Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Тематическая неделя «Сад и огород» (практический материал). Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности). Наши тематические занятия. Развивающие игры «Овощи. Фрукты Игра для 4 5 лет про фрукты

    Тематическая неделя «Сад и огород» (практический материал). Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности). Наши тематические занятия. Развивающие игры «Овощи. Фрукты Игра для 4 5 лет про фрукты

    «Опиши, а я отгадаю».

    Цель.

    Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их при­знакам.

    Задание. Выделить и назвать характерные признаки пред­мета в ответ на вопросы воспитателя.

    Игровое действие.

    Загадывание воспитателю загадок.

    Игровые правила.

    Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

    Оборудование.

    Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспита­теля ставят таким образом, чтобы растения ему не были видны.

    Ход игры.

    Воспитатель говорит детям; «Из овощей, что лежат на сто­ле, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отве­чайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Какого цвета?» и т.д.

    Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ре­бята расскажут о характерных признаках предмета, воспита­тель отгадывает загадки.

    «Чудесный мешочек».

    Цель.

    Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки. Игровые действия.

    Ребенок достает из мешочка фрукт. Обследует его, назы­вает. (К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.)

    У с л о ж н е н и я. 1. Через некоторое время дети определя­ют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.

    2. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из ме­шочка. Например, овощ похож на шарик с длинным хвостом, твердый. (Свёкла.)

    «Опиши, мы отгадаем».

    Цель.

    Учить детей классифицировать растения по их признакам.

    Вариант 1 . Задание: Описать предметы и найти их по опи­санию.

    Игровые действия .

    Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

    Игровые правила.

    Давать описание подробно и четко, в принятой последовательности.

    Ход игры.

    Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети со­ставляют описание одного из овощей или фруктов. Когда во­дящий возвращается, один из ребят рассказывает о характер­ных признаках плода, который надо узнать и назвать.

    Вариант 2 . Воспитатель предлагает одному ребенку зага­дать загадку - описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит.

    Воспитатель пред­упреждает водящего, что на загаданный плод не надо долго смотреть, так как остальные дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу догадаются. При этом следует напомнить пос­ледовательность описания: сначала рассказать о форме, ее де­талях, затем о плотности, окраске, вкусе.

    Игровое упражнение «Почтальон принес посылку».

    Цель.

    Развивав умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

    Игровое действие.

    Составление загадок об овощах.

    Материал.

    Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бу­мажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

    Ход игрового упражнения.

    Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что поч­тальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описы­вают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

    Игровое упражнение «Где что зреет».

    Цель.

    Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды растения с его листьями.

    Ход игрового упражнения.

    Выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)

    Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а ка­кие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составле­нии рисунка.

    Игровое упражнение «Собери урожай».

    Цель .

    Учить различать дары полей, садов. Помочь собрать уро­жай труженикам полей.

    Ход игрового упражнения .

    Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

    Игровое упражнение «Раньше - позже».

    Цель .

    Развивать логическое мышление.

    Ход упражнения .

    Задание № I . На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других» (четыре картинки).

    Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре кар­тинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажите картинку, где луковицы посажены позже других».

    Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».

    Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре кар­тинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».

    «Что сажают в огороде».

    Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их приме­нения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, ре­чевые навыки.

    Игровое правило.

    Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

    Игровое действие.

    Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

    Ход игры.

    Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите „да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете „нет". Кто ошибется, тот проигрывает».

    Воспитатель. Морковь.

    Воспитатель. Огурцы.

    Воспитатель. Свёкла.

    Воспитатель. Сливы.

    Дети. Нет!

    Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь вни­мателен!»

    «Кто скорее соберет» .

    (Модели - грядка, сад)

    Цель.

    Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисцип­линированность.

    Игровое правило.

    Собирать овощи и фрукты только в соответствии с помет­кой - значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой - «огурец»). Выигрывает та команда, ко­торая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

    Игровые действия.

    Поиск предметов, соревнование команд.

    Ход игры.

    Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

    «А сейчас будем соревноваться - чья бригада скорее со­берет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку „Яблоко" или модель „Сад") надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец - модель „Огород") овощи. Кто счи­тает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

    Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

    Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, ко­торая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

    "После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

    «Найди, что назову».

    Первый вариант.

    Дидактическая задача .

    Найти предмет по слову-названию.

    Игровое действие .

    Поиск «спрятавшихся» ово­щей и фруктов.

    Правила .

    Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

    Оборудование.

    Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, вели­чина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по вели­чине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста…).

    Ход игры .

    Воспитатель предлагает одному из де­тей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «По­катай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пы­тается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.

    Второй вариант.

    Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

    Третий вариант.

    Игра оборудуется н проводится так же, как и в пер­вых двух вариантах. Здесь решается задача- закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.

    Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы раз­ной окраски в соответствии с окраской предмета.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экологические игры для дошкольников 4 - 5 летнего возраста при ознакомлении с овощами и фруктами.

    «Опиши, а я отгадаю».

    Цель.

    Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

    Задание. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

    Игровое действие.

    Загадывание воспитателю загадок.

    Игровые правила.

    Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.

    Оборудование.

    Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят таким образом, чтобы растения ему не были видны.

    Ход игры.

    Воспитатель говорит детям; «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем он начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Какого цвета?» и т.д.

    Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

    «Чудесный мешочек».

    Цель.

    Закреплять умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки. Игровые действия.

    Ребенок достает из мешочка фрукт. Обследует его, называет. (К концу года можно использовать муляжи, активизируя память детей.)

    У с л о ж н е н и я. 1. Через некоторое время дети определяют овощи и фрукты на ощупь, не вынимая из мешочка.

    2. Воспитатель перечисляет признаки задуманного овоща или фрукта, а ребенок находит его на ощупь и достает из мешочка. Например, овощ похож на шарик с длинным хвостом, твердый. (Свёкла.)

    «Опиши, мы отгадаем».

    Цель.

    Учить детей классифицировать растения по их признакам.

    Вариант 1 . Задание: Описать предметы и найти их по описанию.

    Игровые действия .

    Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

    Игровые правила.

    Давать описание подробно и четко, в принятой последовательности.

    Ход игры.

    Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.

    Вариант 2 . В оспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку - описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит.

    Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный плод не надо долго смотреть, так как остальные дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу догадаются. При этом следует напомнить последовательность описания: сначала рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.

    Игровое упражнение «Почтальон принес посылку».

    Цель.

    Развивав умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

    Игровое действие.

    Составление загадок об овощах.

    Материал.

    Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

    Ход игрового упражнения.

    Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи и фрукты Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

    Игровое упражнение «Где что зреет».

    Цель.

    Учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды растения с его листьями.

    Ход игрового упражнения.

    Выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши.)

    Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

    Игровое упражнение «Собери урожай».

    Цель .

    Учить различать дары полей, садов. Помочь собрать урожай труженикам полей.

    Ход игрового упражнения .

    Детям предлагается собрать отдельно овощи, фрукты, выставляя их перед соответствующими сюжетными картинками. Рассматривая картинки, дети составляют рассказ о том, как выращивают тот или иной урожай.

    Игровое упражнение «Раньше - позже».

    Цель .

    Развивать логическое мышление.

    Ход упражнения .

    Задание № I. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. «Укажи картинку с изображением цветов, посаженных раньше других» (четыре картинки).

    Задание №2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. «Покажите картинку, где луковицы посажены позже других».

    Задание №3. К рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. «Покажите картинку, где морковь посажена раньше».

    Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. «Покажите картинку, где репа посажена позже».

    «Что сажают в огороде».

    Цель. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

    Игровое правило.

    Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

    Игровое действие.

    Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

    Ход игры.

    Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите „да", если же то, что в огороде не растет, вы скажете „нет". Кто ошибется, тот проигрывает».

    Воспитатель. Морковь.

    Дети. Да!

    Воспитатель. Огурцы.

    Дети. Да!

    Воспитатель. Свёкла.

    Дети. Да!

    Воспитатель. Сливы.

    Дети. Нет!

    Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»

    «Кто скорее соберет» .

    (Модели - грядка, сад )

    Цель.

    Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

    Игровое правило.

    Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой - значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой - «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

    Игровые действия.

    Поиск предметов, соревнование команд.

    Ход игры.

    Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

    «А сейчас будем соревноваться - чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку „Яблоко" или модель „Сад") надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован огурец - модель „Огород") овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимет вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

    Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

    Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

    "После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

    «Найди, что назову».

    Первый вариант.

    Дидактическая задача .

    Найти предмет по слову-названию.

    Игровое действие .

    Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

    Правила .

    Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

    Оборудование.

    Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста…).

    Ход игры .

    Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.

    Второй вариант.

    Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

    Третий вариант.

    Игра оборудуется н проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача- закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.

    Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.


    по теме: «Овощи и фрукты»

    Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

    Задачи:

    Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

    Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

    Расширить знания детей о картофеле и капусте;

    Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

    Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

    Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

    Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

    Предварительная работа.

    Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

    Отгадывание загадок.

    Материалы к занятию .

    Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

    Корзина для овощей, ваза для фруктов;

    Жетоны (в форме фруктов и овощей);

    Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

    Ход занятия.

    Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

    Что у вас получилось?

    Как одним словом можно назвать эти картинки? овощи а у вас фрукты)

    Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах)

    Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

    1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

    2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

    3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

    В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

    1 Задание. Отгадай загадку.

    Загадка для команды овощей

    1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

    скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

    А теперь для фруктов:

    2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

    Кто любит щи – иди ищи.

    Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

    Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

    Овощи ваша загадка

    5. Само с кулачок, красный бочок.

    Тронешь пальцем – гладко,

    А откусишь сладко.

    Фрукты, внимание, загадка для вас

    6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

    2. Задание. Кто больше назовет овощей.

    Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

    Начинает команда Овощей.

    3 . Задание. Кто больше назовет фруктов.

    Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

    Первой начинает команда Фруктов.

    4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

    - Команда «Фрукты»:

    «Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)

    А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

    А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

    Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

    Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, варенники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

    Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

    А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов)

    Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

    Варенье из яблок – яблочное варенье

    Из слив – сливовое варенье

    Из персиков – персиковое варенье

    Из абрикосов– абрикосовое варенье

    Из вишни – вишневое варенье

    Из груш - грушевое варенье

    Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

    Физкультминутка.

    А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

    Мы картошку накопали,

    Огурцы с грядки сорвали, (приседания)

    Выдергали всю морковку, (наклоны)

    Срезали капусту ловко.

    И в корзине от земли вам подарок принесли.

    Продолжаем нашу игру.

    5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

    Это стихотворение для команды «Овощи».

    Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

    Помидоры и укроп для приправы и для проб.

    Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

    Но арбузы не растут тут.

    Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

    Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

    Стихотворение для команды «Фрукты»

    Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

    Хозяйка с базара домой принесла:

    картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

    Из чего хозяйка готовила суп?

    5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

    Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка

    Маленькая (что?) – редиска, морковка

    Круглый (что?) – помидор, персик, горошек

    Синяя – слива

    Зеленый – огурец, помидор, кабачок

    Сладкая – груша, морковка, слива.

    Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

    6. задание. Игра «Доскажи словечко».

    Слушает и отвечает команда «Овощи».

    На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох)

    «Фрукты»

    И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

    В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

    Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

    Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

    «Фрукты»

    Кругла да гладка, откусишь – сладка.

    Засела крепко на грядке…(репка)

    Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

    «Фрукты»

    Верите – не верите, мы родом из Америки.

    В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

    А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

    Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

    Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

    Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

    Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

    7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

    1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

    2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

    - «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

    - «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

    3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька

    «Крошечка - хаврошечка» - яблонька

    Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

    8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

    Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

    Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

    Вот и закончилась наша игра-соревнование.

    Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала 14 очков, а команда «Фрукты», посчитаем….14 очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

    А какие задания оказались для вас самыми интересными?

    Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

    На этом занятие законченно.

    Цель: уточнять представления о месте роста плодов овощей и фруктов; упражнять в суффиксальном словообразовании.

    Воспитатель (ведущий) показывает детям и называет картинку («Клубника!»), отдает картинку любому из играющих, который должен ответить, где она выросла. («На клубничной грядке!»)

    Куст - смородиновый, малиновый, виноградный, крыжовниковый, облепиховый, шиповниковый, ежевичный и т. д.

    Дерево - яблоневое, вишневое, персиковое, грушевое, сливовое, апельсиновое, лимонное, мандариновое и т. д.

    Цель: развивать моторику ведущей руки; конкретизировать представление о внешнем виде овоща (фрукта).

    Материал: незаконченные рисунки овощей и фруктов, цветные карандаши.

    В. Засветилась у фотографа фотопленка, поэтому все «фотографии» проявились только наполовину. Помогите закончить изображение!

    О вощная грядка

    Цель: развивать пластичность движений, стимулировать воображение детей, вызывать сочувствие и бережное отношение к молодым росткам любых растений.

    В. Вокруг себя повернитесь, в семена овощей превратитесь!

    Дети садятся на коврик - грядку. Закрывают глаза - «спят на земле».

    В. Как чувствуют себя семена в земле?

    Дети отвечают, если воспитатель дотрагивается рукой до кого-либо из них: «мне здесь тепло», «А мне тяжело под землей и трудно дышать», «А мне пить хочется», «А мне хочется поскорее отсюда выбраться к солнышку» и т. д.

    В. Дождик, дождик, полей мою грядку!

    Солнышко, солнышко, согрей мою землю!

    Воспитатель включает медленную музыку, дети-семена под эту музыку изображают в движениях «пробуждение» семян. Воспитатель также подходит к любому из детей и спрашивает: «Что ты сейчас делаешь?»

    • Я пью корешками воду!
    • Я маленьким росточком выглянул из земли!
    • Я расправил первые два лепестка, тянусь к солнышку!
    • Я качаюсь под легким дуновением ветерка и греюсь на солнышке!
    • Я умываюсь под теплым дождиком!
    • У меня появились цветочки! (Все дети расправляют ладошки и улыбаются - «расцвели».)

    Затем все дети раздувают щеки, надувают животики - созревают плоды.

    В. Что выросло на моей грядке?

    Дети по очереди должны назвать овощ и сесть на свой стульчик за столом. Но при этом нельзя повторять название овоща. Для этого воспитатель выставляет на полотне картинку с изображением названного каждым ребенком овоща.

    З апретная картинка

    Цель: тренировать внимание, активизировать словарь.

    В. Как называется отдел в магазине, где продаются овощи? (Овощной.) В магазине мы выбираем себе овощи (в ряд расставлены предметные картинки с изображением овощей и среди них - несколько фруктов).

    Дети хором называют картинки, которые показывает воспитатель, но только овощи, а фрукты называть нельзя. Кто ошибается, выходит из игры.

    В еселый повар

    Цель: активизировать словарь по теме «овощи - фрукты», «Продукты питания»; упражнять детей в практическом усвоении приемов суффиксального словообразования.

    В. Купил веселый повар в магазине разные овощи, фрукты, грибы и ягоды и задумался, что из чего можно приготовить. Ему надо сделать суп, салат, компот, пирог, варенье, пюре, кашу, оладьи и т. п. Поможем ему?

    Дети берут по одной картинке с изображением овоща, фрукта, ягоды. Воспитатель называет блюдо: «Суп!»

    Каждый ребенок выбирает одну из своих картинок и предлагает название этого блюда: «Суп капустный - щи!», «Суп картофельный!», «Суп свекольный - борщ!» (дети одобряют) , «Суп яблочный!» (дети не принимают).

    Ребенок, который ошибся, должен предложить всевозможные блюда из названного им фрукта - из яблок: пюре, компот, варенье.

    Затем воспитатель предлагает другое блюдо: «Варенье!» Игра продолжается в том же порядке.

    С оковыжималка

    Цель: та же.

    Дети достают из мешочка угаданные на ощупь фрукты, овощи (или просто на выбор предметные картинки).

    В. Сделаем из этих растений сок! Назовите этот сок!

    Из свеклы - сок свекольный, из моркови - …; из сливы - …; из капусты - …; из огурца - … и т. д.

    П одай десерт!

    Цель: активизировать названия фруктов, ягод, упражнять в самостоятельном подборе определений к слову - существительному.

    Проводится в виде пальчиковой гимнастики: все дети сжимают кулачок и под диктовку ведущего постепенно разгибают пальчики, считая пять блюд предлагаемого десерта.

    Ведущий называет ягоды и фрукты, которые он предлагает на десерт, но обязательно должен расхваливать каждое блюдо: «Наливная груша, сладкая малина, сочное яблоко…» Повторять определения нельзя.

    Цель: упражнять детей в подборе синонимов, аналогий к неживому предмету, сравнивая его с человеком; стимулировать развитие воображения.

    Воспитатель показывает одну из картинок с изображением овоща или фрукта.

    В. Что это вам напоминает? Что еще бывает круглым? Овальным? Треугольным? Оранжевым? Желтым?

    У кого может быть вот такой хвостик, как ботва у моркови? (Дети сравнивают зеленые веточки моркови с хвостиком животных.)

    Как только у кого-то из детей появилось сравнение с прической девочки (хвостик из волос на голове), воспитатель задает вопросы всем: «Где у овощей руки? Ноги? Голова? Глаза?

    В гости к Чипполино

    Воспитатель показывает картинку с изображением Чипполино.

    В. Из какой сказки этот герой? Кто ее автор? (Джанни Родари.)

    Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов.

    В. Вы приходите в гости к Чипполино, здороваетесь и называете себя, представляетесь.

    Я - Синьор-Помидор: красный, сочный, толстый, важный…

    Мы - сестрички-Вишенки: добрые, полезные, красные, веселые…

    В олшебник огородник

    Цель: стимулировать воображение, развивать умение в сложении основ, создавая новые слова.

    В. На волшебном празднике овощи и фрукты подружились. Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Веселый огород»:

    Показал садовод

    Нам такой огород,

    Где на грядках,

    Засеянных густо,

    Огурбузы росли,

    Помидыни росли,

    Редисвекла, чеслук

    И репуста.

    Сельдерошек поспел.

    И моркофель дозрел,

    Стал уже осыпаться спаржовник,

    А таких баклачков

    Да мохнатых стручков

    Испугался бы каждый садовник!

    Расскажите, какие плоды вырастут на волшебном огороде!

    Дети в произвольном порядке составляют пары картинок овощей и фруктов, «склеивая» при этом их названия в одно слово: огурец + арбуз = ОГУРБУЗ.

    В. В чем его преимущество? (Кожуру от огурца легче чистить и можно кушать, меньше отходов. Серединка от арбуза сочная, сладкая, ее много. Семечки тоже должны быть от огурца - мягкие, чтобы их можно было съесть.)

    Так же предложить разобрать преимущества МОРКОПУСТЫ, КАРТОБУЗА, ОГУРЛУКА, ПОМИСОЛНУХА, ПОМИДЫНИ и т. д.

    Н еобычные фрукты

    Цель: упражнять детей в выделении свойств и признаков объектов, совмещать эти признаки, развивать воображение.

    В. Яблоко какое?

    (Круглое, овальное, зеленое, красное, желтое, вкусное, кислое, сладкое, сочное, наливное, твердое, гладкое и т. д.)

    Воспитатель или ребенок выбирает из другой стопки картинок любой случайный предмет: пингвин - какой? (Черно-белый, неуклюжий, толстый, бегущий, прыгающий, плавающий, скользящий, важный, заботливый.)

    В. Наделим яблоко свойствами пингвина - каким станет яблоко?

    • Прыгающее яблоко должно иметь ножки, чтобы прыгать.
    • Смеющееся яблоко должно иметь рот и глаза, чтобы смеяться.
    • Плавающее яблоко бывает на самом деле, т. к. яблоко не тонет в воде.
    • Нарядное яблоко - это спелый плод, т. к. он разноцветный, красивый.

    К оролева кукуруза

    Цель: упражнять в словообразовании, подборе слов-определений к предложенному блюду.

    Воспитатель показывает кукурузный початок.

    В. К нашему повару в гости приходила королева Кукуруза. Посмотрите, что можно приготовить из кукурузы! (Можно сварить. Кукурузные палочки! Кукурузные оладьи из кукурузной муки! Кукурузные зерна в салате!)

    Х орошо - плохо

    Цель: упражнять в выделении свойств объекта и определении его значения для человека.

    Воспитатель делит детей на две группы. Первая называет только положительные стороны для жизни и здоровья человека, а вторая - только отрицательные (для человека).

    Питаться одними яблоками - хорошо или плохо?

    Кушать зеленые яблоки или помидоры.

    Выращивать груши на яблоне.

    Не мыть перед едой овощи и фрукты.

    Выращивать фрукты в лесу.

    Сварить из фруктов суп.

    Игры по теме «Овощи и фрукты» подготовили Л.Ладутько, С.Шкляр

    Здесь ты найдешь тысячи игр, которые тебе наверняка понравятся! Наши игры про приукрашивание, одевалки и игры про макияж помогут пробудить в себе стилиста, а игры о лошадях и другие игры про животных позволят лучше узнать природу! На GGG.ru полно бесплатных игр для девочек! Игры про принцесс позволят почувствовать себя персоной королевской крови, игры про приготовление еды – улучшить кулинарные навыки, а музыкальные игры разовьют творческие способности! Играй с подружками в сети, чтобы бить их рекорды и показывать друг другу свои работы! Если ты ищешь прикольные игры для девочек , сайт – то, что нужно, ведь новые бесплатные игры появляются на герлс го геймс.ру ежедневно!

    сайт всегда предлагает широчайший выбор бесплатных игр онлайн . Совершенно новые игры появляются на сайте ежедневно!

    сайт всегда предлагает широчайший выбор бесплатных игр онлайн. Совершенно новые игры появляются на сайте ежедневно!

    Гребенкина Ирина Николаевна
    Тематическая неделя «Сад и огород» (практический материал). Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности)

    Тематическая неделя «Сад и огород »

    (практический материал )

    ИГРЫ (дидактические , сюжетно – ролевые , театрализованные , подвижные и игры малой подвижности )

    Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

    П. З. - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

    Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко» , на другой – «огурец» ). Выигрывает та команда , которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

    Ход игры . Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад» ) надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород » ) овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде ».Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке) .Выбираются две бригады : овощеводов и садоводов (по два-три человека) . По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

    Дидактическая игра «Что сажают в огороде »

    П. з. - учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

    Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет» .

    Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

    Ход игры . Воспитатель спрашивает : «Дети, вы знаете, что сажают в огороде ? Давайте поиграем в такую игру : я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте . Если я назову то, что сажают в огороде , вы отвечаете «да» , если же то, что в огороде не растет , вы скажете «нет» . Кто ошибется, тот проигрывает » Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети. Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать : «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен

    Дидактическая игра «Садовник» .

    П. з. – развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

    Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.) Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.) Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.) Завели мы разговор : - Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.) - Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

    Дидактическая игра «От какого дерева лист?»

    П. З. - знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.

    Дидактическая игра «Собери урожай»

    П. З. - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

    Ход игры . Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения : хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

    Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

    П. З. – закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

    Ход игры . На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.

    Дидактическая игра «Вершки - корешки»

    П. З. - развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

    Ход игры . Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается . Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно - вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными , поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

    Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

    П. З. - развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.

    Ход игры . Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель - называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

    Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

    П. З. - развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

    Ход игры . Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

    Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»

    П. З. - развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

    Ход игры . Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа : «Огурец можно есть в сыром виде» , «Картофель надо варить» . Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

    Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде

    П. З. - развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры .

    Ход игры . По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот , кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

    Дидактическая игра «Найди по описанию»

    П. З. - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

    Ход игры . Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

    Дидактическая игра «С какой ветки детки»

    П. З. - развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

    Ход игры . Педагог задает детям вопрос, например : «Как называется дерево, на котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают » их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

    Дидактическая игра «Угадай-ка»

    П. З. - развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.

    Ход игры . Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами - в другую. Дети должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом.

    Педагог раздает картинки с нарисованными ягодами, предлагает играющим картинки с лесными и садовыми ягодами разделить по группам, перечислить, назвать их обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и в саду.

    Педагог раздает картинки с нарисованными фруктами, предлагает играющим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких стран, перечислить их, назвать обобщающим словом. .

    Игра-хоровод «Кабачок»

    П. З. - развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

    Ход игры . Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют :

    Кабачок, кабачок,

    Тоненькие ножки,

    Мы тебя кормили,

    Мы тебя поили,

    На ноги поставили,

    Танцевать заставили.

    Танцуй, сколько хочешь,

    Выбирай, кого захочешь!

    Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.

    Подвижная игра «Баба сеяла горох»

    П. З. - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры .

    Ход игры . Один из детей становится водящим, все остальные - горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

    Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

    Ох! Уродился он неплох. (Приседают)

    Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

    Мы помчимся - ты постой!

    Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка. Водящий имеет право только салить.

    Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке »

    П. З. – развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

    Огород у нас в порядке ,

    Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой) .

    Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол) .

    Поливали огород (показываем, как поливали лейкой) .

    В лунках маленьких не густо

    Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени) .

    Лето все она толстела,

    Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся) .

    А сейчас ей тесто, бедной,

    Говорит : «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

    Игра малой подвижности «Огородник »

    П. З. - Закрепить представление об огородных растениях , активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

    Ход игры . Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем : репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают :

    Кто там?

    - Огородник .

    За чем пришел?

    За репой!

    После этого все водят хоровод, приплясывают и поют :

    Сверху репа зелена,

    По середке толста,

    К концу востра, прячет хвост под себя.

    Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

    Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить :

    Я репа, ау!

    Огородник должен отгадать , кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

    Подвижная игра «Огород »

    П. З. - Развитие координации движений, умения действовать по команде.

    ХОД ИГРЫ : Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород ". В огороде у ребят Есть морковка и салат, Все для ребят, Все для ребят! Старый дедушка ходил, Он морковку сторожил. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде ".) Старый дедушка устал, Сел на травку, задремал. Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.) Курочки бегут, бегут И цыплят к себе зовут Морковку щипать, Морковку щипать. (Дети-"курочки" выбегают на носочках.) Дедушка нас услыхал, Всех курочек прогнал. Кыш, куры, кыш, Кыш, куры, кыш!

    Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

    П. З. - развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу, упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.

    Ход игры . Площадка (комната) представляет пруд. На одном конце площадки отделяется «глубокое место» , где укрываются «рыбки» . На другом конце поставлены стулья или скамья для пойманных рыб - «садок» . Воспитатель, изображающий рыбака, выбирает себе из числа играющих помощника. Когда начинается игра, рыбки плавают свободно по всему пруду.

    Подвижная игра «Посади и собери картофель»

    П. З. – развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по плану.

    Ход игры . Дети распределяются на 3-4 команды с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12-20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом) . В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первой закончившая задание. Картофель должен лежать в лунке (круге) . Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на места. Игра повторяется 3-4 раза.

    Подвижная игра «Горелки»

    П. З. – закрепить умение детей соотносить действия со звуковым сигналом и придерживаться правил игры .

    Ход игры . Играющие (11-13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2-З шагах) стоит ловящий, он смотрят вперед. Играющие хором произносят :

    Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

    Глянь на небо - Птички летят, колокольчики звенят

    Раз, два, три - беги!

    После слова «беги» дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны : один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если ловящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет ловящим. Если ловящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется

    Подвижная игра «Мяч водящему»

    П. З. – развивать ловкость, умение подбрасывать мяч и ловить его двумя руками.

    Ход игры . Провести 2 линии. Расстояние между ними 2-З м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится – водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает мяч водящему и перебегает в конец колонны, вся колонна продвигается вперед, к исходной линии подходит следующий. Когда все дети бросят мяч, выбирают нового водящего.

    Подвижная игра «Яблонька»

    П. З. – закрепить умение детей не ловить, а салить друг друга.

    Участники игры образуют круг , в середину его выходит девочка - яблонька. Она изображает движениями то, о чем рассказывается в песне.

    Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют :

    1. Мы посадим яблоньку на горе, на горе

    Наша яблонька расцветет на заре, на заре

    2. Вырастай, яблонька вот такой вышины,

    Распускайся, яблонька, вот такой ширины.

    3. Расти, расти, яблонька, в добрый час

    Потанцуй-ка, Машенька, ты для нас

    4. Ой, как наша Машенька закружилась

    Ой, как наша яблонька распустилась.

    5. А мы нашу яблоньку все трясти будем

    А мы сладки яблочки собирать будем.

    6. А мы нашу яблоньку все пощиплем.

    Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

    На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают. Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место ведущей и игра продолжается.

    Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

    П. З. - знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща - приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.

    Ход игры . Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия с месте с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий .

    Театрализованная игра «Огород »

    Ожидаемый результат : дети должны уметь выразительно передавать образ, взаимодействовать с партнерами в мизансцене; читать стихи об овощах, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать роль.

    Цели : развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка.

    Материалы : шапочки с изображением овощей.

    Разыгрывается сценка «Будем знакомы!»

    Приходи, честной народ,

    На веселый огород !

    Овощей здесь целый воз!

    Кто полезней? Вот вопрос.

    1-й ребенок

    И девчонки и мальчишки

    Очень любят кочерыжки!

    Я, капуста, не хвалюсь :

    У меня отличный вкус.

    2-й ребенок

    Свеклу варят, свеклу парят,

    Без меня обед не варят.

    Не готовят винегрет

    Ни на ужин, ни в обед.

    3-й ребенок

    Я и вкусен, я и сочен,

    И на вид красивый очень.

    Всем известен с давних пор

    Под названьем помидор.

    4-й ребенок

    Летом свежий и зеленый,

    А зимой хорош соленый.

    Чем же я не молодец --

    Крепкий, вкусный огурец?

    5-й ребенок

    Я и горький, я и сладкий,

    К солнцу я тянусь из грядки,

    Малышам полезный друг,

    А зовусь я просто - лук.

    Дети (хором)

    Познакомились вы с нами

    И теперь узнали сами,

    Чем же мы полезны вам -

    И большим и малышам!

    Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

    Ожидаемый результат : дети должны знать названия фруктовых соков (яблочный, грушевый, сливовый, вишневый, лимонный, абрикосовый, апельсиновый, персиковый, мандариновый, варенья, джемов, мороженого/тортов и пр. ; вступать в ролевое взаимодействие, Строить диалоги со сверстниками и педагогом, как с равным игровым партнером, взяв на себя роли официанта, бармена, посетителя, мамы, папы, ребенка, организатора развлечений; использовать меню с символами и текстом для читающих детей для выбора блюд и их заказа; активно использовать песенный репертуар для караоке; придумывать новый сюжет , роли и действия.

    Цели : развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры , объединять несколько игр; воспитывать социально активную личность.

    Материалы : коробки из-под соков, муляжи тортов, муссов, желе, картинки с изображением банок с вареньем, джемом, повидлом или пластмассовые баночки с наклейками, папки с меню, игровое панно - караоке и др.

    Сюжетно – ролевая игра «Увозим урожай сдачи»

    П. З. – уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры .

    Ход игры . Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая на даче и отъезда семьи в город.

    Материал : корзинки, коробки, сумки, предметы заместители.

    Гимнастика пальчиковая и утренняя.

    Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

    Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

    Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

    Картошку, капусту, морковку,

    (Хлопок.)

    Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

    Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

    Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

    Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

    Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

    И ножиком этим крошить начала

    Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

    Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

    Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

    Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

    Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

    И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

    Пальчиковая гимнастика «Капуста»

    Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

    Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

    Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

    Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

    В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

    Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

    Пальчиковая гимнастика "Компот"

    Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

    Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

    Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

    Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)

    Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)

    Слив положим и песок. (имитируют движения)

    Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)

    Угостим честной народ. (угощают)

    Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

    Раз, два, три, четыре, пять,

    вышли пальчики гулять.

    Этот пальчик в сад пошел,

    этот пальчик гриб нашел,

    этот резал,

    ну, а этот лишь глядел!

    Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»

    П. З : развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности.

    Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.)

    Чтоб собрать там урожай. Забирай с собой корзины и в вагончики вставай. Электричка быстро мчится, (Идут с ускорением темпа.)

    Станцию не прозевай. «Тук-тук-тук» - стучат колеса. Друг за другом поспевай! Замедляем темп движенья, (Идут медленнее, перестраиваются.)

    Остановка впереди. Кто на дачу собирался? Побыстрее выходи! Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.)

    Будем мы ее копать. Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать. Помидоры - овощ нежный. (Приседают.)

    Чтоб сорвать его, присядь. Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать. Высоко висят на плетях (Вытягиваются вверх.)

    Молодые огурцы. Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи . Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.)

    До чего же, хороша! Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша. Где растет морковь и свекла? (Поворачиваются в стороны, разводя руки.)

    Покажите мне, друзья. Справа грядка, слева грядка. Вижу их теперь и я. Так устали мы на даче, (Лежа, поднимают и опускают руки и ноги.)

    Что свалились на траву. Кажется, что от работы Просто я сейчас умру. Но вернулись быстро силы. (Идут по кругу.)

    Чистым стал наш огород . Овощи в подвал мы сложим , чтоб хранились целый год.

    Литература.

    1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. ,2005.

    2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников . – М., 1992.

    3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М . ,1991.

    4. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми . – М., 1994.