Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • «Словесные игры и упражнения для дошкольников. Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста Словесные игры в старшей группе детского сада

    «Словесные игры и упражнения для дошкольников. Подборка словесных игр для детей старшего дошкольного возраста Словесные игры в старшей группе детского сада

    Игра «Нанизывание».

    Цель : развивать мелкую моторику.

    макароны разной формы, раскрашенные детьми, леска, ягоды, пуговицы, бумажные колечки.

    Описание: воспитатель предлагает ребенку поучаствовать в ярмарке. Для этого необходимо сделать бусы, браслеты, рамочки для фотографии при помощи игрового материала.

    Игра «Раскрась правильно».

    Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

    : карандаши, контурные изображения различных предметов.

    Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

    Игра «Бумажные поделки».

    Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

    Игровой материал и наглядные пособия: бумага.

    Описание : предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

    Игра «Театр теней».

    Цель : развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

    Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

    Игра «Чем не Золушка?».

    Цель: развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

    Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

    Игра «Буква растет».

    Цель: развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия : лист бумаги, карандаш.

    Описание : ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

    Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников старшей группы

    Игра «Путешествие по городу».

    Цель : развивать внимание, наблюдательность.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями жителей города (мамы с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты), людей разных профессий (водители, почтальоны, строители, маляры), видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), зданий, украшений города (почта, магазин (посудный, книжный), фонтан, сквер, скульптура).

    Описание : картинки раскладываются в разных местах комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это «путешественники». Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой - рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшений. По сигналу водящего «путешественники» идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут возвращения, наблюдая за ними. Возвратившись на свои места, «путешественники» ставят на подставки картинки. Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и поставили свои картинки правильно.

    Игра «Что изменилось?».

    Цель : развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия: от 3 до 7 игрушек.

    Описание: воспитатель ставит перед детьми игрушки, дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

    Игра «Будь внимателен!».

    Цель : развивать активное внимание.

    Описание : дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое-либо слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «заичик» — прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» (ногой) об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

    Игра «Слушай хлопок!»

    Цель: развивать активное внимание.

    Описание : дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки - в стороны), на два хлопка — позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка - возобновить ходьбу.

    Игра «Четыре стихии».

    Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

    Описание : играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и лучевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

    Игра «Нарисуй фигуру».

    Цель : развивать память.

    Игровой материал и наглядные пособия : бумага, цветные карандаши, 5-6 геометрических фигур.

    Описание : детям показывают 5-6 геометрических фигур, потом просят нарисовать на бумаге те, которые они запомнили. Более сложный вариант - попросить нарисовать фигуры, учитывая их размер и цвет. Побеждает тот, кто быстрее и точнее воспроизведет все фигуры.

    Игра «Лес, море».

    Цель: развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

    Описание : бросить мяч ребенку, называя какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, ребенок должен назвать животное данной местности.

    Игра «Раскрась правильно».

    Цель: развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : бумага, красный, синий и зеленый карандаши.

    Описание : написать буквы и цифры крупным шрифтом, чередуя их друг с другом. Предложить ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры - синим. Усложняя задание, предложить все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные - синим, цифры - зеленым.

    Игра «Я покажу, а ты отгадай».

    Цель : развивать внимание.

    Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

    Описание: предложить ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из этих игрушек. Например, загадали медвежонка. Нужно пройти по комнате, имитируя косолапую походку медведя, показать, как зверь спит и «сосет» лапу.

    Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

    Игра «Найди варианты».

    Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

    Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

    Игра «Волшебники».

    Цель : развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

    Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

    Игра «Собери цветок».

    Цель : развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

    Описание : каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

    Игра «Логические концовки».

    Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

    Описание : детям предлагается закончить предложения:

    Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

    Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

    Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

    Если два больше одного, то один... (меньше двух).

    Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

    Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

    Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

    Если правая рука справа, то левая... (слева).

    Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

    Игра «Орнамент».

    Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

    Игровой материал и наглядные пособия : 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

    Описание : предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

    Игра «Полезно - вредно».

    Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

    Описание : рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

    Игра «Что я загадала?».

    Цель: развивать мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : 10 кругов разного цвета и размера.

    Описание : разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

    Это круг больше красного? (Да.)

    Он больше синего? (Да.)

    Больше желтого? (Нет.)

    Это зеленый круг? (Да.)

    Игра «Посади цветы».

    Цель: развивать мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

    Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.

    Вопросы : какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

    Игра «Группируем по признакам».

    Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

    Описание : разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.

    Игра «Вспомни быстрее».

    Цель

    Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

    Игра «Все, что летает».

    Цель : развивать логическое мышление.

    Игровой материал и наглядные пособия : несколько картинок с различными предметами.

    Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

    Игра «Из чего сделано».

    Цели : развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

    Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

    Игра «Что бывает...».

    Цель : развивать логическое мышление.

    Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

    Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

    Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

    Что бывает низким (высоким)?

    Что бывает красным (белым, желтым)?

    Что бывает длинным (коротким)?

    Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

    Игра «Закончи предложение».

    Цель : развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

    Описание: детям предложить закончить предложения:

    Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

    Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

    Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

    Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

    Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

    Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

    Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

    Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

    Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

    Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

    Игра «Режим дня».

    Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

    Игровой материал и наглядные пособия : 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

    Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

    Игра «Кому угощение?».

    Цель : развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

    Описание : воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

    Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

    Игра «Назови три слова».

    Цель : активизировать словарь.

    Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

    Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

    Игра «Кто кем хочет стать?».

    Цель : развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

    Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

    Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

    Игра «Зоопарк».

    Цель : развивать связную речь.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с животными, игровые часы.

    Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид.

    2. Чем питается.

    Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

    Игра «Сравни предметы».

    Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

    Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

    Описание : воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

    Например:

    У меня нарядный фартук.

    У меня рабочий фартук.

    Он белого цвета в красный горошек.

    А мой - темно-синего цвета.

    Мой украшен кружевными оборками.

    А мой - красной лентой.

    У этого фартука по бокам два кармана.

    А у этого - один большой на груди.

    На этих карманах - узор из цветов.

    А на этом нарисованы инструменты.

    В этом фартуке накрывают на стол.

    А этот надевают для работы в мастерской.

    Игра «Кто кем был или что чем было».

    Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

    Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

    Игра «Назови как можно больше предметов».

    Цели : активизировать словарь; развивать внимание.

    Описание : дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

    Игра «Подбери рифму».

    Цель : развивать фонематический слух.

    Описание : воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

    По дороге шел жучок,

    Песню пел в траве... (сверчок).

    Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

    Игра «Назови части предмета».

    Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

    Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

    Описание: воспитатель показывает картинки:

    1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.

    2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

    Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

    Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

    Цель : развивать слуховое восприятие.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

    Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

    Цель: развивать слуховое восприятие.

    Описание : водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

    Примерный материал:

    Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

    Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

    К нам кукушка в огород залетела и поет.

    А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

    Сел петух на забор, закричал на весь двор.

    Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

    Ку-ка-реку!

    Игра «Угадай звук».

    Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

    Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

    Игра «У кого хороший слух?».

    Цель : развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия : набор предметных картинок.

    Описание : воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

    Игра «Кто в домике живет?».

    Цель : развивать умение определять наличие звука в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

    Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л"]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

    Примерный материал : еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

    Игра «Кто больше?».

    Цель : развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

    Игровой материал и наглядные пособия : набор известных уже детям букв, предметные картинки.

    Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

    Игра «Вертолина».

    Цель : развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

    Игровой материал и наглядные пособия : два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

    Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

    Игра «Лого».

    Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

    Игровой материал и наглядные пособия : большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

    Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

    Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

    Игра «Цепочка».

    Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

    Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

    Игра «Где спрятался звук?».

    Цель : развивать умение устанавливать место звука в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия : у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

    Описание : педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

    Игра «Где наш дом?».

    Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

    Описание : дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

    Примерный материал : ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

    Игра «Чудесный мешочек».

    Цель

    Игровой материал и наглядные пособия : мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

    Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

    Игра «Телеграф».

    Цель : развивать умение делить слова на слоги.

    Описание : педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

    Игры по математике для детей старшей группы

    Игра «Будь внимателен».

    Цель : закреплять умение различать предметы по цвету.

    Игровой материал и наглядные пособия: плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

    Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

    Игра «Сравни и заполни».

    Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

    Игровой материал и наглядные пособия : набор геометрических фигур.

    Описание : играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

    Игра «Заполни пустые клетки».

    Цели : закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

    Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

    Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

    Игра «Чудесный стаканчик».

    Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

    Игровой материал и наглядные пособия: 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

    Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

    Игра «Праздник в зоопарке».

    Цель: учить сопоставлять число и количество предметов.

    Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

    Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

    Игра «Длинномер».

    Цель : закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

    Игровой материал и наглядные пособия : полоски бумаги.

    Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

    Игра «Пройди в ворота».

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

    Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

    Игра «Разговор чисел».

    Цель : закреплять прямой и обратный счет.

    Игровой материал и наглядные пособия : карточки с числами.

    Описание : дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

    Игра «Не зевай!».

    Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

    Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

    Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шут- ку, отгадать загадку и др.).

    Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба - не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

    Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни - игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

    • учат буквы и цифры;
    • тренируют память и внимание;
    • развивают логическое и нестандартное мышление;
    • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
    • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
    • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

    По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика. Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой - вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением. В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, - словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

    Преимущества словесных игр

    К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр. Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой - для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов. Максимум - ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

    Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

    • дома;
    • на прогулке;
    • в дороге;
    • в очереди.

    Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

    • внимания;
    • памяти;
    • мышления;
    • воображения;
    • речи.

    Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

    Словесные игры с мячом

    «Я знаю…»

    В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

    Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

    • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
    • цветков (категории могут быть самыми разными - женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)
    • ромашка - раз;
    • лютик - два;
    • сирень - три…

    Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

    «Съедобное - несъедобное»

    Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

    Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

    • огурец;
    • скамейка;
    • пиджак;
    • булка…

    Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

    Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае - отбивать.

    «Ласковый мячик»

    Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

    Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

    Примеры:

    • стул - стульчик;
    • глаз - глазик;
    • солнце - солнышко;
    • кукла - куколка.
    «Кто готовит?»

    Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

    Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

    Примеры:

    • готовит - повар (кулинар, кондитер);
    • рисует - художник;
    • пишет - писатель (журналист, поэт);
    • строит - строитель;
    • лечит - доктор.

    Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

    «Земля, вода, воздух»

    Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

    Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

    Пример:

    • вода - карась;
    • земля - кабан;
    • воздух - воробей.

    Общее для словесных игр с мячом

    Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

    • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
    • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды - по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
    • добавляет игре динамичности и азарта.

    Словесные игры на развитие логического мышления

    «Кто лишний»

    В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок. Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку. Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

    Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

    Пример:

    • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

    В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

    • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

    В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз - «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

    «Данетки»

    Данетки - это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

    • не имеет значения

    Цель - найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

    Загадки

    Загадки - известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

    Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

    Пример:

    Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

    Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится 🙂

    Словесные игры на развитие речи в 6-7 лет

    «Соедини»

    Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

    Примеры:

    • высокий, дерево - высокое дерево;
    • девочка, бегать - девочка бежит (бегает, бежала);
    • лес, грибы, расти - грибы растут в лесу;
    «Обними словами»

    Есть одинокое слово. Ему скучно и грустно. Надо его обнять словами так, чтобы получилось предложение.

    После такого введения называете любое слово, с которым надо придумывать предложения. Если ребёнок с таким заданием справляется с восхищающей вас лёгкостью, можно усложнить правила. Теперь к исходному «одинокому» слову надо добавлять по одному слову так, чтобы сначала получить простое нераспространенное предложение (есть только грамматическая основа: сказуемое и подлежащее), а затем распространённое предложение с второстепенными членами*.

    *Обратите внимание: классификацию и компоненты предложений ребёнок в 6-7 лет знать не обязан, но общее представление в такой игровой форме дать уже можно.

    Пример:

    • Кошка;
    • Кошка бежит;
    • Рыжая кошка бежит;
    • Рыжая с белыми лапками кошка бежит;
    • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по улице;
    • Рыжая с белыми лапками кошка бежит по заснеженной улице.
    «Расскажи картину»

    Эта словесная игра подразумевает наличие заранее подготовленного рисунка. Лучший вариант - пейзажи или натюрморты известных художников. Но вместо картины можно использовать объекты окружающей среды:

    • присутствующего поблизости человека;
    • видимую из окна часть улицы;
    • детскую площадку во время прогулки.

    Как известно, картины рисуют. А мы её расскажем. Проще говоря, составим небольшой текст на 5-6 предложений, описывающий заданный объект (картину, человека, улицу и пр.).

    Это задание довольно сложное для новичков, поэтому сначала помогайте своему дошкольнику наводящими вопросами. Постепенно он научится описывать картины самостоятельно, что поможет ему в ближайшем будущем блестяще писать школьные сочинения в младших классах.

    1. Мы привели лишь малую часть возможных игр со словами. Больше вариантов вы найдёте в других материалах нашего блога.
    2. Играйте в словесные игры всей семьёй. Это отлично укрепляет родственные связи и навсегда оставляет в памяти ребёнка светлые воспоминания о счастливом детстве.
    3. Адаптируйте условия игр к особенностям вашего ребёнка. Важно, чтобы задания были по силам дошкольнику, но в то же время не чрезмерно простые.
    4. Выбирая тему игры, ориентируйтесь на вопросы, которые вы изучаете в текущий момент на развивающих занятиях, так игра будет служить в качестве закрепления и повторения пройденного.

    Наслаждайтесь счастливыми мгновениями, проведёнными со своими детьми, ведь крохи растут невообразимо быстро. Пусть родительство приносит вам радость и удовлетворение.

    Предлагаемые словесные игры будут полезны и обычным дошкольникам, и школьникам начальной школы с речевыми и другими проблемами. Да и просто для сокращения времени в путешествиях.

    Словесные игры для дошкольников и школьников

    1. помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями,
    2. активизируют навыки словообразования и словоизменения ,
    3. активизируют процесс извлечения из памяти,
    4. будут способствовать развитию внимания, ассоциаций, а также логического мышления,
    5. помогут подготовиться к обучению в школе .

    Игр со словом для дошкольников огромное количество. Вы можете с их помощью с детства научить малыша такому владению словом, которому учатся взрослые в бизнесе за большие деньги. Читайте о подобных упражнениях ещё и играйте с удовольствием.

    Правила словесной игры

    У словесных игр широкий спектр применения.

    Их можно применить и как развивающие (для обычных детей), и как коррекционные (если у вашего чада есть проблемы).

    Каждый раз используйте 1-2 упражнения. Если вы поменяете инструкцию, то это будет уже другая игра на том же материале (пример: "Узнай домашних животных").

    В конце словесной игры полезно будет выбрать какой-нибудь предмет и нарисовать его. Рисование поможет соотнести слово и образ, что важно для развития взаимодействия между полушариями головного мозга.

    И еще добрый совет. У педагогов есть хорошее правило: составлять картотеки. Просто родителям это тоже не помешает.

    Собирайте словесные игры. Наклейте каждое упражнение на картон, и поставьте в коробку. У вас получится удобная для применения картотека (не надо каждый раз искать в интернете). Мы постарались расположить материал в удобном для картотеки виде.

    Научите своего малыша играть в подвижные и словесные игры. Он сможет стать заводилой и лидером среди сверстников. Дети потянутся к нему и будут уважать вашего ребенка.

    Словесные игры для развития мышления

    Узнай домашних животных

    Задание: слушай внимательно слова и назови только домашних животных. Детям 3-4 лет и детям с задержкой развития повторять несколько раз (если необходимо). Слова произносить медленно и внятно. Если малыш не знает кого-то из домашних питомцев, покажите картинку в Интернете.

    Инструкция. Я буду называть разных животных. Когда услышите название домашнего животного (дикого животного, птицы, взрослого животного, детеныша и прочее), надо хлопнуть в ладоши (подпрыгнуть, присесть, поднять руки, свистнуть, крикнуть, квакнуть и т. д.). Старшим дошкольникам можно называть все слова подряд.

    1. лиса, собака, обезьяна, заяц;
    2. лошадь, тигр, енот, медведь;
    3. петух, индюк, куропатка;
    4. баран, лось, теленок, белка;
    5. жираф, курица, коза;
    6. утка, селезень, журавль;
    7. синица, гусь, кролик;
    8. слон, корова, рысь;
    9. жеребенок, кошка, мышка;
    10. свинья, кабан, землеройка;
    11. крот, ягненок, уж;
    12. цыпленок, волк, козленок;
    13. бизон, сарай, овца.

    Какие слова обозначают транспорт?

    Инструкция. Аналогична инструкции к предыдущему упражнению.

    1. грузовик, велосипед, скамейки;
    2. столб, метро, лодка, вертолет;
    3. автобус, дорога, море, машина;
    4. поезд, дом, самокат, магазин;
    5. трамвай, троллейбус, космос, луна;
    6. пароход, водитель, ракета, комета;
    7. дерево, самолет, балкон, телега.

    Смысловые ряды

    Инструкция. Я назову тебе три слова, а ты догадайся, какое будет четвертое.

    1. птица-гнездо, собака -...;
    2. куртка-ткань, сапоги-…;
    3. лошадь-жеребенок, корова-…;
    4. книга-обложка, дом -…;
    5. собака- щенок, человек-...;
    6. каша-ложка, мясо-…;
    7. лодка-вода, поезд-…;
    8. белка-дупло, человек - ...;
    9. цветок-стебель, дерево-…;
    10. окно-подоконник, шкаф - …;
    11. береза-листья, сосна - …;
    12. солнце-светло, ночь-...;
    13. шуба-пуговица, ботинок -….

    Правильные слова: конура, кожа, крыша, ребенок, ствол, вилка, рельсы, дом, полка, иголки, шнурок.

    Отгадай предмет

    Инструкция. Я назову части, а ты догадайся, какому вещи они принадлежат.

    1. кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
    2. обложка, листы, картинки, буквы (книга);
    3. ствол, ветки, сучья, листья, кора, плоды, корни (дерево);
    4. ручки, зубья, (пила);
    5. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
    6. растения, садовник, забор, земля (сад);
    7. подъезд, этаж, перила, лестница, квартиры, лифт, чердак (дом);
    8. спинки, матрас, ножки (кровать);
    9. крылья, кабина, салон, хвост, мотор (самолет);
    10. подошва, каблук, голенище, носок (сапог, ботинок)
    11. глаза, лоб, ресницы, нос, рот, подбородок, брови, щеки (лицо);
    12. лепестки, стебель, листья, тычинки (цветок);
    13. пол, стены, обои, потолок (комната);
    14. кипяток, заварка, чашка, сахар, конфета (чай);
    15. подоконник, рама, форточка, стекло (окно).

    Что общее у предметов?

    Инструкция. Я назову предметы, а ты догадайся, что у них общее и мне объясни.

    У двух предметов:

    1. персик, слива (фрукты);
    2. огурец, морковь (овощи);
    3. стол, стул (мебель);
    4. корова, коза (домашние животные);
    5. шляпа, шапка (головные уборы);
    6. тюльпан, роза (цветы);
    7. кастрюля, сковорода (посуда);
    8. шкаф, кровать (мебель);
    9. платье, юбка (одежда);
    10. дождь, снег (осадки);
    11. сапоги, ботинки (обувь);
    12. коза, свинья (домашние животные);
    13. тарелка, ложка (посуда);
    14. сорока, воробей (птицы);
    15. Москва, …(название родного города) (города);
    16. Волга, Дон (реки);
    17. квас, фанта (напитки);
    18. самолет, вертолет (воздушный транспорт);
    19. автобус, троллейбус (наземный транспорт);
    20. кошка, коза (домашние животные).
    21. катер, корабль (водный транспорт);

    У трех предметов:

    1. тарелка, сковорода, чашка (посуда);
    2. мяч, солнце, шарик (круглые);
    3. сапоги, ботинки, туфли (обувь);
    4. пирамида, груша, елка (похожи на треугольник);
    5. солнце, одуванчик, круг (круглые);
    6. портфель, ручка, тетрадка (школьные принадлежности);
    7. лист, трава, елка, крокодил (зеленые).

    Отгадай, о какой группе предметов идет речь

    (развивает умение давать определения понятиям).

    1. Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
    2. Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты).
    3. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы (транспорт).
    4. Надевают на голову в любое время года, особенно зимой (головные уборы).
    5. Эти вещи надевают в холодную погоду. Бывают длинные и короткие. Спереди застежка (верхняя одежда).
    6. Носят на ногах (обувь).
    7. Полезны человеку. Он ухаживает за ними. Живут в хлеву (домашние животные).
    8. Эти вещи шьют из меха или вяжут из шерстяных ниток. Надевают зимой на голову (головные уборы или более конкретно - шапки).

    Отгадай название предмета по описанию

    Например: "Что это?"

    Овощ, круглый, красный, вкусный.

    Признаки

    1. Это фрукт сладкий, оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которая легко снимается.
    2. Это фрукт желтого цвета; очень кислый.
    3. Это дерево с короткими зелеными иголками. Если смотреть издалека, похоже на треугольник.
    4. Дерево с длинными зелеными иголками. Ставят в Новый год вместо елки.
    5. Это кустарник с мелкими ягодами, которые бывают черные, белые и красные.
    6. Это дерево с плотными, крепкими листьями; плоды его называются.
    7. Это цветок желтого цвета. Он цветет рано весной. Когда он отцветет, семена разлетаются на белых парашютах.
    8. Это тоже цветок, у него желтая сердцевинка и белые лепестки.
    9. Это овощ. Круглой формы. Из него варят щи.

    Подберите соответствующих животных к следующим словам

    Инструкция. Я скажу слова, а ты догадайся, о ком это. Нарисуй животное.

    1. лохматый, косолапый...;
    2. маленький, звенящий, длинноносый...;
    3. голодный, серый, зубастый, злой...;
    4. большой, рогатый...;
    5. злой, зубастый, зеленый...;
    6. маленькая, ловкая, проворная...;
    7. зеленая, пучеглазая...;
    8. хищный, сильный, полосатый...;
    9. ловкая, шумная, хвостатая...;
    10. яркое, теплое...;
    11. большой, серый, большеухий, толстоногий...;
    12. маленький, черный, трудолюбивый...;
    13. длиннохвостая, стрекочущая...;
    14. серый, колючий....

    Играйте в словесные игры и получайте пользу и удовольствие. Сайт Нестандартные дети желает успехов!

    Ольга Шадрина
    Картотека словесных игр.

    Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей.

    Игра «Добавлялки»

    Возраст 5-6 лет.

    Цел ь: Развивает речевое творчество детей.

    Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    С неба все скользят пушинки –

    Серебристые … (снежинки)

    Архитекторы – творцы

    Строят чудные … (дворцы)

    Жил да был веселый гном.

    Он в лесу построил … (дом)

    В этом доме, ты мне верь,

    Заперта надежно … (дверь)

    Затвердела снега корка,

    Будет скользкой наша … (горка)

    У малышки – погремушка

    Очень шумная … (игрушка)

    Знает наша детвора:

    Прятки – лучшая … (игра!

    Игра «Звуки перепутались»

    Возраст 5-6 лет.

    Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.

    Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    Нашла я сливе … кофточку,

    Надела Феня … косточку.

    Созрел на дереве … кафтан,

    Зимой надел я … каштан.

    На дерево уселся … граф,

    Живет в красивом доме … грач.

    Зазеленели в парке … детки,

    И на прогулку вышли … ветки.

    В лесу летают летом … кошки,

    Охотятся на мышек … мошки.

    Когтистые у киски … тапки,

    У Вики новенькие … лапки.

    Далеко идти мне … пень,

    Лучше сяду я на … лень.

    Игра «Кто это? Что это?»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: учить подробно объяснять значение слов.

    Ход: предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

    (Например, это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

    Игра «Вспомним разные слова»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

    1. Дети встают в круг.

    2. Каждый ребенок должен вспомнить слово, «передать» его рядом стоящему.

    3. Все по очереди произносят по одному слову.

    4. Говорить нужно разные слова, произносить их четко и громко.

    Варианты:

    Дети подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

    Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

    Игра «Найди себе пару» Возраст 5-6 лет.

    Це ль: развивать фонематический слух,учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

    Правила: 1. Каждый должен найти с словом (шутка – утка – мишутка).

    Игра «Кому достанется мяч»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять умение находить длинные и короткие слова.

    1. Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч.

    2. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему.

    3. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

    Игра «Какой звук потерялся»

    Возраст 5-6 лет.

    Цел ь: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

    Правила: 1. Воспитатель не спеша читает стихотворный текст

    В некоторых словах он пропускает.

    2. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

    Игра «Подскажи звук»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять представления о том, что слова состоят из звуков.

    Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

    Ход игры:

    1. Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук. Этот звук должны назвать дети.

    2. Дети должны не произносить все слово, а добавлять только звук. 3. В начале игры звук подсказывают хором, а потом индивидуально.

    Подсказывать звук нужно быстро, чтобы слово звучало полностью.

    Например:

    На солнышке грелся черноухий котено…

    На него смотрел белолапый щено…

    Охотники развели в лесу косте…

    Ученик держал в руке каранда…

    Малыш попросил маму купить ша…

    На лесную полянку выбежал зая…

    В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

    По стволу стучал пестрый дяте…

    Белочка спрятала орешки в дупл…

    По двору бродили пету, куриц, утят…

    Игра «Что нужно кукле»

    Возраст 5-6 лет.

    Це ль: закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

    Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник,чашка, ложка, вилка).

    Ход игры:

    1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

    2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

    Сначала со звуком Л, потом со звуком

    Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

    Игра «Палочка остановись»

    Це ль: развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

    Возраст 5-6 лет.

    1. Дети встают в круг, воспитатель в центре.

    2. Дети называют слова и передают одновременно палочку.

    3. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.

    Например, про котенка: подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…

    Подобрать слова про то, что он может делать – лакает, мяукает…

    Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное, то он выходит из круга.

    Игра «Играем в слова в коридоре»

    1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке?

    2. Кто трудился, чтобы ты мог одеть эту одежду?

    (крестьяне – шерсть, прядильщицы – нитки, ткачи – ткань,

    художники-модельеры – фасон, закройщик – раскрой, портной – сшил)

    3. Какая обувь у нас в раздевалке зимой, летом?

    4. Кто изготавливает обувь? (скорняк – выделывает кожу, модельер – фасон, обувщики – шьют)

    5. Какие головные уборы у нас есть и какие ещё бывают? (шапка, берет, кепка, шляпа, платок, косынка, шарф, панама)

    6. Какие специальные головные уборы ты знаешь? (фуражка, пилотка, каска, бескозырка, шлем).

    Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

    Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
    Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

    Игра «Столяр»

    Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
    Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

    Кланяется, кланяется,
    Придет домой – растянется.
    (Топор)

    Зубастый зверек
    Грызет со свистом дубок.
    (Пила)

    Толстый тонкого побьет,
    Тонкий что-нибудь прибьет.
    (Молоток и гвоздь)

    Деревянная река,
    Деревянный катерок,
    А над катером струится
    Деревянный дымок.
    (Рубанок)

    Игра «Веселая олимпиада»

    Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
    Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

    Ростом мал, да удал,
    От меня ускакал.
    (Мяч)

    Плывет белый гусь –
    Брюхо деревянное,
    Крыло полотняное.
    (Яхта)

    Льется речка – мы лежим,
    Лед на речке – мы бежим.
    (Коньки)

    Деревянные кони по снегу скачут,
    А в снег не проваливаются.
    (Лыжи)

    Когда весна берет свое,
    И ручейки бегут звеня,
    Я прыгаю через нее,
    А она – через меня.
    (Скакалка)

    По дороге едут ноги
    И бегут два колеса.
    У загадки есть ответ:
    Это мой …
    (Велосипед)

    Игра «Звуки перепутались»

    Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
    Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

    Нашла я сливе … кофточку,
    Надела Феня … косточку.

    Созрел на дереве … кафтан,
    Зимой надел я … каштан.

    На дерево уселся … граф,
    Живет в красивом доме … грач.

    Зазеленели в парке … детки,
    И на прогулку вышли … ветки.

    В лесу летают летом … кошки,
    Охотятся на мышек … мошки.

    Когтистые у киски … тапки,
    У Вики новенькие … лапки.

    Далеко идти мне … пень,
    Лучше сяду я на … лень.

    Игра «Добавлялки»

    Цель. Развивает речевое творчество детей.
    Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

    С неба все скользят пушинки –
    Серебристые … (снежинки)

    Архитекторы – творцы
    Строят чудные … (дворцы)

    Жил да был веселый гном.
    Он в лесу построил … (дом)

    В этом доме, ты мне верь,
    Заперта надежно … (дверь)

    Затвердела снега корка,
    Будет скользкой наша … (горка)

    У малышки – погремушка
    Очень шумная … (игрушка)

    Знает наша детвора:
    Прятки – лучшая … (игра)!