Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игровые импровизации в старшей группе. Упражнения, задания, игры для театральных занятий. Уровни сюжетно-ролевой игры

    Игровые импровизации в старшей группе. Упражнения, задания, игры для театральных занятий. Уровни сюжетно-ролевой игры

    Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Свердловской области

    «Камышловский педагогический колледж»

    Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет

    Камышлов, 2016

    Озорнина Елена Евгеньевна. Сборник игр-драматизаций, направленных на развитие ценностно-смыслового восприятия художественного образа у детей 6-7 лет / Е.Е.Озорнина ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016, 78 стр.

    Рецензент: Насонова И.А., преподаватель теории и методики музыкального воспитания.

    Предлагаемый сборник содержит 16 игр-драматизаций. Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Является действенным условием работыпедагога дошкольного воспитания по организации занятий по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», а также в нерегламентированной образовательной деятельности.

    Сборник построен таким образом, что не требует обязательно последовательной работы. При использовании педагог имеет большие возможности варьировать его применение.

    Представленные в сборнике игры-драматизации могут быть интересны и родителям, заботящимся о художественно-эстетическом развитии детей, для домашнего использования.

    Содержание

    Пояснительная записка…………………………………………………. 41

    Игры - инсценировки музыкально- художественных произведений

    «Вдоль да по речке» инсценировка русской народной

    хороводной песни................................................................................. 41

    «Как у наших у ворот» инсценировкарусской народной песни …… 43

    « На горе-то калина» инсценировкарусской народной песни ……… 45

    «Во поле береза стояла»инсценировкарусской народной песни…… 46

    «Котята - поварята» инсценировка песни М. Ивенсон……………… 48

    «Глупый, маленький мышонок» инсценировка сказки С.Я.Маршака… 51

    «Как муравьишка дом искал» инсценировка сказки В. Бианки……. 60

    «Стрекоза и муравей» инсценировка басни И. Крылова …………… 64

    «Теремок» инсценировка русской народной сказки ………………… 67

    Игры-импровизации

    « Как заяц стал храбрым» ………………………………..…………….. 72

    «Бабушка Маланья». …………………………………………………… 73

    «Бабочки»……………………………………………………………….. 74

    «Котята»…………………………………………………………………. 75

    « Осенние листья»………………………………………………………. 76

    «Утро»…………………………………………………………………… 76

    «В стране цветов»………………………………………………………. 77

    Список литературы ................................................................................ 78

    Пояснительная записка

    Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).

    Под музыкальной игрой-драматизацией понимается сюжетно – ролевая игра, развитие которой идёт по законам театрального искусства и с использованием средств данного вида творчества. Педагог является организатором и участником музыкальной игры драматизации.

    Музыкальная игра-драматизация - это воплощение детей в музыкальный образ.

    Участвуя в музыкальных играх-драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

    Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Игра-драматизация интегративна и может найти применение в любой образовательной области.

    В данном пособии представлены музыкальные игры-драматизации по следующим классификациям:

    Игры - инсценировки музыкально- художественных произведений;

    Игры-инсценировки по эпическим произведениям;

    Игры-импровизации;

    При отборе музыкальных произведений автор использует принцип доступности, который трактуется следующим образом:

      содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;

      музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;

      музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;

      подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.

    Игры-инсценировки музыкально-художественных произведений

    «Вдоль да по речке» (инсценировка русской народной хороводной песни)

    Цель : Формирование способности воспринимать музыкальный образ.

    Задачи:

    1. Формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию.

    2. Формировать умение петь в коллективе, исполнять песни выразительно.

    3. Развивать ориентацию в пространстве, соответствие слов с движениями; работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей.

    Демонстрирующее оборудование: игрушка – селезень, гребень (расчёска, голубые полотна 0, 70 х 2, 5 м, русские народные костюмы.

    Ход игры-инсценировки хоровода.

    Девочки делятся в колонны по пять человек попарно, друг напротив друга. Между ними лежат голубые полотна размером 70 см на 2, 5 метра. Выбираем ведущего – мальчика. Дети одеты в русские народные костюмы.

    I куплет: Вдоль да по речке,

    Вдоль да по Казанке

    Сизый селезень плывёт.

    Ой, да люли, ой, да люли,

    Сизый селезень плывёт.

    Девочки идут в центр зала, по ходу разбиваются по парам. Каждая пара берёт в руки по полотну, поднимая его то вверх, то вниз, изображая волны. Мальчик держит игрушку-селезня и проходит между пар девочек по центру под полотнами вперёд, затем назад, гордо поворачивая голову то в одну сторону, то в другую, вытягивая носок ноги.

    II куплет: Вдоль да по бережку,

    Вдоль да по крутому

    Добрый молодец идёт.

    Ой, да люли, ой, да люли,

    Добрый молодец идёт.

    Девочки положили полотна на пол, в каждой колонне создавая синхронно 2 хоровода, то есть круги, и двигаются хороводным шагом – правая колонна по часовой стрелке, а левая наоборот.

    Мальчик проходит восьмёркой внешний круг вдоль хороводов. Руки на поясе, носки вытянуты, одновременно делая пружинистые движения ногами, поворачивая корпус вправо, влево.

    III куплет: Чешет он кудри, чешет он русы,

    Частым гребнем-гребешком.

    Три деревни, два села,

    Восемь девок, один я.

    Частым гребнем-гребешком.

    Девочки перестраиваются из кругов в две колонны друг напротив друга. Колонны двигаются – одна вправо, другая влево приставными шагами. В это же время мальчик двигается спиной к залу по центру между колоннами, расчесывая волосы гребнем то правой, то левой рукой до конца колонн.

    IV куплет: Сам он со кудрями,

    Сам он со русыми разговаривает,

    Эх, чай, примечай куда чайки летят разговаривает.

    Девочки образовывают тоннель высоко поднятыми руками, в который мальчик входит и идёт вдоль девочек по центру, выбирая одну из них (по типу ручейка).

    V куплет: Кому мои кудри, кому мои русы

    Достанутся расчесать.

    Сашенька, Машенька,

    Душенька-хорошенька.

    Колонны из девочек образуют большой круг-хоровод, который двигается по часовой стрелке. Мальчик поклоном выбирает девочку, берёт её за руку. Затем они выполняют танцевальные движения внутри хоровода. Остальные девочки хлопают.

    «Как у наших у ворот» (инсценировка русской народной песни)

    Цель: Эмоциональное развитие ребенка посредством театрализованной деятельности.

    Задачи:

    Дети, исполняющие роли Мухи, Комара, Стрекозы и Муравья, одеты в костюмы персонажей.

    Комар одновременно исполняет роль дирижера оркестра (в левой руке он держит скрипку, в правой - смычок, который служит дирижерской палочкой) .

    Оркестр размещается в левом углу зала у центральной стены. Расписные ворота – в правом углу. Хор располагается у центральной стены между оркестром и воротами, либо вдоль боковых стен зала.

    Форма: Вокал (часть детей + солисты) + образные движения (главные герои)+импровизация на детских инструментах (часть детей)

    Возраст участников: 5 - 7 лет

    Роли: Муха, Комар, Стрекоза и Муравей, часть детей - хор, часть- оркестр

    Реквизит: Расписные ворота, детские музыкальные инструменты.

    Ход инсценировки:

    Оркестр исполняет музыку одного куплета – это вступление. Муха выходит из ворот и останавливается, скрестив руки на груди.

    1.Как у наших у ворот

    Муха песенки поет . (Поют дети)

    Ай, люли, вот поет. 2 раза (Поет Муха.)

    2. Комар музыку ведет,

    Стрекоза плясать идет.

    Ай, люли, вот идет.

    Комар имитирует игру на скрипке, Стрекоза выходит из ворот плясовым шагом (переменным или пружинящим).

    Из ворот выходит и останавливает Муравей.

    3.Стрекоза плясать идет,

    Муравья с собой зовет,

    Ай, люли, вот зовет. 2 раза (Стрекоза машет рукой Муравью.)

    4. Муравейка, милый мой, (Стрекоза поет одна.)

    Попляши-ка ты со мной (Поют все дети, а Муравей отказывается, покачивая головой.)

    Ай, люли, ты со мной. Ай, люли, ты со мной.

    5. Уж я рад бы поплясать, (Поет Муравей в медленном темпе, присаживаясь на корточки.)

    Да устал я – мне не встать,

    Ай, люли, мне не встать 2 раза

    Повторяется мелодия без слов. Все дети хлопают в ладоши, а Муха, Комар, Стрекоза и Муравей весело пляшут, как хочет и умеет.

    « На горе-то калина» (инсценировка русской народной песни)

    (Под исполнение аудиозаписи русской народной песни « На горе-то калина» )

    Цель: развивать песенное творчество дошкольников, передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы.

    Задачи:

    1 .

      На горе-то калина,
      Под горою малина (Девочки плавно входят и становятся в хоровод)

    Припев:
    Ну, что ж, кому дело, калина!
    Ну, кому какое дело, малина!(Выполняют пружинки)

      Там девушки гуляли,
      Там красные гуляли. (Ходят по кругу в одну сторону)

    Припев:
    Ну, что ж, кому дело, гуляли,
    Ну, кому какое дело, гуляли! (Затем в другую сторону)

      Калинушку ломали,
      Калинушку ломали. (

    Припев:
    Ну, что ж, кому дело, ломали,
    Ну, кому какое дело, ломали! (Наклонные движения вправо и влево)

      Во пучочки вязали,
      Во пучочки вязали, (

    Припев:
    Ну, что ж, кому дело, вязали!
    Ну, кому какое дело, вязали! (Руки в стороны и смыкают в кольцо перед собой)

      На дорожку бросали,
      На дорожку бросали.(Имитируют бросок)

    Припев:
    Ну, что ж, кому дело, бросали,
    Ну, кому какое дело, бросали!(Повторно имитируют бросок.З атем змейкой уходят)

    «Во поле береза стояла» ( инсценировка русской народной песни )

    Цель: развивать песенное творчество дошкольников, передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы.

    Задачи:

    1 . Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    2. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики.

    Во поле береза стоял

    Во поле береза стояла,

    Во поле кудрявая стояла,

    Люли, люли стояла. (2 р.)

    (девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

    Как пойду я в лес, погуляю,

    Белую березу заломаю.

    Люли, люли, заломаю. (2 р.)

    ( сходятся в центр хороводным шагом с постепенным поднятием веток, отходят спиной в и.п)

    Срежу с березы три пруточка,

    Сделаю себе я три гудочка.

    Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

    ( Бодро идут хороводным шагом по кругу, энергично покачивая обеими слева на право. Кружатся как во втором куплете)

    Четвертую балалайку.

    Пойду на новые сени.

    Люли, люли, на сени. (2 р.)

    (Двигаются топающим шагом по кругу, раздвигают ветки в стороны, образуя карусель. В конце становятся лицом в цент круга)

    Стану в балалаечку играти,

    Стану я старого будити,

    Люли, люли, будити: (2 р.)

    (Топающий шаг на месте, качая ветками из стороны в сторону. Кружатся как во втором куплете)

    Во поле береза стояла,

    Во поле кудрявая стояла,

    Люли, люли, стояла. (2 р.)

    (Девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

    «Котята-поварята» (инсценировка песни М. Ивенсон)

    Цель: формировать умение эмоционально выражать художественный образ.

    Задачи:

    1.Создать условия для раскрытия творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

    2.Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия образа героев.

    3. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    4. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики.

    Атрибуты к игре:

    Костюмы котят - поварят:

    Поварские белые колпаки или шапочки с кошачьими ушами, белые фартучки. К платьям у девочек и штанишкам у мальчиков пришиты кошачьи хвостики.

    Костюм главного повара:

    Белая поварская курточка из-под которой висит кошачий хвост. Белый фартук и большой поварский колпак.

    Место, где играют котята, изображает кухню.

    Количество участвующих может быть любым.

    Ход игры:

    Выбегают котята-поварята. Песенка котят-поварят.

    1 кот: Он будет с начинкой - этот пирог?

    2 кот: С начинкой, с начинкой!

    3 кот: В нем будет творог?

    4 кот: Я знаю, я знаю! Он будет грибной!

    5 кот: Откуда ты знаешь? А может грибной?

    6 кот: А может с капустой?

    7 кот: А может с ветчиной?

    2 кот: Пирог будет вкусный, с чудесной начинкой,

    Румяный, поджаристый, с корочкой тонкой.

    Он будет с печенкой!

    Все: Он будет с печенкой, он будет с печенкой!

    Возгласы: Ой, как вкусно! Мяу! Мяу!

    Один: А не забыли вы о том, как он бывает строг,

    Наш главный повар, дядя кот, когда печет пирог?

    Другой: Лентяев не потерпит он, лентяев он прогонит вон!

    Все: Придется постараться, за дело дружно взяться!

    Поварята танцуют с кухонной посудой.

    Один: Ой, прекратите пляс и говор! Сюда идет наш главный повар!

    Все: Сам дядя Кот, сам дядя Кот! Ой, нам наверно попадет.

    (Все замирают, останавливаются. Входит кот-повар. Он несет кастрюлю и ставит её на стол.)

    Повар: Лентяи-лежебоки, вы не стойое руки вбоки!

    Кто не хочет мне помочь, с кухни прочь, с кухни прочь.

    Остальные по местам, всем работу я задам.

    Несите солонку, рубите печёнку,

    Кастрюлю несите, да тесто месите!

    Муки не жалейте, яиц не жалейте,

    Сметаны да сливок побольше налейте.

    Котята стучат ложками, мешают в кастрюлях. Ритм постепенно замедляется, повар дремлет.

    Звучит «Колыбельная песня»

    1 кот: Тсс. кажется заснул!

    2 кот: Спит. теперь я не боюсь и к кастрюле подкрадусь.

    (пробует) Ох, как вкусно!

    Поварята (один за другим) :

    Ия чуть-чуть попробую.

    Ия. Ия. Ия. И я тоже.

    Повар: Вот как вы работаете, лентяи! Сейчас всех прогоню!

    Поварята: Не гоните, дядя повар, всё у нас уже готово.

    Один: Мы только начинку попробовали чуть-чуть.

    Повар: Как так! Без разрешения! Сейчас вам попадёт!

    Поварята: Просим все прощенья! Простите, дядя Кот,

    Мы больше не будем, мяу!

    Один: Мы ведь старались, ножами стучали,

    Тесто месили, сливки лизали.

    Теперь все у нас готово!

    Повар: Ну, хорошо, на первый раз я, так и быть прощая вас.

    Поварята: Спасибо, дядя Кот.

    Повар: Теперь пирог испечь нам нужно.

    А ну-ка все за мною дружно, несите тесто,

    Несите фарш, и шагом марш!

    (Все уходят вслед за поваром.)

    1 кот (вбегая): Пирог готов! Пирог готов!

    Входит повар, за ним поварята. Несут пирог, торжественно ставят его на стол.

    Поварята: Да здравствует повар! Который испёк,

    Такой замечательный, вкусный пирог!

    Хоровод.

    Мы пирог пекли, пекли,

    Мы старались, как могли, как могли!

    Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.

    Приходите угостим, угостим, угостим,

    По кусочку всем дадаим, всем дадим.

    Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля,

    Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля.

    Игры-инсценировки по эпическим произведениям

    «Глупый, маленький мышонок» (инсценировка сказки С.Я. Маршака.)

    Цель: формировать умение эмоционально выражать художественный образ

    Задачи:

    1.Создать условия для раскрытия творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

    2.Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    3. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    4. Приобщать детей к музыке, формируя простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на музыкальных инструментах.

    Действующие лица:

    Ведущий

    Мышь

    Глупый Мышонок

    Утята

    Жаба

    Поросенок

    Петушок

    Курочка

    Цыплята

    Лошадь

    Щука

    Кошка.

    В центре зала норка Мыши. В левом углу норки колыбель Мышонка, игрушки. В правом углу норки корыто для стирки, белье. Гладильная доска.

    Справа от норки Мыши деревенский домик, небольшой заборчик. За домиком виднеется пруд. Камыши, лилии.

    Звучит песня: «Это присказка не сказка - сказка будет впереди»

    Спор Маши и Вити.

    Звенит колокольчик.

    Ведущий:

    Доброго здоровья, уважаемые зрители!

    Сказку интересную, увидеть, не хотите ли?

    Мы расскажем про мышонка, про капризного ребенка!

    Все ребятушки затихли,

    Колокольчики звенят.

    Это сказка к нам стучится,

    И порадует ребят.

    Звучит песня: «Колыбельная». Мышь стелет колыбель.Подходит к играющему Глупому Мышонку, берет и укладываетв колыбель. Поёт «Спи моя радость усни».

    Ведущий:

    Пела ночью Мышка в норке

    Мышка:

    Спи, мышонок, замолчи,

    Дам тебе я хлебной корки,

    И огарочек свечи.

    Ведущий:

    Отвечает ей Мышонок

    Мышонок:

    Лучше, мама, не пищи,

    Ты мне няньку поищи!

    Ведущий:

    Побежала Мышка мать,

    Стала уток в няньки звать.

    Мышка подбегает к домику. К ней выходят утки.

    Мышка:

    Приходите поскорее,

    Нашу детку покачать!

    Под муз.Соснина «Уточки» Утки подходят к Мышонку. Мышка начинает стирать белье в корыте. Мышонок в колыбельке играет в игрушки.

    Утки:

    Кря-кря-кря, Баю-бай,

    Поскорее засыпай,

    После дождичка в саду,

    Червячка тебе найду!

    Утка забирает у Мышонка игрушку и дает червячка. Мышонок отталкивает червячка. Гримасничает.

    Ведущий:

    Глупый Маленький Мышонок,

    Говорит ему спросонок

    Мышонок:

    Очень громко ты поешь!

    Утки подбирают червячка, пожимает плечами и ничего не понимая уходят. Мышка перестает стирать. Подходит к Мышонку и качает головой.

    Ведущий:

    Побежала Мышка мать,

    Стала Жабу в няньки звать.

    Мышка подбегает к пруду.

    Мышка:

    Приходи к нам, тетя Жаба,

    Нашу детку покачать!

    Появляется Жаба. Звучит музыка Филиппенко «Про лягушек и комара». Жаба поет.

    Жаба:

    Тетя Жаба Вам поможет,

    И ребеночка уложит,

    Не печалься, мама Мышь,

    Будет крепко спать малыш.

    Жаба подходит к Мышонку. Качает колыбель .

    Ведущий:

    Стала Жаба важно квакать

    Жаба:

    Ква-ква-ква, не надо плакать!

    Спи Мышонок до утра,

    Дам тебе я комара.

    Жаба протягивает Мышонку комара. Мышонок отталкивает комара .

    Ведущий:

    Глупый Маленький Мышонок

    Отвечает ей спросонок

    Мышонок:

    Очень скучно ты поешь!

    Мышонок зевает, берет в рот соску. Жаба прячет в карман комара,
    пожимает плечами и уходит. Вбегает Мама – мышка, качает головой, укладывает Мышонка.

    Ведущий:

    Побежала Мышка – мать,

    Дядю Петю в гости звать.

    Мышка:

    Приходи к нам, дядя Петя,

    Нашу детку покачать.

    Выходит петушок под музыку, машет крыльями, укачивает Мышонка

    Петушок:

    Ку – Ка – Ре – Ку, баю – бай!

    Ку – Ка – Ре – Ку, засыпай!

    Спать тебе давно пора!

    Ку – Ка – Ре – Ку, до утра!

    Мышонок:

    Слишком громко ты поешь!

    Мышонок закрывает уши, петушок пожимает плечами и уходит. Прибегает Мышка .

    Мышка:

    Что же делать? Как же быть?

    Как сыночка уложить?

    Ведущий:

    Стала думать Мышка – мать,

    Надо Курицу позвать!

    Мышка:

    Приходи к нам, тетя Клуша,

    Нашу детку покачать.

    Мышка бежит к домику. Из – за домика выходит Курица.Звучит музыка Филиппенко «Цыплята

    Курица:

    Куд – куда!

    Ведущий:

    Поет наседка

    Курица:

    Не пугайся, наша детка,

    Забирайся под крыло,

    Там и тихо, и тепло.

    Ведущий:

    Глупый маленький Мышонок,

    Отвечает ей спросонок.

    Мышонок:

    Эдак, вовсе не уснешь

    Мышонок сердится, накрывается с головой одеялом.Курица пожимает плечами и уходит.Прибегает Мышка, поправляет одеяло Мышонку. Бежит к домику .

    Ведущий:

    Побежала Мышка – мать

    Тетю Лошадь в няньки звать

    Мышка:

    Приходи к нам, тетя Лошадь,

    Нашу детку покачать.

    Звучит музыка Кишко «Игра с лошадкой». Лошадь выходит на середину зала и поет песенку:

    Лошадь:

    - Тетя Лошадь просто диво,

    Лучше няньки не найдешь!

    Так умна, и так красива!

    Ты со мной не пропадешь!

    Лошадь подходит к Мышонку с мешком овса.

    Лошадь:

    - И – Го – Го!

    Ведущий:

    - Поет лошадка

    Лошадь:

    - Спи,мышонок, сладко, сладко.

    Повернись на правый бок –

    Дам овса тебе мешок!

    Мышонок:

    - Нет, твой голос не хорош!

    Очень страшно ты поешь!

    Мышонок испуганно прячется за ширму.Весь дрожит. Лошадь пожимает плечами и уходит.Прибегает Мышка.

    Ведущий:

    - Побежала Мышка – мать

    Тетю Щуку в няньки звать.

    Мышка:

    - Приходи к нам, тетя Щука!

    Нашу детку покачать!

    Щука широко открывает рот.

    Мышонок прислушивается.

    Ведущий:

    - Открывает Щука рот,

    Да не слышно, что поет!

    Глупый маленький Мышонок

    отвечает ей спросонок.

    Мышонок:

    - Нет, твой голос не хорош!

    Слишком тихо ты поешь!

    Мышка снова бежит к домику.

    Ведущий:-

    -Побежала мышка-мать

    Поросенка в няньки звать:

    Мышка:

    Приходи к нам поросенок,

    Нашу детку покачать.

    Звучит англ.нар.песня «Три поросенка»Поросенок подходит к мышонку.

    Ведущий:

    - Стал наш поросенок хрюкать,

    Непослушного баюкать

    Поросенок:

    -Баю-баюшки хрю-хрю.

    Успокойся, говорю.

    Ведущий:

    - Глупый маленький мышонок

    Отвечал ему спросонок

    Мышонок:

    -Нет, твой голос не хорош.

    Очень грубо ты поёшь!

    Ведущий:

    - Побежала мышка-мать,

    Стала кошку в няньки звать

    Мышка:

    - Приходи к нам тетя Кошка!

    Нашу детку покачать!

    Кошка подходит к Мышонку и поет ему колыбельную песенку. Муз.Витлина «Серенькая кошечка»

    Кошка:

    -Наступает тихо ночь,

    Засыпай, малышка.

    Отгоню все страхи прочь,

    Маленькая мышка.

    Мяу – мяу, сладкий сон,

    Приходи скорей.

    Унесет печали он –

    Станешь ты смелей.

    Мышонок засыпает .

    Ведущий:

    -Прибежала Мышка – мать,

    Поглядела на кровать.

    Мышка

    Приходите к нам почаще

    Нашу деточку качать.

    Ищет глупого мышонка,

    А мышонка не видать…

    Мышка падает на колени и плачет.

    Ребенок:

    -Глупый маленький мышонок,

    Просто в садик не ходил,

    Ну, а если бы ходил,

    То тогда бы, всех на свете

    Наш мышонок научил:

    Мышка с кошкой не друзья

    Им вдвоём ходить нельзя

    Свою маму надо слушать,

    Ведь она у вас одна!

    Все артисты выходят на поклон.Звучит песня из мультфильма «Пластилиновая ворона».

    «Как муравьишка дом искал» (инсценировка сказки В. Бианки)

    Задачи:

    Действующие лица:Муравей, Ветер и Ветерок, Бабочки, Божьи Коровки, Жучки и Паучки.

    Атрибуты: Костюмы сказочных героев, иллюстрации серии «ДЕРЕВЬЯ» Н.В.Нищевой и Муравейника.

    Репертуар:

    Свиридов «Осень»

    Прокофьев «Фея Осени»

    Свиридов «Парень с гармошкой»

    Свиридов «Вальс»

    Вихарева «Жучок» - игра

    Свиридов «Колдун»

    Чернова «Хоровод дружбы»

    Диск «Звуки леса».

    Ход игры-драматизации

    Дети входят в зал под фонограмму «Звуки леса» и рассматривают иллюстрации серии «Деревья» Н.В Нищевой.

    Ведущая рассказывает о приходе Осени в лес и обращает внимание на иллюстрацию с изображением Муравейника.

    Задаёт вопросы:

    1. Кто живёт в муравейнике? (муравьи)

    2. Что вы можете рассказать о муравьях? (трудолюбивые, выносливые, хорошие друзья и помощники).

    С этого Муравейника началась история, которую я хочу вам рассказать (предлагает детям выбрать роли и костюмы).

    У берёзки под горой Муравейник был большой,

    Муравьи в нём дружно жили, дружбой крепкой дорожили! Самый младший Муравей не хотел иметь друзей!

    Вверх по дереву забрался, на листочке отдохнул…

    Ветер озорной промчался и листочек с ветки сдул!

    Звучит музыка Прокофьева «Фея Осени»

    Танец - Импровизация Ветра И Ветерка

    Ведущая:

    Ветер с листиком играл - то кружил им, то качал.

    Муравей летал, летал...Наконец, листок упал!

    Муравей в краю чужом, как теперь найти свой дом?

    Видит он, что у опушки пляшут Бабочки - подружки!

    Звучит музыка Свиридова «Вальс»

    Танец - Импровизация Бабочек

    Муравей:

    Помогите, помогите! Дорогу к дому покажите!

    Звучит музыка Свиридова «Осень» . Муравей плачет .

    Бабочка (подлетает с остальными Бабочками к Муравью) :

    Муравейка, не грусти! Мы поможем дом найти!

    Под свою музыку Бабочки переносят Муравья на лужайку.

    Бабочка:

    Муравей:

    Что ж, спасибо и за это! (Бабочки улетают) Муравейник, где ты, где ты?

    Ведущая:

    Вот Божьи Коровки встали по - порядку,

    Дружно на лужайке делают зарядку!

    Звучит музыка Свиридова «Парень с гармошкой». Упражнение «Весёлая зарядка»

    Муравей:

    Звучит музыка Свиридова «Осень» Муравей плачет

    Божьи Коровки:

    Муравейка, не грусти!

    Мы поможем дом найти!

    Божьи Коровки под свою музыку переносят Муравья на полянку.

    Божьи Коровки:

    Очень долго мы летали -

    Наши крылышки устали!

    Муравей:

    Что ж спасибо и за это! (Божьи Коровки улетают)

    Муравейник, где ты, где ты?

    Ведущая:

    Тут Жучки зажужжали - они мимо пролетали!

    Муравей:

    Помогите, помогите! Дорогу к дому подскажите!

    Звучит музыка Вихаревой «Жучок» . Жучки подлетают к Муравью

    Жучки:

    Муравейка, не грусти!

    Мы поможем дом найти!

    Вместе с нами поиграй, на полянке полетай!

    Игра «Жучок» Вихаревой

    Жучки:

    Очень долго мы летали - наши крылышки устали!

    Муравей:

    Что ж, спасибо и за это! (Жуки улетают)

    Муравейник, где ты, где ты?

    Ведущая:

    Вдруг, Паучки мохнатые - лапки полосатые

    Муравьишку окружили - паутину распустили!

    Звучит музыка Свиридова «Колдун»

    Танец - импровизация Паучков .

    Ведущая:

    Муравьишка закричал, всех друзей своих позвал!

    Муравей:

    Помогите, помогите! Вы, друзья, меня спасите!

    Ведущая:

    Насекомые сбежались, крепко лапками держались -

    Паучки со всех ног удирали наутёк!

    (Паучки убегают, насекомые встают полукругом около Муравья). П есня «Дружный хоровод» Черновой

    Ведущая:

    Погляди- ка, Муравейка, под горой твой Муравейник

    Муравей:

    Спасибо! Буду всех я любить!

    Буду дружбой дорожить,

    Никого не обижать, всем я буду помогать!

    Ведущая:

    Муравьишка дома оказался -

    В Муравейник быстро он забрался!

    «Стрекоза и муравей» (инсценировка басни И. Крылова)

    Цель: развивать умение передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев.

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    Действующие лица:

    Муравей

    Стрекоза

    Стрекозы-подружки

    Рассказчик

    На первом плане слева высокий муравейник, справа высокая трава и цветы. На втором плане цветущий луг.

    Рассказчик:

    На лугу меж двух полей

    Под раскидистым осотом

    В муравейнике высоком

    Жил трудяга-муравей.

    Из-за травы выходит Муравей, волоча толстую гусеницу, и медленно движется к муравейнику.

    Муравей:

    То тяну, а то толкаю…

    Но ведь толстая какая!

    Над Муравьем несколько раз пролетают играющие смеющиеся стрекозы.

    Муравей:

    Что-то больно тяжела!

    Муравей останавливается передохнуть посреди сцены. Звучит музыка «Мотылёк» С. Майкапара, появляется Стрекоза

    Стрекоза (легкомысленно) :

    Брось ее и все дела!

    Стрекоза срывает листок и накрывает им голову Муравья.

    Стрекоза:

    Ты, я вижу, притомился.

    На вот, от жары надень!

    Чем возиться целый день,

    Лучше б с нами веселился!

    Муравей:

    А работа?

    Стрекоза (беззаботно):

    Подождет!

    Звучит «Песня стрекозы» муз. Л. Мхитарян, стрекоза импровизирует танец.

    Муравей (осуждающе):

    Нет, так дело не пойдет!

    Кто зимой быть сытым хочет,

    Тот о том с весны хлопочет.

    Муравей снова берет свою гусеницу и тащит в муравейник. Мимо пролетает стайка хихикающих стрекоз. Стрекоза улетает вместе с ними.Звучит фонограмма муз. П.И. Чайковский «Октябрь»

    Рассказчик:

    Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела;

    Оглянуться не успела,

    Как зима кати́т в глаза.

    Помертвело чисто поле;

    Нет уж дней тех светлых боле,

    Как под каждым ей листком

    Был готов и стол и дом.

    Все прошло: с зимой холодной

    Ну́жда, голод настает;

    Стрекоза уж не поет:

    И кому же в ум пойдет

    На желудок петь голодный!

    Злой тоской удручена,

    К Муравью ползет она.

    Стрекоза, закутавшись в сухой листок, медленно бредет к муравейнику и стучится. Звучит «Грустная песня Стрекозы» Л. Мхитарян

    Стрекоза (жалобно):

    Не оставь меня, кум милой!

    Дай ты мне собраться с силой

    И до вешних только дней

    Прокорми и обогрей!

    Выглядывает Муравей

    Муравей:

    Кумушка, мне странно это:

    Да работала ль ты в лето?

    Стрекоза (восторженно):

    В мягких муравах у нас

    Песни, резвость всякий час,

    Так, что голову вскружило.

    Муравей (осуждающе):

    А, так ты…

    Стрекоза:

    Я без души

    Лето целое все пела.

    Муравей:

    Ты все пела? Это дело:

    Так поди же, попляши!

    Муравей захлопывает перед Стрекозой дверь. Стрекоза понурившись бредет прочь. Конец.

    «Теремок» (инсценировка русской народной сказки)

    Цель: развивать песенное творчество дошкольников, побуждать к сочинению мелодий на заданный текст; соотносить настроение музыки с различными тембрами музыкальных инструментов, передавать ритмопластикой характер музыки и образы героев.

    Ход игры

    Ведущая:

    Ребята, я хочу пригласить вас в сказку.

    Все мы знаем, все мы верим:

    Есть на свете чудный терем.

    А вот и теремок, он не низок, не высок.

    Сядем на травушку, да посмотрим, что будет дальше.

    Слышите, кто-то бежит к теремку.

    Звучит «Танец» Д. Шостаковича. Выбегает Мышка, исполняет песенную импровизацию.

    Мышка:

    Я маленькая Мышка, я по лесу брожу.

    Ищу себе домишко, ищу - не нахожу.

    Тук-тук! Пустите меня!

    Ведущая:

    Никто Мышке не ответил. Решила она войти в теремок.

    Мышка (из окна):

    А теперь надо убраться в теремке.

    Ведущая:

    Слышите, дети, кто-то еще бежит к теремку.

    Звучит музыка С. Рахманинова «Музыкальный момент», появляется лягушка.

    Лягушка (песенная импровизация):

    Речка, мошки и трава!

    Теплый дождик, ква-ква-ква!

    Я Лягушка, я квакушка!

    Поглядите, какова!

    Ведущая:

    Увидела Лягушка теремок и давай стучаться в дверь.

    Лягушка:

    Тук-тук-тук! Открывайте дверь!

    Мышка:

    Кто там?

    Лягушка:

    Это я, Лягушка-квакушка! Пустите меня в теремок!

    Мышка:

    А что ты умеешь?

    Лягушка:

    Я умею песни петь. Слушай! (Песенная импровизация).

    Для внучонка-лягушонка сшила бабушка пеленку.

    Стала мама пеленать, а малыш давай скакать,

    Из пеленки прыг да скок - и от мамы наутек.

    Мышка:

    Заходи!

    Ведущая:

    Стали они вдвоем в теремке жить. Мышка ватрушки печет, Лягушка по воду ходит. Вдруг слышат, что на полянку выбежали зайцы.

    Звучит музыка И.-С. Баха «Шутка», выбегают зайцы. Они веселятся, резвятся. Звучит тема волка из Симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Зайцы разбегаются, увидев волка.

    Ведущая:

    Испугались зайцы волка, разбежались кто куда. А один зайчик подбежал к теремку и постучался в дверь.

    Заяц:

    Тук-тук!

    Мышка:

    Кто там?

    Заяц:

    Я Заяц - чуткое ушко, мое имя - Прыг-скок!

    Пустите меня в теремок!

    Лягушка:

    А что ты умеешь?

    Заяц:

    А вот что! (Исполняет «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского на барабане).

    Лягушка:

    Заходи!

    Ведущая:

    Вот их в теремке трое стало. Мышка ватрушки печет, Лягушка по воду ходит, а Зайка им на барабане играет. Вдруг слышат, кто-то бежит к теремку.

    Звучит музыка П. Чайковского «Юмореска», появляется Лиса.

    Лиса (песенная импровизация):

    Я Лисичка, я сестричка, я хожу неслышно.

    Рано утром по привычке на охоту вышла.

    Ведущая:

    Выглянула Мышка в окно и спрашивает.

    Мышка:

    А что ты умеешь делать?

    Лиса:

    Играть на треугольнике и колокольчике. Вот послушайте. (Исполняет «Танец» Д. Шостаковича).

    Лягушка:

    Заходи!

    Ведущая:

    Стали они жить вчетвером. Вдруг слышат, сучья трещат, Медведь идет.

    Звучит музыка Г. Свиридова «Зима».

    Медведь:

    Тук-тук! Пустите меня в теремок!

    Мышка:

    Кто там?

    Медведь:

    Мишка-медведь!

    Лягушка:

    А что ты умеешь?

    Медведь:

    Могу танцевать! Я, медведь, с давних пор замечательный танцор!

    Ведущая:

    Давайте, дети, поможем медведю: сыграем ему, да так весело, чтобы лапы у Мишки сами в пляс пустились.

    Дети и герои сказки на музыкальных инструментах исполняют «Польку» П. Чайковского

    Ведущая:

    Дети, мы тоже петь и плясать умеем, пойдемте и мы в теремок. Тук-тук!

    Мышка:

    Кто там?

    Дети:

    Это мы, ребята-дошколята! Пустите нас в теремок.

    Лягушка:

    А что вы умеете?

    Дети:

    Петь и танцевать.

    Уж мы будем, мы будем дружить,

    Будем в тереме весело жить,

    И работать, и петь, и плясать.

    И друг другу во всем помогать.

    Дети и герои исполняют «Песенку друзей».

    Игра-инсценировка может быть дополнена (заменена) новыми ее участниками. На основе опыта восприятия музыкальных произведений К. Сен-Санса «Королевский марш льва», «Слон», «Лебедь», «Ослик», «Кукушка в чаще леса», Э. Грига «Бабочка», «Ручеек», «Шествие гномов», П. Чайковского «Баба Яга», Г. Свиридова «Колдун», «Дождик». Ребята могут сочинить и инсценировать сказку с новыми «музыкальными героями».

    Игры-импровизации

    « Как заяц стал храбрым»

    Сценарий и текст С.Мерзляковой

    Музыка Т.Ломовой

    Цель: развиватьумение передавать ритмопластикой характер музыки и художественные образы героев

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    Педагог:

    Жил-был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери в лесу говорили о нем: «Зайчишка-трусишка!» Грустно, обидно было ему это слышать, но ничего с собой он поделать не мог…

    Звучит пьеса «Зайчик». Дети изображают зайчика, свободно выбирая способы действия (мимику, жесты, движения), передают переживания персонажа, соответствующие характеру музыки. Пьеса исполняется дважды.

    Ну какой же трусишка

    Этот бедный зайчишка.

    У него каждый звук

    Вызывает испуг…

    Вот он в сторону - прыг!

    Там лягушка в тот миг

    Завопила: «Ква-ква!

    Это мчится за мной

    Зверь опаснее льва…

    Я несчастная! Ква!»

    Тут зайчишка ее

    Успокоил, сказав:

    «Ты не бойся меня!

    Отнесу я тебя,

    Где камыш и вода!

    И не надо бояться

    Меня - серого зайца!»

    И теперь тот зайчишка

    Никого не боится.

    Вовсе он не трусишка,

    Оттого веселится!

    Звучит пьеса «Зайчик пляшет». Дети меняют характер движений, мимику в соответствии с характером музыки

    Примечание:

    Разнообразие настроений в характеристике одного и того же образа (грустный и веселый заяц; неуклюжий и танцующий медведь) способствует развитию воображения и творческих проявлений у детей. Целесообразно чаще предлагать всем детям одновременно изображать зайца или медведя, самостоятельно выбирая те или иные способы действий.

    «Бабушка Маланья».

    Цель: Соотносить слово и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    Организация:

    Все образуют хоровод, ведущий встает в середину. Все идут по кругу и поют:

    У маланьи, у старушки

    Жили в маленькой избушке

    Семь сыновей,

    Все без бровей, - останавливаются.

    Вот с такими ушами,

    Вот с такими глазами,

    Вот с такой головой,

    Вот с такой бородой

    Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

    Ничего не ели

    На нее глядели

    Делали вот так!

    Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом. Можно импровизировать дальше. У сыновей показывать - ноги, носы, губы и т. д. а движения усложнять от одного до 3 - 4.

    «Бабочки»

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развитие эмоциональной выразительности через пластику движений.

    Организация:

    Рекомендуемое музыкальное произведение ("Мотылек", муз. Д. Кабалевского)

    На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.

    Бабочка-красавица,

    Очень мне уж нравится

    Платьице твое!

    Ты ж такая недотрога!

    Мама говорит мне строго:

    «Пусть летит она, не трогай

    Крылышки ее! »

    «Котята»

    Цель: Соотносить слово, ритм музыки и выразительное движение рук, пальцев, мимики.

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    3. Формировать умение импровизировать по памяти

    Организация:

    Воспитатель напевает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

    Два маленьких котенка поссорились в углу,

    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

    И вымела из кухни дерущихся котят,

    Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

    А дело было ночью, зимою, в январе,

    Два маленьких котёнка озябли на дворе.

    Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

    Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

    Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

    «Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь? »

    Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

    Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

    И оба перед печкой заснули сладким сном,

    А вьюга до рассвета шумела за окном.

    Дети, послушав песенку, по очереди показывают движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.

    « Осенние листья»

    Музыкальное сопровождение: «Вальс-фантазия», муз. М.Глинки или вальс «Осенний сон», муз. А.Джойса.

    Цель: развивать умение

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

    Организация:

    Педагог:

    Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю.

    «Утро»

    Музыкальное сопровождение: «Утро», муз. Э.Грига; «Рассвет на Москве-реке»,муз. М Мусоргского.

    Оборудование: коврики по количеству детей

    Цель: развиватьумение передавать ритмопластикой характер музыки и художественный образ музыки.

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

    Организация:

    Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, подходят к окну и, открывая, любуются ранним утром...

    «В стране цветов»

    Музыкальное сопровождение: «Подснежник» («Времена года»); «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»; муз. П. Чайковского.

    Цель: развивать умение передавать ритмопластикой характер музыки и художественный образ музыки.

    Задачи:

    1. Побуждать желание самостоятельно находить выразительные движения для раскрытия характера героев.

    2. Развивать эмоциональную выразительность через пластику движений.

    Организация:

    Педагог:

    В стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение.

    Дети импровизируют слова педагога под музыку.

    Список литературы

      Алпарова И.Н., Николаев В.А., Суситко И.П. На лугу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 1999.

      Анисимов В. П. «Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально нравственной культуры».

      Воробей Г.В. Народныеигры и забавы. – К.: 1995,

      Маханева М.Д. «Игры-драматизации в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений» - М: ТЦ "Сфера", 2011- 128 c.

      Менджерицкая Д.В. Роль игры в воспитанииребёнка - М.: «Просвящение», 1983.

      Рубан Т. Г. «Золотой фонд» Детская музыка А. Д. Филипенко. Музыкальный руководитель декабрь 2009г. Стр. 45.

      Щеткин А. В. «Театральнаядеятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет » / Под ред. О. Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c.

    Словесные и театральные игры развивают у ребят ассоциативное мышление, коммуникативные навыки, актерские способности, чувство ритма. Их можно использовать в любой обстановке, с разным числом участников и без всякой предварительной подготовки.

    Контакт

    Эта игра развивает ассоциативное мышление, увеличивает словарный запас, развивает память, налаживает коммуникацию, развивает реакцию. В нее хорошо играть как с младшими, так и со старшими школьниками.

    Водящий загадывает слово и называет его первую букву: например «к». Все остальные по очереди спрашивают водящего о каком-нибудь слове на букву «к», но формулируют вопрос так, чтобы другие участники команды догадались, какое слово имеется в виду, а водящий не догадался. Когда кто-то из игроков понял значение вопроса и подразумеваемое слово, он произносит: «Контакт».

    Если водящий все-таки отгадывает заданное участниками слово, игра продолжается. Если нет, то он называет вторую букву от задуманного им слова. Так может продолжаться, пока слово не откроется полностью. Задача водящего – разгадать как можно больше слов команды и как можно дольше не выдать своего слова.

    Например, водящий загадал слово «карамель». Один из участников его спрашивает: «Это не то, что едят на завтрак?» Участники команды должны догадаться, о чем идет речь. Если водящий не отгадывает слово в течение 10 сек., игроки называют свое слово – «каша», и это слово должно у них совпасть. Если два человека из команды называют два разных слова, то контакт не засчитывается.

    Мама и папа

    Эта игра направлена на развитие словарного запаса ребенка. В нее хорошо играть с младшими и старшими школьниками, можно всем вместе, даже с родителями.

    Загадывается два существительных, одно – женского рода, другое – мужского, но таких, чтобы они были связаны друг с другом. Например, лысина и парик, нож и вилка. Человеку, который отгадывает эти слова, разрешается задавать вопросы всей команде, а команда на заданный им вопрос может ответить только «да» или «нет». Игрок выигрывает, если угадывает правильно. Затем отгадывающим становится следующий игрок в команде.

    Существительные и шляпа

    Игра на сплоченность, понимание, умение слушать и объяснять. Развивает образное мышление, реакцию, умение понятно строить предложение.

    Участники садятся за стол, но важно, чтобы игроков было четное количество. Они берут некоторое количество бумажек, и каждый пишет на своем листе как можно больше существительных, которые только придут в голову. Затем все листы перемешиваются, кладутся в шляпу, и она идет по кругу.

    Какой-нибудь игрок достает бумажку, разворачивает ее, и после этого должен объяснить своему визави (или соседу), не используя написанного на листе слова, а также однокоренных с ним слов, что означает данное существительное. На это дается две минуты. Слова отгадываются по порядку. Выигрывает та пара, которой удастся разгадать слова, написанные на наибольшем количестве бумажек.

    Ведущий задумывает известное четверостишие и выписывает оттуда рифмы, а листочки раздает игрокам. Каждый игрок сочиняет с полученными рифмами свое четверостишие. Затем ведущий зачитывает вслух все сочиненные четверостишия, а каждый из участников должен отгадать, из какого стихотворения были взяты эти рифмы.

    Очко засчитывается тому, кто угадал хотя бы конкретного поэта. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

    Буриме

    1. Вариант для старших школьников

    Игра направлена на развитие словарного запаса, чувства ритма и рифмы.

    Все участники садятся в круг, берут большой листок бумаги. Первый участник пишет на нем три рифмованные строчки и загибает листочек так, чтобы следующему участнику была видна лишь последняя из них. Следующий участник придумывает к ней рифмованную строчку, а также сочиняет еще одну – для соседнего игрока.

    В итоге получается совместное стихотворение. Обычно оно выходит очень смешным, потому что кто-то из участников придумывает свой сюжет к доставшейся строчке, а кто-то поддерживает сюжет соседа.

    Другая разновидность игры: участникам дается четыре рифмы, и нужно придумать свое стихотворение.

    2. Вариант для младших школьников

    С маленькими детьми можно играть не в стихотворное, а в рисовальное буриме. Правила игры те же, только вместо рифмованных строчек каждый участник рисует часть тела какого-нибудь одного существа.

    Литературные герои

    Эта игра развивает актерские способности, коммуникацию, вырабатывает командный дух, сплоченность, развивает абстрактное мышление.

    Ребята разбиваются на команды. Каждая команда показывает какую-нибудь сценку, но желательно без слов. Лучше всего, если это будет сценка из известной всем книги. Например, на уроке недавно прочитали «Маугли» Р.Киплинга. Ученики разделились на 3–4 команды, по 4 человека, и каждая команда представляет какой-нибудь эпизод: одна показывает сцену на Скале советов, когда Маугли атакует Шерхана с помощью огня, другая команда изображает, как Акелла промахнулся, а остальные во время показа отгадывают, какой именно эпизод они видят и кого из героев играют участники.

    Точно так же можно загадывать сказки, мультфильмы, легенды, мифы. Например, темой игры могут быть подвиги Геракла. Тогда каждая команда показывает какой-нибудь подвиг Геракла, а остальные отгадывают.

    Характеры

    Игра помогает развивать коммуникативные навыки, актерские способности, учит понимать психологию изображаемого характера.

    Один участник водит, а остальные придумывают слово, количество букв которого совпадает с числом сидящих людей. Затем каждый игрок изображает какое-нибудь человеческое качество, название которого начинается с доставшейся ему буквы (занудство, лень, нахальство, доброта и т.д.). Водящий должен отгадать, какое именно качество изображается.

    Другая разновидность игры: водящий выходит, а участники команды договариваются, кто из них какое качество изображает. При этом представлять качество разрешается не только мимически, но и с помощью слов, интонации.

    Профессор

    Игра направлена на развитие образности, мелкой моторики, способствует навыкам взаимодействия и сплочению коллектива, помогает бороться с психологическими проблемами – такими, как боязнь сцены, неумение говорить на большую аудиторию, отвечать на каверзные вопросы. Она хороша для застенчивых людей, которым трудно чувствовать себя свободно в общении.

    Кто-то из ребят садится на стул и изображает профессора-маразматика. На него надевается большая куртка, обычно задом наперед. Другой человек встает у него за спиной и просовывает свои руки под его руками так, чтобы они выглядели как руки сидящего.

    Все участники тайком от профессора загадывают какое-нибудь фантастическое изобретение, которое якобы сделал этот ученый. А профессору необходимо прочитать лекцию про свое новое изобретение и одновременно угадать, в чем оно состоит, поскольку заранее он этого не знает. Его единственный помощник – руки второго игрока, которые перед ним двигаются и пытаются изобразить то, что профессор изобрел, или как-то подсказать ему, что это такое.

    Ученому важно не потерять лицо, ведь он читает лекцию: «Уважаемая аудитория, я знаменитый профессор, я недавно изобрел принципиально новое устройство, сейчас я припомню, в чем заключается суть моего изобретения». Одновременно все видят руки, которые что-то объясняют, и получается очень смешно.

    Задача профессора – угадать, какое изобретение он сделал. Задача игрока, изображающего руки, – доступно объяснить жестами суть открытия.

    Халецкая Светлана Петровна, ГБОУ Гимназия № 148 им. Сервантеса, Санкт-Петербург

    Г. А. Товстоногов был убежден, что импровизация должна стать ведущим принципом театрального творчества, и утверждал, что дар импровизации или природную к ней склонность можно и необходимо воспитывать. Когда дети начинают играть, им не нужен драматург, режиссер - все происходит спонтанно, легко, автоматически. В каждом из нас заложен дар импровизатора. А для будущих актеров это изначальная основа и суть их мастерства. Слова великого режиссера стали импульсом для написания данной работы, где я поделюсь опытом занятий по импровизации в детском театральном коллективе.

    Театральная энциклопедия дает толкование понятия импровизации как сценической игры, не обусловленной точным драматическим текстом и не подготовленной на репетиции.

    Как развивать дар импровизации у юных артистов? Каковы условия, способствующие возникновению импровизационного самочувствия, и что же именно является стимулом для возникновения импровизации? Думается, что таким пусковым механизмом, прежде всего, является игра, игровое творческое начало и связанная с ним творческая свобода. Игра, в которой импровизационное действие переведено в мир воображения, - это интенсивный способ познания мира. Как форма поведения она способна определять и совершенствовать творческие возможности ребенка и является одним из наиболее эффективных инструментов освоения культуры и формирования сознания. В современной педагогике и психологии театральные или ролевые игры являются интенсивным обучающим инструментом в работе с детьми. Известно, что в атмосфере игры легче усваиваются родной и иностранные языки, основы математики, музыкальной грамотности, физической культуры, пластики и т. д. В нашем случае игра – импровизация – основа обучения студийцев актерскому мастерству.

    Навыки участия в упражнениях-импровизациях направлены на развитие личностных навыков вхождения и поддержания творческого процесса.
    Для начинающих существует комплекс упражнений «Приготовишки»,
    благодаря ему ребята учатся делать первые шаги из мира реального в мир вымысла, пытаются оплодотворить своим воображением знакомые бытовые предметы и придумать для них новые роли. Нужно сказать, что упражнения со стулом таят в себе неограниченные возможности для развития ассоциативного мышления.

    Вот примеры некоторых заданий:
    1.Цепочка ассоциаций «на что похож стул?» Первый участник предлагает свой вариант, например тачка. Второй повторяя первую ассоциацию, добавляет свою, например стиральная машина и т.д. до последнего участника. Здесь непременно должен присутствовать соревновательный момент. Участник, забывший при повторении одно из звеньев цепочки, выбывает.

    2.Усложняем действием ассоциативную цепочку. Теперь нужно выйти из полукруга, назвать свою ассоциацию и обращаться со стулом, как с тем предметом, на который он похож, например с холодильником. Каждый следующий участник должен повторить ассоциацию и действие с предметом и добавить свой вариант. Условия соревнования те же.

    3.Меняем положение стула, например, вверх ножками, на боку, спинкой к зрителям, или вообще на столе. Нужно найти и совершить действие, оправдывающее положение стула. Стул вверх ногами, потому, что его вытирают или ремонтируют, или красят.

    4.Придумать и оправдать действием, где стоит стул? У кабинета зубного врача, в музее, в магазине и т.д.

    5.Одини из участников принимает какую-либо позу на стуле. Предположим, встает на него и поднимает руки вверх, или садится, наклоняется и опускает руки вниз, или встает на колени и прячет голову под стул и т.д. Нужно найти действие, оправдывающее эту позу. Стою на стуле, потому что меняю перегоревшую лампочку, сижу, наклонившись, потому, что завязываю шнурки, голова под стулом – собираю рассыпавшиеся бусы.

    Далее подключаются задания по словесной импровизации, где дети учатся говорить один и тот же текст (скороговорку) в разных ситуациях: на морозе, с кашей во рту, в сонном состоянии, догоняя автобус и т.д., рассказать скороговорку на «собачьем», «коровьем», «лягушачьем» языке. Далее задание предполагает рассказ скороговорки с историей. Например, скороговорку «Мама мыла милу мылом. Мила мыло не любила. Ей без мыла было мило» предлагается рассказать от имени мамы, Милы или мыла, рассказать как очень смешную или очень грустную историю, как отчет следователя, как сплетню, как страшилку и т.д.

    Более сложный тип словесной импровизации это импровизация на какую-нибудь необычную тему, например «Собачий футбол» или «Лягушка-певица», когда студиец по сигналу руководителя начинает рассуждения вслух на предложенную тему. Каждый из присутствующих должен быть готов продолжить.

    Следующий вид упражнений это игра- импровизация на ассоциации. Мы называем ее «Шерлок Холмс». Присутствующие загадывают «преступника», а сыщик имеет право задать каждому по одному вопросу на ассоциацию типа «если бы этот человек был цветком, то каким? Птицей, рыбой, животным и т.д.» По совокупности ответов сыщик должен вычислить «преступника».
    Ассоциативная цепочка со стулом может проводиться на какую-либо другую тему. Предположим, тема «Школьные принадлежности». Дети сидят в полукруге. Первый участник изображает какой-либо школьный предмет: линейку, ластик, тетрадку, пенал, карандаш…Второй должен повторить показ первого участника и добавить свой предмет и так до последнего участника. Выбывает тот, кто забыл или не правильно показал одно из звеньев цепочки.

    Упражнения на импровизацию с музыкой предполагают небольшие этюды на оправдание пространства соответствующего характеру музыки, сочинение необычного танца, например с подушкой, с чемоданом, со шваброй.
    Сказка-импровизация – определенный этап в обучении, так как в показе студийцы участвуют все вместе. Берем любую знакомую сказку, например «Теремок». На отдельных листочках выписываем всех героев сказки, включая деревья, ведра, речку и т.д. Дети тянут бумажки с ролями. Ведущий читает сказку, все герои «оживают». Сюжет может меняться по ходу представления, обрастая новыми подробностями и шутками.

    В заключении хочется сказать, что навыки участия в упражнениях-импровизациях способствуют укреплению межличностной коммуникации, стимулируют проявление спонтанного поведения, учат управлять процессами восприятия, развивают эмоциональный интеллект.

    Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики.

    Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию.

    При обучении детей движениям, хорошо использовать игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений.

    На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к импровизации, то есть свободного, непринужденного движения под музыку. Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью малышей, стеснительностью. И здесь нам на помощь приходит игра. Именно в игре ребенок может раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

    При использовании импровизации на занятии никакого предварительного прослушивания музыки и разучивании движений не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным воздействием музыки. Не стоит подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих детей, так как это приводит к слепому копированию. Не надо мешать детям свободно импровизировать, но при этом необходимо следить за тем, чтобы они не придумывали движения не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направлять внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

    Игры-импровизации

    «Магазин игрушек»

    По любой считалке выбирается ведущий «покупатель», остальные дети «игрушки».
    И.п. – «игрушки» располагаются врассыпную по площадке лицом к «покупателю».
    Выполняются движения со словами:

    Под музыкальное сопровождение дети разбегаются подскоками по площадке и замирают в любой позе, характеризующей какую либо игрушку, («становятся на полочку в магазине» ). «Покупатель» проходит между «игрушками» и выбирает, наиболее понравившуюся «игрушку». «Покупатель», и выбранный ребенок «игрушка», меняются ролями. Игра начинается сначала.

    Как вариант игры; игрушки можно заводить. В этом случае дети придумывают интересные действия для своих игрушек, водящий должен угадать, что это за игрушка, и какое действие она выполняет.

    «Зеркало»

    ().

    Исходное положение – дети свободно размещаются на площадке. Они – «зеркала». Один ребенок – водящий. Он пришел в магазин, где много зеркал. Отражение (то есть копирование его поз и движений) может быть во всех зеркалах одновременно либо показываться в одном. Невнимательное «зеркало» выбывает из игры.

    «Волшебные руки»

    (Музыкальное сопровождение по выбору педагога ).

    Исходное положение – дети садятся на колени в свободном порядке по площадке. Один ребенок – водящий. Он выполняет различные движения руками, остальные дети стараются их повторить. Тот ребенок, у которого получается лучше всего, занимает место ведущего.

    «Контрасты»

    Педагог выбирает разную по характеру и настроению музыку. С детьми заранее обговаривается, куда они хотят отправиться (волшебный лес, подводное царство, зимнюю сказку и т.д.) и в кого можно превратиться. Исходное положение – дети свободно располагаются по площадке. Педагог включает один из музыкальных фрагментов. Дети начинают двигаться под музыку. Педагог следит за тем, чтобы дети придумывали свои движения в соответствии с музыкой. Затем педагог включает следующий музыкальный фрагмент.

    В этой игре важно, чтобы дети хорошо чувствовали контраст в музыке и двигались в соответствии с ней.

    Описание

    Настольная игра "Импровизация" состоит в том, чтобы очень быстро объяснять и отгадывать слова и выражения:

    * Объяснять своим товарищам по команде слова и выражения нестандартными способами: рисовать, изъясняться на языке жестов, прибегать к иносказаниям и даже, аозвожно, петь!

    * Отгадывать, какое слово или выражение пытается объяснить ваш товарищ по команде: внимать, додумывать, задавать правильные вопросы.

    В комплекте : Игровое поле, 4 фишки, Кубик, Песочные часы на 1 минуту, 600 карточек с заданиями:

    200 карточек "Импровизация"

    400 тематических карточек по 100 карточек 4-х разных тематик: Природа, Мужчина и женщина, действия, история и общество. Каждая карточка разделена на 2 части ("Белая" и "Черная"), в каждой части по 4 задания с указанием способа их выполнения.

    Возраст: игроков-от 16 лет, количество игроков: от 4 и более, время игры: около 60 минут. Более 3000 оригиналных заданий в комплекте.

    Подготовка к игре:

    Собираем компанию. Чтобы играть в "Импровизацию", потребуется хотя бы 2 команды. В каждой должно быть, как минимум, 2 игрока. Чем больше игроков и команд вы соберете, тем интереснее играть.

    Готовим игровое поле. Разложите в центре игрового поля на специальных ячейках стопки карточек с заданиями "рубашками" вверх:

    Стопки карточек "Импровизация" кладите на ячейку, расположенную в центре игрового поля. Тематические карточки разместите так, чтобы в каждом секторе поля лежала стопка карточек одной тематики.

    Поставьте фишки команд на клетку "Старт". Подготовьте песочные часы.

    Договариваемся. Какая команды будет ходить первой? Совет: Пусть каждая бросит кубик. Первой начнет та команда, у которой выпадет большее количество очков.

    Кто первым в команде будет выполнять задания? Совет: Бросьте кубик, чтобы установить очередность хода каждого игрока в команде.

    Задания из какого раздела на карточках выполняем на этот раз (белая или черная?). Совет: Бросьте кубик. Еслии выпадет четное число, то на этот раз вы выполняете задания из раздела "Белая." И наоборот.

    Как играть:

    Вам предстоит провести по игровому полю фишку вашей команды от клетки "Старт" до клетки "Финиш" и постараться сделать это быстрее ваших соперников.

    Чтобы получить право бросить кубик и сделать ход, команда должна сначала выполнить задание-объяснить слово или выражение указанным способом

    Способы объяснения указаны в клетках игрового поля:

    "Другими словами" -Игрок, выполняющий задание, должен объяснить своей команде слово или словосочетание, не используя однокоренные, производные слова и слова с карточки задания

    "Язык жестов" -Игрок должен объяснить своей команде слово млм словосочетание только жестами. Разрешается показывать на предметы и их части, жестами подсказать команде, сколько слов в заданном выражении. Сложные слова можно разбить на части и жестами показать, какую их них игрок объясняет в данный момент. Запрещено показывать буквы, цифры, издавать звуки.

    "В красках" -Заданное слово или словосочетание нужно нарисовать. Запрещено использовать жесты, слова и любые другие способы объяснения кроме рисунка, а также рисовать буквы и цифры.

    "Да и Нет" - Чтобы отгадать заданное слово, или словосочетание, команда должна задавать вопросы игроку. Игрок имеет право отвечать только "да" или "нет.

    Карточки "Импровизация" содержат особые задания и указание на способ их выполнения. В комплект игры включены карточки со следующими заданиями:

    "Блиц" -Игрок должен в течение 1 минуты объяснить не менее 10 слов из указанных на карточке.Способ объяснения-"Другими словами".

    "Персона" -Игрок должен за 1 минуту объяснить, какая известная личность загадана на карточке. Способ объяснения-"Другими словами".

    "Лейся песня" -Игрок должен за 1 минуту объяснить двух певцов, исполнителей или композиторов, загаданных на карточке. Способ объяснения-исполнить их песню или песни, напеть мелодию из их произведений и т.п. Запрещено описывать этих людей словами.

    "Крылатые слова" -Игрок должен за 1 минуту объяснить известную пословицу, поговорку, фразеологизм или другое устойчивое выражение. Способ объяснения-"Язык жестов."

    "Оживший шедевр" -За 1 минуту игрок должен успеть расставить ассистентов, из участников его команды, и подручные средства так, чтобы вышло похоже на загаданное произведение искусства, а команда-догадаться, какой шедевр имеется в виду.

    "Рука мастера" - за 1 минуту игрок должен объяснить команде, какое произведение искусства загадано, нарисовав его.

    На карточках "Импровизация" также указано вознаграждение за успешное выполнение задания. Например, на сколько клеток вперед команда может передвинуть свою фишку и на сколько клеток назад должны вернуться фишки соперников.

    Играем!!

    На старте: Дождавшись своей очереди, команда берет верхнюю карточку из стопки, которая находится в том же секторе, что и клетка "Старт". "На старте" команда сама выбирает задание (слово и способ выполнения) из предложенных на карточке.

    Выполняем задание. Игроку, который выполняет задание, запрещено кому-либо показывать карточку или сообщать о ее содержании. На выполнение задания отводится 1 минута. На задание "Да" и "Нет" для начинающих игроков можно увеличить время на выполнение до 2 минут. Команда соперников переворачивает песочные часы. Это служит сигналом к началу выполнения задания. Задание считается выполненным, если слово или выражение, названное командой, полностью соответствует тому, что записано на карточке.

    Минута истекла . Если в течение минуты команда не угадывает заданное слово или выражение, то фишка команды остается на месте. Если фишка команды находится на клетке "Импровизация", то в случае невыполнения задания команда отходит на клетку назад. Сделать следующую попытку команда сможет после того, как своим правом выполнить задание воспользуются остальные команды в порядке их очереди. Если задание выполнено успешно, команда получает право бросить кубик и передвинуть фишку на соответствующее количество клеток вперед. Выполнив задание "Импровизация", команда не бросает кубик, а двигает фишку согласно указанному на карточке вознаграждению. После этого в игру вступает следующая команда.

    Идем и смотрим под ноги. На клетках игрового поля указаны способы выполнения заданий. Попав на клетку с изображением того или иного способа, игрок:

    Берет тематическую карточку из стопки в том секторе поля, в котором находится фишка команды в данный момент;

    Выполняет то задание, которое соответствует способу объяснения, изображенному на текущей клетке.

    Если команда попала на клетку "Импровизация", то задание и способ его выполнения она найдет в карточке "Импровизация", находящейся в стопке, расположенной в центре игрового поля.

    Дополнительные возможности.

    Если команда не отгадала выржение с тематической карточки, его могут назвать участники других команд. У каждой команды есть на это одна попытка. Команда, участник которой дал верный ответ быстрее всех, имеет право продвинуться на 1 клетку вперед. Задание "Импровизация" команда соперника не отгадывает.

    Штрафы . В игре запрещены подсказки, нарушения правил выполнения заданий. За нарушение правил игры на команду может быть наложен штраф (по договоренности участников игры). Например:-команда пропускает ход, -команда бросает кубик и возвращает свою фишку назад на соответствующее количество клеток.

    Победа. Победителем считается та команда, которая первой достигнет клетки "Финиш".