Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игры для развития интеллектуальных способностей в пришкольном лагере. Интеллектуальная игра для детей в летнем лагере "своя игра"

    Игры для развития интеллектуальных способностей в пришкольном лагере. Интеллектуальная игра для детей в летнем лагере

    Интеллектуальные игры

    По сути, все интеллектуальные игры сводятся к очень простой формуле «вопрос - ответ» и направлены на развитие интереса к тому или иному предмету окружающей нас действительности.

    Большую роль, если не главную, во всех интеллектуальных играх играют красиво сформулированные.и творчески поданые вопросы.

    «В МИРЕ СЛОВ»

    1. Ответ в вопросе. Присмотритесь внимательно к словам чемпион, стряпуха, гречка, хомут и ответьте на вопросы:

    2. Что в начале, то ив конце. Составьте шесть слов, каждое из которых начинается и оканчивается одинаковыми буквами: ..но.., ..ль.., ..op.., ..am.., ..пи., (заноза, калька, окорок, оратор, рапира).

    3. Какие труды - такие плоды. Изменяя в словах последовательно "труд» - в «плод» (4), «муку» - в «торт» (4), «пулю» - в «цель» 5). Например, надо превратить «вора» в «суд» (3): вор - сор - сок -

    Суд.

    От перемены одной буквы зверек превращается в змею (еж -уж), домашнее животное - в птицу (осел - орел), а домашняя птица - в пушистого зверя (курица - куница).

    5. Семь слов. Слово «заказ», как вы видите, одинаково читается слева направо и в обратном направлении. Подыщите еще шесть слов, которые обладают таким же забавным свойством. В каждом слове, которое вы подберете, должно быть не менее пяти букв. (Возможные ответы: шалаш, топот, доход, казак, комок, довод.)

    6. Крупные города. Попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово - название крупного города.

    Пол + вата = ? (Полтава),

    Ров + сто = ? (Ростов),

    Уха + раб = ? (Бухара),

    Рог + дно = ? (Гродно),

    Лог + вода = ? (Вологда).

    7. Мало букв - много слов. На карточке по кругу написаны буквы Д О, К, Л, А. Из этих букв необходимо составить 8 слов. (Доклад, оклад, клад, док. код, лад, ад, ода.)

    «ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ»

    Конкурс заключается в определении игроками истинности (или ложности) предлагаемых ведущим утверждений. Ведущий зачитывает некоторое утверждение. Все, кто верят в его истинность, отходят в одну сторону, остальные - в другую. Выясняется, кто из них прав. «Промазавшие» покидают сцену, а для угадавших процедура повторяется. И так до тех пор, пока не останется один человек - победитель игры. Интерес к игре во многом определяется теми утверждениями, которые предлагает ведущий. Они должны быть парадоксальными, с одной стороны, и любопытными, познавательными, с другой стороны.

    Для младшего возраста:

    Для старшего возраста:

    1. Каждый из вас, безусловно, видел портрет артиста цирка Барнума и Бейли по имени Старый Джо. (Да, это верблюд на пачке сигарет «Кэмел».)

    2. На ежегодной ярмарке сельскохозяйственных товаров в Париже сыры заменены муляжами. (Да, в тепле сыр начинает сильно пахнуть.)

    3. Принц Чарльз владеет одной из самых больших в мире коллекций юбок. (Да, это шотландские мужские юбки-килты.)

    4. Бережливые люди крахмалят белье в воде, в которой варили макароны. (Да, приводится в книге «Наш дом» как пример уж слишком большой экономии.)

    5. Два зверя носят прозвище «очковые» - змея и медведь. (Да.).

    6. Слово «бра» происходит от слова «рука». (Да, но по-французски.)

    8. Кремлевские куранты в Москве когда-то отбивали мелодию «Ах, мой милый Августин». (Да.)

    9. Самое первое дошедшее до нас название духов датируется 18 веком. (Нет, 1367 годом, и посвящены эти духи венской королеве.)

    10. Статую Свободы в США запрещено изображать на пивных кружках, собачьих ошейниках, кошачьей еде и крышках унитазов. (Да.)

    «ЖИВОЙ КРОССВОРД»

    «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

    Для младшего возраста:

    Для среднего и старшего возраста:

    1. «Икра заморская, баклажанная!» («Иван Васильевич меняет профессию».)

    2. «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» («Ирония судьбы».)

    3. «Овсянка, сэр!» («Собака Баскервилей».)

    4 «Вы привлекательны! Я чертовски привлекателен!» («Обыкновенное чудо».)

    5. «А теперь - Горбатый! Я сказал - Горбатый!» («Место встречи изменить нельзя».)

    6. «Если кто-то кое-где у нас порой...» («Следствие ведут знатоки».)

    7. «Не учите меня жить, лучше помогите материально». («Москва слезам не верит».)

    8. «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» («17 мгаовений весны».)

    9. «Главное, чтобы костюмчик сидел!» («Чародеи».)

    10. «Кто к нам с мечом придет тот от меча и погибнет!» («Александр Невский».)

    11. «Пора-пора-порадуемся на своем веку». («Три мушкетера».)

    12. «В Бразилии так много диких обезьян!» («Здравствуйте, я ваша тетя!»)

    13. «Кто такой, почему не знаю?» («Чапаев».)

    14. «Нормальные герои всегда идут в обход!» («Айболит-66».)

    15. «Ха-ха-ха-ха...» («Фантомас».)

    16. «Красота - это страшная сила!» («Весна».)

    17. «Хочешь большой и чистой любви...» («Формула любви».)

    18. «Так он же памятник. Кто ж его посадит?» («Джентльмены удачи».)

    19. «Птичку жалко!» («Кавказская пленница».)

    20. «Что ты молчишь, как рыба об лед?» («Свадьба в Малиновке».)

    21. «Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя!» («Приключения Буратино».)

    22. «Если б не было школ, до чего человек бы дошел...» («Приключения Электроника».)

    23. «А че это вы тут делаете?» («Добро пожаловать или посторонним вход запрещен».)

    24. «Не волки, а санитары леса...» («Улицы разбитых фонарей».)

    25. «Я не волшебник, я только учусь...» («Золушка».)

    26. «Я думала, что это шкварчит ваше сердце, а это шкварчала ваша папироса...» («За двумя зайцами».)

    27. «Шурочка, восстановите статус-кво! « («Золотой теленок».)

    28. «Вечером - деньги, утром - стулья; утром - деньги, вечером -стулья!» («12 стульев».)

    29. «Уноси готовенького!» («Достояние республики».)

    30. «Ребята, сколько будет дважды два - четыре?» («Красная шапочка»).

    БЛИЦ-ВИКТОРИНА

    Назовите:

    «АКТЕРЫ И РОЛИ» "

    Шведский посол, прибывший ко двору Ивана Васильевича. (Сергей Филиппов, «Иван Васильевич меняет профессию».)

    - «Усатый нянь». (Сергей Проханов.)

    Нюра из кинофильма «Три тополя на Плющихе». (Татьяна Доронина.)

    Невеста, к которой сватался Бальзаминов. (Нонна Мордюкова.)

    Блондинка за углом. (Татьяна Догилева.)

    Его лучшая роль - Будулай. (Михай Волонтер.)

    Он был и на «Высоте» и на «Седьмом небе». (Николай Рыбников.)

    Его актерское дарование раскрыл сам Мюллер. (Леонид Броневой.)

    Всю свою жизнь он был актером, играл у разных режиссеров, а вот Леонид Гайдай предложил ему роль режиссера Якина, в которую он вложил все свои наблюдения за коллегами по цеху. Образ получился запоминающийся. (Михаил Пуговкин.)

    Актриса, обожающая «Зимнюю вишню». (Елена Сафонова.)

    Спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица советского кинематографа. (Наталья Варлей.)

    - «Само совершенство и идеал» - мисс Мери Поплине. (Наталья Андрейченко.)

    пол + вата = ?

    ров + сто = ?

    уха + раб = ?

    рог + дно = ?

    лог + вода = ?

    Но.. ..ль..

    Op.. ..am..

    Пи.

    чемпион

    стряпуха

    гречка

    хомут

    «В мире слов»

    Присмотритесь внимательно к словам чемпион, стряпуха, гречка, хомут и ответьте на вопросы:

    Какой цветок вручили чемпиону? (Пион.)

    Как называется блюдо, приготовленное стряпухой? (Уха.)

    Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка.)

    Куда забросили хомут? (Омут).

    Забавные превращения слов. Скажите, с какими словами происходят такие превращения.

    Если лишить хищника одной буквы, он становится домашним животным (волк - вол).

    Прибавьте к морскому животному одну букву - оно превратится в насекомое (омар - комар).

    Отнимите у насекомого одну букву - появится рыба {клещ - лещ).

    От перемены одной буквы зверек превращается в змею (еж -уж),

    домашнее животное - в птицу (осел - орел),

    а домашняя птица - в пушистого зверя (курица - куница).

    «ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ»

    1. Самый зубастый зверь на Земле - садовая улитка. (Да, у нее 14175 зубов).

    3. Маленького друга Карлсона звали Пеппи Длинный Чулок. (Нет, Малыш.)

    4. Девочку, которая побывала на звездолете на Третьей планете, зовут Алиса. (Да.)

    5. Смычок скрипки представляет собой пучок конского волоса, который натянут на изогнутую на конце палочку. (Да.)

    6. У дельфинов самый крупный и лучше всех развитый мозг среди животных. (Да.)

    7. Тигру, чтобы не чувствовать себя голодным, достаточно съесть в день всего 7-8 кг мяса. (Да.)

    8. Взрослый слон за день выпивает примерно 90 литров воды. (Да.)

    9. Самый крупный сухопутный хищник - лев. (Нет, белый медведь.)

    10. Пара воробьев каждый день отлавливает примерно 400 вредных насекомых. (Да.)

    11. Орлы могут унести в когтях небольшую овцу. (Да.)

    З О Н Т

    Р Г И О

    «ЖИВОЙ КРОССВОРД»

    I Из числа желающих образуется несколько команд (8-10 человек). Каждая команда получает карточки с буквами. Выбрав себе по одной карточке, игроки каждой команды выстраиваются в ряд. Ведущий загадывает слово, а игроки, отгадав его, должны быстро «написать», т. е. выстроиться в ряд так, чтобы слово можно было прочитать. Какая команда быстрее «напишет» слово, та выигрывает очко.

    1. Лучшая защита от дождя и солнца. (Зонт.)

    2. Очень - очень громкий крик. (Ор.)

    3. Попытка двух сторон договориться об удачной купле - продаже. (Торг.)

    4. Музыкальный инструмент, звуки которого быстро собирали - вместе всех детей. (Горн.)

    5. Он может быть доброжелательным, а может быть угрожающим. (Тон.)

    6. Место, где каждый может проверить свое зрение и меткость. (Тир.)

    7. Далекая линия, к которой мы стремимся, но никак не можем подойти близко. (Горизонт.)

    БЛИЦ-ВИКТОРИНА

    Назовите:

    Селезень, спасающий мир. (Черный Плащ.)

    Селезень-скряга. (Скрудж Мак Дак.)

    Русский вариант Тома и Джери. (Волк и заяц.)

    Три наследника огромного состояния. (Вилли, Билли, Дилли.)

    Самое дружелюбное привидение. (Каспер.)

    Второй солист в дуэте со львенком. (Большая Черепаха.)

    Кот, наглотавшийся озверина. (Леопольд.)

    Имя самого знаменитого крокодила. (Гена.)

    Два кругленьких следователя. (Колобки.)

    Мальчик, не побоявшийся остаться дома один. (Кевин.)

    Харчевня, где пировали Буратино с Лисой Алисой и Котом Базилио. («Три пескаря».)

    Теплоход, на котором совершали круиз Семен Семенович Горбунков и Геннадий Петрович Козодоев. («Михаил Светлов».)

    «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

    Ведущий называет фразу из кинофильма (мультфильма), необходимо назвать эту ленту. (Примечание: данный порядок вопросов не обязателен, их можно менять по усмотрению ведущего.)

    Для младшего возраста:

    1. «А я денежки люблю!» («Бременские музыканты».)

    2. «Мы с тобой одной крови». («Маугли».)

    3. «Маловато будет». («Падал прошлогодний снег».)

    4. «Одну простую сказку, а может не простую хотим мы рассказать». («Пластилиновая ворона».)

    5. «Заяц? Заяц, Заяц...» («Ну, погоди!»)

    6. «Такая - сякая сбежала от отца!» («По следам бременских музыкантов».)

    7. «Есть ли у вас план, мистер Фикс?» («80 дней вокруг света».)

    8. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» («Приключения капитана Врунгеля».)

    9. «В траве сидел кузнечик». («Приключения Незнайки и его друзей».)

    10. «От улыбки станет всем светлей». («Крошка Енот».)

    11. «Дерни за веревочку, дверь и откроется». («Красная шапочка».)

    12. «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять». («Бармалей».)

    13. «Щас спою! Щас точно спою!» («Жил-был пес».)

    14. «А помнишь, в эту среду ты нас звала к обеду?» («Кошкин дом».)

    15. «А хотите я его ударю, и он станет фиолетовым, в крапинку». («Тайна Третьей Планеты».)


    Детский мир уникален. Он обладает своей лексикой, своими нормами, своими кодексами чести и забавами. Это признаки волшебной страны, имеющей название «Игра». Эта страна необыкновенно радует, увлекает детей, заполняет собой все время и является делом очень важным. Малыши живут и развиваются в игре. И не только малыши. Игра захватывает всех своей притягательной романтикой, волшебством и неповторимостью. Бытует мнение, что каждое поколение увлекается своими играми. И это правда. Изменяется время, изменяется культура, изменяется игра. Сегодня сформировалось новое направление, названное «Интеллектуальная игра для детей».

    Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер. В отличие от научных конференций, разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник. Поэтому такие игры нравятся не только детям. В них с удовольствием принимают участие подростки, студенты. И даже взрослые, заинтересовавшись игрой, с удовольствием присоединяются к играющим.

    Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть. Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры - творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

    Примеры игр

    «Сложный ответ»

    Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

    «Диспут»

    Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая - напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

    «Составь пословицу»

    Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет - тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

    Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

    Сценарий игры «Мир сказок»

    В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

    Конкурс 1

    Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

    Конкурс 2

    Необходимо придумать хвалебную оду любому Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

    галка - палка,
    носок - песок.

    Конкурс 3

    Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

    • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
    • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
    • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
    • Красная Шапочка, Пятачок.

    Конкурс 4

    Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

    • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

    Конкурс 5

    Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

    Конкурс 6

    Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

    Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

    В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников. Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

    Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

    Игры для старших детей

    «Театр аббревиатур»

    Игра требует прекрасного актерского мастерства.

    Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

    «Море волнуется»

    Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.

    Родители знают, что с маленькими детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.

    «Пресс-конференция»

    Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

    Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

    Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

    Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

    «Ролевая гимнастика»

    Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

    Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

    Предложить рассказать стихотворение:

    1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

    2. Как иностранец.

    3. Шепотом.

    4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

    Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

    Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

    Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

    Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

    Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

    «Секрет»

    Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

    Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

    Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

    «Мои хорошие качества»

    Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

    Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

    «Я лучше всех умею …»

    Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

    Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

    «Волна»

    Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

    Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

    Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

    «Мимическая гимнастика»

    Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

    Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

    Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)

    «Собери эмоцию»

    Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

    Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

    «Моё настроение. Настроение группы.»

    Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

    Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

    «Слушаем тишину»

    Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

    Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

    «Заряд бодрости» релаксационное упражнение

    Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

    Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

    Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

    Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

    «Броуновское движение»

    Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

    Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

    «Котёл»

    Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

    «Вторжение»

    Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

    Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

    «Передай по кругу»

    Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

    Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

    «Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

    Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

    Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

    «Подними игрушку» релаксационное упражнение

    Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

    Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

    «Приветствие короля»

    Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

    Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

    «Найди и промолчи»

    Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

    Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорит ь или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

    «Коробка переживаний» релаксационное упражнение

    Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

    Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

    «Акулы и матросы»

    Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

    Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

    «Коровы, собаки, кошки»

    Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

    Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

    «Разведчики»

    Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

    Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

    «Пианино» релаксационное упражнение

    Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

    Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы).

    «Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение

    Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

    Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

    «Аплодисменты» релаксационное упражнение

    Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

    Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.

    «Создание рисунка по кругу»

    Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

    Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

    «Приветствие» релаксационное упражнение

    Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

    Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

    Здравствуй друг! Здороваются за руку.

    Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

    Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

    Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

    Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

    Хорошо! Обнимаются.

    «Скучно-скучно»

    Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

    Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

    Скучно-скучно так сидеть,

    Друг на друга всё глядеть.

    Не пора ли пробежаться

    И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

    «Тень»

    Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

    Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

    «Властелины кольца»

    Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

    Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

    Интеллектуальные игры для детей в летнем лагере

    Следопыт

    Вожатый прячет в комнате несколько предметов, затем впускает играющих в помещение и с помощью азбуки Морзе или одного из шифров сообщает им названия предметов и места, где они спрятаны.

    Задача играющих – отыскать как можно больше спрятанных предметов. За каждый найденный предмет участник игры получает одно очко.

    Домино

    Каждый из играющих вырезает два комплекта карточек, один из которых подписывает буквами алфавита (например: А, Б, В и т. д), а другой – буквами азбуки Морзе (например: –, – · · · , · – –). Затем оба комплекта перемешиваются и кладутся в одну кучку пустой стороной кверху. По команде каждый играющий старается как можно скорее найти карточки из двух комплектов с одинаковым содержанием и снова сложить весь алфавит (например А +, –).

    Странное сообщение

    С помощью азбуки Морзе пишется сообщение, в котором преднамеренно пропущены некоторые буквы, но все же так, чтобы его можно было расшифровать. Участники игры передают расшифрованное сообщение вожатому в письменной форме. Затем определяется победитель.

    Таинственный конверт

    С помощью азбуки Морзе или шифра пишется одно и то же письмо для каждого участника игры. Затем по команде вожатого играющие открывают конверты, расшифровывают содержание и в письменной форме передают его вожатому. Из расшифровавших правильно письмо побеждает тот, кто сделал это первым.

    Отрядная буква

    Участвующие в игре отряды обозначаются определенными буквами алфавита. Затем буквы наносятся на карточки с помощью азбуки Морзе. Карточки перемешиваются и кладутся пустой стороной кверху, после чего вожатый перевертывает их одну за другой и быстро показывает участникам игры. Тот, кто первым разгадает букву, которой обозначен его отряд, получает одно очко в многодневной игре.

    Запомни букву

    Вожатый становится перед отрядом и с помощью свистка называет любую букву по собственному выбору. В течение десяти секунд все участники игры, в имени которых имеется эта буква, должны поднять руку. Тот, кто поднимет руку позже, не поднимет вообще или неправильно отгадает букву, выходит из игры. Победитель получает три очка в отрядных соревнованиях.

    Азбука Морзе с мячом

    Участники двух команд садятся друг напротив друга. Игрок первой команды бросает мяч игроку второй, назвав при этом с помощью свистка какую-либо букву алфавита. Игрок второй команды должен быстро угадать букву и бросить мяч следующему игроку первой команды. За быстрый ответ присуждается два очка, за более медленный – одно. Побеждает команда с бóльшим числом очков.

    Зашифруй сообщение

    Вожатый диктует текст сообщения и определяет шифр. Побеждает тот, кто быстрее всех правильно зашифрует текст и передаст его вожатому. Он получает три очка в отрядных соревнованиях.

    Передача сообщения

    Участники игры разбиваются на пары, состоящие из членов двух дружин, и располагаются так, чтобы каждая пара видела только одну пару перед собой и одну сзади. Вожатый сигнализирует сообщение первой паре, которая поворачивается и передает его дальше. Выигрывает та дружина, последний член которой быстрее принесет вожатому правильно расшифрованное сообщение.

    Это интеллектуальная игра, в ходе которой выявляются самые эрудированные, сообразительные и находчивые ребята. Конкурсы для нее подобраны так, что участвовать в них могут сколько угодно человек от отряда. Может быть так, что в одном отряде будет пятеро желающих проверить себя и свои знания, а в другом - один. В каждом конкурсе определяется один победитель. Он получает звездочку, которую потом в Банке можно обменять на «стипендию» (лагерные деньги).

    Сценарии для летнего лагеря: интеллектуальные игры

    В конкурсах побеждают те, кто:


    Дал больше правильных ответов быстрее своих соперников;

    Точнее справился с заданием;

    Быстрее соперников выполнил задание правильно.

    Бывает так, что к концу какого-либо конкурса 2-3 человека идут с одинаковым результатом. В этом случае надо оставить на сцене основных претендентов и с ними продолжить конкурс для точного определения победителя.

    Описание конкурсов

    1. «Аукцион». Предложите ребятам, в качестве разминки, довольно простой конкурс: надо называть имена существительные, которые начинаются с буквы А и оканчиваются на букву Я.

    2. «Да - нет». Предложите ребятам поднимать руку вверх, если они считают прочитанное вами утверждение верным и не делать никаких движений, если они считают его неверным.

    Внимание! Или у вас для оценки этого конкурса должны быть очень внимательные помощники, отмечающие правильные ответы всех детей, а делать это надо очень быстро, чтобы конкурс не затянулся.

    Или можно отправлять со сцены ребят, давших неправильные ответы после каждого вопроса.

    1.1. Ножницы можно заточить, разрезая наждачную бумагу. (Да)

    1.2. Можно ли японцу при встрече подарить белые цветы? (Нет. Это цвет траура.)

    1.3. Вуаль на дамской шляпке греет. (Да)

    1.4. Тачку с овощами легче тянуть за собой, чем толкать впереди. (Да)

    1.5. В Саргассовом море застревают корабли, запутываясь в водорослях. (Нет)

    1.6. Кит пускает фонтаны воды. (Нет. Он выдувает воздух.)

    1.7. В море достаточно золота, чтобы каждого человека на Земле сделать миллионером. (Да)

    1.8. Осьминог от страха становится почти черным. (Нет. Белым.)

    1.9. Верблюды, во время странствий по пустыням, хранят запасы воды в своих горбах. (Нет. Горбы наполнены салом. За счет него верблюды и живут при полном отсутствии пищи.)

    1.10. Каждая седьмая волна выше предыдущих шести. (Нет)

    1.11. Божьи коровки кусаются, когда они рассержены. (Нет. Но когда им досаждают, из их суставов сочится кровеобразная жидкость, она едкая и раздражает кожу.)

    1.12. Совы слышат, как ползет по земле таракан. (Да)

    1.13. Во время брачных боев самцы гадюки забивают противника до смерти. (Нет)

    1.14. Летучие мыши могут бегать по земле. (Да)

    1.15. Паук-граммастола (мохнатый) ест молодых гремучих змей. (Да)

    1.16. В пещерах растут травы-альбиносы. (Да)

    1.17. Гигантский кальмар, в погоне за жертвой, развивает скорость свыше пятидесяти километров в час. (Да)

    1.18. Ислам - самая старая из мировых религий. (Нет. Самая молодая.)

    1.19. Фильм «Черный тюльпан» снят по одноименному роману Александра Дюма? (Нет)

    1.20. Роман «Таинственный остров» написал Стивенсон? (Нет. Жюль Берн)

    1.21. У кобры есть ядовитое жало. (Нет. Кобра не жалит, как насекомые, а кусает зубами. Через отверстия в них в жертву попадает яд.)

    1.22. Самый тяжелый овощ - капуста. (Нет. Тыква.)

    1.23. Арабы считают, что сотое Имя Аллаха известно только ослу. (Нет. Верблюду. Поэтому он такой гордый и высокомерный.)

    3. «И такой, и сякой». Ведущий зачитывает прилагательные, которые могут стать определениями к одному и тому же слову. Надо быстрее соперников назвать это слово.

    3.1. И морская, и пивная, и мыльная... (Пена)

    3.2. И снежная, и ромовая, и каменная, и сварливая...(Баба)

    3.3. И немецкая, и почтовая, и акцизная... (Марка)

    3.4. И финский, и столовый, и тупой, и острый... (Нож)

    3.5. И водный, и воздушный, и финансовый, и бурный... (Поток)

    3.6. И квадратный, и кубический, и погонный... (Метр)

    3.7. И словесный, и фехтовальный, и кровавый... (Поединок)

    3.8. И нижнее, и постельное, и тонкое... (Белье)

    3.9. И раскидистое, и трухлявое, и фруктовое... (Дерево)

    3.10. И радостная, и грустная, и издевательская... (Улыбка)

    3.11. И подвижная, и азартная, и старинная... (Игра)

    3.12. И пулеметная, и атласная, и клейкая... (Лента)

    3.13. И скрытая, и газовая, и одиночная... (Камера)

    3.14. И фальшивая, и золотая, и мелкая, и редкая... (Монета)

    3.15. И здоровый, и молочный, и гнилой... (Зуб)

    3.16. И разбитое, и тонированное, и увеличительное... (Стекло)

    3.17. И аристократические, и дурные, и приятные... (Манеры)

    3.18. И атласный, и стеганый, и махровый... (Халат)

    3.19. И нефтяная, и замочная... (Скважина)

    3.20. И сердечный, и предохранительный... (Клапан)

    3.21. О коронный, и пустой, и гостиничный, и порядковый... (Номер)

    3.22. И английский, и кодовый, и амбарный... (Замок)

    3.23. И мертвая, и веревочная, и дверная... (Петля)

    3.24. И желтый, и белый, и студенческий, и проездной, и входной... (Билет)

    3.25. И игральная, и географическая, и топографическая, и политическая, и масштабная... (Карта)

    3.26. И новые, и кленовые, и решетчатые... (Сени)

    3.27. И дымовая, и толовая, и острая, и казачья... (Шашка)

    3.28. И хоккейный, и теннисный... (Корт)

    3.29. И олимпийский, и плюшевый, и косолапый... (Мишка)

    3.30. И высокая, и крутая, и медная... (Гора)

    4. «Разминка для ума». Надо ответить на вопросы, написанные на билетиках. Ответил - продолжаешь играть дальше, не ответил - выбываешь.

    4.1. Назовите то, что есть у любого человека, но не могло быть у библейского Адама. (Пупок)

    4.2. Что хороший певец может потерять, а плохому - это все равно не достанется? (Голос)

    4.3. Назовите очки, позволяющие держать себя в руках. (Лорнет)

    4.4. У какого мастера шкурные интересы. (Скорняк)

    4.5. Сидит человек, а вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдет. Где он сидит? (У вас на коленях.)

    4.6. У кого ее нет, тот не хочет ее иметь, у кого она есть, тот не может ее отдать. Что это? (Лысина)

    4.7. Она ни одной глупости не сделала, а слывет символом глупости. Что это? (Пробка)

    4.8. Какое слово мужского рода означает королеву? (Ферзь)

    4.9. Как можно три раза наполнить до краев ведро, не опорожняя его? (Сначала насыпать камни, потом песок, потом налить воду.)

    4.10. Какому врачу частенько приходится извлекать корень? (Стоматологу)

    4.11. Какое архитектурное сооружение вмещает большое количество ума? (Палата)

    4.12. Какие яйца никогда никем не были снесены? (Киндер-сюрприз)

    4.13. Какой вещи, несмотря на ее небольшой размер, выделяют в квартире отдельную комнату? (Унитаз)

    4.14. Из-за какого атавизма вы рискуете попасть под нож? (Аппендицит)

    4.15. Что за человек с видимым удовольствием в тысячный раз рассказывает об одном и том же? (Гид, экскурсовод, искусствовед)

    4.16. Какого охранника человек создает по своему образу и подобию? (Пугало)

    4.17. Кто ходит, сидя? (Шахматист)

    4.18. В русском языке есть одно слово, которое всегда произносится неправильно. Что это за слово? (Неправильно)

    4.19. Почему мужчина, живущий в Киеве, не может быть похоронен к востоку от реки Волга? (Потому, что он еще жив.)

    4.20. Сколько животных взял Моисей в свой Ковчег? (Нисколько. Ковчег был у Ноя, а не у Моисея.)

    4.21. Разрешено ли в Туркмении жениться на сестре своей вдовы? (Если жена человека - вдова, то он уже умер.)

    22.22. Что становится легче, когда его наполняют? (Воздушный шар)

    4.23. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? (Вторую)

    4.24. Вы обогнали последнего бегуна. Какую позицию вы теперь занимаете? (Это невозможно. Если вы бежите за ним, значит, он не последний.)

    4.25. У отца Мэри пять дочерей: 1. Чача. 2. Чече. 3. Чичи. 4. Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)

    4.26. У входа в Британский Музей стоят двое американцев. Один из них - отец сына другого. Как такое возможно? (Они были мужем и женой.)

    5. «Скажи по...». Многие слова пришли к нам из других языков и настолько прижились у нас, что иногда мы забываем, какое значение они имеют у себя на родине. Например, вот что значат латинские слова: абитуриент

    (выпускник), монах (одинокий), аббат (отец); арабское слово: бедуин (степняк, житель степей).

    Попробуйте сказать по...

    по-английски

    по-арабски

    по-гречески

    петушиный хвост

    передний

    ноль, ничто

    золотой цветок

    воображение

    перламутр

    коктейль

    талисман

    хризантема

    фантазия

    маргарин

    по-голландски

    по-испански

    по-итальянски

    по-китайски

    на латыни

    по-немецки

    по-персидски

    полинезийски

    по-польски

    по-татарски

    по-турецки

    по-тюркски

    по-французски

    китайское яблоко

    праздничный

    первая дама

    зеленый листочек

    исступленный

    учение, школа

    удар, толчок

    свободный

    спокойствие

    кукурузное зерно

    шейный платок

    хлеб с маслом

    возрастание

    не понимаю

    разбойник

    свидание

    ткань из Китая

    мертвая природа

    лицом к лицу

    жеваная бумага

    длинный стул

    толчок, удар

    апельсин

    фестиваль

    вендетта

    примадонна

    бутерброд

    крепдешин

    натюрморт

    папье-маше

    по-японски

    жирный, тучный

    я пропускаю

    крутая яма

    Фудзияма

    6. «Чего и сколько?». Ребятам выдаются карточки по числу вопросов и маркеры. Решив задачу, они должны написать ответ маркером, а карточку поднять над головой.

    6.1. Сколько девяток в числах от 1 до 100? (Двадцать)

    6.3. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше двух, но меньше трех? (Запятую)

    6.4. Во сколько раз большее однозначное число меньше большего двузначного числа? (99: 9 = 11 раз)

    6.5. Сколько получиться, если из числа, выраженного тремя единицами второго разряда, вычесть число, выраженное пятью единицами первого разряда? (30 - 5 = 25)

    6.6. На сколько единиц меньше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двузначное число? (99 - 9 = 90)

    6.7. Назовите два таких числа, чтобы их сумма и разность равнялись трем. (3 и 0)

    6.8. Сколько получится, если из наименьшего семизначного числа вычесть наибольшее шестизначное число? (1)

    6.9. Сколько получится, если к наибольшему четырехзначному числу прибавить наименьшее двузначное число? (9999 + 10 = 10009)

    6.10. Ребята, наверняка, знают, как пишутся римские цифры в пределах десятка. А вот цифры, обозначающие большие значения, надо будет нарисовать на плакате: L 50, С 100, Д 500, М 1 000.

    Ведущий показывает карточки, на которых написаны римские цифры, ребята на своих карточках пишут эти же значения, привычными нам, арабскими цифрами:

    6.11. Старославянская нумерация основана почти на том же правиле, как и римская: несколько букв под титлом (это черточка сверху буквы), написанных рядом, обозначают число, равное сумме чисел, обозначенных буквами. При этом, числа меньше тысячи, но больше двадцати - пишутся в том порядке, в котором они произносятся, то есть слева направо. Повесьте перед глазами ребят плакат с рисунком.

    Ведущий диктует число по-старославянски. Дети должны написать его арабскими (современными) цифрами:

    6.12. При обозначении чисел, меньших 20 и больших 10, буква, обозначающая единицу, ставится впереди буквы, обозначающей десяток. Продиктуйте ребятам следующие числа:

    6.13. На плакате написаны китайские цифры. Ведущий произносит цифры по-русски по одной для каждого игрока, дети называют их по-китайски.

    7. «Эквиваленты пословиц». Надо назвать русскую пословицу, которая по смыслу совпадает с иностранной.

    7.1. Английские пословицы:

    7.1.1. Хорошие мысли приходят потом. (Хорошая мысля приходит опосля.)

    7.1.2. Богатство создает друзей - нужда их испытывает. (Друг познается в беде.)

    7.1.3. Встать в грязь. (Сесть в лужу, калошу.)

    7.1.4. Безмолвный, как могила. (Нем, как рыба.)

    7.2. Армянские пословицы:

    7.2.1. Каждая неудача - назидание. (На ошибках учатся.)

    7.2.2. Кто с вороной дружит, будет и в навозе копаться. (С кем поведешься, от того и наберешься. С волками жить по-волчьи выть.)

    7.2.3. Что ему ни говори, он все равно своего осла гонит. (Хоть кол на голове теши.)

    7.3. Башкирская пословица:

    7.3.1. Там, где не знают тебя, уважают твою шубу. (По одежке встречают, по уму провожают.)

    7.4. Белорусская пословица:

    7.4.1. В свой час и сосна красна. (Всякому овощу свое время.)

    7.5. Бурятская пословица:

    7.5.1. Первый поросенок слепой. (Первый блин комом.)

    7.6. Индонезийская пословица:

    7.6.1. Очень резво белка прыгает, но иногда срывается. (Конь о четырех ногах, и то спотыкается.)

    7.7. Китайские пословицы:

    7.7.1. Будешь экономить в день по горсти - через десять лет купишь лошадь. (Пушинка к пушинке - будет перинка. Копейка рубль бережет.)

    7.7.2. Встретит человека - говорит по-человечьи, встретит черта - говорит по-чертовски. (И нашим, и вашим.)

    7.7.3. Глаза могут видеть на тысячу ли, но не могут видеть своих ресниц. (Не видит дальше собственного носа.)

    7.7.4. Если в горах нету тигра, то и обезьяна князь. (На безрыбье и рак - рыба. Меж слепых и кривой в чести.)

    7.8. Литовская пословица:

    7.8.1. Не разгрызешь орех - не съешь ядрышко. (Не потопаешь - не полопаешь.)

    7.9. Марийская пословица:

    7.9.1. Еще соли не пробовал. (Еще молоко на губах не обсохло.)

    7.10. Мордовская пословица:

    7.10.1. И в пшенице есть сор. (В семье не без урода)

    7.11. Немецкая пословица:

    7.11.1. Лису ловят лисицами. (Клин клином вышибают.)

    7.12. Персидские пословицы:

    7.12.1. Во рту козла трава сладкая. (О вкусах не спорят.)

    7.12.2. Кислую простоквашу видно по горшку. (Видно птицу по полету.)

    7.13. Польская пословица:

    7.13.1. С большого облака малый дождь. (Гора родила мышь.)

    7.14. Туркменская пословица:

    7.14.1. Знающему - светло, незнающему - темно.) Учение - свет, неучение - тьма.)

    7.15. Узбекская пословица:

    7.15.1. Лучше быть у себя пастухом, чем на чужбине падишахом. (Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе.)

    7.16. Финские пословицы:

    7.16.1. И у старой лисы голова в кувшине может застрять. (И на старуху бывает проруха.)

    7.16.2. По скотине и подстилка. (По Сеньке шапка.)

    7.16.3. Коль отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

    7.16.4. На своем поле плуг не тяжел. (Своя ноша не тянет.)

    7.17. Французская пословица:

    7.17.1. Разлука - смерть любви. (С глаз долой - из сердца вон.)

    7.18. Японская пословица:

    7.18.1. С воробьиную слезу. (С гулькин нос. Кот наплакал.)

    Примечания:

    Кроме того, конкурсы «Аукцион», «И такой, и сякой», «Разминка для ума», «Скажи по...», «Эквивалент пословиц» - можно проводить со всей аудиторией и вручать звездочки каждому, кто первым дал ответ.

    Если ребятам захочется, то можно определить самого-самого одаренного ребенка, предложив тем, у кого самое большое (и главное!) равное количество звездочек, сыграть в игру «Самый-самый».

    Сценарии для летнего лагеря: конкурсы

    Ведущий зачитывает определение - надо быстрее соперника назвать то, о чем идет речь:

    8. «Самый-самый».

    8.1. Самый глубокий океан. (Тихий)

    8.2. Самое соленое море. (Мертвое)

    8.3. Самый мелкий океан. (Атлантический)

    8.4. Самый большой музыкальный инструмент. (Орган)

    8.5. Самый большой струнно-смычковый инструмент. (Контрабас)

    8.8. Самый большой остров, принадлежащий России. (Сахалин)

    8.9. Самый большой остров на озере Байкал. (Ольхой)

    8.10. Самый большой вулкан в России. (Ключевская Сопка)

    8.11. Самое маленькое государство в мире. (Ватикан)

    8.13. Крупнейшая река мира, текущая с Запада на Восток. (Амазонка)

    8.14. Самый холодный полюс на Земле. (Южный)

    8.20. Самый крупный город в Западной Европе. (Париж)

    8.21. Самый крупный город в США. (Нью-Йорк)

    8.22. Самый колючий цветок. (Кактус)

    8.27. Самый крупный приток реки Енисей. (Ангара)

    8.28. Самое крупное сухопутное млекопитающее. (Слон)

    8.31. Самый известный герой книг Ильфа и Петрова. (Остап Бендер)

    8.32. Самое большое по площади государство Латинской Америки. (Бразилия)

    8.33. Самое распространенное осветительное устройство в России пятнадцатого века. (Лучина)

    8.34. Самый известный сочинитель органных произведений. (Иоганн Себастьян Бах)

    8.35. Самый длительный сон, в который может погрузиться человек. (Летаргический)

    8.36. Самое большое семя. (Кокосовый орех)

    8.37. Самое распространенное слово, придуманное чешским писателем Карелом Чапеком. (Робот)

    8.38. Самый распространенный во Вселенной химический элемент. (Водород)

    8.39. Самое страшное, по разрушительной силе, природное явление. (Землетрясение)

    8.40. Самый народонаселенный город Европы. (Москва)

    8.41. Самое прирученное в Европе насекомое. (Пчела)

    8.42. Самый великий английский драматург. (Уильям Шекспир)

    8.43. Самый лучший ныряльщик среди млекопитающих. (Кашалот)

    8.44. Наше дерево, разбрасывающее самое большое количество семян в год. (Тополь)

    8.46. Самое крупное пресмыкающееся из обитающих сегодня на Земле. (Крокодил)

    8.47. Самый легкоплавкий металл. (Ртуть)

    8.48. Кто среди обитателей животного мира развивает самую большую скорость (Сокол. Триста километров в час.)

    8.49. Самый большой цирк Древнего Рима. (Колизей)

    8.50. Самый многочисленный класс животного мира, по количеству видов. (Насекомые)

    8.51. Самая большая известная современной науке скорость в природе. (Свет. Триста тысяч километров в секунду.)

    8.52. Назовите имя основателя самого первого русского университета. (Михаила Васильевич Ломоносов)

    8.54. Самый большой по размерам грызун в России. (Бобр)

    8.56. Кто из животных имеет самую большую продолжительность жизни? (Гигантская, или Слоновая, черепаха - 180 лет.)

    8.57. Самая древняя (первая) книга по истории и географии Русской Земли. («Повесть временных лет».)

    8.58. Назовите море, омывающее самое большое количество государств. (Карибское море омывает 22 государства.)

    8.59. Назовите самую морозостойкую птицу. (Домашний гусь выдерживает температуру - 110 С° .)

    8.60. Самый знаменитый итальянский оперный театр. (Ла Скала)

    8.61 Самое маленькое млекопитающее Земли. (Землеройка)

    8.62. Самое высокое сооружение в Вашингтоне. (Капитолий)

    8.63. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

    8.64. Самый народонаселенный город мира. (Мехико)

    8.67. Самое высокое сооружение в Париже. (Эйфелева Башня)

    8.68. Птица - обладатель самого большого клюва. (Пеликан)

    8.69. Млекопитающее, приспособившееся жить на самой большой высоте над уровнем моря. (Як)

    8.71. Животное с самыми большими ушами. (Слон)

    8.72. Самое высокое млекопитающее. (Жираф)

    8.73. Самое крупное млекопитающее, обитающее в наши дни на нашей Планете. (Синий Кит)

    8.74. Какие животные собираются в самые большие стада? (Газели. Стадо может занимать площадь 24 километра х 150 километров.)

    8.75. Какая птица глубже всех ныряет? (Пингвин)

    8.76. Самый маленький по площади материк. (Австралия)

    8.77. Самое быстрое морское животное. (Дельфин-касатка)

    8.79. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда.)

    8.81. У какого морского животного самый длинный рог? (У нарвала-единорога.)

    8.82. У каких насекомых самые большие гнезда. (У термитлв.)

    8.83. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)