Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Лингвистические игры. Лингвистические игры на занятиях по русскому языку. Словесная игра “Буквы-Пуквы”

    Лингвистические игры. Лингвистические игры на занятиях по русскому языку. Словесная игра “Буквы-Пуквы”

    Применение различных игровых форм заданий в обучении актуально для аудитории любого возраста.

    Использование на занятиях по русскому языку и культуре речи современных лингвистических игр “Ударник”, “Ерундопель” и “Орфограф” позволяет не только преподнести важнейшую тему учебного курса в увлекательной форме, но и привлечь внимание обучающихся к родному языку и лингвистической области знаний в целом.

    Способы использования данных лингвистических игр в учебном процессе различны: с их помощью были проведены самостоятельные и контрольные работы по курсу «Русский язык и культура речи», также они стали дидактической основой для практических занятий.

    Общие правила организации игры

    Этот способ игры позволит выяснить, право ли большинство.

    Индивидуальные ответы: участник отвечает на вопрос в индивидуальном порядке.

    Этот способ игры позволит следить за индивидуальными успехами обучающихся и поощрять особо отличившихся.

    Работа с игрой в редкие слова “Ерундопель”.

    Игра “Ерундопель”

    Описание

    Данная лингвистическая игра представляет собой набор из ста двадцати карточек , упакованных в компактную коробку.

    Лингвистическим материалом для нее послужили различные редко употребляемые лексические единицы. Среди них -термины, иноязычные слова (экзотизмы встречаются наиболее часто).

    Например, для лексемы «пуццолан» приведены следующие версии толкований: «небольшое кондитерское изделие с джемом», «смесь вулканического пепла, пемзы, туфа» и «широконосая обезьяна». Верным является второе значение.

    В одной из карточек толкуется и название самой лингвистической игры. Обучающиеся считают эту лексему окказиональной, однако она имеет общеязыковое значение «салат из икры, рыбы и овощей».

    Есть в данной игре и место лингвистической шутке: на одну из карточек авторы поместили слово «препяха» и предложили для него три варианта толкований: «препятствие в конкурсе», «помеха на трассе ралли» и «раздумья, неразрешимые сомнения». На оборотной стороне читаем: «Извините, но такого слова пока нет».

    Для изучения темы «Средства речевой выразительности» в рамках учебного курса «Русский язык и культура речи» актуален лингвистический термин «синекдоха» , приводимый в данной игре. Кругозор обучающихся расширяет литературоведческий термин «сфрагида» (упоминание в стихотворении имени самого поэта).

    Игра “Профессор и студент”

    Большой интерес у курсантов вызывает игра-инсценировка «Профессор и студент» , дидактическим материалом для которой служат карточки «Ерундопеля».

    Один из обучающихся, согласно правилам, предлагает задание, другой должен найти верный ответ. Тому, кто исполняет роль «профессора», разрешено вводить в заблуждение своего оппонента. Задача «студента» - определить верное толкование лексемы и аргументировать свое мнение.

    Таким образом развиваются и навык языковой догадки, и общие речевые навыки.

    При активном вовлечении в игровую деятельность происходит эмоциональная разгрузка обучающихся.

    Использование в качестве разминки

    Лингвистическая игра «Ерундопель» может способствовать активизации мыслительной деятельности слушателей.

    На начальном этапе ряда занятий курса «Русский язык и культура речи» удобно использовать подобные задания в качестве лингвистической разминки .

    Выбрав толкования двух-трех редких слов, погрузившись в «лингвистическийматериал» обучающиеся настраиваются на восприятие теоретического основ курса и выполнение практических заданий.

    Работа с лингвистической игрой “Ударник”


    Игра “Ударник”

    Описание и применение

    Данная лингвистическая игра представляет собой набор из ста двадцати карточек , каждая из которых содержит трудное с орфоэпической точки зрения слово с тремя версиями постановки ударения. На оборотной стороне каждой карточки указан вариант, соответствующий современной языковой норме.

    Набор карточек «Ударник» используется как дидактический материал при работе над темой «Языковая норма» и актуален для изучения акцентологических норм русского языка.

    Преподаватель предлагает каждому обучаемому от одной до трех карточек (в зависимости от количественного состава группы и времени, отведенного на работу), затем участники по очереди работают с заданиями. Их деятельность заключается в выборе верного орфоэпического варианта с последующим обсуждением и коллективным голосованием. Поскольку орфоэпические нормы русского языка очень сложны и разнообразны, вероятно, что в аудитории будет звучать некоторое количество неверных вариантов ударения и произношения слов.

    Во избежание формирования негативных языковых привычек преподавателю следует заострять внимание обучаемых именно на верных вариантах, способствуя их запоминанию (можно, например, использовать аналогии: догово ры угово ры ).

    Оценка действий слушателей

    Важно заметить, что задачей таких игр является именно активное усвоение большого количества сложных с орфоэпической точки зрения слов, а целью – повышение орфоэпической грамотности обучающихся.

    Показателем их результата не может быть отметка от «2» до «5», поэтому оценивать работу на тренинге таким образом не имеет смысла. Объективным в данном случае будет контроль усвоения орфоэпических норм через несколько недель после занятия.

    Например, его можно провести, предложив обучаемым прочитать текст, насыщенный орфоэпически сложными словами.

    Работа с лингвистической игрой “Орфограф”


    Игра “Орфограф”

    Описание

    Цель данной лингвистической игры – развивать и проверять орфографическую грамотность. Каждая из ста двадцати игровых карточек содержит три варианта написания орфографически трудного слова. Среди них такие часто употребляемые, но вызывающие сложности на письме лексемы, как «аббревиатура», «грейпфрут», «яства» и др.

    Применение игры «Орфограф»на занятиях достаточно широки:

    • ее материал служит основой для устных орфографических разминок,
    • возможно использование карточек для написания самостоятельных работ,
    • в качестве упражнений коррекции и развития орфографических умений.

    Игровая форма позволяет разнообразить деятельность обучающихся, мотивировать их к изучению орфографических норм русского языка.

    Значимым недостатком лингвистической игры “Орфограф” является такая организация заданий, при которой игрок (обучающийся) вынужден видеть два неверных варианта написания языковой единицы. В этом случае может произойти запоминание ошибочных версий, что впоследствии приведет к сложностям при написании этих слов.

    Материал лингвистических игр актуален как для изучения конкретных тем, так и для развития общего интереса к родному языку. Все игры компактно упакованы, что позволяет применять их в любых условиях.

    Мы общаемся при помощи слов. Слова описывают все наши чувства, окружающую природу и все, созданное руками человека.

    Слово – очень нежное создание. Замена, добавление или изъятие одной буквы могут совершенно изменить значение слова. Слова, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но есть слова-долгожители, которые живут тысячи лет (хлеб, вода, воздух).

    Еще в раннем детстве, только научившись говорить, мы начинаем изменять существующие слова и придумывать новые.

    В ГОУ СОШ № 832 ЮАО г..Москвы в учебный план заложен ряд нестандартных учебных предметов, направленных на изучение слова: лингвистика, курс повышения грамотности, риторика. Для формирования современной языковой личности недостаточно тех уроков в школьном курсе русского языка, которые заложены в программу. Настоящее владение языком состоит не только из освоения орфографии, пунктуации и т.д. Школа должна вырабатывать у детей отношение к языку человека как к универсальному инструменту и объекту познания. Введенный несколько лет назад курс лингвистики призван научить детей сопоставлять, анализировать языковые факты, развить интерес к языку. Уроки лингвистики ведутся в нашей школе в 5-7 гимназических классах, в 8-9 классах работает творческая лаборатория “Лингвист”, призванная поддерживать проектную и исследовательскую деятельность учащихся.

    На этих уроках я зачастую предлагаю детям игры в слова. Это могут быть кроссворды, чайнворды, квадраты, лайнворды, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. В них содержится большой объем лексики и фрагменты художественных произведений. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.

    Особое внимание на уроках лингвистики я обращаю внимание на решение задач. Именно задач, потому что, в отличие от разного рода упражнений и заданий, ее нужно решать, т.е. ответ не лежит на поверхности, а достигается в результате определенных логических операций, при этом решающий может доказать правильность ответа. Самодостаточность задачи проявляется в том, что весь материал, необходимый для ее решения, содержится в условии и от решающего не требуется специальных знаний и подготовки. Лингвистическая задача воплощает, таким образом, принцип проблемного обучения, моделируя в упрощенных условиях многие элементы творческой деятельности учащихся. Учащиеся, решающие задачи, знакомятся с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно “открывает” многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются.

    Очень важна и другая особенность задач: они знакомят учащихся с большим кругом языковых явлений, принадлежащих самым разным языкам. Такие задачи отражают связь лингвистики с другими науками, например, с математикой.

    Особый тип представляют задачи на явления русского языка. Кроме данных, содержащихся в явном виде в условии, решающий может пользоваться информацией, которой он располагает как носитель языка.

    Такие явления позволяют исподволь, порой неосознанно решать ряд педагогических задач:

    • Развивать навыки и умения работать со словами, выявлять их значения, искать нужные понятия, определять орфограммы, составлять анаграммы и др.;
    • Активно расширять лексический запас школьников; активно использовать новую лексику;
    • Повышать уровень культуры мышления, речевой культуры;
    • Обращаться к литературным произведениям и тем самым повторять материал по литературе, мировой художественной культуре;
    • Вырабатывать навыки и потребность пользоваться толковыми и другими словарями;
    • Учиться четко определять конкретные цели в каждом случае при решении задачи;
    • Воспитывать вкус к работе со словом, азартность в решении интеллектуальных задач, умение упорно, преодолевая трудности, не оставлять дело незавершенным.

    Я широко использую такой лингвистический материал во внеклассной работе при организации викторин, конкурсов, КВН, а также на указанных выше уроках. Такие занимательные задания соответствуют возрасту учащихся и вызывают и поддерживают интерес к предмету.

    Приведу примеры таких заданий (при их разработке использовались различные источники: Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник, 1998; Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова, 1990; Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи, 2006; Журинский А.Н. Лингвистика в задачах, 1995). Приводимые ниже темы уроков соответствуют тематическому планированию программы “Языкознание в средней школе” (

    Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

    Задание: Ответьте на вопросы

    1. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку , прошитую на машинке).
    2. Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
    3. Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
    4. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
    5. Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
    6. Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
    7. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
    8. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец ).

    Упражнения для использования в теме “Синонимы”

    Задание: Выделите “третье лишнее” слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?)

    Огонь, осень, пламя.

    Алфавит, чистописание, азбука.

    Шалун, конница, кавалерия.

    Бросать, кидать, прыгать.

    Ураган, дождь, пурга.

    Задание: Отгадайте загадки-шутки.

    Какое государство сложно носить на голове? (Панама).

    Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

    Какой город летает? (Орел).

    Какую реку можно срезать ножом? (Прут).

    Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).

    Какое крыло никогда не летает? (Крыло самолета).

    Игра “Кто быстрее?” (используется на уроке “Фразеологизмы”)

    Задание: подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами:

    Дать (дать голову на отсечение, дать слово, дать задний ход, дать по шапке, дать жару).

    Идти (идти в гору, идти в ногу, идти вразрез, идти своей дорогой).

    Встать (встать с левой ноги, встать поперек горла, встать в тупик, встать поперек дороги).

    Взять (взять себя в руки, взять верх, взять быка за рога, взять в оборот).

    Выйти (выйти сухим из воды, выйти из терпения, выйти на орбиту, выйти в люди, выйти из себя).

    Держать (держать в ежовых рукавицах, держать камень за пазухой, держать себя в руках, держать порох сухим, держать ухо востро).

    Задачи, используемые на уроке “Грамматика – способ устройства языка.

    Для чего нам нужна грамматика”

    Задание: Фраза мать любит дочь обыкновенно понимается так: “(кто?) мать любит (кого?) дочь”. Но в некоторых случаях (например, при особой интонации или в контексте не отца, а мать любит дочь она может быть понята иначе: “(кого?) мать любит (кто?) дочь”. Придумайте 5 других русских фраз вида “подлежащее+сказуемое+дополнении”, в которых тоже может возникать такая неоднозначность (т.е. подлежащее может смешиваться с дополнением). Все 5 фраз должны иметь разный грамматический разбор (например, отличаться друг от друга родом или числом какого-нибудь из членов предложения); при этом, однако, сказуемое должно быть выражено глаголом в настоящем времени. (Ответ: например, моря окружают материки. Море напоминает степь. Металл вытесняет дерево. Поспешность увеличивает страх. Серебро заменяет золото).

    Задачи, предлагаемые учащимся на уроке

    “Фонетический уровень языка. Звуки речи”

    Задание: Определите, содержат ли два слова, входящие в пару, общие согласные звуки и, если содержат, то какие:

    1. ряд-яр
    2. стол-год
    3. люк-кот
    4. край-юг
    5. стог-гость
    6. ряд-зверь
    7. яма-май
    8. ею-ей
    9. рою-яр
    10. рот-тень
    11. тюль-юг
    12. ель-сеть
    13. дурь-рад

    Задачи, используемые на уроке “Части речи”

    Задание: даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста (250), полшестадесять (55), полпята (4,5). Какие количества предавались числительным полшестаста и полтретьядесять? Есть ли ситуации, когда мы используем данную логику обозначения количества, говоря на современном русском языке? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа? (550, 25. Обозначения типа полседьмого, четверть третьего. Полтора).

    Задание: Попробуйте придумать как можно больше слов, состоящих из одних предлогов. Например: слово СОВОК состоит из пяти предлогов. Для составления слов используйте такие предлоги: в, к, за, на, над, о, от, по, под, при, ради, с, у. (Вкус, воск, коза, кус, кусок, надкус, око, откос, подкос, поза, покос, попона, привкус, присос, радио, радиус, скок, скос, скот, сок, соус, сук, уксус, укус и т.д.)

    Задача, используемая в теме “Славянские и балтийские языки”

    Задание: даны русские слова и словосочетания и их переводы на болгарский язык в перепутанном порядке: 1) руль, тент, веер, бриг, невод, парус, булыжник, штурвал, вишневое варенье, шестерня; 2) голям камък, корабно платно, ветрило, старинна двумачтова платноходка, кормилно колело, кормило, сладко от вишни, голяма рибарска мрежа, зубчато колело, навес от платно. Установите перевод всех русских слов и словосочетаний. (руль- кормило, тент-навес от платно, веер-ветрило, бриг-старинна двумачтова платноходка, невод-голяма рибарска мрежа и т.д.)

    Игра “От слова к слову” (предлагается для использования на уроке

    “Слово-основная единица языка”)

    Задание: даны пары слов. Заменив в любой из пар слов по две буквы и образовав новые слова, перейти к другому слову. Порядок букв изменять нельзя.

    ЗИМА-ЛЕТО (зима-сила-сито-лето)

    ВЕСНА-ОСЕНЬ (весна-пасть-плеть-олень-огонь-осень)

    РОСА-ИНЕЙ (роса-риск-пуск-прок-сток-инок-иней).

    Занимательные стихотворения, используемые

    на уроке “Ударение и интонация”

    Задание: Дополните стихотворения словами, правильно поставив в них ударения.

    *Кран открой – пойдет вода.
    Как она пришла сюда?
    -В дом, сад, огород
    провели…(водопрово д).

    *Был бы друг,
    Будет и…(досу г).

    *Хоть я сахарный зовусь,
    Но от дождя я не размокла.
    Крупна, кругла,
    Сладка на вкус.
    Узнали вы? Я - …(свё кла).

    *Сладок он, друзья, на вкус,
    А зовут его…(арбу з).

    Список использованной литературы :

    1. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994
    2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998
    3. Дроздова О.Е. Методические рекомендации в урокам языкознания в 5-8 классах. М.: Владос, 2003
    4. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990
    5. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс. – М.:Владос, 2003
    6. Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006
    7. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995

    Владение словом как инструментом общения - неоценимое умение, а закладывается и развивается оно с детства. Чем больше слов в словарном запасе ребенка, тем легче ему устанавливать контакт с людьми, приобщаться через книги к духовным ценностям человечества, получать информацию и познавать мир.

    Игры со словами интересны и полезны, поскольку они активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомых сочетаний букв и звуков, учат наблюдательности. Подобные задания можно использовать в режиме урока (как для интеллектуальной зарядки, так и методически связывая с изучаемым материалом). Например, в начале урока проводится игра «Аукцион синонимов». На доске записываются слова: армия, безграничный, блестеть, бой, бороться, бояться, буря, быстрый, возражать, горячий, жестокий, известие, интересный, красивый, кричать, маленький, некрасивый, несчастье, плохой, прочный, разговаривать, смелый, тревожить, умный, устать.

    Члены кружка делятся на две команды, выбирают капитана. Ведущий называет слова и предоставляет поочередно слово каждой из команд (медленно считая до десяти). Команда за это время должна успеть подобрать синоним к названному слову; потом право отвечать переходит к другой команде, которая тоже называет синоним к слову. И так работа над словом продолжается до тех пор, пока одной из команд не будет назван последний синоним к слову.

    За каждый правильно названный синоним команда получает одно очко. Если названное слово не является синонимом к данному слову, то ответ команде не засчитывается. А если в течение отведенного времени команда не успела правильно назвать синоним, то она получает штрафное очко. Затем подводятся итоги игры: подсчитывается общее количество очков, полученных каждой из команд.

    Углубить понятие об антонимах, показать их стилистическую роль в речи - такова цель занятия.

    Учащимся предлагается игра «Смотри, не ошибись!». Игра развивает внимание, учит быстро подбирать антонимы к словам. Кроме того, в ходе игры школьники убеждаются, что не все слова имеют антонимичные пары. Участники игры разбиваются на две команды, садятся полукругом. Ведущий называет слова, у которых есть антонимы, и слова, у которых их нет. В первом случае учащиеся поднимают руки, ведущий спрашивает кого-либо из учеников, и тот приводит антоним к данному слову. Если ответ дан правильно, команде засчитывается очко. Отвечают члены команд по очереди. В случае, если слово не имеет антонима, руки поднимать не следует. Если кто-либо из членов команды поднял руку, на команду накладывается штраф (вычитается одно очко).

    Слова для игры:

    Большой (маленький), много (мало), стакан, высокий (низкий), верблюд, пол, веселый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, чай, конец (начало), свет (тьма), мел, я, длинный (короткий), ты, глубокий (мелкий), он, этот, левый (правый), голова, первый (последний), мы, верхний (нижний), острый (тупой), вы, железный, два, белый (черный), десятый, мокрый (сухой), кто, сладкий (горький), сто, трамвай, скупой (щедрый), троллейбус, Игорь, храбрый (трусливый), Волга, умный (глупый), который, чистый (грязный), он, золотой, рука, дорогой (дешевый), гора, смеяться (плакать), радоваться (грустить), самолет, здороваться (прощаться), поднимать (опускать), восток, вода, нагревать (охлаждать), яблоко, глаза, труд (безделье), песня, правда (ложь), мир (война), свобода (рабство), шум (тишина), утюг, черный (белый), синий, лед, друг (недруг), правильно (неправильно), человечный (бесчеловечный).

    Урок может быть начат с проверки «лингвистического здоровья» школьников. Учащиеся получают задание составить словосочетания типа «прилагательное + существительное» со следующими словами: мышь, тюль, толь, шампунь, мозоль, путь, фланель, шинель, рояль, картофель, фамилия, очередь, туфля, вестибюль.

    С помощью этого задания совершенствуются умения учащихся правильно употреблять в речи существительные разных родов. Затем учащимся предлагается расставить ударения в следующих словах: агент, алфавит, арбуз, дремота, злоба, крапива, дефис, документ, квартал, ремень, комбайнер, каучук, коклюш, магазин, ненависть, партер, призыв, паралич, ремень, силос, созыв, симметрия, случай, столяр, урод, убранство, фарфор, цемент, цыган, щавель.

    С целью активизации словаря школьников может быть проведен словарный диктант - кроссворд.

    1. Завершение, конец чего-нибудь (финал). 2. Розыгрыш выигрышей в займе или лотерее (тираж). 3. Памятный подарок (сувенир) и т.д.

    На заключительном этапе может быть проведена игра «Орфографическое лото» с целью повторения некоторых правил правописания имен существительных.

    Суть игры состоит в следующем. На карточках пишутся буквы, обозначающие те или иные орфограммы. Учитель или кто-либо из учеников называет вслух словосочетания или короткие предложения, в которых содержатся соответствующие орфограммы. Учащиеся находят на карточках буквы, обозначающие эти орфограммы, и закрывают их фишками (кусочками картона круглой или прямоугольной формы). Когда все клеточки таблицы оказываются закрытыми фишками, учащиеся поднимают руки. Это значит, что игра закончена.

    Игра «Кто лучше знает падежи?». Учащиеся садятся полукругом, каждый избирает себе падеж и прикалывает на грудь соответствующую букву: И, Р, Д, В, Т, П. Ведущий медленно читает предложения или связный текст, а участники игры, услышав слово в нужном им падеже, встают и объясняют, как они определили падеж. Если ответ правильный, то отвечающему зачисляется очко, если неправильный - очко снимается. Штрафуется учащийся также за то, что он не встал, в то время как слово в нужном падеже уже прозвучало. Учащийся, набравший три штрафных очка, выбывает из игры. Побеждает тот, кто наберет большее количество очков.

    Задания

    Задание 1. Третье лишнее.

    Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.

    Вода, водитель, наводнение.

    Рисунок, рисовый, зарисовка.

    Горец, горе, гористый.

    Носилки, носатый, поднос.

    Гора, гореть, загорелый.

    Столик, застольная, столетие.

    Ответы. Водитель, рисовый, горе, носатый, гора, столетие.

    Задание 2. Таблицы.

    Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное в единственном числе, именительном падеже.


    К

    О Р
    К О Р
    К О Р
    К О Р
    К О Р
    С Е А
    С Е А
    С Е А
    С Е А
    С Е А

    Ответы. 1) Корыто, корнет, король, корица, корона…; 2) свеча, смена, сцена, слеза…

    Задание 3. Хочешь приз?

    Вспомните слова, в которые «вмонтировано» слово приз. Например, каприз.

    Ответы. Признательность, признак, призрачность, признак, капризный…

    Задание 4. Анаграммы.

    Анаграммы - слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст - стук.

    Составьте цепочки из двух-четырех слов-анаграмм:

    Клоун, крот, давление, парадокс, спаниель.

    Ответы. Клоун - уклон - колун - кулон; крот - корт…

    Задание 5. Метаграммы.

    Метаграммы - слова, получающиеся при замене одной буквы другой.

    Выполните цепочку превращений, меняя при каждом ходе только одну букву. Все промежуточные слова должны быть значимыми, например: Мама - Лама - лаПа - Папа.

    Волк…коза; час…год;

    тесто…булка; муха…слон;

    миг…час…год…век…эра.

    Задание 6. Псевдоанаграммы.

    Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.

    НЕАП НОКУС ФРАЖИ

    НАУЛ СЕЛЬР ТРАНОК

    ЛАГФ ЛОЕКЬ БУРАЖД

    ЛИОШ МАНЕС ДРОВОП

    РКАО ЛУТЕР РЕГОЦУ

    Ответы. Пена, луна, флаг, шило, кора…

    Задание 7. Палиндромы.

    Составьте слова и фразы, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

    Варианты ответов: поп, кок, дед, шалаш, Аргентина манит негра, я ем змея, он ест сено, знамо даже у ежа дома НЗ, у дуба буду, догу год, около Миши молоко, Олесе весело, а ремень не мера, искать такси, тут как тут…

    Задание 8. Волшебный квадрат.

    Расставьте в свободных клеточках квадрата буквы так, чтобы в столбцах и строках с одинаковыми номерами были записаны одинаковые слова.

    Ответы. 1)Рука, узор, кора, араб; 2) торф, осел, репа, флаг.

    Задание 9. Тест.

    Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.

    ме()олад; у()ова;

    фор()ник; гор()олад;

    жел()син; на()ня;

    там()ка; за()ец;

    вам()ат; свир()ник;

    дра()ура; кар()на;

    киш()ей; по()атка;

    кар()емец; ам()ак;

    вам()амида; го()кот;

    вос()арь; вок()арь;

    вок()ежь; ков()ня;

    по()оток; каб()ошко.

    Ответы.

    Ме(шок)олад; у(гол)ова;

    фор(ель)ник; гор(шок)олад;

    Жел(ток)син; на(род)ня;

    Там(бур)ка; за(бор)ец;

    Вам(пир)амида; го(бой)кот;

    Вос(ток)арь; вок(зал)ежь;

    Ков(бой)ня; по(мол)оток;

    Каб(лук)ошко; вам(пир)ат;

    Свир(ель)ник; дра(кон)ура;

    Кар(тон)на; киш(лак)ей;

    По(рог)атка; кар(туз)емец;

    Ам(барак).

    Задание 11. Найдите слово.

    Решите следующие задачи, пользуясь ключом - примером.

    Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.

    Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи.

    1) Уберите одежду, а найдите монету. ДСАРРААХФМАНА.

    2) Какие здесь родственники? СПЛЕЕМСЯТННРИАК.

    3) Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА.

    4) Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ.

    5) Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ.

    6) Какие оценки имеет нерадивый ученик? ДЛОВДЫОЙРКЬИ.

    7) Кто стучится в дверь ко мне? ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН.

    8) Узнайте в охапке цветок. БФЛУКОЕКТС.

    9) Кто съел весь сыр? СЕМЫРШАКЯА.

    Ответы. 1) Драхма - сарафан; 2) сестра - племянник; 3) школа - незнайка; 4) четыре - восемь; 5) август - среда; 6) двойки - лодырь; 7) добрый почтальон; 8) букет - флокс; 9) серая мышка.

    Литература:

    Б.Т.Панов. «Внеклассная работа по русскому языку».

    Астраускене Светлана Владимировна

    Вместе с новыми стандартами образования в нашу жизнь пришли новые определения и понятия. Например, коммуникативная компетенция, или коммуникативная компетентность.
    Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
    Для повышения уровня коммуникативной компетенции у учащихся на уроках применяются различные методы и формы работы: работа в парах и группах, метод проектов, проблемный метод, работа с текстом, лингвистическая (языковая) игра и другие.
    На уроках русского языка игры используются как средство освоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами в коммуникативной ситуации.
    Помогая усвоить различные аспекты языка как средства общения, условно они делятся на:
    1. Фонетические, направленные на формирование правильного и коррекцию отклоняющегося произношения (например, «Невидимки-звуки», «Скорая фонетическая помощь» «Заблудившаяся буква» и др.),
    2. Лексические, ориентированные на обогащение словаря ребенка, освоение представлений о правильном употреблении лексических единиц в коммуникативных актах в зависимости от ситуации общения, стимулирующие творческие способности ребенка (словотворчество, импровизация и т.д.)
    3. Грамматические, обеспечивающие грамматическую компетентность школьника,
    4. Стилистические, призванные сформировать представления школьников о многообразии стилей речи и сферах их применения.
    На уроках русского языка использую следующие игровые формы работы для повышения коммуникативной компетенции:
    - фонетическая зарядка
    • лингвистические «угадайки»;
    • лингвистические «почемучки»;
    • микроисследования;
    • задания «на засыпку»;
    • комплексный анализ текста.
    • тренажёры
    Рассмотрим подробнее данные формы работы.
    I .Фонетическая зарядка
    1) Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний звук и объясните свой выбор: 1) [б у п ж ]; 2) [и, о, н, а ]; 3) [ д, г, в, л]; 4)[з, с. ш, ф].
    2) Первым словом, которое произнёс котёнок Фруктя, было, конечно, слово мяу. Какие слова сказал Фруктя следующими, если известны. что они отличались от первого слова только первым звуком, причём в новых словах этот звук был сонорным?
    3) Англичанин мистер Хэмстер приехал в Москву работать продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, только все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят».
    4) Японец Сяй Ляй Вий продает рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, произносит все русские согласные мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покупайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»?
    5) Тим и Том - два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим - с мягкой. Том любит пончики, а Тим - пирожки, Тим-рисует, а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том, а какие Тим: « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», « Красная шапочка». Можно все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова.
    6) Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором, звук [з"]- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.
    7) В предложении Кошка спит, а мышку видит каждая буква соответствует своему произношению. Придумайте сами такие предложения или слова.
    II Лингвистические «угадайки».
    1) Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой!
    Первая часть : не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…, пристал как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как…
    Вторая часть : …сквозь землю, …осёл, …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
    2 ) Попробуйте зарисовать одно из действий Юрия Олеши таким образом, чтобы на вашем рисунке были представлены обе задействованные в сравнении вещи. Интересно, удается ли кому-нибудь, взглянув на ваш рисунок, понять, какое сравнение здесь зашифровано?
    (Например : Сердце доктора прыгало, как копейка в копилке.
    Сердце доктора прыгало, как яйцо в кипятке и т.д.)
    3) Играем в игру «третий лишний». В каждой группе словосочетаний спряталась одна метафора. Найдите её! Не попадитесь в расставленные нами ловушки! (яркое солнце, волчий аппетит, кудрявые волосы; сладкий голос, глубокий колодец, ледяная горка; золотое кольцо, ледяной взгляд, широкий двор)
    4) Помните известно стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? « Сел он утром на кровать, стал рубашку …» - что же он стал делать с рубашкой: надевать или одевать? А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? Придумайте свой пример с глаголом-паронимом.
    5) Можете ли вы самостоятельно объяснить разницу между словами нетерпимый и нестерпимый, приметный и приметливый, кожный и кожаный? Придумайте предложения, в которых бы проявлялся смысл этих слов.
    III. Лингвистические «почемучки».
    1) Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
    Наприме: хлеб, климат, подушка - [?] (мягкий)
    деревня, тетеря, старушка - [?] (глухая)
    дорога, воля, дисциплина - [?]
    зуб, ключик, характер - [?]
    2) Какое слово русского языка одновременно обозначает:
    Скамья и магазин - ______________
    Овощи старинное оружие- _______________
    Покой и вселенную - _______________
    Придумайте сами такие же вопросы с другими словами.
    3) Попробуйте угадать слово:
    а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом - к медлить;
    б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем - к насыщенный;
    в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом - к моросящий.
    Придумайте словосочетания с этими словами.
    IV. Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада).
    1) Придумай как можно больше слов, в состав которых входят названия чисел «один, два, три, пять»
    2) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
    3) Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
    4) Пропала буква (детективное расследование)
    5) Представь, что на лесной поляне ты встретил Доску объявлений. Подпиши просьбы, приглашения и предложения.
    У меня большие уши.
    Приходите полюбоваться. ___________________
    Вечером состоится концерт. Вход три комара,
    Две мухи. Приходите на болото._________________
    6) Вставь вместо точек нужный слог из трёх букв, и ты прочитаешь по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе начинаться с него.
    Например: ты…..ртира - ты(ква), (ква) ртира
    ус………ота
    ко………..гарин
    Ли…….ета и т.д.
    V. Задания «на засыпку.
    Диктанты "на засыпку";
    Редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
    Подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
    «Слова из слова» - это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для третьеклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова.
    «Редактор» - игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.

    Игра «Буква заблудилась»

    Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

    Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

    Неизвестно, как случилось,

    Только буква заблудилась:

    Заскочила в чей-то дом

    И хозяйничает в нем.

    Но едва туда вошла

    Буква-озорница,

    Очень странные дела

    Начали твориться.

    Закричал охотник: «Ой!

    Д вери гонятся за мной!».

    На виду у детворы

    Крыс у красят маляры.

    Куклу выбросив из рук,

    Маша мчится к маме:

    Там ползет зеленый л ук

    С длинными усами!

    Говорят, один рыбак

    В речке выловил башмак,

    Но зато ему потом

    На крючок попался д ом.

    Посмотрите-ка, ребятки:

    Р аки выросли на грядке!

    Тает снег, течет ручей,

    На ветвях полно в рачей.

    Мы собирали васильки -

    На головах у нас щ енки.

    Старый дедушка Пахом

    На коз е скакал верхом.

    Жучка буд ку не доела:

    Неохота, надоело.

    На пожелтевшую листву

    Роняет лев свою листву.

    Мама с б очками пошла

    По дороге вдоль села.

    Миша дров не напилил,

    Печку к епками топил.

    Синеет море перед нами,

    Летают м айки над волнами.

    Л. Шибаев

    Игра «Типография»

    Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

    Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

    Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

    Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

    Игра «Слова по теме»

    Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

    Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

    Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

    После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

    Игра «Пятерки»

    Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

    Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

    Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

    Игра «Поиграем в слова»

    Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

    1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

    2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

    Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

    Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

    Игра «Парад грамотеев»

    Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

    Кот стремительно мчался на одной ноге.

    Она так испугалась, что бросилась в обморок.

    На картине изображен ученик средних лет.

    Его правая щека весело улыбалась.

    Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

    Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

    Он сел на коня и поехал пешком.

    Он лег в постель и уснул изо всех сил.

    Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

    У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

    Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

    Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

    Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

    Мы спали, но нам не спалось.

    Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

    Мальчик облизался до ушей.

    Мой любимый уголок природы - солнце.

    На крыше было много голубей, человек сорок.

    На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

    Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

    Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

    Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

    Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

    В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

    Северный океан очень ледовитый.

    Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

    Лицо у него было овальное, как прямой угол.

    В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

    У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

    У него была шпага с одним патроном.

    Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

    Я так люблю книги, что даже их читаю.

    Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

    Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

    Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

    Я быстро стоял на одном месте.

    За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

    У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

    Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

    Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

    И тогда он взял нож и застрелился.

    За кустом белело что-то синее.

    Он узнал ее по родинке на правом носу.

    Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

    Уши у него торчат кто куда.

    Самым любимым временем года у него были каникулы.

    Мысли как назло не хотели думать.

    Было мне так холодно, что я вспотел.

    Слева лес редкий, но дремучий.

    Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

    На меня напала мысль.

    У Сережи зачесались руки на коленях.

    Саша вышел под громкое мычание всего класса.

    Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

    Игра «Соберите слова»

    Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

    Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

    Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

    гривость

    дуванчик

    нтермедия

    снователь

    стребитель

    боснование

    ипровизация

    бозреватель

    спользование

    бщественница

    скусственность

    прометчивость

    зобретательство

    тносительносгь

    носказательность

    врагоукрепление

    Игра «Дружная семья»

    Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

    Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

    Л - ли — частица.

    И - или - союз.

    Т - триста - числительное.

    Е - ехать - глагол.

    Р - радостно - наречие.

    А - а - союз.

    Т - тот - местоимение.

    У - у - предлог.

    Р - розовый - прилагательное.

    А - ах - междометие.

    Другой пример со словом - трудолюбие.

    Т - ты - местоимение.

    Р - разве - частица.

    У - удивляться - глагол.

    Д - десять - числительное.

    О - ох - междометие.

    Л - легко - наречие.

    Ю - юла - существительное.

    Б - без - предлог.

    И - или - союз.

    Е - елейный - прилагательное.

    Игра «Найдите числительные»

    Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

    Есть у нас три сестри цы.

    Вы не знаете их?

    Как бы мне ухитри ться

    Рассказать о троих.

    У одной, что в Стри жове,

    Над окошком жил стри ж.

    Стри чь она мастерица -

    Приходи к ней, малыш!

    У другой, что в Устри цах,

    Никаких устри ц нет,

    Но зато осетри ну

    Подают на обед!

    А у третьей, в Быстри це,

    Быстри на на реке,

    И резвятся три тоны

    По ночам на песке.

    У просто го сторожа -

    Не просто рный дом:

    Часто в нем стоножка

    Бродит под сто лом.

    Дорожит сто ножка

    Чисто тою ног

    И сто личной ваксой

    Чистит сто сапог.

    Вместо двух непросто

    Вычистить все сто ,

    Сразу сто лько обуви

    Не носил никто!

    У просто й сто ножки

    Сто ит постоять,

    Можно у сто ножки

    Опыт перенять!

    Перевод Л. Кондратенко

    Игра «Кто больше составит слов?»

    Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

    Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

    В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

    (Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)