Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Развиваем диалогическую речь в игре. "речевые игры для развития диалогической речи" Картотека игр для развития диалогической речи дошкольников

    Развиваем диалогическую речь в игре.

    Упражнение «Давай знакомиться»

    Цель: развитие навыков общения, умения вступать в контакт.

    Звучит спокойная музыка. Дети распределены по парам, стоят друг напротив друга, знакомятся: смотрят сверстнику в глаза, подают руку или прикасаются друг к другу и называют своё имя: «Я — Дима, а ты?» После этого дети берутся за руки и кружатся под музыку.

    Игра «Паша — Наташа — Юля»

    Цель: закреплять умение обращаться к сверстникам по имени.

    Дети стоят по кругу. В руках воспитателя находится мяч. Он начинает игру и называет маршрут, по которому будет бросать мяч: «Таня — Женя» и перебрасывает мяч детям, чьи имена были названы. Можно называть более сложные маршруты. Если в группе есть дети с одинаковыми именами, участники договариваются использовать другие варианты имён.

    Упражнение «Просьба»

    Цель: учить детей формулировать просьбу и благодарить. Педагог выступает в роли ведущего. Во время подготовки к прогулке дети по очереди обращаются к нему с просьбой. За каждую вежливо сформулированную просьбу и использование вежливых слов ребёнок получает фишку.

    Игра «О чём спросить при встрече?»

    Цель: учить детей вступать в контакт и поддерживать общение. Дети сидят (стоят) по кругу. Один из детей держит предмет (мяч, куклу и т. п.). Задача игроков — передавая предмет, задать друг другу вопрос и получить на него ответ.

    Примерные вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? С кем ты живёшь? У тебя есть брат или сестра? Как зовут твою маму? С кем ты дружишь? С чем ты любишь играть? Ты не хочешь спать? Ты пойдёшь гулять на улицу? Что ты любишь кушать?

    На начальном этапе обучения вопрос и ответ может формулировать педагог, затем задавать только ориентир для постановки вопроса (спроси об игрушке, о настроении, друге, погоде, одежде и т. д.).

    Упражнение «Вопрос — ответ»

    Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра. Дети стоят по кругу. Один из них держит в руках мяч. Задавая вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт свой вопрос и т. д. (например: «Как зовут воспитательницу?», «Какую игру ты любишь?»:— «Ловишки» и т. д.).

    Игра «Вежливые слова»

    Цель: учить детей вежливо заканчивать диалог, используя вежливые слова и ласковые интонации.

    Дети сидят по кругу и, передавая друг другу привлекательный предмет, называют слова, которые чаще всего используются при завершении диалога (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, спокойной ночи и т. д.). Педагог обращает внимание на то, что прощаясь (уходя домой из детского сада, после окончания разговора и в других ситуациях) необходимо посмотреть другу в глаза. Умение отрабатывается в естественных ситуациях общения.

    Игра «Приглашение»

    Цель: учить детей приглашать друг друга и вежливо отвечать на приглашение.

    Дети разбиваются на пары. Часть детей вместе с педагогом обсуждают варианты приглашения друзей (куда бы они могли пойти, поехать, чем заняться). Затем один игрок приглашает сверстника. Другой — принимает приглашение. После этого дети меняются ролями: первый ребёнок приглашает друга, второй принимает приглашение.

    Приглашение можно сопровождать вручением красивой открытки.

    Игра «Разговор по телефону»

    Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему (тему задаёт педагог — поздравить с днём рождения, пригласить в гости, договориться о выходе на улицу и т. д.). Участники игры держат телефонную трубку, набирают номер телефона и ведут диалог.

    Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

    В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

    Игры можно использовать во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

    Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры, закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры для развития диалогической речи детей

    Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

    Отвечай быстро

    Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

    Ход игры

    Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

    Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

    Зеленый, - говорит воспитатель и бросает мяч одному
    из детей.

    Лист, - отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

    Так бывает или нет?

    («Небылицы»)

    Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

    Ход игры

    Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

    - Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

    • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
      Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
    • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
    • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
      сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

    Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

    Ошибка

    Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

    Ход игры

    Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

    Примеры суждений:

    • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
    • Пятница идет после среды.
    • Буратино - один из жителей цветочного городка.
    • Мыть руки вредно для здоровья.
    • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
    • Если на деревьях есть листья, то это лето.

    Волшебный ключ

    Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

    Ход игры

    Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

    Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

    Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

    Разрешите пройти.

    Разрешите, пожалуйста.

    - Позвольте пройти.

    • Пропустите меня, пожалуйста.
    • Вы не могли бы пропустить меня?
    • Если можно, пропустите, пожалуйста.
    • Извините, я могу пройти?

    Знатоки

    Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

    Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

    Ход игры

    Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

    • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
    • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
    • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

    Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)... ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

    Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

    Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

    ИГРЫ С ТЕЛЕФОНОМ

    Заказ такси по телефону

    Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

    Ход игры

    Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

    Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

    На какое время вам нужна машина?

    На 8 часов утра.

    Ваш адрес...

    Куда поедете?

    В детскую поликлинику.

    Назовите ваш телефон.

    Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

    Спасибо. До свидания.

    Звонок на работу маме (папе)

    Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

    Ход игры

    1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

    2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

    3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

    Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

    Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

    Спасибо.

    Алло, Алеша, что случилось?

    Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

    Что с бабушкой?

    Она простыла, и у нее болит голова.

    Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

    Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

    До встречи, сынок.

    Звонок в поликлинику

    Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

    Ход игры

    1. Беседа.

    К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

    Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

    т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

    2. Демонстрация вызова врача.

    Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

    Да. Здравствуйте.

    Я бы хотела вызвать врача на дом.

    Что случилось?

    Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

    Нет ли насморка и головной боли?

    Нет, только кашель.

    Имя, фамилия девочки? Возраст?

    Ваш адрес?

    Наш адрес...

    Врач придет во второй половине дня.

    Спасибо. До свидания.

    Всего доброго.

    3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2-3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

    ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

    Дидактическая игра «Волшебное эхо»

    Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

    Ход игры

    В игре участвуют 10-12 человек.

    Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».

    Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.

    Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:

    • Лови мяч, пожалуйста.
    • Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.

    Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы - волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

    Дидактическая игра «Вежливые отгадки»

    Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

    Ход игры

    Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

    Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?

    С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Игра «Вопрос с подсказкой» Разработала: воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 Чернявская Наталия Николаевна

    Цель. Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы. Материал. Карточки с символами, обозначающими то или иное содержание вопроса. Ход игры: Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по карточкам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно поднимает карточки (открывает слайд) с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы. За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка. Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы. Что? Что это? Что у машины написано на фургоне? На что крепятся колеса? И т.п. Какого цвета (капот, кузов, колеса, руль и др. детали)? В дальнейшем вводятся новые символы: -схематическое изображение человечков в разных позах - «Что делают?»; -изображены кружочки на ветке дерева, за деревом, под деревом - «Где?»; -карточка с цифрами - «Сколько?»; -карточка с изображением кисти руки человека - «Для чего?»; -изображение вопросительного знака - «Почему?»; -изображение часов - «Когда?»; -изображение уходящего человека - «Куда?»; -изображение подходящего человека - «Откуда?».

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

    Вера Надырова
    Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

    Игры с предметами (телефоном)

    Заказ такси по телефону

    Дидактическая задача : учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси)

    Игровая задача : помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику

    Ход игры

    Воспитатель вовлекает детей в игру , сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.

    Поможем зайке вызвать такси?

    Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок) .

    Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

    На какое время вам нужна машина?

    На 10 часов утра.

    Ваш адрес.

    Куда поедете ?

    В детскую поликлинику.

    Назовите ваш телефон.

    Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

    Спасибо. До свидания.

    Кто желает вызвать такси для зайки?

    Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог , исправляет, дополняет их диалог

    Звонок на работу маме (папе)

    Дидактическая задача : закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону ; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

    Игровая задача : помочь своего товарищу

    Ход игры

    1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

    2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации : «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

    3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

    Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

    Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

    Спасибо.

    Алло, Алеша, что случилось?

    Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

    Что с бабушкой?

    Она простыла, и у нее болит голова.

    Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

    Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

    До встречи , сынок.

    Звонок в поликлинику

    Дидактическая задача : закрепить навык ведения диалога по телефону (звонок в поликлинику)

    Игровая задача : помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону

    Ход игры

    1. Беседа.

    К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

    Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

    Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас помощи : «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»

    Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?

    Да, готовы!

    Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.

    Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону? (Дети предлагают свои кандидатуры )

    Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст , адрес.

    2. Демонстрация вызова врача.

    Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

    Да. Здравствуйте.

    Я бы хотела вызвать врача на дом.

    Что случилось?

    У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.

    Нет ли насморка и головной боли?

    Нет, только кашель.

    Ваш адрес?

    Наш адрес ул. Ленина 56

    Врач придет во второй половине дня.

    Спасибо. До свидания.

    Всего доброго.

    3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2-3 раза) . Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

    Словесные игры

    «Угадай, кто я»

    Дидактическая задача : учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

    Игровая задача : угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

    Ход игры

    Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту) . Остальные дети отгадывают.

    Например :

    Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.

    Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей .

    Нет. Я не девочка, а мальчик.

    Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

    Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

    Я думаю, что ты – Жихарка.

    Правильно.

    Угадавший ребенок становится ведущим.

    «Да и нет»

    Дидактическая задача : познакомить с вопросом как формой получения информации , знаний; активизация речевой поисковой активности.

    Материал : семь-восемь предметов различного назначения - игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

    Ход игры

    Предметы раскладываются на столе.

    Воспитатель говорит : «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет» . Все поняли?».

    Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

    Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?

    Его надевают на тело?

    ОН лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.

    Нужно придерживаться определенной логики : от назначения предмета - к его расположению - к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

    «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы ».

    Вариант игры.

    Дети делятся на команды. У каждой - свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

    «Будь внимателен!»

    Дидактическая задача : учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

    Игровая задача : поддержать радость или сочувствие воспитателя

    Ход игры

    Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают : «Я рад (а) за тебя (вас) », «Очень приятно» , «Я горжусь вами (тобой) ». На невеселое сообщение следует сказать : «Я сочувствую тебе (вам) » или «Мне очень жаль» .

    Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

    Я еду в гости.

    Я победила в конкурсе воспитателей.

    У меня сегодня очень сильно болит голова.

    Я купила себе красивое платье.

    Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

    Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

    «Передай письмо»

    Дидактическая задача : активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

    Материал : разноцветные конверты, набор картинок.

    Ход игры

    В игре участвуют 5-7 детей . Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит : «Письмо Саше» . Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами : «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

    Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения : «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.» .

    Можно использовать в игре и дополнительные задания.

    Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

    Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

    Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы , используемые в игре :

    Если тебе нетрудно. - Будь добр.

    Ты не мог бы.? - Я тебя очень прошу,.

    Сделай доброе дело, передай.

    Передай, пожалуйста.

    «Ошибка»

    Дидактическая задача : развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

    Ход игры

    Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так : «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.» .

    Примеры суждений :

    Карлсон жил в маленьком домике у леса.

    Пятница идет после среды.

    Буратино - один из жителей цветочного городка.

    Мыть руки вредно для здоровья.

    Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

    Если на деревьях есть листья, то это лето.

    «Волшебный ключ»

    Дидактическая задача : закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

    Ход игры

    Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит : «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу : «Добрые слова замки открывают» . Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

    Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы : «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?» .

    Примерные формулы выражения просьбы-разрешения :

    Разрешите пройти.

    Разрешите, пожалуйста.

    Позвольте пройти.

    Пропустите меня, пожалуйста.

    Вы не могли бы пропустить меня?

    Если можно, пропустите, пожалуйста.

    Извините, я могу пройти?

    Подвижные игры

    ГУСИ-ГУСИ (русская народная игра)

    Дидактическая задача : развивать у детей диалогическую речь , добиваться, чтобы их речь была выразительной.

    Игровое правило : убегать от волка только после слов : «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

    Игровые действия : имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

    Ход игры : при помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк - в стороне. Слова хозяйки гусей : -Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему?

    Ответы гусей : -Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

    Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!

    Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает

    Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка дошкольника и потому занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Игры размещены по степени возрастания — от младшего дошкольного возраста до старшего. Данные игры будут интересны и полезны как педагогам воспитателям так и логопедам.

    Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

    Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей. Необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых в организации развития диалогической речи, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

    Игры для детей младшего дошкольного возраста

    * Собака (У меня учёный пес –
    Круглой пуговкою нос.
    Если в чём – то я не прав,
    Громко лает он: … («Гав – гав!»)).

    * Корова (Ходит Зорька по лугам,
    Молоко приносит нам.
    Жить бы Зорьке в терему,
    А она в хлеву: … («Му – му!»)).

    * Кот (Кот усатый, как разбойник,
    Перепрыгнул подоконник,
    Распугал соседских кур
    И мурлыкает: … («Мур — мур!»)).

    * Пчела (Только вишня расцвела —
    Прилетела в сад пчела.
    Я давно за ней слежу,
    Ищет мёд она:… («Жу-жу!»).

    Игра «СТУК-СТУК»

    Игра с игрушками би-ба -бо. Педагог спрашивает. Дети отвечают.

    Стук-стук!
    Кто там?
    Мяу-мяу, мяу!
    Кошка ты?
    Мяу-мяу, мяу — Я!
    Кошка, хочешь молока?
    Стук-стук!
    Кто там?
    Ав-ав-ав! Это — Я!
    Я за косточкой пришла!

    Вопросы педагога:

    1.​ Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)

    1.​ Кто что ест?

    2.​ Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).

    Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

    1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют

    2. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя. (Для среднего возраста)

    3. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. (Для старшего возраста)

    Игра «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ»

    Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

    Игра «Вот так»

    Цель. Закрепить умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

    Ход игры:

    Дети стоят в кругу. Воспитатель задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

    • Как живешь?
    • Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим
    • пальцем).
    • А глядишь?
    • Вот так (смотрят в бинокль).

    И так на все последующие вопросы дети отвечают: «Вот так» и соответствующим жестом показывают, как именно. Вопросы могут быть самыми разными:

    • Как плывешь?
    • А бежишь?
    • Ждешь обед?
    • Машешь вслед?
    • Утром спишь?
    • Как шалишь?

    Затем роль водящего принимает на себя кто-нибудь из детей, он учится придумывать и формулировать самые разные вопросы.

    Игра «Да и нет»

    Перед детьми разные игрушки. Педагог называет игрушки и спрашивает у детей: Это мяч? А дети отвечают -Да или нет.

    Игра по типу детской песенки: «Далеко, далеко…..

    На лугу пасутся ко…»

    Ребенок: «Кони?», «Козы?», «Коровы?»

    Цель: учить вопросительной интонации.

    а) дети придумывают слова на определенный звук:

    Логопед: «Художник нарисовал жжж….»

    Ребенок: «Жука? Жирафа?…»

    Игра «Подскажи словечко»

    На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился….(Колобок)

    Они обычно для шитья,
    И у ежа их видел я.
    Бывают на сосне, на ёлке,
    А называются … (иголки).

    Я расчищу снег, ребята,
    Только мне нужна… (лопата)

    Тихо, тихо, как во сне,
    Падает на землю … (снег).

    Оля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле … (ушки).

    Игры для детей среднего дошкольного возраста

    Игра «Что у тебя есть»

    Работа в парах с картинками или игрушками. Одновременно решается задача закрепления родительного падежа единственного числа.

    У тебя есть апельсин?

    Нет, у меня нет апельсина, зато у меня есть яблоко. А у тебя есть яблоко?

    Игра с картинками.

    Одновременно решается задача знакомства и закрепления употребления предлогов.

    В вазе что-нибудь есть?

    Да, в вазе цветы.

    На стене что-нибудь висит?

    Нет, на стене ничего не висит.

    За коробкой есть что-нибудь?

    Да, за коробкой лежит карандаш.

    Игра «ПРОДОЛЖИ РАЗГОВОР»

    Игра «Увидел-показал-назвал, назвал-увидел-показал»

    С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет?, магнитофон прыгает?, утюг поет? и т д.).

    Игра «Магазин»

    Один ребенок был «продавцом», остальные – «покупателями». На прилавке «магазина» были разложены различные предметы, в соответствии с выбранным отделом: продукты, хозяйственные товары, канцелярские товары, строительные материалы. Покупатель, не показывая на предмет, который хотел купить, описывал его, рассказывал, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен был понять, какой именно товар нужен покупателю.

    Игра «Путешествие Буратино»

    Детям демонстрировали куклу Буратино и рассказывали, что он заядлый путешественник и расскажет, где и когда он побывал и что видел. Задача детей заключалась в том, чтобы отгадать, в каких помещениях детского сада побывал Буратино и когда это было (зимой, летом, утром, вечером). Например, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытирают их; Буратино был в саду в то время, когда дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков и т.д.

    Игра «Три медведя»

    Педагог предложил детям совместно рассказать сказку. Сначала он узнал, помнят ли дети сказку «Три медведя», задавая вопросы: «Как начинается сказка?», «Куда попала Машенька?», «Что она увидела в первой комнате?». Далее он начинал фразы из сказки, а дети заканчивали их. По ходу рассказывания взрослый обращался к каждому ребенку, чтобы в игре были задействованы все дети.

    Игра «Угадайте, какой предмет я задумала?»

    На столе 4 предмета: красные мяч и кубик, синие шар и коробка. Логопед задумывает один из них, дети с помощью вопросов угадывают предмет:

    • Этот предмет синий или красный?
    • Круглый или квадратный?

    Тоже задание можно использовать на обобщающие понятия: птицы-животные, овощи-фрукты и т.д.

    Игры для детей старшего дошкольного возраста

    Игра «Да и нет»

    Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

    Материал. Семь-восемь предметов различного назначения - игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

    Предметы раскладываются на столе.

    Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

    Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

    Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят?

    Его надевают на тело?

    Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с …? — Он круглый? Он коричневый? И т.п.

    Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета — к его расположению - к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

    «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

    Вариант игры.

    Дети делятся на команды. У каждой - свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

    Игра «Угадай, кто я»

    Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

    Ход игры:

    Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.

    Например:

    -​ Я очень маленького роста, — сообщает ведущий игрок.

    -​ Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

    -​ Нет. Я не девочка, а мальчик.

    -​ Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

    -​ Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

    -​ Я думаю, что ты – Жихарка.

    -​ Правильно.

    Угадавший ребенок становится ведущим.

    Игра «Кто кого запутает»

    Цели. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.

    Материал. Картинки с изображением животных.

    Ход игры:

    Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.

    Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.

    • Это тигр.
    • А по-моему, это заяц.
    • Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.
    • Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
    • Заяц - лесной зверь, а в лесу нет скамеек.
    • А этот, может быть, убежал из зоопарка.

    Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

    Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди.

    Вариант игры.

    Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.

    Игра «Так бывает или нет?»

    («Небылицы»)

    Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

    Ход игры:

    Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

    -​ Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

    • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    • Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
    • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
    • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    • сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

    Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

    Игра «Ошибка»

    Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

    Ход игры:

    Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

    Примеры суждений:

    • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
    • Пятница идет после среды.
    • Буратино - один из жителей цветочного городка.
    • Мыть руки вредно для здоровья.
    • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
    • Если на деревьях есть листья, то это лето

    Игра «Волшебный ключ»

    Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

    Ход игры:

    Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

    Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

    Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

    Разрешите пройти.

    Разрешите, пожалуйста.

    Позвольте пройти.

    Пропустите меня, пожалуйста.

    Вы не могли бы пропустить меня?

    Если можно, пропустите, пожалуйста.

    Извините, я могу пройти?

    Игра «Знатоки»

    Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

    Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

    Ход игры:

    Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

    • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
    • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
    • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

    Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)… ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

    Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

    Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

    Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»

    Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

    На этапе обобщения на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

    Игра «Почему? А потому!»

    Игру начинал педагог, потом ее продолжали дети. Педагог задавал «каверзные» вопросы, к примеру, «Почему собака лает?», «Почему кошка часто умывается?». За самый правдоподобный и доказательный ответ ребенок получал фишку.

    Заключение

    Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям. В результате систематической, последовательной, кропотливой работы будут достигнуты результаты, дети смогут пользоваться диалогической речью, для того чтобы перейти к монологической.

    Давыдова Н.В.,
    учитель-логопед