Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Дидактические игры и упражнения для закрепления представлений о геометрических фигурах. Дидактические игры по формированию геометрических представлений Дидактические игры на плоские геометрические фигуры

    Дидактические игры и упражнения для закрепления представлений о геометрических фигурах. Дидактические игры по формированию геометрических представлений Дидактические игры на плоские геометрические фигуры

    Игры с геометрическими фигурами

    Игра «Дом для геометрических фигур» для детей 5-6 года жизни.
    Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.
    Игровой материал: таблицы, геометрические фигуры.
    Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть модели домов для геометрических фигур, сосчитать количество этажей, называть фигуры, живущие на первом, втором и других этажах. Дети узнают, сколько квартир на каждом этаже, какие фигуры в них живут. Затем дети расселяют геометрические фигуры по квартирам, ориентируясь на форму и цвет фигур.
    Литература: Петерсон П.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс для дошкольников. - М.: Баласс, 2004. - С. 142.

    Игра «Опиши фигуру» для детей 5-6 года жизни.

    Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах, их свойствах.
    Игровой материал: геометрические фигуры, карточки со специальным кодом, графически изображающие признаки фигур (форму, цвет, величину).
    Ход игры. Кодовые карточки можно расположить перед ребёнком рядами:
    1 ряд - карточки, обозначающие форму,
    2 ряд - цвет,
    3 ряд - величину.
    Ребёнок получает геометрическую фигуру, подбирает к ней кодовые карточки. Например, у ребёнка большой красный круг. Он называет фигуру, рядом кладет карточку с изображением круга (форма фигуры), карточку с цветовым красным пятном (цвет фигуры), карточку с большим домиком (размер фигуры).
    Литература: Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76.

    Игра «Помоги фигурам попасть в домик» для детей 5-6 года жизни .

    Цель игры: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры.
    Игровой материал: картонная коробка, в которой прорезаны отверстия треугольной, круглой, квадратной, прямоугольной и овальной формы; наборы геометрических фигур (для детей 5-го года жизни педагог готовит подносы с набором фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник (при условии, что дети уже познакомились с данными фигурами), а для детей 6-7 лет включить в набор овал).
    Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Он показывает детям коробку с отверстиями и говорит: «Посмотрите, какой интересный домик. Как вы думаете, кто здесь живёт. Правильно, в этом домике живут геометрические фигуры. Каждая фигура может зайти только в свою дверь, похожую по форме на фигуру. Давайте поможем фигуркам попасть в домик». Дети получают по одной геометрической фигуре, называют их и по очереди опускают в прорези (двери) соответствующей формы. Воспитатель уточняет: «Какую фигуру ты опустил в домик? Какой формы была дверь?»
    Литература: Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992.

    Дидактическая игра «Подбери фигуры для зверят» для детей 4-6 года жизни.

    Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
    Игровой материал:
    - набор геометрических фигур для детей 3-4 лет: круг, квадрат, треугольник;
    - набор геометрических фигур для детей 4-5 лет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
    - набор геометрических фигур для детей 5-7 лет: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
    - карточки с изображением зверят, рядом с которыми нарисованы контуры геометрических фигур, совпадающих по форме с фигурами из наборов.
    Ход игры.
    Дети сидят за столами, перед каждым ребёнком лежит карточка с изображением зверька, рядом с которым нарисованы контуры геометрических фигур, и подносик с геометрическими фигурами. Воспитатель показывает детям фигуры, дети их называют. Дает задание: «Дети, с вами хотят поиграть зверята. Расскажите, кто пришел к вам в гости». Каждый ребёнок называет своего животного (бельчонок, мишка, лисичка, слоненок и т.д.) Воспитатель продолжает: «Рядом со зверятами нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры лежат на подносиках. Помоги зверятам разложить все фигуры так, чтобы они подошли друг к другу по форме». Дети берут фигуры с подносов и накладывают их на контуры фигур. В конце игры спросить детей: «Какие фигуры подобрали для мишки (лисички, зайчонка и т.д.)?»

    Дидактические игры по развитию

    геометрических фигур в старшей группе

    1. Игра «Что подходит?»

    Цель:

    Материал:

    Содержание игры:

    2.

    Цель.

    Материал.

    Ход игры.

    3 . Игра « Назови одним словом»

    Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

    Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

    Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры, одним словом.

    4. Игра «Назови геометрическую фигуру»

    Цель. Учить зрительно, обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

    Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.

    Ход игры.

    Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

    5.Игра «. Подбери по величине»

    Цель:

    Материал:

    Содержание игры:

    6. Игра «Что подходит?»

    Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом.

    Материал: Четыре четырехугольника, три треугольника, цифры «3», «4».

    Содержание игры: Детям даны два четырехугольника и два треугольника, они делят фигуры на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника, у каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла).

    7.Игра «. Подбери по величине»

    Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).

    Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров большие и маленькие.

    Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга - маленькие.

    8.Игра «Найди такой же»

    Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

    Дидактические игры на тему: «Геометрические фигуры»

    Дидактическая игра «Геометрическое лото»

    для детей от 3 до 5 лет.

    Описание игры. Дидактическая игра «Геометрическое лото» предназначена для воспитателей второй младшей и средней групп, а также для дошкольников от 3 до 5 лет. Игра может быть легко выполнена родителя и использоваться дома для обучения работать со схемами, развития у ребёнка логики, образного мышления, воспитания усидчивости и внимания.
    Состав игры: геометрические фигуры разных цветов и размеров, схемы предметов, животных.

    Игра предназначена как для занятий с одним ребёнком, так и с 2-3 детьми.
    Цель игры: в игровой форме научить детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа.
    Ход игры: Начинать лучше с одной схемы. Пусть ребёнок из имеющихся геометрических фигур подберёт к ней подходящие по цвету и размеру и наложит на схему.
    Игра содержит как простые, так и более сложные схемы, что позволяет научить дошкольника работать со схемами, закрепить знание геометрических фигур, дать представление о том, что фигуры могут быть разных цветов и размеров, развить у него образное и логическое мышление, воспитать усидчивость и внимательность.
    Пример работы со схемой.
    1.Совместно с воспитателем ребёнок рассматривает схему и определяет что на ней изображено.
    2.Называются геометрические фигуры, имеющиеся на схеме. Называется их цвет и размер.
    3.Подбор необходимых геометрических фигур и заполнение схемы.
    схема "Неваляшка"

    Конечно же схемы к этой игре могут постоянно дополняться. А в старшем возрасте можно попробовать составлять с дошкольниками изображения без схем, самостоятельно, придумывая что-то своё. Что будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию полученных умений.

    Ориентировка в пространстве

    Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

    Взять лист бумаги и приготовить для работы картонные геометрические фигуры.

    Поставь квадрат в правый верхний угол.
    Поставь круг в середину листа.
    Поставьте треугольник в левый нижний угол.
    Поставьте овал в левый верхний угол.
    Поставьте треугольник в правый нижний угол.

    Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
    Сколько треугольников в елочке зеленой,
    Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

    Сколько на тарелке овальных пирожков,
    Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

    Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
    Столько приседаний выполни скорей. (4)

    На полке сколько круглых ваз.
    В ладоши хлопни столько раз. (1)

    Сколько квадратных флагов повесили для нас,
    Столько поворотов выполни сейчас. (2)

    Игра НАЗОВИ УЛИЦЫ ГОРОДА

    Цель:

    · обобщить знания детей об известных признаках: цвет, форма, размер;

    · познакомить детей с новым видом деятельности – моделированием.

    Оборудование:

    · цветные фломастеры;

    · таблички: «Цвет», «Форма», «Размер».

    Педагог показывает главный город страны Геометрия, выполненный с помощью аппликации:

    Этот город ещё очень молодой. Все фигуры в этом городе расселились по улицам, но не успели дать им названия. Давайте им поможем. Интересно, как можно назвать первую улицу, идущую сверху вниз?
    - Треугольная.
    - Почему вы ее так назвали?
    - Потому что на ней живут только треугольники.

    - Формой.
    - Какая у них форма?
    - Треугольная.
    - Что же можно нарисовать на табличке этой улицы?
    - Треугольник.
    - Правильно!

    Сверху на табличке педагог рисует треугольник. Та же самая работа проводится и для всех остальных улиц, идущих сверху вниз.

    А эту улицу как назовем? (Показывает верхнюю улицу, идущую слева направо.)
    - Красная.
    - Почему вы её так назвали?
    - Потому что все фигуры на этой улице красные.
    - Чем же похожи все эти фигуры?
    - Цветом.
    - Что нарисуем на табличке?

    Дети в небольшом замешательстве, но потом соображают, что нужно нарисовать бесформенное пятно красного цвета. Аналогично разбираются и все оставшиеся улицы.

    А теперь скажите мне, какие все эти фигуры? (Показывает все маленькие фигуры.)
    - Маленькие.
    - А остальные?
    - Большие.
    - Чем же они отличаются?
    - Размером.
    - И так давайте ещё раз вспомним, по каким признакам отличаются все фигуры, живущие в этом городе.
    - По форме, цвету и размеру.

    Вывешиваются три таблички, и дети пытаются сами объяснить, почему именно такие значки изображены на этих табличках:

    Игра ОТГАДАЙ ФИГУРУ ПО ЗАГАДКЕ

    Цель:

    · развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.

    1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.

    Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.

    2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).

    Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме - пятиугольная, по цвету - зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.

    Игра ЗАСЕЛИ ФИГУРУ НА СВОЙ ЭТАЖ

    Цель:

    · совершенствование умения выполнять анализ и синтез.

    Оборудование:

    · аппликация дома,

    · мешочек с некоторыми фигурами из набора.

    Перед игрой необходимо внимательно посмотреть на дом и выяснить, каким образом поселились фигуры. Какие фигуры живут на первом этаже, на втором и на третьем? На первом этаже поселились красные фигуры, на втором – треугольные, а на третьем – маленькие. Задача детей заселить в дом фигуру, которую они вытягивают из мешочка.

    Перед тем как её заселить, ребёнок должен рассказать, на каком этаже может жить его фигура и почему. Например, если ребёнок вытягивает маленький красный квадрат, то у него должен получиться такой рассказ: «Моя фигура может жить на третьем этаже, потому что она маленькая, и на первом, потому что она красная».

    Игра ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ДОМИНО

    Цель:

    · научить находить похожую фигуру по любому признаку.

    Раздаточный материал:

    · карточки со всеми цветными геометрическими фигурами (24 шт.).

    1 вариант - дети садятся за один стол. Все карточки раздаются детям. Задача детей - выкладывать по очереди свои карточки, называя, чем похожа его фигура на последнюю. Только в этом случае ребёнок может выставить свою карточку. Кто первый выложит все фигуры, тот и выигрывает.

    2 вариант – признак, по которому дети должны выставить свою фигуру только один, и он всё время меняется. Например, сначала нужно выложить фигуру, похожую цветом. Следующий игрок должен выложить фигуру, похожую формой, следующий - размером и опять цветом, формой и размером.

    Игровое упражнение НАПИШИ ПИСЬМО-ИНСТРУКЦИЮ

    Цель:

    · познакомить детей с элементом действия моделирования – кодированием признаков геометрических фигур.

    Оборудование:

    · аппликация домика,

    · листы с таблицей по количеству детей.

    Ребята, сегодня мы с вами будем писать письмо-инструкцию для детей другой группы. Что такое письмо, вы знаете, а что такое инструкция? Это такое письмо, в котором рассказывается, как нужно правильно что-то собрать или сделать. Сегодня мы с вами напишем инструкцию – как сделать вот такую аппликацию.

    Дети рассказывают, какие фигуры и в каком порядке необходимо наклеить.

    Нам осталось все это записать. Но, проблема состоит в том, что дети этой группы не умеют читать, поэтому письмо это мы зашифруем с помощью таблицы.

    Педагог работает на доске, а дети – на листочках.

    Скажите, что должны учитывать дети, прежде чем вырезать эти фигуры? (Цвет, форму и размер.) Тогда давайте договоримся, что в первом столбике мы будем указывать цвет, а чтобы не забыть, нарисуем значок. Во втором столбике мы будем указывать форму, нарисуем значок для формы, а в третьей колонке будем указывать размер - нарисуем значок размера. Все маленькое мы будем обозначать маленьким домиком, а все большое – большим.

    Давайте по порядку зашифруем все фигуры, которые нужно вырезать и наклеить.

    Дети вместе с педагогом зашифровывают все фигуры, кроме последней. Последнюю фигуру дети зашифровывают самостоятельно. В результате у детей получается вот такое письмо-инструкция.

    Игровое упражнение СРАВНИ ДВЕ ФИГУРЫ

    Цель:

    · подвести детей к необходимости выделения основания сравнения при сравнении двух фигур;

    · познакомить детей с алгоритмом действия сравнения.

    Оборудование:

    · карточки с признаками геометрических фигур,

    · набор цветных фигур по количеству детей.

    Ребята, как-то неделю назад, между двумя мальчиками возник спор. Один мальчик говорил, что эти две фигуры одинаковые, а другой - разные. (Показывает два круга, отличающиеся по цвету.) Как вы думаете, кто из них прав?
    - Прав и тот и другой, так как по форме и размеру они одинаковые, а по цвету они разные.
    - Так от чего же будет зависеть правильность ответа? … Наверное, от того, по какому признаку мы будем их сравнивать? Сейчас я вам покажу ещё две фигуры. Скажите, чем эти фигуры похожи и чем отличаются? (Карточки с признаками фигур висят на доске.)

    Работа с набором цветных фигур:

    Покажите две фигуры, которые похожи только цветом; только формой; только размером.
    - Покажите две самые непохожие фигуры.
    - Выберите из набора две любые фигуры и составьте про них рассказ, то есть расскажите, чем они отличаются и чем похожи.

    Игра ДОРОЖКА ИЗ ФИГУР

    Цель:

    · совершенствование действия сравнения.

    Раздаточный материал:

    · островки из картона,

    · модели трёх героев,

    · наборы цветных геометрических фигур по количеству детей.

    Игра проходит на ковре. Ковер – это большое болото. Задача детей - помочь трём любым героям перебраться через это болото. Посреди болота есть островки. Дети, выкладывая дорожку между островками из цветных геометрических фигур, помогают каждому герою в отдельности.

    Для первого героя нужно выложить дорожку так, чтобы соседние фигуры обязательно отличались цветом. Перед тем как герой пройдёт по дорожке, идёт проверка правильности выложенной дорожки педагогом или одним из детей. Для второго героя соседние фигуры должны отличаться цветом и формой, а для третьего – цветом, формой и размером.

    Игра УЗНАЙ ФИГУРУ

    Цель:

    · совершенствование действия анализ и синтез;

    · формирование понятия об отрицании некоторого признака.

    Раздаточный материал:

    · набор цветных геометрических фигур,

    · три карточки (с одной стороны – плюс, с другой – минус).

    Для начала необходимо запомнить первый вопрос. Является ли фигура кругом?

    Чтобы дети не забыли вопрос на доске рисуется круг. Какой может быть ответ? «Да» или «нет».

    Ответ «да» вы будете показывать карточкой со знаком «+», а ответ «нет» - со знаком «-». Сейчас я вам покажу фигуру, а вы ответите на данный вопрос с помощью карточки.
    - А теперь наоборот, я буду сам отвечать на данный вопрос, а вы - показывать фигуру, которая подходит для этого ответа.

    На доске педагог рисует «плюс», а затем «минус».

    Теперь игра усложняется вторым вопросом. Является ли фигура красной? (На доске рисуется красное пятно.) И сейчас вам нужно будет отвечать сразу на два вопроса - двумя карточками, выкладывая их на парте.

    Принцип игры тот же: сначала детям показывается фигура, они в свою очередь отвечают на два вопроса с помощью карточек, затем педагог рисует коды разных ответов (+-; ++; +-; -), а дети показывают нужную фигуру.

    Затем игра усложняется третьим вопросом: «Является ли фигура большой?»

    Возможные коды: (+++) (++-) (+-) (+-+) (-) (-+-).

    Игровое упражнение ЧТО ЛИШНЕЕ?

    Цель:

    · развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.

    Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:

    Почему она лишняя?
    - Чем отличается эта фигура от всех остальных?

    Игра ПУМ-ПУМ

    Количество участников: 6-7 человек.

    Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур

    · 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;

    · 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;

    · 2 треугольника: большой желтый и маленький красный

    Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».

    Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.

    Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических

    развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

    Оборудование : набор геометрических фигур.

    Игровое правило : находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

    Ход игры:

    1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
    2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
    3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

    Цель

    умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

    размера и находить среди них такие же;

    развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

    Оборудование : маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

    отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

    треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

    Игровое правило : маленькие карточки раздаются каждому играющему;

    по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

    поискать такую же в обручах;

    по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

    Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

    После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

    Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

    Цель : формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

    умение применять зрительное обследование формы, создавать

    зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

    развивать внимание, память;

    воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

    деятельности.

    Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

    квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

    штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

    – разного цвета);

    образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

    дети (треугольник, квадрат, круг).

    Игровое правило : выполняют поручение только те дети, кого вызвал

    воспитатель;

    прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

    представить, что нужно найти;

    искать фигуру только на своем столе;

    выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

    Ход игры:

    Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

    Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

    Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

    Цель : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

    формировать умение различать и правильно называть некоторые

    геометрические фигуры;

    сравнивать их по величине;

    закреплять знания цветов.

    Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

    разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

    овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

    Игровое правило : брать только по одной геометрической фигуре и класть в

    нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

    Размести «жильцов» в домики.

    По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

    По форме (в красном домике – круги и т.д.).

    По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

    Цель : учить детей находить расположение фигур на рисунке;

    различать круг, квадрат, треугольник;

    последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

    геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

    закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

    том же порядке на двух карточках, составляют пару;

    развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

    разные, одинаковые).

    Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

    последовательности круг, квадрат, треугольник.

    Игровое правило : Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

    парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

    Выигрывает тот, кто не ошибается.

    Ход игры:

    1 вариант.

    Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

    2 вариант.

    Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

    Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

    Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

    Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

    Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

    геометрические фигуры;

    развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

    моторику, речь.

    Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

    Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

    и только потом брать другую.

    Ход игры:

    Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

    Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

    В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

    Цель : развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

    цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

    закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

    фигуры по размеру;

    развивать внимание, мыслительные операции.

    Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

    геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

    Игровое правило : брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

    Ход игры:

    1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

    2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

    3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

    Цель

    квадрате), об основных цветах;

    операции.

    Оборудование:

    Игровое правило

    Ход игры:

    Цель : формировать представления геометрических фигурах, умение

    составлять целое из частей;

    закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

    развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

    вкладыши.

    Игровое правило : ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

    право (от простого к сложному).

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

    Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

    Игру можно повторять несколько раз.

    Цель : формировать умение различать предметы по форме и размеру;

    развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

    Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

    геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

    фигур разного размера, цвета и формы.

    Игровое правило : брать только по одно карточке и находить ей свое место.

    Ход игры:

    Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

    Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

    «Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

    Цель : формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

    форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

    квадратом и прямоугольником);

    развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

    Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

    предметными картинками.

    Игровое правило : перед ребенком хаотично раскладывают карточки

    картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

    определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

    правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

    Ход игры:

    Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

    «Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

    Цель : учить сравнивать предметы по величине,

    закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

    развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

    словарный запас

    Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

    предметов и геометрических фигур.

    Игровое правило : ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

    большой карте.

    Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

    большой карте.

    Ход игры:

    Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

    Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

    Цель : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

    квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

    формировать умение создавать образ предмета из геометрических

    развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

    операции.

    Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

    из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

    Игровое правило : ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

    из которых составлены предметы на его карточке.

    Ход игры:

    1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

    2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

    3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

    4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

    Дидактическая игра «Что тебе дать? »

    Цель : закреплять знание геометрических фигур;

    развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

    фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

    геометрические фигуры.

    Игровое правило : называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

    Ход игры:

    Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

    Варианты

    1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

    2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

    Дидактическая игра «Сложи фигуру»

    Цель : закрепить знание геометрических фигур,

    упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

    развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

    сравнивать, мелкую моторику рук.

    Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

    фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

    Игровое правило : ребенок выбирает части только одной какой-либо

    геометрической фигуры, берет другие части только после

    выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

    Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

    предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

    развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

    Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

    Игровое правило : сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

    брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

    фигуре по форме.

    Ход игры:

    В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

    Цель : развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

    мыслительные операции;

    закрепить знание геометрических фигур.

    Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

    игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

    Игровое правило : Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

    Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

    Ход игры:

    1 Вариант.

    Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

    Какие геометрические фигуры были использованы?

    Сколько тех или иных фигур потребовалось?

    Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

    2 Вариант.

    Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

    Цель : продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

    умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

    на плоскости;

    закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

    различать изученные геометрические фигуры;

    развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

    воспитывать желание заниматься математикой.

    Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

    геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

    разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

    геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

    магнитной основе).

    Игровое правило : ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

    определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

    Ход игры:

    Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

    Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

    Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

    Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

    Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

    Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

    Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

    Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

    Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

    (Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

    Описание дидактических игр, которые можно использовать при формировании геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая игра: «Разложи фигуры»

    Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических

    Фигурах,

    Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

    Оборудование : набор геометрических фигур.

    Игровое правило : находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

    Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

    Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

    Дидактическая игра: «Найди свой домик»

    Цель

    Умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

    Размера и находить среди них такие же;

    Развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

    Оборудование : маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

    Отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

    Треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

    Игровое правило : маленькие карточки раздаются каждому играющему;

    По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

    Поискать такую же в обручах;

    По сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

    Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

    После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

    Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

    Дидактическая игра «Принеси и покажи»

    Цель : формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

    Умение применять зрительное обследование формы, создавать

    Зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

    Развивать внимание, память;

    Воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

    Деятельности.

    Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

    Квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

    Штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

    – разного цвета);

    Образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

    Дети (треугольник, квадрат, круг).

    Игровое правило : выполняют поручение только те дети, кого вызвал

    Воспитатель;

    Прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

    Представить, что нужно найти;

    Искать фигуру только на своем столе;

    Выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

    Ход игры:

    Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

    Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

    Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

    Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

    Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

    Цель : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

    Формировать умение различать и правильно называть некоторые

    Геометрические фигуры;

    Сравнивать их по величине;

    Закреплять знания цветов.

    Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

    Разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

    Овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

    Игровое правило : брать только по одной геометрической фигуре и класть в

    Нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

    Размести «жильцов» в домики.

    По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

    По форме (в красном домике – круги и т.д.).

    По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

    Дидактическая игра «Найди пару»

    Цель : учить детей находить расположение фигур на рисунке;

    Различать круг, квадрат, треугольник;

    Последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

    Геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

    Справа;

    Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

    Том же порядке на двух карточках, составляют пару;

    Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

    Разные, одинаковые).

    Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

    Последовательности круг, квадрат, треугольник.

    Игровое правило : Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

    Парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

    Выигрывает тот, кто не ошибается.

    Ход игры:

    1 вариант.

    Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

    2 вариант.

    Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

    Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

    Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

    Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

    Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

    Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

    Геометрические фигуры;

    Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

    Моторику, речь.

    Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

    Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

    И только потом брать другую.

    Ход игры:

    Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

    Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

    В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

    Дидактическая игра «Сложи узор»

    Цель : развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

    Цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

    Закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

    Фигуры по размеру;

    Развивать внимание, мыслительные операции.

    Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

    Геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

    Игровое правило : брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

    Ход игры:

    1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

    2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

    3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

    Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

    Цель

    Квадрате), об основных цветах;

    Форм;

    Операции.

    Оборудование:

    Игровое правило

    Ход игры:

    Дидактическая игра «Собери целое из частей»

    Цель : формировать представления геометрических фигурах, умение

    Составлять целое из частей;

    Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

    Цвету;

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

    Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

    Вкладыши.

    Игровое правило : ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

    Право (от простого к сложному).

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

    Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

    Игру можно повторять несколько раз.

    Дидактическая игра «Собери фигуры»

    Цель : формировать умение различать предметы по форме и размеру;

    Развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

    Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

    Геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

    Фигур разного размера, цвета и формы.

    Игровое правило : брать только по одно карточке и находить ей свое место.

    Ход игры:

    Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

    Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

    «Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

    Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»

    Цель : формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

    Форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

    Квадратом и прямоугольником);

    Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

    Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

    Предметными картинками.

    Игровое правило : перед ребенком хаотично раскладывают карточки

    Картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

    Определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

    Правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

    Ход игры:

    Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

    «Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

    Дидактическая игра «Сравни и подбери»

    Цель : учить сравнивать предметы по величине,

    Закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

    Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

    Словарный запас

    Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

    Предметов и геометрических фигур.

    Игровое правило : ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

    Большой карте.

    Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

    Большой карте.

    Ход игры:

    Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

    Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

    Цель : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

    Квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

    Формировать умение создавать образ предмета из геометрических

    Форм;

    Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

    Операции.

    Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

    Из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

    Игровое правило : ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

    Из которых составлены предметы на его карточке.

    Ход игры:

    1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

    2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

    3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

    4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

    Дидактическая игра «Что тебе дать ? »

    Цель : закреплять знание геометрических фигур;

    Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

    Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

    Фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

    Геометрические фигуры.

    Игровое правило : называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

    Ход игры:

    Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

    Варианты

    1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

    2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

    Дидактическая игра « Сложи фигуру »

    Цель : закрепить знание геометрических фигур,

    упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

    Развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

    Сравнивать, мелкую моторику рук.

    Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

    Фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

    Игровое правило : ребенок выбирает части только одной какой-либо

    Геометрической фигуры, берет другие части только после

    Выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

    Дидактическая игра «Найди похожую фигуру»

    Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

    Предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

    Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

    Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

    Игровое правило : сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

    Брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

    Фигуре по форме.

    Ход игры:

    В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

    Дидактическая игра «Геометрический коврик»

    Цель : развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

    Мыслительные операции;

    Закрепить знание геометрических фигур.

    Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

    Игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

    Игровое правило : Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

    Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

    Ход игры:

    1 Вариант.

    Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

    Какие геометрические фигуры были использованы?

    Сколько тех или иных фигур потребовалось?

    Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

    2 Вариант.

    Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

    Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

    Цель : продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

    Умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

    На плоскости;

    Закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

    Различать изученные геометрические фигуры;

    Развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

    Воспитывать желание заниматься математикой.

    Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

    Геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

    Разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

    Геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

    Магнитной основе).

    Игровое правило : ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

    Определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

    Ход игры:

    Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

    Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

    Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

    Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

    Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

    Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

    (форму).

    Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

    Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

    Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

    (Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)