Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игры по мифам древней греции. «Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции). Итак, в добрый путь ребята

    Игры по мифам древней греции. «Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции). Итак, в добрый путь ребята

    Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции».

    Цель мероприятия : в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую деятельность учащихся, воспитывать ответственное отношение к коллективному труду, развевать творческие способности учащихся и интерес к предмету.

    Оборудование: карточки с раздаточным материалом.
    Организация мероприятия: 2 команды по 6 человек от 2-х классов. В качестве жюри выступали учащиеся 5 классов.

    Учитель. - Муза Клио, наскучив с богами сидеть на высоком Олимпе, на землю решила спуститься и провести историческую викторину.

    Клио(ученица): Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым, слово привета свое я обращаю. Вам пожалею я, о сыновья Геродота: честно сражайтесь под сводами храма науки и благородством блистайте не меньше, чем жаждою схватки! Пусть же дарует великая Ника победу тем, кто достойнее будет и знания покажет искусней! Я, муза истории -Клио- вас приглашаю. Идемте! (уходит)

    Учитель. - Добрый День, уважаемые гости, уважаемые ребята. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре, посвященной мифам и легендам Древней Греции.

    Разрешите представить вашему вниманию участников игры; итак, перед вами команда - «Троянцы»(5а), -«Афиняне» (5б).

    Учитель - Разрешите представить вашему вниманию жюри, которое будет оценивать наших участников(учитель истории, Завуч школы, психолог):

    Игра будет проходить в несколько этапов:

    I этап- р азминка . Команды должны написать как можно больше древнегреческих богов, а так же, чему они покровительствовали. Побеждает команда, назвавшая как можно больше богов.

    II этап- «крылатые выражения». Представители команд берут карточки, в которых написаны крылатые выражения, нужно рассказать историю их происхождения и смысловое значение.

    III этап- «поэмы Гомера». По выдержкам из поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» определить название поэмы и прикрепить карточку с текстами на доску под соответствующим названием.

    IV этап- Жили ли они? Из предложенного списка участники должны написать в 2 колонки, кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов и легенд.

    V этап- конкурс знатоков. Зачитываются в слух отрывки из мифов и поэм Гомера, а команда определяют, о ком или о чем идет речь в отрывке.

    VI этап- задание для болельщиков (кроссворд).

    VII этап- конкурс дополнительных вопросов.

    VIII этап- какое слово лишнее. Нужно будет определить лишнее слово и указать, почему именно это слово лишнее.

    Итак, в добрый путь ребята!

    Учитель.- I этап- Разминка. Каждая команда должна написать как можно больше древнегреческих богов, а так же указать, чему они покровительствовали. Времени дается 3 минуты.

    II этап- крылатые выражения. Представители команд берут карточки с текстами крылатых выражений, необходимо рассказать истории его происхождения и смысловое значение. (по 3 выражения каждой команде). Времени дается 3 минуты. (1-ая команда: «нить Ариадны», «троянский конь», «гордиев узел», 2-ая команда: «ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой», «авгиевы конюшни», 3-я команда: «со щитом или на щите», «ткань Пенелопы», «сизифов труд».)

    III э тап- поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Вам будут зачитаны отрывки, которые относятся к поэмам Гомера, необходимо определить название поэмы и прикрепить карточку с текстом на магнитную доску под соответствующим названием- «Илиада» или «Одиссея».

    Времени дается 3 минуты.

    1.«Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно» (Полифем, «Одиссея»).

    2.«Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына….(Илиада)

    3.«Вспомни, подобный богам Ахиллес, об отце твоем милом! Так же, как я, стоит на пороге он старости скорбной. Знает, однако, по крайней он мере и слышит, что жив ты. Радуясь этому сердцем, надеждой всегда преисполнен милого сына увидеть пришедшим домой из под Трои» (Обращение Приама к Ахиллесу после гибели Гектора, «Илиада»)

    4.«Ужас объял греков. Тогда Одиссей развязал кожаный мех с вином и «отважно полную чащу вина протянул…» (Полифему, «Одиссея»)

    5.«Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же плотной веревкой они по рукам и ногам привязали к мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться… Они звонкогласно запели: к нам подойди, сладкопеньем сирен насладися» (сирены, «Одиссея».

    6.«Черная, мрачная ночь, покрыла глаза Андромахи… На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони» («Илиада»)

    IV этап- жили ли они? Из предложенного списка вы должны написать в 2 колонки кто был историческим лицом, а кто вымышленным персонажем мифов и легенд. За каждый правильный ответ 1 балл. Времени дается 3 минуты.

    (Аполлон, Одиссей, Дионис, Гектор, Клио, Геракл, Ахиллес, Прометей, Гомер, Геродот, Солон, Драконт)

    V этап- конкурс знатоков . Вам будут зачитаны вслух отрывки из мифов и поэм Гомера (по очереди), необходимо определить, о ком или о чем идет речь в отрывке. По 2 балла за правильный ответ.

    1.«Мы шлем на смерть наших детей, а твой сын избавлен от жеребьевки (миф о Минотавре, слова людей из толпы царю Эгею)»

    2.«Погрузилась богиня в печаль, и от ее тоски облетаю листья с деревьев, вянут цветы, желтеет трава. Голод грузит всему живому» (миф о похищении Аидом Персефоны-дочери богини земледелия Деметры)

    3.«Вопреки запрету Зевса похитил он огонь в кузнице друга своего Гефеста и принес его людям»(миф о Прометее)

    4.«Им отвечал он из темной пещеры отчаянно диким ревом: «Никто!...». в сердцах закричали они: «Если никто, для чего же один так ревешь ты?»(слова Полифема и циклопов из поэмы Гомера «Одиссея»

    5.«Содрогаясь от ужаса, афинские юноши и девушки шли по извилистым ходам лабиринта» (миф о Минотавре)

    6.«Она не переставала верить, что муж жив и ждала его. Она придумала хитрость: обещала выбрать нового мужа, как только…» (хитрость Пенелопы из «Одиссея»)

    7.«Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется.(Ахиллес, поэма «Илиада»)

    8.«Но Зевс, хотя и был верховным богом, не пожелал вмешиваться в ссору, потому что…» (миф о яблоке раздора.)

    9.«Тяжелейшие груз опустился на плечи Геракла, пот покрыл его тело…»(Атлант, подвиги Геракла)

    Пока члены жюри подсчитывают баллы и подводят итоги следующее задание для болельщиков которые смогут дополнительными баллами помочь своей команде. Вашему вниманию- Кроссворд (6 этап, по одному баллу за один правильный ответ)

    По горизонтали:
    5.Царица подземного мира, чье возвращение на землю знаменует собой воскрешение растительности.
    7.Властелин моря.
    8.Знаменитыйгреческийтерой Троянской войны, имевший одно уязвимое место — пятку.
    9.Троянский царевич, присудивший яблоко с надписью «Прекраснейшая» богине, обещавшей ему в жены самую красивую женщину.
    По вертикали:
    1.Греческий герой, отправившийся за золотым руном.
    2.Сын афинского царя Эгея, сразившийся с чудовищем Минотавром.
    3.Громовержец, повелитель богов и людей.
    4.Богиня любви и красоты.
    5.Титан, похитивший огонь с Олимпа для людей и научивший их пользоваться им.
    6.Бог войны.

    7 этап- конкурс дополнительных вопросов. Ответы на скорость (кто быстрее поднимет руку, один балл за ответ)

    Какую войну выиграла одна лошадь? (Троянская)

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (Олимпийские игры)

    Имя отца истории? (Геродот)

    8 этап- какое слово лишнее? Определить лишнее слово и указать почему именно это слово лишнее. Время 2 минуты, 1 балл

    Гера, Афина, Пенелопа, Афродита, Артемида (лишнее Пенелопа)

    Микены, Троя, Спарта, Афины, Олимпия (Троя)

    Гомер, Одиссей, Гектор, Полифем, Минотавр (Минотавр)

    Минотавр, Лабиринт, Дедал, Ариадна, Ахиллес (Ахиллес)

    Артемида, Нимфа, Деметра, Персефона, Афродита (Нимфа)

    Зевс, Арес, Аполлон, Амон-Ра, Аид (Амон-Ра)

    Слово предоставляется членам жюри, награждение участников.

    Список Литературы:

    1. УМК Вигасин А.А., Годер Г.И. " История Древнего мира" 5 класс.

    Игра-конкурс «Олимпийские игры

    (по мифам Древней Греции)»

    Цель урока : повторение и закрепление материала по теме; развитие интереса к мифологии.

    Оборудование урока: сборники мифов; репродукции картин на мифологические темы; рисунки-иллюстрацци учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии; песня А. Городницкого «Атланты держат небо...».

    Методические приемы : проведение игры-конкурса.

    Ход урока

    I . Конкурс-викторина

    Ведущим может быть учитель или старшеклассник (предпочтительнее), помощником ведущего — один из сильных учеников или ученик старших классов.

    Ведущий: Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

    Помощник ведущего: Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр — статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи — из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода — из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке — скипетр, рядом орел.

    Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.

    Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

    Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).

    В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку — лавровый листок.

    1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)

    2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар — напиток богов, амброзия — пища богов.)

    3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)

    4. Назовите музыкальные инструменты древней Греции (Кифара, лира.)

    5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ее имя. (Ника.)

    6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид — царство мертвых, Посейдон — владыка морей.)

    7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы.)

    8. Какой из богов самый некрасивый? (хромой Гефест, бог огня, бог-кузнец.)

    9. Какой бог соответствует Гефесту в римской мифологии? (Вулкан.)

    10. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)

    11. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская.)

    12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф.)

    13. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? (Геркулес.)

    14. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена.)

    15. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)

    16. Кто подарил людям огонь? (Прометей.)

    17. Перечислите древнегреческих муз. (Эрато — муза любовных песен, Эвтерпа — муза лирики, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания, Полигимния пауза торжественного гимна, Клио — муза Истории, Мольпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии. Терпсихора муза танцев, Урания муза астрономии. За каждый из девяти правильных ответов — 1 очко.)

    Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). Во второй тур выходит примерно половина участников.

    Второй тур

    «Мифические животные» (бег)

    1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)

    2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине — козье, а сзади — змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, — изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)

    3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)

    4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)

    5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они — «собаки Зевса». (Грифоны.)

    6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)

    7. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)

    8. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)

    9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер.)

    В третий тур выходит 8-10 человек.

    Третий тур

    «Фразеологические обороты» (метание диска)

    Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска. Задание: узнать фразеологизмы по рисункам (рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонстрируются соревнующимся).

    Рог изобилия; яблоко раздора; панический страх; ахиллесова пята; сизифов труд; бочка данаид; кануть в Лету; ящик Пандоры; троянский конь; прокрустово ложе.

    При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов. В четвертый тур выходит 4 человека.

    Четвертый тур

    «12 подвигов Геракла» (метание копья)

    Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача — восстановить последовательность подвигов Геракла. Всем участникам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Геракла».

    1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид.

    Дополнительные вопросы:

    1. Сколько голов было у гидры? (9)

    2. Кто помог одолеть гидру? (Иолай — племянник Геракла.)

    3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток.)

    4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)

    5. Куда Спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд.)

    6. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)

    7. Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом.)

    8. Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил удачу.)

    9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).

    В пятый тур выходит два человека.

    Пятый тур

    «Греко-римские боги» (борьба)

    Ведущий: Борьба последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача — правильно соотнести имена греческих и римских богов. Победит тот, у кого соответствий будет больше. Место у доски разделено ширмой, на доске — наборное полотно и карточки с именами богов. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задаст вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:

    1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

    2. Какое животное приносили а жертву Гере? (Корову.)

    3. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита.)

    4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)

    5. Как называли греют ветра (по Сторонам света)? (Борей — северный, Эвр — восточный, Нот — южный, Зефир — западный).

    6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

    Победитель награждается. Проверяется задание у финалистов:

    1. Зевс — Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

    2. Гера — Юнона (хранительница семьи.)

    3. Афродита — Венера (богиня любви.)

    4. Эрот — Купидон (бог любви.)

    5. Арес — Марс (бог войны.)

    6. Артемида — Диана (богиня-охотница.)

    7. Афина — Минерва (богиня Мудрости и справедливой войны.)

    8. Гефест — Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

    9. Посейдон — Нептун (бог моря.)

    Ведущий : Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

    Звучит песня А. Городницкого. «Атланты держат небо...».

    Урок-игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по истории Древней Греции «Мифы и легенды Древней Греции».

    Цель: в игровой форме закрепить знания по культуре Древней Греции.

    Задачи:

    Изучить культы основных греческих богов и героев;

    Познакомить учащихся с мифами о них;

    Подвести к пониманию общей закономерности возникновения религии вследствие зависимости людей от сил природы.

    Заинтересованность учащихся исторической литературой.

    Оборудование: кроссворды, плакаты, рисунки, викторины, ребусы, головоломки, карточки - задания.

    ПЛАН УРОКА.

      Вступительное слово учителя.

      Игра «Что? Где? Когда?»

      Викторина «Древняя Греция».

      Конкурс «Угадай, кто это?»

      «Персонажи древнегреческой мифологии»

      Кроссворд.

      Кто это? Жили они или нет?

      Дополни родословие богов.

      Кольца бога времени.

      Двенадцать «А».

      Подведение итогов.

    Х О Д У Р О К А.

      Назвать тему, озвучить цель и поставить задачи урока. Затем объяснить условия игры, указывая на необходимое количество баллов для получения той или иной оценки.

      Дать определение понятия «религия». Ответы обобщить, показать карточку с заранее написанным понятием и записать в тетрадь.

      Почему появляются религиозные верования? Ответы обобщить, записать в тетрадь.

    Рассказ учителя.

    Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами. Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп.

      Что? Где? Когда?

      Викторина «Древняя Греция».

    Парфенон (455 год до н.э., Греция) находится на Акрополе – холме, где располагались Афины. Даже в развалинах это удивительное творение античного зодчества прекрасно.

    Какие города-государства участвовали в Троянской войне?

    Согласно теории греков, миром правили три брата – Зевс, Посейдон и Аид. Где правил каждый из них?

    Как называлось чудовище, которым матери пугали своих детей?

    Чему покровительствовал бог Дионис?

    Полубык-получеловек, назовите его имя.

    Назовите имя бога времени.

    Гора – обитель богов.

    Бог солнца, света и правды.

    Назовите имя богини мудрости и войны.

    Как звали богиню земледелия и плодородия?

    Дочь Зевса и Геры, служанка богов, символ вечной молодости.

    Назовите имя сына Зевса и Алкены, самого сильного из героев.

    Сколько знаменитых подвигов совершил Геракл?

    Как звали царя, к которому Геракл попал в услужние?

    Как называется холм, посвященный богу Аресу, на котором заседал Совет знати?

    Как называют участников состязаний, человека крепкого телосложения, силач?

    Греческий историк.

    Как называется напиток богов?

    2. Конкурс «Угадай, кто это?»

    Перед учениками слайд (или плакат) с изображением 16 богов и героев мифов. Необходимо записать соответственно номерам имена известных мифических героев.

    «Угадай, кто это?»

    Для проверки: 1 – Зевс. 2 – Посейдон. 3 – Аид. 4 – Аполлон. 5 – Гера. 6 – Артемида. 7 – Афина. 8 – Афродита. 9 – Дионис. 10 – Гефест. 11 – Гермес. 12 – Арес. 13 – Деметра. 14 – Сатиры. 15 – Нимфы. 16 – Эрот.

    3. «Персонажи древнегреческой мифологии».

    Для того чтобы справиться с этим довольно-таки сложным конкурсом, ученикам необходимо очень хорошо знать древнегреческую мифологию (готовятся заранее). Слайд (плакат), название которого соответствует названию конкурса. На нем - 4 мифа и 14 имен. Необходимо привести в соответствие имена по отношению к мифам, в которых они использованы.

    ПЕРСОНАЖИ ДРЕВРНЕГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.

    Правильный ответ:

    1 – миф о Трое (1, 7, 10, 13)

    2 миф о Персее (4, 6, 13)

    3 – миф о Геракле (3, 8, 11)

      миф об аргонавтах (2, 5, 9, 12

    Этот конкурс можно провести письменно, дав возможность ребятам проверить себя, или устно, если время ограничено (под контролем учителя дети быстро разберутся, помогая друг другу).

    4. Реши кроссворд.

    1. Рядом с этой богиней часто изображают лань (Артемида)

    2. Как называется одна из поэм Гомера? (Одиссея)

    3. Великий поэт древности, создавший литературное произведение «Геагония». (Гесиод)

    4. Сколько олимпийских богов существовало в мифологии? (12)

    5. Имя бога, покровителя науки и искусства. (Аполлон)

    6. Гора, на которой жили боги. (Олимп)

    7. Он считал, что первоосновой всего является огонь, из которого все возникает. (Гераклит)

    8. Бог, повелитель стихии. (Зевс)

    9. Животное, считавшееся священным. (Бык)

    10.Дочь Зевса, родившаяся из его головы.(Афина)

    5. Конкурс «Кто это? Жили они или нет?

    Этот конкурс ученики выполняют

    следующим образом: называют имя и примерное время жизни (если знают).

    Правильный ответ: все эти имена исторические, т.е. не вымышленные.

      Архимед (287 – 212 гг. до н.э.).

      Геродот – отец истории.

      Фукидид – историк.

      Гераклит Эфесский, греческий философ (VI – V в. до н.э.)

      Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

      Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

      Демокрит из Абдер во Фракии (V в. до н.э.)

      Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

    6. Дополни родословие богов.

    Ответ: 1 – Рея, 2 – Деметра, 3 – Аид, 4 – Зевс, 5 – Афина, 6 – Гефест, 7 – Гермес, 8 – Аполлон.

      Кольца бога времени.

    Бога времени древние греки чтили как помощника созревания плодов, бога благодатной жатвы, так как для того и другого требуется время. Имя бога времени можно узнать, вписав по часовой стрелке а малые кольца шесть слов со следующими значениями.

      Имя старого перевозчика умерших через Ахеронт и другие реки подземного царства до врат Аида. (Харон)

      Остров в Греции, посвященный богу Гелиосу, лучезарному богу солнца. По преданию греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что олимпийские боги при дележе ему ничего не дали. (Родос)

      Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. (Орфей)

      Вечно юные девы, вскормленные пищей богов, амброзией, почитавшиеся в Древней Греции и богами, и смертными. Грациозные и сильные, умеющие в случае надобности сделаться невидимыми. Жили они в тихих долинах и гротах, проводя время в играх и плясках, плескаясь в воде и оглашая смехом и песнями окрестности. (Нимфы)

      Одно из первичных божеств греческой мифологии. Он породил все реки, источники, моря. (Океан)

      Могучая дочь Океана, самая знаменитая из рек, отделяющих от всего живого мрачное царство Аида. Катит она свои черные воды среди безмолвной долины. Сами бессмертные боги Олимпа призывали имя этой страшной реки в свидетели своих клятв. (Стикс)

    Итак, если правильно отгадали и вписали в меньшие круги эти шесть слов, то из их начальных букв в большом круге сложится имя всемогущего бога времени (Хронос).

    8. Двенадцать «А».

    Эта звезда непростая. Ее 12 лучей разного размера. В их клетки надо вписать имена древнегреческих божеств, богов, героев, деятелей и название местности, начинающиеся с одной и той же буквы «А».

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Данная работа дает возможность ученикам увидеть свои недостатки, пробелы в знаниях. Неудовлетворительные отметки лучше не ставить, а предложить подготовиться к зачету, который можно провести по такой схеме или в виде тестов. У детей появится стимул к более добросовестной подготовке.

    Зачёт-игра по мифам Древней Греции в 6-м классе

    Слово учителя

    По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Всюду, где они появлялись, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением.

    О чём же сообщали грекам эти послы? Они объявляли о дне предстоящего великого празднества - знаменитых Олимпийских играх. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса каждые четыре года. Это был общегреческий праздник.

    Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств.

    Я объявляю о начале Олимпийских игр. Но игр интеллектуальных, где каждый прокладывает себе путь к победе не силой, а умом.

    Я объявляю на период интеллектуальных Олимпийских игр священный мир. Нет места обидам, ссорам.

    Одна из славных достопримечательностей древних Олимпийских игр - статуя Зевса 14 метров вышиной (изображение статуи размещено на доске). Зевс изображён сидящим на троне из кедрового дерева, украшенного драгоценными камнями и резьбой. Лицо, грудь и руки статуи - из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода - из чистого золота.

    На его правой руке стоит статуя богини Победы. В левой руке у бога - скипетр, рядом орёл.

    Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не смог увидеть олимпийского Зевса, считали несчастным.

    В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. В них вы приняли участие на уроках литературы. Лучшие допускаются во второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

    Начнём наши интеллектуальные Олимпийские игры.

    Первый тур. “Боги и герои мифов” (прыжки в длину)

    Как известно, каждому прыгуну во время соревнований даётся по три попытки на преодоление квалификационной отметки, которая позволяет пройти в следующий круг соревнований. Если вы с первой попытки отвечаете на вопрос - вы в следующем круге, вам незачем использовать вторую и третью попытки. Они нужны для тех, кого в первый раз постигла неудача. Но тех, кто ошибся в первый раз, может подстерегать и другая опасность: они могут не войти в число претендентов, которым будет позволено пройти во второй круг соревнований.

    На ответ “прыгуну” даётся 30 секунд.

    В следующий тур соревнований выходят 10-16 человек.

    Вопросы первого вида спорта.

    1. Кому из трёх богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью: “Прекраснейшей”?
    Правильный ответ: --Афродите-- выделите мышкой

    2. Какая война началась, по преданию, из-за слова “прекраснейшая”?
    Правильный ответ: --Троянская война-- выделите мышкой

    3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?
    Правильный ответ: --Тога, туника, хитон-- выделите мышкой

    4. Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой бесплодной работой.
    Правильный ответ: --Сизиф-- выделите мышкой

    5. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие?
    Правильный ответ: --Нектар, амброзия-- выделите мышкой

    6. Геракл - персонаж греческой мифологии. Какое имя дали ему римляне?
    Правильный ответ: --Геркулес-- выделите мышкой

    7. Кто из богов был отцом Геракла?
    Правильный ответ: --Зевс-- выделите мышкой

    8. Кто была мать Геракла?
    Правильный ответ: --Смертная женщина - Алкмена-- выделите мышкой

    9. Как звали ребёнка, родившегося раньше Геракла?
    Правильный ответ: --Эврисфей-- выделите мышкой

    10. Кто всё время пытался погубить Геракла?
    Правильный ответ: --Гера-- выделите мышкой

    11. Как Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?
    Правильный ответ: --Змеи в колыбели-- выделите мышкой

    12. Кто был воспитателем Геракла?
    Правильный ответ: --Кентавр Хирон-- выделите мышкой

    13. Сколько лет было Гераклу, когда он совершил свой первый подвиг?
    Правильный ответ: --18 лет-- выделите мышкой

    14. Как Гера продолжала преследовать Геракла?
    Правильный ответ: --Безумие. Убил детей-- выделите мышкой

    15. Что означает имя Геракл?
    Правильный ответ: --Благодаря Гере или прославленный Герой-- выделите мышкой

    16. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции.
    Правильный ответ: --Олимп-- выделите мышкой

    17. Статуя какого бога была обязательна при входе в школу?
    Правильный ответ: --Аполлон-- выделите мышкой

    18. Из каких источников учёные узнали мифы?
    Правильный ответ: --Поэмы Гомера, Гесиода-- выделите мышкой

    19. Назовите музыкальные инструменты Древней Греции.
    Правильный ответ: --Кифара, лира-- выделите мышкой

    20. Назовите братьев Зевса. Как они разделили господство?
    Правильный ответ: --Аид - царство мёртвых, Посейдон - владыка морей-- выделите мышкой

    21. У статуи олимпийского Зевса в правой руке богиня Победы. Как её имя?
    Правильный ответ: --Нике-- выделите мышкой

    22. Перечислите хотя бы несколько муз Древней Греции.
    Правильный ответ: --Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Полигимния, Клио, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Урания-- выделите мышкой

    23. У какой богини прозвище Волоокая?
    Правильный ответ: --Гера-- выделите мышкой

    24. Кто из богов Олимпа был уродлив?
    Правильный ответ: --Гефест-- выделите мышкой

    25. Кто сотворил Пандору?
    Правильный ответ: --Гефест-- выделите мышкой

    26. Кто из героев подарил людям огонь?
    Правильный ответ: --Прометей-- выделите мышкой

    27. Кому известна судьба Зевса на Олимпе?
    Правильный ответ: --Богиням судьбы мойрам-- выделите мышкой

    28. В чём состояло уродство Гефеста?
    Правильный ответ: --Плешивый, хромой на две ноги-- выделите мышкой

    Второй тур. “Мифические животные” (бег)

    Следующий вид пятиборья - бег. Уточним: спринтерский. Кто быстрее пересечёт финишную прямую? Тот, кто сумеет быстрее других правильно ответить на вопрос, проходит в следующий тур. (Отвечая на вопросы второго тура, участники решают кроссворд.)

    В этом состязании отсеиваются до 8 человек.

    Кроссворд “Мифические животные”
    По горизонтали:

    1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов.
    Правильный ответ: --Кентавр-- выделите мышкой

    2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, а сзади - змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя.
    Правильный ответ: --Химера-- выделите мышкой

    3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалёку от города и задавало прохожим загадку: “Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?” Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятьях.
    Правильный ответ: --Сфинкс-- выделите мышкой

    4. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - “собаки Зевса”.
    Правильный ответ: --Грифон-- выделите мышкой

    По вертикали:

    5. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живёт 500 лет; когда приходит срок, вьёт себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространённой версии - сжигает сама себя). Из праха её возрождается новая птица.
    Правильный ответ: --Феникс-- выделите мышкой

    6. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей.
    Правильный ответ: --Ехидна-- выделите мышкой

    7. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают.
    Правильный ответ: --Сирены-- выделите мышкой

    8. Страж Аида, трёхголовый пёс (по Гесиоду, пятидесятиголовый) со змеиным хвостом.
    Правильный ответ: --Кербер или Цербер-- выделите мышкой

    Третий тур. “Фразеологические обороты” (метание диска)

    Как метают диск, видел, наверное, каждый. В игре каждый правильный ответ будет равноценен одному метру полёта диска. Если вы дважды правильно назовёте фразеологизм, узнав его по рисунку, то пройдёте в следующий вид пятиборья.

    В следующий тур проходят 4 человека.

    Четвёртый тур. “12 подвигов Геракла” (метание копья)

    Теперь метание копья. Копьём пытаются попасть в определённую цель. В нашем состязании такой целью будут подвиги Геракла. Как вы помните, Геракл совершил подвиги в определённой последовательности. Ваша задача, пользуясь рисунками, восстановить последовательность подвигов Геракла.

    В финал выходят 2 человека.

    12 подвигов Геракла

    1. Немейский лев.

    2. Лернейская гидра.

    3. Стимфалийские птицы.

    4. Керинейская лань.

    5. Эриманфский вепрь.

    7. Критский бык.

    8. Кони Диомеда.

    9. Пояс Ипполиты.

    10. Коровы Гериона.

    11. Цербер.

    12. Яблоки Гесперид.

    Дополнительные вопросы.

    1. Сколько голов было у гидры?
    Правильный ответ: --9 голов-- выделите мышкой

    2. Кто помог одолеть гидру?
    Правильный ответ: --Иолай - племянник Геракла-- выделите мышкой

    3. Как удалось Гераклу победить стимфалийских птиц?
    Правильный ответ: --С помощью трещоток-- выделите мышкой

    4. Кому принадлежала керинейская лань?
    Правильный ответ: --Артемиде-- выделите мышкой

    5. Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем?
    Правильный ответ: --В большой бронзовый сосуд-- выделите мышкой

    6. Кто из богов подарил быка царю Крита?
    Правильный ответ:--Посейдон-- выделите мышкой

    7. Чем кормил Диомед коней?
    равильный ответ: --Человеческим мясом-- выделите мышкой

    8. Каково значение пояса Ипполиты?
    Правильный ответ: --Знак власти, приносил удачу-- выделите мышкой

    9. Сколько яблок должен был принести Геракл?
    Правильный ответ: --3 яблока-- выделите мышкой

    Пятый тур. “Греко-римские боги” (борьба)

    Последний вид пятиборья - борьба. Наконец-то выявится победитель Олимпийских игр. Ваша задача - правильно соотнести имена греческих богов с римскими. Тот, у кого будет больше правильных соответствий, положит соперника на лопатки. (На доске наборное полотно и карточки с именами богов.)

    Греко-римские боги

    1. Зевс - Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии).

    2. Гера - Юнона (хранительница семьи).

    3. Афродита - Венера (богиня любви).

    4. Эрот - Купидон (бог любви).

    5. Арес - Марс (бог войны).

    6. Артемида - Диана (богиня-охотница).

    7. Афина - Минерва (богиня мудрости и справедливой войны).

    8. Гефест - Вулкан (бог огня и кузнечного дела).

    9. Посейдон - Нептун (владыка моря).

    Дополнительные вопросы.

    1. В какое животное мог превращаться Зевс?
    Правильный ответ: --В быка-- выделите мышкой

    2. Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы?
    Правильный ответ: --Гефеста-- выделите мышкой

    3. Какое животное приносили в жертву Гере?
    Правильный ответ: --Корову-- выделите мышкой

    4. У какой богини прозвище Пенорождённая?
    Правильный ответ: --Афродита-- выделите мышкой

    5. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?
    Правильный ответ: --Пигмалион-- выделите мышкой

    6. Когда Артемида мчится на колеснице, что у неё в руках?
    Правильный ответ: --Факел-- выделите мышкой

    7. Почему Афину называют Палладой?
    Правильный ответ: --По имени подруги, которую Афина нечаянно убила копьём-- выделите мышкой

    В конце победитель увенчивается лавровым венком.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

    Внеклассное мероприятие по литературе

    МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    Учитель Мурунова Г.П.

    Театрализованная игра-конкурс

    Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя. Афродита.

    Нарцисс. Эхо. Гера. Афина. Афродита. Парис

    Танцоры в прологе — юноши и девушки.

    Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме-роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду-щие: Аполлон и Артемида.

    Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве-ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

    Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре-ческих и римских богов.

    Зрители делятся на дйе команды.

    Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

    Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви-жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

    Танцоры/хором) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

    Появляются Аполлон и Артемида.

    Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

    Артемида. Убежали наши танцоры.

    Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет-ствовать наших гостей.

    Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

    Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни-ки наших сегодняшних конкурсов.

    Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та-ланта музыкантов и певцов.

    Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль-пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про-никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш-кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

    Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна-ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

    Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия: — греческие.

    Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре-ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже-ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас-сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу-держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

    Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим-ской.

    Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про-изошла от греческой.

    Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь-ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани-лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст-ве греков, то за это надо благодарить римлян.

    Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова-нии.

    Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу-дут задаваться по очереди каждой команде.

    1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто-го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
    2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом-нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро-янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро-янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
    3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме-таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру-башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе-ях,(Кольчуга.)
    4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз-вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
    5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све-те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол-ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
    6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек-сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
    7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях. (Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов-но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про-тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против-ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе-циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
    8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова-ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
    9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе-ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров. (У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще-нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик-нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос-ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

    Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара-фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли-ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко-мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо-гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом-нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав-нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко-манды выполняют задание.)

    Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят-ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите-лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

    Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

    Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

    Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

    Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

    Певец (зрителям, язвительно) И вот, поди, на эту фразу подивись!

    (Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

    Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

    Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

    Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

    Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

    Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

    Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове-ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

    Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

    Певец. Что это там бормочет он?

    Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

    Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

    И на колени перед камнем я бросаюсь,

    И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

    И для нее куплю я дорогие ожерелья,

    Браслеты, диадемы, прочие каменья!

    Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

    Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

    Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

    Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

    Пигмалион. Афродиту?

    Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

    Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

    Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

    Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

    Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

    Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

    Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

    Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

    Статуя. Галатея.

    Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма-лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

    Певец (зрителям)Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

    Снова появляются Аполлон и Артемида.

    Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

    Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

    Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

    Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи-тывают вслух имена греческих и римских богов.

    Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман-да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

    Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

    1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров-ным характером. Они почти никогда не показывали волне-ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав-новесие?(Олимпийское спокойствие.)
    2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен-тавры.)
    3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
    4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби-ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
      1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко-торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка-мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
        1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
    5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
    6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
    7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз-главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

    10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

    Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

    Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго-товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

    Артемида. Подготовили, ребята?

    Зрители. Да!

    Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце-ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени-ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

    Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

    Эхо. По лесу!

    Нарцисс. Кто здесь?

    Эхо. Здесь!

    Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

    Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

    Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

    Эхо(горестно).Прочь?

    Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним-фа-эхо?

    Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де-лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

    Эхо(кивает). Последние слова.

    Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча-сом, не влюблена?

    Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

    Нарцисс. Ты меня не достойна!

    Эхо. Достойна, достойна!

    Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

    Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко-торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч-ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви-дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо-дит.)

    Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво-ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само-го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро-дита.(Уходит.)

    Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

    Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

    Эхо. Не полюбил.

    Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

    Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

    Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар-темида.

    Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

    Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.) ■у/"

    Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо-тое яблоко».

    Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще-ственным богиням.

    Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

    Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

    Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

    Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо-рить со мной?

    Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

    Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

    Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

    Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо-гинь.

    Выходит Парис.

    Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича-юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

    Гера. А теперь помоги нам, Парис.

    Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра-шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

    Афина. Мы — богини с Олимпа.

    Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

    Парис. Что вы хотите от меня?

    Гера. Рассуди наш спор.

    Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

    Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

    Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол-ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

    Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

    Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод-цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт-ных женщин в жены!

    Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

    Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

    Афродита. Да!

    Парис. А кто она?

    Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

    Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре-краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди-те.)

    Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

    Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв-ляют победителя этого конкурса.

    Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

    Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз-вращаются наши танцоры.

    Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего-вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

    Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

    Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме-лость и старание.

    Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

    Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо-кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

    Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.