Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Познавательная программа по экологии. Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»

    Познавательная программа по экологии. Конкурсная программа для детей на тему: природа – «Лес – наш друг»

    Экологическая конкурсно-игровая программа

    «Эта загадочная природа»

    Кудровец Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

    ГУО «Эсьмонский учебно-педагогический комплекс

    детский сад-средняя школа Белыничского района»

    Цель:

    Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

    Ход конкурса

    Ведущий:

    Есть просто храм,
    Есть храм науки.
    А есть еще природы храм-
    С лесами, тянущими руки
    На встречу солнцу и ветрам.
    Он свет в любое время суток,
    Открыт для нас в жару и стынь,
    Входи сюда, будь сердцем чуток,
    Не оскверняй ее святынь!

    Ведущий: Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и поит, радует и волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа, неповторима и многолика. И сегодня я предлагаю вам провести конкурсную игру «Эта загадочная природа». В нашем турнире будут участвовать две команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри. (Представление жюри.)

    Тур 1. «Представление команд»
    Ведущий: Начнем мы с вами нашу игру с представления команд. В этом конкурсе будут оцениваться название, которое обязательно должно быть экологическим, эмблема, представление команды. Итак, согласно жребию, мы приглашаем на сцену 1 команду.

    На сцену приглашается вторая команда.

    Пока жюри оценивает конкурс, участники команды осваиваются со сценой, я предлагаю вам послушать стихотворение «В природе столько красоты!» (В. Чижов), которое прочитает Колочева Тамара.

    В природе столько красоты –
    Вглядись, и ты поймешь,
    Зачем росистые кусты
    Окутывает дрожь.

    Куда, журча, ручей бежит,
    Прозрачнее стекла,
    О чем под вечер, в поле ржи,
    Поют перепела...
    Пусть станет сердцу твоему
    Понятна птичья речь –
    И ты научишься тому,
    Как это все беречь.

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    Тур 2 «Разминка»

    Ведущий: Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

    1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
    2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
    3. Из него делают бочки и паркет.
    4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

    1. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
    2. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
    3. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников.
    4. Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)

    1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
    2. Из его коры делают много полезных вещей.
    3. Из него самые лучшие дрова.

    4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

    1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
    2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
    3. Бобры его любят и заготавливают на зиму.
    4.Его листья дрожат даже в безветренную погоду. (Осина)

    1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
    2. Про нее сложено много песен.
    3. Кора целебней ягоды.
    4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

    1. Цветет летом и очень душистое.
    2. Отвар цветков не заменим при простуде.
    3. С его цветков лучший мед.
    4. Из него делают ложки и лапти. (Липа)

    Ведущий: Пока жюри подводит итоги я предлагаю всем зрителям вспомнить народные приметы и ответить, к чему эти приметы?

    1. Ворона прячет нос под крыло - (к морозу).

    2. Когда возникает две или три радуги, (бывает продолжительный теплый дождь).

    3. Если цветок белок кувшинки совсем не поднимается из воды, (будет затяжной ливень или наступит похолодание).

    4. Если клевер складывает листочки, (то это признак надвигающейся бури).

    5. Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, (утро будет тихим, солнечным).

    6.Вороны, ходящие по земле –(к теплу).

    7.Вечером расквакались лягушки –(на весь день «запланирована» ясная погода).

    8.Если идет дождь, а домашняя птица не прячется – (скоро распогодится).

    9.Воробьи сбились в стайки и летают меж деревьев – (к засушливым дням).

    10. Кукушка с самого утра кукует без умолку – (к потеплению).

    11.Утром вороны каркают (к дождю).

    12.У зайцев шерсть побелела – (зима близко).

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    Тур 3. «Рассказ Бабы – Яги»

    Ведущий: Переходим с вами к третьему туру.

    Появление Бабы – Яги. (Б.Я. появляется на метле)

    Б.Я . Здравствуйте, вот и я.

    Ведущий: Это что еще за чудо, и взялось оно от куда?
    Б.Я . Сама ты чудо! Я ж красавица! Или что-то вам не нравится! А откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
    Его весной и летом
    Мы видели одетым.
    А осенью с бедняжки
    Сорвали все рубашки. (Лес)
    Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу. А пришла, потому что недавно у нас в гостях побывали ваши ребята и нарушили много правил поведения в природе. Вот теперь командам предстоит найти эти ошибки и подчеркнуть. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал. А я пока поиграю со зрителями. Значит так!

    Сейчас я буду называть месяц так, как его называли наши предки, а вы должны назвать, как называется этот месяц по григорианскому календарю, т. е. так, как мы привыкли называют этот месяц.

    1. Зимец -Январь.

    2. Бокогрей-Февраль.

    3 Протальник- Март.

    4. Цветень- Апрель.

    5. Травень- Май.

    6. Липень- Июнь

    7. Сеностав -Июль.

    8. Серпень -Август.

    9. Хмурень -Сентябрь.

    10. Грязник-Октябрь.

    11. Полузимник -Ноябрь.

    12. Волчий-Декабрь.

    (Команды сдают свои работы жюри)

    Б.Я. : Пока жюри будет подводить итоги мы с вами попоем.

    Игра со зрителями. «Спеть песни о птицах».

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    Тур 4. «Собери пословицу»

    Ведущий: Задание командам. Нужно собрать разрезанную пословицу и приклеить на лист, потом они будут зачитываться по очереди.(Командам раздаются конверты с разрезанными пословицами). А мы с вами послушаем песню Владимира Шаинского «Облака» в исполнении учащихся начальных классов.

    Пословицы.

      Много снега - много хлеба..

      Сорока на хвосте принесла.

    Ведущий: Пока жюри работает, мы с вами поиграем в игру «Правда ли что..» . вы должны отвечать «Да» или «Нет».

    1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
    2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
    3. Стрижи даже спят на лету? (да)
    4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
    5. Зеленный картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)

    6. Народная молва нарекла аиста сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Нет. Сова)

    7. Кукушка считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. (Да)
    8. Бабочки живут всего один день? (нет)
    9.Правда ли, что из ландыша делают лекарство, что бы лечить сердце? (Да)

    10. Правда ли, что шиповник богат витамином С? (Да)

    11. Правда ли, что подорожник лечит" ссадины и раны? (Да)

    12. Змея может проглотить добычу крупнее своей головы? (Да)

    13. Шипение у змей возникает благодаря трению чешуй друг о друга? (Да)

    14. У птиц роль руля выполняет хвост? (Да)

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    ТУР 6. «А мы поем»
    Ведущий: Каждая команда готовила домашнее задание-песню. Давайте проверим, как они с ним справились.(Команды исполняют песни)

    Ведущий: Пока жюри совещается, послушайте стихотворение «Сберегите Землю».

    Чтоб радость завтрашнего дня

    Сумел ты ощутить,

    Должна быть чистою Земля,

    И небо чистым быть.

    А Землю эту, не щадя,

    Терзал за веком век

    И брал все только для себя

    «Разумный» человек.

    Сейчас же кинулись спасать

    «Природную среду»,

    Но почему ж так поздно мы

    Почуяли беду?

    Сквозь фабрик и заводов дым

    Нам трудно разглядеть

    Все те страданья, что Земле

    Приходится терпеть.

    Надолго ль хватит нам воды,

    Коль растворен в ней яд?

    Надолго ль хватит тех лесов,

    Где топоры стучат?

    Спасти поля, леса, луга

    Можешь только ты,

    Разумный человек!

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    Тур 7. «Живая буква»

    Ведущий: Команды выстраиваются в две колонны. (На расстоянии от команд приготовлены листы с таблицами на разные буквы). Конкурс проводится по принципу эстафеты. По сигналу два первых участника с маркерами вместо эстафетных палочек добегают до таблиц и записывают название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя (напр., М: Маргаритка, муравей, медведь и т.д) и передают маркер следующим участникам. Побеждает команда, первой заполнившая таблицу.

    Цветок

    Дерево

    Насекомое

    Рыба

    Птица

    Зверь

    Ведущий: Пока жюри трудится, мы поиграет в «Путаницу». В стихотворениях перепутаны понятия. Надо распутать стихотворение, правильно вставить слова.
    1. Я гулял по зоопарку.
    Мимо клеток проходил.
    Вдруг, смотрю, сидит на ветке
    Весь зеленый... крокодил.
    Попугай.
    2. Поздно ночью не усну, –
    Кто-то воет на луну!
    У него ужасный нрав,
    А зовут его... жираф.
    Волк.
    3. Сладко пахнет спелой земляникой,
    Па траве играют солнечные блики.
    Верхушки деревьев задевают облака –
    Это место называется... река.
    Лес.
    4. То на дереве сидит,
    То, как самолет, летит.
    Черный, каркает – сюрприз,
    Дружно скажем: это... лис.
    Ворон.
    5. У него большая грива,
    Он, ребята, зверь красивый.
    У него большая миска,
    Осторожно: это... киска.
    Лев.

    Ведущий: Слово предоставляется жюри.

    Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение победителей.

    Приложение

    Лебеди

    Зорька алая вставала под осенним небосклоном.

    А по небу пролетала стая диких лебедей.

    А куда они так рано с первым колокольным звоном.

    Улетают в небе тают серой стаей от людей.

    Кто им вслед махал платочком, кто слезу ронял на ветер.

    Провожали и встречали их пруды и дерева.

    Им шептали вслед цветочки так заведено на свете.

    Возвращайтесь поскорее на родные острова.

    Припев:

    Да, да с берега моря корабли уплывали.

    Да, не в радость, не в горе лебеди улетали.

    На шальные просторы ветры южные звали.

    Через пропасть и горы лебеди улетали.

    Солнце выше поднималось, ветерок срывал листочки.

    Осень шла и продолжаясь на земле меняя цвет.

    Улетала в дали стая, превращались птицы в точки.

    А вернутся ли обратно, мне ни кто не даст ответ.

    Припев:

    Журавлик

    То ли в радость, то ли в горе

    Земли в головном уборе

    Седина у моря на виду.

    Только одиноко бродит

    Маленький журавлик вроде

    белого кораблика на льду.

    Где же ты остановился,

    Как ты от своих отбился.

    Стая на югах давно твоя.

    Знаю, мама бы просила

    Собери сыночек силы,

    Долети скорее до меня

    Знаю, мама бы просила

    Собери сыночек силы,

    Долети скорее до меня

    Припев:

    Ты плыви, плыви кораблик,

    Ты лети, лети журавлик

    На краю земли остановись

    Вскоре облака растают

    В море до небес достанут

    Вскоре облака растают

    В море до небес достанут

    Ты поймешь, что значит эта жизнь

    Знаю, тяжела разлука

    День за днем сплошная мука

    Только ты в дорогу соберись

    То, что белый снег растает,

    Ты свою увидишь стаю,

    То, что белый снег растает,

    Ты свою увидишь стаю,

    Ты мне в этом сердцем поклянись.

    «Кто построил радугу»

    1. Кто построил радугу

    В небе над землёю

    Семь цветов, семь мостиков

    И загнул дугою

    2. Как бы мне хотелось знать

    Кто рукой могучей

    В небе замок сказочный

    Вылепил из тучи

    Это, это, это видно дождик.

    Он немного архитектор

    И чуть-чуть художник (2 раза)

    3. Кто луга весенние

    Засадил цветами

    Вот теперь я думаю

    Догадались сами

    Это, это, это видно дождик.

    Он немного архитектор

    И чуть-чуть художник (2 раза)

    «Облака»

    Мимо белого яблока луны

    Мимо красного яблока заката

    Облака из неведомой страны

    К нам спешат и опять бегут куда-то

    Припев:

    Облака белогривые лошадки

    Облака что вы мчитесь без оглядки

    Мы помчимся в заоблачную даль

    Мимо гаснущих звезд на небосклоне

    К нам неслышно опустится звезда

    И ромашка останется в ладони

    Припев

    Не смотрите вы пожалуйста свысока

    А по небу прокатите нас облака

    Рассказ Бабы Яги.

    Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше.

    Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится.

    Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки.

    Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. Весело прошел день.

    В природе столько красоты –
    Вглядись, и ты поймешь,
    Зачем росистые кусты
    Окутывает дрожь.

    Куда, журча, ручей бежит,
    Прозрачнее стекла,
    О чем под вечер, в поле ржи,
    Поют перепела...

    Пусть станет сердцу твоему
    Понятна птичья речь –
    И ты научишься тому,
    Как это все беречь.

    Пословицы.

      Весна красна цветами, а осень - снопами.

      Какова береза, такова и отростка.

      Ласточка день начинает, а соловей кончает.

      Много снега - много хлеба..

      Мороз не велик, да стоять не велит.

      На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

      Рощи да леса - всему миру краса.

      Сегодня не тает, а завтра кто знает.

      Сорока на хвосте принесла.

      Что летом родится - зимой сгодится.

      Январь год начинает, а декабрь кончает

    Пословицы.

      Весна красна цветами, а осень - снопами.

      Какова береза, такова и отростка.

      Ласточка день начинает, а соловей кончает.

      Много снега - много хлеба..

      Мороз не велик, да стоять не велит.

      На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

      Рощи да леса - всему миру краса.

      Сегодня не тает, а завтра кто знает.

      Сорока на хвосте принесла.

      Что летом родится - зимой сгодится.

      Январь год начинает, а декабрь кончает

    Чтоб радость завтрашнего дня

    Сумел ты ощутить,

    Должна быть чистою Земля,

    И небо чистым быть.

    А Землю эту, не щадя,

    Терзал за веком век

    И брал все только для себя

    «Разумный» человек.

    Сейчас же кинулись спасать

    «Природную среду»,

    Но почему ж так поздно мы

    Почуяли беду?

    Сквозь фабрик и заводов дым

    Нам трудно разглядеть

    Все те страданья, что Земле

    Приходится терпеть.

    Надолго ль хватит нам воды,

    Коль растворен в ней яд?

    Надолго ль хватит тех лесов,

    Где топоры стучат?

    Спасти поля, леса, луга

    И чистую гладь рек – всю Землю

    Можешь только ты,

    Разумный человек!

    Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

    Ребята пытаются ответить на эти вопросы, ведущая помогает.

    Экология - это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них. Но перед этим попрошу организовать две команды по 6 человек. Правила просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в «плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит специальный приз.

    А пока - разминка для всех, в том числе и для зрителей.

    Если дымно и туманно

    Так, что вам не видно ног,

    Это значит - воздух грязный.

    Тот туман зовется... (Смог.)

    Не собирайте здесь грибы

    И не сушите вы гербарии.

    Завод когда-то здесь стоял,

    На нем случилась вдруг... (Авария.)

    Вокруг пенье, стук и грохот -

    Не идет ничто на ум.

    Знайте, что для человека

    Очень вреден этот... (Шум.)

    Если что-то нам не жалко,

    То несем скорей на свалку.

    Загрязняют землю, воды

    Бытовые все... (Отходы.)

    Но что это? Нам пришли телеграммы!

    Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?

    Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны. Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну». Первый участник с завязанными глазами ищет по подсказкам команды и поднимает один из разбросанных предметов. Вернувшись к команде, глаза завязывает второму игроку, который продолжает поиск. После окончания эстафеты игрок из проигравшей команды переходит в победившую.

    Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие». Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?

    Ребята отвечают, получают жетоны. Проводится для команд «Кто больше назовет диких животных». Проигравшая команда лишается одного игрока.

    Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать». Вот и следующая проблема - «парниковый эффект». А что это такое?

    Дети отвечают. Ответившие получают жетоны.

    Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.

    Конкурс «Запаси воду» заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды в стакане которой оказался выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.

    Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?

    Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны.

    Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?

    Ответившие получают жетоны.

    Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.

    Командам выдается одинаковое количество воздушных шариков, которые нужно быстро надуть. Побеждает команда, у которой надутые шарики будут большего размера. Проигравшая команда лишается одного игрока.

    Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?

    Дети предлагают свои варианты, получают жетоны.

    Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?

    Ребята отвечают, получают жетоны.

    Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные. Вернемся же к нашей белочке, нужно помочь ей искать шишки.

    Команды получают листы бумаги с контурным изображением шишек и фломастеры. Необходимо быстро и аккуратно обвести контуры рисунков. Проигравшая команда лишается одного игрока.

    А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели?

    Назвавший цифру пять и перечисливший проблемы получает жетон.

    Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

    Подводятся итоги командной игры, ребятам, получившим много жетонов, вручаются медали «Почетный эколог».

    Музыкальное сопровождение.

    Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы с вами отправимся в уникальное заочное путешествие (сопровождение слайдов природы), очень интересное и познавательное. Ребята, все вы, наверно, любите природу, читаете книги о животных, растениях, о явлениях природы. Вы наблюдаете за окружающим миром и знаете много интересного о нашей родной природе. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

    В нашей сегодняшней игре принимают участие команды…

    Поприветствуйте, пожалуйста, друг друга.

    Давайте представим, ребята, что мы отправляемся в путешествие, а куда?... Послушайте загадку и отгадайте.

    Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

    Сашу – земляникой, Таню - костяникой,

    Оленьку – орешком, Диму – сыроежкой,

    Катеньку – малинкой, Васю – хворостинкой….

    Догадались, ребята, что это за чудо – богатырь? (Лес)

    Лес – это деревья, кустарники, травы; лес – это дом для огромного количества его обитателей. Но главное, без чего не может быть леса, это без …(деревьев). Конечно, деревья растут не только в лесу, но и в городе, и мы встречаем их каждый день. Но не все ребята хорошо знают названия деревьев, и я хочу проверить ваши знания.

    Конкурс «Наши деревья»

    Перед вами лежат карточки с изображением и названием деревьев. Я буду задавать вопросы, а вы должны, посоветовавшись в течение 30 секунд, дать один ответ, подняв карточку.

      Какое дерево цветёт первым? (верба)

      Какое дерево даёт сладкий сок? (берёза):

      Из какого дерева делают корабельные мачты? (сосна);

      Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липа);

      Из какого дерева делают спички? (осина);

      Из какого дерева делают пианино? (ель);

      Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (ель);

      Какое дерево используется для изготовления лыж? (берёза)

    Конкурс «Природоохранные знаки»

    Ребята, мы с вами часто бываем в лесу, а знаете ли вы правила поведения в лесу?

    Для следующей игры приглашаются по три человека от каждой команды. В течение 3 минут игроки должны выбрать из 10 предложенных картинок только те, которые изображают правильное поведение в лесу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Пока ребята работают с карточками, мы поиграем с остальными участниками команд.

    Мы с вами ходим в лес, гуляем по лугам и полянам, слышим голоса птиц, зверей и домашних животных. Удивительное многообразие. Человек – говорит, а как общаются животные? (Хоровые ответы)

    Медведь – рычит, ревёт.

    Голубь – воркует.

    Гусь – гогочет.

    Овца – блеет.

    Олень – ревёт, трубит.

    Лошадь – ржёт.

    Лиса –лает.

    Корова – мычит.

    Волк – воет.

    Мышь – пищит.

    Ворона – каркает.

    Хорошо, ребята! Наверно наши участники уже готовы и мы продолжим игру.

    Подведение итогов конкурса «Природоохранные знаки»

    Ведущий: Молодцы ребята! Знаете, как правильно вести себя в лесу, а лесных обитателей вы знаете? Я хотела бы проверить ваши знания о животных.

    Команде №1

    1.Серовато, зубовато, по полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет. (волк)

    2. Кто из лесных зверей летом гуляет, зимой отдыхает? (медведь, барсук, ёж)

    Команде №2

    1. Какой лесной житель сушит себе грибы и ягоды на деревьях? (белка)

    2.Назовите самого хитрого зверя в русских народных сказках? (лиса)

    Конкурс «Литературный аукцион»

    Ведущий: А теперь проведем аукцион, не обычный, а литературный! Вам необходимо называть поочередно сказку или литературное произведение, в котором упоминаются животные. Например: «Лиса и журавль». Какая команда называет последней, та и побеждает. Наш конкурс проходит, пока текут песочные часы.

    Та команда, которая последней назвала сказку получает 3 балла.

    Ведущий: Молодцы ребята! Вы знаете много произведений о животных. А сейчас я хотела бы узнать, знакомы ли вы с птицами, которые живут рядом с нами. Трудно им приходится особенно зимой и, наверное, многие бы не выжили. Но к счастью есть ребята, которые изготавливали кормушки и подкармливали птиц в течение зимы. Птицы в благодарность помогают нам избавляться от вредителей, спасая наш урожай.

    Ну-ка вместе, не зевайте,

    Дружно, громко отвечайте!

    (Задать вопросы командам по очереди)

    1.Всех перелётных птиц черней,

    Чистит пашню от червей,

    Взад-вперёд по пашне вскачь,

    А зовётся птица..(грач)

    2. Верещунья, белобока, а зовут её ….(сорока)

    3. Чик-чирик! К зёрнышку - прыг.

    Клюй, не робей! Кто же это?...(воробей)

    4.На окне дремала птица. Галка, галка! Что вам снится?

    Отвечала птица сонно: «Я не галка. Я… (ворона).»

    Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас я объявляю «Блиц - турнир».

    Мне нужно по три человека от каждой команды, которые хорошо знают всё о птицах. Вы должны молниеносно ответить на 5 вопросов, за каждый правильный ответ – 1 балл. Команды отвечают по очереди.

    Вопросы для блиц – турнира:

    1.Какие птицы живут рядом с человеком? (воробьи, вороны, галки, ласточки, синицы, скворцы) .

    2.Птица - символ мира? (голубь)

    3.Птица, ловящая насекомых в воздухе и строящая своё гнездо их глины? (ласточка)

    4.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – 15 см.)

    5.Птица с абсолютно чёрным опереньем? (ворон)

    6. Какие птицы гнездятся в дуплах? (дятлы, скворцы, синицы)

    7.Птицы, которые выводят птенцов зимой? (клесты)

    8.Птица – рыболов? (баклан, пеликан, чайка, гагара, цапля, зимородок)

    9.Какая птица не умеет летать? (страус)

    10. Назовите самую маленькую птичку? (колибри)

    Ведущий: Молодцы ребята, кто же не любит цветы: лесные, луговые, полевые, садовые? А вы их любите? А знаете их?

    У меня есть чёрный ящик, угадайте по описанию, какой цветок лежит в нём?

    Игра «Чёрный ящик» (каждая команда слушает описание цветка, лежащего в ящике, затем совещается в течение 1 минуты и пишет свой ответ на листе бумаги)

    «Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков созревает красная ягода. Но не берите её в рот – она ядовита. Да и всё растение ядовито, но препараты из листьев, цветков, семян – это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца. Подумайте хорошо посоветуйтесь командой и напишите свой ответ на листке. Хочу добавить, что это растение взято под охрану».

    (Ответ: Ландыш. Показать цветок из ящика.) И лекарство и яд. Прямо как в сказке о живой и мертвой воде.

    За правильный ответ – 3 балла.

    Ведущий: Кстати, а вы знаете, что на земле произрастает огромное количество растений? Именно растениям и посвящен наш следующий конкурс.

    Мне нужно для этого конкурса три участника от каждой команды, кто любит и знает растения.

    Игра «Определи растение» Игроки должны в течение 2 минут сопоставить 10 карточек с изображением растения и названием.

    За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Ведущий: В летнее время вы часто ходите в походы и вам просто необходимо знать, какая будет погода. Обычно мы узнаём по радио, телевидению. Ну а как нам обойтись без них, как в лесу узнать о погоде, кто нам подскажет? Живые барометры. Кого мы так называем?

    Итак, конкурс «Живые барометры» (За каждый правильный ответ – 1 балл)

    Номера от 1 до 8 команды выбирают по очереди.

    1.Воробьи сидят, нахохлившись – будет дождь.

    2.Пчёлы с раннего утра стремительно летают – будет солнечный день.

    3.Сова кричит – к холоду.

    4.Кузнечики стрекочут – день будет ясный.

    5.Голуби разворковались – будет ясная погода.

    6.Ласточки летают над землёй низко – жди дождя.

    7. Лягушки с вечера долго кричат – к холодной погоде.

    8. Одуванчики закрылись – к дождю.

    Ведущий: Вот видите, как легко можно узнать какая будет погода, если быть наблюдательным и любить природу. А кстати, вы, наверно знаете много песен о природе? Давайте мы с вами попоём. Каждая команда поочерёдно будет напевать по куплету или по припеву из песни, в которой поётся о птицах, цветах, зверях, насекомых, природе и т.д.

    Конкурс «Знатоков песен о природе»

    Та команда, которая последняя споет песню о природе – получает 3 балла.

    Подведение итогов игры, подсчёт баллов.

    Награждение победителей .

    Молодцы ребята! Мы говорили с вами о деревьях, животных, птицах, растениях, насекомых, явлениях природы. Мы должны знать обо всём, что нас окружает, чтобы это сохранить и сберечь.

    Конкурс пытливых и любознательных «ЛЕС – НАШ ДРУГ».

    На доске: “Эту истину знаю отроду
    И ее никогда не таю –
    Кто не любит родную природу,
    Тот не любит Отчизну свою”.
    (И.Романова)

    1 конкурс «Лесная викторина» (проводится заранее).
    За несколько дней до конкурса командам раздаются листочки с вопросами. Дети должны найти ответы на вопросы и предоставить в жюри. По количеству правильных ответов начисляются баллы. Количество набранных командами баллов объявляются в начале конкурсной программы.
    1. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топкому болоту, в котором другие животные такого же веса завязли бы?
    2. Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения?
    3. Какие птицы выводят птенцов зимой?
    4. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?
    5. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
    6. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?
    7. Почему, особенно весной или в начале лета, нельзя шуметь в
    лесу?
    8. На муравейник сел дрозд, вытянув в стороны крылья, и сидел
    так несколько минут. Почему?
    9. Какие животные спят с открытыми глазами?
    10. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?
    Ведущий: Лес – это источник энергии, это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным ни его охрана, ни воспроизводство его богатства. Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса, сажать деревья!
    Сегодня мы собрались для конкурса пытливых и любознательных. Тема нашего состязания “Наш лес”. В игре участвует три команды: Комета, НЛО, Звездочка. Мы начинаем КПЛ.
    Первым был конкурс «Лесная викторина», можете ознакомиться с ее результатами.

    Ведущий зачитывает набранное количество баллов.

    2 конкурс – “Ода лесу”.
    За несколько минут дети должны придумать стихотворение о лесе. В этом могут им помочь зарифмованные слова:
    лесной
    душой
    веселой
    гурьбой

    3 конкурс капитанов – «Лесные загадки». (в виде брейн-ринга).
    На кусточки, под листочки
    Кто-то бусы бросил.
    Вся поляна – в черных точках
    У зеленых сосен.
    Под листом на каждой ветке
    Сидят маленькие детки.
    Тот, кто деток соберет,
    Руки вымажет и рот (черника).
    Не сосна я и не елка.
    Только осень на порог –
    Скину с веток все иголки,
    До единой, точно в срок.
    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки,
    Но в отличие от елки
    Опадают те иголки (лиственница).
    Стоит столб до небес,
    А на нем – шатер-навес.
    Красной меди столб точеный,
    А навес сквозной, зеленый (сосна).
    То ли с крыши, то ли с неба
    Или вата, или пух,
    Или, может, хлопья снега
    Появились летом вдруг?
    Кто же их исподтишка
    Сыплет, будто из мешка (тополиный пух).

    4 конкурс – домашнее задание «Эта удивительная природа».
    За несколько недель до начала конкурса команды путем жеребьевки получают темы заданий. Необходимо подобрать интересный материал, проиллюстрировать его в виде агитационных плакатов, рисунков и подготовить научное выступление одного из членов команды. В выступлении избранного от команды должны быть использованы подготовленные иллюстративные материалы. Темы:
    – о муравьях,
    – об одуванчиках,
    – о грибах.

    5 конкурс «Юные следопыты».
    Учитель на доске вывешивает таблички с изображением следов животных. Командам раздаются карточки, в которые дети должны вписать названия животных, чьи следы изображены.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.

    Ответы: 1.лиса, 2. заяц, 3.белка, 4. олень, 5. собака, 6. мышь, 7. ёж, 8.медведь.

    6 конкурс – “Дальше в лес, больше дров”.
    Каждой команде предлагаются определения слов, которые дети должны отгадать за 1 минуту. В случае если ответ неизвестен, дети говорят «Дальше». Кто за 1минуту отгадает больше слов, тот победил.

    1.
    1) Инструмент, которым рубят. (Топор).
    2) Густой лес. (Чаща).
    3) Самый короткий месяц. (Февраль)
    4) Какая птица зимой выводит птенцов? (Клест)
    5) Скошенная, высушенная трава. (Сено)
    6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
    7) Что это за птица: вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
    8) Из какого дерева делают спички? (Осина)
    9) Кошка с кисточками на ушах (Рысь).
    10) Корова в детстве (Теленок).

    2.
    1) Дубовый лес (Дубрава).
    2) Самая маленькая птичка нашего леса? (Королек)
    3) Плод дуба (Желудь).
    4) Пушной зверек, который живет в дупле (Белка).
    5) Какие птицы едят грибы? (Глухари)
    6) У него длинные уши, короткий хвост (Заяц).
    ?) Животное, которое любит добывать мед диких пчел (Медведь).
    8) Ребенок козы (Козленок).
    9) Мама ягненка (Овца).
    10) Какой город летает (Орел).

    3.
    1) Каких животных называют листопадничками? (Зайчат)
    2) Какую ягоду не едят? (Волчью)
    3) Заяц спит с закрытыми или открытыми глазами? (С открытыми)
    4) Птица, у которой голова, шея, крылья, хвост – черные, а туловище серое (Ворона)
    5) Дом скворца (Скворечник)
    6) Сама серая, ест зеленое, дает белое (Корова)
    7) Вестник весны (Грач)
    8) Городское заведение для зверей (Зоопарк)
    9) Кто полгода сидит без обеда? (Медведь)
    10) Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник (Дятел)

    4.
    1)Растут на ветках группками, покрытые скорлупками (Орехи).
    2) Изменение густоты и окраски шерсти у животных (Линька)
    3) Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери (Зайчата)
    4) Животное, которое строит дом на реке (Бобр)
    5) Днем спит, ночью летает и прохожих пугает (Сова)
    6) Чем больше колец, тем старше жилец (Дерево)
    7) Братцы зайцев (Кролики)
    8) Сосновый лес (Бор)
    9) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
    10) Зимой и летом одним цветом (Заяц)

    7 конкурс – экологических проектов «Защитники леса».
    Существует множество проблем экологического характера. Как их решить? Какой вклад могут внести дети для решения данных проблем?
    На эти и другие вопросы смогут ответить дети, подготовив выступление по выбранному проекту. На несколько минут дети готовят агитационное выступление, в котором показывают актуальность проблемы и пути ее решения. В этом им помогут плакаты, стихи-призывы, рисунки, поделки. Темы проектов:
    – Операция «Ёлочка»
    – Операция «Муравейник»
    – Операция «Птичка»

    8 конкурс – “От капли до океана”.
    Командам предлагаются названия лесных ягод. Необходимо их расположить в порядке созревания: клюква, малина, брусника, ежевика, черника, земляника.
    Правильный ответ: земляника, черника, малина, голубика, брусника, клюква.

    9 конкурс – «Лесная фантазия».
    Каждой команде нужно придумать и изобразить на листе бумаги удивительное растение, которое защищает природу. Устно защитить проект рассказав о нем: где растет, чем питается, чем полезно.

    Подведение итогов игры.

    Сценарий мероприятия «Зеленое царство Берендея» для учащихся начальной школы

    Шелягина Анна Вячеславовна, педагог-организатор МБУ ДО СЮН, г. Новокузнецк.

    Мероприятие посвящено теме леса и предназначено для учащихся начальной школы. Его основная задача - воспитание бережного и ответственного отношения к лесным ресурсам через актуализацию знаний детей о значении леса в жизни человека, правилах поведения в природе, растениях леса и т.д.
    Данный конкурс может быть использован учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами для разработки и проведения классных часов, внеурочных занятий, тематических праздников.
    Ход мероприятия.
    Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии, которое сегодня посвящается лесу. Кто может мне ответить: «Что же такое лес?» (ответы детей). Правильно, верно. А я отвечу вам на этот вопрос одной увлекательной историей. Послушайте, пожалуйста.
    Сказка «Как один художник решил нарисовать лес».

    Один художник решил нарисовать лес.
    -Что такое лес? - размышлял он. - Конечно деревья.
    Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похоже
    они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и
    положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а
    через некоторое время увидел сухие стволы.
    -Это не лес!- послышался голос старичка - лесовичка из угла
    картины.
    -Без цветов, без трав - не лес!
    Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
    -А насекомых нарисовал? - опять послышался голос лесовичка.
    Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
    -Нужны птицы, а еще - кусты и ягоды, - не унимался старичок -
    лесовичок. Дорисовал, но все равно лес стал чахнуть.
    -Нарисуй жабу и ящерицу!
    -Нет! - сказал художник.
    Долго спорили, и художник согласился и еще дорисовал много разных зверей.
    Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье - то фырканье.
    -Вот это лес! - сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а
    притаился за кустом или за деревом. Ведь прячутся в нем тысячи
    жителей. И все они и есть лес.
    (Авторы: Брыкина Н.Т.,Жиренко О.Е.,Барылкина Л.П.)
    Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
    (Выбегает Незнайка).
    Незнайка: (запыхавшись) Ох, еле успел! Как же вы про меня–то забыли?! Я тоже в лес пойду!
    Ведущий: А ты готов к такому походу, Незнайка?
    Незнайка: Тоже мне! Велика важность! Готов, конечно! Вот, даже рюкзак взял!
    Ведущий: Одного рюкзака мало будет, Незнайка!
    Незнайка: Что ж вы раньше не сказали? Я б еще чемодан прихватил!
    Ведущий: Да ты не понял, Незнайка! В лес не чемодан нужно брать! А хорошее настроение и обязательно - багаж знаний!
    Незнайка: А что все остальные взяли с собой в лес?
    Ведущий: А вот давай у самих ребят и спросим, как они к походу подготовились.
    1.Домашнее задание: представление команд
    «Лесные робинзоны», «Берендеи», «Лесовички»,
    «Хранители лесных сокровищ», «Знатоки леса».


    Посмотри, Незнайка, какие дружные команды у нас на станции натуралистов. Таких любителей леса не страшно в поход брать, уж они-то не подведут!
    Незнайка: Ой, ой, ой! Подумаешь! (Копошится в рюкзаке). Зато у меня много вкусненького: жвачка, конфетки, кока- кола! Всю дорогу жевать можно! И магнитофон есть, в лесу слушать, чтобы не скучно
    было!
    Ведущий: Эх, Незнайка! Страшно тебя с таким набором в лес–то пускать. Ты же себя вести в природе не умеешь.
    Незнайка: Чего?! Я - то не умею? Да я все знаю! Надо в лесу погромче разговаривать, чтобы не заблудиться или музыку слушать на полную катушку, чтоб медведь не напал! Если холодно - костер посильнее развести...
    Ведущий: Ох, Незнайка, Незнайка! Придется тебя многому научить.Поможете, ребята? Давайте, напомним нашему незадачливому путешественнику, как следует себя вести в природе.
    Конкурс - эстафета «Правила поведения в лесу».


    1.Не ломать ветки деревьев, не рубить деревья.
    2.Не шуметь в лесу.
    3.Не оставлять в лесу мусор.
    4.Не оставлять не потушенным костер. Не разжигать его вблизи деревьев.
    5.Не рвать цветов и редких растений.
    6.Собирая грибы, ягоды, орехи, оставлять плоды другим - обитателям леса.
    7.Не разорять муравейники.
    8.Не брать домой лесных животных.
    9.Не разорять птичьи гнезда.
    10.Не ловить красивых насекомых.
    11.Ходить по тропинкам.
    12.Весной не брать с собой собак - они могут поймать еще неокрепшее потомство лесных зверьков и птиц и др.
    13.Не заезжать в лесную зону на автомобилях.
    Ведущий: Молодцы, друзья! Теперь ты понял, Незнайка, как себя в лесу вести следует?
    Незнайка (застенчиво): Кажется, понял.
    Ведущий: Что ж, тогда можно в лес за новыми знаниями и впечатлениями отправляться.
    Разбежались грибы по лесному откосу,
    Перестал врачевать умный дятел березу.
    Шаловливый ручей что-то быстро лепечет.
    На ладонь мне отчаянно прыгнул кузнечик.
    Совещаются тихо о чем-то травинки.
    Муравей, как разведчик, изучает ботинки.
    И захлопали радостно листья в ладоши:
    К нам пришел человек! И не злой, а хороший!

    Незнайка (машет руками): Ой, ой, ой! Кто это в меня вцепился?!
    (отряхивается). Это же колючки! Вот противный репей, прицепился! И зачем он только здесь растет, только мешает. Пусть бы росли в лесу ромашки да огоньки. А вот репей здесь совсем лишний!
    Ведущий: Это почему же он лишний, Незнайка?
    Незнайка: А потому что ромашки и огоньки - красивые, а лопух - он и есть лопух!
    Ведущий: В природе лишнего не бывает, дружок! Но с цветами лесными лопуху, конечно, не тягаться. Хотя и лопух – растение полезное. А я предлагаю сейчас нашим ребятами самим выбрать лишнее растение или животное в ряду других.
    III. Конкурс «Выбери лишнее».
    Участники получают конверты с наборами рисунков:
    1.береза, рябина, осина, лиственница. (лиственница - хвойное дерево)


    2.кукушка, синица, свиристель, поползень.(кукушка-перелетная птица)


    3.бурундук, еж, медведь, белка .(белка зимой не спит)


    4.подорожник, медуница, мята, вороний глаз .(вороний глаз - ядовитое растение)


    5.белый гриб, подберезовик, подосиновик, бледная поганка .(поганка - ядовитый гриб)


    Каждая команда должна найти среди своих картинок лишнюю и объяснить, почему она не может стоять в ряду с другими.
    Дополнительные вопросы к участникам:
    1.Почему лиственница стоит между лиственными и хвойными деревьями? (сбрасывает на зиму иголки)
    2.Чем кукушка вообще отличается от всех птиц нашего края? (не выводит потомства сама)
    3.Как белка проводит зиму? (делает запасы загодя)
    4.Какие еще, кроме вороньего глаза, вы знаете, ядовитые лесные растения, в названиях которых звучит упоминание животного? (волчье лыко)
    5.Как отличить поганку от съедобного гриба? (это ядовитый гриб с белой шляпкой на тонкой ножке с волнистой юбочкой)
    Ведущий: Ты видишь, Незнайка, сколько всего интересного наши ребята о лесе знают.
    Незнайка (заносчиво): Подумаешь! Знайки - зазнайки!
    Ведущий: Не знайки, а знатоки! И вовсе не зазнайки. Ведь наши ребята готовы и с другими своими знаниями поделиться! Верно,ребята? Давайте и с нашим героем поделимся!
    V. Викторина «Мы о лесе знаем всё».
    Вопросы:
    1.Какой лес шумит, а какой шелестит? (шелестит лиственный лес,а хвойный лес шумит, гудит. Когда дует ветер, листья деревьев соприкасаются друг с другом и создают звук, похожий на шепот. Хвоинки не соприкасаются друг с другом, но задерживают поток воздуха, создавая гул).
    2.Почему лесные дороги после дождя не просыхают намного дольше, чем в городе? (В лесу ветер задерживается кронами деревьев, потому циркуляция воздуха идет медленнее и испарение воды замедляется).
    3.Можно ли в лесу вырубать дуплистые деревья? (Нельзя. В дуплах живут лесные обитатели: птицы, белки, летучие мыши и другие обитатели).
    4.Какая земляника слаще: та, которая растет под деревьями, или та,которая на открытой поляне? (Образование крахмала и сахара в плодах земляники протекает только при участии света. При недостатке света сахара будет образовываться меньше. Поэтому слаще земляника вырастет на поляне).
    5.Почему в сосновом лесу на земле можно увидеть много отмерших сучьев? (Сосна - светолюбивое растение. Сучья этих деревьев получают мало света и отмирают. А зеленеют только верхушки деревьев.)
    Незнайка: А я зато про лес поговорку знаю!
    Ведущий: Это какую же, Незнайка?
    Незнайка: Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит! Вот!
    Ведущий: Молодец, Незнайка! А объяснить, что она означает сможешь?
    Незнайка: Конечно! Это значит, что как бы вкусно волка человек не кормил, а в лесу ему все равно лучше. Волк - ведь дикое животное, в лесу его дом.
    Ведущий: Ах, какой ты, Незнайка, сообразительный! Ты прав. Лес необходим в природе. Ведь в нем живет столько живых существ: птицы, звери, насекомые, лягушки, ужи... Без леса им не прожить. А теперь мы вместе с ребятами подумаем, для чего еще нужен лес. «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен?»
    V. Конкурс «Почему мы с лесом дружим, почему он всем нам нужен»
    Каждой команде предлагается набор слов из известных пословиц и поговорок о лесе. За одну минуту команда должна «восстановить» поговорку и объяснить её экологический смысл.
    1.Защищает, помогает, лес, ветра, от, урожаю. (Лес от ветра защищает, урожаю помогает.) Лес - наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
    2.Не губи, леса, много, леса, береги, мало, леса, посади, нет.(Много леса - не губи, мало - леса - береги, нет леса - посади.)Лес - наше богатство! Человек должен беречь лес и пополнять природные ресурсы: не рубить деревья, а сажать их.
    3.Радует, зеленый, взгляд, наряд. (Зеленый наряд радует взгляд.) Леса имеют и эстетическое значение в жизни человека. Лес восхищает свой красотой, богатством, поражает своим разнообразием. Человек, побывавший в лесу, чувствует себя бодрым, умиротворенным, радостным.
    4.Чем, в, дров, дальше, лес, тем, больше. (Чем дальше в лес, тем больше дров).Чем глубже заходишь в лес, тем гуще он становится, увеличивается количество деревьев, не всегда можно пройти такую чащобу, пробраться через бурелом. Обычно в таких местах и заготавливают дрова, добывают древесину.
    5.Жить, леса, голодному, возле, не быть. (Возле леса жить - голодному не быть). Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
    Незнайка: А я и не знал, что лес так важен для человека и в природе!
    Ведущий: Как же не знал, Незнайка? Без леса ни одно существо не выживет. Ведь лес - это еще и настоящая фабрика кислорода!
    Без леса мы просто бы не смогли дышать, ведь растения на свету производят кислород и поглощают углекислый газ. А мы все дышим кислородом.
    Незнайка: Ой, а я об этом не подумал. Зато я теперь твердо знаю, что лес надо беречь, уважать и любить.