Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Ориентирование с помощью карты. Ориентирование на местности. г) Особенности ориентирования в горах

    Ориентирование с помощью карты. Ориентирование на местности. г)
Особенности
ориентирования в горах

    Сегодня уже далеко не каждый турист умеет пользоваться компасом. А зря! Несмотря на то, что GPS-навигаторы понятны, практичны и удобны, у них есть значительный минус: зависимость от источника энергии. Т.е. если батарея разрядилась, испортилась, или навигатор по какой-либо причине перестал определять ваше местонахождение, вам остается полагаться только на внешние ориентиры (мох, звезды и т.д.). Но гораздо лучше иметь при себе такую незаменимую и достаточно надежную вещь, как компас.

    Но для того, кто не умеет ориентироваться по компасу, данный инструмент будет бесполезен (если только вы не собираетесь с помощью стекла разводить костер). А потому, приведем краткую и понятную инструкцию ориентирования по компасу на местности.

    Виды туристических компасов

    Для начала, разберемся с тем, какие виды туристических компасов бывают.

    Первым делом, вспомним старый и хорошо известный с советской эпохи компас Адрианова. К слову, Адрианов - русский военный картограф, который, собственно, сконструировал компас с подсветкой (на фосфорной основе) еще в 1907 году.

    Преимуществами данного инструмента является то, что указатель стрелки, стороны света, а также указатель мушки визира подсвечивается в темноте. Кроме того, он вполне надежен и пользуется большой популярностью у туристов в постсоветских странах. Минусом в его использовании является то, что магнитная стрелка неустойчива при движении.

    Также бытует мнение, что некоторые компасы этого вида радиоактивны. Это касается старых компасов, в которых для подсветки использовались радиоактивные элементы.

    В спортивном ориентировании (подобные мероприятия мы проводим в рамках одно-, двухдневных походов, следите по ссылке , чтобы не пропустить) наиболее популярны жидкостные компасы. За счет того что внутренний его объем залит жидкостью (керосин и т.п.), стрелка при ходьбе или беге не колеблется. Это достаточно удобно, когда нужно быстро ориентироваться и достигать объектов.

    Также среди туристов популярны планшетные компасы. Они удобны тем, что в них есть линейка с указателем и лупа. Это помогает точнее ориентироваться по карте.

    Кроме того можно выделить компас-брелок, наручные компасы, компас на палец.

    Но самое главное при выборе данного предмета, кроме внешней привлекательности и удобства в использовании, убедиться в его функциональной пригодности и исправности.

    Поскольку рынок перенасыщен товарами из Китая, необходимо перед покупкой обязательно проверить компас следующим образом. Для начала проверяем, соответствует ли направление магнитной стрелки географическому северу. Если с этим все в порядке, подносим к компасу металлический предмет, например, нож. Стрелка должна отклониться от первоначальной позиции. Затем предмет забираем. После этого стрелка должна вернуться в исходное положение без видимых отклонений.

    Во всех туристических компасах используется свойство намагниченной стрелки располагаться вдоль магнитных силовых линий Земли. При этом для сверхточного ориентирования (например, на судах) делается поправка на то, что магнитные линии Земли не полностью совпадают с географическими меридианами. А соответственно, рассчитывается угол между географическими и магнитными меридианами.

    Как пользоваться компасом?

    Для начала разберем основные термины, связанные с ориентированием по компасу.

    Составные части компаса Адрианова:

    • Корпус;
    • Вращающееся кольцо визира;
    • Магнитная стрелка;
    • Тормоз стрелки;
    • Шкала с градусами (лимб);
    • Мушка визира;
    • Указатель отсчетов визира;
    • Нулевое деление шкалы (север);
    • Целик визира.

    Наверняка, вы не раз слышали такое понятие, как азимут. Разберемся, что же это такое.

    Азимут (при ориентировании по компасу) - это угол между указателем стрелки компаса, ориентированном на север (совмещенным с нулевым делением шкалы) и направлением на какой-либо удаленный предмет.

    Отсчитывается азимут исключительно по часовой стрелке (см. картинку выше).

    Теперь перейдем непосредственно к подробной инструкции по тому, как пользоваться компасом.

    Как ориентироваться по компасу?

    Итак, у нас есть компас, карта местности и некий объект на карте до которого нам нужно добраться. Как правильно пользоваться компасом и картой, чтобы достичь заданной цели?

    Снимаем фиксатор стрелки. Ждем, пока стрелка остановится, и указатель покажет направление на север. При этом держим компас в горизонтальном положении поодаль от металлических предметов. Верх карты всегда ориентирован на север (слева - запад, справа - восток, внизу - юг).

    Для определения азимута нам необходимо совместить север компаса с севером карты. Сами также становимся лицом на север. Центр компаса необходимо совместить с местом нашего положения на карте.

    Для того чтобы определить свое местонахождение на карте необходимо сориентироваться по объектам, которые находятся в зоне вашей видимости. В этом поможет умение читать карту: учесть рельеф (возвышения, низины), реки, тропы и дороги. К примеру, перед нами река или дорога, участок который направлен на север. Ищем, где на карте есть такие участки. Или мы видим вдалеке гору под определенным углом к северу (азимут). Находим, при перемещении компаса по карте, в какой точке угол будет соответствовать тому, что мы видим.

    После того, как мы определили наше местоположение, выбираем цель, которой нам нужно достичь. Снова совмещаем север карты с севером компаса. Совмещаем указатель направления на компасе (указатель отсчета визира) с направлением к объекту на карте. Вращаемся до тех пор, пока направление магнитной стрелки не совпадет с севером на колбе. Теперь можно начинать движение по указателю на компасе, наблюдая за тем, чтобы север стрелки был постоянно совмещен с севером на колбе. Двигаясь в заданном направлении, мы достигнем необходимого объекта.

    Ориентирование по компасу без карты

    Теперь предположим, мы пошли в лес по грибы без карты, но компас с собой захватили (чтоб не оставлять по пути крошки, которые могут съесть птицы).

    Чтобы не заблудиться, нужно выбрать четкий протяженный объект, который будет служить вам ориентиром. Например, это может быть дорога или река. Итак, мы стоим на дороге. От нее уходим в лес по примерно перпендикулярной линии. Отойдя немного, но оставляя дорогу в зоне видимости, поворачиваемся к ней лицом. Достаем компас и приводим его в активное состояние. Поворачиваем его до тех пор, пока указатель стрелки не совпадет с нулевой шкалой. Далее по центру компаса проводим воображаемую линию к нашему объекту (дороге). Фиксируем азимут нашего возвращения. Противоположная сторона линии (указатель мушки) покажет нам направление движения в лес. При движении вглубь леса желательно периодически проверять, не слишком ли мы отклонились от заданного направления.

    Чтобы применить полученные знания на практике, возьмите с собой компас в Поход на Байкал или, если решитесь отправиться с нами в Киргию, в горный поход Поход по Киргизии, Иссык-Куль .

    Можно создавать целую цепь объектов для ориентирования, фиксируя значения азимута.

    Если вы решили вернуться к заданному объекту, берем компас так, чтобы линия (указатель мушки) показывал вперед. Далее разворачиваемся вместе с компасом так, чтобы север стрелки совпал с севером шкалы. Теперь можно двигаться в сторону, куда обращен ваш взгляд.

    Кроме компаса, есть другие распространенные способы ориентирования на местности. Выделим среди них наблюдение за Солнцем и Полярной звездой. Как ориентироваться по звездам? Найти Полярную Звезду (в созвездии Малой Медведицы) - она всегда находится на севере. Если вам нужно определить стороны света по Солнцу, необходимо пронаблюдать, где оно восходит и где садится. Соответственно восход - это восток, а закат - запад.

    Больше информации о компасах можно почерпнуть из видео:

    Теперь вы знаете, как правильно пользоваться компасом и сориентироваться на местности, а значит, не только не заблудитесь, но и поможет другим выбраться из лесу.

    Ориентирование по карте состоит из ориентирования карты и нахождения точки стояния. Сориентировать карту - это значит расположить ее так, чтобы все ориентиры местности были параллельны тем же линиям на карте. Если карта сориентирована, сличать местность с картой легко. Для ориентирования карты по компасу компас надо расположить на боковую рамку карты или на линию меридиана и повернуть карту так, чтобы северная точка лимба совпадала с северным концом меридиана, а южная - с южным. Если часть маршрута проходит мимо линейных ориентиров (дорога, канал, линия электропередач, река), карта может быть сориентирована по ним. Для этого ее надо повернуть так, чтобы ось линейного ориентира на карте совпала с его осью на местности.

    Определение точки местонахождения или точки стояния требует тщательного ориентирования карты. Главные способы определения точек стояния: по местным предметам, промером расстояний, обратной засечкой. Определяя точку стояния по местным предметам, надо сориентировать карту, сверить ее с местностью, отождествить ориентиры, т. е. найти на местности то, что изображено на карте. Опознав на местности 1-2 ориентира, на глаз определяют до них расстояние и помечают на карте точку своего стояния. В пути, внимательно сверяя карту с местностью, можно постоянно иметь представление о точке или районе местонахождения.

    При движении по лесу или равнине без видимых местных предметов-ориентиров точку или район местоположения определяют по промеру. Он заключается в том, что, зная направление движения или передвигаясь вдоль линейных ориентиров, измеряют расстояние от опознанного предмета на местности и изображенного на карте. Отложив измеренное расстояние по масштабу на карте, получают точку места стояния. Пройденное расстояние измеряют по времени движения. Для этого надо следить за часами и записывать начало движения, время пути, время остановок, время прохождения отдельных ориентиров, а затем чистое время движения умножить на скорость. Отложив найденное расстояние по линии движения на карте, получают точку местонахождения.

    Определить расстояние до ориентира или предмета можно глазомерно. При многократной тренировке степень точности измерения расстояний можно довести до ±10-15%. Известно, что видимость различных предметов неодинакова. Например, черепицу на крышах можно увидеть за 200 м, переплеты в окнах за 500 м, телеграфные столбы за 1000 м и т. д.

    Более точный метод измерения расстояний в пути - по счету шагов. Счет проводится парами шагов под одну ногу, но для этого надо вымерить длину шага по дороге, тропе, в лесу, на спуске, подъеме. На дороге определить длину пары шагов лучше всего между километровыми столбами, подсчитав количество пар шагов между столбами.

    Определение точки стояния обратной засечкой проводится по линейному ориентиру и местному предмету или по 2-3 ориентирам. В первом случае, если карта сориентирована по линиям местности, а турист находится на этой линии, то для нахождения точки стояния надо отыскать на карте ориентир, видимый на местности. Приложив визирную линейку к его изображению на карте и визируя через нее на ориентир на местности, прочерчивают на себя прямую. Тогда пересечение этой прямой с линией ориентирования будет точкой стояния. Если для определения точки стояния используется 2-3 ориентира, то, сориентировав карту, последовательно визируют и прочерчивают направление от нескольких ориентиров. Точка пересечения линий будет точкой стояния.

    Ориентирование на местности по карте. Просто и доступно и всё понятно.

    Дата: 2010-04-16

    Ориентирование на местности по карте. Основные понятия необходимые каждому, кто собирается в поход, путешествие или просто в лес по грибы. Я и сам многое знаю, в том числе и по военной топографии. Подумав немного не стал писать, а просто передрал из учебника по топографии для солдатиков. Вояки всегда умели объяснять, так, что дойдёт до всех.

    Для ориентирования карты применяются следующие способы.

    1. Ориентирование карты по линиям местности. В этом случае необходимо выйти на дорогу (просеку, берег реки или другую линию), отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги (линии) на местности, затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.

    2. Ориентирование карты по компасу применяется преимущественно на местности, затруднительной для ориентирования (в лесу, в пустыне, в тундре), а также при плохой видимости. В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают (направляют) верхней стороной рамки в сторону севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки карты совпадала с продольной осью магнитной стрелки компаса.


    Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом склонения магнитной стрелки. Для этого нужно дополнительно повернуть ее так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0° шкалы компаса на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу данного листа карты.

    Следует помнить , что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов, боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной стрелки.

    Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом с ориентиром (местным предметом), изображенным на карте.
    В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния.

    Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно определить одним из следующих способов :

    1. По близлежащим местным предметам (рельефу) . Для этого необходимо ориентировать карту и опознать на ней и соответственно на местности 1-2 местных предмета, определить глазомерно свое местонахождение на местности относительно этих предметов и наметить также глазомерно свою точку стояния на карте.

    2. Промером расстояний . Двигаясь по дороге (по просеке в лесу или другой линии на местности), обозначенной на карте, замерить парами шагов (по спидометру машины) пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь отложить измеренное (пройденное) расстояние по масштабу на карте в нужном направлении.

    3. Засечками . При движении по дороге (по просеке, вдоль телеграфной линии) свое местонахождение можно определить по местным предметам, расположенным по сто-ронам дороги. Для этого ориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Затем приложить линейку или карандаш к выбранному ориентиру на карте и, не сбивая ориентировки карты, поворачивать линейку вокруг условного знака ориентира до тех пор, пока ее направление не совпадет с направлением на ориентир. То место, где линейка пересечет дорогу, и будет точкой стояния.

    При движении по бездорожью, когда точка стояния ничем не обозначена на карте, ее можно определить обратной засечкой по двум-трем направлениям. Для этого надо выбрать на карте и на местности 2-3 ориентира. Затем ориентировать карту по компасу и аналогично предыдущему способу провизировать и прочертить по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения прочерченных линий и будет точкой стояния.

    Ориентирование на местности по карте с использованием магнитного компаса является основным и наиболее широко распространенным способом ориентирования. Хотя современной навигационной аппаратуре и принадлежит все возрастающая роль, но без топографической карты эту аппаратуру эффективно использовать невозможно. По карте готовятся исходные данные для работы с этой аппаратурой, осуществляется контроль за продвижением по маршруту.
    Таким образом, топографическая карта была и остается надежным путеводителем командира по незнакомой местности. Закрепленные опытом знания и навыки в ориентировании по карте помогают более уверенно и успешно выполнять боевые задачи в различных условиях боевой обстановки.
    Ориентирование на местности заключается в определении направлений на стороны горизонта и своего местоположения, относительно окружающих местных предметов и форм рельефа и в выдерживании заданного или выбранного маршрута движения, а также в определении расположения на местности ориентиров, рубежей своих войск и войск противника, инженерных сооружений и других объектов.
    Местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения, называются ориентирами . Они выделяются обычно своей формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.
    Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.
    Площадные ориентиры занимают большую площадь. К ним относят населенные пункты, озера, болота, крупные массивы леса и др. Они легко опознаются и запоминаются при изучении местности.
    Линейные ориентиры - это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например: дороги, реки, каналы, линии электропередачи, узкие лощины и т. п. Они используются чаще всего для выдерживания направления движения.
    Точечные ориентиры-постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, трубы заводов и фабрик, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Они используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов (полос) огня, наблюдения.
    При выборе ориентиров необходимо учитывать условия, в которых подразделения будут действовать на местности.
    Ориентирование на местности может быть общее и детальное (точное).
    Общее ориентирование заключается в приближенном определении своего местоположения, направления движения и времени, необходимого для достижения конечного пункта маршрута. Такое ориентирование чаще всего осуществляют командиры мелких подразделений по заранее составленным схемам или спискам населенных пунктов и других ориентиров по маршруту.
    Детальное ориентирование заключается в точном определении на карте своего местоположения и направления движения. Командиры, имеющие карты или аэрофотоснимки, в боевой обстановке всегда осуществляют детальное ориентирование, позволяющее выполнять точное целеуказание и управлять подразделениями и огнем,
    При ориентировании на местности важное значение имеет умение быстро и достаточно точно определять стороны горизонта, измерять на местности и по карте расстояния до ориентиров и углы направлений на них, готовить по карте данные для движения по азимутам.
    Подготовка данных и движение по азимутам

    Движение по азимутам - это основной способ ориентирования на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости. Сущность его заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами, и расстояний, определенных по карте между поворотными пунктами намеченного маршрута. Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса или гирополукомпаса, расстояния измеряют шагами или по спидометру.
    Исходные данные для движения по азимутам (магнитные азимуты и расстояния) определяют по карте, а время движения - по нормативу и оформляют в виде схемы или вписывают в таблицу. Данные в таком виде выдают командирам экипажей, которые не имеют топографических карт. Если командир имеет свою рабочую карту, то исходные данные для движения по азимутам оформляют непосредственно на рабочей карте.
    Маршрут движения по азимутам выбирают с учетом проходимости местности, ее защитных и маскировочных свойств, чтобы он обеспечивал в боевой обстановке быстрый и скрытный выход к указанному пункту. В маршрут обычно включают дороги, просеки и другие линейные ориентиры, которые облегчают выдерживание направления движения. Поворотные пункты выбирают у ориентиров, легко опознаваемых на местности (например, постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические пункты и т. п.).
    Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами на поворотных пунктах маршрута не должны превышать 1 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу - 6 - 10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.
    Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. Примерный вариант выбора маршрута показан на рис. 3.2.
    Расстояния между выбранными на маршруте движения ориентирами на поворотных пунктах измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и линейного масштаба или возможно точнее-линейкой с миллиметровыми делениями. Если маршрут намечен по холмистой (горной) местности, то в измеренные по карте расстояния вводят поправку за рельеф.
    Определение магнитных азимутов направлений движений по маршруту между поворотными пунктами наиболее сложный и ответственный этап работы, так как даже небольшая ошибка в азимуте приводит к отклонению от поворотного пункта на местности.

    ДИРЕКЦИОННЫЕ УГЛЫ И АЗИМУТЫ

    Дирекционный угол — угол а, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки и направлением на определяемый объект
    (рис. 24).
    Дирекционные углы направлений измеряются преимущественно по карте или определяются по магнитным азимутам.
    Истинный азимут—угол А, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением на определяемую точку (рис. 24). Значения истинного азимута и дирекционного угла отличаются одно от другого на величину сближения меридианов.
    Сближение меридианов — угол f (рис. 24) между северным направлением истинного меридиана данной точки и вертикальной
    Дирекционный угол и сближение меридианов
    линией координатной сетки (или линией, параллельной ей). Сближение меридианов отсчитывается от северного направления истинного меридиана до северного направления вертикальной линии. Для точек, расположенных восточнее среднего меридиана зоны, величина сближения положительная, а точек, расположенных западнее, — отрицательная,
    Величина сближения меридианов на осевом меридиане зоны равна нулю и возрастает с удалением от среднего меридиана зоны и от экватора; ее максимальное значение будет вблизи полюсов и не превышает 3°.
    Сближение меридианов, указываемое на топографических картах, относится к средней (центральной) точке листа; ее величина в пределах листа карты масштаба 1 00000 в средних широтах может отличаться на 10—15 от значения, подписанного па карте.
    Магнитный азимут—угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360° между северным направлением магнитного мер диана (направлением установившейся магнитной стрелки компаса или буссоли) и напра лением на определяемый объект.
    Магнит ые азимуты змеряются на местности компасом или буссолыо, а также определяются по карте по измеренным дирек-ционным углам.
    Склонение магнитно стрелки (магнитное склонение) — гол между истинным (географическим) и магнитным меридианами
    Величи а скло ения магнитной стрелки подвержена суточным, годовым и вековым колебаниям, а также времен ым возмущениям под дей ст и м магнитных бурь. Величина склонения маг ит ой стрелки и его годовые изменения показываются на топографических и специальных картах. В районах магнитных аномалий обычно указывается амплитуда колебания величины склонен я магнитной стрелки.
    Склоне ие магнитной стрелки на восток считается восточным (положительным), а на запад—западным (отрицательным). Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту к обратно производится различными способами; все необходимые данные для этого имеются на каждом листе карты масштаба 1 25 000— 1 200 000 в специальной текстовой справке и графической схеме, помещаемых а полях листа в левом нижнем углу Переход через поправку направления. В текстовой справке, помещаемой на картах, указывается величина (в градусах и делениях угломера) и знак поправки для п рехода от дирекннонного угла к магнитному азимуту. апример, в справке, приведенной на рис. 25, указано: «Поправка в дирекционный угол при переходе к магнитному азимуту плюс (0-16)». Поэтому если дирекционный угол направления равен 18-00 дел. угл., то магнитный азимут будет равен 18-16 дел. угл.
    При обратном переходе, т. е. при определении дирекционного угла по магнитному азимуту, знак поправки изменяют на обратный и она вводится в магнитный азимут. Например, если магнитный азимут равен 10-00, то дирекционный угол этого направления для данной карты (рис. 25) равен 9-84 (10-00—0-16).
    Переходно графической схеме (рис. 26). Па схеме показывают примерное направление на объект и, сообразуясь с положением вертикальной линии координатной сетки и линии магнитного меридиана, увеличивают или уменьшают исходный угол на поправку, указанную на схеме в скобках.
    Переход по формуле. Зависимость между дирекционным углом II магнитным азимутом одного и того же направления выражается формулой
    А^=а— Ъ+Ч, где Ая—магнитный азимут;
    а — дирекиионпый угол;
    5 — склонение магнитной стрелки;
    f — сближение мер диа ов.
    Это основная исходная формула для перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно. Она применяется главным образом, когда приходится учитывать годовое изменение склонения магнитной стрелки.
    Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту с учетом годового изменения склонения магнитной стрелки. Вначале определяют склонение магнитной стрелки на данное время. Для этого годовое изменение склонения магнитной стрелки умножают на число лет, прошедшее после создания карты, и полученную величину алгебраически суммируют с величиной склонения магнитной стрелки, данной на карте. Затем производится переход от дирекционного угла к магнитному азимуту по основной формуле.
    Пример перехода от дирекционного угла, равного 120°30", к магнитному азимуту этого направления на 1972 г. (исходные данные взяты с рис. 25).
    1. Определение величины изменения склонения магнитной стрелки за 7 лет (1972—1965 гг.): Д=0°05",2Х7=0°36".
    2. Вычисление величины склонения магнитной стрелки на 1972 г.: б =—3°10"+0°36"=—2°34".
    3. Переход от дирекционного угла к магнитному "азимуту по основной формуле (см. выше)
    А м = 120°3(У— (—2°34")+ (—2° 12") = 120°52".
    Ориентирование по карте на месте
    При ориентировании на местности вначале ориентируют карту, находят на ней точку стояния, а затем сличают карту с окружающей местностью и убеждаются в правильности ориентирования. На местности, где много характерных ориентиров, часто вначале определяют точку своего стояния, а затем ориентируют карту, сличают ее с местностью,
    Ориентирование карты. Когда на карте известно свое местоположение, ее ориентируют, как правило, по какому-либо линейному ориентиру или направлению на удаленный ориентир, надежно опознанный на местности и карте. Если точка стояния неизвестна, карту ориентируют по сторонам горизонта, определенным по компасу или другим каким-либо способом. Карта считается ориентированной, если ее верхняя сторона рамки обращена на север, а линейные ориентиры на карте параллельны соответствующим ориентирам на местности.
    В зависимости от решаемой задачи карту ориентируют приближенно - на глаз или же точно - с помощью компаса, линейки.
    При ориентировании карты по линейному ориентиру ее поворачивают в горизонтальной плоскости так, чтобы изображение этого ориентира на карте совпало с направлением его на местности, а расположенные справа и слева объекты от линейного ориентира на местности находились на тех же сторонах на карте.
    По направлению на ориентир карту ориентируют в таком порядке. Вначале прикладывают к точке стояния и условному знаку ориентира на карте линейку (или карандаш) и, визируя вдоль линейки
    (карандаша), поворачиваются с картой так, чтобы выбранный ориентир оказался на линии визирования.
    При ориентировании карты по компасу вначале устанавливают значение поправки направления, затем прикладывают компас к любой вертикальной линии координатной сетки, чтобы она проходила через указатели Север - Юг, и поворачивают карту до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не совпадет со значением поправки (+11°) (рис. 3.6). При отрицательном значении поправки стрелка должна отклоняться от координатной линии влево.
    Карта может быть ориентирована приближенно по сторонам горизонта, предварительно определенным по небесным
    светилам или признакам местных предметов.
    Определение точки стояния. Точка стояния на карте может быть определена по ближайшим ориентирам на глаз, промером расстояния, засечкой по ориентирам, способом Болотова, по обратным дирекционным углам, При выборе способа учитывают условия боевой обстановки, характер местности, а также точность, с которой необходимо определить точку стояния. По ближайшим ориентирам на глаз определяют свое местоположение на карте наиболее часто. Если точка стояния находится рядом с каким-либо местным предметом, изображенным на карте, то место расположения условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния. Свое местоположение на карте определяют по направлению относительно ближайших ориентиров и расстоянию до них.
    Промером расстояния определяют свое местоположение на карте обычно при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. На исходном пункте записывают отсчет по спидометру машины и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряется шагами или определяется по времени движения.
    Засечкой по ориентирам точку стояния можно определять при условии хорошего обзора местности и наличия на ней местных предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами. Засечку выполняют по боковому ориентиру или по двум-трем ориентирам (обратная засечка). Способ Болотова заключается в следующем. С помощью башенного угломера или другим способом, например компасом, измеряют горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте. Затем строят углы на прозрачной кальке (восковке) при нанесенной произвольно точке, принимаемой за точку стояния. Затем накладывают кальку (восковку) на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через условный знак того ориентира, на который оно проведено. Совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную, на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стояния.В боевой обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто, точка стояния может быть определена по обратным дирекционным углам (рис. 3.11). В этом случае компасом измеряют магнитные азимуты направлений на ориентиры, переводят их в обратные азимуты, а затем в дирекционные углы направлений. Дирекционные углы откладывают у соответствующих ориентиров и прочерчивают на карте направления до пересечения их между собой. Точка пересечения этих направлений и будет точкой стояния.
    При определении точки стояния любым способом засечки выбирают направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30° и не более 150°.
    Ориентирование на местности в движении
    Ориентирование в движении заключается в выдерживании заданного или намеченного маршрута и постоянном фиксировании мысленно или графически своего местоположения на карте.
    Свое местоположение на карте определяют в движении обычно визуально по ближайшим ориентирам. Удаленные ориентиры используются при необходимости для определения точки стояния (на коротких остановках) засечками. Когда мало ориентиров или видимость ограничена, местоположение определяют по пройденному расстоянию от исходного
    пункта или надежно опознанного на маршруте ориентира, которое считывают по шкале спидометра машины и откладывают на карте. Этот способ чаще всего применяют при движении по дорогам или вдоль каких-нибудь линейных ориентиров.
    Уверенное ориентирование на местности в движении во многом зависит от правильного выбора масштаба карты, ее соответствующей подготовки и соблюдения определенного порядка работы на ней в пути.
    Ориентироваться в движении легче по среднемасштабной карте, на которой с достаточной полнотой отображены все основные объекты местности. Работать с крупномасштабной картой на большой скорости движения значительно труднее, чем с картой среднего масштаба. Так, например, при скорости движения 50 км/ч машина за одну минуту проходит около 800 м. На таком отрезке пути на обжитой местности может встретиться много местных предметов, которые зафиксировать в памяти и найти на карте за одну минуту почти невозможно, да в этом и нет необходимости.
    При подборе карты для ориентирования учитывают условия боевой обстановки, характер маршрута и окружающей местности. Если совершается марш в предвидении встречного боя, то следует пользоваться картой масштаба 1:100000. Эта карта обеспечивает надежное ориентирование на среднепересеченной местности, а также когда маршрут проложен по дорогам различных классов. При возникновении встречного боя она позволяет осуществлять управление действиями подразделений и огнем.
    google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Карта масштаба 1:200000 используется для ориентирования, когда возникновение встречного боя маловероятно, а маршрут проходит по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Эта карта более удобна для ориентирования и на открытой местности, где ориентиров мало (пустыня, степь). В таких районах на карте масштаба 1:200 000 отображаются все местные предметы, которые можно использовать как ориентиры. Удобство в работе заключается в том, что при ориентировании можно быстро изучать окружающую местность и опознавать ориентиры на большом удалении от маршрута движения визуально. Кроме того, число листов этой карты на одну и ту же площадь по сравнению с картой более крупного масштаба будет значительно меньше. На ней даны расстояния между крупными объектами.
    При ориентировании по маршруту движения в горах, лесисто-болотистой местности, когда марш совершается преимущественно по грунтовым дорогам, где скорость движения небольшая, следует пользоваться картой масштаба 1:50000. Эта карта применяется для ориентирования и в районах с хорошо развитой сетью дорог, так как отдельные грунтовые дороги в таких районах на картах масштабов 1:100000 и 1:200000 не показываются. Карта масштаба 1:50000 обеспечивает надежное ориентирование в городах и крупных населенных пунктах.
    При подготовке карты к ориентированию особенно важно уяснить ее масштаб, т. е. четко представить, какому расстоянию на местности соответствует определенный отрезок на карте. Этот элемент оценки карты является важным условием ее быстрого сличения с местностью.
    Маршрут прокладывается обычно по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В зависимости от обстановки предпочтение следует отдавать тому варианту маршрута, при котором меньше крупных населенных пунктов, мостов, дамб и плотин, так как они могут быть разрушены или заминированы. При планировании движения по грунтовым дорогам особое внимание необходимо обращать на их состояние в случае ненастной погоды. Условия ориентирования по маршруту движения оцениваются с учетом возможных изменений на местности.
    Намеченный маршрут поднимается на карте сплошной линией коричневого цвета. Линия проводится с южной или восточной стороны маршрута. Чтобы не затемнять основные ориентиры по маршруту движения, сплошная линия в таких местах прерывается. Колонные пути и обходы труднопроходимых участков на маршруте поднимаются на карте прерывистой линией.
    Одновременно с подъемом маршрута намечаются контрольные ориентиры, которые выбираются через 5 - 10 км. Они обводятся кружками коричневого цвета. Если ориентиров мало, то их целесообразно выделять увеличением условного знака или подтушевкой, добиваясь большей читаемости ориентиров на карте. Такие ориентиры служат для контроля правильности выдерживания маршрута.
    В обжитых районах контрольными ориентирами могут служить населенные пункты, мосты, переезды через железные дороги и т. п. Во всех случаях намечают контрольные ориентиры на поворотах и съездах на другую дорогу. Ориентирами здесь служат, как правило, перекрестки или развилки дорог.
    Протяженность маршрута измеряется по карте с учетом увеличения за извилистость и характер рельефа. Окончательный результат подписывается у соответствующих ориентиров нарастающим от исходного пункта итогом. В дальнейшем, во время движения, эти данные используют для контроля правильности движения, сличая их с расстояниями, которые считываются со спидометра. На карте, предназначенной для планирования марша, дополнительно отмечают десятикилометровые участки по маршруту.
    При изучении маршрута , поднятого на карте, устанавливаются характер дорог, перекрестков, развилок, их взаимное расположение. Если позволяет время, то необходимо изучить и запомнить не только маршрут, но и местность вдоль маршрута в полосе 3-4 км, обращая особое внимание на вероятные объезды разрушенных объектов и труднопроходимых участков.
    Предварительная подготовка карты имеет очень большое значение для точного ориентирования на местности и выдерживания маршрута. Если условия обстановки не позволяют полностью подготовить карту и детально изучить маршрут, то прежде всего следует поднять маршрут на карте, а при первой возможности наметить ориентиры и определить расстояния до них.
    При ориентировании в пути непременным условием правильности выдерживания направления движения является непрерывность ориентирования. На исходном пункте снимают показание спидометра и прибавляют его поочередно к каждому расстоянию, подписанному на карте у контрольных ориентиров. Полученные результаты должны соответствовать показаниям спидометра при подходе машины к тому или иному ориентиру. Они надписываются на карте у ориентиров под измеренными расстояниями (в знаменателе). Кроме того, перед началом движения определяют направления на стороны горизонта и записывают на карте у исходного пункта время начала движения.
    В пути карту держат все время ориентированной по ходу движения. При каждом повороте машины поворачивают и карту на соответствующий угол. Если движение совершается вне дорог, карту ориентируют по местным предметам и формам рельефа. Внимательно наблюдают за местностью, опознают местные предметы, мысленно фиксируют свое продвижение по маршруту.
    При движении в бронетранспортере (танке) наблюдать за местностью значительно сложнее, чем при движении на автомобиле или в пешем порядке. Поэтому необходимо чаще обращаться к показаниям спидометра, откладывая считанные с него расстояния на карте. Водителю ставится в таких случаях задача докладывать, когда отсчет по спидометру будет приближаться к значению, записанному на карте у контрольного ориентира, к которому подходит машина.
    Во время движения обязательно обращаются к карте при подходе к перекрестку или развилке дорог. Своевременно (за 200-500 м) указывают водителю ориентир и направление дальнейшего движения.
    При обходе районов пожаров, завалов, затоплений и участков заражения местности необходимо, прежде всего, точно определить свое местоположение на карте и записать показание спидометра, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути. Если позволяет обстановка, обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, ручьев, линий электропередачи и других линейных ориентиров, заранее определив по карте магнитные азимуты их направлений. В таком случае будет легко контролировать по компасу направления движения.
    На автомобильных дорогах с твердым покрытием (автострадах, шоссе) имеется много путевых дорожных знаков. В боевой обстановке при ориентировании пользоваться этими знаками нужно весьма осторожно: противник может переставить их или заменить другими указателями с ложными надписями.
    Наряду с местными предметами для контроля движения по маршруту следует использовать элементы рельефа: характерные высоты и хребты, лощины, овраги, обрывы, промоины. Это особенно важно при движении на местности, где произошли большие изменения, так как местные предметы могут быть уничтожены или созданы вновь, а основные формы рельефа останутся неизменными.
    При малейшем сомнении в правильности движения во всех случаях необходимо уточнить свое местоположение тщательным сличением карты с местностью. Если сделать это в движении не удается, следует остановиться и восстановить ориентирование.
    Ориентирование считается потерянным, если на местности не находят обозначенных на карте объектов и не могут определить на карте свое местоположение, Случаи отклонения от маршрута и потери ориентиров возникают обычно из-за слабых навыков в ориентировании или при небрежном ориентировании, когда перестают непрерывно следить за продвижением по маршруту.
    При восстановлении ориентирования , прежде всего, определяют направления на стороны горизонта (по компасу, небесным светилам или признакам местных предметов), затем ориентируют карту и внимательно сличают ее с местностью. Если найти на карте точку стояния не удается, ориентировку восстанавливают в зависимости от обстановки одним из следующих приемов.

    1. Компасом измеряют магнитный азимут направления движения, а по карте-магнитный азимут маршрута в районе вероятного местонахождения. Азимуты сравнивают, убеждаются, что направление движения выдерживается. На карте откладывают по маршруту считанное со спидометра расстояние, пройденное от последнего надежно опознанного контрольного ориентира, внимательно изучают район вокруг отмеченной точки и определяют свое местоположение по характерным линейным и площадным ориентирам.
    2. Когда измеренные ранее азимуты маршрута, поднятого на карте, и направления фактического движения различаются незначительно (6-10°), а точку стояния, определенную по измеренному расстоянию, опознать на карте не удается, намечают линейный ориентир (железную дорогу, реку, автомобильную дорогу с твердым покрытием, линию электропередачи и т. п.), проходящий перпендикулярно к общему направлению маршрута, записывают показание спидометра и продолжают движение до намеченного линейного ориентира. У линейного ориентира убеждаются, что азимут его направления на местности соответствует измеренному азимуту направления условного знака этого ориентира, изображенного на карте. Затем, сличая карту с местностью, определяют свое местоположение и намечают выход на маршрут или непосредственно в пункт назначения.
    3. При отклонении от маршрута вероятный район своего местонахождения может быть определен графически по карте.
    4. В лесной местности, когда движение совершают без дорог или по дороге, не отмеченной на карте, ориентирование восстанавливают по линейным ориентирам. Например, подразделение, двигаясь по лесной дороге, не обозначенной на карте, достигло лесной поляны. По пройденному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга полян. Измеренный магнитный азимут направления поляны, на которую вышло подразделение, оказался равным 10°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 10°, показано на карте три. После внимательного изучения местности по карте командир установил, что одна из полян находится в лощине (рис. 3.14), другая расположена в седловине, а третья - на ровном участке местности. Эти особенности расположения полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить свое местонахождение (точку стояния - Т. С.) на поляне в седловине,

    Особенности ориентирования в различных условиях
    Ночью ориентироваться на местности сложнее, чем днем. Многие местные предметы становятся трудно различимыми, расстояния до ориентиров кажутся большими, чем днем. Обзор местности ограничен.
    Чтобы уверенно ориентироваться на марше ночью, необходима тщательная предварительная подготовка. Контрольные ориентиры по маршруту намечаются чаще (через 3 - 6 км). В качестве ориентиров выбирают местные предметы, проектирующиеся на фоне неба (например, постройки башенного типа, трубы заводов и фабрик, церкви, ретрансляторы), а также местные предметы, расположенные непосредственно по маршруту (мосты, путепроводы, перекрестки дорог, железнодорожные переезды и т. п.). Весь маршрут делят на прямолинейные участки. На каждом таком участке
    определяют и записывают магнитный азимут его направления. На местности, где много ориентиров, магнитные азимуты определяют для участков, где ориентирование затруднено. Заранее проверяются чувствительность компаса и правильность показаний спидометра, для чего автомобиль (бронетранспортер) проезжает ровный участок длиной 2 - 3 км. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°. Намеченный маршрут внимательно изучают и запоминают, для того чтобы по возможности реже обращаться к карте.
    Действия в пути при выдерживании маршрута ночью аналогичны действиям в светлое время суток. Водитель заранее предупреждается о находящихся впереди ориентирах, поворотах и расстояниях до них. Карту в пути рекомендуется освещать карманным фонариком с синим светофильтром. Такое освещение не ослепляет, поэтому важно одновременно работать с картой и вести наблюдение за местностью. Направление движения вне дороги выдерживается по компасу или гирополукомпасу, а пройденное расстояние определяется по спидометру. Однако при этом сильно напрягается зрение, повышается утомляемость, ухудшается опознавание местных предметов по маршруту. Ночью направление движения можно выдерживать и по небесным светилам. При ориентировании по Луне или созвездию следует помнить, что все они, за исключением Полярной звезды, перемещаются на небосклоне. Например, если положение Луны берется как общее направление марша, то через один час маршрут отклонится от намеченного на 15° вправо, так как Луна за один час смещается на 15° по ходу часовой стрелки.
    В условиях ограниченной видимости. Под ограниченной видимостью принято понимать оптическую видимость окружающих объектов местности в тумане, дыму, при дожде, снегопаде, метели и сильной запыленности воздуха. Условия ограниченной видимости часто отождествляют с ночной темнотой, хотя между ними имеются специфические различия. Ночью для ориентирования применяют приборы подсветки, ночной видимости и радиосвязь. Однако маскирующие дымы, облака пыли, дождь, снег резко снижают возможности этих приборов. Перемещающиеся с большой скоростью различные частицы (пыль, песок, снег и т. п.) вызывают электризацию антенн, что создает крупные помехи в радиосвязи. В современном бою ограниченная видимость может возникнуть в любое время года и суток, особенно при применении противником ядерного оружия, когда возникают густые и значительные по размерам облака пыли, а при пожарах создаются обширные зоны задымления.
    В предвидении возникновения ограниченной видимости маршрут готовится так же, как и для движения ночью, если марш совершается по дорогам с твердым покрытием. Марш вне дорог совершают по азимутам, заранее снятым с карты. Маршрут внимательно изучают и запоминают. В движении карту ориентируют по ходу движения и непрерывно графически (точками или поперечными черточками) фиксируют на маршруте свое местоположение.
    В горах ориентирование усложняется глубокой расчлененностью рельефа, что вынуждает часто менять направление движения. Вершины, выбранные в качестве ориентиров, резко изменяют свои очертания, - если смотреть на них с разных сторон. Расстояния из-за прозрачности воздуха представляются меньшими, чем в действительности.
    Чтобы уверенно ориентироваться в горах и управлять подразделениями на марше и в бою, очень важно хорошо изучить рельеф и запомнить расположение основных долин, хребтов и выдающихся вершин.
    Движение в горной местности совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах и через перевалы, вдоль ручьев и рек в глубоких долинах. В качестве ориентиров вдоль намеченного маршрута выбирают выделяющиеся вершины, седловины, обрывы, скалы, осыпи, а также все местные предметы (населенные пункты, отдельные строения, мосты и т. п.), в горах они встречаются довольно редко и поэтому хорошо опознаются.
    При движении по долине в качестве ориентиров могут служить распадки (места слияния двух долин), утесы, узкие сужения долины и различные местные предметы.
    В горах перед началом движения следует намечать какой-нибудь вспомогательный ориентир, видимый с многих точек маршрута. Таким ориентиром может быть самая высокая вершина, выделяющийся выступ хребта или небесное светило. Пользуясь вспомогательным ориентиром, можно всегда проверить правильность направления движения.
    Если направление движения не совпадает с линейным ориентиром, то его выдерживают по вспомогательному ориентиру и компасу. При этом пользоваться компасом следует осмотрительно, так как в горах часто встречаются локальные участки с магнитными аномалиями.

    При ориентировании в горной местности полезно знать признаки, по которым можно приближенно определять стороны горизонта. На больших камнях теневая (северная) сторона обычно густо покрыта мхом и лишайниками. Летом почва с южной стороны камней более сухая, чем с северной (разница легко заметна на ощупь). В лесных горных районах на южных склонах растет преимущественно сосна, встречается дуб, на северных склонах растут бук, ель.
    В лесу ориентирование затруднено ограниченностью обзора и малым количеством ориентиров. Маршруты проходят чаще всего по грунтовым дорогам и просекам. Обычно такие дороги мало наезжены, некоторые из них не показаны на карте, так как являются временными.
    При подготовке карты целесообразно определить и выписать магнитные азимуты направлений каждого участка маршрута между контрольными ориентирами. При изучении маршрута следует уделять особое внимание рельефу и гидрографии. Движение по маршруту контролируется по пройденному расстоянию, считываемому со шкалы спидометра.
    В лесу много местных признаков, по которым можно определить направления на стороны горизонта. Кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы светлее) - на южной. При внимательном наблюдении можно быстро определить направление на север по деревьям, пням, на лесных полянах, перекрестках просек. Вспомогательными ориентирами для выдерживания общего направления в лесу служат днем Солнце, а ночью Луна или какое-нибудь созвездие.
    В пустыне ориентироваться сложно из-за однообразия окружающего ландшафта. Местные предметы встречаются редко. Рельеф преимущественно равнинный или мелко холмистый, формы его маловыразительны.
    Маршруты прокладывают по редким дорогам, тропам, караванным путям, которые часто теряются среди песков и растительности. Только незначительное углубление грунта и более зеленая растительность вдоль этих углублений порой указывают на их местоположение. По равнинам степей и пустынь можно двигаться вне дорог в любом направлении. В этих условиях требуется умение перемещаться точно по азимуту.
    Основными ориентирами в пустыне служат курганы, такыры, колодцы, русла высохших рек, оазисы, развалины. При благоприятных условиях видимости многие из них просматриваются издалека.
    При подготовке карты одновременно готовятся данные для движения по азимутам по всему маршруту. В пути контроль за выдерживанием общего направления движения осуществляют по вспомогательным ориентирам - небесным светилам. В отдельных случаях направление движения выдерживают по идущим сзади машинам или по следу своей машины, если движение прямолинейно, а также по расположению дюн, барханов и ряби на песке, которое зависит от направления господствующего ветра и практически постоянно для данного района.
    В крупном населенном пункте ориентирование усложняется из-за ограниченности обзора. Маршруты намечают по основным проездам с минимальным числом поворотов, а повороты выбирают в местах, где имеются заметные ориентиры (мосты, путепроводы, промышленные предприятия, парки, высокие здания, церкви и т. п.). Маршрут в городе целесообразно прокладывать вдоль линейного ориентира (канала, по набережной реки). Перед въездом в город нужно точно определить свое местоположение, а при движении по населенному пункту графически фиксировать на карте продвижение по маршруту. При выезде из населенного пункта, если число дорог на местности и карте не совпадает, и возникли затруднения с определением нужной дороги, направление дальнейшего движения устанавливают компасом по магнитному азимуту дороги, определяемому по карте.
    В районах разрушений ориентирование по карте резко усложняется из-за ее несоответствия местности. Наиболее надежное ориентирование в таких случаях обеспечивает использование навигационной аппаратуры боевых и командно-штабных машин.
    При выборе маршрута в предвидении возможных разрушений на местности условия ориентирования прогнозируются. Наиболее устойчивыми ориентирами являются основные формы рельефа, изображаемые на картах горизонталями (вершины, седловины, лощины, хребты). Эрозийные формы рельефа (промоины, обрывы, выемки и т. п.) легко разрушаются при ядерных взрывах и с трудом будут опознаваться при сличении карты с местностью. С рельефом местности связано положение рек, ручьев, озер. Русла рек свои очертания практически не изменяют, однако при
    разрушении гидротехнических сооружений происходит временное затопление больших участков местности. Устойчивыми ориентирами также являются автомобильные дороги с твердым покрытием и железные дороги, хотя их полотно и может быть разрушено.
    При ориентировании на сильно измененной местности целесообразно использовать свежие крупномасштабные аэрофотоснимки, на которых будут зафиксированы изменения, происшедшие на местности.
    Чтобы уверенно выдерживать заданное направление движения в районах массовых разрушений, пожаров, очень важно уметь бегло читать топографическую карту и обладать острой наблюдательностью, опознавая по остаткам разрушенных объектов свое местоположение на карте.
    При въезде в зону разрушений следует измерить и записать магнитный азимут направления движения и отсчет по спидометру. На всех основных поворотах при движении в зоне эта операция повторяется. При необходимости по этим данным можно восстановить на карте свое местоположение.
    Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера род глубоким снежным покровом, почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отображаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование.
    Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям. При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу, а на боевой машине - по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие, площадные и линейные ориентиры.
    Требования к топографическому ориентированию
    В боевой обстановке от командиров требуется не только уметь самим быстро и точно ориентироваться на местности, но и обеспечивать ориентирование личного состава подчиненных подразделений.
    Топографическое ориентирование предшествует тактическому ориентированию и является важным первичным этапом работы командира при организации боевых действий на местности. Топографическое ориентирование способствует быстрому и правильному уяснению подчиненными местоположения ориентиров, целей, рубежей и своих боевых задач.
    Ориентируя командиров подчиненных и приданных подразделений на рекогносцировке, вначале объявляют время, указывают на местности сторону горизонта в направлении действий или на север по какому-либо местному предмету, называют квадрат координатной сетки карты, в котором находятся, указывают свою точку стояния относительно ближайшего ориентира, обозначенного на карте. Затем указывают направления на окружающие местные предметы в радиусе 10-15 км (наблюдаемые и ненаблюдаемые) и расстояния до них. Направления указывают относительно своего положения лицом в сторону противника (справа, прямо, слева или по сторонам горизонта), время - местное или оперативное, не кодированное наименование объектов - по карте. После этого назначают справа налево и в сторону противника ориентиры и показывают на местности линию соприкосновения своих войск и войск противника или рубежи, на которые вышли свои подразделения и войска противника.
    Выбор и использование ориентиров. В качестве ориентиров выбирают хорошо наблюдаемые местные предметы и формы рельефа. Количество ориентиров должно быть небольшим (4-7), Один из ориентиров назначается обычно в направлении наступления или в центре полосы. Все ориентиры, назначенные старшим командиром, обязательны для подчиненных, их номера не изменяются. В ходе наступления по мере продвижения вперед выбираются новые ориентиры. Для удобства запоминания и отыскания на местности ориентирам обычно присваивают условные названия.
    При действиях ночью, в пустыне и других условиях, сложных для ориентирования, средствами старшего командира осуществляются постановка искусстве
    венных ориентиров и обозначение маршрутов движения специальными указателями. Направление действий подразделений обозначают при благоприятных погодных условиях створами факелов светящихся бомб, периодическим включением прожекторов, стрельбой трассирующими снарядами (пулями), а в отдельных случаях и созданием в глубине обороны противника пожаров.
    В бою при передаче команд по радио номера ориентиров и условные наименования местных предметов передаются открытым текстом. Относительно ориентиров указывают и другие объекты местности и цели.
    В условиях, сложных для ориентирования, командиры подразделений используют для выдерживания подразделениями направления движения специально подготовленных солдат (азимутчиков). В ходе боя азимутчики находятся при командирах и наблюдают за выдерживанием направления наступления (марша) и местоположением своих подразделений.

    В прошлой статье мы рассказали о том, как ориентироваться по звездам . В этой же рассмотрим, как ориентироваться топографическим картам. Рельеф, как правило, является базовым ориентиром для определения собственного месторасположения на местности. Основные объекты ландшафта, такие как горы, холмы, низины или водоемы, могут послужить отправной точкой в желании определить верное направление дальнейшего движения, имея на руках топографическую карту.

    В картографии различают формы рельефа в зависимости от их размеров.

    • Макрорельеф - крупные природные объекты высотой (или глубиной) до нескольких сот или тысяч метров.
    • Мезорельеф - средние формы рельефа с колебанием вершин до нескольких десятков метров.
    • Микрорельеф - несколько метров в высоту - максимальная величина.
    • Нанорельф - незначительные рельефные образования высотой/глубиной несколько сантиметров (борозды, промоины, кочки и т. п.).

    Формы рельефа бывают также положительными (холмы, горы) и отрицательными (долины, впадины). На топографических картах они обозначаются следующим образом: мысленно представляем себе гору, рассеченную горизонтальными плоскостями. Переносим то, что мы себе представили, на бумагу, и обозначаем это в виде замкнутых кривых линий, повторяющих форму основания горы, далее нескольких ее частей посередине и таким образом, доходим до вершины.

    Топография

    Таким же способом обозначаем и впадины. А чтобы мы смогли отличить на карте овраг от холма, проставляем на изображении объекта рельефа короткие черточки (бергштрихи). Если чёрточки направлены наружу области, заключенной в замкнутую кривую, это возвышенность, если внутрь, то, соответственно, наоборот.

    Что касается определения по карте других элементов ландшафта, таких как реки, дороги и т. п., здесь все намного понятнее. Каким образом ориентироваться по топографической карте по рельефу? Для начала ищем на карте изображение рельефного образования и, внимательно осмотревшись по сторонам, находим этот объект в пределах видимости в режиме реального времени.

    Учтите то, где именно вы находитесь относительно искомого объекта, и, глядя на карту, сможете верно построить нужное направление.

    По засечкам

    Если направление вашего передвижения идет параллельно какому-то протяженному объекту, таким, как дорога или линия электропередач, отмечайте, что находится по сторонам вашего пути. Чтобы все получилось правильно, карту нужно ориентировать по тому же направлению, которое совпадает с вашим.

    Вдалеке выбираем рельефное образование или рукотворное сооружение. Его же отмечаем на карте. Далее, кладем линейку и ставим карандаш на избранный ориентир и поворачиваем линейку вокруг его изображения, пока ее направление не совпадет с направлением на выбранный объект. Место пересечения дороги с линейкой – это точка стояния.

    Если ваш путь пролегает через местность, не помеченную на карте какими-то протяженными объектами, и точку стояния вычислить очень и очень сложно, выбираем на карте и местности два-три ориентира. Далее подобным же описанному выше способом, чертим направления на каждый из приглянувшихся ориентиров по линейке. Место пересечения данных линий и есть точка стояния.

    Промером расстояний

    Что это значит? Все очень просто, на самом деле. Этот способ означает то, что вам надо будет измерить парами шагов то расстояние, которое вы прошли или проехали (тогда спидометр вам в помощь) от ближайшего ориентира до точки, где вы сейчас находитесь. И далее, учитывая особенности масштаба карты, отложить вычисленное расстояние на карте в искомом направлении.

    В движении на местности

    В чем цель ориентирования в движении? Казалось бы – постой на месте, отдохни, оцени обстановку. Потому что суть ориентирования в движении – это визуальное фиксирование ближайших ориентиров.

    Данный метод заключается в следовании разработанному маршруту и постоянном фиксировании мысленно и графически своего месторасположения на карте. Засечками – если это пеший поход, и использования спидометра для этой цели – если вы движетесь на транспорте. Чтобы правильно ориентироваться в движении, надо прежде всего грамотно подойти к вопросу выбора масштаба используемой карты.

    Но это не единственный фактор, влияющий на успешный исход вашего турпохода. Прежде чем отправиться в рискованное путешествие, тщательно продумайте ваш маршрут, изучите местность, по которой вам предстоит передвигаться. Используйте карту среднего масштаба, где хорошо видны основные ориентиры как природные, так и нет.

    Имейте в виду, что при передвижении на машине, за минуту можно преодолеть расстояние от 800 метров. На этом промежутке пути может находиться множество примечательных ориентиров, но мозг просто не успеет обработать такой поток информации за столь короткий промежуток времени.

    Прокладывайте ваш маршрут вдоль трасс и шоссе, которые явно отображены на топографической карте. Запоминая окружающие ориентиры и, сопоставляя их, опять же, с тем, что изображено на карте, вы легко найдете выход к ним, если вдруг отклонитесь от намеченного направления и потеряетесь в лесу.Если в ближайшей видимости нет асфальтированной дороги, используйте грунтовую.

    Но учтите. что в ненастную погоду ее размывает, и тракт может легко слиться с окружающим ландшафтом, превратив землю в коричневое грязевое месиво.

    Маршрут обозначьте на карте четко выделенной линией. Ориентиры отмечайте там же каждые пять-семь километров. Обведите их в кружок, подпишите, но так, чтобы обозначение не закрывало другие объекты. Если вы путешествуете не по совсем дикой местности, ориентируйтесь на блага цивилизации: мосты, переезды, населенные пункты, в конце концов.

    Карту во время передвижения держите направлением по ходу вашего пути. При повороте в дороге поворачивается и карта. Можно с уверенностью сказать, что вы потерялись, если в поле вашего зрения нет ни одного ориентира, хоть отдаленно напоминающего то, куда вы вообще планировали двигаться.

    В таком случае помогут навыки определения сторон света. На карте всегда указано их расположение. В зависимости от результатов ваших вычислений, ориентируется и карта. Если у вас под рукой еще и компас, найти верное направление не составит труда. А далее, пользуясь линейными ориентирами и опираясь на ваши знания, ищем точку стояния.

    Ориентирование на местности включает в себя определение своего местоположения относительно сторон горизонта и выделяющихся объектов местности, ориентиров, выдерживание заданного или выбранного направления движения и уяснение положения на местности ориентиров, рубежей, и других объектов.

    Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, часов, по небесным светилам и местным предметам, по различным признакам.

    Ориентирование на местности в большинстве случаев может производится:

    1. По карте.
    2. С помощью компаса.
    3. С помощью часов.
    4. По небесным светилам.
    5. По местным предметам.
    6. По различным признакам.

    Ориентирование на местности с помощью карты.

    По карте можно определить свое местонахождение, выбрать путь движения с учетом соблюдения маскировки и преодоления возможных препятствий, а также заранее измерить азимуты для движения по бездорожью и в условиях ограниченной видимости. Чтобы ориентироваться по карте на местности, надо прежде всего сориентировать карту и определить точку своего стояния. Для ориентирования карты применяются следующие способы.

    Ориентирование карты по линиям местности.

    В этом случае необходимо выйти на дорогу, просеку, берег реки или другую линию. Отыскать ее на карте и затем поворачивать карту до тех пор, пока направление дороги (линии) на карте не совпадет с направлением дороги (линии) на местности. Затем проверить, чтобы предметы, расположенные справа и слева от дороги (линии), на местности находились с тех же сторон, что и на карте.

    Ориентирование карты по компасу.

    Применяется преимущественно на местности, затруднительной для ориентирования (в лесу, в пустыне, в тундре), а также при плохой видимости. В этих условиях компасом определяют направление на север, а затем карту поворачивают (направляют) верхней стороной рамки в сторону севера так, чтобы вертикальная линия координатной сетки карты совпадала с продольной осью магнитной стрелки компаса.

    Карту по компасу можно ориентировать более точно с учетом склонения магнитной стрелки. Для этого нужно дополнительно повернуть ее так, чтобы северный конец магнитной стрелки отклонился от штриха 0 градусов шкалы компаса на величину поправки направления, указанную в левом нижнем углу данного листа карты. Следует помнить, что компасом нельзя пользоваться вблизи железных предметов, боевой техники и линий электропередачи, так как они вызывают отклонение магнитной стрелки.

    Определение по карте точки своего стояния на местности.

    Определить на карте точку своего стояния легче, когда находишься на местности рядом с ориентиром или местным предметом), изображенным на карте. В этом случае расположение условного знака будет совпадать с точкой стояния. Если в точке стояния на местности таких ориентиров нет, то ее можно определить одним из следующих способов.

    Для этого необходимо ориентировать карту и опознать на ней и соответственно на местности 1-2 местных предмета, определить глазомерно свое местонахождение на местности относительно этих предметов и наметить также глазомерно свою точку стояния на карте.

    Ориентирование на местности и определение точки стояния промером расстояний.

    Двигаясь по дороге, по просеке в лесу или другой линии на местности, обозначенной на карте, замерить парами шагов или по спидометру машины пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь отложить измеренное, пройденное, расстояние по масштабу на карте в нужном направлении.

    Ориентирование на местности и определение точки стояния засечками по боковому ориентиру.

    При движении по дороге, по просеке, вдоль телеграфной линии, свое местонахождение можно определить по местным предметам или ориентирам, расположенным по сторонам дороги. Для этого надо ориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир.

    Затем приложить линейку или карандаш к выбранному ориентиру на карте и не сбивая ориентировки карты, поворачивать линейку вокруг условного знака ориентира до тех пор, пока ее направление не совпадет с направлением на ориентир. То место, где линейка пересечет дорогу, и будет точкой стояния.

    При по бездорожью, когда точка стояния ничем не обозначена на карте, ее можно определить обратной засечкой по двум-трем направлениям. Для этого надо выбрать на карте и на местности 2-3 ориентира. Затем ориентировать карту по компасу и аналогично предыдущему способу провизировать и прочертить по линейке направления на каждый из выбранных ориентиров. Место пересечения прочерченных линий и будет точкой стояния.

    Такое ориентирование заключается в определении сторон горизонта, направлений на север, восток, юг, запад, и своего местонахождения на местности относительно назначенных или выбранных ориентиров и применяется обычно на ограниченной территории. При определении сторон горизонта по компасу ему придается горизонтальное положение, тормоз стрелки освобождается. После прекращения колебаний ее светящийся конец укажет направление на север.

    Для определения сторон горизонта по Солнцу и часам необходимо встать лицом к Солнцу. Положить часы, показывающие местное время так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Линия, делящая угол между часовой стрелкой и направлением на цифру «1» по зимнему времени или на «2» по летнему времени (только для территории СНГ) пополам, покажет направление на юг. По Полярной звезде, которая всегда находится на севере, стороны горизонта определяют как показано на рисунке выше.

    Ориентирование на местности по Луне и часам.

    По Луне и часам ориентируются, когда плохо просматривается звездное небо. В полнолуние стороны горизонта можно определить по Луне с помощью часов так же, как и по Солнцу. Если Луна неполная, прибывает или убывает, то нужно:

    1. Разделить на глаз радиус диска Луны на шесть равных частей, определить, сколько таких частей содержится в поперечнике видимого серпа Луны, и заметить по часам время.

    2. Из этого времени вычесть, если Луна прибывает, или прибавить, если Луна убывает, столько частей, сколько содержится в поперечнике видимого серпа Луны. Чтобы не ошибиться, когда брать разность, а когда сумму, можно воспользоваться способом показанным на рисунке ниже. Полученная сумма или разность покажет час, когда в том направлении, где находится Луна, будет находиться Солнце.

    3. Направить на Луну то место на циферблате часов, которое соответствует полученному после сложения или вычитания времени. Биссектриса угла между направлением на Луну и на час (по зимнему времени) или на два часа (по летнему времени) покажет направление на юг.

    Ориентирование на местности и определение сторон горизонта по местным предметам.

    Определение сторон горизонта по местным предметам весьма не точно, а иногда бывает вообще ошибочно . Поэтому его надо обязательно производит только в сочетании с другими способами. В основе ориентирования по местным предметам лежит знание следующих признаков.

    — Кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и эластичнее, у светлее — на южной.
    — У сосны вторичная, бурая, потрескавшаяся кора на северной стороне ствола поднимается выше, чем на южной.
    — На деревьях хвойных пород смола более обильно накапливается с южной стороны.
    — Годовые кольца на свежих пнях деревьев расположены гуще с северной стороны.
    — С северной стороны деревья, камни, деревянные, черепичные и шиферные кровли раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками.

    — Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, кроме того, южный скат муравейни­ков как правило пологий, северный — крутой.
    — Ягоды и фрукты раньше краснеют (желтеют) с южной стороны.
    — Летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны, что можно определить на ощупь.
    — У отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны.
    — Снег быстрее подтаивает на южных склонах, в результате подтаивания на снегу образуются зазубрины (шипы), направленные на юг.
    — Алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.
    — Приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

    По материалам книги «Учебник сержанта войсковой разведки».
    1989 г.