Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Музыкальные подвижные игры в доу. Музыкально-дидактические игры на ритм, старшая группа. Игры для развития тембрового

    Музыкальные подвижные игры в доу. Музыкально-дидактические игры на ритм, старшая группа. Игры для развития тембрового

    Психологами давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрослые, поэтому способны улавливать различные подробности музыкальных произведений. Но специальные занятия по приобщению к этому виду искусства предусмотрены в детском саду только дважды в неделю: там большей частью происходит обучение вокальным навыкам и основным ритмическим движениям. Поэтому ребятам обязательно необходима практика, где они могли бы упражнять усвоенные знания и приобретённые способы действий. В этом малышам могут помочь музыкальные игры. Эта деятельность должна быть неотъемлемой частью не только утренников, но и обычных занятий, режимных моментов и просто свободного времени.

    Значение музыкальной игры для дошкольника

    Задача любого дошкольного учреждения - создать самые благоприятные условия для раскрытия личности ребёнка. Музыкальные игры в этом плане имеют особое значение, поскольку решают одновременно множество задач:

    1. Отрабатывают вокальные и ритмические навыки, развивают эстетический вкус. В ходе игры дошкольник выполняет разного рода задания, действия его направлены на процесс узнавания мелодии, определение её характера. И музыкальная игра в отличие от обычного танца стимулирует детей слушать мелодию внимательно и сознательно, согласовывая свои движения с началом и окончанием композиции. Помимо этого, музыкальные игры закрепляют знание детьми .
    2. Развивают у малыша быстроту реакции, активизируют чувства, воображение, образное мышление. Ведь в подобных играх действия обычно эмоционально окрашены, здесь имеют большое значение мимика, жестикуляция, интонация.
    3. Развивают внимание, память, умение ориентироваться в пространстве, контролировать движения собственного тела.
    4. Улучшают настроение, способствуют социализации детей, позволяют преодолеть индивидуальные психологические проблемы. Эта деятельность позволяет увлечь слишком активных дошкольников, имеющих проблемы с дисциплиной, и раскрепостить чересчур застенчивых детей, повысить их контактность. Музыкальные игры способствуют адаптации в новом коллективе.
    5. Имеют оздоровительное значение. Прежде всего, это укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, становление правильной артикуляции, общей и мелкой моторики. Танцевальные движения позволяют эффективно снимать эмоциональное и мышечное напряжение.

    Музыкальные игры, действительно, очень способствуют снятию напряжённости и раскрепощению дошкольников. В педагогической практике автора данной статьи была одна стеснительная девочка, которая практически не отвечала на занятиях, было сдержана в общении с одногруппниками. Но однажды я организовала с дошкольниками (на тот момент это была средняя группа) музыкальную игру «Тётя Весельчак», она очень динамичная и забавная. Так вот, эта девочка так раскрепостилась, так эмоционально выплясывала, что я на неё взглянула совсем другими глазами.

    Музыкальные игры сопосбствуют раскрепощению малышей, более быстрой адаптации их в детском коллективе

    Приёмы организации музыкальной игры в разном дошкольном возрасте

    В раннем дошкольном возрасте (2–3 года) музыкальные игры носят ознакомительный характер. Они простые, подвижные, хороводные, совершенно не осложнённые теорией (например, воспитатель ходит с малышами под музыку «паровозиком», инсценирует коротенькую песенку или водит хоровод с очень простыми действиями).

    Во второй младшей группе (3–4 года) дети уже знакомятся с простейшими музыкальными инструментами, учатся элементарно характеризовать мелодии (высокие и грустные, тихие и громкие, медленные и быстрые), осваивают некоторые танцевальные движения. Исходя из этого, и строятся музыкальные игры, например, «Птички и птенчики», «Отгадай, на чём я играю», «Какой колокольчик звенит?». При этом воспитатель активно использует жесты (низкие звуки - держит руки на животе, средние - соответственно, на груди и высокие - возле головы), картинки (бодрая музыка - изображение марширующих ребят, спокойная - спящих), игрушки (аналогично показывает, как кукла шагает или спит).

    В младшей группе усложняются подвижные игры: малыши должны выполнить движения согласно темпу музыки. Музыкальные атрибуты также начинают включаться в сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

    Во второй младшей группе малыши уже способны выполнять движения в соответствии с темпом музыки

    Воспитанники среднего звена (4–5 лет) уже имеют определённый музыкальный опыт, поэтому к вышеуказанным играм добавляются самостоятельные действия с дидактическими материалами (к примеру, «Озвучь инструмент на картинке»). Воспитатель должен создавать дошкольникам среду для самостоятельной деятельности - предлагать им настольно-печатные пособия: например, музыкальное лото или домино.

    Воспитанники средней группы обычно с удовольствием играют в домино, в том числе музыкальное

    Более успешно проходят игры из серии «Спокойное музицирование» на определение характера музыки. Однако музыкальные подвижные игры с правилами ещё вызывают затруднение. Некоторым малышам сложно сориентироваться, они запаздывают, начинают двигаться лишь после своих товарищей, не могут выдержать долгих пауз (убегают на место). Это обусловлено особенностями развития нервной системы, либо ребёнок часто болеет и редко посещает детский сад. К таким ребятам необходим индивидуальный подход. К примеру, педагог подсказывает: «Когда музыка станет громкой, будет танцевать Саша, а когда тихой - Катя».

    Хороводные игры с дошкольниками пятого года жизни уже не вызывают затруднений. Исключением могут стать лишь игры на определение силы звучания: чем тише музыка, тем медленнее нужно идти в хороводе.

    Музыкальные же игры для старших дошкольников становятся уже более сложными и разнообразными. Дети шестого года жизни уже вполне самостоятельно занимаются с дидактическими пособиями, а будущие школьники (6–7 лет) споосбны даже проводить без педагога небольшим коллективом подвижные и хороводные игры, сами подбирая необходимые атрибуты. Исключением опять-таки будут недостаточно усидчивые ребята, с неуравновешенной психикой либо часто болеющие.

    Воспитанники подготовительной группы уже могут самостоятельно организовать хороводную игру

    Некоторые активные дети (лидеры по натуре) любят брать на себя роль педагога, проводят подвижные игры, однако, чересчур увлекаясь, они, иногда

    (на развитие музыкальной памяти, песенного творчества, знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление знакомого музыкального материала)

    Цель: формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.

    Материал и оборудование: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на части карточка.

    Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки для исполнения роли почтальона:

    Я - веселый почтальон, приношу я письма в дом!

    Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

    Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.

    Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное.

    В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

    Маленький композитор

    (дидактическая игра на развитие образного мышления, творческих способностей в вокальной деятельности, звуковысотного слуха, по закреплению знаний о длительности музыкальных звуков)

    Цель: развития умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.

    Материал и оборудование: фланелеграф, большие и маленькие карточки.

    Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает долгий звук, маленькая - короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя слово «цветок».

    Когда дети хорошо усвоят длительности звуков, музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко и низко.

    В игре могут использоваться любые карточки: листья, рыбки, птички, ягоды, грибы, зверята и т.д.

    Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубик»

    (на развитие музыкально-сенсорных способностей)

    Цель: формирование умения выделять в песне составные части: музыка вступления, количество куплетов, музыка заключения, запев, припев, ; развивать умение отображать карточкой эмоциональное настроение музыкального материала.

    Материал и оборудование: фланелеграф, разноцветные квадратики, эмблемы.

    Музыкальный руководитель показывает детям разноцветные квадратики и говорит: «Эти квадратики-карточки необычные, с ними можно поиграть, раскладывая их на фланелеграфе. Сейчас я вам расскажу, что они обозначают». Затем знакомит детей с эмблемами, отображающими составные части в песне, динамические оттенки, виды музыкальной деятельности, эмоциональное настроение человека. Объясняет, как можно применять эти квадратики-карточки, рассказывая про песню или про музыкальное произведение.

    Педагог предлагает детям вспомнить знакомую песню и спеть её. После этого они с помощью взрослого определяют части в песне, её динамическое звучание, эмоциональное настроение, выкладывая на фланелеграфе соответствующие карточки-квадратики.

    Сколько нас поёт?

    (дидактическая игра на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

    Цель: , используемых в исполнительской музыкальной деятельности.

    Материал: кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом.

    Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого - карточки с изображением певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.

    Предлагает кому-нибудь из детей прокатить кубик. Как только кубик остановится, посмотреть, какая карточка будет наверху, таким составом и необходимо исполнить знакомую песню по выбору детей.

    Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движении»

    (на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров)

    Цель: , передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

    Материал: кубик с характерными карточками.

    Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

    Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.

    Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности.

    Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

    (на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

    Цель : развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

    Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

    Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

    Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

    Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

    Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

    Музыкальные сказки

    (на закрепление знакомого музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

    Цель: развитие умения детей сопоставлять, характеризовать, анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

    Музыкальный руководитель показывает детям большую красочную книгу и говорит: « Это книга сказок! Но сказки в ней все музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие - песни петь, а третьи - играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и всё увидим! На первой страничке живёт сказка про Золушку». Показывает страничку с изображением Золушки.

    Музыкальный руководитель: «Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную? Какое у неё сегодня настроение?».

    Дети слушают музыкальную пьесу П. Чайковского «Старинная французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

    Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной деятельности.

    Телевичок

    (дидактическая игра на закрепление выученного музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

    Цель: для запоминания выученного музыкального материала, творческих способностей детей для артистичного исполнения музыкального номера.

    Материал и оборудование: маленький телевизор, карточка с изображением музыкального материала.

    Музыкальный руководитель показывает детям маленький телевизор и говорит: «Это телевизор для маленьких детей, поэтому он называется телевичок. Сегодня по нашему телевичку мы посмотрим детские музыкальные передачи. Мы не только будем смотреть, но и сами поучаствуем в этих передачах».

    Педагог вставляет в телевизор заставку-карточку с изображением нужного музыкального материала. Дети рассматривают карточку (например, дети танцуют). Музыкальный руководитель говорит: « По телевизору идёт передача «Будем танцевать!» Мы, ребята, будем не просто зрители, мы тоже потанцуем!» Дети исполняют знакомый танец.

    Эта игра может быть использована по всем видам музыкальной деятельности как со знакомым музыкальным материалом, так и во время знакомства с новым музыкальным материалом.

    Музыкальные подвижные театрализованные игры для детей старшего дошкольного возраста


    Холодная Ирина Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 191»

    Описание материала:
    Предлагаю Вашему вниманию авторские музыкальные театрализованные игры для дошкольников. Возраст 5-7 лет. Использование музыкальных игр с озвучкой позволяет максимально сократить процесс разучивания - до одного занятия, и сделать возможным применять игру в группе или на прогулке при наличии МП3 плеера.
    Оборудование: Атрибуты к играм, шапочки-ободки.
    Подготовительный этап: прослушивание игры, краткое объяснение.

    1.Игра "Дирижер" (замри)
    Автор И. Холодная
    Задачи: Учить детей ритмично двигаться, ритмично аккомпанируя себе на шумовых музыкальных инструментах. Закреплять умение чётко реагировать на смену музыкальных фрагментов. Развивать двигательную координацию, согласовывая свои движения с движениями ведущего.
    Атрибуты: дирижерская палочка.
    Ход игры:
    Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
    «Мы в «замри» играть все любим, будем прыгать и скакать
    Дирижер сегодня будет всем нам палочкой махать.
    На него мы поглядим и движенья повторим
    1-2-3 – замри!»
    Дирижер – ребенок с дирижерской палочкой в сторонке дирижирует. Дети двигаются произвольно, стучат в такт музыке шумовыми муз. инструментами.
    На слово «замри» Дирижер сам замирает, показывая позу детям. Дети повторяют позу Дирижера. Далее Дирижер выбирает понравившегося ребенка, передает дирижерскую палочку. Игра повторяется.

    2. Игра "Принцессы и драконы"
    Автор И. Холодная
    Задачи: Развивать выразительность музыкально-игровых образов. Согласовывать движения с характером музыкального фрагмента.
    Атрибуты: Ленточки
    Ход игры: Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия.
    «Драконы большими шагами шагают
    Огромные крылья свои распускают
    Принцессы драконов совсем не боятся
    Заставят Драконов себе подчиняться!
    Принцесса ленточкой взмахнет –
    Дракон, как каменный, замрет!»
    Девочки – Принцессы с ленточками в руках стоят в четырех углах зала.
    Мальчики – Драконы шагают высоким шагом, машут руками.
    До какого Дракона принцесса ленточкой дотронется, тот замирает.
    Далее Принцессы считают пойманных драконов.

    3. Игра Колпачок и палочка
    Автор И. Холодная
    Задачи: Совершенствовать лёгкий танцевальный бег по кругу. Развивать слуховое внимание и чувство ритма.
    Атрибуты: Колпачок, палочка.
    Ход игры:

    "На носочках друг за другом мы бежим веселым кругом
    Будет палочка стучать, а ладошки повторять
    И обратно друг за другом мы бежим веселым кругом,
    Палочка, ты не молчи! Ритмы четко простучи!"
    Дети стоят в кругу. В центре круга Водящий с палочкой, достающей до пола и в ярком колпачке, закрывающем глаза ребенка.
    1.Дети легко на носочках бегут по кругу в одну и другую сторону. Водящий стоит.
    2.Водящий отстукивает ритм палочкой по полу, дети одновременно хлопают в ладоши.
    3.Дети два раза хлопают и говорят «Повернись!»
    Водящий прыжком, опираясь на палочку, поворачивается на 180 %, и так 3 раза, когда дети говорят «Покажи!», водящий поднимает двумя руками перпендикулярно палочку, указывая на какого – либо ребенка. Поскольку колпачок закрывает глазки, водящий не видит на кого показывает, игра приобретает достаточный интерес у детей.
    Ребенок, на которого указала палочка выходит. Сам, или с помощью педагога снимает колпачок, затем берет палочку, становится Водящим. Игра повторяется.

    4.Летчики, на аэродром!
    Авторская компиляция игры М. Раухвергера.
    Задачи: учить ориентироваться в пространстве, используя различные виды имитационных движений; развивать знания о странах и континентах, совершенствовать коммуникативные навыки; способствовать созданию положительного эмоционального фона в детском коллективе
    Ход игры:
    Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
    1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
    2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
    3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
    4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
    5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

    5. Игра "Маленькая Фея"
    Автор И. Холодная
    Задачи: Выразительно передавать характер музыки. Учить творчески использовать знакомые танцевальные движения.
    Атрибуты: Цветок, шапочка Феи
    Ход игры:
    Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
    «Маленькая Фея кружится, танцует!
    Веточкой чудесной волшебство рисует!
    Кому на плечо цветок упадет,
    Тот с Феей в кружок танцевать пойдет!
    Что же, Феечка, давай!
    Ребятишек выбирай!»
    Девочка - «Фея» с цветком импровизирует под музыку, на окончание дотрагивается цветком до сидящих или стоящих в кругу детей, выбранные дети танцуют вместе с Феей. Далее выбирается новая Фея.

    Игра "Найди гриб " (Любая 2-х частная музыка)

    Тарелочки с изображением грибов можно разбросать по залу.

    На 1 часть музыки дети идут спокойным шагом врассыпную. «Мы по лесу пойдём … (белый гриб, волнушку, сыроежку, опенок, подосиновик, подберёзовик) найдём». 2 часть быстрая – найти нужный гриб.

    Игра «Солнышко»

    (вариант игры «Кто скорее соберётся в кружок»)

    Дети делятся на 4 команды. Выбирают ведущего – Солнышко. В его руках 4 разноцветных обруча. Ведущий под песню раскладывает обручи. Все - в одном хороводе. На 1 часть идут и поют песню.

    Солнышко, солнышко,

    Погуляй у речки,

    Солнышко, солнышко,

    Раскидай колечки!

    Мы колечки соберем,

    Золоченые возьмем,

    Покатаем, поиграем

    И тебе назад вернем!

    На 2 часть разбегаются врассыпную. С окончанием музыки поднять каждой команде обруч своего цвета. Кто быстрее, тот и победил.

    догонялка

    И.П. встают в 2 круга (дети, грибы)

    Вот грибочки на полянке

    Дружно, весело растут.

    Это вовсе не поганки,

    Мухоморов нет уж тут.

    Это рыжики, маслята,

    Вот волнушки, белый гриб,

    Подходи скорей, ребята,

    Набирай в корзину их.

    проигрыш

    Подождите, не спешите

    Дайте слово нам сказать.

    Вы похлопайте в ладоши,

    Мы хотим потанцевать!

    проигрыш

    догоняют....грибы детей...или....дети грибов

    Паучок и мушки . Муз Смрновой, сл. Бондаренко

    1. Кто повесил гамачок на ветвях осинки?

    Это хитрый паучок тянет паутинки.

    Плетёт паук, хлопочет,

    Да в сеть никто не хочет.

    Напрасно он поёт,

    напрасно он зовёт…

    Что-то с самого утра

    Отощало брюшко.

    Прилетайте, комары,

    Прилетайте, мушки.

    Прилетайте налегке,

    Отдохните в гамаке.

    Я вам песенку спою,

    Убаю-ка-ю!

    2. Все боятся паука,

    И на всякий случай,

    Слушают издалека

    Песенки паучьи.

    Плетёт паук, хлопочет,

    Да в сеть никто не хочет.

    Напрасно он поёт,

    Игра «Фантики» Вихаревой

    по типу «найди свою пару».

    В центре хоровода педагог, у него на подносе фантики (по паре)

    Дети в хороводе поют:

    Собирайте фантики для игры,

    Фантики красивые нам нужны.

    Будем, будем в фантики мы играть,

    И друзей по фантикам выбирать.

    После берут с подноса любой фантик и отбегают, ищут похожий фантик у других игроков. Кто быстрее найдёт свою пару, тот и победил.

    Дети складывают фантики на поднос, педагог смешивает.

    Игра с валенком

    Дети стоят в кругу и поют. Ведущий-ребенок идет за кругом. По окончании песенки он останавливается, ставит валенок между двух игроков.

    - Предлагаю вам игру: с валенком к друзьям иду.

    С ветром наперегонки – ты, дружочка, обгони!

    Дети говорят хором.

    - Эй, приятель, не зевай! Первым валенок хватай!

    По окончании фразы игроки бегут в противоположные стороны навстречу друг другу под любую подвижную музыку по выбору музыкального руководителя. Кто первый возьмет валенок, тот и становится ведущим.

    Игра с зонтиком. Горьковец.

    Дети стоят в хороводе. В центре ведущий с зонтом.

    Дети поют:

    Вышли дети погулять,

    Что-то солнца не видать.

    Тучи собираются,

    Дождик начинается!

    Ваня (имя ведущего) зонтик открывай -

    нас от дождика спасай!

    Ведущий подходит к любой паре детей и протягивает над ними зонт. Эта пара поворачивается друг другу спиной и бегут в противоположные стороны, обегают круг, кто скорее взял зонт – тот и становится ведущим.

    Игра-повторялка «Домовой» Картушиной

    Дети водят хоровод вокруг «Домового» .

    Дедушка Домовой,

    Мы пришли играть с тобой.

    Что умеешь делать ты,

    Нам скорее покажи.

    А мы будем повторять

    И отгадывать.

    «Домовой» выполняет движения, показывая, как варит кашу, гладит котёнка, чешет бороду, и т.д. Дети повторяют движения и отгадывают, что делал домовой.

    Игра-ловишка «Совушка-Сова» Картушина, Штейн.

    Дети встают вокруг «Совы» и вместе с ней выполняют движения под текст.

    Совушка-сова,

    Большая голова,

    На пеньке сидит,

    Головой вертит.

    Глазками хлоп-хлоп!

    Крыльями шлёп-шлёп!

    Совушка-совушка,

    Большая головушка,

    Где ты живала?


    Где ты бывала?


    Живала я, совушка,

    Большая головушка,

    В темных лесищах,

    В глубоких дуплищах.

    Мышек, птичек видала,

    Ночью всех догоняла.

    Качают головой вправо-влево.

    Прижимают ладони к щекам.

    Полуприсед, руки отводят назад.

    В таком положении поворачивают голову вправо-влево.

    Выпрямляются, сжимают и разжимают пальцы в кулаки.

    2 раза хлопают ладонями по бокам.

    Качают головой.

    Прижимают ладони к щекам.

    Отводят в сторону П.Р. и ставят её на пояс.

    Отводят в сторону Л.Р. и ставят её на пояс.

    Поёт Сова, дети выполняют «пружинку».

    Сова поднимает руки вверх.

    Соединяет руки перед собой.

    Приставляет к глазам «бинокль».

    Топает ногами.


    Хороводная игра «Теремок».

    (Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)

    Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).

    Дети идут по кругу и поют:

    Вот по полю, полю, Мышка бежит

    (Мышка бежит за кругом)

    У дверей остановилась и стучит:

    (Дети останавливаются)

    Мышка:

    Кто, кто в теремочке живет?

    Кто, кто в невысоком живет?

    (Мышка стучит, поет, вбегает в круг).

    Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:

    Стоит в поле теремок, теремок,

    Он не низок, не высок, не высок.

    Вот по полю, Лягушка бежит,

    (Лягушка прыгает за кругом)

    У дверей остановилась и стучит:

    (Дети останавливаются)

    Лягушка:

    Кто, кто в теремочке живет?

    Кто, кто в невысоком живет?

    (Лягушка стучит и поет)

    Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?

    Лягушка: Я Лягушка-квакушка!

    Мышка: Иди ко мне жить!

    (Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит)

    Игра "Шатёр" . Муз "Как под яблонькой" народная

    Вариант игры "Кто быстрее соберётся в кружок".

    Участники игры делятся на 3-4 группы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу вокруг своего стула и поют:

    Мы весёлые ребята.

    Соберёмся все в кружок,

    Поиграем и попляшем,

    И помчимся на лужок.

    С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает та группа, которая построит первой построит шатёр.

    Старшая группа

    1. Три цветка

    2. Три медведя

    3. Сладкий колпачок

    4. День рождения

    5. Удивительный светофор

    6. Вот так, зайцы

    7. Весёлые подружки

    8. Глашенька учит танцевать

    9. Цветик-семицветик

    10. Воздушные шары

    11. Домик-крошечка

    1. ТРИ ЦВЕТКА

    Игровой материал

    Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое), изображаю-щих три типа характера музыки:

    Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);

    Грустная, жалобная;

    Веселая, радостная, плясовая, задорная.

    Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звез-дочки и т. д.

    Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.

    Ход игры

    I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музы-ки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызван-ный ребенок говорит его название и имя композитора.

    II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

    2. ТРИ МЕДВЕДЯ

    Дидактическая игра для развития чувства ритма

    Игровой материал

    Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, рас-крашенные в русском стиле,— Михаила Потапыча, Настасьи Петровны, Мишутки.

    Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказ-ку «Три медведя»? {Дети отвечают.)

    В последней комнате Машенька легла на минуточку в кро-ватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто пер-вый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети называют, кто пришел.)

    Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)

    3. СЛАДКИЙ КОЛПАЧОК

    Дидактическая игра на закрепление пройденного музыкального материала

    Игровой материал

    Демонстрационный: колпачки разных цветов по количеству музыкальных номеров и еще один — для конфет, карточки с за-данием (спеть знакомую песню, исполнить танец, хоровод, прочи-тать стихи). На карточках — рисунки по сюжету произведения или текст, который читает взрослый. Конфеты — на каждого ре-бенка.

    Ход игры

    Дети сидят полукругом. По всему залу расставлены колпач-ки. Приходит грустный Петрушка (взрослый или кукла би-ба-бо). Он приготовил детям сладкое угощение, положил под колпачок, а под какой — забыл. Надо этот колпачок обязательно найти! Музыкальный руководитель предлагает Петрушке подойти к любому колпачку (кроме того, где лежит сюрприз), и дети выполняют зада-ние, найденное под ним. Под последним колпачком — угощение. Колпачок с угощением может находиться не только в поле зрения детей, но и быть где-то спрятан. Эту игру можно проводить в дни после праздничных утренников, используя музыкальные номера этих утренников.

    4. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

    Дидактическая игра на определение характера музыки

    Игровой материал

    Демонстрационный: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др.). Небольшой кукольный сто-лик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки-по-дарки для Зайчика.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой сегодня Зайчик необыкновенный, даже праздничный бантик повя-зал. (Зайчик хлопочет по хозяйству, ставя на стол игрушечную посуду.) Я догадалась, у Зайчика сегодня день рождения, и он при-гласил гостей. Вот уже кто-то идет! Я вам сыграю музыку, а вы догадайтесь, кто же первый идет?

    Музыкальный руководитель исполняет произведение, дети выс-казывают свое мнение о характере музыки, узнают музыкальный образ.

    После этого появляется игрушка-«гость» с подарком и дарит его зайчику. Затем игрушку сажают к столу. Таким образом, последова-тельно исполняются все произведения. В конце игры музыкальный руководитель спрашивает детей, что подарят зайчику дети. Это мо-жет быть песенка или танец, знакомые детям.

    5. УДИВИТЕЛЬНЫЙ СВЕТОФОР

    Игровой материал

    Демонстрационный: фланелеграф, большой светофор.

    Раздаточный : карточки на каждого ребенка с изображением светофора и три фишки. Внутри кружочков-фонарей на светофорах дети, выполняющие три действия: спят, маршируют, пляшут.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель (показывает большой све-тофор).

    Вот горит светофор.

    С ним, дружок мой, ты не спорь!

    Что покажет он — узнай,

    А захочешь — выполняй!

    Дети сидят за столами. Перед ними карточки и фишки. Музы-кальный руководитель исполняет произведение, дети закрывают фишкой соответствующий кружок на светофоре. Затем вызванный ребенок показывает нужное изображение на большом светофоре и имитирует действие. Дети называют произведение, определяют ха-рактер музыки.

    Под музыкальные произведения, условно относящиеся к зелено-му сигналу светофора, дети могут передвигаться в пространстве, про-являя свое творчество в движении. Игру можно проводить на музы-кальном занятии или в свободное время.

    6. ВОТ ТАК, ЗАЙЦЫ!

    Дидактическая игра на усвоение характера музыки

    Игровой материал

    Демонстрационный: игровое поле, изображающее лесную поля-ну. Деревья стоят на поляне на подставочках. Их можно поворачи-вать другой стороной, где изображен заяц, спящий или пляшущий. Поляна — лист ватмана, располагающийся на столе или на полу, с нарисованной зеленой травой, грибами, цветами, ягодами и т.д. Де-рево — два контура склеиваются в верхней части, внизу расходят-ся, обеспечивая устойчивость. К одной из сторон дерева снизу при-креплено изображение зайца (см. стр. 37). Аналогично изготавли-вается береза и куст (рисунок поляны на стр. 36).

    Ход игры

    Музыкальный руководитель. Как хорошо летом в лесу на поляне! Светит ласковое солнышко, летают бабочки, мотыль-ки! Прибежали любопытные зайцы и по одному спрятались за деревьями и кустами. Вот хитрецы! Что же они там делают? Сей-час узнаем!

    Педагог играет музыку, дети определяют ее характер. Вызван-ный ребенок заходит за деревья и поворачивает те, где нарисовано соответствующее характеру музыки изображение зайца. Все видят, что делают зайцы: спят или пляшут.

    Задания можно менять: вызванный ребенок по одному повора-чивает деревья и кусты, соответственно этому педагог исполняет музыку. Дети определяют, правильно ли она подобрана. Педагог мо-жет «ошибаться».

    7. ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

    Игровой материал

    Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисо-ванные в русском стиле. Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы раз-ного размера (по типу матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

    Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

    Ход игры

    Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит рус-ская народная мелодия «Светит месяц».

    Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Са-шенька, Иринушка, Маринушка. {Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот так умеет Дашенька!

    Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает дере-вянной подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать детям в руки кубики, палоч-ки, просто отхлопать ритм в ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого до более сложного). Ритмы так-же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

    8. ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ

    Дидактическая игра на развитие чувства ритма

    Игровой материал

    Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле.Она вырезана из фанеры и закреплена на под-ставке, высота ее 65 см. Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

    Ход игры

    Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

    Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я позна-комлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

    Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Мож-но взять в руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей " по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

    9. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

    Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха

    Игровой материал

    Демонстрационный: большой цветок, состоящий из семи лепест-ков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка — рисунки к сюжетам прослушивае-мых произведений по разделу программы «Слушание музыки»

    1. «Кавалерийская» (Д. Б. Кабалевский).

    2. «Клоуны» (Д. Б. Кабалевский).

    3. «Новая кукла» (П. И. Чайковский).

    4. «Болезнь куклы» из цикла «Детский альбом» (П. И. Чайков-ский).

    6. «Шествие гномов» (Э. Григ).

    7. «Дед Мороз» (Р. Шуман).

    Ход игры

    Дети сидят полукругом. Приходит садовник (воспитатель) и при-носит необыкновенный музыкальный цветок. Вызванный ребенок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его обратной стороной и видит рисунок по сюжету музыкального произведения. Если это произведение известно ему, то ребенок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель проигрывает или включает запись. Все дети активно участвуют в определении харак-тера и темпа музыки данного произведения, его жанра.

    Если игра проводится на занятии, то достаточно использовать 2-3 лепестка, а если в свободное время, то все лепестки.

    10. ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

    Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

    Игровой материал

    Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, ко-торый держит в лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

    Раздаточный: карточка и шарики, большие и маленькие, по числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель.

    Медвежонку в магазине

    Много шариков купили —

    Разноцветных разных ярких.

    Был он очень рад подарку,

    Все на шарики смотрел,

    Даже песенку запел.

    (Поет попевку.)

    Мишка шарики купил,

    С ними весело ходил. Вот!

    Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют коли-чество долгих и коротких звуков и выкладывают шариками ритми-ческий рисунок.

    11. ДОМИК-КРОШЕЧКА

    Дидактическая игра на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз

    Игровой материал

    Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка. Рисунок домика увеличивается до необходимого раз-мера, фигурки вырезаются по контуру и раскрашиваются.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель.

    Стоит в поле теремок, теремок.

    Как красив он и высок, да высок.

    По ступенькам мы идем, все идем.

    Свою песенку поем, да поем.

    Приходите в теремок, в теремок,

    Будем печь большой пирог, да пирог.

    С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки.

    Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: «По ступенькам я иду.», затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, — и «заходит» в дом.

    Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начи-нается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

    Персонаж спускается по ступенькам и поет: «По ступенькам вниз иду.», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.