало лето.

    Искупалось в реке,

    Полежало на песке,

    Загорело,

    Пролетело

    И исчезло вдалеке.

    Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

    На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук ("мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка», «карусель»,

    «работа в парах», «работа в малых группах».

    "Флажок"

    Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

    Дети стали в кружок,
    Увидали флажок,

    Кому дать, кому дать,
    Кому флаг передать?

    Выйди, Оля, в кружок,

    Возьми, Оля, флажок!

    Выйди, выйди, возьми,

    Выше флаг подними!

    Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется

    Интерактивные технологии : «хоровод», «цепочка».

    «Составь загадку»

    Цель: Развивать речь, воображение, память.

    Стараться подсказывать детям по мере затруднения, например, стеклянный, прозрачный, в нем живут рыбки?

    Ребенок придумывает загадки о знакомых ему предметах.

    Интерактивные технологии : «цепочка», «карусель».

    «Докажи»

    Цель: Развивать память, речь, умению анализировать, приводить и отстаивать доводы.

    Продолжайте игру помогая делать ему определенный вывод.

    Игра начинается так: «Мне кажется, что мама теленка – лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т.д.»

    Интерактивные технологии : «цепочка», «карусель»,«работа в малых группах»,«Интервью», «Аквариум».

    «Большой круг»

    «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

    Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

    Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий – четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

    Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.

    После такой подготовки каждая группа молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

    Интерактивные технологии : «цепочка», «карусель», «работа в малых группах», «Интервью», «Аквариум», «Большой круг», работа в малых группах (тройках).