Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Сп 50.13 330.2012 тепловая защита зданий. СП50.13330.2012 Тепловая защита зданий

    Сп 50.13 330.2012 тепловая защита зданий. СП50.13330.2012 Тепловая защита зданий

    Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

    1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

    3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

    4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

    5. Электронное обращение не рассматривается при:
    - отсутствии фамилии и имени заявителя;
    - указании неполного или недостоверного почтового адреса;
    - наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
    - наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    - использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
    - отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
    - наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

    6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

    7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

    Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

    1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

    3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

    4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

    5. Электронное обращение не рассматривается при:
    - отсутствии фамилии и имени заявителя;
    - указании неполного или недостоверного почтового адреса;
    - наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
    - наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    - использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
    - отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
    - наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

    6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

    7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

    Результаты расчета энергетической эффективности проекта
    многоквартирного крупнопанельного дома типовой серии, удовлетворяющего
    требованиям постановления № 18 и СП 50-13330-2012

    В качестве примера принят типовой крупнопанельный 17-ти этажный 4-х секционный жилой дом с 1-ым нежилым этажом московской серии П3М/17Н1 на 256 квартир:

    • площадь отапливаемых этажей здания A S = 23310 м 2 ;
    • общая площадь квартир без летних помещений А кв = 16262 м 2 ;
    • полезная площадь нежилых, арендуемых помещений А пол = 880 м 2 ;
    • общая площадь квартир, включая полезную площадь нежилых помещений А кв+пол = 17142 м 2 ;
    • жилая площадь (площадь жилых комнат) А ж = 9609 м 2 ;
    • сумма площадей всех наружных ограждений отапливаемой оболочки здания А огр. сум = 16795 м 2 ;
    • отапливаемый объем здания V от = 68500 м 3 ;
    • компактность здания А огр. сум /V от = 0,25;
    • отношение площади светопрозрачных ограждений к площади фасадов - 0,17.

    Отношение A S /А кв+пол = 23310/17142 = 1,36.

    Строительство выполняется для региона г. Москва с ГСОП = (20+3,1)∙214 = 4943 °C·сут. Согласно табл. 9 СНиП 23-02-2003 нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, отнесенный к м 2 площади пола квартир без летних помещений и градусо-суткам отопительного периода - 70 кДж/(м 2 ·°С·сут), после преобразования должен быть q h. y.req = 70∙4943/3600 = 96 кВт·ч/м 2 . Принята заселенность дома 20 м 2 общей площади квартир на человека, тогда в соответствии с вышеприведенной методикой нормируемый воздухообмен в квартирах будет 30 м 3 /ч на жителя, а удельная величина бытовых теплопоступлений 17 Вт/м 2 жилой площади.

    Система отопления - вертикально-одно-трубная с термостатами на отопительных приборах, присоединяется к внутриквартальным тепловым сетям от ЦТП через элеватор, коэффициент эффективности авторегулирования подачи теплоты в системах отопления z = 0,85. Система вытяжной вентиляции с естественным побуждением и «теплым» чердаком, на двух последних этажах устанавливаются индивидуальные канальные вентиляторы; приток - через фрамуги с фиксированным открытием для обеспечения нормативного воздухообмена.

    Сначала выполним расчет энергоэффективности данного дома по СНиП 23-02-2003, требования которого по показателям теплозащиты и удельному годовому расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию принимаются за базовые значения (табл. 2, колонка 3), на расчетные значения приведенного сопротивления теплопередаче основных конструкций: наружных стен R пр о,ст= 3,13 м 2 ·°С/Вт; окон R пр о,ок = 0,54 м 2 ·°С/Вт; перекрытия теплого чердака R пр о,черд = 4,12 м 2 ·°С/Вт; цокольного перекрытия над техподпольем R пр о,цок = 4,12 м 2 ·°С/Вт. По результатам расчета расчетный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания составил q h. y. des = 95,4 кВт·ч/м 2 , что соответствует требуемому по СНиП 23-02-2003 - не более q h. y.req = 96 кВт·ч/м 2 , и в соответствии с приказом МРР № 161 зданию может быть присвоен нормальный класс энергетической эффективности «С ».


    Таблица 2. Результаты расчета удельного годового расхода тепловой энергии на отопление
    и вентиляцию (ОВ) многоквартирного дома для различных вариантов проектных
    решений теплозащиты ограждений и авторегулирования отопления

    Показатель

    Требования и результаты расчета

    СП 50-13330-2012

    СНиП 23-02-2003

    Постановления РФ №18

    с 2011 г.

    с 2016 г.

    с 2020 г.

    Требуемый удельный годовой расход тепловой энергии на ОВ, q h. y.req кВт∙ч/м 2

    нет нормы

    96

    81,6

    67,2

    57,6

    Приведенное сопротивление теплопередаче, м 2 ·°С/Вт:

    R ст r , стен площадью11414 м 2

    R ок r ,окон нежилых помещений (104 м 2)*

    R ок r ,окон квартир (2270 м 2)*

    R ок r ,окон ЛЛУ (167 м 2)*

    R дв r ,входных дверей (36 м 2)*

    R эр r ,перекрытий под эркер (16 м 2)*

    R ч.п r ,чердачных перекрытий (1151 м 2)*

    R пок r ,покрытий ЛЛУ (251 м 2)*

    R ц.п r ,цокольных перекрытий (1313 м 2)*

    R п.г r ,полов по грунту входов (73 м 2)*

    Приведенный трансмиссионный коэф-фициент теплопередачи, K тр , Вт/(м 2 ·°С)

    Теплопотери через наружные ограждающие конструкции за отопительный период ОП, Q огр год , МВт·ч

    Теплопотери с инфильтрационным воздухом за ОП, Q инф год , МВт·ч

    Заселенность квартир, м 2 общей площади на человека

    Удельная величина бытовых тепловыделений, q быт , Вт/м 2

    Бытовые теплопоступления за отопи-тельный период, Q быт год , МВт·ч

    Теплопоступления через окна от солнечной радиации, Q инс год , МВт·ч

    Расчетное теплопотребление зданий на ОВ за отопительный период Q , МВт·ч

    Расчетный удельный годовой расход тепловой энергии на ОВ, q h. y. des , кВтч/м 2

    115,5

    95,4

    78,2

    62,9

    53,8

    Тепловая мощность системы отопления, Q от р , кВт

    Удельная тепловая мощность системы отопления, q от р , кВт/м 2

    Отношение Q год от к Q год от СНиП 23-02

    Класс энергоэффективности**

    D

    С

    В

    В+

    В++

    *в скобках - площадь наружных ограждений дома

    **согласно приказу Минрегиона России № 161.


    Если принять такие же исходные данные при расчете по актуализированному СНиП 23-02 в редакции НИИСФ (СП 50-13330-2012), и принять истинное значение объема отапливаемого здания, отнесенное к площади отапливаемых этажей, как минимум, на 35% выше площади квартир в доме, то при одинаковом теплопотреблении со зданием, построенном по СНиП 23-02-2003, у здания по СП 50-13330-2012 удельный годовой расход тепловой энергии на отопление составит:

    q h. y. des = Q год от / (1,35·А общ+пол ) = 1635·10 3 /(1,35·17142) = 70,6 кВт·ч/м 2 .

    Поскольку величина q h. y. des = 70,6 кВт·ч/м 2 ниже q h. y.req = 96 кВт·ч/м 2 на (70,6-96)·100/96 = -26,5%, в соответствии с п. 5.2 СП 50-13330-2012 рекомендуется снижение приведенного сопротивления теплопередаче конструкций стен до R пр о,ст = 3,13·0,63 = 1,97 м 2 ·°С/Вт; чердачных и цокольных перекрытий - 4,12·0,8 = 3,3 м 2 ·°С/Вт, окон - 0,54·0,95 =
    = 0,51 м 2 °С/Вт, остальные ограждения остаются без изменения, сохраняются неизменными также теплопотери с инфильтрующимся наружным воздухом, теплопоступления от внутренних источников и с солнечной радиацией и эффективность авторегулирования системы отопления.

    Тогда расчетный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по результатам расчета (колонка 2, табл. 2) составил 1980 МВт·ч, а удельный расход по СП 50-13330-2012 - q h. y. des .СП = 1980·10 3 /(1,35·17142) = 85,6 кВт·ч/м 2 , что по-прежнему ниже требуемого q h. y.req = 96 кВт·ч/м 2 , и поэтому сниженные параметры тепловой защиты зданий по СП 50-13330-2012 правомерны. В размерности, принятой в СП 50-13330-2012, эти величины соответственно будут:

    q от. р = 85,6·10 3 /(2,8·4943·24) =
    = 0,257 Вт/(м 3 ·°С)

    и q от. тр = 96·10 3 /(2,8·4943·24) = 0,29Вт/(м 3 ·°С).

    В колонке 2 табл. 2 приведены истинные значения удельного расхода, отнесенного к площади квартир, -q h. y. des = 1980·10 3 /17142 =115,5 кВт·ч/м 2 и соответствующий ему класс энергетической эффективности - пониженный «D ».В результате получается, что актуализированный в 2012 г СНиП рекомендует увеличение потребления тепловой энергии на отопление на (1980-1635)·100/1635 = 21% по сравнению с действующем до него СНиПом 2003г. - в чем же тогда его актуализация?

    Обоснование достижения требований постановления 1) за счет повышения
    теплозащиты зданий

    Рассмотрим к каким результатам приведет реализуемое на примере Московского региона по требованиям постановления 1) повышение энергоэффективности зданий за счет увеличения теплозащиты несветопрозрачных наружных ограждений на 15% по сравнению с требованиями СНиП 23-02-2003 (соответственно, R пр о,ст =3,13·1,15 = 3,6 м 2 ·°С/Вт, пр о,черд = R пр о,цок = 4,12·1,15 = 4,74 м 2 ·°С/Вт), перехода на окна в квартирах и встроенных нежилых помещениях с приведенным сопротивлением теплопередаче R пр о,ок = 0,8 м 2 ·°С/Вт (окна и балконные двери ЛЛУ остаются прежними) и осуществления подключения системы отопления к тепловым сетям через автоматизированный узел управления (АУУ) вместо элеватора или через автоматизированный ИТП (z = 0,9). Остались прежними также теплопотери с инфильтрующимся наружным воздухом и теплопоступления от внутренних источников, а с солнечной радиацией теплопоступления снижены из-за применения в окнах стекол с эмиссионным покрытием для повышения их сопротивления теплопередаче.

    Расчетный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по результатам расчета (колонка 4, табл. 2) составил q h. y. des = 78,2 кВт·ч/м 2 , что ниже требуемого по постановлению 1) - q h. y.req = 81,6 кВт·ч/м 2 и на -18% ниже базового значения, что позволяет присвоить зданию высокий класс энергетической эффективности «В ». Если же вместо этого прогрессивного решения возобладает актуализированный НИИСФом документ, то теплопотребление зданий на отопление возрастет по сравнению с уже достигнутым на 115,5-78,2 = 37,3 кВт·ч на каждый м 2 площади квартиры или на 37,3·100/78,2 = 47,7%, почти в 1,5 раза. Соответственно, и жители будут платить за отопление в домах, построенных по актуализированному СП 50.13330.2012, в 1,5 раза больше, чем это возможно по предлагаемому решению.

    С 2016 г. предполагается повысить теплозащиту несветопрозрачных наружных ограждений еще на 15% по сравнению с требованиями СНиП 23-02-2003 (соответственно, R пр о,ст =3,13·1,3 = 4,07 м 2 ·°С/Вт, R пр о,черд = R пр о,цок = = 4,12·1,3 = 5,35 м 2 ·°С/Вт, и, как показано в , это все еще ниже, чем нормируется в скандинавских странах по глади, несмотря на то, что у них суровость зимы в 1,5 раза ниже, чем у нас в центральном регионе: сопротивление теплопередаче стен по глади у них - 6,67 м 2 ·°С/Вт, у нас - 4,07/0,67 = 6,07 м 2 ·°С/Вт); перейти на окна в квартирах и встроенных нежилых помещениях с приведенным сопротивлением теплопередаче = 1,0 м 2 ·°С/Вт, что тоже не предел . Поэтому утверждение автора СП 50.13330.2012, что предлагаемое нами повышение сопротивления теплопередаче наружных ограждений превосходит нормы европейских стран не состоятельно.

    Кроме того, в соответствии с требованиями федерального закона № 261 «Об энергосбережении» «многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии», что, как оценивают специалисты, позволит, как минимум, на 10% сократить теплопотребление на отопление (ξ = 0,1 в формуле (1) Приложения). С учетом инерционности реализации мероприятий мы отнесли реализацию этой нормы только с 2016 г.

    С учетом изложенного, расчетный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания по результатам расчета (колонка 5 табл. 2) составил 62,9 67,2 кВт·ч/м 2 и на 34% ниже базового значения, что позволяет присвоить зданию высокий класс энергетической эффективности «В+ ». Таким образом, требования постановления Правительства России № 18 о повышении энергетической эффективности многоквартирных домов на 15% сейчас и еще на 15% с 2016 г. по сравнению с действующим с 2003 г. СНиП 23-02-2003, закрываются таким же повышением теплозащиты наружных несветопрозрачных ограждений, переходом на окна с сопротивлением теплопередаче 0,8 и 1,0 м 2 ·°С/Вт и применением оптимальных решений по автоматическому регулированию теплоотдачи системы отопления и учету используемой энергии.

    Интересно отметить, что требования постановления № 18 о повышении энергетической эффективности многоквартирных домов всего на 40% с 2020 г. не потребуют дополнительных мероприятий по энергосбережению, поскольку к этому году предполагается, что средняя норма общей площади квартиры на человека достигнет 25 м 2 (сейчас по статистическим данным в России 22,5 м 2 /человека, в европейских странах - 45, а в США и Канаде - 70 м 2 /человека). Вследствие этого, как показывают расчеты (колонка 6 табл. 2), за счет уменьшения необходимого воздухообмена в квартирах из-за менее плотного заселения, а соответственно и инфильтрационной составляющей теплопотерь, несмотря на некоторое снижение теплопоступлений от внутренних источников (удельные бытовые тепловыделения снизились с 17 до 15,6 Вт/м 2), расчетный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания составил 53,8 кВт·ч/м 2 , что ниже требуемого по постановлению 1) - не более 57,6 кВт·ч/м 2 и на -44% ниже базо

    Министру регионального развития РФ

    Слюняеву И.Н.

    Из различных организаций в наш институт приходят запросы по поводу «Уведомле-ния о начале публичного обсуждения проекта свода правил» (Далее Уведомление). В данном уведомлении указано, что разработан проект Изменения №1 к СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая зашита зданий». В качестве разработчиков в начале были указаны: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), OOО «Научно-исследовательский и проектный институт учебных, общестаанных и жилых зданий» (Орфография сохранена из текста Уведомления), через 10 дней после размещения ООО «…………» было изъято из числа разработчиков дополнения.

    НИИСФ РААСН федеральное государственное бюджетное учреждение более пятиде-сяти лет является автором и разработчиком главы СНиП «Строительная теплотехника», ко-торая в 2003 году была переименована в СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». На базе НИИСФ РААСН сложился уникальный коллектив специалистов, способный всесторонне рассматривать вопросы нормирования тепловой защиты зданий. Отечественные нормы по тепловой защите зданий всегда были передовыми в мире и ценились западными специалистами. Впервые в мире, в СССР в 1979 г. были введены нормы по учету влияния теплопроводных включений («мостиков холода») на теплопотери через ограждающие конструкции (большинство Европейских стран и сейчас не полностью решило эту задачу).

    С 2010 года специалистами НИИСФ РААСН с привлечением ведущих ученых других институтов выполнял актуализацию СНиП 23-02-2003.Научным руководителем работ по документу является член-корреспондент РААСН, профессор, доктор технических наук Гагарин В.Г. Актуализация выполнялась с широким общественным обсуждением документа. Следует отметить, что данный СНиП затрагивает интересы большого числа строительных организаций и фирм – производителей теплоизоляционных материалов, а также Домостроительных комбинатов на всей территории РФ. В связи с этим по основным вопросам принимались взвешенные и компромиссные решения, с учетом государственной политики в области энергосбережения, коммунального хозяйства и строительства. Проект документа докладывался более чем на 30 специализированных конференциях, по актуализированной редакции было сделано более 20 публикаций в специализированных журналах. Окончательное обсуждение проекта документа проходило 2 ноября 2011 года в НИЦ Строительство (краткий отчет об этом обсуждении был помещен в двух центральных журналах), а также 21 декабря 2011 г. в Минрегионе. На проект редакции было получено 338 замечаний и предложений, которые были полностью или частично учтены. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003 была утверждена Приказом Министра Регионального Развития №265 30 июня 2012 года. В настоящее время документ находится в наборе.

    И вот теперь, без уведомления разработчика актуализированной редакции СНиП было разработано Изменение №1 к данному СНиП. Разработчик данного Изменения №1 никому неизвестен, его сайт практически отсутствует и Изменение №1 не вывешено на сайте. Нет данных ни его руководителей и специалистов, кто является авторами изменений. Кроме того не известно на чем основываются предлагаемые изменения, так как не известны предпосылки, их обосновывающие. Само Уведомление о начале публичного обсуждения напечатано с ошибками и официально не рассылается. Изменение №1 предполагает существенное изменение СНиП, вплоть до его названия. И главное оно не прошло той процедуры публичного обсуждения, которую должен проходить такой документ и которую прошел исходный документ.

    Текст Изменения №1, который содержится в Уведомлении о начале публичного об-суждения, составлен небрежно и непрофессионально. Он содержит ошибки, как по существу, так и по сути.

    Прежде всего, неверно предлагаемое название документа «Требования энергетиче-ской эффективности. Тепловая защита зданий, строений и сооружений» в силу следующих обстоятельств:

    1. Предлагаемое добавление к названию «Требования энергетической эффективности» не соответствует Федеральному закону РФ от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно п. 4 статьи 2 этого закона «энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю». Данное понятие является экономическим. Энергоэффективность ничего общего не имеет с предлагаемыми в Изменении №1 требованиями, в которых требуется сокращение потребления энергии. В процессе обсуждения проекта СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий» понятие энергетическая эффективность было удалено из Документа и из Приложений к нему.

    2. В документе, предлагаемом к изменению, не рассматриваются вопросы тепловой за-щиты строений и сооружений, а рассматривается тепловая защита только зданий. Дело в том, что такие сооружения, как например мосты, в теплозащите не нуждаются, а те сооружения, которые нуждаются в тепловой защите, как например трубопроводы, про-ектируются в соответствии со специальными СП, которые содержат требования к их теплозащите и методы ее расчета и проектирования. Эти объекты проектируются по иным нормативным документам другими специалистами, и объединять нормы и пра-вила проектирования теплозащиты этих объектов в одном документе, по крайней мере, нецелесообразно. Кроме того нарушается принцип гармонизации с аналогичными Ев-ропейскими нормами, в которых также не рассматриваются вопросы тепловой защиты сооружений.

    Относительно новых требований можно отметить следующее.

    1. Требования в предлагаемом Изменении №1 к «Нормируемой удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий» не обоснованы ни тео-ретическими расчетами, ни путем экспериментального строительства. Они приведут к повышению стоимости строительства и к невыполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступ-ным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», в котором требуется «снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов …».

    2. Новые требования приведут к увеличению использования дорогих теплоизоляционных материалов с непроверенной долговечностью, а также к резкому снижению применения новых эффективных строительных материалов, хорошо зарекомендовавших себя в практике строительства, таких как изделия из поризованной керамики, автоклавного газобетона и др. Дело осложняется тем, что зарубежные инвесторы вложили средства в развитие производства этих материалов, и искусственное снижение объема их применения в строительстве подорвет доверие к нашей стране со стороны иностранных инвесторов. С этой точки зрения требования в предлагаемом Изменении №1 противоречат упомянутому Указу Президента РФ в части «предупреждению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов».

    3. Введение в технический нормативный документ требований, расписанных по времени введения (с 2013г., с 2016 г. и с 2020 г.) не согласуется со здравым смыслом. Если авторы знают, как обеспечить данные требования с 2016 года, то надо представить обоснования и вводить их немедленно. Если же неизвестны методы обеспечения этих требований, то не надо их и заявлять раньше времени, когда еще неизвестно будут ли найдены технические решения для удовлетворения этих требований. Подобные требования можно вводить приказами министерства, а не в технические нормы без указания путей их достижения. Если будут неизвестны пути достижения требований, то участятся случаи фальсификации их выполнения, что приведет к «бумажной» экономии энергии и коррупции.

    Редакция Таблицы 15 – «Классы энергосбережения жилых и общественных зданий», представленная в проекте Изменений №1 ухудшена по сравнению с Таблицей 15 утвержден-ной редакции актуализированного документа. В утвержденном документе границы классов энергосбережения совпадали с данными указанными в Постановлении Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18. В представленном Изменении №1 эти границы носят случайный ха-рактер и ни о чем не говорят, в том числе не соответствуют данным указанного постановле-ния и требованиям приведенным в самом Изменении №1.

    Анализ текста Изменения №1 к СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая зашита зданий», а также сопутствующих обстоятельств, показывает, что Изменение составлено непрофессионально, а его обсуждение проходит с грубыми нарушениями установленного порядка. Учитывая тяжелые последствия для строительной отрасли страны, которые будут вызваны данным Изменением №1, следует считать экономической диверсией попытку его введения. В связи с этим считаем необходимым отклонить предлагаемые изменения №1 к актуализированной редакции СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 « Тепловая защита зданий».

    Директор НИИСФ РААСН,

    профессор, доктор технических наук Шубин И.Л.