Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Игры с кинетическим песком для логопеда. "логопедические игры с песком". Формирование слоговой структуры слова

    Игры с кинетическим песком для логопеда.

    На логопедических занятиях используют различные инновационные техгологии, игры и упражнения, современные инновационные материалы, способствующие повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции речи. Широкие возможности для коррекции различных нарушений у детей предоставляет кинетический песок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование кинетического песка в работе учителя-логопеда

    Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов.

    Нарушение речи детей затрагивают различные стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую, лексику, грамматику. Дети редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. В основном у них присутствует моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для успешной коррекции речи и моторики у детей, я решила использовать в своей работе песок.

    Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

    Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

    Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

    Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер.

    Кинетический песок состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего. Он никогда не сохнет, не имеет запаха. Оставляет все поверхности совершенно чистыми. Благодаря связующему агенту, кинетический песок сохраняет свои первоначальные свойства на протяжении всего времени использования. Он не прихотлив в хранении.

    Используя кинетический песок, я решаю следующие задачи:

    Развитие диафрагмального дыхания;

    Развитие фонематических представлений;

    Совершенствование грамматического строя речи;

    Автоматизация поставленных звуков;

    Развитие связной речи;

    Формирование слоговой структуры речи;

    Развитие мелкой моторики.

    Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

    Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:

    Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);

    Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);

    «Необычные следы»: «топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых;

    Создать узоры и рисунки, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;

    Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;

    Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.

    Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:

    Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;

    «Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано;

    Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).

    Упражнения на развитие силы воздушной струи:

    Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень;

    Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.

    Игры на развитие связной речи:

    «Отгадай загадку» (один из детей лепит предмет, не показывая остальным, описывает его);

    «Придумай и расскажи» (ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью).

    Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию.

    Опыт работы показал, что использование кинетического песка дает положительные результаты:

    У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

    Обучающиеся чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;

    На занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.


    Разделы: Логопедия

    В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушением речи.

    Интенсивно развивается логопедическая служба и в негосударственных образовательных учреждениях для детей предшкольного и дошкольного возраста.

    Уточняется базовое содержание дошкольного образования, внедряются вариативные программы воспитания и обучения детей, активно разрабатываются региональные компоненты дошкольных образовательных программ.

    Учителя-логопеды детских садов также не остаются в стороне от процессов творческой разработки современного содержания дошкольной логопедии.

    Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности. Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения речи. Одним из таких методов является метод «Песочной терапии».

    Многим известно, что существует целая песочная игротерапия. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок. Трогая руками песчинки дети развивают мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи у ребенка. Существует выражение – «Через руку к речи».

    Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

    1) Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

    2) Познавательные игры , с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

    3) Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

    Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки… Таким образом, все наши лексические темы мы можем обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет… Было бы только желание использовать песочную терапию в логопедической практике

    Также очень распространено рисование и аппликация цветным песком. Песочное рисование дает возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренировать мелкую моторику рук. Использовать цветной песок можно так же на фронтальном занятии, на подгрупповом и индивидуальном.

    Ниже приведены песочные картины:

    Cтаршая логопедическая группа. Лексическая тема «Мой город» <Рисунок 1 >

    Подготовительная к школе логопедическая группа. Подгрупповая работа «Автоматизация звука Р» <Рисунок 2 >.

    Кроме того, песок, будучи цветным, способен влиять на детей через цвет: желтый – наполняет теплом, красный – добавит оптимизма, синий – действует успокаивающее, зеленый – вдохнет свежести.

    Процесс создания картины из песка прост и увлекателен, он многое расскажет ребенку о свойствах различных предметов и доставит огромное удовольствие.

    При помощи простого трафарета, самоклеющейся бумаги и цветного песка, Вы сможете без труда создать необычную «песчаную» картину, которая будет отличным украшением комнаты или кабинета и объектом гордости ребенка.

    ШАГ 1.
    Ребенок выбирает сам себе рисунок и обводит его на самоклеющейся бумаги.

    ШАГ 2.
    Взрослый сам проходит тонким ножичком по фигуре, так чтобы ребенку осталось только отклеить не нужную бумагу. Вырезаем по контору.

    ШАГ 3.
    Выбираем песок нужного цвета.

    ШАГ 4.
    Отклеиваем отдельно каждую часть и закрашиваем пальчиками, делаем это кругообразным образом.
    Закрашиваем

    ШАГ 5.
    Лишний песок убираем. И так часть за частью, и наша картина закончена.

    Список литературы:

    1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д . Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998, – 50с.
    2. Инновации – в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений /Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

    Игры с песком:

    ● развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

    ● снимают мышечную напряжённость;

    ● совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

    ● способствуют расширению словарного запаса;

    ● помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    ● позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    ● способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    ● помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

    повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

    Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». · Выдыхай медленно и плавно. · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

    «ВЫРОВНЯЙ ДОРОГУ»

    От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

    «ЧТО ПОД ПЕСКОМ?»

    Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение. «ЯМКА»

    Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.

    «ПОМОГИ ЗАЙЦУ»

    В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

    «ДОРОГА К ДРУГУ»

    На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

    «СЕКРЕТ»

    В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

    «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»

    Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.

    «ПУТЕШЕСТВИЕ»

    На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места.

    «БУРЯ»

    Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

    Вредных нет детей в стране -
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок - мирная страна. Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить: Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Чтоб запомнить и дружить!

    «Чувствительные ладошки» 1) (Т.Д. Зинкевич – Евстиг.)
    - Положите ладоши на песок, закр. глазки, почув., какой он.
    - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали?
    - Сдел. то же самое, повер лад. др. стор.. Расск. о св. ощущ..

    Скользить по поверхн песка как змейка или как машина.

    Пройтись лад. как слон, как мал. слон., как быстр. зайчик.

    Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

    Создать узоры и рис. – солн., бабочка, бук.(А) целое слово.

    «Пройтись» каждым пальчиком пр. и лев руки поочередно.

    Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

    Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

    2) Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

    Посч. камешки и решить на песке матем. задачку.

    Выложить фишками геометрическую фигуру.

    Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

    Можно "поиграть" на поверх. песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

    Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").

    Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

    3) Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..

    Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.

    Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

    При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

    Игра "Мой город" . Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

    Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

    «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

    Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.

    «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

    «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

    Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.

    Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

    Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Пед. достаёт из кор. карт. (баб., корова, ляг., петух, медведь) разд. их детям.
    - Сдел. дом. для этих жив., скоро к ним в гости придут их братья. Затем пед. достаёт из кор след. кар. (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
    - Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произн. назв. животных и выд. 1 зв. в этих сл.. - кит - [к"] – он пойдёт в гости к кор., 1 звук в этом сл [к]; [к] и [к"] – братцы.
    Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

    Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

    Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

    Игра «Какой звук лишний?»
    - А сейчас жив. поигр в и. «Кто лишний?». Вспомним, какие Зв. издают животные? (Дети повторяют звуки.)
    - А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те жив, зв. Кот. я не назову, д. б. спр в песок:
    - р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
    - д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
    - ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
    - з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

    Игра «Эхо» . Пед. произн слоги, а д. повтор. их по очереди, при этом за каждое правильно выполн. повторение реб. предл. взять люб. игрушку для посл. игры в песке.
    - та-ка-па - па-ка-та - ка-на-па - га-ба-да - па-ба-па
    - по-бо-по - пу-бу-пу - пы-бы-пы - та-да-та - да-та-да
    - ла-га-ка - га-ка-га
    С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.

    Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

    Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

    При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

    Упражнение "Необыкновенные следы" .
    "Идут медвежата" – реб. кул. и ладон с сил. надавл на песок.
    "Прыгают зайцы" – конч. пальцев реб. ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
    "Ползут змейки" - ребенок расслабл./напряженными паль. рук дел. поверхн. песка волнистой (в разных направлениях).
    "Бегут жучки-паучки" – реб. дв. всеми паль., имитируя движ. насек. (можно полностью погр. р. в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

    Игры с песком развивают:

    1) разв. такт.-кинетич. чувств. и мелкую моторику рук;

    Снимают мышечную напряжённость;

    Помог реб. чувств. себя защищ. в комфортн для него среде;

    Разв. активность, расш. жизн. опыт, передаваемый педаг. в близк. для реб. форме (принцип доступности информации);

    Стабилизируют эмоц. сост., поглощая негативную энергию;

    Позв. реб. соотн игры с реальн. жизнью, осмысл происх., найти способы решения проблемной ситуации;

    Преодолевают комплекс «плохого художника», создавая худож. композиции из песка при помощи готовых фигурок;

    2) развивают твор. (креативные) действия, находят нестандарт решения, приводящие к успешному результату;

    Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

    Способствуют расширению словарного запаса;

    Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Изучению правил поможет стихотворение Т. М. Грабенко :

    Вредных нет детей в стране - Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять! Песок - мирная страна.
    Можно строить и чудить, Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня? Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

    В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они!
    Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!

    Развитие слогового анализа.
    "Поставь в 1-ую ступеньку животных в названии которых один слог, на вторую ступеньку, животных в названии которых 2 слога" и т. д.

    3) ● Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нар. речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

    Развитие фонематического слуха.

    - «Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

    - «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    - «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

    Совершенствование грамматического строя речи .

    -«Лодочка» - в этом игр. упр. с водой или с песком можно учить правильно употр. в речи некоторые грам. категор.:

    Предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

    Приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

    Наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

    - «Чего не стало»- игр. упр. для закр. Исполь. сущ. в род. п. как ед., так и мн. числа. Это упр. исполь. только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песоч. картин., а затем просит реб. расск., что изменилось в песочной картине.

    Связная речь.

    «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

    Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

    Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый

    речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать,

    т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои

    ощущения:

    “Мне нравится погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло

    песка”; “Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне

    приятно”.

    АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    «ЛОШАДКА» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

    «ИНДЮКИ» Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

    «КАЧЕЛИ» Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

    «ЧАСИКИ»

    Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

    «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

    Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

    «СИЛЬНЫЙ МОТОР»

    Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    «СЛАБЫЙ МОТОРЧИК» Произн. Р (мягкий), проводя мизинцем дор. по песку, воде.

    «ГОРОЧКА» Набрать в руку песок и произ. (С) насыпая горку. Вариант этого упр. - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

    «ДОРОЖКА» Произн. заданные логоп. слоги, «прошагивая» их пальч или легко отшл. по песку ладошками.

    «СОВПАДЕНИЕ» Л. закап. в песок игрушки со (Ш) : мышку, и т.п. так, чтобы игр. на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предл. Реб. вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Реб., наз. игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.


    Игра с песком ребенка с ДЦП

    Развитие диафрагмального дыхания.

    Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

    · Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

    · Выдыхай медленно и плавно.

    · Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

    «Выровняй дорогу»

    От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

    «Что под песком?»

    Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

    «Ямка»

    Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

    «Помоги зайцу»

    В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

    «Дорога к другу»

    На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

    «Секрет»

    В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

    «Добрый великан»

    Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

    «Путешествие»

    На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

    «Буря»

    Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

    пропедевтика и коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.

    Артикуляционные упражнения.

    «Лошадка»

    Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

    «Индюки»

    Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

    «Качели»

    Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

    «Часики»

    Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

    «Накажи непослушный язычок»

    Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

    Автоматизация звуков.

    «Сильный мотор»

    Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    «Слабый моторчик»

    Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

    «Горочка»

    Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

    «Дорожка»

    Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

    «Совпадение»

    Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

    Развитие фонематического слуха и восприятия.

    «Спрячь ручки»

    Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

    «Слоговые дорожки»

    Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

    «Два города»

    Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

    "Мой город".

    Цель.

    Развитие фонематического восприятия.

    Оборудование:

    Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

    Ход игры.

    Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

    пропедевтика и коррекция лексико-грамматических Нарушений речи

    «строители» (2-3 занятия)

    Цель.

    Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

    · -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

    · -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

    · -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

    Оборудование:

    Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

    Ход игры.

    Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

    «Чего не стало»

    Цель.

    Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

    Оборудование:

    Песочница с влажным песком.

    Ход игры.

    Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

    «Подбери слово»

    Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

    «Родные слова»

    Цель.

    Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

    Оборудование:

    песочница с песком, песочные часы.

    Ход игры.

    В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

    «Я делал - я сделал»

    Цель.

    Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю -закапывал, откапываю -откапывал).

    Оборудование:

    Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

    Ход игры.

    Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

    «Зверюшки на дорожках»

    Цель.

    Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

    Оборудование:

    Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

    Ход игры.

    Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

    Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.






    Пескотерапия Игры с песком развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимают мышечную напряжённость; совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; способствуют расширению словарного запаса; помогают освоить навыки звукового и слогового анализа и синтеза; позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико- грамматических представлений; помогают в подготовке к обучению грамоте, освоению навыков чтения и письма


    Пескотерапия Наборы игрушек для игр с песком люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе; наземные животные (дикие, домашние, доисторические); летающие животные (дикие, домашние, доисторические); обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, крабы, моллюски); жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, мебель); домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола); деревья и другие растения; объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга); транспортные средства; объекты среды обитания человека; объекты ландшафта Земли; аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, ювелирные изделия,..)