Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников. Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе Лингвистические игры для детей

    Лингвистические игры, как средство развития коммуникации дошкольников. Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе Лингвистические игры для детей

    Лингвистическая игра «Знатоки русского языка» (для 10-11 классов)

    Цель: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.

    Задачи:

    обучающие - повторить и закрепить знания учащихся по темам, изученным в средних классах школы;

    развивающие - сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

    воспитывающие - развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

    Подготовительный этап: Предварительно за неделю объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам.

    Оформление класса: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, гонг, музыка.

    Время реализации: 45 минут

    Сценарий

    лингвистической игры «Знатоки русского языка» для 10-11 классов.

    Цели: провести мероприятие, посвященное русскому языку; активизировать знания по русскому языку; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость; прививать любовь к русскому языку; способствовать сплочению коллектива класса.

    Подготовка : оформить класс высказываниями о русском языке известных людей, например: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» (И.С. Тургенев)

    Я ко всем наукам ключ имею,

    Я со всей вселенною знаком -

    Это потому, что я владею

    Русским всеохватным языком.

    Семен Данилов

    Ведущий 1 . Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком?

    Ведущий 2 . Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав:
    Как уст румяных без улыбки,
    Без грамматической ошибки
    Я русской речи не люблю.

    Ведущий 1 . Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий знаток русского языка.

    А теперь, друзья, давайте проверим, хорошо ли вы владеете русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды, и мы определим знатоков русской речи.

    Ведущий 2 . Слово предоставляется командам.
    Ведущий 1 . Сегодня участникам встречи предстоит пройти через увлекательные задания. А судить, кто с заданием справится быстрее и точнее, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
    Итак, начинаем игру.

    Конкурс «Разминка»

    Ведущий 2. Задание: ответьте на вопросы (кто быстрее из команд даст правильный ответ, получает 1балл).
    1. Обратимся к истории. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его. (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит). 1балл

    3. Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица).1 балл

    А сейчас вопросы на смекалку.

    1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл

    2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 балл

    3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл

    4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.(Уши). 1 балл

    5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл

    6.Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл

    7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1балл

    Конкурс капитанов

    Ведущий 1. Теперь просим выйти капитанов. Вам предстоит выполнить следующее задание. Попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. На листах написаны скороговорки. Вам предстоит быстро и без ошибок их прочитать.

    1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

    2. Всех скороговорок не переговоришь, не переговоришь, не выговоришь.

    Конкурс «Отгадай пословицу».

    Ведущий 2. Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.

    1) что не вырубишь топором? (Что написано пером).

    2) чем долг красен? (Платежом).

    1) где черти водятся? (В тихом омуте).

    2) что любят деньги? (Счет).

    1) что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

    2) в какие сани не следует садиться? (Не в свои).

    Конкурс «Грамматическая арифметика».

    Ведущий 1. Для каждой команды раздается по три примера. Задание: решите примеры.

    Первой команде: Ров + поза = ? вид транспорта. (Паровоз). 1балл

    Кипа + сатин = ? музыкант. (Пианистка). 1балл

    Тоска + пар + шов = ? молочный продукт. (Простокваша). 1 балл

    Второй команде: Охра + под = ? вид водного транспорта. (Пароход). 1балл

    Паста + клин = ? один из видов воспроизведения музыки. (Пластинка). 1балл

    Лик + пена = ? птица с большим зобом. (Пеликан). 1балл

    Конкурс «Образцовая речь».

    Ведущий 2. Задание№1: поставьте ударение в словах:

    каталог, ходатайствовать, облегчит, одновременно, квартал, сорвала, премировать, торты, обеспечение, включит, банты, жалюзи, факсимиле.

    За каждое правильно поставленное ударение по 1 баллу.

    Ведущий 1. Задание №2: найдите речевые ошибки и объясните их:

    1) открывается вовнутрь 1) купил задаром 1) навряд ли

    2) булка хлеба 2) отрезал напополам 2) гордая осанка

    За каждое правильное объяснение 1 балл.

    Конкурс «Как об этом говорят?»

    Ведущий 2. Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

    1. О том, кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл

    2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл

    3. О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 1 балл

    4. О болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл

    5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл

    6. О ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл

    Конкурс «Глаголь».

    Ведущий 1. Запишите как можно больше глаголов, которые без « не» не употребляются.

    (Ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недопонимать, недомогать, неистовствовать, недосыпать, нездоровится, несдобровать…)

    За каждое слово по 1 баллу

    Конкурс «Знаете ли вы басни?».

    Ведущий 2. Определите, из каких басен эти крылатые слова.

    4. «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»). 1 балл

    2. «А ларчик просто открывался». («Ларчик»). 1 балл

    3. «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и муравей»). 1 балл

    4. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягненок»). 1 балл

    Конкурс «Деньги на Руси».

    Ведущий 2. Задание: в нашей стране в обращении основной денежной единицей является рубль. А знаете ли вы другие названия денежных единиц, существовавших на Руси? Назовите их через одну минуту. (Полушка, грош, деньга, алтын, гривна, ногата, червонец.) За каждое слово по одному 1 баллу.

    Конкурс «Что общего?».

    Ведущий 1. Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор? Через минуту дайте ответ. (Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки. Компот - то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор - тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).
    2 балла.

    Подведение итогов игры. Слово жюри.

    Играя, ребёнок познаёт мир. Игра сопровождает каждый этап развития ребёнка. Чем старше малыш становится, тем сложнее и игры, в которые он играет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. Существует множество популярных мировых методик раннего развития построенные в первую очередь на игре. То есть не по правилам взрослого мира, а по правилам, понятным и приятным для ребёнка. Не секрет, что именно интерес побуждает ребёнка к новым открытиям. И важно сначала зажечь этот интерес, а потом уже «обрамлять» его в науку для малыша. Умение говорить на родном и иностранном языке ребёнку также даётся легче, если изучение его проходит в игровой форме.

    Что такое лингвистические игры

    В самом названии «лингвистическая игра» уже раскрывается смысл этого словосочетания. Это языковая игра, забава, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным персонажем является языкознание, то есть – лингвистика.

    На каждом этапе развития ребёнка лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

    Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности деток дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной обстановки, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

    Какими бывают лингвистические игры

    Условно лингвистические игры можно разделить на две группы: коммуникативные (развитие речи) и языковые (расширение кругозора и умение использовать словарных запас).

    К коммуникативным играм относятся:

    • Игры на догадку
    • Подбор пар
    • Поисковые
    • Соответствие
    • Сбор информации
    • Комбинированные

    К языковым играм относятся:

    • Игры, направленные на изучение поведения носителя языка, культуры, поведения
    • Знакомство с продуктами культуры
    • Раскрытие культурных ценностей разных народов

    Польза лингвистических игр

    Благодаря лингвистическим играм у ребёнка происходит становление культуры речи и общения:

    • формируется интонационно-динамическая выразительность речи,
    • формируется темпоритмика и чёткость произношения каждого слова;
    • формируется правильность ударения в слове, грамотность, ясность и умение правильно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими;
    • развивать диалогическую и монологическую речь;
    • обогащается словарный запас;
    • формируются предпосылки письменной речи;
    • происходит стимуляция речевой активность ребёнка в целом.

    Важно! Эмоциональная составляющая, как и при любом игровом процессе, здесь играет одну из главных ролей. Используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности ребёнка и взрослого, необходимо тщательно следить за настроением ребёнка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

    Распространённые виды лингвистических игр

    • Вспомни слово

    Задача этой игры – вспомнить слова, объединенные общим смыслом. Помогать играть во «Вспомни слово» нам может мяч. Ведущий/преподаватель просит назвать пять (пород кошек, плавающих животных, профессий, деревьев, квадратных предметов, красных фруктов, музыкальных инструментов и так далее), после этого он бросает мяч. Малыш должен быстро назвать слова, которые подходят по смыслу, каждый раз хлопая мячом об пол. Если он не сможет вспомнить, то он проиграл.

    Еще интереснее играть в эту игру с несколькими участниками – другими детьми или, если уж других детей поблизости нет, с бабушкой и дедушкой, ведь соревнование всегда делает игру азартнее.

    • Словосочетания со смыслом

    Это более сложная игра, чем «Вспомни слово», но тем она и интереснее. Ведущий/преподаватель называет разные словосочетания, например, машина едет, дождик капает, кит плывёт, чайник кипит и так далее. Если смысл словосочетания верный, то дети поднимают вверх руки, если нет – должны указать на ошибку. В течение игры нужно употребить несколько неправильных фраз, например, кошка гавкает, или фиолетовая дыня, волк жуёт травку, или самолёт плывёт.

    Всякие путаницы в играх полезны, они заставляют ребенка быть внимательными, тем более это всегда веселит детвору.

    • Цепочка слов

    Подбирая существительные и прилагательные слова, которые характеризую кого-либо или что-либо схожими признаками, мы обогащаем словарный запас ребёнка. Как именно? Задача ребёнка – нанизать «бусы» из слов, которые соединены между собой.

    Например, возьмём слово «шарф».

    – Каким бывает шарф?

    – Тёплым, синим, с бубончиками, колючим…

    – А что ещё бывает колючим?

    – Иголка, ёлка, ёжик…

    – А где находится ёлка?

    – В лесу, во дворе, на даче, дома на Новый год…

    – А кто живёт в лесу?

    – Звери, насекомые, деревья…

    – А какие животные меняют свою шубку к зиме?

    • Интервью

    Ребёнок в игре становится специалистом определённой профессии или звездой, а ведущий – интервьюером. Малыш может выбрать роль любителя путешествий, музыкального эксперта, поклонника живописи, мультипликатора и так далее. Выбор роли того, кого будут интервьюировать, может осуществляться по индивидуальному желанию ребёнка или же можно предоставить крохе выбор из нескольких вариантов (вдруг, игроку сразу будет сложно определиться). Ведущий/преподаватель должен узнать своего собеседника как можно лучше, поэтому просит ребёнка отвечать на каждый вопрос развёрнуто, в деталях. Например, узнавая музыкальные вкусы своего собеседника, ведущий задает вопросы, связанные с серьезной и легкой музыкой: опера, симфония, камерная музыка; рок, поп-музыка, джаз, эстрадная музыка и т.д. Каждый ответ на вопрос оцениваются с точки зрения логического смысла, их последовательности, нацеленности на нужный объем ответной информации, грамматической правильности. В ответе на вопросы должны прозвучать эпитеты. За каждый эпитет участник получает один балл.

    Лингвистических игр придумано миллион, и придумать можно еще больше. Главное в данном случае не сковывать свою фантазию и использовать каждую возможность в нестандартной игровой форме научить малыша новому.

  • в программу летнего лагеря Джеронимо (июнь-август) входит отдельный еженедельник блок лингвистических игр на родных языках и на английском языке.
  • Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи в Джеронимо используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения языку (родным и иностранным). Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

    При проведении любой игры мы руководствуемся золотым правилом организации детской деятельности, в том числе и игровой: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

    Ждём вас на занятиях в детском развивающем центре Джеронимо по будням с 9:00 до 20:00 и в субботу с 10:00 до 15:00.

    Джеронимо. С нами за знаниями!

    Максим Горький говорил: "Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка".

    Что же такое игра?

    Игра для младшего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

    Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

    Игра - особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

    В этой статье будут описаны некоторые лингвистические игры, которые можно использовать на уроках русского языка во втором классе. Эти игры интересны детям, ненавязчиво вовлекают их в учебную деятельность, дают начальное представление о лингвистике. Из множества подобных игр нами здесь представлены лишь те, которые, по нашему опыту, вызывают наибольший интерес у детей. Все игры расположены в порядке изучения тем по русскому языку во 2 классе по учебнику А. В. Поляковой.

    Использовать игры можно на разных этапах урока.

    Тема: "Слово. Буквы и звуки".

    Игра "Слова и загадки".

    Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы .

    Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

    Эта игра есть и в стихотворном варианте:

    Целый день пашу я в поле,
    Но букву к в конце пристрой -
    Бегаю в лесу, на воле,
    Мой ночью можно слышать вой. (ВОЛ - ВОЛК)

    Я дождь, и молния, и гром.
    Но г из слова уберем-
    И я цветок неотразимый,
    Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА - РОЗА)

    Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

    Тема: "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях".

    Игра "Назови полное имя"

    Придя в школу, не все дети знают свои полные имена, а уж имена родителей, бабушек и дедушек тем более.

    Учитель бросает мяч любому ученику каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

    В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

    Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

    • Самое распространенное имя в мире - Иван (по-русски),
    • Иойннэс (по-греко-византийски),
    • Иоганн (по-немецки),
    • Юхан (по-фински и по-эстонски),
    • Джованни (по-итальянски),
    • Джон (по-английски),
    • Ян (по-польски),
    • Жан (по-французски),
    • Иванэ (по-грузински),
    • Ованес (по-армянски),
    • Жоан (по-португальски),
    • Он - (по-болгарски).

    У нас в классе есть дети с одинаковыми именами? (Да.)

    Как различить таких людей? (По фамилиям.)

    А бывает ли, что фамилии у людей одинаковые, но при этом они не являются родственниками?

    Как таких людей называют? (Однофамильцы.)

    Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране - Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей "кузнец". Например, самая частая английская фамилия - Смит, немецкая - Шмидт.

    Игра "Значение имени".

    Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает "совенок". У древних греков встречаются имена Фока - "тюлень", Хризис - "золото". Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

    1. Предлагается объяснить значение имен:

    Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

    2. Предлагается объяснить значение своего имени. (Дети не могут).

    Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь - имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

    В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

    Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

    Тема: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

    Игра "Узнай предложение"

    Задача учащихся - по интонации определить тип предложения.

    Учитель называет начало предложения, а дети должны топать ногами, если оно побудительное, разводить руками - если вопросительное, поднимать руки вверх - если повествовательное.

    • С кем вы, гости:(Вопросительное)
    • Однажды в студеную:(Повествовательное)
    • А ты сам ступай:(Побудительное)
    • На берегу пустынных волн:(Повествовательное)
    • А где мой:(Вопросительное)
    • Пусть построится:(Побудительное)

    Данная игра развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации.

    Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.

    Тема:"Предложение".

    Игра "Скажи по-разному".

    В этой игре поработаем над интонацией и лексическим ударением в предложении.

    Кошка поймала в саду мышку

    Какой знак мы можем поставить в конце этого предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак)

    При чтении вопросительного предложения обращается внимание на логическое ударение.

    • Кошка поймала в саду мышку?
    • Кошка поймала в саду мышку?
    • Кошка поймала в саду мышку?
    • Кошка поймала в саду мышку ?

    Данная игра показывает, что знаки препинания и интонация несут смысловую нагрузку в предложении.

    Тема: "Что такое существительное".

    Одна из сложных частей речи с точки зрения её значения - это имя существительное.

    Понятие имя существительное вводится через семантику слова. Имя существительное обозначает не только предмет, а то, что существует вокруг нас.

    Игра "Группы слов".

    Учитель называет группы слов, а учащимся надо заменить одним словом.

    Кто из вас играть готов?

    • Пес, корова, кошка? (Животные)
    • Кукла, мячик и гармошка? (Игрушки)
    • Лук, редиска, огурцы? (Овощи)
    • Молоток, топор, щипцы? (Инструменты)
    • Платье, юбка и рубашка? (Одежда)
    • Бак, стакан, кастрюля, чашка? (Посуда)
    • Василек, ромашка, роза? (Цветы)
    • Ветер, дождик и морозы? (Явления природы)

    Подбери еще названья

    • Овощей, одежды, тканей,
    • Фруктов, мебели, цветов,
    • Улиц, речек, городов.

    (Первая часть игры проводится устно, вторая - письменно).

    Эта игра хорошо развивает словарный запас, помогает освоить структуру языка, т.к. называются только существительные, развивает способность к анализу и синтезу.

    Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Игра "Кто? и Что?"

    Учитель называет одушевленные имена существительные, а ученики образовывают однокоренные неодушевленные и наоборот.

    Например:

    В этой игре необходимо обратить внимание на то, что к однокоренному слову, обозначающему неодушевленный предмет, можно подобрать слово, обозначающее одушевленный предмет, т.е. надо соблюсти два условия.

    Дети сами обратили внимание на то, что в новых словах в первом столбике добавили одинаковую часть слова.

    Тема: "Род имен существительных".

    Игра "Сложи тетрадки".

    На доске таблички в форме тетрадей со словами.

    Задача играющих - разложить тетради (слова) по портфелям (по родам). С учетом психологических особенностей младших школьников, а они в большинстве своем кинестетики, следует отметить, что в этой игре учащиеся могут "пощупать" род и самостоятельно сделать вывод, что есть существительные во множественном числе, у которых нельзя определить род, не переведя их в единственное число.

    В этой игре можно использовать и существительные общего рода.

    Например: забияка, задира, плакса и т.п.

    Игра "Собери букеты".

    Собрать "цветы" (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

    Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

    Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

    В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

    Здесь происходит сведение и разведение смыслового и грамматического пластов языка, и дети должны переключиться с одного на другой, происходит структурирование сознания.

    Тема: "Имя существительное". Закрепление пройденного материала.

    В сочетаниях букв найти слова и подчеркнуть их.

    ТРОСГЕННАДИЙКЛОТАННААСТРО

    СТАВКРОМЕСТОПЛЕДРАСУДАРЬ

    Выпишите слова по их грамматическим признакам.

    1) Имя собственное, одушевленное, ж.р., ед.ч. (Анна)

    2) Имя нарицательное, неодушевленное, ср.р., ед.ч. (Место)

    3) Имя собственное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Геннадий)

    4) Имя нарицательное, одушевленное, м.р., ед.ч. (Сударь)

    Эта игра интересна тем, что надо не просто найти слова, а выписать слова по их грамматическим признакам. Обычно мы делаем наоборот, указываем признаки данного слова. Это же задание требует от учащихся иного подхода; формирует структурность в сознании, в восприятии слова.

    Ребенок здесь идет от общего, абстрактного (грамматической категории) к частному (слову). Он должен держать в голове, накладывать одну за другой грамматические категории и только потом делать вывод.

    Тема: "Имя прилагательное".

    Игра "Кто о чем подумал?"

    Интересная работа с лексическим значением многозначных имен прилагательных.

    Учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные.

    Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки, серьги, волосы, украшения, часы, монеты.

    Никто не назвал слово "руки".

    Вывод: чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.

    Тема: "Части слова".

    Игра "Кузовок".

    Учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:

    Вот тебекузовок, клади в него все слова, что есть на "-ок", обмолвишься -отдашь залог.

    Корзинка передается по очереди друг другу со словами:

    Я положу в кузовок клубок.

    А я платок.

    А снежок. И т.д

    Для игры можно брать и другие суффиксы.

    Эта игра помогает освоить структуру русского языка.

    Тема: "Предлоги".

    Предлог в переводе с греческого языка обозначает "перед словом".

    Предлоги не несут смыслового значения. Так, может быть, можно обойтись без них? Для ответа на этот вопрос пытаемся прочитать и осознать смысл каждой пары слов в столбике. Дети делают вывод о том, что без предлога смысл теряется.

    Игра "Нужный предлог"

    Возьмите из корзины нужные предлоги, которые употребляются с данными существительными.

    (из, у, до, без, от)

    уехал. . . мамы

    позвонил. . . города

    доехал. . . деревни

    пришёл. . . тетради

    стоял. . . дороги

    вышел. . . поезда

    Вывод: предлог ставится после глагола перед существительным.

    Это интересно: В некоторых языках предлоги стоят после слов, к которым они относятся. Например, в языке народов Коми русское выражение на дороге звучит так: "туй вылын" - дороге на .

    Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык - один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

    В заключение хотелось бы отметить следующее:

    • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
    • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

    Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

    И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.

    Астраускене Светлана Владимировна

    Вместе с новыми стандартами образования в нашу жизнь пришли новые определения и понятия. Например, коммуникативная компетенция, или коммуникативная компетентность.
    Коммуникативная компетентность позволяет, в первую очередь, осуществлять общение: передавать, принимать, осмысливать информацию, воспринимать, понимать другого человека − и выступает регулятором дальнейших отношений, контактов с другими людьми.
    Для повышения уровня коммуникативной компетенции у учащихся на уроках применяются различные методы и формы работы: работа в парах и группах, метод проектов, проблемный метод, работа с текстом, лингвистическая (языковая) игра и другие.
    На уроках русского языка игры используются как средство освоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами в коммуникативной ситуации.
    Помогая усвоить различные аспекты языка как средства общения, условно они делятся на:
    1. Фонетические, направленные на формирование правильного и коррекцию отклоняющегося произношения (например, «Невидимки-звуки», «Скорая фонетическая помощь» «Заблудившаяся буква» и др.),
    2. Лексические, ориентированные на обогащение словаря ребенка, освоение представлений о правильном употреблении лексических единиц в коммуникативных актах в зависимости от ситуации общения, стимулирующие творческие способности ребенка (словотворчество, импровизация и т.д.)
    3. Грамматические, обеспечивающие грамматическую компетентность школьника,
    4. Стилистические, призванные сформировать представления школьников о многообразии стилей речи и сферах их применения.
    На уроках русского языка использую следующие игровые формы работы для повышения коммуникативной компетенции:
    - фонетическая зарядка
    • лингвистические «угадайки»;
    • лингвистические «почемучки»;
    • микроисследования;
    • задания «на засыпку»;
    • комплексный анализ текста.
    • тренажёры
    Рассмотрим подробнее данные формы работы.
    I .Фонетическая зарядка
    1) Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Найдите лишний звук и объясните свой выбор: 1) [б у п ж ]; 2) [и, о, н, а ]; 3) [ д, г, в, л]; 4)[з, с. ш, ф].
    2) Первым словом, которое произнёс котёнок Фруктя, было, конечно, слово мяу. Какие слова сказал Фруктя следующими, если известны. что они отличались от первого слова только первым звуком, причём в новых словах этот звук был сонорным?
    3) Англичанин мистер Хэмстер приехал в Москву работать продавцом лимонада. Он хорошо говорит по-русски, только все согласные произносит твёрдо. Попробуйте представить, как он говорит фразу: «Здесь мятный лимонад для маленьких ребят».
    4) Японец Сяй Ляй Вий продает рядом с мистером Хэмстером мороженое. Он, наоборот, произносит все русские согласные мягко. Как в его исполнении будет звучать фраза: «Покупайте холодное мороженое, кушайте осторожно!»?
    5) Тим и Том - два человечка. Они очень дружат и никогда не ссорятся, потому что любят всё разное. Том всегда выбирает то, что начинается с твёрдой согласной, Тим - с мягкой. Том любит пончики, а Тим - пирожки, Тим-рисует, а Том- раскрашивает. Определите какие конфеты любит Том, а какие Тим: « Мишка», «Белочка», « Маска», «Лужники», «Весна», « Красная шапочка». Можно все эти игры продолжить, заменяя предложения и слова.
    6) Укажите, сколько раз встречается звук [т] в предложении Документ подписан директором, звук [з"]- в предложении Зина обратилась с просьбой к Лизе.
    7) В предложении Кошка спит, а мышку видит каждая буква соответствует своему произношению. Придумайте сами такие предложения или слова.
    II Лингвистические «угадайки».
    1) Соедините потерявшие друг друга части устойчивых сравнений. Запишите получившиеся фразеологизмы. Не забудьте об отсутствии запятой!
    Первая часть : не видать как…, мечется как…, нужен как…, бледный как…, пристал как …, свалиться как…, чувствовать как…, устал как…
    Вторая часть : …сквозь землю, …осёл, …своих ушей, …дома, …собака, …угорелый, …сыр в масле, …собаке пятая нога.
    2 ) Попробуйте зарисовать одно из действий Юрия Олеши таким образом, чтобы на вашем рисунке были представлены обе задействованные в сравнении вещи. Интересно, удается ли кому-нибудь, взглянув на ваш рисунок, понять, какое сравнение здесь зашифровано?
    (Например : Сердце доктора прыгало, как копейка в копилке.
    Сердце доктора прыгало, как яйцо в кипятке и т.д.)
    3) Играем в игру «третий лишний». В каждой группе словосочетаний спряталась одна метафора. Найдите её! Не попадитесь в расставленные нами ловушки! (яркое солнце, волчий аппетит, кудрявые волосы; сладкий голос, глубокий колодец, ледяная горка; золотое кольцо, ледяной взгляд, широкий двор)
    4) Помните известно стихотворение С.Маршака про рассеянного человека? « Сел он утром на кровать, стал рубашку …» - что же он стал делать с рубашкой: надевать или одевать? А сковороду он вместо шапки на ходу одел или надел? Придумайте свой пример с глаголом-паронимом.
    5) Можете ли вы самостоятельно объяснить разницу между словами нетерпимый и нестерпимый, приметный и приметливый, кожный и кожаный? Придумайте предложения, в которых бы проявлялся смысл этих слов.
    III. Лингвистические «почемучки».
    1) Как известно, некоторые слова, в том числе и прилагательные, могут употребляться в прямом и переносном значении. Найди общее определение к каждой группе из трёх существительных.
    Наприме: хлеб, климат, подушка - [?] (мягкий)
    деревня, тетеря, старушка - [?] (глухая)
    дорога, воля, дисциплина - [?]
    зуб, ключик, характер - [?]
    2) Какое слово русского языка одновременно обозначает:
    Скамья и магазин - ______________
    Овощи старинное оружие- _______________
    Покой и вселенную - _______________
    Придумайте сами такие же вопросы с другими словами.
    3) Попробуйте угадать слово:
    а) в одном значении синоним в словам влечь, манить, в другом - к медлить;
    б) в одном значении синоним к слову здоровый, в третьем - к насыщенный;
    в) в одном значении синоним к слову бисерный, в другом - к моросящий.
    Придумайте словосочетания с этими словами.
    IV. Микроисследования - задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, доклада).
    1) Придумай как можно больше слов, в состав которых входят названия чисел «один, два, три, пять»
    2) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).
    3) Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)
    4) Пропала буква (детективное расследование)
    5) Представь, что на лесной поляне ты встретил Доску объявлений. Подпиши просьбы, приглашения и предложения.
    У меня большие уши.
    Приходите полюбоваться. ___________________
    Вечером состоится концерт. Вход три комара,
    Две мухи. Приходите на болото._________________
    6) Вставь вместо точек нужный слог из трёх букв, и ты прочитаешь по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе начинаться с него.
    Например: ты…..ртира - ты(ква), (ква) ртира
    ус………ота
    ко………..гарин
    Ли…….ета и т.д.
    V. Задания «на засыпку.
    Диктанты "на засыпку";
    Редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
    Подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу "кто больше?";
    «Слова из слова» - это игра, нацеленная на обогащение словарного запаса школьников, пригодная как для третьеклассников, так и для старших ребят. Ее можно проводить как аукцион. Ведущий предлагает какое-либо слово. Ребята по очереди называют составленные из его букв новые слова.
    «Редактор» - игроки выступают в роли редакторов неправильных текстов: они объясняют, в чем ошибка, и предлагают правильный текст. У каждого учителя наверняка есть набор стилистических и речевых ошибок учащихся, этот материал и следует использовать в игре.

    Большой вклад в разработку теории языковой игры принадлежит нидерландскому философу И. Хёйзинга. Игра, по его мнению, старше культурных форм общества. Цивилизация ведёт происхождение от игры, а не наоборот. На основе анализа значений слова «игра» в разных языках и цивилизациях, И. Хёйзинга пришёл к выводу, что в большинстве из них «игра» имеет взаимосвязь с борьбой, состязанием, конкуренцией, а также с любовной игрой (запрещённой), что объясняет тенденцию обыгрывания запретных тем (табу) в современных шутках. В основе игры лежит борьба или враждебность, сдерживаемая дружескими отношениями. Корни игры в философии начинаются в священной игре в загадки, корни игры в поэзии - это насмешливые песни, дразнящие объект насмешек. Лингвистическими играми признавались мифы и поэзия, Хёйзинга считает, что языковая игра тождественна магии. Несмотря на утверждения Хёйзинга о том, что понятие игры не редуцируется с другими терминам и к нему не применим биологический подход, всё же кажется возможным подвергнуть некоторые из его утверждений сомнению. Например, его предположение о том, что конкуренция и соревнование являются основой, побуждающей субъекта высмеивать объект, распространяются не на все высказывания.

    Языковую игру как оперирование лингвистическими средствами с целью достижения психологического и эстетического эффекта в сознании человека мыслящего рассматривают многие зарубежные и отечественные ученые (Брайнина, 1996; Вежбицкая, 1996; Санников, 1994; Хёйзинга, 1997; Богин, 1998; Николина, 1998; Береговская, 1999; Ильясова, 2000а; Лисоченко, 2000).

    В работах философского склада, например, у Й. Хёйзинги, языковая игра выступает в качестве частной реализации игры как элемента культуры. В ней обнаруживаются черты, общие с играми спортивного, музыкального, живописного и т.д. плана.

    Понимая, что язык представляет собой особую сферу человеческой жизни, литературоведы и лингвисты посвящают языковой игре специальныеисследования. Известны работы, в которых рассмотрение игры подчинено приёмам её реализации. Как правило, в качестве основного такого приема выступает каламбур (Виноградов, 1953; Щербина, 1958; Ходакова, 1968; Колесников, 1971; Фюрстенберг, 1987; Терещенкова, 1988; Люксембург, Рахимкулова, 1992; 1996; Санников, 1997; Любич, 1998).

    Исследователи отмечают, что языковая игра реализуется в рамках различных функциональных типов языка. Это может быть разговорная речь (Земская, Китайгородская, Розанова, 1983; Бондаренко, 2000), публицистические тексты (Намитокова, 1986; Нефляшева, 1988; Ильясова, 1998, 1986; 2000), художественная речь (Винокур, 1943; Крысин, 1966; Григорьев, 1967; Бакина, 1977; Куликова, 1986; Люксембург, Рахимкулова, 1996; Брайнина, 1996; Николина, 1998; Новикова, 2000; Рахимкулова, 2000).

    Думается, именно художественная литература и оказывается тем самым пространством, в котором языковая игра может реализоваться в полной мере. Причем есть авторы, которые в значительной мере тяготеют к игровой манере передачи мысли. Художественная речь XVIII - XIX вв. реализовала возможности игры языковыми средствами в первую очередь путем создания комического эффекта. Языковеды отмечают, что к числу мастеров смеха в русской классике прежде всего следует отнести A.C. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин давно считается признанным мастером каламбура, создаваемого за счёт как столкновения значений, так и игры формой выражения (Ходакова, 1964; Лукьянов, 2000). Интересно, что каламбуры и -шире - вообще игровая манера построения текста воплощается и у Гоголя не только на лексико-семантическом, но и на синтаксическом уровне. Во втором случае она создаётся «неискусно прерываемой, синтаксически беспомощной речью персонажей, совпадающими (похожими) концами двух или нескольких предложений или фраз, по-смешному подчёркивающих объект разговора или характеристики, и неожиданными переходами от одной тональности к другой (Булаховский, 1954). Очевидно, языковая игра, воплощенная в русских литературно-художественных текстах, имеет свои корни еще в скоморошьей культуре, традициях русского народного балаганного театра, фольклора в целом. Без всякого сомнения, к игровым жанрам относятся частушки, анекдоты, прибаутки, скороговорки, загадки. В кругу авторизованных произведений, как указывают ученые, к ней расположен язык водевиля (Булаховский, 1954). К языковой игре тяготеют авторы комедий XVIII века (Ходакова, 1968).

    Необходимо подчеркнуть, что языковая игра предполагает две принципиально различные формы существования.

    Во-первых, можно обнаружить литературные жанры, специально предназначенные для ее реализации, нацеленные на втягивание воспринимающего (читателя, зрителя) в творческий процесс, на порождение у реципиента множественных аллюзий, улавливание им скрытых смыслов, таящихся в тексте. Это не только упоминавшиеся уже комедия, водевиль, но и эпиграмма, пародия, палиндром, акростих.

    Во-вторых, языковая игра может возникать на страницах произведений, которые не имеют ее в перечне облигаторных элементов, безусловных признаков жанра. Именно эта форма проявления языковой игры зависит от интенций автора, от склада его сознания. Как кажется, она наиболее значима в характеристике идиостиля писателя, специфики его языковой личности. Разнообразие приемов языковой игры, приверженность отдельным способам ее реализации делает творчество писателя индивидуальным, неповторимым, а потому узнаваемым.Так, для художественной манеры М.Зощенко свойственно столкновение литературного варианта языка и просторечия (Брякин, 1980), т.е. игра на лексико-семантическом и синтаксическом уровне. Парадоксальная сочетаемость языковых единиц оказывается чрезвычайно значимой для А. Платонова (Бобылев, 1991; Скобелев, 1981). Следовательно, он воплощает игру в синтагматическом ключе.

    Э. Берн считает, что игра имеет две основные характеристики: скрытые мотивы и наличие выигрыша (Берн, 1996).

    Необходимо заметить, что языковая игра не означает обязательной установки на смешное. Видимо, своеобразной языковой игрой с читателем стоит считать и создание таких текстов, где всё нарочито неясно. Одним из приемов генерации игрового текста с общей неясной семантикой исследователи называют нонсенс. В.П.Раков отмечает, что нонсенс (абсурдность создаваемого в тексте смысла) может существовать в разных видах, порождаясь либо только на семантическом уровне, либо и на формальном уровне, но имеет при этом одну и ту же цель - воздействие на читателя, произведение впечатления своей парадоксальностью. Семантическая «темнота» произведений, заключающих в себе нонсенс, побуждает читателя, вынужденного искать ясность в туманном, к активизации мыслительного процесса. Особенно такая манера создания произведений характерна для литературы «неклассической парадигмы. Она заключается в «разрушении лексической сплочённости эстетического высказывания, его сплошности, деформации синтаксиса и строгого оптического геометризма текста» (Раков, 2001).

    Данный факт в современной литературе в первую очередь характерен для постмодернистского направления. Недаром его представители оперируют понятиями «мир как хаос», «мир как текст», «двойное кодирование», «противоречивость» и т.д. (Бахтин, 1986). Налицо установка на работу с приемами построения текста, выразительно-изобразительными средствами, а не со смыслами. Поэтому игра с языком, ориентированная на использование потенциала языковых единиц, становится неотъемлемой частью текстов постмодернизма. Это обусловливает появление произведений, отличающихся чрезмерно сложным, а иногда и запутанным построением, что в свою очередь отражается на восприятии их содержания (ср.: произведения Борхеса, Кортасара, Гессе, Джойса и др.). Подобное доминирование формы над содержанием задается сущностью игры как таковой, её самодостаточностью, которая предполагает «игру ради самой игры», отсутствие каких-либо целей, имеющих значение вне игрового пространства.

    А.Вежбицкая считает, что «в игре есть особая цель или задача», но «эта цель не имеет никакого смысла вне игры» (Вежбицкая, 1996). Таким образом, можно говорить об игре с формой, которая достигается языковыми средствами (Залесова, 2002).

    Языковая игра является одной из ведущих коммуникативных категорий. Она провоцируется эмоциональными категориальными ситуациями, которые и принуждают коммуникантов к языковой игре. Любая языковая игра является манипуляцией говорящего с языком, которая чаще всего преследует гедонистическую цель (получение психологического и эстетического удовольствия). Это наблюдается и в тех случаях, когда языковая игра ритуальна, т.е. проходит по известным правилам, и в тех, когда она неожиданна. В обоих случаях она должна реализовываться в пределах понимания всеми коммуникантами, для чего от них требуется наличие эмоционального интеллекта и эмоциональной / эмотивной компетенции. Если этого нет, то анекдот, например, или шутка становятся непонятными, и между системными значениями языковых знаков и их значениями у отправителя и у получателя шутки/анекдота и т.п. возникает смысловой (эмоциональный) диссонанс (Шаховский, 2003).