Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Интересные детские игры ссср. Забытые игры последнего советского поколения. Море волнуется раз

    Интересные детские игры ссср. Забытые игры последнего советского поколения. Море волнуется раз

    Интересно, что будет делать современный ребенок лет десяти, если отобрать у него все электронные гаджеты, вынести из дома игровые приставки, телевизор с компьютером и отключить интернет? А ведь когда-то так жили: с черно-белыми «Рекордами» вместо современной «плазмы», дисковым телефоном вместо «айфонов» и книгой вместо ноутбука. Во что играли дети советского времени или поколение девяностых? Давайте вспоминать (или знакомиться). По мере повествования я могу удариться в ностальгию и воспоминания, но заранее прошу за это не осуждать, ведь детство - это святое.

    Счастливое детство: начало

    В самом раннем детстве счастливые родители заваливали малышню суровыми советскими игрушками. Куклы с большими голубыми глазами, неуязвимые ко всему, включая ядерное оружие. А каково было детское изумление, когда кукла начинала открывать и закрывать глаза! Со временем механизм начинал подводить, и кукла начинала напоминать одноглазого пирата, сводимого судорогой. Но они были прекрасны, несмотря ни на что.

    Деревянные кубики . Тяжелые и прочные, они не поддавались никакому механическому воздействию. Из них получались великолепные башни, замки и дома. В основном башни. Каждый день в домах бились рекорды по высоте очередного архитектурного шедевра. И горе тому коту, который пытался саботировать постройку!

    Солдатики . Самая распространенная партия солдатиков в советских домах - оловянные воители с винтовками. Могли служить гарнизоном в деревянных замках, экипажем машинок и танков, мишенью для стрельбы, «живыми» снарядами и так далее. Никогда не ломались, не тонули, не горели - настоящие советские солдаты, попросту говоря. Если оловянных солдат было недостаточно, в ход шла смекалка.

    История из жизни: когда мне было 11 лет, мы с другом решили завоевать мир покорить свой двор и создали армию. Могучее воинство состояло примерно из 700 деревянных солдат, сделанных из обычных спичек (страдай, Урфин Джюс!). Армия была поделена на батальоны по 50 боевых единиц, для каждого из них была подготовлена форма - раскрашенная цветными карандашами бумажка. Офицеры одевались в нарядную фольгу из сигаретных пачек. Главнокомандующие были заботливо обернуты золотой фольгой.

    Закончив работу над армией, мы принялись за поле боя. В брошенном огороде рылись окопы, траншеи, возводились брустверы. Бункеры для генералов копались на глубину земного ядра, не меньше.

    Настал день великой битвы. Вооруженные тяжелой артиллерией из гальки и обломков кирпичей мы устроили самое грандиозное сражение в истории. Победителя я не помню, но было весело.

    Тяжелое вооружение

    В советские и постсоветские времена у детей во дворе были разные игрушки. В том числе и очень опасные. Нет, родители тогда были не менее ответственными, чем сейчас. Но детвора умудрялась изворачиваться и хранить запрещенные игрушки в тайниках, «штабах» или в огороде.

    Начнем, пожалуй, с бестселлера. Оружие массового поражения, обязанное быть у каждого дворового мальчишки-хулигана - . Гроза голубей, кошек и всего живого, рискнувшего попасться на глаза юным снайперам.

    «Трубка для пуляния 1.0» . Наследие африканских племен - духовое ружье детства. Делалось из украденных с крыши антенн, стало причиной множества соседских войн и скандалов. Применялось в качестве ухаживания за девчонками, перестрелок в дворовых конфликтах и издевательств. Боеприпасами могло служить все, что туда помещалось - жеваная бумага, семена живой изгороди. Снарядами для богатеньких мог быть горох, но переводить ценный продукт питания считалось моветоном и «мажоров» презирали всем двором.

    Пистолеты с пульками . Появились в девяностых и служили причиной многодневного нытья детей в уши несчастных родителей. Психика пап и мам часто не выдерживала, "воздушка" все-таки приобреталась, и счастливое дитятко неслось во двор для боевых испытаний. Результатами тестирования становились синяки и кровоподтеки после фразы «Смотри, как стреляет!». Участились случаи получения инвалидности у кошек, а будь у голубей или воробьев профсоюз, в стране бы началась междоусобная война.

    «Хлорат» . Самое опасная «игрушка», настоящее взрывчатое вещество. В высушенном состоянии вымоченная в селитре и спичечной сере бумага вспыхивала мгновенно, а в замкнутом пространстве взрывалась. Действительно опасная вещь, баловство с «хлоратом» часто приводило к травмам. Но мало кто из мальчишек мог устоять против соблазна напихать такой бумаги в пустую пластиковую бутылку, поджечь её и посмотреть, что будет. Обычно был «БА-БАХ!» или «БУМ!», что приводило юных взрывников в дикий восторг, матерей в панику, а отцов - в состояние «Щас как дам ремнем по заднице!». Угрозы, кстати, часто приводились в исполнение.

    Командные игры на свежем воздухе

    Во дворах многоэтажных домов всегда было много детей. И они каждый день играли на улице. Соответственно, развлечений и забав было с вагон и маленькую тележку: прятки, догонялки, выбивалы, казаки-разбойники, классические футбол с хоккеем. Девчонки прыгали в классики, через резинку и скакалку, возились с куклами.

    Самыми крутыми играми, исключая классику, считались казаки-разбойники, пекарь и сифак. Во всех играх участвовала целая толпа народу.

    В казаках-разбойниках боевой отряд удалых потомков Тараса Бульбы беспощадно гонял по дворам враждебную банду. Банда обязана была оставлять следы, дабы облегчить преследователям поиски преступников и захватить штаб у казаков. Бравая казачья сотня, в свою очередь, клятвенно обещала схватить «разбойничков» и нещадно пытать щекоткой, крапивой или страшными жуками-пауками.

    Пекарь - довольно сложная игра. Для неё понадобятся палки, банка или пластиковая бутылка и кусочек мела. Площадка размером 10 на 6 метров расчерчивается четырьмя линиями - пешки, дамы, короли и тузы. Последняя линия принадлежит царю (пекарю). На расстоянии 5 метров от последней черты рисуется круг, куда ставится банка (рюха).

    Сначала выбирают того, кто будет пекарем и разыгрывают очередность сбивания рюхи. Один конец палки на стопу, в другой упираемся ладонью и толкаем палку вдаль ногой. Чья палка дальше улетела, того и тапки тот и сбивает рюху первым. За каждое сбитие игрок повышается в звание и придвигается ближе к рюхе.

    Сифак - игра, целью которой является швырнуть в кого-нибудь мячиком, скомканной тряпкой или любым, удобным для броска предметом. В кого попали, тому и водить следующим. Похожая игра - выбивалы, только вот попасть мячом в игрока нужно было двум другим по очереди. Убегать от охотников нельзя, нужно стоять на месте и стараться увернуться от летящего снаряда.

    Водяные битвы - отдельная страница игровой истории. Набрать в пластиковую бутылку воды, пробить гвоздем дырку в крышке и вперед, мочить (в прямом смысле) противников, идущих с работы родителей, ни в чем не повинных бабушек на скамеечках. В том случае, когда бутылки было недостаточно, в ход шла тяжелая артиллерия - тайком похищенное у мамы с кухни ведро! В девяностых годах водяные битвы обрели новый окрас: в магазинах появились моющие средства «Fairy». Бутылки из под них били тугой и мощной струей на 10-12 метров, и выпрашивались у родителей со слезами на глазах.

    Чехарда или слон . Игроки становились в линию, крепко держа друг друга за пояс и наклонялись буквой «Г». Остальные участники с боевыми кличами неслись на товарищей и пытались перепрыгнуть через них, оттолкнувшись руками от спины стоящих. Игра обычно заканчивалась кучей-малой, поэтому играли в «Слона» чаще всего на траве или песочке.

    Пока мальчишки носились друг за другом, пытаясь огреть товарища мячом, палкой или крапивой, девочки играли в магазин, в куклы, в дочки-матери. Раненых на вышибалах или пекаре мальчишек похищали коварные медсестры, пытаясь «вылечить» жертву мазью из глины. Жертва стонала, уворачивалась и звала на помощь, но когда это останавливало настоящую женщину, пусть и маленькую? Если роль спасительниц человечества приедалась, девочки шли играть в скакалку, в резинку или классики.

    Настольные и азартные игры

    Каких только не было настольных игр. Кто-то мог позволить себе настольный футбол или хоккей - здоровенную железную коробку с рычагами и фигурками игроков. Играли в шашки, в шахматы, в поддавки. Причем играли как с ровесниками, так и с родителями. Почти в каждом дворе был свой чемпион по шахматам, о нем ходили легенды: «Да он даже Васькиного дедушку два раза обыграл, а тот, между прочим, почти гроссмейстер! ».

    Настольные игры не только покупались, но и придумывались или мастерились. Бумажные самолетики, кораблики и даже машинки заботливо раскрашивались цветными карандашами, между лучшими моделями бумажного машиностроительства проводились состязания.

    Во дворах и школах разыгрывались настоящие битвы в фантики. В советское время использовали фантики, вырезанные из спичечных коробков. В девяностые постсоветское пространство массово познало прелесть наклеек и этикеток. Игра в фантики проста до изумления: на ровную поверхность кладется наклейка или этикетка от жвачки, и игроки по очереди стараются перевернуть её, хлопая по неё ладошками. Наиболее удачливые и умелые собирали себе целые коллекции фантиков - объект зависти всего двора. Уже ближе к 2000-м фантики из детских голов вытеснили фишки - помните знаменитые "ляпы" и "шлепы", которые доносились с крыльцов почти каждой школы, когда ученики во время перемены образовывали круг и стучали по твердой поверхности круглыми ламинированными картонками?

    Знакомство с игровыми технологиями

    Первый эквивалент игровой приставки появился в СССР в 1984 году под гордым названием «Электроника ИМ-02». Игра называлась «Ну, погоди!» и создавалась по мотивам знаменитого мультика с одноименным названием. Суть игры была проста: на экране появлялись куры, роняющие яйца. А ловить их приходилось волку с лукошком. Ни одна компьютерная игра не сравнится по накалу с гениальным изобретением советских инженеров. Рекордами в «Ну, погоди!» гордились семьями, хвастались перед знакомыми и друзьями.

    В лихие годы перестройки в руки детей попала еще одна легендарная игрушка - тетрис. Её вымаливали у родителей на день рождения, выпрашивали на новый год и зарабатывали «пятерками» в школе. Первые тетрисы могли похвастаться шестью-восемью играми, но самые популярные - это змейка, стройка и теннис.

    Следующая легенда XX века - тамагочи. Игрушка появилась в Японии и распространилась по миру с невероятной скоростью. Миллионы детей примерили на себя роль воспитателей и нянюшек капризной кучки пикселей с невероятным аппетитом, склонностью ходить в туалет каждые 15 минут и подозрительной привычкой отбрасывать копытца в любой момент. Сколько было пролито детских слез по умирающим от недостатка питомцам. Сколько радости было, когда электронной зверушке удавалось дотянуть до своего дня рождения.

    Перед началом нового тысячелетия мир наводнили 8- и 16-битные игровые приставки и дети стали все чаще менять уличные игры на джойстик и телевизор. Что уж говорить о современной детворе, которая от планшетов пересаживается к компьютерам, а от них - к телефонам или приставкам.

    Детство XX века кардинально отличается от сегодняшнего времени. Список перечисленных в статье игр можно увеличить в три, а то и в четыре раза. Судить о том, какое детство было лучше нельзя, осуждать - тем более. Но как было весело выйти после школы на улицу и присоединиться к веселой, крикливой и дружной толпе своих друзей, чтобы сыграть в прятки или салочки... Но дети выросли, сами стали родителями. Теперь они с улыбками вспоминают свое замечательное детство, глядя, как растет новое поколение.

    Казаки-разбойники

    Чем больше человек играют в эту игру, тем интереснее. Она подходит и для мальчиков, и для девочек – нравится всем без исключения. Играть можно где угодно, главное, чтобы на выбранной территории были укромные места для того, чтобы прятаться.

    Сначала все участники делятся на две команды – одна команда – казаки, другая – разбойники. Нужно придумать знаки отличия, например, у всех казаков будет завязан шарф или закатаны рукава на куртке.

    На счет раз-два-три разбойники разбегаются, а казаки в это время выбирают место для «темницы» (туда будут приводить пойманных разбойников). «Темница» должна быть не слишком большой, чтобы ее было удобно охранять. Границы темницы следует чем-то обозначить (камушками, веточками или просто очертить мелом).

    Через определенное время (например, через 5 минут) казаки отправляются на поиски разбойников. Казакам нужно не только увидеть, но осалить разбойника. Если казаку это удалось, он ведет разбойника в темницу. Разбойник не должен вырываться, но если казак случайно отпустит руку, то разбойник может убежать.

    Так постепенно казаки ловят разбойников. Но те разбойники, которых еще не поймали, могут выручать своих пойманных друзей. Так, если казак ведет разбойника в темницу, к ним может подбежать другой разбойник и осалить казака, тогда тот будет должен освободить пойманного. Оба разбойника убегают прятаться снова.

    Однако, шустрый казак может исхитриться и первым осалить и второго разбойника. Тогда у него будет уже двое пленных.

    Еще разбойник может освобождать своих друзей и из темницы. Для этого он должен проникнуть в темницу (чтобы его не осалил сторожевой казак) и осалить своего товарища. Тогда они оба убегают снова прятаться.

    Игра заканчивается, когда казаки переловят всех разбойников. Потом команды могут поменяться ролями.

    Резиночка

    Вам понадобится длинная резинка (около 3 м).

    В игре принимают участие 3-4 человека (если больше, то долго придется ждать своей очереди прыгать). Впрочем, можно играть даже одному (только тогда резинку придется привязывать к двум деревьям).

    Концы резинки нужно связать, чтобы получилось кольцо. Два игрока становятся друг напротив друга, одевают резинку на себя, опускают до уровня щиколоток. Игроки расходятся, резиночка натягивается и получаются как бы рельсы из резинки.

    Третий игрок начинает прыгать таким образом: прыжок - ноги с двух сторон от одной резиночки, прыжок - ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем обеими ногами с другой стороны резиночки.

    Резинку поднимают на разные "уровни сложности":

    На уровне щиколотки - на уровне колен - на уровне бедер - на уровне талии - на уровне груди - под подмышки (это уже, конечно, высший пилотаж)

    Если игрок не разу не ошибся, то есть с первого прыжка перепрыгнул на нужную резинку, не наступил на нее, то он переходит на новый уровень. Каждый уровень имеет свое название, например:

    Пешеходы

    Прыжок - наступаем одновременно обеими ногами на одну "резиночку", прыжок - меняем ноги местами (то есть сначала ставим правую перед левой, потом левую перед правой). Потом тоже самое повторяем, но уже наступая на другую резиночку.

    Конвертик

    Прыжок - двумя ногами перепрыгиваем сразу за вторую резинку, при этом зацепив первую (получается перекрест, внутри которого надо встать), прыжок - наступаем на обе резинки ногами, выпрыгиваем из резинки.

    Кстати, в резиночку играют во многих других странах - и даже изучают ее в детских садах:

    На этом ролике немецкие дети показывают версию "резиночки" с одной ногой - у нас такое тоже бывало, как усложненный вариант:

    А вот целое пособие, где игра в резиночку превращается в настоящий танец с китайскими названиями для всех "па" (ролик с сайта Rubberbandskipping.com , который полностью посвящен этой игре):

    Для этой игры нужно не менее 4 игроков (больше – лучше). Все игроки встают по одну сторону площадки, а ведущий в центре и поворачивается спиной к другим участникам. Ведущий называет цвет.

    Участники ищут этот цвет на себе (одежде, заколках, игрушках). Если нашли, нужно взяться за вещь этого цвета и перейти на другую сторону. Если в гардеробе или личных вещах не оказалось названного цвета, нужно перебежать на другую сторону. Задача ведущего поймать бегущего игрока и осалить (тогда этот игрок становится ведущим).

    Игроки могут помогать друг другу. Если в гардеробе одного участника есть две вещи нужного цвета, то за одну он может взяться сам, а за другую будет держаться его друг, тогда они вместе смогут перейти на другую сторону.

    в КРАСКАХ дети назначаются разным цветом, назначает продавец, а покупатель черт. Он приходит: - тук-тук! - ты кто? - я черт с рогами, с теплыми пирогами. На лбу шишка, а в кармане мышка (что-то в этом роде) - зачем пришел? - за краской. - за какой? Называет цвет. Если краски такой нет,ему говорят: - Беги на одной ножке по.... Розовой, например, дороже,той краски кот.нет. А если есть, он догоняет краску. Ребята кричат в это время: краска в коробку!

    Салки – ножки навесу

    Обычная игра в салочки, или же в пятнашки, выглядит просто. Выбирают водящего, который должен бегать за другими участниками. Тот, кого водящий осалит, сам становится ведущим.

    Однако в нашей игре "с ногами" есть одна хитрость: игрок может спасти себя. Когда водящий подбежит к нему, игрок должен сесть на что-нибудь, поднять ноги от земли и прокричать: «Салки- ножки навесу». В таком случае водящий уже не может осалить его.

    Игроки должны помнить, что всем одновременно нельзя поднимать ноги. Хотя бы один из участников должен оставаться стоять на земле, чтобы игра продолжалась.

    Море волнуется раз

    Сначала выбирают водящего. Он отворачивается ото всех остальных игроков и громко произносит считалочку:

    Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри!

    Пока водящий произносит слова, все игроки хаотично двигаются. Но как только заканчивается считалочка, игроки замирают на месте, изображая «морские» фигуры. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку, дотрагивается до него - и игрок без слов должен изобразить свою «морскую» фигуру. Ведущий должен угадать, что это за фигура. Тот игрок, кому непохоже или хуже других (это решается общим голосованием) удалось изобразить фигуру, становится ведущим.

    Кроме морских фигур, также загадываются:

    Звериная фигура - клоун-фигура - безумная фигура - и все, на что хватает фантазии.

    Есть и более простая версия этой игры - после окончания считалки все замирают в любых позах, и новым водящим становится тот, кто первым пошевелился. Но с такими условиями интереснее играть в следующую игру -

    Совушка

    Как и в прошлых играх, сначала выбирают водящего и «совушку». Ее гнездо находится в стороне от игровой площадки (желательно как-то обозначить гнездо: отделить предметами или очертить мелом).

    Совушка сидит в гнезде, а ведущий говорит: «День наступает, все оживает!» и игроки начинают бегать и прыгать, подражая полету бабочек, птичек, прыгают, как лягушки.

    Через некоторое время ведущий говорит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает!»

    Все игроки замирают. Совушка выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может увести с собой двух или даже трёх игроков.

    Затем совушка возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно бегать по площадке.

    Побеждают игроки, которые не были пойманы ни одного раза.

    Три-пятнадцать

    Количество игроков: от 3 человек. Что понадобится: лестница с широкими ступенями. Ведущий встает наверху лестницы, игроки внизу. Ведущий произносит считалку: "Три-пятнадцать-десять-двадцать".

    При этом он, а с ним одновременно и все игроки, прыгают на ступеньки. Прыгать можно по-разному, кому как вдуматься - двумя ногами на одну ступеньку или одной ногой на верхнюю ступеньку, другой на нижнюю, кто-то может даже умудрится поставить ноги через две ступеньки…

    Теперь смотрят, кто из игроков поставил ноги также, как водящий. Если такой игрок находится, то он считается проигравшим и становится водящим. Если же никто из игроков не принял такую же позу, как водящий, игра продолжается дальше.

    Если случится, что на одни и те же ступеньки одинаково встанут два и более игроков вместе с ведущим, все прыгают снова.

    Рыбак, поймай рыбку

    В этой игре для детей необходимы скакалка или крепкая веревка такой же длины. Ведущий берет в руки один конец скакалки и садиться на корточки. Он начинает крутиться на месте и раскручивать скакалку так, чтобы она крутилась прямо над землей. Игроки должны перепрыгивать через скакалку. Тот, кто не успеет подпрыгнуть и скакалка его заденет, считается «пойманной рыбкой» и отходит в сторону. Побеждает та «рыбка», которой удалось продержаться дольше всех. Она же становится водящим.

    Зайцы и морковка

    На земле чертят большой круг (диаметром около 3-5 м). Внутрь круга кладут 10 «морковок», то есть палочек или камушков. Круг – это «огород», а ведущий в игре - «Пугало». Его задача - ловить зайцев, остальных игроков.

    По сигналу ведущего зайцы вбегают в круг и воруют морковки. В это время, то есть когда зайцы находятся внутри круга, Пугало ловит их. За пределами круга зайцев ловить нельзя.

    Игрок-заяц, которого поймали, выбывает из игры. Тот, кого поймали последним, становится ведущим-Пугалом.

    Путаница

    До сих пор помню, как в детстве мы с друзьями хохотали, когда играли в эту игру. Сегодняшние малыши тоже с восторгом восприняли это развлечение.

    Итак, все игроки садятся на лавочку в ряд, ведущий стоит перед ними. Смысл игры: ведущий задает вопрос и кидает мяч одному из игроков. Если ответ «да», то он должен поймать мяч, если же ответ «нет» не ловить. Самое сложное, вовремя сориентироваться и не поймать мяч с неправильным ответом.

    Игра начинается с простого вопроса: «Тебя зовут…» А дальше ведущий может либо назвать имя игрока, либо придумать что-то свое. Например ведущий говорит: «Тебя зовут Слонопотам» и… игрок ловит мяч.

    Дальше ход переходит к другому игроку и ему ведущий задает тот же вопрос. Потом идут отчество, фамилия, количество лет, место проживания… В итоге получается очень смешно. Например, что зовут тебя Слонопотам Пукович Иванов, тебе 110 лет, живешь ты в коробке из-под телевизора, ешь яблочные огрызки...

    Привет!

    Все ребята встают в круг лицом, плечом друг к другу. Ведущий ходит по внешней стороне круга и задевает плечом одного из тех, кто стоит в круге. Водящий и тот, кого он задел, бегут в разные стороны по кругу и, встретившись, протягивают друг другу руки, пожимаю, говорят: «Привет!». Затем продолжают бежать каждый в своем направлении по кругу.

    Задача каждого из них - добежать первым до освободившегося места в кругу. Тот, кто остался без места, становится новым ведущим.

    Водяной

    Все игроки встают в круг, в центре стоит ведущий (ему завязывают глаза). Игроки начинают двигаться по кругу и хором говорят:

    Водяной, водяной Не сиди под водой Выгляни на чуточку На одну минуточку.

    Как только произнесут слова, игроки останавливаются. Водящий-водяной встает и подходит к одному из участников. Задача водяного, не подглядывая, определить, кто перед ним. Можно трогать игрока и определять только на ощупь. Если водящий правильно угадал игрока, они меняются ролями.

    В этой игре для детей необходимы мел и большая свободная площадка.

    На земле прочерчивают мелом две полосы на расстоянии примерно 40 метров. Все игроки встают за одной чертой, ведущий за другой, он поворачивается к игрокам спинной и произносит:

    Причем фразу можно произносить как угодно: очень медленно или очень быстро, для того, чтобы игрокам было сложнее сориентироваться.

    Когда ведущий произносит слова, игроки стараются быстрее перейти за другую черту (бежать нельзя, можно только идти). Но как только ведущий произнесет слово «стоп», все должны замереть. Ведущий оборачивается и внимательно смотрит на игроков. Тот, кто шевелится, выбывает из игры. Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего.

    Три, тринадцать, тридцать

    До начала игры договариваются о правилах: каждая цифра – 3, 13 и 30 – будет обозначать определенное движение. Например, 3 – подпрыгнуть 13 – хлопнуть в ладоши, 30 – присесть на корточки.

    Игроки встают в круг, ведущий в центр. Он называет цифры, но не по порядку, а вразнобой. При этом специально растягивает слова: «три-и-и-и-дцать». «три-и-и-и» и по окончании слова дает отмашку рукой. Постепенно темп игры увеличивается.

    Тот, кто ошибется и сделает неправильное движение, выходит из круга. Побеждает тот, кто не допустил ни одной ошибки.

    Цепи кованы

    Количество игроков: от 8 человек. Все играющие делятся на две команды. Каждая команда становится в шеренгу, игроки берутся за руки. Шеренги располагаются друг напротив друга (на расстоянии примерно 10 метров).

    Первая команда команда громко кричит:

    «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!»

    Вторая команда, стоящая напротив спрашивает:

    «Кто из нас?»

    Игроки первой команды называют имя любого игроки из второй команды. Игрок, чье имя названо, разбегается и пытается прорвать цепь команды-противников. Здесь очень важно рассчитать «слабое звено».

    Если удается разорвать цепь, то игрок, сделавший это, возвращается в свою команду, и берет с собой одного человека из команды противника - того, кто оказался «слабым звеном». Так цепь первой команды становится на одного человека длиннее.

    Если же игроку не удалось разорвать цепь, он сам становится в команду противников. Цель игры – перетащить всех игроков из команды противника в свою цепь.

    В ту же самую игру играют и с другими приговорками. Например:

    "Али-Баба! О чем слуга? Пятого, десятого, Васю нам сюда!"

    Поросята и котята

    Количество игроков: от 6 человек. Все игроки делятся на две команды. Одна команда поросят, другая – котят. Затем все игроки перемешиваются и закрывают глаза. По команде ведущего: «Раз, два, три, начали», поросята начинают хрюкать, а котята мяукать.

    Цель игры: как можно быстрее найти своих товарищей (поросят или котят) и при этом не подглядывать.

    Эта игра для детей проходит на ограниченной площадке, за ее пределы никому выходить нельзя. Водящие – два игрока (если играющих много, то водящими могут быть три человека). Водящие – невод, остальные игроки – рыбки. Задача невода наловить как можно больше рыбы.

    Все игроки бегают по площадке и невод ловит (окружает) рыб. Если рыба попалась, то она сама становится частью невода, то есть он увеличивается на одного игрока.

    Рыбы не могут рвать невод, то есть расцеплять руки водящих, чтобы проскочить.

    Выигрывает тот, кто дольше всех смог продержаться и не попасть в невод.

    Передай коробок

    Для игры понадобится верхняя часть коробка от спичек. Внутренняя выдвигающаяся часть со спичками не нужна.

    Игроки делятся на две команды. Каждая встает в одну линию. Первый игрок надевает себе на нос верхнюю часть спичечного коробка. Не помогая руками, он передает ее другому игроку своей команды, то есть надевает ему на нос. Так, надевая коробок на нос каждому участнику, нужно передать коробок последнему игроку.

    Побеждает та команда, которая быстрее всего это сделает.

    Летела корова

    Количество игроков: от 3 человек. Все игроки становятся в круг и соединяют руки таким образом: ладонь правой руки игрок кладет сверху левой руки соседнего игрока. На ладонь левой руки каждого игрока сверху должна лечь ладонь соседа слева.

    Теперь игроки начинают по одному слову произносить считалочку и одновременно хлопать руками (правой рукой по ладони соседа слева):

    Летела корова Пролетала над домом Читала газету Под номером…

    Следующий игрок произносит цифру. Игроки продолжают хлопать и считать (одна цифра- один хлопок). Тот игрок, которому выпадает назвать загаданную цифру, должен сильнее хлопнуть по руке соседа, а задача того вовремя (не раньше!) отдернуть руку.

    Испорченный телефон

    Эта игра для детей предполагает большое количество участников (не меньше 5 человек). Ведущий придумывает любую фразу и садится первым, за ним в ряд все остальные. Ведущий тихо шепчет на ухо фразу игроку, который сидит рядом. Тот передает услышанную фразу на ушко следующему по порядку и так далее. Передавать фразу надо так, чтобы другие игроки ее не услышали.

    В конце ведущий подходит к последнему игроку и спрашивает, какую фразу ему передали. Тот во весь голос, громко повторяет то, что он услышал. Почти всегда с первой фразой происходят странные метаморфозы. Например, изначально фраза была такая: «Я взял козу и крикнул «беги». А в конце она превращается в «Я съел косу у реки».

    Конечно ведущий старается придумывать фразу с «подвохом», чтобы ее нелегко было повторить. К тому же во время игры один человек может не расслышать, что ему сказали. Переспрашивать нельзя, а передавать фразу дальше надо, вот игрок и придумывает свою версию.

    Чтобы узнать, кто исказил фразу водящего, просят всех игроков повторить то, что они слышали. Первый игрок, который переврал смысл фразы, садится в конец ряда, на его место садится ведущий.

    Бывает так, что фраза доходит до конца без искажений. Тогда ведущим остается все тот же человек.

    Карниз

    Эта игра для детей уже не только на внимательность, но и на ловкость. Все дети встают в одну линию на бордюр тротуара. Игра начинается с крайнего игрока. Он, а за ним и все другие участники, должны перебраться с одного края бордюра на другой, не спускаясь на землю. Остальные игроки не должны ему мешать и даже могут помогать, удерживать, чтобы он не валился. Тот, кто хотя бы одной ногой коснется земли – выбывает.

    Кстати, эта игра вырабатывает командный дух, что, на мой взгляд, очень важно.

    Бешеная змейка

    Чем больше народу играет в эту игру, тем интереснее. Все игроки выстраиваются в колонну по одному и держат друг друга за талию. Водящий – это первый игрок колонны. Его задача - осалить последнего игрока.

    Итак, первый игрок бежит за «хвостом» и все участники за ним. Получается, чем быстрее «голова» бежит, тем быстрее удаляется от нее «хвост». Нужно найти удобный момент, когда хвост находится на более близком расстоянии и осалить его.

    Осаленный игрок становится перед ведущим, и теперь он ловит хвост колонны.

    Главным занятием детей во все века была и остается игра. Именно она является одной из вечных вещей в мире, а может, это особый мир, куда нет доступа взрослым… Меняются времена, а вместе с ними и игры. Взрослые часто говорят, что современные дети уже не те. Так ведь и современные взрослые когда-то были «не теми» детьми для своих родителей. Ничто не стоит на месте: меняется общество, его интересы, а вместе с ними и игры. Попробуем провести параллель, между играми детей 70-80-х годов и теми, что популярны сейчас.

    Игры 70-80-х годов .

    Это было время, когда про мобильники можно было узнать только из советской фантастики. Большинство детей довольствовалось таким устройством связи, в котором два спичечных коробка соединялись шелковой нитью. Такой телефон обеспечивал связь до 10 метров. К слову сказать, на таком расстоянии слышно и без телефона, но так ведь, интереснее!

    Во время, когда не было ни МТВ ни НТВ, не говоря уже про консоли и плейстейшен, дети большую часть времени находились на улице. Во дворе собиралось много детей разных возрастов, которых объединяли одни дворовые игры.

    Девочки постоянно, прыгали через резинку, что-то вязали, вышивали и вели свои разрисованные тетрадки с интересными стишками, анкетами для подружек и гадалками. Все они поголовно были одеты в школьную робу ужасного коричневого цвета и белые фартуки. Их манжеты и воротнички перешивались практически ежедневно, поскольку быстро пачкались о какое-нибудь рукоделие. И, конечно же, весь двор той поры был изрисован классиками! Без них никуда.

    У мальчишек так же были свои игры. Характерными их особенностями было использование чего-то запрещенного, неодобрение взрослых и опасность для здоровья. И это не наркотики и секс, как подумают многие. Пацанские забавы – это игры в «войнушку», рогатки, самопалы, тарзанки и, конечно же перочинный нож! Нож являлся символом причастности к силе и его использовали для игр вне стен школы. Самая известная игра с ножом называлась «Земля». Два игрока рисовали на земле большой круг, разделенный пополам. Нужно было метать нож в кусок земли противника и по его положению определялось, какой кусок тверди будет отходить оккупанту. Играли до того момента, пока одному из игроков не оставалось на земле места куда можно поставить ногу.

    И мальчиков и девочек 70-80-х годов объединяли такие подвижные игры как «Казаки-разбойники», где нужно было быстро бегать, хорошо прятаться и проявить немало изобретательности в расстановке меток, «Палки-стукалки сам за себя», «Лапта», «Рыбак и рыбки», «Пятнашки». Так же очень популярными были игры с мячом, такие как «Квадрат», «Десяточка» и «Вышибалы».

    За основу сюжетно-ролевых игр брали самые «модные» на тот момент фильмы «Неуловимые мстители», «Чингачгук» или «Три мушкетера». Все эти игры были захватывающие, со сценарием пленения и очень подвижные.

    Из всех игр, смело смотревших в лицо времени, самой вожделенной для детей была электронная игра с Волком, который ловил в корзинку яйца, под названием "Ну, погоди!". Без сомнения, дети, набравшие более 1000 очков, смогли бы в одиночку оборонять Брестскую крепость, поскольку нервов и реакции им было не занимать.

    Во что играют дети нашего времени?

    Прогресс 21 века избавил от необходимости детей мастерить домики для кукол или машинки из природного материала. Все уже есть в готовом виде. Наше время предлагает большое разнообразие компьютерных игр, которые все больше овладевают мозгом современных детей. А те, в свою очередь, не особо сопротивляются этому воздействию. Таким образом, основная масса современных детей все свободное время проводит возле компьютера. Многие «подвиги» молодежи нашего времени виртуальные. Сейчас не видно детей с рогатками и самострелами, поскольку вся детская агрессия остается в интернете. Сейчас дети не пишут на партах: а зачем, ведь есть многочисленные социальные сети и форумы.

    Как видим не так уж и вредны компьютерные игры и социальные сети, в которых проживает свое детство нынешнее поколение. Существует много игр развивающих и полезных, например игры, созданные для обучения детей языкам, тренировки логического мышления.

    Во все времена дети не перестают играть в войну. Как ни жаль, но человечество за всю историю прожило без войн около года, потому эта игра никогда не изживет себя. Просто раньше все дети были Чапаевыми, а сейчас большинство желает стать Бэтманом и Гарри Поттером. Детские игры зеркально отражают жизнь и интересы общества и его времени и ничего тут не поделать.

    Хочется отметить, что не все ушло в небытие. Как и много лет назад, дети водят хороводы, играют в прятки, догонялки, выбирают водящего считалочкой, играют с игрушками. Во что-то время внесло некоторые коррективы, но суть их останется неизменной еще много лет.

    У каждого свое детство и все мы дети своего времени. Просто иногда родителям стоит чаще увлекать детей своими играми. Только так возможно сохранить преемственность поколений.

    В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов — теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем. "Газета.Ru" оглядывает опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

    Резиночки

    Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3-4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают "первые") до уровня шеи (прыгают "шестые"). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название "пожэпэ". Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

    Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

    Классики

    Как играть. Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в "классики" может быть любое.


    Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

    Бояре

    Как играть. Участники этой старинной русской народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речевку: "Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли..." Диалог заканчивается словами: "Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда" . Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет — остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры — собрать в команде как можно больше участников.


    Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации "один против всех".

    Тише едешь, дальше будешь — стоп

    Как играть. Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: "Тише едешь, дальше будешь — стоп" . Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

    Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

    Колдунчики

    Как играть. Участники убегают от водящего (эта игра — разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него — осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и "выручить". Задача водящего — не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков — бегать с "брызгалками" и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала игры все мокрые, зато очень веселые.


    Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

    Море волнуется раз

    Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:

    Море волнуется раз,
    Море волнуется два,
    Море волнуется три,
    Морская фигура на месте замри!

    Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

    Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

    Казаки-разбойники

    Как играть. Игроки делятся на две команды — "казаков" и "разбойников". Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. "Разбойники" загадывают секретное слово. "Казаки" отходят в сторону так, чтобы не видеть "разбойников". "Разбойники" убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками "казаков". Задача "казаков" — найти по стрелкам "разбойников". Каждого "разбойника" "казак" приводит в "тюрьму" и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. "Казаки" побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех "разбойников".


    Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать "своих".

    12 палочек

    Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на "рычаг" (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к "рычагу" и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.


    Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

    Вышибалы

    Как играть. "Вышибалы" — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача "вышибал" — бросая мяч друг другу, попасть в любого из "центральных" игроков. Задача игроков - увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут "спасти" выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде "центральных" игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.


    Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

    Я знаю 5 имен

    Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: "Я знаю одно имя девочки" , ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: "Я знаю одно имя мальчика", "Я знаю один цвет", "Я знаю одно животное", "Я знаю один город" . Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: "Я знаю два имени девочки" — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речевке до десятки.

    Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

    Съедобное-несъедобное

    Как играть. Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет "съедобный", игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке "яблоко-дыня-морковь-картошка" неожиданно произнести: "утюг". Если игрок ошибается и "съедает" "несъедобное", то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

    Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

    Ножички

    Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в "ножички" под разными названиями: "земля", "города", "скамейки", "бабки-дедки", "танчики", "кораблики", "футбол", "морской бой". Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.


    Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

    Колечко-колечко

    Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его "лодочку" свою и произнося считалку: "Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю". Задача водящего — незаметно вложить "колечко" одному из игроков и произнести "Колечко-колечко, выйди на крылечко!" После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников — задержать убегающего.

    Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

    Вы поедете на бал?

    Как играть. Водящий произносит считалку:

    "Да" и "нет" не говорите,
    черное-белое не называйте,
    Вы поедете на бал?

    Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова "да", "нет", "черный", "белый". Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

    Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

    Я садовником родился

    Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его "садовнику"-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме..." И называет "имя" (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. "Садовник" отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: "Что делать этому игроку?" "Садовник" назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок "отрабатывает" фант и забирает свою вещь.


    Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.

    Кис-мяу

    Как играть. Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий — лицом, игрок — спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: "Кис?" Если игрок, стоящий спиной, отвечает "брысь" , водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит "мяу" , водящий спрашивает его: "Какой цвет?" Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый — самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, ответить на которые игрок может только "да". Обычно вопросы каверзные вроде: "Ты его любишь?" Красный — поцелуй в губы. Розовый — то же самое, но в щечку. Желтый — три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий — поцеловать руку. Фиолетовый — совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.


    Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

    Теперь давайте вспомним, чем мы занимались во дворах, между домашкой, музыкальной школой и «спокойной ночи, малыши».

    Понятное дело, что были велосипеды, бадминтон и футбол… Но этим сейчас никого не удивишь. А вот забытые дворовые забавы стоят отдельного упоминания. Особенно те, которые не особо одобрялись родителями и вызывали проклятия со стороны соседей. А то и приводили к участковому…

    Карта-абла и компания

    Для начала нужно было собрать капитал, то есть иметь хотя бы небольшую коллекцию игровой валюты – вкладышей от жвачек, кэпсов, чушек, наклеек. Сама игра была не сказать чтобы очень высоко интеллектуальной. Например, вкладыши от жвачек клались стопкой картинками вниз, и по стопке нужно было ударить ладонью. Те вкладыши, которые переворачивались, становились твоими. Аналогично рубились в кэпсы – круглые яркие фишки с разнообразной мультяшной и компьютерной нечистью, – только стопку кидали об асфальт. Практически по той же схеме выстраивались битвы со всеми видами крышек, пробок, чушек, соток и прочих трэш-атрибутов той эпохи.

    У каждого игрока была своя тактика и свои ноу-хау; по вечерам на линолеуме проходили многочасовые тренировки – движения должны были стать строго отточенными, математически верными и психологически угнетающими соперника. Естественно, в каждом дворе был везунчик (читай: мухлевщик), который одним движением потной ладошки переворачивал все вкладыши или одним ударом об асфальт выигрывал все фишки. Во дворе таких ненавидели, но втихаря завидовали и молча уважали.

    Рогатки

    Речь пойдет строго о самопальных аутентичных девайсах.
    Такие рогатки были двух видов: классические и шпоночные. Классические делались из толстой Y-образной ветки, находился серый жгут (например, в аптеке), тырился где-то кусочек кожи, и вся конструкция фиксировалась изолентой или медной проволокой (синяя изолента – нет ничего фэн-шуйнее!). Из такого оружия стрелять можно было чем угодно, но лучше и травматичнее всего получалось камнями. Ну, естественно, по окнам!


    Шпоночную рогатку сделать было проще, но и жизнь ее была коротка. Всего лишь надо было найти на свалке толстый алюминиевый провод в оплетке и – дома – резинку от трусов. Зарядами для этого подвида дворового оружия служили шпонки – согнутые куски проволоки. Особой разрушительной силой оружие не обладало, но кошки недурно так шугались, да и в войнушке можно было нехило зарядить врагу между глаз.

    Сикалка

    Ну, в общем, вы уже поняли, откуда пошло название этой развлекухи. Во времена застоя и перестройки сикалка отлично заменяла водяные пистолеты, которые были дорогими, и одноразовые шприцы, которых не было.

    Изготавливалось это оружие ближнего боя как два пальца: брали пустой флакон от шампуня, отбеливателя или любую мягкую емкость с пробкой. Раскаленным гвоздем расширяли отверстие в пробке и впаивали туда верх обычной шариковой ручки. Для верности можно было еще загерметизировать мастикой или пластилином. Ну и гонялись друг за другом по двору. А чо? Водные сражения а ля Цусима, только без японцев.

    Дротики

    За неимением настоящих, дротики изготавливали из подручных материалов: бумага, спички, игла, клей и нитки. Такие дротики весьма недурно летали и даже втыкались. Особенно высокие балы за аэродинамику получали девайсы с голубиными перьями.
    На ковер (который непременно висел на стене – в лучших традициях мулигамбии) вешалась «мишень» из тетрадного листа, и игра начиналась.

    Понятное дело, дротиками играли и в войнушку. Они же были орудиями мести и – иногда – решающим словом в вечном споре «кто ща круг на велике».

    Бумеранг

    Советские кулибины придумали, как сделать бумеранг в условиях тотального дефицита. В конце 80-х ничего подобного еще не продавали, и шпана просто брала две обычные деревянные линейки и изоленту, а над паром при наличии терпения и сноровки можно было слегка скрутить лопасти. Таким бумерангом было четко пугать птиц. Или себе подобных, но по-младше.

    Самострел (пугач)

    Это оружие за 10 минут изготавливалось из прищепки, ниток и спички.

    Можно было вместо спички взять иголку, вставленную ушком в кусок спички. Такой дротик не только отлично пробивал картон, но и ничуть не хуже втыкался в человека.

    Харкалка

    Неотъемлемым атрибутом во дворе и девайсом номер раз на школьных переменах (да, что греха таить, и на уроках тоже… нет – особенно на уроках!) была трубка, из которой можно было плевать во врагов и девчонок.

    Харкалка. Харкать можно было, чем угодно, включая натурпродукт собственного изготовления, но особо смачно прилетал в девичьи локоны все тот же пластилин. Достать такую трубку было ай как непросто, и ее обладатели смело плюсовали 50 баллов к скилам. Конечно, можно было просто вынуть стержень из шариковой ручки и плеваться, но это был чисто пролетарский вариант. Харкать нужно было строго из харкалки.

    Пластилин

    Вообще, здесь стоит сразу остановиться на такой важной штуке как обычный пластилин.

    Его в каждом доме было чуть больше чем до фига, ибо он: а) был дешевым, и б) считался третьим по важности источником творчества (после красок и цветных карандашей). На самом деле находчивые советские пацаны применяли его для таких околотворческих дел, как:

    Подделка печатей на билетах в кино
    изготовление особо мощных снарядов для стрельбы из рогаток и харкалок
    метание размятых и максимально цветных снарядов в волосы понравившимся девочкам или мальчикам (помню, моей маме пришлось как-то выслушать от воспитательницы, и я была далеко не потерпевшей стороной пластилинового баттла)
    затыкание выхлопной трубы соседу дяде Коле.
    замазывание глазка и замка на двери соседа дяди Бори
    утяжеление воланчика в бадминтоне и пр.

    Бомбочки

    А конкретнее – бомбы домашнего изготовления. По сути, это были взрывпакеты либо из сурика и серебрянки, либо из магния и марганцовки. Серебрянка – вполне обычная краска, поэтому безболезненно находилась в хоз- или худмаге. Марганцовку покупали в аптеках. Сурик добывали из аккумуляторов, магний – чаще всего путем вандализма, т.е. просто отламывая куски от всего, что на глаза попадется. Потом эти ингредиенты нужно было размельчить.
    Для изготовления смеси нужен был опыт и, что важно, соблюдение техники безопасности. Если на тест-драйве после возгорания пробы в глазах долгое время бесился «зайчик» – смесь ок. Иначе – на доработку.


    Самые простые взрывпакеты – это камни, засыпанные адской смесью, засунутые в полиэтилен, перевязанные плотно изолентой. Шпана изощрялась, как могла. Вместо пакетов использовали мячи, пустые баллончики, сифоны. Чем разрушительнее, тем лучше. Чем глупее, тем круче. Самое главное было – успеть оказаться на безопасном расстоянии от взрыва, но при этом «позырить как шарахает».

    Дымовухи

    Их было бессчетное множество. Каждый район города вносил свою лепту в эту многотомную энциклопедию дворовой мудрости. Но самыми популярными и самыми простыми были дымовухи с использованием определенного вида пластмассы. В фольгу заматывался сломанный шарик от пинг-понга или куски пластмассовой неваляшки.

    Поджигаем, отходим, смотрим, тушим, воняем. На основе этих вариантов, с добавлением ингредиентов и девайсов типа бенгальских огней, можно было получить дымовуху, которая не просто дымится, но и красиво выкидывает фонтан дыма на высоту 2-3 метра! Один из самых простых способов развлечься – кинуть пару кусков шифера в костер. Он не особо дымит, зато конкретно так стреляет. Кусками.

    Дюбель

    Тут вообще все для первоклашек. Дюбель вбивали в асфальт, вынимали и в полученную лунку крошили серу от спичек. Сверху снова плотно вставляли дюбель и кидали сверху камень. Взрыв вызывал море первобытных эмоций, а лунка расширялась до 4 см в диаметре, выворачивая асфальт наизнанку. Был вариант летающей петарды – из целлофанового пакета, 2-х болтов, 1-й гайки под резьбу болтов и, конечно же, серы от спичек как самого доступного взрывного материала. Взрывпакет кидался вертикально вверх или об стену. Коробок спичек в то время стоил 1 копейку.

    Карбид

    Помните камешки со специфическим запахом, пузырящиеся в воде? Заботливые газосварщики вытряхивали карбид из баллонов, а детвора находила и развлекалась. Карбид кальция замечателен тем, что хорошо горит, а при соединении с водой выделяет газ. Его просто бросали в лужу, поджигая ее, и грели руки, сжимая карбид в ладошке, погруженной в лужу, и засовывали его в бутылки с водой, затыкая пробкой… Найденный карбид означал несколько часов веселья. А иногда и целый день травмоопасных опытов.

    Химическо-фармацевтические забавы, вообще, были особо распространены, причем задолго до появления в расписании уроков химии. В ход шла селитра, карбид, аммиак, натрий, сухой спирт, гидроперитовые таблетки, анальгин, марганцовка, глицерин… Например, крутые летальные аппараты получались с помощью аммиачной селитры, в которой вымачивалась, а потом скручивалась и поджигалась газета. Такая газета засовывалось в банку из-под лака для волос, и ракета устремлялась в неизвестном, правда, направлении. Иногда в голову, иногда – в окно тети Зои с первого этажа. Или вот еще, из избранного: из найденного на свалке телевизора вынимали конденсаторы и клали на зажженную таблетку сухого спирта. Или проще – кидали в костер. Фигачило просто нереально красиво. А если измельчить пару таблеток гидроперита и анальгина, то едкий дым становился залогом сорванного урока. Ну и классика: смесь йода и аммиака. Получаемый осадок отфильтровывали промокашкой, во влажном состоянии вырезали и высушивали. Теперь можно было подложить адские кристаллы под ножку стула Мариванны и тихонько ждать. И снова сорванный урок и бурные аплодисменты одноклассников. Особо бесстрашные (они же – безмозглые) запихивали этот осадок в мокром виде в замочную скважину завучу – при удачном раскладе ключ вылетал в живот.

    Сплющить все

    Очень модно было найти рельсы и перед подъезжающим поездом положить на них что-то – гвоздь, монету, крышку от фанты. Если повезет, получался оригинальный пацанский сувенир или игровая чушка.

    Спички

    Спички, хоть и не игрушка, а всегда были у шпаны под рукой. Была, например, такая народная забава: берешь спичку, плюешь на стену в подъезде и сразу намазываешь на спичку белую известь; потом зажигаешь спичку и кидаешь в потолок. У особо удачливых спичка прилипала и оставляла художественное черное пятно. Повторив действие несколько раз, получали на потолке абстрактную картину. Ну и затрещину от родителей, как результат непонимания высокого искусства массами.

    Ножички

    Каждый уважающий себя пацик обязан был иметь в кармане раскладной нож. Одолжи у брата, укради у отца, выпроси у деда, но вынеси во двор и докажи, что мужик. Нож был нужен и для мнимой самозащиты, и для игры в «ножички». Разновидностей, опять же, масса, но в целом было как-то так. На земле чертилось поле, делилось на участки. Каждый занимал свой участок. Потом стоя нужно было воткнуть нож в участок противника и таким образом постепенно отрезать от его земли по кусочку. Не воткнул (“заранился”) – переход хода. Ну и далее куча правил и исключений из них. Опасно, но жизненно. Первая политическая стратегия, чо там.

    Пистоны

    Вообще, ленты пистонов были предназначены для единичных выстрелов из пестиков. Но это было слишком просто и невыносимо скучно, поэтому бралась лента (а то и несколько) пистонов и складывалась стопкой, например, на бордюр или, лучше, на металлическую поверхность. Для извлечения максимального звука и получения волшебного запаха нужно было сильно ударить по пистонам камнем или молотком.

    Войнушка

    Почти все вышеописанное могло быть одновременно использовано в этой популярнейшей дворовой игре.

    В войнушку играли, разбившись на две команды. Обычно делились ради самой игры, то есть стихийно. А бывали моменты, когда игра отражала реальное состояние дел во дворе и помогала выяснить, наконец, кто же круче – пятый дом или дом девять строение бэ. Иногда тянули спичку, которая определяла, кто будет за немцев, а кто – за «наших». В игре максимально использовали и достижения советской игрушечной индустрии, и самопальные девайсы и гаджеты. Советские дети имитировали бои Великой Отечественной с помощью любых имевшихся подручных средств – от дорогих автоматов до деревянных пистолетов, сделанных ножовкой и рашпилем. Луки, самострелы с прищепкой и резинкой, пугачи из медных трубок, харкалки, сикалки, рогатки, бомбочки, набитые магнием и селитрой, деревянные мечи из досок, кинжалы, кортики, пневматические ружья из насосов от велика…

    Разновидностями войнушки была игра в индейцев и «казаки-разбойники». Девочек в игру принимали, но, в основном, медсестрами на полставки.

    Слоники

    В «слоники» играли двумя приблизительно равными по весу командами. Одна команда – слоники – становится цепочкой и каждый, согнувшись, прячет голову в соседа. Рекомендуется играть командами от пяти человек. Игроки другой команды – всадники – с разбега по очереди запрыгивают на конструкцию из слоников. Они должны не просто поместиться, но и удержаться.

    По логике игры, первый прыгающий должен приложить максимум усилий и долететь до головы первого слоника. Второй – за ним, и так далее. После приземления двигаться нельзя. Вариантов развития событий три: либо кто-то из слонов не выдерживает и разваливает цепочку (слоны проигрывают), либо кто-то из всадников пролетает мимо, падает, произносит слово, вообще не запрыгивает (слоны выигрывают), либо слоники провозят всех сидящих на них всадников до финиша (победа слонов). Глупо, травматично, не эстетично, но очень весело.

    Ловля живности

    Дети и в советское время были склонны к садизму и живодерству. Летом распространенным развлечением гитлеров-юннатов была ловля мух, пчел, жуков, ящериц и последующее заточение их в спичечные коробки, банки, бутылки. Некоторые выпускали своих питомцев целыми через пару дней, некоторые – проводили опыты по расчленению, особо извращенные наблюдали, когда и как насекомое умрет. Дети же.

    Кидание в прохожих

    Думаем, эта забава существует и поныне. В детстве мы брали пакеты, наливали туда воду, завязывали и кидались с балконов. Крутым считалось добавить в воду марганцовку и не получить по ушам, оставшись неузнанным зорро. Дети богатых родителей кидались яйцами, дети работяг – картошкой и помидорами.

    Сифа

    Это была, наверное, самая популярная игра. Из инвентаря она не требовала ничего, кроме, собственно, сифы. Обычно сифой выступала тряпка для вытирания доски, а в условиях двора – любая фигня, найденная на помойке. Смысл игры в том, чтобы попасть сифой в тело товарища. Особо весело и унизительно было попасть куда-то в область лица. Жертва во всеуслышание объявляется сифой, и теперь все разбегаются от нее как от тифозника. Человек-сифа теперь должен попасть в другого, и так далее. Обычно игра заканчивалась с приходом учителя или знатным побоищем – часто вследствие того, что рано или поздно сифа прилетала в морду не участвующему в забаве элементу.

    Существовала вариация под названием «догони меня кирпич». Это была унизительная игра, как в моральном, так и в физическом смысле. Лузер бегал с тяжеленным кирпичом за остальными, пока не оставался сифой навечно.

    Резиночка

    Нам искренне жаль тех, кто не застал эту игру. Тех, кто на переменах залипает в айфон, а выйдя вечером во двор, обсуждает свои достижения в «веселой ферме». Лет пятнадцать назад игра в «резиночку» была одной из самых популярных. Прыгали все и везде. Всего-то нужна была резинка длиной метра 3-4, но лучше новая, упругая, длинная, целая, а не вынутая из шести пар трусов и связанная узлами.

    Играли либо каждая за себя, либо парами. Упорные (не путать с упоротыми) тренировались в гордом одиночестве, натягивая резинку между деревьев, столбов или дома между табуреток. В игре были строгие правила, уровни (щиколотки, колени, бедра и т.д.), разновидности типа простые, бегунчики, ступеньки, бантик, конфета, кораблик, платочек.

    Дочки-матери

    Игра считалась «девачковой», но в определенных случаях в нее допускались и мальчишки, которые могли еще до вступления в половозрелый возраст понять, что такое брак и чем он грозит. У игры было одно правило – играть, используя максимум фантазии и жизненного опыта, подсмотренного у родителей или в мыльных операх.

    На протяжении игры роли могли меняться («а давай теперь ты – мама, а я как-будто твоя дочка?»), в игру периодически вступали случайно найденные дети, внезапно объявившиеся мачехи, нагулянные необъяснимым образом любовники. И ожившие куклы, пупсики, плюшевое зверье. Разыгрывались сценки «а давай как будто мы в магазине», свадьбы, ссоры, интриги, драки, смерть! Все, как в жизни.

    Море волнуется раз

    Эта игра обычно длилась недолго, так как была достаточно монотонной и оттого скучноватой. Игроки хаотично двигались, ведущий произносил стишок-мантру про «морская фигура на месте замри», и все должны были замереть в той позе, в которой оказались. Ведущий обходил все «морские фигуры» и осматривал их на предмет шевеления. Кто первый дернулся, тот становился ведущим в следующем круге, либо выбывал из игры. Как-то так. Никакого трэша. Для отличников и заторможенных.

    Классики

    Вы не поверите, но на самом деле это довольно старинная игра, зародившаяся чуть ли не в Римской Империи. В советское время в «классики» играли на асфальте, на котором мелом расчерчивали поле из квадратов.

    Суть: игроки кидают биток (камень, конфету и т.п.) в определенный квадрат (класс), затем особым образом прыгают на одной или двух ногах по полю, перемещают биток в следующий квадрат, стараясь не наступать на черту. Вариаций и правил была уйма. Мальчики обычно не играли, но ошивались поблизости в надежде, что у кого-то из девочек задерется юбка.

    Мыльные пузыри

    Это сейчас баночку с волшебными пузырями можно купить везде – с разными запахами и хоть с барби на упаковке, хоть с микимаусом. А раньше все было не так просто, и смесь для пузырей дети делали сами. Например, строгали мыло и разводили с водой. Или брали шампунь. Потом делали из плотной бумаги трубку, широкий конец смачивали в растворе, а в узкий нужно было дуть. Радости от такого пузыря было в десять раз больше, да и красивее они были, что ли…

    Выбивалы

    Игры с мячом всегда были популярны. Особенно игра хороша, если можно кого-то шарахнуть этим мячом. Такой игрой были «выбивалы». Двое игроков, стоящих на расстоянии 5-7 метров, пытались попасть по игрокам, бегающем между ними. Развивались и меткость, и реакция, и выносливость.

    Ролики

    Ролики есть и сейчас, и есть у многих. Но тогдашние ролики – это нечто.

    То ли недособранный конструктор, то ли испанский сапожок. А в целом, такая завуалированная смерть на колесиках. Конечно, удовольствие от катания на роликах советского образца перекрывало негативные ощущения от дрожи в коленках и боли содранных ладошек и коленок в мясо. Зато адреналин!

    Пионер-пионер-подавай-смену

    Эта игра была популярной, но весьма странной. Что она развивала, мы до сих пор понять не можем. Две команды стоят друг напротив друга цепочками. Игроки крепко держатся за руки. Путем нехитрой кричалки выбирается из какой-то команды один игрок, который должен разогнаться, побежать к противоположной стенке и разбить цепочку другой команды своим телом. Разбивает – уводит чужого игрока в свою команду, не разбивает – остается в плену. То есть вы же понимаете, что чужой среди своих ни к чему хорошему не приводит… Да и поддаться можно, если в команде соперников та самая красивая девочка. В общем, интриги, скандалы, расследования.

    Прятки

    Тут даже объяснять не надо. Во время бредовой считалки все прятались, а один несчастный должен был их искать. После обнаружения, оба должны были развить максимальную скорость и, отталкивая друг друга, «застучаться» в определенном заранее месте. Весело было только первые пять кругов, ибо потом все подходящие для пряток места становились известными и момент внезапности пропадал. Правда, это не отменяло соревнований в скорости и быстроте реакции. Равно как и силовые приемы.

    В козла

    Казалось бы, это еще одна унижающая честь и достоинство разновидность игры в сифу. Но нет. Это игра с мячом, которым били об стену, и после отскока нужно было, раздвинув в прыжке ноги, не касаясь мяча, перепрыгнуть его. Ясное дело, что в силу определенных причин распространена она была, в основном, среди девочек.

    Вышеноги

    Это разновидность салок, но убегающие могут избежать «засаливания», если запрыгнут на что-то или еще каким-либо образом оторвут ноги от земли и пробудут в таком положении 20-30 секунд. Интересная, но степень травматизма выше, чем в обычных салках.

    Секреты под стеклом

    Сугубо девчачья хрень. В земле выкапывалась ямка, в нее складывались «ценности» – обертки от конфет, цветные стеклышки, пуговицы, цацки и прочая детская дребедень. Ямку накрывали куском стекла, тщательно маскировали ветками и листьями.

    Девочки под большим секретом хвастались друг перед другом своими могильничками, обновляли их, старались сделать склеп ярче и привлекательнее, чем у подруг.

    Снежные забавы

    В зимнее время развлечений тоже было по горло: и санки (естественно, лицом в дерево на первой космической), и лыжи (обязательным элементом программы было разложиться крест-накрест после неудачного приземления и, собирая себя в кучку, непременно раздать лыжами и палками друзьям по рожам), и коньки (читай: синяки), и целомудренное строительство снеговиков.

    Но нам хочется вспомнить самую популярную забаву. Гендерную. Когда после уроков мальчики беспощадно «мылили» девочек снегом. Казалось бы жестоко, но про любовь.

    В общем, интересное было время, что и говорить. И опасно, и весело, и рискованно. Что в школе, что во дворе, что на дне рождения товарища. Некоторые игры развивали определенные качества и давали какие-то скилы. Другие были джаст фо фан. В любом случае, сейчас такого разнообразия у детворы и близко нет. Скучно, детишки.