Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Зона настольно печатных игр. Настольно-печатные игры для ДОУ. Дошкольный возраст. Цели и задачи настольно-печатных игр

    Зона настольно печатных игр. Настольно-печатные игры для ДОУ. Дошкольный возраст. Цели и задачи настольно-печатных игр

    Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

    Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

    Веселый карандаш

    Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

    Оборудование: листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

    Возраст : 5–6 лет.

    Ход игры: дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх).

    После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

    Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

    Волшебные палочки

    Цель игры: научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

    Оборудование: 10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

    Возраст : 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

    Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

    Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

    Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

    Крестики-нолики

    Цель игры: разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

    Оборудование: листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

    Возраст : 6–7 лет.

    Ход игры: руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

    Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

    Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

    Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.


    Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

    Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

    Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

    Морской бой (1-й вариант)

    Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

    Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

    Возраст : 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10 см, состоящими из 100 клеток.

    Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

    Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

    Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

    Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

    Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

    Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

    Морской бой (2-й вариант)

    Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

    Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

    Возраст : 6–7 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

    После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1 см в длину).

    Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

    Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

    Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

    Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

    Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

    Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

    В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.

    Татьяна Макрушина
    Настольно печатные игры часть 1

    Настольно- печатные игры

    1) Чьи детки 2) Овощи 3) Что нужно кукле 4) Кто что ест 5) Где это можно купить 6) Разные по цвету и по названию 7) Сложи кубики 8) Фрукты и овощи 9) Садовник 10)Что за форма 11) Найди предмет по описанию 12) Найди предмет такой же формы 13) Угадай, что в руке? 14) Кому что нравится? 15) Что чем делается? 16) Поможем кукле 17) Кто это? 18) Когда? 19) Когда это бывает? 20) Ищи и найдёшь. 21) Кому что нужно для работы? 22) Лото 23) Парные картинки 24) Что растёт в лесу? 25) перемешанные картинки 26) Что сажают в огороде? 27) Домино 28) Что где растёт? 29) Посадим цветочек 30) Где это можно купить 31) Разные по цвету и по названию 32) Что за форма? 33) Когда это бывает? 34) Лото 35) Парные картинки 36)Фрукты и овощи

    Чьи детки

    Цель : Закрепить знания о домашних животных, их детенышей; кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении : вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

    Ход игры : Воспитатель берет набор картинок с изображением животных и их детенышей : корова и теленок, лошадь и жеребёнок, курица и цыплёнок. До начало игры воспитатель с детьми рассматривает картинки и уточняет знания детьми названия животных и их детенышей. Дети упражняются в звукопроизношении.

    Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котёнок? А теперь давайте поиграем - найдем детенышей наших животных. Картинку будете ставить, только после того, как его позовет мама к себе. Воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов : щенком, поросенком, котенком.

    Цель : Закрепить знания о различных овощах.

    Ход игры : дети складывают картинки из частей и говорят как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

    Что нужно кукле

    Цель : Упражнять культурно – гигиеническим навыкам.

    Ход игры : Воспитатель знакомит детей с картинками и спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям : - наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем? Дети приносят картинку, на которой нарисованные предметы для умывания кукле.

    Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности : Например говорит –«Наша кукла умылась, а теперь хочет расчесаться,Но чем?

    Кто что ест

    Цель : Уточнить представления детей о пище; активизировать в их речи употребление глаголов лакать, есть, грызть.

    Материал : персонажи из сказки «Репка» .

    Ход игры : Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Репка» . Спрашивает : «Что дед и баба сделали с репкой? (Вымыли, очистили и стали есть её) Бабка, дед, внучка они едят сладкую, сладкую репку. Какую репку едят дед с бабкой (сладкую) .Жучка, кошка, мышка на людей глядят, а репу не едят. Сейчас внучка им другую еду принесет. Кошке молочко и кусочек колбаски.: -Лакай кошка молочко. ; Жучке даст косточку, а мышке корочку хлеба или сыр.: Грызи мышка корочку. -Что делает кошка? (лакает, кушает)

    Что делает мышка и жучка? (грызут) . В конце игры все вместе вспоминают кто что ест в этой сказке.

    Где это можно купить?

    Цель : Закрепить знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах : продуктовых, промтоварных, книжных; учить различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

    Ход игры : Воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, какие они знают магазины около их дома, помогают ли они своим родителям при покупке. После беседы воспитатель показывает большие картины, на которых нарисованы разные магазины. –А сейчас дети я раздам маленькие карточки и вы должны рассказать, где в каком магазине это можно купить, принесите карточки и положите на большую картинку в тот магазин, где это можно купить?

    Разные по цвету и по названию

    Цель : Сформировать у ребенка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и по цвету; учить называть отображенные предметы и их цвет.

    Ход игры : Воспитатель садиться перед детьми раздает им карточки с изображением различных предметов разного цвета. Затем показывает детям картинку и предлагает назвать предмет, изображенный на ней. Ребята выполняют задания и спрашивают и спрашивают свои карточки с картинкой показанной воспитателем. Тому кто нашел на своей карточке такое же, воспитатель отдает свою картинку. Прежде чем закрыть свою картинку той, что получена от воспитателя, ребенок должен назвать цвет предмета. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки у детей не будут закрыты.

    Сложи кубики

    Цель : Упражнять детей в составление целого предмета из кубиков, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

    Ход игры : На коробке нарисованы целые картинки с изображением разных предметов. В другой коробке лежат кубики. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает кубик с фрагментом этой картинки.

    Как вы думаете от какой картинки этот кусочек? (от яблока) . Правильно, а теперь давайте найдем остальные части яблока . Дети вместе с воспитателем ищут кубики с изображением частей яблока . Когда все кубики найдены, воспитатель дает картинки каждому ребенку. Он просит детей собрать из кубиков изображения на картинке. Кубиков должно быть немного, чтобы детям легче было собрать картинку. Воспитатель исправляет ошибку. Потом меняет картинку и дети собирают из кубиков новую картинку.

    Фрукты и овощи

    Цель : Закрепить представления о фруктах и овощах.

    Ход игры : 1)Воспитатель раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы : фрукты и овощи.

    2)Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает и рассказывает что на ней нарисовано. Остальные угадывают по описанию, что на ней нарисовано.

    3)Сравнить изображение на карточке с настоящими фруктами и овощами .

    4)Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать к какой группе относиться.

    5)Воспитатель раздает детям карточки и говорит : «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты (овощи) поднимают картинку.

    Садовник

    Цель : Определить характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

    Ход игры : Дети сидят вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник, с лейкой обходит детей и говорит : «У меня большой сад, иди ко мне, Саша, что-нибудь сорвёшь. Ребенок, которого вызывают подходит к столу, выбирает себе картинку, смотрит и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший ребенок картинку становится садовником.

    Что за форма

    Цель формы : шарик, кубик, кирпичик, призму- учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно, тот, который просит воспитатель.

    Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической форме и назвать её. В заключении дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки.

    Найди предмет по описанию

    Цель : Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; учить описывать предмет не называя его.

    Ход игры : Воспитатель вместе с Буратино рассматривает предметы которые они подобрали для игры : мяч, грузовик, собачку, ведерко, куклу и т. д. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывают все предметы по разным местам и говорит : «Разбежались все наши игрушки, сейчас будете вы их искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катиться по полу. Вы с ним любите играть. (это мяч, мяч.) правильно, ребята. Вова найди мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

    Найди предмет такой же формы

    Цель : Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы : шарик, кирпичик, призму, кубик. Учить находить среди нескольких предметов именно, тот который просит воспитатель.

    Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем поочередно называть геометрическую фигуру. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагаю построить домик из кубика и призмы, положить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической формы и называть её.

    Угадай, что в руке

    Цель : Познакомить детей с разными формами.

    Ход игры : На столе лежат куб, шар, круг. Воспитатель называет форму предметов лежащих на столе, потом закрыть глаза и в это время прячет один из предметов за спину. Разрешает открыть глаза и спрашивает : «Какой предмет у меня в руке? Если ребенок отгадает, он кладет этот предмет в ящик, если не угадает, то воспитатель сам называет предмет и кладет его на стол. Игра заканчивается тогда, когда дети правильно угадают все три формы.

    Кому что нравится?

    Цель : Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

    Ход игры : Воспитатель сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками изображающих животных, затем раздает меньше картинки. После этого она показывает им например : корову и предлагает найти на маленькой картинке корм для неё и после этого ребенок у которого картинка с изображением травы кладет её возле себя.

    Что чем делается?

    Цель : Познакомить детей с некоторыми рабочими инструментами.

    Ход игры : Воспитатель показывает одну за другой, несколько картинок. Дети должны назвать предмет, нарисованный на картинке, сказать, что им делают и кто его использует при работе.

    Поможем кукле

    Цель : Закрепить знания о предметах и их использовании.

    Ход игры : Воспитатель раздаёт детям картинки и говорит : «Кукла села за стол, чтобы позавтракать, но стол не накрыт. Кто поможет кукле и даст ей, что ей нужно.» Дети, у которых на картинках изображена чайная посуда, дают эти картинки. «Кукла хотела бы поиграть, но у неё нет игрушек. Кукла вышла на улицу, на прогулку,но у неё нет одежды; «Кукла вышла на улицу и увидела …. и т. д.» дети каждый раз дают ей то, что нужно кукле.

    Цель : Узнавать животных по описанию.

    Ход игры : Воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные не увидели. Он подражает крику животных и их движениями, а остальные должны угадать какое это животное.

    Цель : Упражнять в употреблении понятий «УТРО» , «ПОЛДЕНЬ «, ВЕЧЕР» .

    Ход игры : Воспитатель при помощи куклы – марионетки производит разные действия, о какой части суток идёт речь . Например : кукла встаёт с постели, одевается и причёсывается (утро, обедает (полдень, раздевается и ложится спать (вечер) ,

    Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

    Игра «Цветы на клумбах».

    Цель

    : разноцветный картон, ножницы.

    Описание : воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы - круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

    Логические задачи.

    Цель : развивать внимание, логическое мышление.

    Описание : воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

    1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

    2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух - не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок - красный.)

    3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

    4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

    5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

    Игра «Я загадала...».

    Цель:

    Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

    Этот предмет летает? (Да.)

    У него есть крылья? (Да.)

    Он высоко летает? (Да.)

    Он одушевленный? (Нет.)

    Он сделан из пластмассы? (Нет.)

    Из железа? (Да.)

    У него есть пропеллер? (Да.)

    Это вертолет? (Да.)

    Игра «Выбери нужное».

    Цель : развивать логическое мышление.

    Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

    У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

    В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

    Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

    В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

    Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

    Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

    У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

    Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

    Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

    Эту игру можно продолжить.

    Игра «Я беру с собой в дорогу».

    Цель : развивать логическое мышление.

    картинки с изображениями одиночных предметов.

    Описание : выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

    Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

    Цель: развивать логическое мышление.

    Описание : ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

    Игра «Расселили птиц».

    Цель : развивать логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

    Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо - перелетных птиц, в другое - всех тех, кто имеет белое оперение, в третье - всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

    Игра «Ассоциации».

    Цель: развивать логическое мышление.

    Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

    Игра «Придумай предложение».

    Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

    Игровой материал и наглядные пособия : мячик для пинг-понга.

    Описание : воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

    Игры на развитие речи у дошкольников подготовительной группы

    Игра «Составьте предложение».

    Цель : развивать умения составлять предложения из данных слов и употреблять существительные во множественном числе.

    Описание: предложить ребенку составить предложение из слов. На первых занятиях количество слов не должно быть больше трех, например: «берег, дом, белый». Предложения могут быть такими: «На берегу реки стоит дом с белой крышей» или «Зимой крыши домов и реки становятся белыми от снега» и т. п. Пояснить ребенку, что форму слов можно изменять, то есть употреблять их во множественном числе, менять окончание.

    Игра «Противоположности».

    Цель: закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу.

    Игровой материал и наглядные пособия : фишки.

    Описание : предложить ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек в конце игры. В первой части игры составляются пары - имена существительные; затем - прилагательные, глаголы и наречия (огонь - вода, умный - глупый, закрыть - открыть, высоко - низко).

    Игра «Хорошо и плохо».

    Цель : развивать монологическую речь.

    Описание : предложить ребенку выявлять плохие и хорошие черты у героев сказок. Например: сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед - это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, - это плохо. Или сказка «Кот в сапогах»: помочь своему хозяину - это хорошо, но для этого он всех обманывал - это плохо.

    Игра «Противоречия».

    Цель : развивать умение подбирать слова, противоположные по значению.

    Описание: предложить ребенку найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы), утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:

    У прохожих на виду

    Висело яблоко в саду.

    Ну кому какое дело?

    Просто яблоко висело.

    Только конь сказал, что низко,

    А мышонок - высоко.

    Воробей сказал, что близко,

    А улитка - далеко.

    А теленок озабочен

    Тем, что яблоко мало.

    А цыпленок - тем, что очень

    Велико и тяжело.

    А котенку все равно:

    Кислое, зачем оно?

    «Что вы! - шепчет червячок. -

    Сладкий у него бочок».

    Г. Сапгир

    Обсудить стихотворение. Обратить внимание ребенка на то, что один и тот же предмет, одно и то же явление можно охарактеризовать по-разному, в зависимости от точки зрения, как в прямом, так и в переносном смысле.

    Игра «Кто ушел?».

    Цель: научить употреблять собственные имена существительные в именительном падеже единственного числа.

    Игровой материал и наглядные пособия: стулья.

    Описание : дети-зрители сидят на стульях. Перед ними, сбоку, ставятся 4 стула для участников игры. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут угадывать, кто ушел. Вызывает четырех детей. Трое садятся в ряд, четвертый, напротив. Воспитатель предлагает ему внимательно посмотреть, кто сидит напротив, сказать, как их зовут, и уйти в другую комнату. Один из трех прячется. Угадывающий возвращается и садится на свое место. Воспитатель произносит: «(Имя ребенка), посмотри внимательно и скажи, кто ушел?» Если ребенок угадывает, спрятавшийся выбегает. Дети садятся на свои места, а воспитатель вызывает следующих четырех детей, и игра возобновляется.

    Игра «Как мы одеваемся?».

    Цель : учить правильному употреблению нарицательных имен существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

    Игровой материал и наглядные пособия: предметы детской одежды.

    Описание : каждый ребенок задумывает какой-либо предмет одежды, например: платок, юбку, платье, перчатки, трусики, майку и т. п. Затем тихо называет его воспитателю, чтобы остальные дети не слышали (педагог следит, чтобы дети не выбрали одно и то же). Воспитатель начинает рассказывать о чем-нибудь, например: «Вася собрался кататься на санках и надел на себя...»

    Прервав рассказ, он показывает на одного из участников игры. Тот называет предмет одежды, какой задумал. Остальные дети должны рассудить, правильно ли оделся мальчик. Игра эта очень веселая, так как иногда получаются смешные сочетания.

    Игра «Кто скорее перенесет предметы?».

    Цель: закрепить в речи детей правильное употребление нарицательных имен существительных в единственном числе винительного падежа.

    Игровой материал и наглядные пособия : детская посуда и мебель.

    Описание: играющие дети садятся на стульчики, напротив них два стула, на которые кладут 5-6 предметов разной категории, например: детскую посуду (чашку, блюдце, чайник), детскую мебель (кроватку, стул, стол). На расстоянии ставят два пустых стула. Двое детей из разных команд становятся около стульев и по команде: «Раз, два, три - посуду бери!» - начинают переносить нужные предметы на пустые стулья, стоящие напротив. Выигрывает тот, кто правильнее и раньше других перенесет все предметы, относящиеся к названной педагогом категории, и назовет их. Затем соревнуются следующие пары детей.

    Образец речи : «Я перенес чайник (чашку, блюдце)».

    Игра «Один - одна — одно».

    Цель: научить различать род имен существительных.

    Игровой материал и наглядные пособия : в коробке перемешаны мелкие предметы (картинки):

    Мужской род

    карандаш

    Средний род

    полотенце

    Женский род

    кастрюля

    Описание: дети по очереди достают из коробки предметы, называя их: «Это карандаш». Педагог задает вопрос: «Сколько?» Ребенок отвечает: «Один карандаш». За правильный ответ ребенок получает картинку, в конце игры подсчитывает количество картинок у каждого ребенка и выявляет победителя.

    Игра «Угадай, что это?».

    Цель: учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с местоимениями.

    Игровой материал и наглядные пособия : натуральные фрукты (муляжи).

    Описание: воспитатель показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме или определить его твердость.

    Образец речи детей: «Это - яблоко. Оно круглое (твердое)».

    Игра «А ты что любишь?».

    Цель : учить спрягать глаголы.

    Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки на любую тему.

    Описание : один ребенок выбирает картинку (например с изображением вишен), показывает ее и, обращаясь к другому ребенку, произносит: «Я люблю вишню. А ты что любишь?» В свою очередь второй ребенок берет картинку (к примеру, с изображением слив) и, обращаясь к третьему ребенку, произносит: «Я люблю сливу. А ты что любишь?»

    При повторном проведении игры можно поменять тематику картинок.

    Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

    Игра «Где наш дом?».

    Цель:

    Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).

    Описание : ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко. Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.

    Игра «Построим пирамиду».

    Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше - четыре квадрата, затем - три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки - сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).

    Описание : воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.

    Игра «Стол находок».

    Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.

    Игровой материал и наглядные пособия : предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.

    Описание : воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.

    Игра «Как их зовут?».

    Цель : развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

    Описание : воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.

    Играют две команды - девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая - имя мальчика.

    Выигрывает та команда, которая первой составила имя.

    Примерный материал : лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

    Игра «Рассыпанные буквы».

    Цель : развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.

    Игровой материал и наглядные пособия : разрезная азбука по количеству детей.

    Описание : воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

    Игра «Зоопарк».

    Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.

    Игровой материал и наглядные пособия : три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками - графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображениями животных и их названий.

    Описание : воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

    Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

    Игра «Цепочка».

    Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.

    Описание : воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

    Игра «Зашифрованная азбука».

    Цель : закреплять знание алфавита и его практическое применение.

    Описание : воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:

    А О К Т С И Н Л Д М

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.

    Игра «Помоги Буратино».

    Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.

    Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.

    Описание : к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую - с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно. Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот. Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.

    Игра «Разведчики».

    Цель : развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

    Описание : воспитатель показывает еще один способ шифра - по первым буквам строк:

    Ящерица живет в пустыне.

    Животные могут быть дикими и домашними.

    Декабрь - зимний месяц.

    Утром мы завтракаем.

    Темная туча заслонила солнце.

    Если снег растаял, значит, наступила весна.

    Бревно - это спиленное дерево.

    Ягода малина созревает летом.

    Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.

    Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду

    Игра «Наседка и цыплята».

    Цели : закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

    Описание : па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети - «цыплята», один ребенок - «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

    Говорят, на заре

    Собирались на горе

    Голубь, гусь и галка...

    Вот и вся считалка.

    Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

    Цыплята есть хотят.

    Мы накормить должны цыплят.

    «Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз - созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) - его цыплята накормлены.

    Игра «Числовые домики».

    Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

    Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.

    Описание : играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.

    Игра «Загадай число».

    Цель : закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

    Описание : предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

    Игра «Собери цветок».

    Цель : развивать навыки счета, воображение.

    Игровой материал и наглядные пособия : сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.

    Описание : предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.

    Игра «Разложи цифры».

    Цель : упражнять детей в прямом и обратном счете.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.

    Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем - в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

    Игра «Превращение чисел».

    Цель : тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.

    Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

    Описание : предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

    Игра «Праздник числа».

    Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.

    Описание: объявить каждый день праздником какого- либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 - 5).

    Игра «Занимательные квадраты».

    Цель : закреплять навыки сложения, математические действия.

    Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.

    Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

    Число 6

    Игра «Математический калейдоскоп».

    Цель: развивать смекалку, сообразительность, умение использовать математические действия.

    Описание:

    Три мальчика - Коля, Андрей, Вова - отправились в магазин. По дороге они нашли три копейки. Сколько денег нашел один Вова, если бы он отправился в магазин один? (Три копейки.)

    Два отца и два сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому из них досталось по целому яйцу. Как это могло получиться? (За столом сидели 3 человека: дедушка, отец и сын.)

    Сколько концов у 4 палок? А у 5 палок? А у 5 с половиной палок? (У 4 палок 8 концов, у 5 - 10 концов, у 5 с половиной - 12 концов.)

    Поле вспахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7 тракторов.)

    Как в решете воды принести? (Заморозить её.)

    В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (В 8 часов.)

    Шли три козленка. Один - впереди двух, один - между двумя, а один - позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)

    Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет.)

    Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, когда встанет на 1 ногу? (2 кг.)

    Горело 7 свечей. Две потушили. Сколько свечей осталось? (Две, потому что остальные сгорели.)

    Шел Кондрат в Ленинград,

    А навстречу — двенадцать ребят.

    У каждого по три лукошка.

    В каждом лукошке - кошка.

    У каждой кошки по 12 котят.

    Сколько их всех шло в Ленинград?

    К. Чуковский

    (Один Кондрат шел в Ленинград, остальные шли навстречу ему.)

    Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».

    Цели : закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.

    Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

    Игра «Фотоаппарат».

    Цель : развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

    : карточки от лото или любые другие картинки.

    Описание : в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

    Игра «Найди отличия».

    Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

    сюжетные карточки.

    Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

    Игра «Сорока-белобока».

    Цель: развивать концентрацию внимания, память.

    Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).

    Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

    Игра «Сыщики».

    Цель : развивать ассоциативное мышление, память.

    Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

    Игра «Опиши предмет».

    Цель : учить запоминать признаки и свойства предмета.

    Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

    Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

    Игра «Повтори орнамент».

    Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

    Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

    Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

    Игра «Запомнил - нарисовал».

    Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

    Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

    Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

    Игра «Какая она».

    Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

    Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

    Игра «Нелогичные ассоциации».

    Цель : развивать ассоциативное мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

    Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

    Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

    Игра «Кто где живет».

    Цель: развивать зрительное внимание, память.

    Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

    Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

    Игра «Хлопни в ладоши».

    Цели : развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

    Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

    Игра «Вычеркни все буквы К».

    Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

    Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

    Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

    Игра «Меняем внешность».

    Цель: развивать наблюдательность.

    Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

    Игра «Верно-неверно».

    Цель: развивать внимание, память.

    Описание : воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

    Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

    Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

    Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

    Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

    Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

    Игра «Маленький жук».

    Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

    Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

    Игра «Выполни по образцу».

    Цель: развивать концентрацию внимания.

    Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

    Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

    Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

    Игра «Да-нет-ка».

    Цели : учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

    Описание : воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

    Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

    Цели: учить анализировать; развивать мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

    Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

    Игра «Сундук с сокровищами».

    Цель : развивать воображение, навыки анализа.

    Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

    Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

    Игра «Кто кем был?».

    Цель: развивать внимание, воображение.

    Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

    Например:

    Кем был старичок? (Мальчиком.)

    Чем было дерево? (Ростком.)

    Чем был Буратино? (Поленом.)

    Игра «Снаружи - внутри».

    Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

    Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

    Игра «Я -ты».

    Цель : развивать логическое мышление, быстроту реакции.

    Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

    Игра «Третий лишний».

    Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

    Описание : воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

    Игра «Отгадай по описанию».

    Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

    Описание : заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

    Например:

    Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

    Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

    Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

    Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

    Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

    Игра «Что сначала, что потом».

    Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

    Игровой материал и наглядные пособия : наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

    Описание : воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

    Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

    Игра «Какой он?».

    Цель : учить активно описывать признаки предметов.

    Описание : предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

    Игра «Что ты слышишь?».

    Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

    Игровой материал и наглядные пособия : музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

    Описание : воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

    Игра «Кто как разговаривает».

    Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

    Описание : предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

    Игра «Картинки-загадки».

    Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

    Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

    Игра «Шаги».

    Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

    Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

    Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

    Игра «Предлоги».

    Цель: закреплять навыки владения предлогами.

    Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

    Описание : расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

    Игра «Похожие слова».

    Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

    Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

    Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

    Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

    Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

    Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

    Игра «В слова».

    Цель : расширять словарный запас.

    Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

    Игра «Смысл слова».

    Цель : учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

    Описание : предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

    Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

    Игра с картинками в книжке или журнале.

    Цели : закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

    Игровой материал и наглядные пособия : книга с картинками (детский журнал), карандаш.

    Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

    Игра «Кто здесь живет?».

    Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

    Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

    A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

    К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.

    Игра «Слогомяч».

    Цель : развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

    Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

    Описание: один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» - получится «корова», к «ли» добавить «са» - получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

    Игра «Книжный детектив».

    Цели : учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

    Игровой материал и наглядные пособия : книги с иллюстрациями.

    Описание : загадать букву и дать задание ребенку - найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

    Игра «Сыщики».

    Цели: закреплять знание алфавита; развивать умение соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с буквами.

    Описание: разложить карточки с буквами на разных предметах. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета. Например, карточка с буквой «к» лежит на диване - это неправильно, она должна висеть, например, на картине. Можно усложнить игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

    Игра «По пятам».

    Цель : развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

    Описание : воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

    Игра «Художник-иллюстратор».

    Цели: учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

    Описание : прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание - подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

    Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

    Игра «Правильный счет».

    Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

    Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

    Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

    Игра «Кто где».

    Цель : учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

    Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

    Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

    Игра «Много-мало».

    Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

    Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

    Игра «Отгадай число».

    Цели: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

    Описание : спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

    Игра «Счетная мозаика».

    Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

    Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

    Описание : вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

    Игра «Точка-путешественница».

    Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

    Игровой материал и наглядные пособия : тетрадь в клетку, ручка.

    Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

    Игра «Читаем и считаем».

    Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

    Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

    Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

    Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

    Игра «Как живут деревья?».

    Цели: развивать речь; помочь в изучении растительного мира.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето - зеленое дерево, осень - дерево с желтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна-дерево с набухшими почками).

    Описание: выяснить, какое время года сейчас. Как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотреть картинки. Рассказать ребенку, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной - пробуждаются, осенью - готовятся ко сну и т. п.).

    Игра «Где чей листочек».

    Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или настоящие.

    Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

    Игра «Фруктовый сад».

    Цели : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

    Игровой материал и наглядные пособия: муляжи фруктов, овощей; карточки с изображениями фруктовых деревьев.

    Описание : разложить перед ребенком фрукты и овощи. Объяснить, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. После того как выявлены вес различия, предложить ребенку отделить фрукты от овощей. Поинтересоваться, знает ли ребенок, где растут фрукты. Рассмотреть изображенные на картинках фруктовые деревья. Разрезать яблоко или апельсин, показать ребенку спрятанные в них семена. Подвести итог: фрукты растут на деревьях. Деревья называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Можно побеседовать о том, что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют.

    Игра «Комнатные цветы».

    Цели: развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

    Описание : если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран - Индии, Мексики, Африки и т. д. Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот - любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.

    Игра «Найди пару»

    Дидактическая задача. Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

    Ход игры : детям предлагается найти к каждой рукавичке пару – точно такую же.

    Игра «Собери поезд»

    Цель: расширять и активизировать словарь по теме «Транспорт»,

    совершенствовать навыки порядкового счета, развивать зрительное восприятие и внимание, развивать навык группировки предметов по цвету, воспитывать усидчивость, дружеские взаимоотношения.

    Ход игры: детям предлагается собрать поезд, в котором все детали будут одного цвета. После этого нужно сосчитать количество вагонов у каждого поезда.

    ИГРА «Продолжи узор»

    Цель: Учить детей продолжать заданный узор, подбирая и чередуя карточки с теми же элементами узора, развивать внимание, мышление, закреплять знания о геометрических фигурах.

    Ход игры: дети получают полоску картона с начатым узором, состоящим из различных геометрических фигур, нужно выложить узор на полоске картона до конца.

    Игра «Зонтик»

    Задачи: закрепление и обобщение знаний детей о цвете, форме и размере предметов, развитие мелкой моторики, воспитание усидчивости и дружеских взаимоотношений.

    Ход игры: Детям предлагается поставит заплатки на зонтик так, чтобы он снова стал красивым.

    Игра «Домики»

    Цель: закрепление знаний о цвете, форме и размере предметов, развитие мелкой моторики, внимания, мышления.

    Ход игры: детям предлагается собрать домики целиком, вставляя в окошечки фигуры, подходящие по цвету, размеру и форме.

    Игра – шнуровка «Соедини фигуры»

    Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о геометрических фигурах, о цвете.

    Ход игры: детям предлагается найти одинаковые по форме, но разные по цвету фигуры, назвать их, определить цвет и с помощью шнурка соединить в пару.