Войти
Игры. Головоломки. Оформление. Категории. Возраст. Инструкции. Гонки. Инструменты и система
  • Серия игр X-COM Xcom хронология игр
  • Плюсы,минусы и как вылечиться от вампиризма
  • Игра «Спликс ио Территория ио
  • Как сделать игральные карты своими руками: просто и быстро Как сделать карты из бумаги руками
  • История создания игры Первая в мире игра
  • Когда и почему шахматы стали считаться видом спорта?
  • Дидактическая игра правда или нет с целью. Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Подарок от профессора

    Дидактическая игра правда или нет с целью. Дидактические игры по безопасности жизнедеятельности в старшей группе. Подарок от профессора

    Снова к нам пришел К-М.. Посмотрите на него, какой он красивый. Не зря о нем говорят:

    Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище.

    Скажи нам, К-М., а чем ты вытираешься?

    Я умываюсь чисто и вытираюсь насухо язычком и мне не надо иметь полотенце!

    В.: Дети, а нам можно вытираться язычком?

    Давайте поиграем в игру «Да – нет-ка» и в ней расскажем К-М. о том, что можно делать во время умывания, а что – нет. Становитесь в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы – действие со словом «можно». Надо поймать мяч, ответить «да» или «нет» и бросить его обратно.

    Можно ли разбрызгивать воду? Можно ли закатывать рукава перед мытьем рук? Можно ли чистить зубы расческой? И т.д. последним должен быть вопрос: Можно ли вытирать руки полотенцем?

    Работа с учебным пособием (с.10)

    Предлагается рассмотреть картинку. Девочка и мальчик умылись. Чем им вытираться – не знают. Дайте мальчику самое узкое и короткое полотенце. (соединить линией) Найдите самое длинное и широкое полотенце. Украсьте его так как вам нравится. Дайте его девочке (соед.Линией) Соедините красными стрелками по порядку полотенца от самого узкого и короткого до самого широкого и длинного, а синими стрелкками – по порядку от самого широкого и длинного до самого узкого и короткого. Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма полотенца. Какой формы полотенце?

    Физкультурная пауза «Два хлопка»

    Выполняются движения согласно текста.

    Два хлопка над головой,

    Два хлопка перед собой,

    Две руки за спину спрячем

    И на двух ногах поскачем.

    Работа с учебным пособием (с.11)

    Загадываются загадки:

    1. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

    В руках её не удержать – и на коне не обогнать. (вода)

    2. Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

    И холодною водою живо я тебя умою. (кран с водою).

    Посмотрите что это? Девочка и мальчик умылись, а краны не закрыли и из них льется вода?! Непорядок! Воду надо беречь. Она - сокровище планеты Земля. К-М. рассказал, что на планете Считай-Отгадывай тоже есть вода и они её очень берегут – считают каждую каплю. Давайте поможем К-М. закрыть краны! Первым надо закрыть кран, к которому можно попасть, пройдя все клеточки с овалами. Проведите синюю линию по клеточкам с овалами и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю желтым карандашом. Вот таким знаком – «Х».

    Вторым надо закрыть кран, к которому можно попасть пройдя все клеточки с треугольниками. Проведите красную линию по клеточкам с треугольниками и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю красным карандашом., таким же знаком. «Х».



    К следующему крану надо идти по клеточкам с квадратами и зачеркнуть каплю зеленым карандашом.

    И последний кран по клеточкам с кругами синим карандашом.

    После выполнения задания, следующее задание.

    Пора навести порядок на полочках с гигиеническими принадлежностями. Посмотрите на верхнюю полку. Что лежит на первом месте справа? Вторым справа? Чтобы это узнать. Надо считать порядковым счетом, начиная с правой стороны (там где правая рука): на первом – зубная щетка, на втором – мыло. Которая по счету справа зубная щетка? Которое по счету справа мыло?

    А теперь считаем слева: на первом месте что лежит? А на втором? Которая по счету слева расческа? А которая по счету слева зубная паста?

    Посмотрите на нижнюю полку. Что изменилось?

    Игровое упражнение «Пойди и найди»

    Не все принадлежности мы положили К - М. на полку. Что-то спрятали в группе. Давайте найдем то, что спрятано в группе.

    Предлагается всем подойти и встать так, чтобы перед детьми был стол. Далее предлагается выполнять задания и двигаться, считая шаги: два шага вправо, два шага вперед, один шаг вперед, два шага влево и таки образом довести детей до места, где что-то спрятано (например до шкафчика). Затем предлагается: «Повернитесь так, чтобы шкаф был перед вами. Угадайте что лежит в шкафу?» (полотенце).

    Когда дети угадают, полотенце можно подарить К-М.

    Занятие 7. Осень.

    Образовательные задачи.

    “Количество и счет” Формировать представления: о множественных и единичных количествах; о числах “один” и “два”, их отношениях; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных признаков (принадлежности к понятию – мальчики, девочки);

    Умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах двух; определять итог счета; обозначать множественные и единичные количества словами “много” и “один”; количество из двух объектов – словом “два”, согласовывая его с названием предметов в роде и числе; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел “один” и “два”, обозначать их отношения словами “больше”, “меньше”, “поровну, по два”.



    “Величина”. Формировать представления: о параметрах величины (высота); о способах сравнения по высоте;

    Умения сравнивать по высоте изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (полоски), соблюдая правила использования посредника; использовать слова “Выше”, “ниже”, для обозначения отношений объектов по высоте.

    “Время”. Формировать представления: о порах года (осень): характерные явления природы, труд людей в саду, огороде, городе, деревне, характерная одежда людей осенью; о моделях времени (“поры года”: круг, разделенный на 4 равные части разного цвета: осень – желтая, зима-голубая, лето – красная, весна – зеленая).

    Умения группировать объекты по одному признаку (что бывает осенью в природе, что делают взрослые осенью, что созревает в саду осенью, во что одеваются люди осенью).

    Развивать: мышление, внимание, восприятие, пам"ять; действия: сравнения, группировки по одному, двум признакам; умение находить сходство и различие; любознательность; настойчивость; графические умения (провести линию).

    Воспитывать: культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

    Материал:

    Для дидактической игры “Когда это бывает” : фишки.

    Для дидактической игры “Найди свій дом”: 12 демонстрационных карточек с условными изображениями домов-капель – изображением разноцветных туч: больших и маленьких; раздаточный набор вырезанных из плотной бумаги или картона капель разного цвета и размера (по 2 капли – большая и маленькая шести цветов: красная, желтая, синяя, зеленая, коричневая, белая) – всего 12.

    Рис. 7. Пример оформления карточек-моделей обозначения величины и изображения капель

    Для работы с учебным пособием: модель пор года, разрезной материал (полоски).

    Ход занятия:

    Сегодня к нам пришел К-М., который пожаловался на то, что ему холодно, от дождя он весь промок, птицы куда-то улетают, листья с деревьев падают… Что это? Когда это бывает?

    Дидактическая игра “Когда это бывает?”

    У детей спрашиваются приметы осени по признакам: Что делают люди осенью на огороде? (в саду, в городе, в деревне)? Во что одеваются? Что созревает в саду? На огороде? Какая погода осенью? Что делают птицы? Звери? Что происходит с деревьями? Можно задавать вопросы в стихах:

    1. Пусты поля, молчит земля, день убывает, когда это бывает?

    2. Листья сыплются дождем, ветер с листьями играет,

    То поднимет, то бросает. Когда это бывает?

    3. Под ногами шелестят желтые листочки,

    Отцвели и засыхают поздние цветочки.

    Дождик землю заливает. Когда это бывает?

    Показывеется детям модель года, разделенная на 4 поры года с закрашенной желтым цветом одной частью. Объясняется, что груг – целый год. Она его часть закрашена желтым цветом – это осень. Предлагается посмотреть как К-М. прятался от осеннего дождя.

    Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

    Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

    Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

    Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.

    ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.

    Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.

    В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.

    В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.

    Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.

    Цели:

    1. Учить детей сужать поле поиска объекта в разных видах пространства, находить точку отсчета в пространстве.
    2. Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
    3. Самостоятельно находить группу предметов, с которыми можно играть, признак, по которому можно сужать поле поиска.

    Оборудование описано в конспекте.

    Ход занятия

    Организация Содержание
    Дети стоят перед столом, на котором стоит макет д/с.
    Плоскостная «Да-нет» на макете д./с находим загаданный объект, дети должны выйти на здание д/с, которое находится в центре макета.
    Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.
    Условие: не допускается перечисление объектов; принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина»,
    «право – лево».
    Оборудование: макет д/с.
    В.: с помощью первой игры вы найдете первое задание, на необычном занятии, а этих заданий будет несколько. Игра будет проходить на макете д/ с.
    В.: Я загадала объект, задавайте мне вопросы.
    Д.: Это в центре макета?
    В.: Да.
    Д.: Это здание д./с?
    В.: Да.
    Задание 1
    На здании д/с дети должны выйти на окно 10, окна среднего этажа на макете пронумерованы от1 до 22.
    Сначала дети играют на макете в плоскостную вертикальную «Да-нет».
    Игровая задача: отгадать объект. Загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
    Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
    Оборудование: макет д/с.
    В.: я загадала окно на здании д/с (макете), задавайте мне вопросы.
    Д.: это левая часть здания?
    В.: да.
    Д.: это средний этаж?
    В.: да верно, это средний этаж.
    Числовая «Да-нет».
    Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска.
    Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
    Оборудование:
    1 22
    Теперь отгадайте окна, на котором спрятано задание.
    В.: я загадала окна, задавайте мне вопросы.
    Д.: это 11?
    В.: нет.
    Д.: это больше 11?
    В.: да.
    Д.: это 17?
    В.: нет.
    Д.: это меньше 17?
    В.: да.
    Д.: это 14?
    В.: да это окно 14 и оно в нашей группе, найдите задание. Задание 2 лежит на подоконнике. Нашли задание.
    3.Задание 2
    Найти в игровой комнате стол, под которым спрятано задание 3
    Объемная «ДА – НЕТ»
    Игровая задача: отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
    Условие: не допускаются перечисление объектов, находящихся в комнате; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.
    В.: Я загадала объект, который находится в нашей игровой комнате, задавайте мне вопросы.
    Д.: это в передней части группы?
    В.: да
    Д.: это в правой части группы?
    В.: да
    Д.: это ниже уровня глаз?
    В.: да.
    Д.: это стол?
    В.: да. Ищите задание.
    4.Задание 3
    Разделиться на две команды по следующему принципу: слева от меня встанут дети, которые родились до 15 числа
    Справа от меня встанут дети, которые родились после 15 числа. Дети могут придумать или найти любой вид «ДА – НЕТ»
    Выполнив это задание, у нас получилось две команды. Каждая команда получает задание: найти или придумать свою игру «Да-нет» для команды соперников. Дети расходятся одна команда в приемную, другая в спальню.
    Дети, ушедшие в приёмную, нашли линейную «Да-нет».
    Вторая команда придумала плоскостную «Да-нет» (на столе), с помощью различных предметов, находящихся у педагога на столе.
    5. Рефлексия
    В.: в какие «Да-нет» мы играли?
    Д.: в линейную, объёмную, плоскостную (вертикальную, горизонтальную).
    В.: какое из заданий было самым сложным для вас?
    Д.: сложностей не было.

    Список литературы:

    1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2006.
    2. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

    Единственное, что понадобилось сделать, это объяснить слушателям, что между задачами для игры "Да-Нет", исследовательскими и криминалистическими задачами есть некоторое сходство. Что во всех этих задачах надо объяснить некоторое загадочное событие. А для этого задачу надо представить в виде противоречия (т. е. отчетливо сформулировать, в чем именно состоит невероятность) и разрешить это противоречие.

    Оказалось, что если преподаватель твердо выдерживает линию на поиск слушателями противоречий через анализ имеющихся ресурсов, а затем их разрешение, то задачи решаются значительно эффективнее. Это дало возможность наглядно показывать слушателям результативность работы с проблемой через противоречие.

    Задачи-ситуации - это задачи-"многоходовки", для решения которых надо разрешить не одно, а систему противоречий. Все это дает возможность выработать навыки работы со многими механизмами ТРИЗ (механизмами работы по полной схеме сильного мышления), важные при решении реальных задач и облегчающие процесс обучения в дальнейшем, когда начинается осознанное, детальное изучение этих механизмов.

    Таким образом, одна из линий процесса освоения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ условно разбивается на два перекрывающихся этапа:

    1. освоение комплексного использования механизмов решения задач без детализации их применения (на основе работы с игрой "Да-Нет");
    2. детальное изучение этих механизмов (с привлечением комплекса знаний ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ).

    Первый этап.

    На этом этапе значительная часть времени уделяется игре "Да-Нет". Эта фаза занимает от четверти до трети всего учебного цикла (120-160-ти часовой цикл обучения). Какая-то часть слушателей (особенно старших по возрасту) отсеивается на этом этапе, - им кажется это несерьезным.

    Еще одна важная линия этого этапа - знакомство с линией "моно-би-поли" и ЗРТС (законы развития технических систем - прим. Д.К.), точнее, с тремя законами: согласования, динамизации, идеальности (через динамизацию и согласование ставится задача повышения управляемости систем наиболее идеальными методами).

    Параллельно с этим идет введение в ТРТЛ. Часть задач связана с фактами из биографий ТЛ. Это позволяет сделать плавное введение в ЖСТЛ.

    Задачи для игры легко синтезируются на основе интересных фактов из жизни ТЛ.

    Для этого нужно просто загадочно подать факт (облечь некоторое событие в форму завуалированного противоречия) и предложить слушателям раскрыть все детали этого события. Например: "Он просил у нее звания капитана в ее армии. Она же сочла это за дерзость и резко отказала. Но она не дожила до того чтобы увидеть последствия своего решения. Кто были ОН и ОНА?".

    Второй вариант - просто описать тупиковую ситуацию, в которой оказался человек, и предложить слушателям найти выход из тупика. Для этого надо решить комплекс противоречий, выяснить и проанализировать имевшиеся в то время ресурсы и т. д. Например: "Оказавшись в чужой стране без средств к существованию слепой Ярошенко нашел способ выжить не прося милостыню. Как бы вы поступили в такой ситуации?" Другой пример: "Когда Огюст Пикар готовился к погружению в Марианскую впадину - самую глубокую точку мирового океана (более 11 километров глубины), - он столкнулся с проблемой аварийного всплытия. Надо было разработать абсолютно надежное устройство для крепления балласта и своевременного его сбрасывания. Все что он ни пробовал, могло отказать. Что бы вы предложили ему сделать, если бы встретились с ним в этот момент его жизни?"

    По этим схемам можно синтезировать не только задачи на основе фактов из биографий ТЛ, но и на основе любых других забавных и загадочных происшествий.

    Поначалу на занятиях преобладают задачи первого типа. Этим достигается несколько целей:

    1. непроизвольно идет обучение работе в коллективе, умению слушать друг друга, не устраивая базара, - это облегчает впоследствии работу при разборе уже серьезных технических задач, создает благоприятную, по-дружески шутливую атмосферу в группе;
    2. умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения. Это пригодится впоследствии и преподавателю на занятиях (меньше задают несущественных вопросов), и слушателям в процессе их самостоятельной работы (они учатся более целенаправленно искать нужную информацию);
    3. грамотно ставить вопросы невозможно без рассмотрения ситуации по многоэкранной схеме. Обдумывая вопрос, слушателю приходится двигаться по разным уровням абстракции понятий, видеть за частями целое, а целое - состоящим из частей. Здесь отрабатываются начальные навыки использования механизма абстрагирования-конкретизации, выделения оперативной зоны, оперативного времени и других оперативных атрибутов, через которые описываются объекты задачи. Это пригодится потом при освоении АРИЗ и при его использовании для решения нетрадиционных задач;
    4. на этом фоне постепенно вводятся некоторые понятия ТРИЗ без их четкого определения (ресурсы, оперативная зона, оперативное время, другие оперативные атрибуты, надсистема, подсистема, антисистема и т.д.);
    5. вырабатывается интуитивное понятие противоречивости ситуации и умение осознавать это. Что, в свою очередь, снимает неосознанный страх перед остро и противоречиво поставленной задачей. Быстрее проходят метания из одной крайности противоречия в другую. Начинается поиск решения, выходящего за пределы стереотипов и разрешающего противоречия. В этот момент слушатели получают информацию о наиболее общих принципах разрешения противоречий, предложенных Г. С. Альтшуллером (см. АРИЗ-85-В табл.2 п. 1-5), но несколько иначе подаваемых.

    Второй тип задач-ситуаций вводится постепенно, по мере овладения комплексом механизмов, необходимых для решения задач первого типа. В отличие от задач первого типа, в которых надо выяснить все детали вполне конкретной ситуации, это уже серьезные задачи, которые могут иметь несколько решений, не похожих на то, которое было найдено конкретным человеком. За нахождение таких нештатных решений можно дать приз и продолжить поиск решения-прототипа.

    На этом этапе делается больший, чем прежде, акцент на работу с противоречием, с ресурсами, на формулирование противоречивых требований к оперативным атрибутам имеющихся ресурсов, на использование наиболее общих принципов работы с противоречием (разложение противоречия на элементарные составляющие, формирование образа решения и его конкретизация на основе эффектов), на работу с механизмом абстрагирования-конкретизации.

    Для лучшего усвоения понятий "атрибут", "значение атрибута" и механизма абстрагирования-конкретизации слушатели получают информацию о морфологическом анализе, о фантограмме Г. С. Альтшуллера, о методе "Трех китов" (метод фантазирования, предложенный В. М. Цуриковым), о методе фокальных объектов и др., использующих различные механизмы преобразования значений атрибутов различных объектов.

    Как на первом, так и на втором этапе этой части занятий используется предложенная И.Л.Викентьевым игра - "Точка зрения". После того, как задача разгадана, слушатели разбиваются на небольшие группы (2-4 человека), которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов участников или свидетелей ситуации. Причем среди его свойств надо найти изюминку, отличающую данный объект от всех других (какие-то его характеристики, параметры, атрибуты) и определяющую его специфическую точку зрения на события. Выискивая такую изюминку, слушатели невольно анализируют большое количество атрибутов данного объекта (ресурса).

    Игра "Точка зрения" носит многофункциональный характер:

    • выработка некоторых навыков вживания в новую для себя ситуацию - метод эмпатии;
    • тщательный анализ ресурсов, имеющихся у объекта, отделение свойства объекта от его носителя и перенос этого свойства на себя или на другой объект.
      Образно говоря, выработка умения делать так, чтобы Чеширский кот (ресурс - носитель атрибута) из сказки Л. Кэрола, исчезал, а его улыбка (один из атрибутов, описывающих объект "Чеширский кот") оставалась и существовала сама по себе. Это одно из важнейших свойств нетривиального мышления.

    Неплохим подспорьем при объяснении сути игры может стать серия рассказиков, написанных от имени обитателей кухни Е. А. Гридневой, особенно если их дополнить рассказиками, написанными от имени объектов, далеких от образа человека.

    Например, от имени сахарного песка, лежащего в сахарнице, на булке с маслом, просыпанного на стол. Не от имени одной из названных групп песчинок сахара, не от имени одной из этих песчинок, а от имени всех их как единого множества, от имени всей их совокупности. Это ведь все один и тот же объект!

    Или другой рассказик от имени всего воздуха, всей атмосферы кухни или планеты, содержащего все это внутри себя, а не от имени какого-то локального небольшого объема.

    Или, возвращаясь к рассказикам Е.А.Гридневой, неплохо бы в описание ситуации от имени веника, живущего на кухне, ввести какие-то особенности его поведения, присущие щеточной конструкции (пучку веток, не одной ветки, а единого целого состоящего из множества веточек). Такого типа рассказы могут значительно повысить эффективность использования игры "Точка зрения" для обучения ТРИЗ.

    Второй этап обучения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ начинается тогда, когда слушатели усвоили основные принципы и механизмы решения задач. Этот этап занимает большую часть учебного цикла и посвящен освоению нюансов применения различных механизмов ТРИЗ и увязыванию их в единый комплекс, используемый в процессе решения задач по АРИЗ. Как уже говорилось, второй этап начинается до того, как закончится первый.

    На этом этапе начинается традиционное для ТРИЗ преподавание, но параллельно, в фоновом режиме, продолжается использование игры "Да-Нет". Надо сказать, что здесь описана схема работы с инженерами. Если слушатели семинара не инженеры, а педагоги, дети, бизнесмены или люди других неинженерных профессий, то игра "Да-Нет" становится основным инструментом обучения ТРИЗ-технологиям решения проблем на всем протяжении занятий. Независимо от категории слушателей, наряду с игрой, на этом этапе занятий проводится анализ проблем самих слушателей или проблем, предложенных слушателями. На этом этапе использование игры не прекращается, потому что:

    1. Игра "Да-Нет" - хороший тренажер для отработки навыков использования механизмов ТРИЗ в работе с реальными техническими задачами и навыков переноса этих методов на нетрадиционные для ТРИЗ задачи.
    2. Игра "Да-Нет" - такой же мощный инструмент развития сильного мышления, независимого от предметной области, как и методика построения сюжетов сказок, используемая Г. С. Альтшуллером на семинарах по ТРИЗ.

    Особенно хороши задачи для игры "Да-Нет", затрагивающие использование физэффектов. Сформулированные в виде, казалось бы, совершенно не имеющем никакого отношения к технике или физике, они заставляют слушателей многократно формулировать противоречия (задачи-"многоходовки"), уточнять исходную ситуацию, выявлять подзадачи, анализировать ресурсы (на предмет их способности осуществлять необходимые действия). В итоге такие задачи настолько трансформируются, что не имеют ничего общего с исходной постановкой. Это тоже дает эффект, - слушатели понимают, что решаемая задача постоянно трансформируется до тех пор, пока не исчезнут все подзадачи.

    Чтобы пройти цикл "задача-противоречие-разрешение противоречия" с помощью АРИЗ (если вовлекать в работу слушателей), требуется несколько учебных часов. Использование игры "Да-Нет" позволяет за полчаса этот цикл повторить порядка четырех-пяти раз. Все это позволяет закрепить у слушателей основную линию работы с задачей - поиск, обострение и разрешение противоречий; разбиение противоречия на составляющие (на основе анализа атрибутов имеющихся ресурсов); синтез абстрактного образа решения, и наполнение этого абстрактного образа конкретным содержанием (на основе эффектов, специфичных для данного типа ресурсов, для того типа ресурсов, на которых строятся описанные в задаче системы).

    Игра "Да-Нет" часто проводится в начале занятий, чтобы отвлечь слушателей от их текущих проблем и сосредоточить их внимание на предмете занятий. Таким образом, закрепление ориентации на линию работы с противоречием становится почти стандартной операцией каждого занятия во время первой половины семинара.

    После того, как эта линия твердо укрепилась в сознании слушателей, можно переходить к ее детализации. Первоначально это делалось с помощью АРИЗ-85-В, но оказалось, что основные механизмы АРИЗ тоже можно отрабатывать на игре "Да-Нет". Причем задача сама диктует, какой из механизмов применить. Например, если противоречие не удается сформулировать, то надо более пристально заняться ресурсами и их оперативными атрибутами (оперативной зоной, оперативным временем, ВПР и другими, ведь задачи не технические).

    Другой пример. Противоречие получилось, это говорит о том, что надо поработать с принципами разрешения противоречий - это поможет получить абстрактный образ решения.

    Образ решения получен, но для конкретизации необходима работа с эффектами, присущими имеющимся ресурсам, в том числе психологическими (если в задаче мы имеем дело с людьми).

    Допустим, что разрешение противоречия получено, получено и конкретное решение, но тут выясняется, что это решение конфликтует с одним из полученных ранее решений, а эти два решения необходимо использовать совместно, тогда опять беремся за новое противоречие и т. д.

    Практически идет нормальное решение нормальной сложной многоходовой задачи. Но за счет того, что используется нетехническая задача, и слушатели не отвлекаются на второстепенные детали, преподавателю легче показать суть метода. Наглядно видно, как ТРИЗ позволяет сужать поле поиска, выводя в область сильных решений.

    Но главный эффект состоит в том, что у слушателей при этом нет жесткой привязки к технике, а это, в свою очередь, не мешает им использовать ТРИЗ при встрече с нетехническими проблемами (это подтверждают сами слушатели).

    Таким образом, еще до начала работы с АРИЗ-85-В у слушателей четко откладывается общая схема работы с противоречием, которая необходима для качественного выполнения отдельных шагов АРИЗ. Это облегчает им понимание, а преподавателю - объяснение технических нюансов работы с АРИЗ. Все это и позволяет разрешить противоречие, сформулированное в начале статьи.

    В заключение надо добавить, что схема сильного мышления постоянно используется на занятиях минской городской экспериментальной школы ТРИЗ, как один из основных инструментов решения задач. По мере возможности все темы даются через эту схему. Все возникающие у слушателей проблемы решаются через противоречия, т. е. через анализ проблемы по восемнадцатиэкранной схеме сильного мышления.

    Собственно, это является главной задачей Минской экспериментальной школы ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ, - слушатели должны освоить работу с противоречием на основе многоэкранной схемы сильного мышления, опираясь на объективные явления, эффекты и закономерности развития систем (не только технических), адаптированные к конкретной ситуации.

    Конечно, нельзя утверждать, что всегда удается добиться стопроцентного успеха. Но есть признаки, по которым мы можем оценивать полученные результаты как успешные. Например, это то, что после каждого выпуска школы продолжается работа со слушателями, уже в индивидуальном порядке, по их собственному желанию. То, что в Лаборатории Изобретающих Машин (НИЛИМ) появляются хотя бы 1-2 новых студента (и неплохо при этом работают над проектом "Изобретающая Машина"), говорит о том, что разрабатываемый подход достаточно эффективен.

    Выводы:

    1. Игра "Да-Нет» - эффективный тренажер для отработки навыков использования механизмов ТРИЗ к работе с реальными техническими задачами и навыков переноса этих методов на нетрадиционные для ТРИЗ задачи.
    2. Игра "Да-Нет" - такой же мощный инструмент развития сильного мышления, не зависимого от предметной области, как и методика построения сюжетов сказок, используемая Г. С. Альтшуллером на семинарах по ТРИЗ.
    3. Эти две технологии развития мышления и навыков решения проблем в будущем могут стать одним из самых эффективных средств используемых на семинарах по ТРИЗ для слушателей самых разных специальностей.

    Пояснительная записка. Проблема раскрытия механизмов интеллектуального развития человека является одной из актуальных проблем современной психологии, хотя сама по себе она не нова. Данной проблеме посвящено множество психологических исследований, как за рубежом, так и у нас в стране. Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в работах таких отечественных ученых, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

    У детей семи лет формируется познавательный потенциал, развиваются мыслительные процессы, мотивация предметно-операциональной, игровой, трудовой, творческой деятельности и общения.

    Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в младшем школьном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А.В. Запорожец утверждал, что если соответствующие интеллектуальные качества не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства и младшего школьного возраста, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно.

    Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности детей семи лет, мы считаем, что именно в ней можно найти резервы, позволяющие осуществить интеллектуальное развитие ребенка. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

    Очень велико значение дидактической игры для интеллектуального развития детей. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Дидактические игры, используемые в работе с детьми, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Все это делает дидактическую игру важным средством интеллектуального развития детей семи лет.

    В настоящее время существуют противоречия между востребованностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях по интеллектуальному развитию современных детей семи лет посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этой проблемы в литературе. Все вышесказанное и определило разработку программы для интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр.

    Периодичность встреч 1 раз в неделю. Общая продолжительность программы - 3 месяца. Вся организованная деятельность выполняется в приемлемом для группы темпе. Каждое мероприятие рассчитано на 25-30 минут и начинается с игр на внимательность, которые позволяют сконцентрировать внимание, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую групповую работу.

    Посредством использования дидактических игр можно целеустремленно влиять на интеллектуальное развитие детей.

    Целью программы являлось интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр.

    Основными задачами программы являлись:

    • развитие сенсорных, интеллектуально-познавательных способностей детей;
    • обогащение словаря и развитие речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства;
    • развитие умений моделирования;
    • развитие мелкой моторики;
    • побуждение мотивации к успешной интеллектуально-познавательной деятельности.

    Теоретико-методологической основой для составления данной программы интеллектуального развития детей семи лет посредством дидактических игр, послужили работы как отечественных так и зарубежных ученных (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Дружинин, А.В. Бондаренко, А.И.Сорокина, А.П.Усова).

    • здоровъесберегающий - учет психофизиологических особенностей, создание психо-эмоционального благополучия ребенка;
    • деятельности (включение ребенка в субъект-субъектное взаимодействие во всех компонентах интеллектуально-познавательной деятельности);
    • универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия, установление связи, зависимостей и элементарных закономерностей);
    • вариативности (учет интереса и наклонностей детей).

    Программа интеллектуального развития детей посредством дидактических игр позволяет развивать визуальное, аудиальное, тактильное восприятие, память, внимание; развивать зрительно-пространственную ориентацию; развивать наглядно-образное, творческое и комбинированное мышление; строить логические цепочки, развивать произвольную сферу и согласовывать свою сферу с действиями взрослого и других детей.

    В Приложении 1 представлены рабочие тетради к программе "интеллектуальное развитие детей семи лет посредством дидактических игр".

    Основной блок дидактических игр в данной деятельности направлен на развитие интеллектуальных умений, таких как умение слушать и слышать, выделять главное (общее и отличительное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать.

    Программа интеллектуального развития включает в себя 3 этапа, которые реализуются в следующем порядке.

    Первый этап - ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

    Второй этап - развивающий (8 занятий). Цель этапа - развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

    Третий этап - закрепляющий (2 занятия). Цель этапа - Создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

    Более подробно этапы и тематика организованной образовательной деятельности представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Система организованной деятельности по интеллектуальному развитию детей семи лет

    Этапы интеллектуального развития Система организованной деятельности
    1 этап: ориентировочный

    (2 занятия)

    Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

    Дидактические игры: "Что изменилось?"; "Заполни ячейки"; "Домик"; "Подпрыгни на месте"; "Да -нет"; "Коврик".

    2 этап развивающий

    (8 занятий)

    Цель этапа - развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

    Дидактические игры: "выполни движение"; "Аналогии"; "Рисунок по клеткам"; "Слушай внимательно"; "Не ошибись"; "Дорисуй картинку"; "ДА и нет не говорите"; "Скажи правильно"; "Скопируй по точкам"; "Считай и делай"; "Продолжи предложение"; "Подбери пары"; "Запомни фигуры"; "Угадай как нас зовут"; "Соедини линии и точки"; "Кто здесь прячется?"; "Четвертый лишний"; "Запомним загадку"; "Почемучки"; "Незаконченное предложение".

    3 этап Закрепляющий:

    (2 занятия)

    Цель этапа - Создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

    Дидактические игры: "Запомни звук"; "Конкретизация понятий"; "Запоминание слов"; "Найди закономерность"; "Светофор"; "Вербальные аналогии".

    1 этап - Ориентировочный.

    1 занятие.

    Дидактическая игра "Что изменилось?"

    Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие с предметами: заменили бантик на косичке у куклы, поменяли туфли, расстегнули пуговицу, подняли правую (левую) руку; объяснять связно, что изменилось.

    Игровая задача. Замечать не только крупные предметы в комнате но и мелкие, замечать изменения происшедшие с предметами.

    Правила игры. Отгадывает, что изменилось, тот кому водящий бросает мяч. Если отгадал правильно, он становится водящим.

    Игровые действия. Водящий делает за ширмой различные изменения в предметах; бросает мяч тому, кто будет отвечать.

    Оборудование: Игрушки и предметы разного содержания, мяч.

    Ход игры.

    Педагог, обращаясь к детям, говорит: "Игра вам знакома. Но в этой игре,- предупреждает педагог детей, - надо быть особенно внимательным: изменения будут очень незаметными, вы все-таки постарайтесь их заметить и назвать. Первого ведущего выберем считалочкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому ведущий бросит мяч. Поэтому будьте все готовы быстро и правильно отвечать".

    Выбранный считалочкой ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с предметами и запомнить их. Затем, закрыв ширмой предметы (или предложив всем детям закрыть глаза), что-то изменяет в одежде, в расположении частей тела (поднята рука, повернута голова куклы и др.). Затем он убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на предметы. "Все готовы?"- спрашивает он у ребят и бросает мяч кому-нибудь из них. Тот ловит его и отвечает. Если ответ правильный, он становится ведущим.

    Изменение надо делать одно, чтобы игра проходила более динамично и большее число детей активно играли. Если же поймавший мяч не ответил, он платит фант, а в конце игры или на прогулке фанты отыгрываются.

    Дидактическая игра "Заполни ячейки".

    Дидактическая задача. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.

    Игровая задача. По аналогии видеть недостающие геометрические фигуры.

    Игровые действия. Действия с рабочими тетрадями.

    Правила игры. Посмотрев внимательно на задания в рабочей тетради, по аналогии до рисовать и заполнить пустые ячейки.

    Оборудование. Рабочие тетради и ручка.

    Ход игры.

    Дети заполняют пустые ячейки.

    Дидактическая игра "Домик".

    Дидактическая задача. Развитие мелкой моторики.

    Игровая действия. С помощью пальцев с сопровождающим текстом выполнять задание.

    Правила игры. Выполнение пальцами рук фигурки домика.

    Ход игры.

    Выполнение фигурки домик из пальцев с сопровождающим текстом:

    Дом стоит с трубой и крышей,

    На балкон гулять я вышел.

    (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (трубу, балкон)).

    Занятие 2.

    Дидактическая игра "Подпрыгни на месте"

    Дидактическая задача. Развивать внимание и слухо-речевую память.

    Игровая задача. Вспомнить и узнать профессии.

    Игровые действия. На слух отбирать профессии.

    Правила игры. Слушать внимательно слова произносимые педагогом, подпрыгивать на месте при названии профессии.

    Ход игры.

    Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит педагог: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, гроза, строитель, столяр, обруч, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод.

    Когда дети слышат название профессии - подпрыгивают.

    Затем педагог просит повторить названные профессии.

    Дидактическая игра "Да-нет"

    Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

    Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами "да" и "нет".

    Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.

    Ход игры.

    Вариант 1. воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название: почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами "да" или "нет". Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся,какой предмет в нашей комнате мы ему задаем. Он придет и будет у нас спрашивать,где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Саша скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

    Педагог выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: "Этот предмет на полу?"- "Нет".- "На стене?"- "Нет".- "На потолке?"- "Да".- "Стеклянный? Похож на грушу?" - "Да".- "Лампочка?"- "Да".

    Взяв на себя роль первого водящего, педагог учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет:

    Дети вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать.

    Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу,значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: "Стол?", "Стул?" Педагог в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: "Саша, мы тебе ответили,что предмет не на полу. А где находится стул, стол?"- "На полу". - "Нужно было их называть?"- "Нет". - "Ты узнал, что предмет на стене. Посмотри какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали", - предлагает педагог. "Он квадратный?" - "Да". - "В рамочке?"- "Да". - "На нем нарисованы цветы?"- "Да".- "Картина?"- "Да".

    Вариант 2. можно предложить боле сложный вариант. Педагог загадывает предмет, который находится за пределами комнаты:

    Предметов, дети, очень много и отгадать будет трудно, если вы не узнаете,на земле это или на небе, в доме или на улице, животное или растение.

    Если дети несколько раз играли в эту игру,они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: "В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?" Узнав что предмет на небе, он задает следующие вопросы: "Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце"

    По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут быть там.

    Дидактическая игра "Коврик"

    Дидактическая задача. Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и произвольное внимание.

    Игровое действие. В рабочей тетради дорисовать вторую половину коврика.

    Правила игры. В рабочей тетради на листе с заданием дорисовать узор коврика.

    Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, ручка.

    Ход игры:

    В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети дорисовывают вторую половину коврика.

    2 этап. Формирующий

    Занятие 3.

    Дидактическая игра "Выполни движение"

    Дидактическая задача. Развивать произвольное внимание, аудиальную память и моторную память.

    Игровая задача. Правильно выполнять движения.

    Правила игры. По инструкции педагога выполнять правильно движения.

    Ход игры.

    Педагог вместе с детьми встает на ковер и дает инструкцию: "Постарайтесь правильно выполнить движения. Если услышите название цветка- хлопните в ладоши, название птицы- взмахните руками, название дерева- положите руки на колени". Затем называет слова: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.

    Дидактическая игра "Аналогии"

    Дидактическая задача. Развивать словесно- логическое мышление.

    Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

    Правила игры. К перечисленным словам педагога подбирать слово - аналог.

    Ход игры.

    Педагог диктует слова. Дети подбирают слово-аналог.

    Корова- молоко, курица- :...

    Рыба- река, волк- ::..

    Пылесос- уборка, стиральная машина - ::.

    Яблоко - сад, огурец - ::

    Курица - цыпленок, медведь - :.

    Игла - шить, пила- :

    Автобус - водитель, самолет - :.

    Волк- волчонок, лиса-:

    Девочка - мама, мальчик - :.

    Дидактическая игра "Рисунок по клеткам"

    Игровая задача. Узнать что, получиться, рисуя по соответствующим адресам.

    Правила игры. Работать с рабочими тетрадями в соответствии инструкции.

    Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, ручка.

    Ход игры.

    В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием и объясняет, что рисовать крестики нужно в тех клетках таблицы, которые соответствуют "адресам", указанным ниже.

    В результате получается рисунок уточки.

    Занятие 4.

    Дидактическая игра "Слушай внимательно"

    Дидактическая задача. Развивать аудиальное восприятие и внимание.

    Игровая задача. Услышать повторяющиеся слова.

    Правила игры. Внимательно слушая педагога, выбрать часто повторяющиеся слова.

    Ход игры.

    Педагог диктует слова: кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, еж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать .

    Дети должны сказать, какое слово встречается чаще других.

    Дидактическая игра "Не ошибись"

    Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

    Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

    Игровое действие. Передача кубика.

    Ход игры. Педагог проводит с детьми беседу закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером,ночью.

    Вариант 1.

    Затем педагог предлагает игру:

    Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово "утро". Что вы назовете?

    Дети вспоминают:

    Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся.

    Правильно, -говорит педагог. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие ("иду в детский сад", или "делаю гимнастику", или "занимаюсь"); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!

    Педагог называет разные части суток, дети отвечают.

    Вариант 2. Педагог называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, вечер, ночь . Например, педагог говорит: "Завтракаю", - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: "Утром". Педагог: "Смотрю телевизор". Дети могут назвать два слова: "Днем", "Вечером".

    Дидактическая игра "Дорисуй картинку"

    Дидактическая задача.Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, учить ориентироваться в клеточном поле.

    Ход игры:

    В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает картинку и спрашивает, какое изображение получится, если дорисовать его правую часть. Дети дорисовывают по клеткам вторую половину свечи.

    Занятие 5.

    Дидактическая игра "Да" и "нет" "не говорите"

    Дидактическая задача.Развивать внимание и слуховое восприятие.

    Игровая задача. Узнать правильно ли отвечают на вопросы.

    Правила игры. Отвечать на вопросы педагога, ответом да или нет.

    Ход игры:

    Педагог по очереди задает детям по одному вопросу.

    Ты девочка (мальчик)?

    В школу ходишь?

    Птицы летают?

    Снег белый?

    Тебе шесть лет?

    Гуси мяукают?

    Сейчас зима?

    Ребенок должен отвечать на вопрос, не используя слова "да" и "нет".

    Дидактическая игра "Скажи правильно"

    Дидактическая задача. Учить сравнивать понятия, развивать внимание и словесно- логическое мышление.

    Правило игры. Ребенок должен понять, правильно ли педагог составил предложения, затем исправить ошибку и сказать предложение правильно.

    Ход игры.

    Педагог диктует каждому ребенку предложение.

    У Лены длинная юбочка, а у Тани юбочка синего цвета.

    Дерево высокое, а куст красиво цветет.

    Мел твердый, а творог сделан из молока.

    Птица летает, а рыба молчит.

    Великан большого роста, а гном носит колпак.

    Река широкая, а ручей мелкий.

    Дидактическая игра "Скопируй по точкам"

    Дидактическая задача. Развивать мелкую моторику рук и произвольное внимание.

    Правила игры. По точкам передать рисунок.

    Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, карандаш.

    Ход игры.

    В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

    Занятие 6.

    Дидактическая игра "Считай и делай"

    Дидактическая задача. Развивать координацию движений. Развивать произвольное внимание.

    Игровое действие. Определить содержание действия в соответствии с числом.

    Правило игры. Выполнять движение в соответствии с текстом.

    Ход игры.

    Дети вместе с педагогом встают на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом.

    Один - подняться, потянуться,
    Два - согнуться, разогнуться,
    Три - в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире,
    Пять - руками помахать.
    Шесть - на место тихо сесть.

    Дидактическая игра "Продолжи предложение"

    Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.

    Правила игры. Продолжить предложение прочитанное педагогом.

    Ход игры.

    Педагог диктует начало предложения, дети продолжают.

    Мама улыбнулась, потому что:..

    Петя громко вскрикнул, потому что:::..

    У Саши заболело горло, потому что:::..

    Девочка решила переодеться, потому что::::..

    Мама отругала сына, потому что::::::::.

    Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что:::..

    Дети сели в лодку, чтобы::::.

    Рабочие привезли кирпич, чтобы:::.

    Сережа подошел к ручью, чтобы::.

    Дидактическая игра "Назови соседей"

    Дидактическая задача: Развивать координацию, ловкость движений, уточнение математических представлений, развитие мелкой моторики.

    Игровая задача. Закрепить математические знания.

    Правила игры. Назвать соседей заданного числа.

    Оборудование. Мяч.

    Ход игры.

    Дети играют по двое. Ребенок берет в руки мяч и бросает его партнеру, называя число (от 0 до 10), поймавший мяч должен назвать "соседей" названного числа (на 1 больше, меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается - выбывает из игры.

    Занятие 7.

    Дидактическая игра "Путь кружочка"

    Дидактическая задача. Развивать зрительно- пространственную ориентацию и произвольное внимание.

    Правила игры. Нарисовать путь кружочка, опираясь на условные обозначения.

    Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, карандаш.

    Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети рисуют путь движения кружочка, опираясь на условные обозначения и схему пути.

    Дидактическая игра "Придумай предложение"

    Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

    Игровое правило. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

    Игровое действие. Передача камешка.

    Ход игры.

    Дети и педагог садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

    Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу, какое либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово "близко" и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: "Я живу близко от детского сада". Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему.

    Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, педагог помогает им.

    Дидактическая игра "Подбери пары"

    идактическая задача. Развивать логическое мышление.

    Правило игры. Из перечисленных слов педагога, назвать два слова образующих логическую пару.

    Ход игры. Педагог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова образующих логическую пару. Дети объясняют свой выбор.

    Книга, замок, часы, ключ, лес.

    Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.

    Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.

    Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.

    Чайка,стрекоза, чашка, булавка, блюдце.

    Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.

    Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.

    Занятие 8.

    Дидактическая игра "Запомни фигуры"

    Дидактическая задача. Развивать зрительную память.

    Игровая задача. Передать рисунок.

    Правила игры. Запомнить показанную карточку с фигурами, и нарисовать такие же фигуры и так же расположить.

    Оборудование. Карточку с фигурами, листы бумаги.

    Ход игры.

    Педагог предлагает поиграть в игру, показывает карточку с фигурами (образец) в течение 10 секунд, затем убирает ее. Дети должны нарисовать такие же фигуры и так же расположить их.

    Дидактическая игра "Угадай, как нас зовут"

    Дидактическая задача. Развитие речи (знакомить с буквами), словесного -логического мышления.

    Игровое правило. Узнать и вспомнить какие есть имена девочек и мальчиков.

    Правила игры. Посмотрев карточки, из представленных предметов составить из начальных букв имя девочки или мальчика.

    Оборудование. 10 картинок, на каждой из которых изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы, названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху.

    Ход игры.

    Например:

    Арбуз - ножницы - яблоко (Аня)

    Арбуз - санки - яблоко (Ася)

    Обруч - лопата - яблоко (Оля)

    Ножницы - игра - ножницы - арбуз (Нина)

    Лопата - игла - дом - арбуз (Лида)

    Ведро - арбуз - санки - яблоко (Вася)

    Ведро - арбуз - лопата - яблоко (Валя)

    Троллейбус - облако - лопата - яблоко (Толя)

    Ведро - арбуз - ножницы - яблоко (Ваня)

    Ведро - очки - ведро -арбуз (Вова)

    Дидактическая игра "Соедини линии и точки"

    Дидактическая задача.Развивать зрительно -пространственную ориентацию, ввести понятия "вне" и "внутри". Развитие мелкой моторики рук.

    Правила игры. Соединить все точки, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги внутри нее.

    Оборудование. Рабочие тетради с заданием,карандаш.

    Ход игры.

    В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

    Дети соединяют все линии и точки так, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги - внутри нее.

    Занятие 9.

    Дидактическая игра "Кто здесь прячется"

    Дидактическая задача: развитие смыслового запоминания и припоминания путем установления смысловых связей между предметами.

    Игровая задача. Обыгрывание картинок.

    Оборудование. Картинки с изображением предметов, палочка.

    Ход игры.

    Педагог раскладывает перед детьми в случайном порядке картинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыслового соотнесения, например, к слову "кукла" подойдет слово "платье"). Затем психолог переворачивает картинки. Один ребенок берет палочку и стучит по картинке: "Кто здесь спрятался?" Другой отвечает: "Это я, кукла". Психолог спрашивает: "Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке с изображением куклы?" Таким образом, обыгрываются все картинки. В заключение он просит кого-нибудь из детей назвать все спрятанные парные картинки.

    Дидактическая игра "Четвертый лишний"

    Дидактическая задача: развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация), умения обосновывать свои решения.

    Игровое действие. Назвать обобщающее слово.

    Оборудование. Картинки на классификацию.

    Ход игры.

    Педагог предлагает детям игру, в которой необходимо все изображения на картинках назвать одним словом или объединить их по какому-то признаку, а затем из слов (картинок) выбрать то, которое можно исключить. Дети должны обосновать свой вариант решения.

    Варианты слов (картинок):

    1) белка, заяц, лиса, еж (дикие животные). Можно исключить:

    а) ежа (он колючий);

    б) белку (живет в дупле на дереве);

    в) лису (она хищница);

    г) зайца (меняет цвет шкурки);

    2) стрекоза, комар, бабочка, пчела (насекомые). Можно исключить:

    а) пчелу (собирает нектар, получается мед);

    б) бабочку (красавица, большие крылья, их коллекционируют);

    в) комара (кусается, приносит много беспокойства людям);

    г) стрекозу (большие прозрачные крылья, стрекочет);

    3) яблоки, грибы, орехи, земляника;

    4) море, река, озеро, лужа.

    Дидактическая игра "Запомни картинки"

    Дидактическая задача: развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приема группировки.

    Игровая задача. Узнать алгоритм запоминания.

    Оборудование. Картинки по группам.

    Ход игры.

    Педагог предлагает поиграть в "запоминалки". Нужно запомнить все картинки. Как это лучше сделать?

    Дети с помощью педагога осваивают алгоритм запоминания:

    1) запомнить группы картинок: одежда - транспорт;

    2) запомнить по подгруппам: зимняя - летняя одежда; пассажирский - грузовой транспорт (проводятся игры: "Что изменилось?", "Какой группы картинок не стало?", "Какой картинки на данную тему не стало?");

    3) запомнить картинки каждой группы и место их расположения (психолог переворачивает картинки изображением вниз и предлагает кому-нибудь из детей назвать все их группы и подгруппы, другому - картинки на тему "Одежда", третьему - "Транспорт", затем просит назвать картинки в случайном порядке).

    В заключение дети должны назвать все картинки.

    Занятие 10.

    Дидактическая игра. "Запомним загадку"

    Дидактическая задача: развитие произвольности внимания.

    Игровая задача. Разгадывание загадок.

    Правила игры. Необходимо отгадать загадку, и нарисовать на листах ответ.

    Ход игры. Педагог читает детям загадку и просит быть внимательными. Необходимо не только ее отгадать, но и запомнить и нарисовать ответ.

    Прыг-скок, трусишка!

    Хвост - коротышка,

    Ушки - вдоль спинки,

    Глаза - с косинкой,

    Одежда - в два цвета:

    На зиму и лето.

    Дидактическая игра "Почемучки"

    Дидактическая задача: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свой вариант решения задания.

    Игровая задача. Найти ответ на интересующий вопрос.

    Правила игры. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них.

    Ход игры.

    Педагог предлагает детям поиграть в игру "Почемучки": задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Если дети затрудняются в формулировке вопросов, педагог демонстрирует несколько вариантов, например: "Для чего дети ходят в детский сад, школу?", "Почему взрослые работают?", "Зачем машине нужен бензин?", "Для чего нужен детям, взрослым велосипед?", "Что растет у вас на огороде?", "Какая на вкус редиска?" и т.д. Педагог учит детей задавать простые и сложные вопросы.

    Дидактическая игра "Незаконченное предложение".

    Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций.

    Игровое действие. Продолжить начало предложения, прочитанного педагогом.

    Ход игры.

    Педагог проговаривает начало предложения, а дети завершают.

    1. Если человек добрый, то он... .

    2. Если человек злой, то он... .

    3. Люди строят дома, чтобы... .

    4. Дети ходят в детский сад, чтобы... .

    5. Милиционер остановил машину, потому что... .

    6. Мальчик смеется, потому что... .

    7. Если помогать маме и папе, то... .

    8. В дом пришли гости, друзья, потому что... .

    9.Дети могут ссориться, потому что... .

    10. Если долго смотреть телевизор, то... .

    Педагог стимулирует попытки детей высказывать любые мысли, разные версии продолжения предложений.

    3 этап. Закрепляющий.

    Занятие 11.

    Дидактическая игра "Запомни звуки"

    Дидактическая задача: развитие слуховой памяти, сосредоточенности, внимания.

    Правило игры. Повторять воспроизведение хлопков и ударов педагога.

    Оборудование. Палочки на каждого ребенка.

    Ход игры.

    У детей по одной палочке. Педагог просит запомнить, сколько раз он хлопнет в ладоши и сколько ударит "молоточком" (палочкой) по столу (например, три хлопка и один удар). После каждого хлопка или удара дети воспроизводят звуки.

    Дидактическая игра "Конкретизация понятий"

    Дидактическая задача: развитие мыслительных операций (обобщение, классификация), формирование умений обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

    Правила игры. Разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом.

    Оборудование. Картинки с изображением посуды.

    Ход игры.

    Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка с блюдцем), котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом "посуда". Затем следует назвать каждую группу предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда - и объяснить, почему она так называется. Психолог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу - фарфоровая, керамическая, металлическая).

    Дидактическая игра "Запоминание слов"

    Дидактическая задача. Развитие произвольного запоминания, умения воспроизводить слова на основе смысловых связей.

    Ход игры.

    Педагог говорит: "Ребята, я буду произносить слова, а вы должны их запомнить. Подумайте, как это лучше сделать. Среди слов есть такие, которые подходят друг к другу". Слова для запоминания следует повторить два раза в том же порядке: "врач", "дом", "мотор", "нитки", "строитель", "больной", "машина", "иголка"; воспроизводить их дети могут в любом порядке. Сначала это будет механическое запоминание, поэтому нужно подсказать им прием логического запоминания на основе смысловых связей (слово "врач" подходит к слову "больной"). Затем дети будут находить смысловые связи сами (дом - строитель, нитки - иголка).

    Занятие 12.

    Дидактическая игра "Найди закономерность"

    Дидактическая задача: развитие логического мышления на основе перцептивных действий.

    Игровое действие. Дорисовывание картинок по основным принципам.

    Оборудование. Рабочие тетради с заданием, карандаш.

    Ход игры.

    Педагог предлагает дорисовать картинки. Для выполнения этих заданий дети должны усвоить основные принципы:

    1) в каждом последующем рисунке происходит увеличение элементов, в последней клеточке создается условный образ чего-либо;

    2) в каждом последующем рисунке происходит уменьшение элементов, в последней клеточке целостный образ распадается;

    3) при определении закономерности обращать внимание на чередование цвета.

    Дидактическая игра "Светофор"

    Дидактическая задача. Развитие наглядно-образного мышления.

    Правила игры. Нарисовать в клеточках кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

    Оборудование. Рабочие тетради с задание, цветные карандаши красного, зеленого, желтого цвета.

    Ход игры:

    Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо нарисовать в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

    Дидактическая игра "Вербальные аналогии"

    Дидактическая задача. Развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.

    Правила игры. Назвать слова, на основе аналогии.

    Оборудование. Доска, мел.

    Ход игры. Педагог пишет на доске слова, связанные логическими аналогиями - слева, а справа лишь одно слово вверху. Нижнее слово ребенок должен назвать сам.

    а) день =ночь

    б) бидон = чайник

    ночь = ? молоко = ?

    в) летчик = шофер

    г) топор = коса

    самолет = ? дрова = ?

    д) снег= лед

    Ведущий: Чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать правила питания. Я вам буду сейчас читать правила, и если вы согласны со мной, то поднимите зелёный кружок. Если нет - красный.

    Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

    Есть нужно в любое время, даже ночью.

    Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

    Есть надо быстро.

    Пищу нужно глотать не жуя.

    За столом нужно разговаривать, махать руками.

    Полоскать рот после еды вредно.

    Ведущий: Молодцы, ребята! Мы с вами повторили правила питания. Наш организм должен получать с пищей все, что ему необходимо для жизни. Чтобы ему помочь, надо регулярно кушать разнообразную пищу и пить воду.

    Ребята, давайте еще раз назовем Хрюше какие продукты полезны для нашего организма (дети называют).

    Хрюша, послушай речевку, которую наши дети проговаривают, чтобы не болеть, быть веселыми и жизнерадостными:

    Никогда не унываю

    И улыбка на лице,

    Потому что принимаю

    Витамины А, В, С!

    Хрюша, нет такого продукта, который содержал бы все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Весной и зимой необходимо покупать витамины в аптеке, т. к. в это время года в нашем организме витаминов мало становится, наше самочувствие ухудшается, и мы начинаем болеть. Поэтому нужно употреблять витамины. Они бывают в виде драже, таблеток, капсул (показывает).