Педагогический проект «Игровая гостиная. Педагогический проект «играют все
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 2530
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Играют все!»
(по созданию настольных дидактических игр гусек с правилами для детей старшего дошкольного возраста)
Гусек – это общее название игр на развороте картона, где есть старт, финиш и обозначенный точками путь, а также кубик для определения числа ходов и несколько фигурок или фишек. Такие игры существуют на основе великого множества сюжетов, которые придают игре смысл и азарт. Для дошкольников нужно выбирать понятный и близкий сюжет, в зависимости от индивидуальных интересов ребенка.
Скачать конспекты
В пять лет интересы и возможности ребенка существенно меняются, и в жизнь старшего дошкольника уверенно входят настольные игры с правилами. В младшем возрасте далеко не все дети не в состоянии мириться с очередностью, принимать разделение игрового поля на свое и чужое, понимать и принимать проигрыш. Педагогам и психологам хорошо известно, что дидактические игры способствуют формированию и развитию произвольного внимания, учат соблюдать правила, организовывать собственную деятельность, планировать ее. После пяти лет у ребенка пробуждается устойчивый интерес к изготовлению различных поделок из всевозможного материала, и это весомый повод к организации деятельности детей по созданию разнообразных настольных игр. Дети сейчас в основном играют в изготовленные игры. К сожалению, сюжет в них однообразный и ребенок быстро устает повторять этот сюжет снова и снова. Деятельность становиться монотонной и скучной. Идея нашего проекта — результат творческой работы, а результат нашего проекта — улучшение психологического климата среди детей. Совместная деятельность помогает детям стать партнерами: вести диалог, учитывать интересы друг друга, договариваться, разрешать возникающие конфликты. Взрослые занимают позицию наблюдателя: не навязывают свое мнение и уважают детскую позицию.
Покажем решение этих задач на примере создания игры «Книга Мастеров». Вместе с детьми педагоги решили создать такую игру, в которой можно менять правила, форму и длину игровой дорожки. Наша техническая находка состояла в следующем: к каждой ее съемной детали с обратной стороны приклеили шершавую сторону тканевой «липучки», что позволило легко отделять и вновь прикреплять эти детали к игровому полю. Благодаря этому можно всякий раз, в зависимости от желания игроков, прокладывать новую игровую дорожку, меняя на ней количество и последовательность ходов, в связи с этим будут изменяться правила игры.
Игра «Книга Мастеров» – вид ролевой игры, в которой игроки действуют за вымышленных или реальных (современных или исторических) персонажей, и совместно разыгрывают или создают сюжет игры – становятся участниками приключения. При этом главные аспекты – вербальное общение и живое взаимодействие.
Технология игры:
1.наличие ведущего (мастер игры).
2.определенная система правил (игровая система).
3.конкретное место действия (игровой мир).
4.сюжетная завязка игры, заранее обдуманная мастером-взрослым (запланированные элементы сюжета или весь сюжет), однако существует свобода детской импровизации в этих заданных рамках.
«Книга Мастеров»– это розыгрыш сюжета, придуманного Мастером. Как правило, игра происходит за столом или на полу и состоит из общения игроков между собой и с Мастером, а также взаимодействия игроков с миром, в котором происходит действие. Это взаимодействие может быть любым: общение с жителями деревни, замка или мегаполиса, бой с драконом или врагом, сражение отрядов или армий, расследование убийства или поиск древней реликвии. Сюжет историй может меняться, и стать основой для новой игры.
Участники, играющие каждый за своего персонажа, прилагают совместные усилия по разрешению сюжетных противоречий. Хотя это может быть не единая команда, а соперники и враги, задачей которых является помешать друг другу.
Процесс игры:
Игровой процесс состоит из четырех основных составляющих:
А) игроки вместе с ведущим создают персонажей, зависящих от конкретной игровой системы;
Б) ведущий рассказывает игрокам, что происходит, описывает мир вокруг них, дает сюжетную завязку, ставит игроков и их персонажей в определенную начальную ситуацию;
В) игроки обдумывают и заявляют действия своих персонажей.
Например, четверо друзей-подмастеров начинают игру в классических обстоятельствах – гончару недостает глиняного материала; нужно как можно быстрее отправляться в горы, чтобы там в ущелье найти глину.
Персонажи отправляются в путь, по пути преодолевая не только препятствия, но и выполняя определенные задания, например, переправиться через огненную реку, сразиться с драконом, построить корабль. Игра длиться до тех пор, пока первый мастер не достигнет цели – горного ущелья (он и будет победителем – Лучшим мастером).
При любом взаимодействии игроков включается механика игры – свод правил, по которым она происходит. Правила могут быть разными — это зависит от конкретной игровой системы. Во время игры участникам для прохождения уровня необходима помощь других участников (если ты мне поможешь, то на следующем ходе, если тебе понадобиться помощь — я тебе тоже помогу).
Детская ролевая игра носит прежде всего социальный характер, и является неотъемлемым психологическим механизмом создания детско-взрослого
Со-бытийного общества посредством:
1) максимальной свободы действий игроков.
Здесь нет ограничивающего поля и правил хода для каждой фигуры, как в шахматах. Единственным ограничением является фантазия ведущего и игроков и рамки соответствия образу (персонажу), которого ведет каждый из участников. К тому же, образовательный и развивающий аспекты ролевых игр предполагают, что игра за персонажа, которому игрок мало соответствует, может способствовать его развитию.
2) минимального уровня ресурсов.
Нет необходимости шить костюм, здесь главное – интересный сюжет, актерские способности ведущего и игроков.
3) творчества.
Творческие качества игроков и особенно мастеров проявляется, пожалуй, ярче, чем в других видах ролевых игр.
Во-первых, это коммуникативное, актерское творчество. В игре есть, куда приложить талант и продуманные усилия, чтобы создать запоминающийся, яркий и живой образ. Есть, где развернуться человеку, наделенному актерским талантом, умением убеждать других людей, вести за собой.
При выборе материала для изготовления фигурок мы остановились на глине, поскольку в этом случае фигурки более долговечны, чем из бумаги, объемны и удобны в обращении. Работа с глиной хорошо знакома нашим детям, потому что педагогом дополнительного образования с ними регулярно проводятся индивидуальные занятия в гончарной мастерской. Продумывая организацию лепки и последующей росписи, мы исходили из их индивидуальных различий детей. Многие дети пяти-шести лет, посещающие детский сад, уже имеют определенный опыт создания глиняного образа. Таким детям достаточно показать образец, и они сами выстраивают последовательность своих действий; помощь педагога им практически не требуется. Другим – нужна дозированная помощь: взрослые лепят части фигурок, а дети примазывают их друг к другу и самостоятельно украшают.
При этом педагог эмоционально сопереживает каждому ребенку, помогает ему обрести уверенность в себе (надо сказать, что среди наших детей было немало таких, кто, увидев красивый образец, засомневался в своих силах: «Я никогда такую красивую не смогу сделать!»).
В ходе работы для оформления игрового поля воспитатель помогал изготавливать старт, финиш. В случае необходимости тактично помогал детям договориться, кто из них какие детали будет склеивать.
Перед сборкой игры коллективно обсуждались ее правила: как должен поступать игрок, если его фишка попадет на кружок черного или белого цвета. Знакомые детям правила – бросание кубика и отсчитывание «шагов» по числу выпавших на кубике точек – были дополнены новыми, связанными с цветом круга, на который попадает фишка: например, черный круг означает «Пропусти ход!». Процесс подготовки игры чрезвычайно увлекает детей: каждый раз можно все изменять! Мы не раз наблюдали, как в свободное время они создавали свой, оригинальный, вариант игры, воплощая в нем собственные фантазии, устанавливая новые правила.
Первое время воспитатели играли вместе с детьми, помогали им договариваться о правилах. Постепенно взрослый переходит на роль равноправного партнера по игре, игроки перед каждой игрой договариваются о ее правилах уже сами и, в зависимости от этого, выкладывают игровую дорожку. Важно не упустить момент, когда детям можно предоставить самостоятельность, а педагогу стать лишь наблюдателем!
Цель педагогического проекта: способствовать социально-личностному
развитию детей старшего возраста через использование игр и игровых
упражнений на основе образовательной системы «Школа 2100».
Задачи педагогического проекта
Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях,
эмоциональных и физических состояниях;
Учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации;
Побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости
(пожалеть, утешить, угостить и др.);
Воспитывать культуру поведения и общения;
Углублять представления о семье, родственных отношениях;
Активно выражать доброе отношение к близким;
Знакомить с формами приветствия, прощания, выражения
признательности, обращения с просьбой;
Развивать самоконтроль над своими действиями;
Углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах,
возможностях, достижениях;
Развивать чувство самоуважения, собственного достоинства;
направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных
и справедливых поступков.
Актуальность
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический
анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифицированную
помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация
дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в
доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной
личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества.
Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с
нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего
дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги
испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких
негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота,
враждебность и т.п.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а
значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая
ответственность по воспитанию подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во
взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на
данном современном этапе. Игровая деятельность – дает ребенку
почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у
ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать
реальный результат.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом,
выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои
действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в
деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его
действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей. Во
взаимоотношениях по ходу игры необходимо стимулировать следование детей
усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных
взаимоотношений, ориентировать на отражение в игровых ролях таких качеств,
как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из
беды, преодолевая препятствия, и т.п.
Таким образом, использование игровых технологий является одним из
ведущих направлений в социально-личностном развитии детей старшего
возраста.
Гипотеза
Использование игр и игровых упражнений при организации совместной
деятельности с детьми старшего возраста на основе технологий
образовательной системы «Школа 2100» позволит решить задачи социально-
личностного развития более успешно и комфортно для детей.
Проверка гипотезы
Работа над педагогическим проектом включала в себя несколько этапов.
I. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по
вопросу использования игр и игровых упражнений при организации
совместной деятельности с детьми старшего возраста в рамках социально-
личностного развития дошкольников.
Анализ литературы показал, что наиболее полно и систематезировано в
соответствии с задачами социально-личностного развития детей старшего
возраста система игр и упражнение представлена в программе «Школа 2100»,
которая и была взята за основу работы.
II. Мониторинг уровня социализации детей старшего возраста на начало
проектной деятельности показал, что средние показатели по 5 бальной системе
составили:
1. самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,
соблюдают ролевое поведение, проявляют инициативу в игре – 3,3
2. оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают
правила игры – 2,9
3. моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к
театрализованной деятельности – 3,2
4. различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в
речи, дистанции при общении, поведении) – 3,1
5. при общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и
ведомого в зависимости от ситуации –2,8
6. соблюдает правила поведения в общественных местах (на
праздниках, спектакле) –3,3
Эти параметры являются показателями проблем в развитии детей социального
генеза.
III. Основой построения системы игр и упражнений является ее ориентация на
природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе,
восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе
социальных отношений, окружающем мире.
Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия
тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со
сверстниками, взрослыми. В отличие от традиционных учебных занятий дети
могут свободно перемещаться, занимать удобное положение на ковре, стульях.
Учитывая, что используются только разнообразные игры, релаксационные
упражнения, практически исключается умственная перегрузка, что
способствует эмоциональному подъему и познавательной активности детей.
Совместная деятельность с детьми делится на три этапа.
1. «Я среди других» - решается задача познания ребенком себя через
отношения с окружающими. В совместной деятельности на занятиях и в
повседневной жизни дети совершают открытия своего Я. Они учатся
рассказывать о своих увлечениях, переживаниях, любимых друзьях.
Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его
окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на
них.
Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми,
дошкольник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти
различия он видит не только в половой принадлежности, но и в
особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Темы
занятий: «Кто я?», «Какой я?», «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от
друга?», «Мы все разные», «Мое настроение», «Я умею…», «Я не боюсь
научиться» или «Если надо – я научусь», «Я и мои друзья», «Я и моя семья»,
«Мои мечты», «Мои сказочные сны», «Веселые сказки», «Рассказ о себе».
2. «Что я могу?» - представлены игры, занятия и тренинговые
упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и
состояний, научиться анализировать их и управлять ими. Занятия
построены в форме сказочных путешествий в страну «Что я могу?»;
используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что
помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и углубить опыт
самопознания. Продолжается работа по развитию эмоционально-
чувственной сферы детей.
Темы занятий: Вводное. «Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз».
«Путешествие на острова "Загадочные звуки" к Слонихе Чуткие уши».
«Путешествие в пещеру "Чудесные запахи" к Собаке Острый нюх».
«Путешествие на озеро "Вкусная вода" к Лягушке Умный язык».
«Путешествие на "Чувствительные холмы" к Обезьяне Любопытные
руки». «Страна "Что я могу?"» (заключительное).
3. «Я и другие» - совместная деятельность педагога и детей направлена
но поиск ребёнком своего места в обществе сверстников, выделение
своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции
в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне
с другими. Это обеспечивает ребёнку развитие нового уровня его
самосознания на пути к становлению «Я-концепции». В процессе
организации совместной деятельности педагог помогает каждому
ребенку в поиске своего места в обществе сверстников, овладении
способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками в
процессе решения конфликтных ситуаций. Детям предлагаются
следующие темы занятий: «Кто ты такой?», «Кто они такие?»,
«Описание человека», «Что я могу делать хорошо?», «Переезд»,
«Смелость», «Дорогая Лена», «В гости к интересному человеку»,
«Трудные ситуации», «Положить этому конец», «Дразнить и докучать»,
«Чью сторону ты примешь?».
IV. Проведение совместной деятельности.
V. Анализ совместной деятельности.
Интерпретация, соотнесение полученных результатов с исходной
гипотезой, формулирование выводов, написание отчёта
[таблица]
1. Самостоятельно выбирают и придумывают сюжеты игр,
договариваются и принимают роль в игре со сверстниками,
соблюдают ролевое поведение, прояляют инициативу в игре.
2. Оценивают свои возможности, соблюдают правила и преодолевают
трудности в дидактических играх, могут объяснить сверстникам
правила игры.
3. Моделируют предметно-игровую среду, проявляют интерес к
театрализованной деятельности.
4. Различает ситуацию общения с незнакомым и знакомым взрослым (в
речи, дистанции при общении, поведении).
5. При общении со сверстниками может занимать и позицию лидера, и
ведомого в зависимости от ситуации.
6. Соблюдает правила поведения в общественных местах (на
праздниках, спектакле).
Анализ совместной деятельности показал, что использование игр и
игровых упражнений при организации совместной деятельности с детьми
старшего возраста на основе образовательной системы «Школа 2100»
позволяет решить задачи социально-личностного развития, значительно
улучшив показатели мониторинга, успешно и комфортно для детей.
В результате совместной деятельности дети стали лучше:
Понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других
людей.
Проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Видеть друг в друге сходные черты и различия.
Проявлять эмпатию и толерантность.
Описывать свое настроение, понимать настроение других.
Осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам.
Выражать свои чувства и понимать чувства другого.
Пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные
состояния человека.
Делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями.
Анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на
Находить конструктивное решение конфликта.
Всё это способствует формированию у детей целостного представления о
себе, определению своего места в обществе сверстников, выделение своего Я,
противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных
социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это
обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, а значит,
решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников.
[Скачать презентацию]
Подготовили:
воспитатели группы №6 "Ромашки"
Морозова В.А., Кузнецова З.И .
Проект «Удивительный мир игры»
Проблема : Есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интерес к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети труднее усваивают программный материал, требующий определённого развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре. Со стороны некоторых педагогов в детском саду, а тем более родителей иногда наблюдается тенденция формального обучения игровым действиям, сюжету без учета интересов личного практического и игрового опыта детей. А на самом деле это важная проблема. Она остро встает при подготовке к школе, когда важные такие качества как наблюдательность, сформированная речь, богатый словарный запас.
Актуальность проекта : формирование интереса к сюжетно-ролевым играм – процесс длительный и сложный, но если мы хотим чтобы в наших детях сформировались представления о мире взрослых, взаимоотношения со сверстниками, развивалось мышление, чувства, воля, заниматься этим просто необходимо. Игра имеет большое значение для развития личности.
Цель : развивать интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.
Задачи :
Помогать детям, объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личной симпатии.
Приучать к соблюдению в процессе игры элементарные правила поведения.
В процессе игр развивать у детей интерес к окружающему, наблюдательность, речь, обогащать словарный запас.
Помочь родителям создать условия для игр детей и расширять знания по руководству игровой деятельностью.
Гипотеза реализации проекта : реализация проекта позволяет более глубоко усвоить программный материал по развитию познавательных возможностей детей.
Основные формы реализации проекта: экскурсии, наблюдения, утренние беседы, чтение художественной литературы, мини-выставка «Дары осени», конкурс «Коса – девичья краса», фотовыставка «Мама, папа, я – дружная семья», работа с родителями (консультации, рекомендации, беседы, домашние задания).
Ожидаемые результаты проекта:
- Дети отражают в играх развитые сюжеты. Активно осваивают способы ролевого поведения, называют свою роль и обращаются к сверстникам по имени ролевого персонажа, меняют интонацию голоса в зависимости от роли.
- У детей есть любимые игры и роли, которые они охотнее всего выполняют.
- В д/и понимают игровую задачу и действуют в соответствии с нею.
- Проявляют интерес к игровому общению со сверстниками.
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Участники проекта: дети второй младшей группы № 6 «Ромашки» (коллективный).
Продолжительность : 9 месяцев (сентябрь – май), долгосрочный.
Продукт проекта:
- Атрибуты к с/р играм.
- Полифункциональная игра «Волшебная радуга».
Тема, задача игры |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
|
I квартал |
|||
Сентябрь. “Семья” Помогать детям объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека) на основе личных симпатий. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. | 1. Заучивание “Приходите в гости”. 2. Чтение Капутихян С. “Мама обедает”. 3. Д/И “Устроим комнату для куклы Кати”. 4. Д/И “Будем заваривать чай”. 5. Беседа о членах семьи детей. Подчеркивать заботу в семье друг о друге. | 1. Рекомендации “Играйте вместе с ребенком”. 2. Привлечь к оснащению игровой зоны: сшить кукол, постель, одежду для кукол. | |
Октябрь. Магазин “Продукты” Учить детей взаимодействию в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец-покупатель). Приучать соблюдать элементарные правила поведения в игре. | 1. Рассматривание иллюстраций на тему “Продукты”, “Овощи-фрукты”. 2. Д/И “Купим овощи для супа в магазине”. 3. Лепка “Яблоки и груши”. 4. Рисование “Заготавливаем картофель”. 5. Разыгрывание ситуаций. Разговор продавца и покупателя. | 1. Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для игры: макаронные изделия, крупы, кондитерские изделия. 2. Выставка “Дары осени”. | |
Ноябрь. “В гостях у матрешки” Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. В процессе игры обогащать словарный запас. | 1. Д/И “Подарки для матрешки”. 2. Д/И “Мебель в доме”. 3. Разыгрывание игровой ситуации “Матрёшкино новоселье”. 4. Д/И “Что изменилось?” | 1. Консультация “Проведение праздника дома”. | |
II квартал |
|||
Декабрь. “Семья” Поощрять попытки детей подбирать атрибуты для роли. Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий. | 1. Рассматривание картин из серии “Мы играем”. 2. Чтение “Муха-Цокотуха” К. Чуковский. 3. Разыгрывание ситуации “Наши подарки Алёнушке”. 4. Д/И “Подбери посуду для куклы”. | 1. Памятка “Поговорите с ребенком”. | |
Январь. “Парикмахерская” Познакомить с трудом парикмахера. Учить использовать предметы-заместители. Помогать робким, застенчивым детям включаться в игру. | 1. Д/И “Радио”. 2. Рассказ о труде парикмахера. 3. Забава “Красивые бантики”. 4. Д/И “Кому что нужно для работы”. 5. Д/И “У кого какое платье”. | 1. Привлечь к изготовлению предметов – заместителей: бигуди, ножницы. 2. Конкурс “Коса - девичья краса”. | |
Февраль. “Детский сад” Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни. Развивать самостоятельность в выборе игры. Содействовать развертыванию детьми ролевого диалога в игре. | 1. Разыгрывание ситуации “Мы убираем игрушки”. 2. Д/И “Каждой вещи свое место”. 3. Беседа “Я и детский сад”, “Я и дети”. 4. Развлечение “Наша дружная группа”. | 1. Рекомендации “Прогулки вместе с ребенком”. 2. Вечер “Веселые посиделки”. 3. Консультация “Роль отца в воспитании ребенка”. | |
III квартал |
|||
Март. “Магазин игрушек” Разнообразить игру игровыми действиями (в магазин привезли игрушки, продавец раскладывает товар). Развивать умение распознавать свойства предметов. | 1. Беседа “Мои любимые игрушки”. 2. Лепка “Наши игрушки”. 3. Д/И “Найди предмет по описанию”. | 1. Памятка “Как выбирать игрушки для малыша”. 2. Консультация “Роль игрушки в детских играх”. | |
Март. “Семья” Способствовать возникновению игры на темы из окружающей жизни. Учить поддерживать ролевой диалог. | 1. Разыгрывание ситуации “Кукла Таня у нас в гостях”. 2. Общение “За что меня любят мама папа”. 3.Чтение немецкой сказки “Горшок каши”. | 1. Папка-передвижка “Дочки-матери”. 2. Фотовыставка “Мама, папа, я - дружная семья”. | |
Апрель. “Автобус” Познакомить с профессией шофера. Показать игровые действия роли “шофера”. Способствовать объединению в небольшие группы (по 2-3 человека). Развивать умение взаимодействовать друг с другом. | 1. Заучивание “Песня машиниста”. 2. Д/И “Транспорт”. 3. Аппликация “Автобус”. 4. П/И “Птицы и автомобиль”. | 1. Привлечь к изготовлению атрибутов: руль, кепка, макет автобуса. | |
Апрель. “Больница” Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение самостоятельно подбирать атрибуты, выбирать роль. | 1. Слушание “Кукла заболела”. 2. Лепка “Поможем доктору Айболиту вылечить детей”. 3. Д/И “Кому что нужно для работы?” | 1. Изготовление предметов - заместителей: градусники, таблетки. | |
Май. “Зоопарк” Учить использовать в игре строительный материал. Развивать умение исполнять роль за себя и за игрушку. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. | 1. Беседа о диких животных “Кто живет в лесу?” 2. Конструирование “Построим загородку для зверей”. 3. Показ театра на фланелеграфе “Лиса и заяц”. 4. Д/И “Чьи детки?” | 1. Выставка. Совместное рисование родителей и детей “Необычное животное”. |
Введение
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. В игре часто сложное становится доступным. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.
Таким образом, актуальностью данного проекта заключается в том, что в игре дети стремятся познакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
В ходе проведения анализа работы по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста были выявлены следующие ключевые моменты:
В программе «Детство», реализуемой в детском саду «Дюймовочка», развитие игровых умений рассматриваются в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается», где основной целью является обогащение игрового опыта каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.
Но, несмотря на то, что педагоги создают условия для активной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, дошкольники знают мало игр, затрудняются в объяснении игровых правил своим сверстникам, ролевой репертуар беден, что подтверждается результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностического обследования детей старшей группы ДОУ «Дюймовочка» (2008-2009 учебный год)
В соответствии с представленной проблемой мной был разработан данный проект как средство развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством игры.
Новизна по сравнению с аналогами.
Данные современной психологии и дошкольной педагогики (психоанализ, когнитивная теория Пиаже, Л.С. Выготский и др.) видят в спонтанной, свободной игре специфическую для ребенка-дошкольника форму усвоения мира, компенсации переживаний и учения, которую нельзя заменить в пользу дидактических, учебных игр, направленных на осознанно поставленные взрослыми цели развития. Но, тем не менее, в современной системе дошкольного образования обозначается необходимость акцентировать внимание на целенаправленные, системные исследования особенностей развития игры на формирование коммуникативной компетентности у старшего дошкольника.
Основной идеей педагогического проекта является подборка, разработка и систематизация следующих видов игр:
- творческие (игра-драматизация, сюжетно-ролевая игра);
- дидактические;
- игры-экспериментирование;
которые непосредственно будут направлены на развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
Коммуникативная компетенция , по определению Т.Б.Михеевой, – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Несмотря на разницу определений коммуникативной компетенции их объединяет то, в состав компетенции включаются знания, умения, способности, обеспечивающие эффективность общения в любых его формах и способности, которые помогают устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Поэтому главным критерием, по которому можно будет судить о сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника будет являться его успешность во взаимодействии с самим собой и другими в той или иной ситуации общения.
А успех будет зависеть от способности ребенка мобилизовать в процессе общения свои знания, умения, навыки, способы деятельности при решении тех или иных проблем в частности в процессе игры.
Таким образом, в качестве параметров оценивания сформированности коммуникативной компетенции у старшего дошкольника мы выделили следующие показатели (см. приложение 1):
- Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
- Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение выслушать другого человека, с уважением относится к его мнению, интересам.
- Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
- Умение спокойно отстаивать свое мнение.
- Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
- Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
- Умение уважительно относится к окружающим людям.
- Умение принимать и оказывать помощь.
- Умение не ссорится, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Сфера применения: систематизированный сборник игр по развитию коммуникативной компетенции старшего дошкольника может быть реализован в практике педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также и родителями воспитанников, что будет являться:
- необходимой предпосылкой развития у старших дошкольников коммуникативной компетенции;
- важным условием успешной познавательной деятельности ребенка в процессе будущего обучения в школе.
Прогнозирование негативных последствий:
возможен риск переутомления воспитанников и педагогов, что будет разрешено правильным распорядком времени и продолжительности использования предложенных игр, а также психолого-педагогическим сопровождением участников воспитательно-образовательного процесса в старшей группе.
Постановка цели и конкретных, измеряемых и достижимых задач
Цель проекта: развитие коммуникативной компетентности у старших дошкольников через организацию игровой деятельности.
Основные задачи проекта:
- Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников.
- Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников.
- Обобщение и описание результатов реализации педагогического проекта.
Управленческо-кадровый аспект
- Координатор проекта (разработчик проекта) – Куракина Т.Г., учитель-логопед (2 квалификационная категория).
- Отслеживание эффективности внедрения игр в воспитательно-образовательный процесс по данной тематике – Филипченко Н.В., зам. заведующего по УВР (1 квалификационная категория).
- Психологическое сопровождение проекта (проведение и анализ диагностических исследовательских процедур) – Куроптева И.В., педагог-психолог (2 квалификационная категория).
- Реализация проекта (разработка/подборка и внедрение в воспитательно-образовательный процесс игр, направленных на развитие коммуникативной компетенции) – Куракина Т.Г., учитель-логопед, Новикова О.А., воспитатель старшей группы № 2 (2 квалификационная категория).
С целью развития коммуникативной компетенции у старших дошкольников посредством игры в качестве критериев эффективности и результативности проекта будут использованы следующие показатели:
Основные
|
Важнейшие индикаторы проекта |
Перечень методик (параметров),
|
1. Совершенствование организационных и психолого-педагогических условий для развития игровых умений у старших дошкольников. |
Диагностический материал, соответствующий теме проекта |
1. Диагностика развития игровых умений (по программе «Детство» (см. приложение 2). 2. Диагностика коммуникативной компетенции (см. приложение 1) Диагностическое обследование проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) |
2. Разработка алгоритма использования игр для развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников. |
Алгоритм использования игр по развитию коммуникативной компетенции, включенная в содержание образовательной работы по программе «Детство» |
Отслеживание эффективности внедрения алгоритма использования игр по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования игровой деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией, наблюдение за игровой деятельностью детей старшей группы № 2 и т.д.) |
Перспектива на будущее
Разработать и реализовать проект по данной теме для воспитанников подготовительной группы.
План мероприятий по реализации педагогического проекта «Что наша жизнь … Игра!» (приложение 3)
Литература
- Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: «Академия», 1998.
- Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. – М., «Просвещение», 1997.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.. – СПб, 2000.
- Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2008.
- Серия игр X-COM Xcom хронология игр
- Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
- Игра «Спликс ио Территория ио
- Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
- История создания игры Первая в мире игра
- Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
- Какие таланты качать роге 3