Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Лучшие шахматные программы: движки и оболочки. Шахматные движки (программы) Самая сильная шахматная программа в мире

    Лучшие шахматные программы: движки и оболочки. Шахматные движки (программы) Самая сильная шахматная программа в мире

    Шахматы издревле считались интеллектуальным видом спорта, в котором были задействованы люди с незаурядными способностями. Стоит посмотреть на тех, кто занимает первые места в мировых шахматных рейтингах – это люди с поистине необычным мышлением!

    Тем не менее, развитие математического анализа, точных наук, компьютерной инженерии и программного обеспечения позволило шахматам уйти далеко за пределы человеческого разума в области исчисления компьютерными программами.

    Шахматные движки набирают популярность и не исключено, что в скором будущем они вытеснят настоящие шахматы и соревноваться между собою будут именно создатели программ, а не живые игроки.

    На сегодняшний день существует множество различных алгоритмов. Есть программы, которые подойдут как для компьютеров, так и для портативных устройств, а есть движки, созданные специально для смартфонов.

    Многообразие движков

    Каждый из шахматных движков уникален по-своему. Но стоит говорить не только о лидерах и фаворитах, таких как Comodo , Rybka , Stockfish , но и о других, менее популярных программах с не таким высоким рейтингом, как у выше перечисленных. Вообще существуют шахматные движки с апи, которые можно спокойно скачать, а есть те, за которые нужно будет платить.

    1. Шахматный движок Sugar

    Например, Sugar – один из таких движков. Созданный на основе известного Стокфиша, «Сахар» успел хорошо себя зарекомендовать как среди отечественных, так и среди иностранных шахматистов. Это новая программа на основе UCI, которую можно скачать абсолютно бесплатно. Движок рассчитан на установку на компьютер с 64-битной системой. Теоретически, доступна версия и для 34 бит, но многие пользователи отметили проблемы при установке этой версии движка Sugar. Автор программы – Марко Зербинати.

    Скачать бесплатно шахматный движок Sugar можно на странице http://mzerbinati.wix.com/sugarchess .

    Даже если Вы опытный шахматист, который уже работал с лучшими программами, Вам может быть интересным знакомство с этой новой программой.

    2. Движок Fruit

    Еще один представитель достаточно сильных программ, но пока что не очень раскрученных и известных – движок Fruit. Сейчас его рейтинг недостаточно высок, чтобы он мог одолеть своих передовых конкурентов, но на заре его создания это была действительно мощная программа, которой с рейтингом Эло 2716 удалось занять третье место в мировом списке шахматных программ.

    История Fruit

    Шахматный движок Fruit впервые был презентован в 2004 году французом по имени Fabien Letouzey. Сначала это была очень примитивная программа, которая не блистала глубиной поиска, но блестящая эволюция смогла вывести Фрукт на очень высокий уровень. Версия 2.2.1 стала последним некоммерческим мероприятием автора, позднее движок усовершенствовался и стал коммерческим проектом. Также в создании программы поучаствовал Ryan Benitez, присоединившийся к разработке в 2005 году. Ему удалось создать серию интересных вариантов решения шахматных позиций, которую назвали Gambit-Fruit. Третьим создателем программы стал Joachim Rang, который контролирует качество работы программы.

    3. Описание движка Shark (Акула)

    Темной лошадкой на арене движков является такая программа, как Shark (в переводе на русский –«Акула»). В настоящее время об этом движке очень мало информации. Поклонники шахмат утверждают, что эта программа была создана при поддержке арабского шейха, который неравнодушен к шахматам, в том числе и компьютерным.

    Шахматный движок Акула является достаточно сильным. Он вошел во многие рейтинги, как один из лучших движков для Windows 32/64 бит. По структуре своей Акула является производной от более сильного аналога Stockfish.

    4. Шахматный движок Bullet (new engine)

    Шахматные алгоритмы можно оценивать в различных соревнованиях и формат партий блиц является одним из лучших отображений эффективности программы, ограничивая время на ход. В этой категории следует отметить шахматный движок от Bullet , который успешно соревнуется с такими признанными мировыми лидерами, как Stockfish, Houdini, Файр, Rybka, Comodo, также шахматный движок new engine.

    Движки для платформы Андроид

    Поклонники смартфонов тоже могут насладиться любимой игрой благодаря программам, которые можно установить на Андроид.

    Скачать сборник шахматных движков для Андроида вы сможете, пройдя по ссылке http://4pda.ru/forum/lofiversion/index.php?t324262-100.html .

    Среди программ, которые подойдут для этой операционной системы, можно перечислить: Stockfish, Fruit, Shredder, AsisChess, Scid, Hamsters, Komodo, Rybka и так далее.

    Партии шахматных движков интересны и увлекательны не только для создателей, но и для всего мирового сообщества шахматистов. На примерах этих поединков можно наблюдать то, как рационально или нерационально ищет решения программа, насколько глубока ее стратегия, замечает ли она какие-то стратегические позиции, заметные шахматистам со стажем.

    Komodo 8 vs Stockfish 5

    У матчей между шахматными программами можно многому научиться, но в то же время все алгоритмы, даже самые высококлассные, всегда требуют доработки, ведь ничего идеального не существует.

    Конечно, наибольший интерес представляют партии передовых движков, которые занимают первые места в мировых рейтингах. Например, любопытная партия Houdini-Stockfish. Матч включал в себя 48 партий, 24 которых – дебютные, а до 8 хода с переменой цвета. Времени отводилось всего 150 минут на партию и еще минута может быть добавлена на ход. Силы двух движков были примерно равны, однако в окончательном счёте победа принадлежала Гудини.

    Видео с этого матча Houdini vs Stockfish

    Также любопытно было наблюдать за матчем между Stockfish и Comodo, во время которого удалось доказать, что последний – не такой уже и мощный движок, как о нем говорилось, хотя он достаточно длительное время был на вершине рейтингов. На партию отвели 2 часа, а также добавляли по полминуты на ход. В результате Stockfish одержал победу со счетом 49-31. Между тем, на аналогичном соревновании на несколько месяцев раньше Comodo одержал первенство.

    Видео Komodo 9.3x vs Stockfish

  • Логические игры
  • Заключительная статья из цикла о противостоянии Каспарова с шахматными машинами

    Стал последним сражением Гарри Кимовича с машиной – больше он никогда не играл с компьютерами публично. Впрочем, и его соперничество с людьми тоже продолжалось недолго. Пару лет он ещё играл в обычных турнирах, но в 2005 году решил завершить свою шахматную карьеру. Отныне шахматы стали для него всего лишь хобби.

    После ухода Каспарова, в шахматах не осталось явного лидера. На протяжении нескольких лет шахматную корону оспаривало сразу несколько примерно равных по силе гроссмейстеров. Но в 2013 году на вершину поднялся молодой норвежец Магнус Карлсен. Сегодня он чемпион мира и безусловный лидер мировых шахмат.

    Между тем матчи людей и машин продолжались. В 2004-05 годах в Испании состоялись два матча ведущих гроссмейстеров против лучших шахматных программ. Оба закончились победой команды машин, со счетом 3½:8½ и 4:8. В ходе второго матча состоялась также последняя на текущий момент, победа человека над одной из топ-программ при классических условиях игры. Честь столь специфического достижения выпала на долю гроссмейстера Руслана Пономарева, который смог воспользоваться оплошностью программы Дип Фриц 9.

    Летом 2005 года в Лондоне состоялся матч между гроссмейстером первой мировой десятки Майклом Адамсом и шахматной машиной Гидра (на фото слева). Традиционно, игралось шесть партий. Матч закончился со счетом 0½:5½ в пользу машины. Все чего смог добиться человек в матче, это одна ничья.

    И наконец, заключительным аккордом противостояния людей и машин стал матч чемпиона мира Владимира Крамника и шахматной программы Дип Фриц 10 в конце 2006 года. Снова победа машины – 4:2.

    Не смотря на какие-то надежды переломить ситуацию, постепенно становилось понятно, что дни противоборства человека с машиной сочтены. По мере совершенствования алгоритмов и железа преимущество компьютеров проявлялось все более и более заметно. После поражения Крамника, матчи людей с машинами - по крайней мере в классическом формате - прекратились. Общественный интерес к ним практически иссяк. С тех пор если и удавалось организовать подобные матчи, то только в «бюджетном» варианте. Размеры призового фонда упали с нескольких сотен до пары тысяч долларов. Матчи теперь проводились с укороченным контролем времени, часто против не самых сильных шахматистов. Нередко человеку давалась фора, или же выделялся в помощь более слабый компьютер. С этого момента шахматные программы перестали быть соперником для людей, и постепенно перешли в разряд аналитических инструментов.


    На фото – Владимир Крамник играет с программой Дип Фриц 10.

    Как и у людей, состав сильнейших программ тоже постепенно менялся. В конце 2005 года на смену «заслуженным» чемпионам старой волны – Джуниору, Фрицу, Шреддеру и другим, пришел новый фаворит – программа Рыбка. Она намного обогнала конкурентов во всех рейтинг-листах и на протяжении пяти лет никто не смог оспорить её превосходство. С каждой новой версией она все больше и больше прибавляла в силе.

    В конце 2010 года на вторые роли Рыбку отодвинул Гудини, став новым, очевидным лидером среди программ. Продержавшись на самом верху мировой табели о рангах около трех лет, он в свою очередь уступил место ещё более сильным конкурентам. С 2014 года лучшими в мире считаются сразу две программы – Комодо и Стокфиш. В настоящее время они входят в аналитический арсенал практически всех ведущих гроссмейстеров. Стоит еще отметить, что в отличие от коммерческого Комодо, Стокфиш – это программа с открытым исходным кодом. А значит просмотреть её код, или даже просто наблюдать за процессом её совершенствования, может каждый. Между тем, уровень современных программ продолжает быстро расти и предела их совершенству пока не видно.

    Но вернемся к вопросу противостояния людей и машин. Могут ли сильнейшие гроссмейстеры обыгрывать лучшие шахматные программы сегодня?

    Как уже упоминалось выше, нормальные матчи между людьми и компьютерами давно не проводятся, так что судить об этом можно только по косвенным признакам. В первую очередь, это конечно рейтинг. Современные программы уже более чем на 500 пунктов сильнее тех, что играли когда-то с Каспаровым и другими гроссмейстерами. Причем, даже без учета прогресса по части вычислительной техники. Следует правда иметь в виду, что по результатам многолетних тестов, прирост рейтинга у машин слегка опережает человеческий – где-то в соотношении 5:4 или 4:3. Тем не менее, запас прочности современных программ настолько велик, что лучшие из них сейчас как правило без всякого труда выигрывают у тех программ, оборону которых в свое время безуспешно пытались взломать такие шахматные гиганты как Гарри Каспаров и Владимир Крамник. Играя против когда-то «заслуженных» Фрицев и Джуниоров, современные программы легко приумножают даже совсем незначительный перевес, и без проблем доводят его до победы. В общем, посредством старых программ и рейтингов можно сделать вполне определенный вывод относительно силы игры современных машин.


    Но, помимо рейтингов и матчей программ, несомненно важным является мнение и самих гроссмейстеров. По крайней мере тех, из них, кто в настоящее время постоянно играет в турнирах или занимается тренерской или аналитической работой. Без шахматных программ сегодня не обходится ни один серьезный анализ на «высшем уровне» и ведущие шахматисты (не как программисты конечно, но как пользователи), могут поведать о поведении программ очень многое:

    Гроссмейстер Владимир Тукмаков:

    …В общении шахматиста с машиной был заведомый лидер – человек, который задавал направление поиска, а программа, послушно следуя указаниям лидера, только вносила коррективы и уточнения. Но в последние годы это соотношение драматическим образом и необратимо изменилось. Теперь уже ЖД взял на себя роль жреца и поводыря, оставляя белковому существу возможность практически использовать рекомендации высшего разума.

    Гроссмейстер Сергей Шипов:
    Программы в конце первого десятилетия нового века стали уже намного сильнее людей - лучших из лучших - и это не подвергается сомнениям среди профессионалов. Каждый из нас использует лучшие программы в домашнем анализе, мы их знаем, как родных. Даже лучше…

    Современные программы (в первую очередь Рыбка и Гудини) обладают удивительно сбалансированной и человечной оценочной функцией. Они уже не такие жадные, как программы 90-х. Тонко чувствуют инициативу, грамотно работают с пешечной структурой, учитывают все важные стратегические факторы…

    В общем, десятилетия упорной работы программистов и профессиональных шахматистов прошли не зря. Они совместно создали почти идеальных игроков, намного превосходящих нас, живых людей. Это факт.


    Гроссмейстер Сергей Карякин:
    …Я иногда сражаюсь с программой «Гудини» и могу сравнивать. В поединке против компьютера тебя не покидает чувство обреченности…

    Возможен ли матч человек - машина сегодня? Каким он может быть? Давайте попробуем оценить варианты подобного соревнования.

    Во-первых, следует отметить, что разного рода легкие партии проводятся и в наши дни. А вот для серьезного матча нужен солидный призовой фонд, который вряд ли возможен при современном общественном интересе. Но даже если оставить в стороне финансовые вопросы, то в вероятном матче человеку придется давать какую-то фору – по времени или по материалу. Иначе он вряд ли согласится играть. Фора по материалу (речь конечно идет о топ-гроссмейстерах) скорее всего выльется в одну-две пешки, или их разменный эквивалент из других фигур. К сожалению, на размер материальной форы, по-видимому не слишком влияет сила игры лучших современных программ. Что естественно делает бессмысленным сравнение этих программ с людьми.

    Можно, в свою очередь, давать фору не по материалу, а скажем за счет уменьшения времени машины. Но чтобы современная программа сбавила в силе до уровня компьютеров первой половины 2000-х, потребуется выставить ей около 1 секунды на ход на хорошем современном смартфоне. Подобного рода «подгонка» силы соперников в общем-то лишает смысла само соревнование между человеком и машиной. В лучшем случае мы определим, сколько форы по времени необходимо, чтобы соперники и в самом деле уравнялись в силах. И только.


    Какие же есть еще варианты? Отсутствие у компьютера дебютной книги человеку поможет мало , так как машины и без нее играют сильно . От удаления эндшпильных таблиц выигрыш будет ещё меньше . Повторение ходов из предыдущих партий в основном исключено, вследствие заметной «рандомности» сопутствующей шахматным программам на многоядерных системах. Если же давать в помощь человеку слабую программу, то сразу встает вопрос, насколько велика роль машины в результатах человека. В общем, трудно представить себе какие-то очевидные и интересные формы игры с компьютерами сегодня.

    Подводя итоги, можно сказать что время громких матчей людей и машин окончательно ушло в прошлое. Компьютер сегодня не соперник, а помощник людей. Под влиянием машин, да и не только их, современные шахматы постепенно меняются. К чему это приведет, предстоит увидеть нам с вами.

    Шахматные движки (программы)

    Создано 14.08.2012 11:45

    Шахматные движки (программы)

    Для игры в шахматы на компьютере Вам потребуется установить дополнительный софт. В данной статье мы расскажем Вам о лучших компьютерных шахматных программах и движках, а заодно проведем компьютерный шахматный ликбез.

    Шахматный движок (Chess Engine)

    Что такое шахматный движок ? Движком называется программа, используемая для игры и обеспечения анализа и оценки баллами той или иной шахматной позиции или шахматного хода.

    Шахматная программа

    Что такое шахматная программа ? Шахматной программой называется компьютерная программа, которая может самостоятельно играть в шахматы с пользователем либо компьютером. Обычно состоит из шахматного движка, подключенного к графическому интерфейсу пользователя.

    Графический интерфейс пользователя (GUI)

    Большинство шахматных движков не имеют своего собственного графического интерфейса пользователя (Graphical User Interface, GUI ) (графическая оболочка), который будет обеспечивать интуитивно понятный человеку графический интерфейс взаимодействия на экране компьютера. Поэтому для игры в шахматы Вам придется воспользоваться различными графическими оболочками, к примеру бесплатными Arena , или Winboard , взаимодействующими с шахматным движком через стандартный UCI протокол .

    Протоколы UCI и WinBoard

    Изначальным протоколом был Chess Engine Communication Protocol , он был использован в XBoard. Когда же программа XBoard была переработана под операционную систему Windows, а также изменила свое название на WinBoard, то и протокол был переименован в «Протокол WinBoard ». Также разработан и другой протокол, используемый для связи движка и графической облочки, так называемый универсальный шахматный интерфейс (Universal Chess Interface, UCI ).

    Некоторые шахматные программы (графические оболочки) поддерживают оба вышеупомянутые протокола, но у каждого из них есть в то же время и свои сторонники. Естественно, сегодня протокол Winboard более популярен, хотя и большинство разработчиков шахматных программ отвечают, что универсальный шахматный интерфейс (UCI) намного легче использовать. Такие графические интерфейсы пользователя, как Arena , поддерживают работу обоих протоколов, в то время как другие графические облочки, например Winboard могут использовать только один, а для работы второго требуют установки дополнений.

    Лучший шахматный движок

    Для сравнения силы шахматных программ и движок существуют специальные рейтинг-листы. Ежегодно проводятся сотни партий с разным временным контролем между движками различных разработчиков. Детско-Юношеская Комиссия Санкт-Петербургской Шахматной Федерации выбрала несколько самых лучших шахматных движков из ныне разработанных. Отметим, что все они доступны для скачивания совершенно бесплатно .

    Название шахматного движка Автор (Страна) Рейтинг (ELO)
    Houdini (Гудини) Робер Удар (Бельгия) 3299
    Rybka (Рыбка)
    Васик Райлих (Чехия)
    3124
    Shredder (Шреддер)
    Штефан Майер-Кален (Германия)
    3115
    Critter (Криттер) Ричард Вида (Словакия)
    3254
    Stockfish (Стокфиш) Торд Ромстад (Норвегия), Марко Костальба (Италия), Джуна Кииски (Финляндия) 3264
    Komodo (Комодо) Дон Дэйли (США) 3216

    Скачать шахматные движки бесплатно

    Существует множество как коммерческих (Fritz ), так и некоммерческих (Critter ) шахматных движков. Некоторые же разработчики предлагают шахматистам возможность скачать разработанную шахматную программу бесплатно (Shredder , Houdini ). А в случае нахождения ее интересной и сильной Вы сможете всегда купить еще более новую и сильную версию. В таблице Выше представлены лучшие версии шахматных движков , которые можно опробовать и скачать бесплатно . После же недолгого выбора методом проб и ошибок всегда можно помочь разработчикам и в денежном плане.

    Будущее шахмат за компьютерами. Трудно найти человека, который не согласится с этим утверждением.

    Однако эти слова не совсем точны. В общем и целом компьютеры стали для шахмат и настоящим .

    За шахматной доской человек и машина противостоят друг другу, но самыми увлеченными учителями шахмат являются разработчики программ, а самыми лучшими учениками - компьютерные движки.

    С жадностью поглощая каждую крупицу шахматной науки, движки совершенствуются все быстрее. Машины великодушно оставили людям возможность соревноваться между собой, взяв на себя исследование неизведанных областей шахмат.

    Они демонстрируют невообразимый уровень игры, и зачастую лучшие представители рода человеческого не могут до конца раскусить умопомрачительно изящные маневры, которые проводят компьютеры, не прилагая для этого видимых усилий. Конечно, за кадром движки заняты просчетом миллионов вариантов, что, в совокупности с их выдающимися способностями проводить сравнение получаемых позиций, позволяет им играть в шахматы с невиданной точностью.

    Хотя любая шахматная программа хорошего уровня в состоянии легко обыграть лучших в мире индивидуумов, существуют огромные различия в силе среди движков.

    Подобно тому, как Магнус Карлсен, Фабиано Каруана, Виши Ананд, Веселин Топалов и Хикаро Накамура (и прочие) доминируют в шахматном мире людей, также и элитные движки царят в мире компьютерных шахмат.

    Вашему вниманию предлагается пятерка сильнейших шахматных движков. Поделитесь, пожалуйста, с нами своими мыслями о компьютерных шахматах, оставив комментарий на нашей странице в Фейсбуке .

    5. Gull 2.8b (англ. "чайка", произносится - "галл")

    Рейтинг: 3214


    "Галл" можно назвать дебютантом среди элиты компьютерных шахмат. Этот бесплатный движок на основе открытого кода создан Вадимом Демичевым по образу и подобию 2-х других более ранних шахматных программ: "Айвенго" и "Стрелки".

    В новой версии рейтинга компьютерных шахматных программ CCRL 40/40 Pure (в котором для предотвращения размывания показателей от каждого семейства движков представлена только одна версия) "Галл" завоевал 11 баллов, расположившись на 5-м месте среди лучших шахматистов Вселенной.

    4. Fire 4 (англ. "пламя", произносится - "фаер")

    Рейтинг: 3229


    Картинка с сайта Fire

    "Фаер" - бесплатный движок, который ранее функционировал на основе открытого кода (но больше его не использует).

    Его разработка началась в 2010-м году, и поэтому "Фаер" можно назвать еще одним быстро прогрессирующий представитель мира компьютерных шахмат. В рейтинге компьютерных шахматных программ CCRL pure он набрал на 16 баллов больше своей версии с обычной базой данных, превысив аналогичные показатели всех движков из топ15.

    3. Houdini 4 (англ. "Гудини")

    Рейтинг: 3277

    картинка с сайта Гудини

    Гудини - платный движок, который раньше был сильнейшим в мире, но и сегодня остается мощной шахматной программой.

    По словам создателей: "Название "Гудини" было дано за стиль позиционной игры, демонстрируемый движком, его стойкость в сложных позициях и способность обороняться с упорством и находить спасительную ничью, иногда находясь на волосок от гибели".

    2. Stockfish 6 (англ. "вяленая рыба", произносится - "стокфиш")

    Рейтинг: 3318

    Картинка с сайта Stockfish

    Хотя данная статья посвящена пятерке лучших компьютерных движков, но на самом деле правильнее было бы говорить о двух лучших и всех остальных. Вот какой большой разрыв образовался между парой Стокфиш-Комодо и остальным пелотоном. Эти два движка постоянно перехватывают корону компьютерного короля друг у друга, по праву заслужив звание сильнейших в истории шахмат.

    Главные преимущества Стокфиш, заключаются в том, что он бесплатный, использует открытый код и поддерживает кросс-платформенность.

    Комодо - лучшая платная программа, ставшая безоговорочным чемпионом в 2014-м году, после чего ее в этом году ненадолго превзошла новая версия Стокфиш. Затем его разработчики выпустили 9-ю версию Комодо, которая приблизительно на 50 рейтинговых баллов превзошла свою предшественницу.

    “Я поражен до глубины души игрой Комодо. Я наблюдал и анализировал все партии и стал свидетелем безупречной позиционной игры, равной которой никогда не показывали ни компьютеры, ни люди.”

    Что вы думаете о компьютерных шахматах? Поделитесь с нами своим мнением в разделе "Комментарии".

    Профессор Андрей Слюсарчук играя вслепую, то есть, запоминая ходы без фиксации их на шахматной доске и ориентируясь лишь на голосовые команды, за два с половиной часа со счетом 1,5:0,5 победил установленную на максимальную сложность 3000 Ело компьютерную программу Rybka-4, которую шахматный мир в 2007 году признал непобедимой.

    "Спортивного интереса у меня нет, это все - научный эксперимент и шахматы - лишь инструмент для демонстрации методики запоминания, которую мы подготовили и сейчас представляем на государственную премию", - прокомментировал свою игру ученый.

    Для обеспечения чистоты игры были задействованы строгие меры защиты помещения от использования технических средств несанкционированного обмена данными. С целью подтверждения отсутствия устройств приема и передачи информации перед началом игры Слюсарчука осмотрели специалисты по защите информации и члены комиссии. Были также заглушены все радиочастоты. Мобильные телефоны, блютус, мобильный интернет и другие средства передачи информации и обмена данными не работали. Хотя, заметил ведущий мероприятия, "эти меры безопасности несколько нелогичны, ведь если эту программу никто не обыгрывал, так и некому подсказывать профессору".

    Слюсарчук посвятил эту игру правам человека в Украине. "Игра - это напоминание нам, что мы достойны того, чтобы друг друга любить и уважать, потому что человек - это что-то невероятное", - сказал ученый.

    Присутствовавший на игре представитель Книги рекордов Украины засвидетельствовал очередное достижение Слюсарчука и пообещал направить официальные бумаги в Книгу рекордов Гиннеса, отметив: "Впервые на планете была обыграна самая сильная компьютерная программа Rybka-4, которая до сегодняшнего дня была непобедимой. Этот рекорд будет зафиксирован как мировой в Книге рекордов Украины, а документ в соответствии со всеми правилами и формальностями будет направлен, в том числе в Книгу рекордов Гиннеса".

    Перед началом игры профессор сообщил также, что это его последнее подобное мероприятие в Украине. "Если в течение месяца государство ко мне не повернется лицом, то я его покину. Здесь я не имею возможности реализоваться", - сказал он.

    По словам Слюсарчука, он очень хотел бы получить внимание от общества и государства в частности. "Моей главной целью является Институт мозга с клиникой, где я смогу привлекать специалистов, быть активным - буду иметь возможность быть ученым. Потому что, не имея такого полигона и условий, я не хочу творить", - отметил профессор.

    Он заверил, что при надлежащем отношении к его работе уже совсем скоро может стать лауреатом Нобелевской премии.