Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Педагогический проект «Игровая гостиная. Педагогический проект «играют все

    Педагогический проект «Игровая гостиная. Педагогический проект «играют все

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
    (по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
    Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.

    Скачать конспекты

    В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта — результат творческой работы, а результат нашего проекта — улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
    Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
    Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
    Технология игры:
    1.наличие ведущего (мастер игры).
    2.определенная система правил (игровая система).
    3.конкретное место действия (игровой мир).
    4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
    «Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
    Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
    Процесс игры:
    Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
    А) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
    Б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
    В) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
    Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
    Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).

    При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными — это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь — я тебе тоже помогу).

    Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
    Со-бытийного общества посредством:
    1) максимальной свободы действий игроков.
    Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
    2) минимального уровня ресурсов.
    Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
    3) творчества.
    Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.

    Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
    При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.

    При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
    В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
    Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
    Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!




    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 «Солнышко» комбинированного вида


    Педагогический проект

    «Народные подвижные игры»

    Выполнила

    инструктор по

    физической культуре

    Антошкина Е.В.

    п.Свердловский

    Аннотация: 4

    Паспорт проекта 4

    Этапы осуществления проекта: 5

    ПРИЛОЖЕНИЕ 7

    Используемая литература 19

    Аннотация:

    Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия ; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

    Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

    Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

    Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

    Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?


    Паспорт проекта


    Срок проекта:

    Участники проекта:

    Дети средней группы, воспитатели, родители.

    Актуальность:

    Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность , это способ познания окружающего мира.

    Тип проекта :

    информационный, игровой.

    Цель:

    Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание детей 4-5 лет.

    Задачи:


    • Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.

    • Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.

    • Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.

    • Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.

    • Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
    Методы проекта:

    игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.

    Ожидаемый результат:


    • развитие диалогической и монологической речи детей.

    • использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

    • дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.

    • создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

    • привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр,

    Этапы осуществления проекта:


    I . Организационный .

    Подбор методической литературы;

    Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

    Разработка занятий;

    Подбор музыки.

    II .Реализация проекта :

    Коммуникация.

    1. Заучивание считалок, сговорок.

    Художественная литература.

    2. Заучивание считалок, сговорок.

    Здоровье.

    1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.

    Безопасность.

    1. Объяснение техники безопасности.

    Физическая культура.

    1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.

    Социализация.

    1. Совместная игра.

    Познание.

    1. Объяснение правил игры.

    Музыка.

    1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.

    III . Обобщающий.

    Проведение досуга.


    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ОПИСАНИЕ ИГР

    №1
    Пастух и стадо
    Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

    № 2
    Ручеек
    Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
    взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

    Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.


    № 3

    Пирог
    Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

    Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

    Вот он какой высоконький,
    Вот он какой мякошенький,
    Вот он какой широконький.
    Режъ его да ешь!

    После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

    пока не проиграют все в одной из команд.


    № 4

    Большой мяч
    Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки .


    № 5

    Растеряхи

    Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд , берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

    Считалки

    Раз, два, три, четыре,

    Пять, шесть, семь,

    Восемь, девять, десять.

    Выплывает белый месяц!

    Кто до месяца дойдет,

    Тот и прятаться пойдет!

    Катилося яблочко

    Мимо сада,

    Мимо огорода,

    Мимо частокола;

    Кто его поднимет,

    Тот вон выйдет!
    Конспект физкультурного досуга для детей средней группы

    «Путешествие в мир русских народных игр»
    Задачи:

    1 .Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

    2.Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

    3.Доставить детям радость.

    4.Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

    Оборудование:

    Костюм Бабы Яги, метла, 4 «пенька», 4 ведёрка, русский платок, подарки детям.
    Ход досуга: (дети под музыку входят в зал)
    Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправится в страну русских народных игр!

    Игрокросс мы начинаем

    Всем здоровья пожелаем!

    Прими участие скорей!

    Да зови своих друзей!

    Всем в дорогу нам пора!

    В гости нас зовёт игра!

    (под музыку выходит баба яга)

    В: Здравствуй бабушка Яга! Как попала ты сюда?
    Я га: К вам сегодня заглянула не случайно я друзья,

    Игр много собрала и в мешке их принесла!

    В: Бабушка яга, а какая твоя самая любимая игра?
    Яга: Из спортивной жизни всей обожаю я хоккей!

    Мне бы клюшку да ворота- шайбу так забить охота!

    А ещё люблю друзья танцевать я до утра!

    В: А наши ребята тоже любят танцевать!


    Яга: Умеете танцевать?

    Сейчас проверю!

    На танец становись!

    (дети встают врассыпную на ковре)

    Музыкально- ритмическая композиция

    «Не бывает в наши дни чудес на свете»

    (движения показывает баба яга)

    В: Баба Яга, читали мы в книжках,что твоя метла волшебной силой обладает!

    Яга: Конечно! А иначе как бы я до вас добралась, в такую даль?

    (баба яга держит метёлку, а она как- будто вырывается из рук)

    Метёлка, стоять!

    Что-что? (слушает метёлку) хочешь с ребятами поиграть ?

    Давай, попробуем!

    ИГРА «Полёт на метле»

    Дети встают за бабой ягой,держат друг друга за плечи, под музыку идут,по прямой и «змейкой» вокруг пеньков. По команде «стоп»-дети приседают, баба яга ловит тех кто не присел.


    Яга: Ой, метёлочка моя, как же я люблю тебя!

    Ждёт вас новая игра- веселитесь детвора!

    ИГРА «Метёлка волнуется –раз..»

    («лесная фигура на месте замри»- лиса, медведь, мышка, заяц)


    Яга: А давайте устроим заячьи бега!

    Игровое задание «Заячьи бега»
    Дети выстраиваются в одну шеренгу напротив «пеньков»

    Задание: после слов Раз, два, три -не зевай!

    Заячьи бега начинай!

    Дети прыгают на двух ногах до пенька, побеждает тот,кто прискакал первым.


    Вед: Бабушка яга, вижу вы устали, да?
    Яга: Да,немного притомилась!

    Открываю свой мешок, кто же это? Мой коток!

    (баба яга достаёт игрушку- котик)

    Сядьте на коврик,поиграет с вами котик!


    ИГРА «Котик ниточки мотает»
    Построение в круг, сидя по-турецки.

    Котик ниточки мотает на клубочек навивает «наматываем ниточки»

    Котик ниточки мотает на клубочек навивает!

    Калачики, калачики,калачики печёт! «вращаем кулачки»

    Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

    Калачики, калачики, калачики печёт! То же

    Пышки, пышки, пышки, пышки!

    Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! «вращаем кулачки»

    Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени

    Приколачиваю! Кулачки друг о друга

    Заколачиваю! Ладошки стучат по полу
    Яга: Где мешочек мой,подай!

    Ты бабуле помогай!(обращается к ребёнку)

    (баба яга достаёт из мешка рыбку)

    Рыбку очень я люблю, из неё уху варю!

    А вы умеете рыбку ловить?

    ИГРА « Рыбаки и рыбки»

    Два ребёнка –рыбаки, остальные рыбки.

    Эй вы кильки и бычки!

    Что вам надо, рыбачки?

    Будем вас сейчас ловить

    И в бочоночках солить

    А мы дырочку найдём

    И от вас мы уплывём!

    Дети «рыбаки»держат друг друга за руки, дети-«рыбки» пробегают «через сети».

    Дети,которых поймали рыбаки,становятся рыбками.

    Яга: Рыбаки вы- славные, но,

    чтобы мне уху сварить-

    надо печку растопить!
    Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт шишки».
    Выходят 4 ребёнка.

    Встают около своего обруча

    В обруче у каждого ребёнка шишки,

    в руках ведёрко

    по команде:1.2.3.-шишки быстро собери- дети собирают шишки в ведёрки, несут ведёрко Бабе Яге.
    Яга: Ой, спасибо вам,ребята! Помогли Яге друзья!

    А в мешке моём волшебном ждёт вас новая игра (баба яга достаёт платок из мешка).


    ИГРА «Угадай, кто спрятался под платком»
    Вед: Уважаемая бабуля, а наши ребята умеют играть в игру, которая так и называется

    «Баба Яга».Хочешь с нами поиграть?

    Яга: Конечно!
    Подвижная игра «Баба яга»

    (после игры баба яга берёт мешок)


    Вед: Шла баба Яга из за морья

    Несла кузов здоровья,

    Тому-сему помаленьку,

    А Ванюшке весь кузовок.

    Яга: Ну спасибо вам, друзья! Вдоволь поиграла я!

    Обещаю, впредь не буду

    Я детей ловить повсюду

    Буду доброй я старушкой

    Добродушной и послушной,

    Буду спортом заниматься,

    И водою обливаться,

    И в своём родном лесу

    Должность новую внесу:

    Буду сказок сказительница,

    Леса нашего хранительница!

    (баба яга вручает подарки детям)

    Мне пора уже прощаться!

    Печь топить, уху варить, гостей кормить!

    А вам желаю не скучать, в игры русские играть!

    (баба яга уходит)

    Много есть на белом свете

    Игр разных и затей.

    Выбирай себе по вкусу!

    И учи играть друзей!

    (под музыку дети выходят из зала)

    Консультация для родителей
    «Русские народные подвижные игры для малышей.

    Играйте вместе с нами»
    На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.
    В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Как показала практика, прививать любовь к давно ушедшему можно с самого раннего детства. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:
    - развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;
    - расширяем и обогащаем игровые действия детей;
    - развиваем двигательную активность;
    - укрепляем здоровье детей;
    - обогащаем словарь.
    Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

    1. Хоровод - игра "Ай, гугу! "


    Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:
    Ай, гугу, гугу, гугу,
    Не кружится на лугу.
    На лугу - то лужица,
    Голова закружится.
    Ой, вода! Ой, вода!
    Вот беда, так беда!
    Прыг - скок, прыг - скок,
    Прыгал, прыгал и скакал,
    Прямо в лужицу попал!

    2. Игра "Платочек"


    Дети сидят на стульчиках. Ведущая в центре круга, показывает платочек.
    Вот какой у меня платочек,
    Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает) ,
    Всем ребятам Катеньку покажу (показывает) .
    Вот - вот, вот как Катенька идет,
    Песенку веселую нам поет.
    Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.
    Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует) .
    Веселее, Катенька, попляши,
    Мы похлопаем от души.
    3. Игра "Ворон"
    Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи, голосу которых они смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар - р -р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

    Надеемся, что вам понравится играть с малышами и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Тема: «Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста»

    Народные игры в детском саду - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

    Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

    Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей . У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств

    Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

    Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные.

    В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?

    Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.

    В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

    Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.

    Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

    Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

    У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.

    Игровая орнаменталика - обязательный признак народных игр. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь); музыку, ритмику, если она входит в контекст игры; игровые жесты; фольклорные говорилки, жеребьёвки, дразнилки, речевые подковырки, заклички, приговорки, считалки.

    Считалка - это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий . Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне, народа Кавказа, Сибири знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма естественно перешёл в считалку. Пересчёт в игре - имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды.

    Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компонентам детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.

    Заклички - ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

    Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота».

    Проходите, господа, открываем ворота,

    Перва мать пройдёт,

    Всех детей проведёт.

    Первый раз прощается,

    Второй раз запрещается.

    А на третий раз не пропустим вас.

    Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах опускают руки вниз и не пропускают цепочку детей.

    Словесные игры, к которым относятся прибаутки и небылицы-перевертыши, традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. У каждого народа существуют подобные игровые песенки, построенные на игре слов. В зарубежных детских антологиях целый отдел «стихотворений без смысла». Вот одно из них, принадлежащее Уильяму Рэнду «Перевёрнутый мир»:

    Если бы конь оседлал седока,

    Если бы трава стала есть корову,

    Если бы мыши охотились за котом,

    Если бы мужчина стал женщиной.

    Подобное классическое произведение есть и в детской русской литературе, автором его является К. Чуковский, каждый взрослый с детства помнит стихотворение«Путаница»: «Замяукали котята - надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать……

    Это стихотворение основывается на народной прибаутке-перевертыше:

    Облоухая свинья на дубу гнездо свила,

    Поросила поросят ровным счётом шестьдесят,

    Распустила поросят всех по маленьким сучкам,

    Поросята визжат, полетать они хотят.

    Небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой.

    Следует также отнести к орнаментальным компонентам игры игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей.

    В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры.

    Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

    Используемая литература


    • М.Ф.Литвинова. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.

    • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2010г.

    • Картотека русских народных подвижных игр.

    Каталог: download -> version
    version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4

    Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному

    развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых

    упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».

    Задачи педагогического проекта

    Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,

    эмоциональных и физических состояниях;

    Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;

    Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости

    (пожалеть, утешить, угостить и др.);

    Воспитывать культуру поведения и общения;

    Углублять представления о семье, родственных отношениях;

    Активно выражать доброе отношение к близким;

    Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения

    признательности, обращения с просьбой;

    Развивать самоконтроль над своими действиями;

    Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,

    возможностях, достижениях;

    Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;

    направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных

    и справедливых поступков.

    Актуальность

    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

    одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический

    анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную

    помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация

    дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в

    доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной

    личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

    соответствии с культурными традициями общества.

    Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением

    социально-политических и социально-экономических условий жизни, с

    нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего

    дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги

    испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких

    негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,

    враждебность и т.п.

    Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а

    значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая

    ответственность по воспитанию подрастающего поколения.

    В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во

    взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на

    данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку

    почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у

    ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать

    реальный результат.

    В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,

    выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои

    действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в

    деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его

    действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во

    взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей

    усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных

    взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,

    как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из

    беды, преодолевая препятствия, и т.п.

    Таким образом, использование игровых технологий является одним из

    ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего

    возраста.

    Гипотеза

    Использование игр и игровых упражнений при организации совместной

    деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий

    образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-

    личностного развития более успешно и комфортно для детей.

    Проверка гипотезы

    Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.

    I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по

    вопросу использования игр и игровых упражнений при организации

    совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-

    личностного развития дошкольников.

    Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в

    соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего

    возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,

    которая и была взята за основу работы.

    II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало

    проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе

    составили:

    1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

    соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3

    2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

    правила игры – 2,9

    3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

    театрализованной деятельности – 3,2

    4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

    речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1

    5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

    ведомого в зависимости от ситуации –2,8

    6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на

    праздниках, спектакле) –3,3

    Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального

    генеза.

    III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на

    природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,

    восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе

    социальных отношений, окружающем мире.

    Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия

    тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со

    сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети

    могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.

    Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные

    упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что

    способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.

    Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.

    1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через

    отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в

    повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся

    рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.

    Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его

    окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на

    них.

    Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,

    дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти

    различия он видит не только в половой принадлежности, но и в

    особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы

    занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от

    друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь

    научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,

    «Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».

    2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые

    упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и

    состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия

    построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;

    используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что

    помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт

    самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-

    чувственной сферы детей.

    Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».

    «Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».

    «Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».

    «Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».

    «Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные

    руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).

    3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена

    но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение

    своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции

    в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне

    с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его

    самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе

    организации совместной деятельности педагог помогает каждому

    ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении

    способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в

    процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются

    следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,

    «Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,

    «Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,

    «Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,

    «Чью сторону ты примешь?».

    IV. Проведение совместной деятельности.

    V. Анализ совместной деятельности.

    Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной

    гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта

    [таблица]

    1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,

    договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,

    соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.

    2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают

    трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам

    правила игры.

    3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к

    театрализованной деятельности.

    4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в

    речи, дистанции при общении, поведении).

    5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и

    ведомого в зависимости от ситуации.

    6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на

    праздниках, спектакле).

    Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и

    игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми

    старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»

    позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно

    улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.

    В результате совместной деятельности дети стали лучше:

    Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других

    людей.

    Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.

    Видеть друг в друге сходные черты и различия.

    Проявлять эмпатию и толерантность.

    Описывать свое настроение, понимать настроение других.

    Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.

    Выражать свои чувства и понимать чувства другого.

    Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные

    состояния человека.

    Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.

    Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на

    Находить конструктивное решение конфликта.

    Всё это способствует формированию у детей целостного представления о

    себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,

    противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных

    социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это

    обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,

    решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.

    [Скачать презентацию]

    Подготовили:

    воспитатели группы №6 "Ромашки"

    Морозова В.А., Кузнецова З.И .

    Проект «Удивительный мир игры»

    Проблема : Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.

    Актуальность проекта : формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.

    Цель : развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

    Задачи :

      Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.

      Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.

      В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.

      Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.

    Гипотеза реализации проекта : реализация проекта позволяет более глубоко усвоить программный материал по развитию познавательных возможностей детей.

    Основные формы реализации проекта: экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Дары осени», конкурс «Коса – девичья краса», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
    2. У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
    3. В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
    4. Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.

    Вид проекта: исследовательско-творческий.

    Участники проекта: дети второй младшей группы № 6 «Ромашки» (коллективный).

    Продолжительность : 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.

    Продукт проекта:

    • Атрибуты к с/р играм.
    • Полифункциональная игра «Волшебная радуга».

    Тема, задача игры

    Работа с детьми

    Работа с родителями

    I квартал

    Сентябрь. “Семья” Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Заучивание “Приходите в гости”. 2. Чтение Капутихян С. “Мама обедает”. 3. Д/И “Устроим комнату для куклы Кати”. 4. Д/И “Будем заваривать чай”. 5. Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать заботу в семье друг о друге. 1. Рекомендации “Играйте вместе с ребенком”. 2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол.
    Октябрь. Магазин “Продукты” Учить детей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. 1. Рассматривание иллюстраций на тему “Продукты”, “Овощи-фрукты”. 2. Д/И “Купим овощи для супа в магазине”. 3. Лепка “Яблоки и груши”. 4. Рисование “Заготавливаем картофель”. 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия. 2. Выставка “Дары осени”.
    Ноябрь. “В гостях у матрешки” Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. 1. Д/И “Подарки для матрешки”. 2. Д/И “Мебель в доме”. 3. Разыгрывание игровой ситуации “Матрёшкино новоселье”. 4. Д/И “Что изменилось?” 1. Консультация “Проведение праздника дома”.

    II квартал

    Декабрь. “Семья” Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. 1. Рассматривание картин из серии “Мы играем”. 2. Чтение “Муха-Цокотуха” К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации “Наши подарки Алёнушке”. 4. Д/И “Подбери посуду для куклы”. 1. Памятка “Поговорите с ребенком”.
    Январь. “Парикмахерская” Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. 1. Д/И “Радио”. 2. Рассказ о труде парикмахера. 3. Забава “Красивые бантики”. 4. Д/И “Кому что нужно для работы”. 5. Д/И “У кого какое платье”. 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс “Коса - девичья краса”.
    Февраль. Детский сад” Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. 1. Разыгрывание ситуации “Мы убираем игрушки”. 2. Д/И “Каждой вещи свое место”. 3. Беседа “Я и детский сад”, “Я и дети”. 4. Развлечение “Наша дружная группа”. 1. Рекомендации “Прогулки вместе с ребенком”. 2. Вечер “Веселые посиделки”. 3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка”.

    III квартал

    Март. “Магазин игрушек” Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. 1. Беседа “Мои любимые игрушки”. 2. Лепка “Наши игрушки”. 3. Д/И “Найди предмет по описанию”. 1. Памятка “Как выбирать игрушки для малыша”. 2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”.
    Март. “Семья” Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. 1. Разыгрывание ситуации “Кукла Таня у нас в гостях”. 2. Общение “За что меня любят мама папа”. 3.Чтение немецкой сказки “Горшок каши”. 1. Папка-передвижка “Дочки-матери”. 2. Фотовыставка “Мама, папа, я - дружная семья”.
    Апрель. “Автобус” Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли “шофера”. Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Заучивание “Песня машиниста”. 2. Д/И “Транспорт”. 3. Аппликация “Автобус”. 4. П/И “Птицы и автомобиль”. 1. Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса.
    Апрель. “Больница” Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. 1. Слушание “Кукла заболела”. 2. Лепка “Поможем доктору Айболиту вылечить детей”. 3. Д/И “Кому что нужно для работы?” 1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки.
    Май. “Зоопарк” Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. 1. Беседа о диких животных “Кто живет в лесу?” 2. Конструирование “Построим загородку для зверей”. 3. Показ театра на фланелеграфе “Лиса и заяц”. 4. Д/И “Чьи детки?” 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”.

    Введение

    Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре часто сложное становится доступным. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

    Таким образом, актуальностью данного проекта заключается в том, что в игре дети стремятся познакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

    Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.

    В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

    В ходе проведения анализа работы по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие ключевые моменты:

    В программе «Детство», реализуемой в детском саду «Дюймовочка», развитие игровых умений рассматриваются в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», где основной целью является обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

    Но, несмотря на то, что педагоги создают условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, дошкольники знают мало игр, затрудняются в объяснении игровых правил своим сверстникам, ролевой репертуар беден, что подтверждается результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.

    Результаты диагностического обследования детей старшей группы ДОУ «Дюймовочка» (2008-2009 учебный год)

    В соответствии с представленной проблемой мной был разработан данный проект как средство развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством игры.

    Новизна по сравнению с аналогами.

    Данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л.С. Выготский и др.) видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Но, тем не менее, в современной системе дошкольного образования обозначается необходимость акцентировать внимание на целенаправленные, системные исследования особенностей развития игры на формирование коммуникативной компетентности у старшего дошкольника.

    Основной идеей педагогического проекта является подборка, разработка и систематизация следующих видов игр:

    • творческие (игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра);
    • дидактические;
    • игры-экспериментирование;

    которые непосредственно будут направлены на развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

    Коммуникативная компетенция , по определению Т.Б.Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

    Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

    Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника будет являться его успешность во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения.

    А успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем в частности в процессе игры.

    Таким образом, в качестве параметров оценивания сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника мы выделили следующие показатели (см. приложение 1):

    • Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
    • Умение получать необходимую информацию в общении.
    • Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.
    • Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
    • Умение спокойно отстаивать свое мнение.
    • Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
    • Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
    • Умение уважительно относится к окружающим людям.
    • Умение принимать и оказывать помощь.
    • Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

    Сфера применения: систематизированный сборник игр по развитию коммуникативной компетенции старшего дошкольника может быть реализован в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также и родителями воспитанников, что будет являться:

    • необходимой предпосылкой развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции;
    • важным условием успешной познавательной деятельности ребенка в процессе будущего обучения в школе.

    Прогнозирование негативных последствий: возможен риск переутомления воспитанников и педагогов, что будет разрешено правильным распорядком времени и продолжительности использования предложенных игр, а также психолого-педагогическим сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.
    Постановка цели и конкретных, измеряемых и достижимых задач

    Цель проекта: развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников через организацию игровой деятельности.

    Основные задачи проекта:

    • Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.
    • Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
    • Обобщение и описание результатов реализации педагогического проекта.

    Управленческо-кадровый аспект

    • Координатор проекта (разработчик проекта) – Куракина Т.Г., учитель-логопед (2 квалификационная категория).
    • Отслеживание эффективности внедрения игр в воспитательно-образовательный процесс по данной тематике – Филипченко Н.В., зам. заведующего по УВР (1 квалификационная категория).
    • Психологическое сопровождение проекта (проведение и анализ диагностических исследовательских процедур) – Куроптева И.В., педагог-психолог (2 квалификационная категория).
    • Реализация проекта (разработка/подборка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс игр, направленных на развитие коммуникативной компетенции) – Куракина Т.Г., учитель-логопед, Новикова О.А., воспитатель старшей группы № 2 (2 квалификационная категория).

    С целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством игры в качестве критериев эффективности и результативности проекта будут использованы следующие показатели:

    Основные
    направления и задачи проекта

    Важнейшие индикаторы проекта

    Перечень методик (параметров),
    периодичность

    1. Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.

    Диагностический материал, соответствующий теме проекта

    1. Диагностика развития игровых умений (по программе «Детство» (см. приложение 2).

    2. Диагностика коммуникативной компетенции (см. приложение 1)

    Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь, апрель)

    2. Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

    Алгоритм использования игр по развитию коммуникативной компетенции, включенная в содержание образовательной работы по программе «Детство»

    Отслеживание эффективности внедрения алгоритма использования игр по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования игровой деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией, наблюдение за игровой деятельностью детей старшей группы № 2 и т.д.)

    Перспектива на будущее

    Разработать и реализовать проект по данной теме для воспитанников подготовительной группы.

    План мероприятий по реализации педагогического проекта «Что наша жизнь … Игра!» (приложение 3)

    Литература

    1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия», 1998.
    2. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М., «Просвещение», 1997.
    3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.. – СПб, 2000.
    4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2008.